Так говорил заратустра критика
«Так говорил Заратустра». Идея сверхчеловека.
«Так говорил Заратустра» — это, пожалуй, самое влиятельное и специфическое произведение Ницше — почти не поддается сколько-нибудь адекватным пересказу и изложению, если таковые должны быть краткими. Подзаголовок книги парадоксален: «Книга для всех и ни для кого». Имя «Заратустра» взято из восточных легенд и верований — с несомненной целью подчеркнуть отличие «жизненной мудрости», проповедуемой Заратустрой, от типично европейских норм, ценностей, догматов.
Завязка и стиль книги таковы. Когда Заратустре исполнилось тридцать лет, он покинул родину и ушел в горы, десять лет наслаждаясь одиночеством. Но вот он пресытился своей мудростью, сердце его обратилось к солнцу за напутствием и благословением сойти вниз, к людям. Он спустился с гор и встретил старца, который в отшельничестве своем искал Бога. Старец сразу заметил: чист взор Заратустры, на лице его нет отвращения. Не оттого ли идет он так, словно танцует? Старец, узнав о намерении Заратустры идти к людям, уговаривает его остаться в лесу. Но Заратустра отвечает: «Я люблю людей». И расставаясь со святым старцем, думает: «Возможно ли это?! Этот святой старец в своем лесу еще не слыхал о том, что Бог умер!».
Общение Заратустры с людьми — это серия искусно нарисованных Ницше житейских картинок и рассказанных Заратустрой притч морального, психологического, философского содержания. Так, расставшись со старцем, Заратустра устремился в город, который был за лесом. Народ собрался на базарной площади, чтобы поглазеть на плясуна на канате. Перед представлением Заратустра обратился к народу с речью-проповедью, которая должна была «учить о сверхчеловеке». В чем, как оказалось, смысл этого поучения? Природа развивается от червя к человеку, «но многое в вас, — обращается Заратустра к слушателям, — осталось от червя. Когда-то были вы обезьянами, и даже теперь человек больше обезьяна, чем иная из обезьян». Близость человека к природному, животному миру несомненна. Человек — сын земли. «Будьте верны земле», — проповедует Заратустра и уточняет: «но разве я велю вам стать призраком или растением?» Верность земле означает только, что нельзя верить «неземным надеждам». Это намек на религию, что снова заставляет Заратустру повторить: «Бог умер».
Он рассказал о «трех превращениях духа»: сначала дух сделался верблюдом, потом верблюд превратился во льва, а лев стал дитятей. Смысл этих символических превращений: сначала дух хочет испытать тяжесть своей ноши, хочет, чтобы его навьючили, подобно верблюду, и спешит в пустыню свою. Потом дух хочет обрести свободу и, подобно льву, стать господином. Однако дух-лев скоро понимает, что, наслаждаясь свободой, он не может стать духом-созидателем. Символ дитяти означает полное обновление духа, «начальное движение, священное утверждение».
О разных типах людей повествовал Заратустра — о тех, кто устремляется мыслью в потусторонние миры, о презирающих тело, о любящих войну. Он повествовал «о тысяче и одной цели»: перевидев много стран и народов, Заратустра убедился, что доброе у одного народа у другого народа считается злым. Люди не понимают друг друга. Они твердят о любви к ближнему, но любят только самих себя. Многие парадоксальные жизненные устремления обсуждает Заратустра — одни цепляются за жизнь, другие постоянно одержимы мыслью о смерти. Ни одну установку Заратустра не отвергает с порога, находя в ней хоть что-нибудь жизненное и правдоподобное. Но всегда находится решение, соответствующее учению Заратустры, а значит, главным устремлениям сверхчеловека. И потому образ сверхчеловека постоянно уточняется и обретает новые краски.
Рецензии на книгу Так говорил Заратустра
Всё-таки нужно иметь особую любовь к философским трактатам, чтобы наслаждаться этими произведениями, перечитывая их снова и снова, находя новые смыслы и оттенки мыслей.
Кто такой Заратустра? Мудрый учёный-философ, который познал истину о сверхчеловеке? Харизматичный сумасшедший, который смог найти себе последователей? В зависимости от личной точки зрения можно найти подтверждения и тому, и другому. Это то, чем не нравятся мне многие философские рассуждения: они легко меняются в зависимости от того, кто берётся их интерпретировать. Но и сила их тоже заключается в этом: можно найти тысячу и одну разные точки зрения на один и тот же предмет.
И всё-таки есть что-то в этом трактате манящее и привлекающее внимание. Может дело в бесконечном повторении «так говорил Заратустра в сердце своём», которое намекает на откровенность, даже обнажённость мыслей философа. Или просто в непривычной форме повествования. Однако, возвращаться к этому произведению не планирую.
#БК_2021 (Книга с полки «Хочу прочитать» человека, который расположен в рейтинге читателей после вас)
Книга для всех и ни для кого, так о ней выразился, собственно, сам автор.
Если переходить к общим сведениям, то эта книга о том, как жил был себе один человек, по имени Заратустра. Этот самый человек ходил по сёлам, проповедовал, наставлял людей на истинный путь, «открывал» глаза для верующих, говорил, что Бог умер и его больше нет, что нет смысла молиться и веровать в того, кого уже нет. В общем, занимался тем, что, как казалось ему, приносило пользу обществу. Ведь в «правде» суть. Также Заратустра искал сверхлюдей, чтобы они имели возможность продолжать дальше людской род, так как, как говорил сам Заратустра, люди не выживут и у них нет другого выхода, кроме как надеяться на сверхлюдей и их сверх возможности. Мрачноватая атмосфера, не так ли?
Если бы рецензия впитывала в себя только мои впечатления, то выглядела бы она довольно худо и скудно, так как впечатлений, как таковых, нет. Единственное, что произвело хоть какие-то впечатления, так это вещи, которые касались жизни и Бога. Порой, Заратустра говорил неплохие теории касательно вещей, о которых было сказано выше.
Мне кажется, что эту книгу можно полностью прочувствовать и оценить только в том случае, если её правильно понять. Причина этому банально проста, эту книгу можно перечитывать сотни раз, и всё равно не факт, что поймёшь всё, что написано в этой книге. Скорее всего вы не поймёте всего даже если прочтёте её на немецком языке, так как в примечаниях в конце книге написано, что в немецкой версии книга довольно мелодична и всё, что в ней описано, звучит, как песня, хоть Ницше и употреблял слишком грубые слова. К сожалению, в переводе этого оценить не выйдет, как бы переводчик не старался передать книгу очень близко к оригиналу.
@alyonaivanishko, странно.. потому что именно этим словом вроде как пыталась подчеркнуть, что на каком бы языке не читал книгу, то с первого раза не удастся вникнуть и придется перечитывать.. ну да ладно) буду стараться выражать свои мысли более понятно)
@bilochka, а я вот сейчас прочитала с этим смыслом и тоже всё легло)) такое бывает)) главное, что мы друг друга поняли))
Ещё от переводчика зависит, это целое искусство перевести правильно и методично.
Называй его как хочешь, он тот кем он должен быть. А сам он зовёт себя Заратустра.
Уже не раз замечала, что Его величество Случай играет важную роль в нашей жизни, в частности, я говорю о том, какие книги нам попадаются. Только что я писала в рецензии на Москва-Петушки, что я стремлюсь прожить эту жизнь, а не сделать вид, что живу её. И вот, мне попадается книга, мой незакрытый гештальт, которая рассказывает, как жить среди людей.
А может, мы просто видим то, что хотим видеть? В том числе и в книгах. Ведь нацисты увидели в идее о сверхчеловеке арийскую расу и. ну вы в курсе, что было дальше. Поговорить я хотела не об этом.
Кстати, если уж говорить о мировоззрениях, то я увидела в этой книге много от буддизма (который мне очень импонирует, как и идеи Ницше). Например, такие столпы идеи о сверхчеловеке, как изначальное неравенство людей, отсутствие бога и возможность возвыситься, перекликаются в буддизме с разной степенью просветления и с выходом из круга.
А может, я опять же вижу то, что хочу видеть.
Я читала, и каждый камушек фундамента моих взглядов расшатывался, доставался и перестраивался. Душевно это очень тяжело, но я наслаждалась, таяла от каждой мысли.
Пусть мир будет таким, какой есть. Но тренируй свой собственный разум.
Всё свобода! Ты можешь, ибо ты хочешь!
Начните сначала искать себя, а потом Заратустру.
@nuta2019, тогда иди подальше и приговаривая «я не хочу и никогда не хотела читать Ницше»))
@alyonaivanishko, уже шагаю! Почти маршевым шагом!
@nuta2019, а вообще, дядька ну архи крутой! Очень советую))
Я не могу похвастаться ни яркой внешностью, ни гениальным умом, ни каким-нибудь удивительным талантом. Так уж вышло, что я довольно заурядный человек. Но одно я знаю твёрдо. Кое в чём мне всё же повезло. Судьба меня часто сводит с интересными людьми, которые тем или иным образом оставляют след в моей жизни. Так было часто и с учителями, которые встречались мне на жизненном пути.
Одним из таких учителей была моя преподавательница философии в университете. Минуло уже почти 10 лет со дня нашей последней встречи, но я до сих пор вспоминаю о ней с чувством искренней признательности и неизменной улыбкой. Казалось бы, когда-то давно все современные науки и дисциплины вышли из философии. Но сейчас этот предмет превратился во что-то практически не нужное и малопонятное. Вроде как каждый образованный человек должен хоть что-то знать об античных философах и современных течениях в философии. Зачем? Да, наверное, только для того, чтобы не казаться полным идиотом. И поэтому очень большим достижением становится возможность донести до юных умов сведения о давно почивших людях, да так, чтобы это было не только интересно, но ещё и довольно забавно. Вот за это я по-настоящему благодарна нашей преподавательнице.
Что моя память сохранила из тех занятий? Имена философов, названия их трудов, да парочку остроумных афоризмов. Но и сейчас с течением времени в этой густой толпе не затерялось имя одного философа и его великого труда. Надеюсь, вы догадались, что речь идёт о Фридрихе Ницше и его труде «Так говорил Заратустра»?
Я долго бродила вокруг этой книги, словно не решаясь к ней подойти. Слишком масштабной и глубокой она мне казалась, слишком велик был риск не дотянуть ни умом, ни сердцем до её уровня. Но многое (если не всё) в этой жизни неизбежно. И вот час пробил: книга прочитана. Но понята ли она? Осмысленна? Могу ли я с уверенностью утверждать, что слова великого философа дошли до меня именно с тем смыслом, который он в них закладывал? Да и вообще, есть ли на свете человек, способный постичь всю глубину этого произведения?
Сколько слов запали в душу – не счесть, сколько фраз вызвали гнев и удивление! Иной раз мне даже вспоминались слова Воланда из бессмертного романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»: «Вы, профессор, воля ваша, что-то нескладное придумали! Оно, может, и умно, но больно непонятно. Над вами потешаться будут». Но, в конце концов, кто я такая, чтобы судить самого Ницше?!
Книга для всех и для никого. Книга, которую мало прочесть один раз. Книга, к которой нужно возвращаться снова и снова. Возвращаться, чтобы понять, не извратив, учение о Сверхчеловеке. Возвращаться, чтобы постичь смысл добра и зла, порока и добродетели, ненависти и любви, лжи и истины, мудрости и глупости. Возвращаться, чтобы встретить новый рассвет.
Ибо так говорил Заратустра.
Но больше всего меня бесят дохера_философы, которые все как под копирку с умными видом декламируют заученную мантру, мол “Ницше опасен для неподготовленной психики”. Не знаю как это все проявляется на практике, но больше похоже на то, что фанаты просто не хотят пускать чужих в свой кружок “ницшедрочеров”. Вот слова одного из современных исследователей философа Юрия Нарижного:
“Начинать с философии Ницше? Ну в общем-то это опасная вещь, потому что Ницше один из самых глубоких и самых опасных философов. Он требует серьезности и определенной высоты развития личности и взрослости ”.
Что там может быть опасного, мне не ясно до сих пор. А вот что мне действительно ясно, так это то, что Ницше можно, и даже нужно, читать в юном возрасте, потому как тот же «Заратустра» пропитан идеями поиска себя и смысла жизни. На кой черт “седым мудрецам” нужно искать себя и смысл жизни – не понятно.
С этой идеей пророк Заратустра пошел в народ и, поначалу, естественно был осмеян. Но в ходе проповедей у него появляются первые “апостолы” и «адепты», которые внимают словам своего «Равви» и несут его идеи в массы.
По сути всё. Остальные 350 страниц – это унылое и порой противоречащее самому себе бла-бла-бла. Кто-то из исследователей говорит, что именно в этом противоречии и кроется нигилизм Ницше, но никто не говорит, что они также порождают неверные толкования и интерпретации, которые уже однажды выхаркивались кровью.
Эпилог: если вам хочется понасиловать свой мозг или просто напросто “быть в теме”, то не обязательно ждать какого-то просветления, гласа свыше или обретения мудрости – берите и читайте, слава Богу, в отличие от своего внебрачного сына майн_кампфа, “Заратустра” находится в свободном доступе и не возбраняется к чтению беременным, несовершеннолетним, либерастам, коммунистам, анархистам, жидам, пидорасам, вегетарианцам, алкоголикам, модникам, вейперам, скейтерам и etc.
Смысл книги «Так говорил Заратустра»
Фридрих Ницше-скандально известный немецкий философ, чье имя знакомо даже людям, далёким от философии. Он сумел создать философскую систему взглядов без выраженной академичности и сложности философского языка, его концепции включали резкую критику господствующих в то время устоев и порядков в обществе. Ницше увлекался творчеством Артура Шопенгауэра-мрачного мизантропа от мира философов. С юных лет Фридрих обладал крайне слабым здоровьем, с восемнадцати лет сильные головные боли и бессонница омрачали его жизнь, а к тридцати годам он практически ничего не видел, так как его зрение значительно упало. Не исключено, что такое состояние здоровье оказало влияние на формирование личности философа и отразилось на содержании его трудов.
Ницше дружил со многими известными людьми: музыкантом Рихардом Вагнером, ученицей Зигмунда Фрейда Лу Саломе. Черты последней отражены в первой части «Так говорил Заратустра». Вообще философ сильно восхищался пылким умом и чуткостью этой женщины, даже делал ей дважды предложение руки и сердца.
Заратустра проповедует народу идею о сверхчеловеке, важное звено в учении Ницше, провозглашающее следующую ступень человеческого развития. В то же время существуют совершенно разные интерпретации образа сверхчеловека, его прототипом считали и Наполеона, и Иисуса Христа, а в некоторых подходах считали и идеалом арийского человека, и просто метафорой движения воли. В человеке Заратустра выделяет три стадии духовного развития : верблюд-когда человек нагружается знаниями, лев-заявляет о своих желаниях, ребенок-создает новые ценности. Критика Заратустры включает в себя заявления о расплывчатости добродетелей и противоречивом взаимодействии противоположностей: когда демоны становятся ангелами, а в разуме появляется безумие.
Культура же становится ношей, тяготящей человека, резко осуждается стадный инстинкт общества. Заратустра критикует религиозные ценности и идеи равноправия. Известная идея Ницше о «воли к власти» как стремлении к амбициям и совершениям, так же упоминается проповедником. Впрочем, эта проблема не была в полной мере разработана, поэтому вопрос о трактовке остается открытым.
Важным и любопытным моментом является тот факт, что Ницше в данном романе вместо идеи прогресса (постепенного развития), столь популярной в Европе в те времена, говорит о цикличности, концепции интерпретации времени как повторяющихся эпизодов. И только сверхчеловек может со спокойствием и невозмутимость принять это бесконечное возвращение.
Знакомство с романом Фридриха Ницше однозначно рекомендуется тем, кто хочет постигнуть смысл главных идей учения немецкого философа.
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 2.7 / 5. Количество оценок: 11
Рецензии на книгу « Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого » Фридрих Ницше
Что касается издания, оформления и т.п, соглашусь во всем с первым рецензентом. Дабавлю к сведению что бумага со временем желтеет, концентрация желтизны повышается с каждым месяцем на 1,7%.
Заратустре следовало не бродить по горам со своими зверями (змея водила его за нос, а орел не позволял в этом сознаться себе), а совершить поломничество в Иран или в Индию.
Данная книга входит в число тех не многих о которых написать отзыв достаточно проблематично.
Проблема состоит в том, что написана она для того кто прекрасно понимает, кем является. А посему, для человека который не искал ответов на ключевые вопросы, она попросту послужит сложно воспринимаемым чтивом, которое написано пациентом жёлтого дома с острым психическим расстройством.
Думаю, что общество излишне переоценило автора, взять к примеру того же Экхарта Толле с его «Силой момента сейчас», в которой он во вполне доходчивой, «европейской» манере объясняет, всё то, что пытается высказать Ницше.
Безусловно, в книге очень много интересных мыслей, достаточно своеобразная подача, всё это выделяет данное произведение из числа многих экзистенциальных произведений.
Интересно и философски!
Данный философский тракта является официозом литературной концепции Ницше, раскрывающий философию автора. Текст не очень сложный, но любителям хорошего художественного текста он покажется скучным. Советую исключительно тем, что любит Нцише и тем, кто хочет познакомиться с его философскими идеями, всем остальным не рекомендую.
Рецензии на книгу «Так говорил Заратустра» Фридрих Ницше
Эти рецензии тоже могут вас заинтересовать:
— «Повесть о Хаййе ибн Якзане»» Ибн Туфейля
Смертельно усталая и насмерть пьяная печаль моя шептала.
Эту книгу невозможно забыть. Если только удастся постичь ее глубину и многогранность, если смысл ее проникнет в разум и душу, она навсегда станет частью личностной сути, частью самого себя. Ее строки, парадоксальные, жесткие, иногда пропитанные отчаянием и ядом, но всегда верные и невероятно красивые, будут воскресать в памяти снова и снова, вторгаясь в сознание и разрушая привычные нам смыслы.
Книга уникальна, но не каждый сможет понять и полюбить ее. Нужно обладать некоторым цинизмом и иметь специфический опыт разочарований, чтобы принять философию Ницше и не отвергнуть сразу после прочтения, так как в ней проповедуется совершенно иной взгляд на мир.
Ницше заставляет нас по-новому взглянуть на добро и зло, на людей и богов, на истину и фальш, на самого себя. И прочитав ее, уже не останешься прежним.
Никаких стереотипов, никаких компромиссов, никаких богов. Так говорил Заратустра. Аминь.
Не знаю, как можно писать рецензию на эту книгу.
«Так говорил Заратустра» стилистикой и многочисленными отсылками напоминает Библию. Если бы автором был не философ 19-го века, то эта книга могла бы быть Библией. Она достойна, чтобы ей поклонялись.
К сожалению (для Ницше и его читателей), «Заратустра» стал Библией. Библией нацистов, которые извратили смысл книги так же, как сделала это святая инквизиция со Священным Писанием. Так же, как делают современные церкви с Новым Заветом:
И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
Если вы сомневаетесь или даже уверены в нацизме Ницше, то вот вам его «германофильская» цитата:
Я чистокровный польский дворянин, без единой капли грязной крови, конечно, без немецкой крови.
Я уж не говорю о том, что с нацизмом его творчество связала сестра, уже после смерти писателя. И наконец, тот факт, что «человеконенавистник» и «отец нацизма» Ницше сошёл с ума после того, как увидел, как на его глазах избивают лошадь, тоже говорит о многом. Хотя, конечно, лошади — не люди.
Интересно, что Ницше сам не понял, что он создал. Все его мысли из разряда «бог умер» разбиваются об осознание того, данная книга не что иное, как пересказ Нового Завета. Первым, кто учил людей стремиться стать лучше (т.е. стать сверхчеловеком), был Иисус из Назарета.
А в конце, пожалуй, приведу несколько цитат для затравки:
Для одного одиночество есть бегство больного; для другого одиночество есть бегство от больных.
И вы говорите мне, друзья, что о вкусах и привкусах не спорят? Но ведь вся жизнь есть спор о вкусах и привкусах!
И каждый желающий славы должен уметь вовремя проститься с почестью и знать трудное искусство – уйти вовремя.
Ближнего всегда любят ценою дальнего.
Но ты, глубокий, страдаешь слишком глубоко даже от малых ран.
Всё самое лучшее, что может быть разобрано на цитаты в пятнадцатилетнем возрасте — всё здесь. И здесь же то, что может быть переосмыслено позднее.