Так говорит господь сотворивший тебя
Книга пророка Исаии, глава 43 Исаия, гл 43
Ныне же так говорит Господь, сотворивший тебя, Иаков, и устроивший тебя, Израиль: не бойся, ибо Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему; ты Мой. Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, — через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя. Ибо Я Господь, Бог твой, Святой Израилев, Спаситель твой; в выкуп за тебя отдал Египет, Ефиопию и Савею за тебя. Так как ты дорог в очах Моих, многоценен, и Я возлюбил тебя, то отдам других людей за тебя, и народы за душу твою.
Не бойся, ибо Я с тобою; от востока приведу племя твое и от запада соберу тебя. Северу скажу: «отдай»; и югу: «не удерживай; веди сыновей Моих издалека и дочерей Моих от концов земли, каждого, кто называется Моим именем, кого Я сотворил для славы Моей, образовал и устроил.
Выведи народ слепой, хотя у него есть глаза, и глухой, хотя у него есть уши». Пусть все народы соберутся вместе, и совокупятся племена. Кто между ними предсказал это? пусть возвестят, что было от начала; пусть представят свидетелей от себя и оправдаются, чтобы можно было услышать и сказать: «правда!»
А Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал, чтобы вы знали и верили Мне, и разумели, что это Я: прежде Меня не было Бога и после Меня не будет.
Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня. Я предрек и спас, и возвестил; а иного нет у вас, и вы — свидетели Мои, говорит Господь, что Я Бог; от начала дней Я тот же, и никто не спасет от руки Моей; Я сделаю, и кто отменит это?
Так говорит Господь, Искупитель ваш, Святой Израилев: ради вас Я послал в Вавилон и сокрушил все запоры и Халдеев, величавшихся кораблями. Я Господь, Святой ваш, Творец Израиля, Царь ваш.
Так говорит Господь, открывший в море дорогу, в сильных водах стезю, выведший колесницы и коней, войско и силу; все легли вместе, не встали; потухли как светильня, погасли.
Но вы не вспоминаете прежнего и о древнем не помышляете. Вот, Я делаю новое; ныне же оно явится; неужели вы и этого не хотите знать? Я проложу дорогу в степи, реки в пустыне. Полевые звери прославят Меня, шакалы и страусы, потому что Я в пустынях дам воду, реки в сухой степи, чтобы поить избранный народ Мой. Этот народ Я образовал для Себя; он будет возвещать славу Мою.
А ты, Иаков, не взывал ко Мне; ты, Израиль, не трудился для Меня. Ты не приносил Мне агнцев твоих во всесожжение и жертвами твоими не чтил Меня. Я не заставлял тебя служить Мне хлебным приношением и не отягощал тебя фимиамом. Ты не покупал Мне благовонной трости за серебро и туком жертв твоих не насыщал Меня; но ты грехами твоими затруднял Меня, беззакониями твоими отягощал Меня. Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого и грехов твоих не помяну: припомни Мне; станем судиться; говори ты, чтоб оправдаться. Праотец твой согрешил, и ходатаи твои отступили от Меня. За то Я предстоятелей святилища лишил священства и Иакова предал на заклятие и Израиля на поругание.
Исаия 43 глава
Но ныне так говорит Господь,
сотворивший тебя, Иаков,
создавший тебя, Израиль:
— Не бойся, ведь Я тебя искупил;
Я позвал тебя по имени — ты Мой.
Когда ты станешь переправляться через воды,
Я буду с тобой;
когда будешь переправляться через реки,
они тебя не потопят.
Когда ты пойдешь сквозь огонь,
не обожжешься;
пламя тебя не опалит.
Ведь Я — Господь, твой Бог,
Святой Израилев, твой Спаситель;
в выкуп за тебя Я отдаю Египет,
Куш и Севу вместо тебя.
Так как ты драгоценен и славен
в Моих глазах,
и Я люблю тебя,
то Я отдам за тебя людей
и народы — за твою жизнь.
Не бойся, ведь Я с тобой;
Я приведу с востока твоих детей
и соберу тебя с запада.
Северу скажу: «Отдай их!» —
и югу: «Не удерживай!»
Ведите сыновей Моих издалека,
дочерей Моих с краев земли —
всякого, кто зовется Моим именем,
кого сотворил Я для славы Своей,
кого Я создал и устроил.
Выводи тех, кто имеет глаза, но слеп,
кто имеет уши, но глух.
Пусть соберутся вместе все народы,
и сойдутся племена.
Кто из них предсказал это
и объявил нам о минувших делах?
Пусть представят свидетелей,
чтобы доказать свою правоту,
чтобы другие услышали и сказали:
«Это правда».
А вы, — возвещает Господь, —
мои свидетели
и слуга Мой, которого Я избрал,
чтобы вы узнали и поверили Мне
и познали, что это Я.
Не было Бога прежде Меня
и после Меня не будет.
Я, только Я — Господь,
и нет Спасителя, кроме Меня.
Я предрек, спас и возвестил,
и не было с вами чужого бога.
Вы — свидетели Мои, —
возвещает Господь, —
в том, что Я — Бог;
да, с древних дней Я — Тот же. 211
От Моей руки не избавит никто.
И кто отменит то, что Я совершу?
Так говорит Господь,
ваш Искупитель, Святой Израилев:
— Ради вас Я пошлю воинов в Вавилон
и сокрушу их, превратив халдеев 212 в беглецов,
и в плач обратится их ликующий крик.
Я — Господь, Святой ваш,
Творец Израиля, Царь ваш.
Так говорит Господь,
проложивший путь через море,
стезю — через бурные воды,
выведший колесницы и коней,
войско и подкрепления;
полегли они вместе, не встанут уже,
погасли, потушены, как фитиль 213 :
— Забудьте о прежнем;
о минувшем не размышляйте.
Вот, Я делаю новое!
Оно уже происходит —
неужели не понимаете?
Я путь пролагаю в пустыне,
и реки — в земле безводной.
Славят Меня дикие звери,
шакалы и совы,
потому что Я воду даю в пустыне,
и реки — в земле безводной,
чтобы пил Мой народ, Мой избранный,
народ, который Я создал для Себя,
чтобы он возвещал Мне хвалу.
Но ты, Иаков, не призывал Меня
ты устал от Меня, Израиль.
Ты не приносил Мне овец во всесожжение
и не чтил Меня жертвами.
Я не обременял тебя, требуя хлебных приношений,
и Я не утомлял тебя просьбами о ладане.
Не покупал ты Мне благовонный тростник,
не насыщал Меня жиром жертв.
Но ты обременял Меня своими грехами
и утомлял беззакониями.
Я, только Я заглаживаю твои преступления
ради Себя Самого;
Я не вспомню больше твои грехи.
Напомни Мне, и будем судиться;
изложи свое дело, чтобы оправдаться.
Твой праотец 214 согрешил;
твои посредники 215 отступили от Меня.
За это Я осквернил служителей святилища
и обрек Иакова на гибель, 216
Израиль на поругание.
Глава 43
1–4 Обетование Израилю о его спасении и сохранении среди бедствий и скорбей. 5–7. Новое призвание Израиля и языческих народов к истинному Богу. 8–21. Освобождение иудеев и обращение язычников. 22–28. Обличение Израиля, его сохранение по милости Бога и наказание за его постоянное отступничество от Него.
В выкуп за тебя отдал Египет, Ефиопию и Савею. «Это было во время нападений на эти народы Салмонассара, на 6-м году царствования Езекии», решительно заявляет преосвященный Петр, ссылаясь на XX гл. пророка Исаии. Но большинство других экзегетов, по связи со всем контекстом, усматривают здесь речь о будущем событии, именно о том вознаграждении завоевателей – персов, какое Господь даровал им взамен отпущенных ими иудеев, в виде покорения Египта с его провинциями. Такой факт, действительно, имел место по смерти Кира, при его преемнике – Камбизе (526 г. до Р. Х.). При таком понимании, данное пророчество получает очень важное текстуально критическое значение. Защитники гипотезы «Второисаии» утверждают, что эта книга, появилась не позже конца вавилонского плена, т. е. первых лет царствования Кира. Но не только в это время, но даже и в эпоху расцвета владычества Кира никто не рискнул бы сказать, что обширная и могущественная Египетская монархия будет данницей персов. Следовательно, говорить об этом событии, как о прошедшем, мог только современник Камбиза, а никак не Кира, чем был автор «Второисаии». Отсюда большую правдоподобность получает другое мнение, что здесь мы имеем не спасение прошедшего, а пророчество о будущем, которое легко могло быть дано и раньше Кира, т. е. принадлежать подлинному пророку Исаии.
По мнению некоторые современных критиков, Книга пророка Исаии, входящая в каноническую Библию, написана минимум тремя разными авторами, которых, как правило, называют Исаия, Второисая и Тритоисаия. Как полагают, первые 39 глав написаны Исаией в 8-ом веке до Рождества Христова. Автором следующих 16-ти глав (с 40 по 55) считается Второисаия, который лично пережил возвращение из Вавилонского плена и написал эти главы в 6-ом веке до Рождества Христова. Последние 11 глав, написанные более лирическим слогом и содержащие в себе в основном эсхатологические предсказания, приписываются Тритоисаии, время жизни которого относят примерно к III-II веку до Рождества Христова. Однако эти гипотезы не имеют убедительных доказательств, а основываются на чисто субъективных предположениях. Действительно, Сам Иисус Христос и апостолы ссылаются на пророка Исаию, приписывая ему главы с 40 по 66 (Евангелие от Матфея, глава 12; Евангелие от Луки, главы 3 и 4; Евангелие от Иоанна, главы 1 и 12; и так далее). К тому же, найденная в 1947 году в пещерах Кумрана полная рукопись Книги пророка Исаии подтверждает единство первоисточника. Этот список был сделан около 120-го года до Рождества Христова и не содержит ничего, что могло бы быть доказательством предположения современных критиков.
Выдвигается новый мотив утешения и ободрения в указании на то, что Израилю предстоит не сокращение и не умаление, а наоборот – увеличение и всемирное распространение.
Ближайшей параллелью к этому стиху и данным в нем определениям народа израильского служит Ис.42:7, 18–19 🙂 (См. наш комментарий к ним).
«Кто между ними предсказал это?» Как поставленный вопрос, так и все содержание данного стиха близко напоминает 26 ст. 41-й главы. Предметное содержание его – речь об явлении Отрока Господня, об отвержении иудейства и обновлении язычества. Пророк и задает здесь вопрос, мог ли кто-либо из представителей иудейства или язычества все это предвидеть и предсказать одним чисто естественным путем? Разумеется, нет: никто из них не в состоянии был ни сделать подобного предсказания, ни тем более удостоверить его правильность.
В этих стихах довольно прозрачно говорится об избавлении евреев из египетского рабства, точнее, о чудесном спасении их от погони фараона, задумавшего было вернуть отпущенников. Но как тогда подобная затея не имела успеха и кончилась полной гибелью врагов богоизбранного народа, так, очевидно, и теперь все враги Израиля будут посрамлены.
«Слово »новое» пророками и новозаветными писателями употребляется часто о благодеяниях новозаветной икономии» ( Ис.41:15 ; Ис.42:10 ; Пс.95:1 ; Пс.97:1 ; Иер.31:31 ; Иез.36:26 ; 2Кор.5и др. еп. Петр).
Сказав о будущем возникновении нового, духовного Израиля, пророк, естественно, побуждается сделать замечание и о судьбе древнего, ветхого Израиля. Последнего он обвиняет в неисполнении, или точнее, в неправильном исполнении божественного закона (непонимание духа обрядового закона) и в прямом нарушении его (грехи и беззакония – 24 с.). И хотя Господь, по неизреченной Своей милости, и готов изгладить эти грехи всем, кто об этом просит (25 с.); но большинство Израиля, во главе с его руководителями, не обнаруживает такого покаянного чувства, почему оно и имеет подвергнуться всем печальным следствиям еще очень давно возвещенной ему законной клятвы (28 ст. Ср. Втор.31:29 и др.).
Иакова предал на заклятие и Израиля на поругание. По буквальному грамматическому смыслу употребленных здесь еврейских глаголов – vaahallel и veettena – их надо переводить в будущим временем – «и предам осквернению» и «отдам», что еще более отвечает пророчественному характеру речи. Под «заклятием и. поруганием» народа израильского должно разуметь, ближайшим образом, предстоящее вавилонское пленение, а затем все последующие бедствия, каким подвергся Израиль в течение дальнейшей своей, в общем очень скорбной, истории.
Плеоназм (греч. pleonasmon, от pleonaxo – излишествую) – термин стилистики, означающий употребление в предложении излишних слов, ничего не прибавляющих к тому, что в нем уже выражено. Прим. ред.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Исаия 43 глава
Книга пророка Исаии
Новый русский перевод → Толкование Далласской семинарии
Но ныне так говорит Господь,
сотворивший тебя, Иаков,
создавший тебя, Израиль:
— Не бойся, ведь Я тебя искупил;
Я позвал тебя по имени — ты Мой.
Когда ты станешь переправляться через воды,
Я буду с тобой;
когда будешь переправляться через реки,
они тебя не потопят.
Когда ты пойдешь сквозь огонь,
не обожжешься;
пламя тебя не опалит.
Ведь Я — Господь, твой Бог,
Святой Израилев, твой Спаситель;
в выкуп за тебя Я отдаю Египет,
Куш и Севу вместо тебя.
Так как ты драгоценен и славен
в Моих глазах,
и Я люблю тебя,
то Я отдам за тебя людей
и народы — за твою жизнь.
Не бойся, ведь Я с тобой;
Я приведу с востока твоих детей
и соберу тебя с запада.
Северу скажу: «Отдай их!» —
и югу: «Не удерживай!»
Ведите сыновей Моих издалека,
дочерей Моих с краев земли —
всякого, кто зовется Моим именем,
кого сотворил Я для славы Своей,
кого Я создал и устроил.
Выводи тех, кто имеет глаза, но слеп,
кто имеет уши, но глух.
Пусть соберутся вместе все народы,
и сойдутся племена.
Кто из них предсказал это
и объявил нам о минувших делах?
Пусть представят свидетелей,
чтобы доказать свою правоту,
чтобы другие услышали и сказали:
«Это правда».
А вы, — возвещает Господь, —
мои свидетели
и слуга Мой, которого Я избрал,
чтобы вы узнали и поверили Мне
и познали, что это Я.
Не было Бога прежде Меня
и после Меня не будет.
Я, только Я — Господь,
и нет Спасителя, кроме Меня.
Я предрек, спас и возвестил,
и не было с вами чужого бога.
Вы — свидетели Мои, —
возвещает Господь, —
в том, что Я — Бог;
да, с древних дней Я — Тот же. 211
От Моей руки не избавит никто.
И кто отменит то, что Я совершу?
Так говорит Господь,
ваш Искупитель, Святой Израилев:
— Ради вас Я пошлю воинов в Вавилон
и сокрушу их, превратив халдеев 212 в беглецов,
и в плач обратится их ликующий крик.
Я — Господь, Святой ваш,
Творец Израиля, Царь ваш.
Так говорит Господь,
проложивший путь через море,
стезю — через бурные воды,
выведший колесницы и коней,
войско и подкрепления;
полегли они вместе, не встанут уже,
погасли, потушены, как фитиль 213 :
— Забудьте о прежнем;
о минувшем не размышляйте.
Вот, Я делаю новое!
Оно уже происходит —
неужели не понимаете?
Я путь пролагаю в пустыне,
и реки — в земле безводной.
Славят Меня дикие звери,
шакалы и совы,
потому что Я воду даю в пустыне,
и реки — в земле безводной,
чтобы пил Мой народ, Мой избранный,
народ, который Я создал для Себя,
чтобы он возвещал Мне хвалу.
Но ты, Иаков, не призывал Меня
ты устал от Меня, Израиль.
Ты не приносил Мне овец во всесожжение
и не чтил Меня жертвами.
Я не обременял тебя, требуя хлебных приношений,
и Я не утомлял тебя просьбами о ладане.
Не покупал ты Мне благовонный тростник,
не насыщал Меня жиром жертв.
Но ты обременял Меня своими грехами
и утомлял беззакониями.
Я, только Я заглаживаю твои преступления
ради Себя Самого;
Я не вспомню больше твои грехи.
Напомни Мне, и будем судиться;
изложи свое дело, чтобы оправдаться.
Твой праотец 214 согрешил;
твои посредники 215 отступили от Меня.
За это Я осквернил служителей святилища
и обрек Иакова на гибель, 216
Израиль на поругание.
4. ОБЕТОВАНИЕ «ВОССТАНОВЛЕНИЯ» НАРОДУ ИЗБРАННОМУ, НО НЕДОСТОЙНОМУ (43:1 — 44:5)
Эта глава начинается с утешения — в согласии с характерным для Исаии «чередованием»: предыдущая глава завершается «темой ярости Господней». Напомним, однако, что тема утешения имеет преимущественное звучание во всей второй части книги Пророка Исаии. Здесь она сопряжена с темой «нового исхода», предстоявшего евреям, — на этот раз из вавилонского плена. В плане краткого обзора предыдущих глав напомним еще, что в 41:2−4,25 читаем о царе Кире, который послужит Господу орудием освобождения Его народа из чужеземных уз, а в 42:1−17 — о Том, Кто явится для духовного искупления евреев, которые в настоящее время духовно «слепы и глухи» (42:18−25).
Ис 43:1−2. Итак, глава 43 начинается с ободряющего призыва к Иакову (он же — Израиль) не бояться, ибо на примере всей своей истории он мог убедиться в особом отношении к нему Всевышнего, Который «устроил» его («образовал для Себя»; стих 21) и искупил. Слову «искупил» соответствует евр. слово, означающее «выкупать из рабства»; подразумевается в свете предстоявшего евреям «исхода» из Вавилона — их исход из Египта. «Называть по имени»; указание на особую близость Бога к человеку (к примеру, Быт 17:5; Исх 33:17; 3Цар 19:9) или в данном случае — к народу, к которому Он обращается по имени.
Воды и огонь (стих 2), через которые предстоит пройти, — это образы трудных времен, хотя в начале стиха напрашивается явная ассоциация с конкретным историческим событием: переходом евреев через Чермное море.
Ис 43:3−4. Вторая фраза в стихе 3 содержит предсказание будущих событий, которые осуществились при персидском царе Камбизе (преемнике Кира): в последней трети 6-го века до Р. Х. он покорил, волей Божией, перечисленные страны, что богословами рассматривается именно как «награда» (выкуп) Персии за то, что она «отпустила» народ Божий в его землю. Напомним, что Ефиопия соответствовала современным южному Египту, всему Судану и северной части Эфиопии.
Савея — то же, что Сева (Быт 10:7); о ее обитателях — савеянах говорится в Иоиль 3:8. Страна эта, возможно, находившаяся в южной части Аравии, многократно упоминается в Ветхом Завете; как полагают, именно она была переименована царем Камбизом в Мерое (в честь его сестры). Впрочем, относительно точного местонахождения этой территории единого мнения нет.
Названные в стихе 3 три страны (народа), может быть, представляют всех неизраильтян в противопоставлении их Израилю, чтобы подчеркнуть, насколько последний дорог в очах Божиих (стих 4). Видят и в стихе 4 стилистический прием, так называемый плеоназм (буквально означает «излишество»), при котором как бы излишне повторяются однозначные слова и образы — с целью особо выделить какую-то мысль (тут о любви Бога к Израилю).
Ис 43:5−7. Я с тобою, повторяет Господь Своему народу устами его пророка. Не бойся! Он обещает ему возвратить его в его землю. В ближайшей к Исаии исторической перспективе это обещание исполнится в возвращении евреев из Вавилона. Но фраза соберу тебя… от востока… и от запада, возвращу «с севера и с юга» (стихи 5−6), несомненно, прозвучала и как пророчество о том, что произойдет во второе пришествие Христа и что касаться будет не только евреев, но всех «избранных» Божиих (Мф 24:31), всех, кто «назовутся Его именем», кого Он сотворил… образовал… устроил… для славы Своей. (По-еврейски эти схожие по смыслу глаголы (стих 7) передают оттенки процесса «сотворения» из ничего того, что в конечном счете будет доведено до совершенства.)
б. Израиль будет свидетельствовать миру (43:8−13)
Ис 43:8−10. стих 8 перекликается по мысли с 42:7,18−19, где речь тоже идет о духовных слепоте и глухоте избранного народа. Снова Иегова призывает на суд народы — не только язычников, но и иудеев (сравните 41:1,21−26): сумеют ли они сослаться на кого-то из своей среды, кто, помимо воли Его, в состоянии был бы объяснить происходившее от начала (времен; сравните с «от начала дней» в стихе 13) и возвестить о том, что произойдет в будущем, кто мог бы сделать это правильно (засвидетельствовать о том, что предсказанное «оправдалось»).
Предсказал это во второй фразе стих 9, по мнению некоторых богословов, относится к явлению Отрока Господня, Который, наряду с израильтянами, станет свидетелем Иеговы (стих 10) в том, что он есть единственный истинный Бог, и не было другого прежде Него, и после Него не будет. Ясно, что в стихе 10 Господь обращается к евреям, которые на основании всего происходившего в их истории, всего своего духовного опыта действительно могли свидетельствовать об этом.
Ис 43:11−13. Атрибуты всеведенья и всемогущества присущи только Иегове, единственному спасающему Богу. Только Он предрекает и возвещает грядущее, в частности, бедствия и испытания, которые постигнут народы, и лишь Он от них спасает. От Его же руки… никто не спасет, сделанное Им никто «отменить» не может (стих 13). Мысль о вечности и неизменности Его Божественных атрибутов в первой фразе стиха 13 близко перекликается со сказанным в 41:4.
в. Израилю обещано освобождение из неволи (43:14−28)
Ис 43:14−15. Последняя фраза в стихе 14 неодинаково звучит на разных языках. Там, где в русском тексте слово запоры, в других переводах стоит «их знатные» или «беженцы». Подразумеваются вавилоняне (халдеи — в сущности то же, что вавилоняне, но здесь речь может идти о жителях прибрежной Вавилонии, гордившихся своими кораблями). Так или иначе, главная мысль в этих стихах та, что победители будут «сокрушены» Господом и превратятся в побежденных. И сделано это будет ради иудеев. В истории это осуществилось в «сокрушении» Вавилона мидийской и персидской армиями под водительством царя Кира.
Ис 43:16−21. В стихах 16−18 Господь, устами Исаии, напоминает евреям, как Он чудесным образом вывел их из Египта. Но сердца их неблагодарны, и память коротка (стих 18). Неужели они не оценят и того, что сделает он для них на этот раз? (стих 19) в стихах 196−20 — провозвестие безопасного возвращения иудеев из вавилонского плена. На долгом пути их домой Господь позаботится о них. Все это выражено в иносказательной форме. И за всем стоит образ третьего и самого славного возвращения народа, который Бог образовал для Себя, в землю его; последний этот «исход» произойдет во второе пришествие Христа (сравните со стихами 5−6).
Ис 43:22−25. Освобождение иудеев из вавилонского плена совершится по милости Божией, Иаков будет возвращен в землю свою, несмотря на то, что не взывал к Богу и не трудился для Него, не чтил Его жертвоприношениями («трость» в стихе 24 означает «сахарный тростник»). Но, напротив, отягощал Господа грехами своими и беззакониями. Что касается сказанного о молитвах и «трудах» для Иеговы и жертвоприношениях Ему, то место это понимается двояко. Первое. В плену, как известно, вне храма, евреи не могли приносить жертвы Господу (Он и не заставлял (стих 23) их делать это). Возможно, на чужбине охладел и их молитвенный пыл. Но грешили они и там, надо думать, не меньше чем в своей земле. Второе. Речь тут идет о практике священного служения евреев на протяжении их истории. Известно, что на жертвы они не скупились.
Но, как неоднократно корил их Господь, жертвоприношения не совершались ими от сердца, и были настолько формальными неискренними, что в глазах Господа являлись грехом и «мерзостью» (Ис 1:13). Так что о «несовершении» их Иегова говорит здесь, по мнению некоторых богословов, в переносном смысле. Так или иначе, преступления их Господь «изгладит» и грехов не помянет из Своей особой любви к ним (ради Себя Самого).
Ис 43:26−28. Действие Божиего прощения по отношению к избранному Им народу не иссякает на протяжении истории, и последним его «аккордом» явится принятие «остатка» в Тысячелетнее царство. Однако и «суды» Его (как фактор воспитующий и преобразующий) сменяют по ходу столетий друг друга.
В стихе 26 — излюбленный Исаией образ объективного «судебного разбирательства» между Богом и Его грешным народом (к примеру, 42:16 и далее), которому, конечно же, оправдаться не удастся.
Праотец в стихе 27 — образ собирательный. Подразумеваются все патриархи, возможно, начиная от Адама, которые (даже Авраам и Моисей) безгрешными, как известно из ветхозаветной истории, не были. Под «ходатаями», очевидно, понимаются священники и пророки, которые тоже отнюдь не всегда были людьми достойными.
Стих 28 правильнее читать в будущем времени. Это пророчество Исаии. Все перечисленное в нем в ближайшей исторической перспективе относилось к вавилонскому пленению, но затем выражало в иносказательной форме все те бедствия, которые будут постигать израильский народ (лаконично передано в двух словах: заклятие, или уничтожение, и поругание) на протяжении безрадостной его истории.
г. Снова призыв «не бояться» (44:1−5)
Ис 44:1−2. Обращают на себя внимание «слова утешения» в начале этой главы, звучащие контрастом к окончанию предыдущей (сравните с таким же «соотношением» угрозы — утешения в окончании главы 42 — начале главы 43). Повторяется призыв к Иакову «не бояться» (сравните 43:1), ибо он избран Богом, создавшим его и помогающим ему.
Ис 44:3−5. Виды… и потоки, изливаемые Господом на жаждущее и… иссохшее (стих 3), могут пониматься и буквально (орошение и «оживление» безжизненных пустынных мест) и как метафора Божией благодати (характерная для Исаии; сравните, к примеру, с 35:6); в последнем случае логическим продолжением фразы служит обещание излить Святой Дух на израильский народ и его потомков (сравните с 32:15). Это произойдет, когда евреи с верою возвратятся — во второе пришествие Мессии для установления Тысячелетнего царства — в землю свою (Иоиль 2:25−29).
Акцент на избранности еврейского народа можно ощутить в стихе 4. По-разному понимается стих 5. Наступит время, читают в нем одни, когда называться именем Иакова и Израиля будут люди действительно угодные Богу, которые по праву станут говорить о себе: «я Господень». Другие полагают, что речь здесь идет о прозелитах, которые будут гордиться тем, что приняли Господа, Бога Иаковлева, и стали как бы частью Его народа.