Афганский заход на посадку что это

Двадцать самолетов Ил-76 отработали «афганский заход» на аэродроме в Ульяновске

Посадку под большим углом и на сверхкороткой дистанции показали в среду 20 самолетов Ил-76 на аэродроме в Ульяновске. Как рассказал командующий военно-транспортной авиацией (ВТА) России генерал-лейтенант Владимир Бенедиктов, этот сложнейший прием получил у летчиков-транспортников название «афганский заход».

Афганский заход на посадку что это. Смотреть фото Афганский заход на посадку что это. Смотреть картинку Афганский заход на посадку что это. Картинка про Афганский заход на посадку что это. Фото Афганский заход на посадку что это

«Афганский заход» требует от летчика настоящего мастерства и максимальной сосредоточенности, отметил командующий. Самолет весом около 190 тонн снижается на пределе своих возможностей, с большим креном. Бенедиктов указал, что такие полеты должны выполняться в ясную погоду, но в среду, несмотря на облачность, экипажи успешно справились с поставленной задачей.

Он отметил, что посадка самолетов в Ульяновске выполнялась без предварительной подготовки. По его словам, на этом аэродроме еще не производились такие интенсивные посадки, передает ТАСС.

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, ежедневно дополнительные материалы, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_ru

© 2010-2021 «Военное обозрение»

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-76970, выдано 11.10.2019 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации пользователей сайта, условия использования содержатся в политике по защите персональных данных.

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»

Источник

Афганский заход

15 февраля, в канун вывода Советских войск из Афганистана, во всех уголках бывшего СССР вспоминают афганские события прошлого столетия.
Кровавой раной живут воспоминания во многих городах и посёлках.

Вернёмся к событиям того времени.

Первостепенной задачей для антиправительственных сил стала борьба с авиацией.
Малограмотным афганцам трудно было эффективно использовать зенитные ракеты, типа «Стингер». Для этого они проходили подготовку в специальных учебных центрах под руководством иностранцев. Важными целями для них были не только боевые самолёты, но и военно-транспортные корабли.

Потери были и в гражданской авиации.
Афганистан нуждался в продуктах первой необходимости. Для доставки народно-хозяйственных грузов был сформирован специальный отряд, который доставлял эти грузы в Кабул. Несколько Ил-76 Тюменского авиаотряда входили в этот отряд.

Пилоты военных самолётов знали об опасности поражения зенитными средствами на горных перевалах. Они использовали эффект солнечной защиты. Вершины обходили со стороны Солнца. Это не позволяло произвести прицеливание и пуск ракеты с тепловой головкой самонаведения.

Суть его была в следующем:
— с высоты эшелона, активно маневрируя, самолёт снижался в границах ограниченной охраняемой территории, не выходя за её пределы.

Такой маневр воздушных судов значительно осложнял пилотирование. Требовалась специальная подготовка лётного состава.

Наш воздушный корабль Ил-76, рано утром, произвёл взлёт с аэродрома Ташкент. Через час напряжённого полёта над горными вершинами, приближаемся к Кабулу.

С воздушной трассы отвернули на радионавигационный маяк МУРАД.

В заданном режиме, выпустили шасси, спойлеры, механизацию крыла,- то есть, все устройства, которые создавали бы дополнительное сопротивление при снижении.

Этими устройствами, значительно уменьшалось аэродинамическое качество корабля, что позволяло достичь максимальной потери высоты на каждый километр пролетаемой местности.
Иными словами, достичь максимального градиента снижения.

Отжав штурвал, я направил нос самолёта к земле. Воздушный лайнер с большой вертикальной скоростью устремился вниз. Стрелка вариометра застыла на отметке 25 м/сек.
150 тонн металла с вертикальной скоростью в 90 км/час устремилось к земле.

Удивительные чувства возникают в этот момент.
Многотонная машина, падающая к земле, полностью повинуется моим рукам. Только мои руки, руки в кожаных шевретовых перчатках, сжимающие сейчас штурвал, способны привести эту машину к посадочной полосе.
Как же должны быть уверены все, кто рядом в кабине, что мои руки надёжны и жизнь каждого, из них, вне опасности!
Какая огромная ответственность ложится на пилота, когда вот так, «падает» машина с высоты небес, и только лётчик со своим экипажем, способен плавно опустить воздушный корабль на землю, продолжая его жизнь!

За хвостом самолёта, гирляндой световых огней, рассыпались яркие вспышки тепловых ловушек. Их тепловой эффект значительно выше температуры выходящих газов воздушного корабля. Это позволит защитить наш воздушный корабль, в случае пуска ракеты.

Дальнейший маневр выполняем в строгих расчётных параметрах штурмана.
Здесь важен каждый метр. Учитывается ветер, высота, давление атмосферы, скорость воздушного корабля, крен в развороте.

После разворота с расчётного угла, в непрерывном снижении, проходим над посадочной полосой.

Внизу, за нами крутит винты вертушка. Вертолёт сопровождает нас до посадки.

— Спасибо, этим ребятам! В случае необходимости, они собой прикроют нас от беды.

Особого внимания требует расчёт для выхода к третьему развороту. От этого положения зависит точность выхода на посадочный курс.
С высоты 700 метров начинаем разворот в направлении посадочной полосы. Земля совсем близко. После длительного полёта на большой высоте, наземные предметы быстро увеличиваются, набегают навстречу, уплывая под нос самолёта.

В развороте, подтягиваю штурвал, уменьшаю вертикальную скорость до 10 м/сек.

В боковое стекло вижу, как посадочная полоса в развороте быстро приближается. По угловому перемещению, внутренними ощущениями, предвижу положение самолёта к моменту окончания разворота. Чуть нажав на педали, ускорил разворот.

В следующий момент, самолёт выходит на посадочный курс.
Педалями и штурвалом быстро вывел самолёта из разворота. Перед нами впереди, совсем близко, ровная полоска посадочной полосы. Вышли довольно точно. Исправление в курсе не требуется. Угол сноса учли при развороте.
Корабль стремительно приближается к земле.

Трелью звонка отозвался ближний радио маяк.
— Высота 100, скорость 250.

Доклады штурмана помогают в расчёте. Всё внимание, теперь, направлено на торец посадочной полосы.
Штурвалом направил нос корабля к темной полоске на бетоне. Нам туда.
Несколько секунд, чтобы установить угол снижения, создать самолёту предпосадочное положение.
Самолёт уверенно идёт в расчётную точку.

Мелькнули входные огни посадочной полосы.
-Малый газ!!

Двигатели облегчённо вздыхают.

Колёса плавно касаются бетона, тяжёлый корабль грузно прижимается к земле, медленно замедляет свой бег.

Вместе с уменьшением скорости спадает напряжение. В глубине сознания, долго, сидит установка:

— Не промахнуться! Не ошибиться! Только посадка!

Вентиляторы кабины активно охлаждают наши лица. В открытые форточки врывается свежий воздух.
Медленно подруливаем к месту стоянки, разворачиваемся носом к взлётной полосе.

В случае опасности, самолёт готов к взлёту. Аэродром, периодически, подвергается миномётному обстрелу. В таком случае, медлить нельзя.

Афганскую «школу» полётов прошли многие лётчики военной авиации. Такие полёты были уникальными для тяжёлых самолётов.

Крутое снижение, когда нос самолёта упирается в землю, требует от лётчика выдержки, уверенности и спокойствия.

После выхода на посадочный курс, лётчику предстояло стабилизировать режим снижения, выбрать правильный угол подхода, точно выдержать расчётную скорость.

К тому же, условия для посадки на высокогорном аэродроме имели свои особенности. Посадочные скорости были выше, пробег, после посадки, длительнее.

Такие виртуозные маневры стали уникальным явлением для тяжёлых воздушных кораблей.

Для экипажей ВТА, отработка захода на посадку «с максимальным градиентом снижения», вошла в учебный план подготовки лётчиков.
К полётам в ДРА экипажи готовились заранее, на домашних аэродромах под контролем инструкторов.
Только после отработки всех элементов по данной схеме, экипажи допускались к выполнению полётов в Афганистане.

Многие мои сослуживцы и сейчас используют этот опыт в других «горячих» точках.

К сожалению, не всегда всем удавалось благополучно завершить свои полёты. Были и потери.
Мы помним о тех, кто навечно ушел в небо.

Помним мы и о наших Героях, которые под лавиной миномётного обстрела, на самолётах, с колёсами пробитыми осколками, взлетали в небо, спасая дипломатические представительства.

Командирам кораблей 110 втап подполковникам Копыркину А.С. и Зеленову Е.С., за эти полёты, по праву, присвоено звание Героев России.
***
Продолжение.
Обычный полёт в Кабул.
http://www.proza.ru/2016/03/25/979

P.S. В воспоминаниях пилотов, летавших в Афганистан, в очерке «Тюменские лётчики», есть рассказ Касаткина Александра Кирилловича. Он был командиром того гражданского Ил-76 мд, который получил повреждение от ракеты «Стингер»при полёте в Кабул. О событиях того полёта можно прочитать здесь:
http://www.proza.ru/2015/12/09/674

Видео, в исполнении штурмана 363 втап, Сергея Ефимцева

Источник

В Ульяновске двадцать Ил-76 показали пилотажную фигуру «афганский заход». Фото и куцее видео

Афганский заход на посадку что это. Смотреть фото Афганский заход на посадку что это. Смотреть картинку Афганский заход на посадку что это. Картинка про Афганский заход на посадку что это. Фото Афганский заход на посадку что это

Посадку под большим углом и на сверхкороткой дистанции показали сегодня 20 самолетов Ил-76 на аэродроме в Ульяновске. По словам командующего военно-транспортной авиацией РФ генерал-лейтенанта Владимира Бенедиктова, этот сложнейший прием получил у летчиков-транспортников название «афганский заход».

«Экипажи двух полков ВТА совершили посадку в едином транспортном порядке на сокращенных интервалах, с максимальным градиентом (углом) снижения — так называемый «афганский заход». Он был разработан в годы Афганистана и успешно применялся для исключения поражения самолета с земли средствами ПВО противника», — сказал Бенедиктов.

«Афганский заход» требует от летчика настоящего мастерства и максимальной сосредоточенности, отметил командующий. Самолет весом около 190 тонн снижается на переделе своих возможностей, с большим креном. Кроме того, по требованиям безопасности такие полеты должны выполняться в ясную погоду, но сегодня, несмотря на облачность, экипажи успешно справились с поставленной задачей.

«Это одна из наиболее интенсивных методик выполнения взлета и посадки. В целом, в ходе учений есть определенные замечания, но могу ответственно сказать, что ВТА сегодня «на крыле», и наиболее отрадно, что в экипажах молодые летчики, которые полноценно летают вместе с опытными пилотами», — подчеркнул командующий.

Бенедиктов подчеркнул, что посадка самолетов в Ульяновске выполнялась без предварительной подготовки. По его словам, на этом аэродроме еще не производились такие интенсивные посадки.

ДОПОЛНЕНИЕ:

Сегодня, 25 октября, в Ульяновской области проходит основной эпизод самых масштабных в российской истории учений. Экипажи 20 самолетов перебазируют с аэродромов дислокации (Тверь, Таганрог, ) в Краснодарский край, где пройдет загрузка подразделений ВДВ.

После этого самолеты ВТА выполнят полет в плотных строевых порядках в сопровождении истребителей Су-35 в Ульяновск, где на площадке приземления пройдет зачистка местности бомбардировщиками Су-34 и в дальнейшем – массовое десантирование военнослужащих ВДВ. Авиационное прикрытие мероприятия будут осуществлять перехватчики МиГ-31.

Впервые одновременно около 2,5 тысяч десантников самолетов ВТА будут десантироваться на незнакомые площадки приземления с использованием новейших парашютных систем, состоящих на вооружении.

После десантирования экипажи военно-транспортных самолетов отработают на аэродроме «Ульяновск-Восточный» уникальный прием захода на посадку — «афганский заход» (быстрое снижение по спирали с отстрелом тепловых ловушек, выход на посадочную прямую в 1,5 км до полосы, выравнивание самолета в предпосадочный режим и посадка).

На площадке приземления в этот момент военнослужащими отдельного разведывательного батальона ВДВ будут разыграны тактические эпизоды с захватом объекта, демонстрацией элементов разведывательного огневого ударного комплекса и применением современных образцов вооружения и военной техники средств ведения разведки и наблюдения.

Завершающим этапом учения станет розыгрыш эпизода поисково-спасательной операции с эвакуацией условно пострадавшего экипажа.

Афганский заход на посадку что это. Смотреть фото Афганский заход на посадку что это. Смотреть картинку Афганский заход на посадку что это. Картинка про Афганский заход на посадку что это. Фото Афганский заход на посадку что это

Афганский заход на посадку что это. Смотреть фото Афганский заход на посадку что это. Смотреть картинку Афганский заход на посадку что это. Картинка про Афганский заход на посадку что это. Фото Афганский заход на посадку что это

Афганский заход на посадку что это. Смотреть фото Афганский заход на посадку что это. Смотреть картинку Афганский заход на посадку что это. Картинка про Афганский заход на посадку что это. Фото Афганский заход на посадку что это

Афганский заход на посадку что это. Смотреть фото Афганский заход на посадку что это. Смотреть картинку Афганский заход на посадку что это. Картинка про Афганский заход на посадку что это. Фото Афганский заход на посадку что это

Афганский заход на посадку что это. Смотреть фото Афганский заход на посадку что это. Смотреть картинку Афганский заход на посадку что это. Картинка про Афганский заход на посадку что это. Фото Афганский заход на посадку что это

Афганский заход на посадку что это. Смотреть фото Афганский заход на посадку что это. Смотреть картинку Афганский заход на посадку что это. Картинка про Афганский заход на посадку что это. Фото Афганский заход на посадку что это

Афганский заход на посадку что это. Смотреть фото Афганский заход на посадку что это. Смотреть картинку Афганский заход на посадку что это. Картинка про Афганский заход на посадку что это. Фото Афганский заход на посадку что это

Источник

ИЛ-76 даёт угла! Посмотрел «Афганский заход» на посадку вблизи 😱🛬🛫

Афганский заход на посадку что это. Смотреть фото Афганский заход на посадку что это. Смотреть картинку Афганский заход на посадку что это. Картинка про Афганский заход на посадку что это. Фото Афганский заход на посадку что это

Всем привет. Недавно я увидел, как транспортный самолёт ИЛ-76 совершает крутую посадку на грунтовую полосу. После узнал, что такой манёвр военные лётчики СССР совершали в Афганистане.

При взлёте и посадке самолёт уязвим. Его легко сбить из переносного ракетного комплекса (ПЗРК). Поэтому, нужно сделать так, чтобы посадка прошла максимально быстро и в пределах границ ограниченной территории.

Второе название манёвра — «Снижение с максимальным градиентом». Выглядит манёвр устрашающе. Вальяжный и относительно добродушный ИЛ-76 показывает такую прыть, что дух захватывает.

С высоты примерно 7 километров, ИЛ-76 начинает снижение по спирали с отстрелом инфракрасных ловушек. На фото их хорошо видно. Шасси выпушены заранее.

Затем начинается снижение. Лётчики не поднимают нос самолёта и ИЛ почти пикирует на впп (взлётно-посадочную полоса). Скорость снижения максимальная!

Вес самолёта около 190 тонн! И такой манёвр требует от лётчиков огромного мастерства. Как коршун!

Выравнивание самолёта происходит непосредственно над полосой. При этом, ИЛ может сесть как на грунт, так и на подготовленный аэродром.

Рёв и турбин и свист воздуха, конечно вблизи это завораживающее действо! Это фантастично круто!

Манёвре который я наблюдал, задачи посадить ИЛ-76 не было. Это была имитация без посадки.

Пройдя в нескольких метрах над полем, могучий ИЛ «поддав газку» начал стремительно набирать высоту!

Подобный манёвр захода на посадку выполняется исключительно в ручном режиме. Это позволяет сформировать у экипажа навыки управления на критических режимах пилотирования. В общем супер-круто!

Понравилась статья — подпишись на канал «Промышленный турист».

Источник

Афганский заход

спер с чужогоо видео в ютуб, для ЛЛ:

К сожалению, не всем всегда удавалось благополучно завершить свои полёты.

Афганский заход на посадку что это. Смотреть фото Афганский заход на посадку что это. Смотреть картинку Афганский заход на посадку что это. Картинка про Афганский заход на посадку что это. Фото Афганский заход на посадку что это

Афганский заход на посадку что это. Смотреть фото Афганский заход на посадку что это. Смотреть картинку Афганский заход на посадку что это. Картинка про Афганский заход на посадку что это. Фото Афганский заход на посадку что это

МиГ-29

Афганский заход на посадку что это. Смотреть фото Афганский заход на посадку что это. Смотреть картинку Афганский заход на посадку что это. Картинка про Афганский заход на посадку что это. Фото Афганский заход на посадку что это

Афганский заход на посадку что это. Смотреть фото Афганский заход на посадку что это. Смотреть картинку Афганский заход на посадку что это. Картинка про Афганский заход на посадку что это. Фото Афганский заход на посадку что это

Афганский заход на посадку что это. Смотреть фото Афганский заход на посадку что это. Смотреть картинку Афганский заход на посадку что это. Картинка про Афганский заход на посадку что это. Фото Афганский заход на посадку что это

Неуправляемая посадка

19 июля 1989 года McDonnell Douglas DC-10-10 авиакомпании United Airlines совершал внутренний рейс по маршруту Денвер—Чикаго. На его борту находились 11 членов экипажа и 285 пассажиров. Пассажиром летел очень опытный пилот Деннис Э. Фитч. Он работал в этой же авиакомпании инструктором и проверяющим и имел большой опыт налёта на Douglas DC-10.

Афганский заход на посадку что это. Смотреть фото Афганский заход на посадку что это. Смотреть картинку Афганский заход на посадку что это. Картинка про Афганский заход на посадку что это. Фото Афганский заход на посадку что это

McDonnell Douglas DC-10-10 авиакомпании United Airlines

Чуть более чем через час после вылета на высоте 11 300 метров внезапно разрушился ротор двигателя № 2, находящегося в хвостовой части самолёта. Обломки разлетелись в разные стороны и повредили оба горизонтальных стабилизатора, а также трубки всех гидравлических систем. Из-за этого был потерян контроль над рулевыми поверхностями самолёта. Управлять самолётом было возможно только при помощи изменения тяги двух оставшихся двигателей на крыльях.

Деннис Э. Фитч через стюардессу предложил экипажу свою помощь. Капитан попросил его осмотреть через иллюминаторы элероны и интерцепторы на крыльях самолёта. Фитч обнаружил, что они не повреждены, но отклонены вверх и не двигаются. Затем командир доверил ему управление двигателями. Вскоре Фитч выяснил, что они работают несогласованно. Кроме того, из-за повреждений хвоста лайнер не мог лететь прямо и делать левые повороты, его постоянно разворачивало вправо.

Выполняя серию правых разворотов, экипаж смог достичь ближайшего аэропорта (Гейтвей в Су-Сити, Айова). Затем было сброшено авиатопливо чтобы уменьшить массу перед посадкой. После этого экипаж полностью убрал тягу левого двигателя и дал взлётный режим правому для совершения левого поворота, что позволило вывести самолёт на глиссаду. После выпуска шасси командир заметил, что горизонтальная и вертикальная скорости слишком велики, но из-за неработающих интерцепторов и закрылков контролировать эти скорости было очень сложно.

Примерно через 45 минут после разрушения двигателя Douglas DC-10 коснулся взлётной полосы колёсами правой стойки шасси. При этом, правое крыло зацепило землю и его оторвало. Затем, скользя по ВПП самолёт потерял и хвостовую часть. После этого его отбросило вправо, он сошёл с полосы, перевернулся и загорелся. У него также оторвалась носовая часть (кабина пилотов и салон бизнес-класса). Подоспевшие пожарные принялись сбивать пламя. Однако, среди обломков было множество локальных возгораний, из-за которых умирали заблокированные внутри фюзеляжа люди.

Афганский заход на посадку что это. Смотреть фото Афганский заход на посадку что это. Смотреть картинку Афганский заход на посадку что это. Картинка про Афганский заход на посадку что это. Фото Афганский заход на посадку что это

Катастрофа произошла в светлое время суток, что облегчало работу спасателей. Кроме того, в момент катастрофы в госпиталях Су-Сити была пересменка, поэтому медперсонала было вдвое больше обычного. Также, в день происшествия в аэропорту Су-Сити дежурило авиационное подразделение национальной гвардии США, бойцы которой быстро организовали эвакуацию раненых. Поэтому, несмотря на пожар и серьёзные разрушения, в катастрофе выжили 10 членов экипажа (включая всех троих пилотов) и 175 пассажиров (включая Фитча). Погибли 111 человек — стюардесса и 110 пассажиров.

Следователи установили, что причиной разрушения хвостового двигателя стала усталостная трещина в роторе, которая не была замечена в ходе технического осмотра самолёта. Гидравлическая система отказала из-за неудачного расположения трубок в хвосте и отсутствия в конструкции самозапирающихся клапанов, предотвращающих утечку жидкости при разрушении трубопровода.

После катастрофы гидрозамки в гидравлической системе стали обязательными. Также была изменена процедура освидетельствования двигателей самолётов. На основании информации, изложенной пилотами, существенно улучшились знания об особенностях управления самолётами с недействующими рулями.

Все члены экипажа получили награды.

«Расследования авиакатастроф» в Telegram

Афганский заход на посадку что это. Смотреть фото Афганский заход на посадку что это. Смотреть картинку Афганский заход на посадку что это. Картинка про Афганский заход на посадку что это. Фото Афганский заход на посадку что это

Афганский заход на посадку что это. Смотреть фото Афганский заход на посадку что это. Смотреть картинку Афганский заход на посадку что это. Картинка про Афганский заход на посадку что это. Фото Афганский заход на посадку что это

Хвосты разных эпох

Афганский заход на посадку что это. Смотреть фото Афганский заход на посадку что это. Смотреть картинку Афганский заход на посадку что это. Картинка про Афганский заход на посадку что это. Фото Афганский заход на посадку что это

Афганский заход на посадку что это. Смотреть фото Афганский заход на посадку что это. Смотреть картинку Афганский заход на посадку что это. Картинка про Афганский заход на посадку что это. Фото Афганский заход на посадку что это

Афганский заход на посадку что это. Смотреть фото Афганский заход на посадку что это. Смотреть картинку Афганский заход на посадку что это. Картинка про Афганский заход на посадку что это. Фото Афганский заход на посадку что это

Немножко химии…

Афганский заход на посадку что это. Смотреть фото Афганский заход на посадку что это. Смотреть картинку Афганский заход на посадку что это. Картинка про Афганский заход на посадку что это. Фото Афганский заход на посадку что это

Афганский заход на посадку что это. Смотреть фото Афганский заход на посадку что это. Смотреть картинку Афганский заход на посадку что это. Картинка про Афганский заход на посадку что это. Фото Афганский заход на посадку что это

Корабелка

Афганский заход на посадку что это. Смотреть фото Афганский заход на посадку что это. Смотреть картинку Афганский заход на посадку что это. Картинка про Афганский заход на посадку что это. Фото Афганский заход на посадку что это

Афганский заход на посадку что это. Смотреть фото Афганский заход на посадку что это. Смотреть картинку Афганский заход на посадку что это. Картинка про Афганский заход на посадку что это. Фото Афганский заход на посадку что это

Афганский заход на посадку что это. Смотреть фото Афганский заход на посадку что это. Смотреть картинку Афганский заход на посадку что это. Картинка про Афганский заход на посадку что это. Фото Афганский заход на посадку что это

Ласточка в закатном небе. Kawasaki Ki-61-I-Hei Hien

Афганский заход на посадку что это. Смотреть фото Афганский заход на посадку что это. Смотреть картинку Афганский заход на посадку что это. Картинка про Афганский заход на посадку что это. Фото Афганский заход на посадку что это

Был в истории военной авиации Императорской Японии один весьма интересный самолёт: первый армейский самолёт, принятый на вооружение в годы Великой войны. Он же — самый массовый самолёт фирмы Кавасаки, выпускавшийся в наибольшем количестве модификаций. Но самое главное — единственный серийный истребитель, на котором использовался двигатель жидкостного охлаждения! История этой нетипичной машины является символом веры конструкторов «Кавасаки» в свою правоту, их длительной борьбы с бесконечными неудачами и в конце концов поражения, которое постигло не только их и их детище, но и всю Империю целиком.

Афганский заход на посадку что это. Смотреть фото Афганский заход на посадку что это. Смотреть картинку Афганский заход на посадку что это. Картинка про Афганский заход на посадку что это. Фото Афганский заход на посадку что это

Началось все в 1937 году, когда «Кавасаки» сильно потеряла свои позиции в качестве производителя самолетов. Лихие ребята из «Накадзимы», выигравшие конкурс ВВС Армии со своим сверхманёвренным Ki-27, были сильнее. Ситуация требовала радикальных мер. Надо сказать, большую помощь «Кавасаки» оказал новый директор фирмы Blohm und Voss доктор Фогт, бывший главный конструктор «Кавасаки». Иногда полезно иметь таких друзей. Так вот, стараниями доктора Фогта японцы получили в свое распоряжение двигатель DB-601A от «Даймлер-Бенца» и дружеское разрешение на лицензионное производство. Необходимо уточнить, что таким двигателем комплектовался германский Messerschmitt Bf.109 — один из лучших в мире истребителей, и однозначно эталон боевого самолёта для японских ВВС. Соглашение было подписано в конце 1939 года, а уже в феврале 1940-го штаб армейской авиации (Коку Хомбу) выдал «Кавасаки» контракты на тяжелый перехватчик Ki-60 и легкий истребитель Ki-61 с немецкими двигателями. Эти самолёты планировались в качестве альтернативы или замены для более традиционных машин фирмы Nakajima: Ki-43 Hayabusa и Ki-44 Shoki. С перехватчиком Ki-60 не вышло, самолет оказался очень тяжелым и не вызвал интереса у армейских летчиков. А вот с Ki-61 вполне получилось. По сравнению с лёгким истребителем «Хаябуса», Ki-61 оказался тяжелее и быстрее, был мощнее вооружен, хотя и проигрывал Ki-43 в маневренности.

Афганский заход на посадку что это. Смотреть фото Афганский заход на посадку что это. Смотреть картинку Афганский заход на посадку что это. Картинка про Афганский заход на посадку что это. Фото Афганский заход на посадку что это

Прототип перехватчика Ki-60

К июлю 1941 года «Кавасаки» запустила двигатель DB.601A в производство под названием Kawasaki Ha-40. Прототип Ki-61-01 с этим двигателем был готов в декабре 1941 года, а через несколько дней Япония вступила во Вторую Мировую войну. В начале 1942 года на испытаниях прототип достиг максимальной скорости 587 км/ч. В «Кавасаки» были довольны результатами и приступили к выпуску испытательной серии. Правда, энтузиазм несколько уменьшился после череды аварий и катастроф. Было потеряно несколько прототипов, в том числе погиб и главный шеф-пилот «Кавасаки» майор Катаока. Причины проблем были выявлены, виноват оказался двигатель Ha-40, который в отличие от немецкого оригинала оказался крайне капризным и не очень надежным. Однако сравнительные испытания, проведенные с японской скрупулезностью, показали, что Ki-61 был практически по всем параметрам лучше, чем Ki-43-II, Ki-44, трофейный американский Curtiss P-40E Warhawk и даже Masserschmitt Вf.109 E-2. Такие выводы были сделаны на основании многочисленных учебно-тренировочных боёв в армейском испытательном центре Кагамигахара с привлечением немецких экспертов. В итоге в августе 1942 года самолет был принят на вооружение как Kawasaki Ki-61-I Hien (Ласточка).

Афганский заход на посадку что это. Смотреть фото Афганский заход на посадку что это. Смотреть картинку Афганский заход на посадку что это. Картинка про Афганский заход на посадку что это. Фото Афганский заход на посадку что это

Афганский заход на посадку что это. Смотреть фото Афганский заход на посадку что это. Смотреть картинку Афганский заход на посадку что это. Картинка про Афганский заход на посадку что это. Фото Афганский заход на посадку что это

Афганский заход на посадку что это. Смотреть фото Афганский заход на посадку что это. Смотреть картинку Афганский заход на посадку что это. Картинка про Афганский заход на посадку что это. Фото Афганский заход на посадку что это

Когда армия побеждает, все идет обычно спокойно. Но когда армия проигрывает, наступает паника и далеко не всегда получается адекватно реагировать на обстановку. История видела не раз ситуации, когда командование просто начинает бросать в сражение все, что подвернётся под руку. Примерно так получилось и с дебютом Ki-61, экипажи которых бросили в мясорубку боев в Новой Гвинее. Истребители свежесформированных Сентаев перелетали с аэродромов базирования к островам, расположенным почти на пределе дальности, своим ходом. Поскольку путь лежал над океаном, кишащим акулами, любая ошибка в навигации, неисправность, либо отказ подвесных топливных баков были смертельны не только для машины, но и для пилота. Также стоит отметить, что новые Хиэн в плане пилотажа кардинально отличались от привычных лётчикам Ki-43. Они были быстрее, но не такие маневренные, что затрудняло подготовку новых пилотов и переучивание ветеранов. Части, вооруженные Ki-61, сражались с апреля 1943 года на Соломоновых островах, в Новой Гвинее, защищали транспортные конвои, идущие в Новую Британию и Новую Ирландию. Примерно в это же время американские аналитики, изучая снимки самолётов-разведчиков, идентифицировали «тощий» японский самолёт не как Bf.109, а как нечто иное. Собственной разработкой Империи, впрочем, его снова не признали, увидев явные следы на этот раз итальянского влияния из-за сходства с истребителем Macci C.202 Folgore (что, как ни парадоксально, по-итальянски тоже значит «Молния»!). С намёком на якобы итальянские корни кодировку истребителя сменили с Mike на Tony («Тони»).

Афганский заход на посадку что это. Смотреть фото Афганский заход на посадку что это. Смотреть картинку Афганский заход на посадку что это. Картинка про Афганский заход на посадку что это. Фото Афганский заход на посадку что это

Мнимый итальянский родственник и реальный тёзка MC.202 Folgore

К размещенным на Новой Гвинее истребителям первой модели Ki-61-I-Koh, в конце 1943 года присоединились новые истребители Ki-61-I-Otsu. Основным отличием новой модификации стало усиленное вооружение: под капотом вместо пары пулемётов винтовочного калибра помещалась уже пара крупнокалиберных, что вместе с парой таких же 12.7-мм пулемётов в крыльях делало Хиэн опасным противником. К тому времени опыт боевого применения «Ласточек» на островах выявил основную проблему: проблему обслуживания и ремонта самолетов. Японская авиация не могла похвастаться большим количеством реально подготовленных техников. Для основной же массы, привыкшей к двигателям воздушного охлаждения, мотор На-40 был еще той головоломкой. Отказы гидравлической системы, течи патрубков и радиаторов, поломки двигателя стали причиной того, что и без того не очень надежный На-40 просто приковывал самолеты к земле. Потенциально великолепный истребитель оказался слишком ненадежным. Огромное количество обездвиженных и бесполезных «Ласточек» скопилось в джунглях вокруг аэродромов на Новой Гвинее. Запасные части были в дефиците и часто механики из нескольких самолетов собирали один, способный подняться в воздух. Кроме того, очень часто запчасти не приходили, потому что суда, перевозящие их, становились жертвой американских подводников или летчиков. Растянутость театра военных действий становилась настоящим логистическим кошмаром. Например, самолет, сломавшийся на Новой Гвинее, мог быть капитально отремонтирован только на Филиппинах, в Маниле, куда его надо было отправить на корабле, почти за 1000 километров.

Афганский заход на посадку что это. Смотреть фото Афганский заход на посадку что это. Смотреть картинку Афганский заход на посадку что это. Картинка про Афганский заход на посадку что это. Фото Афганский заход на посадку что это

Неисправная «Ласточка», укрытая в зарослях неподалёку от аэродрома

Несмотря на многие проблемы, «Ласточка» пользовалась как ненавистью механиков (заслуженной), так и любовью пилотов, хорошо освоивших своеобразную машину. Да, самолет был не таким маневренным, как Ki-43, зато по японским меркам это был почти летающий танк, с протектированными баками, бронеспинкой для пилота и бронезаголовником по типу немецкого. Считавшийся японцами неуклюжим Хиэн, однако, превосходил в маневре все американские самолеты до момента прибытия новейших Grumman F6F «Хеллкэт» и North American P-51 «Мустанг». Curtiss Р-40 и Р-39 однозначно проигрывали Ki-61 и вертикаль, и горизонталь. В невыгодной же для себя ситуации пилот Ki-61 мог всегда выйти из боя в пикировании. Только в боях с двухмоторным Lockheed Р-38 этот прием не проходил, но в боях с «Лайтнингом» пилоту Ki-61 это и не требовалось, поскольку преимущество в маневренности было более чем достаточным. Защищенные броней летчики Ki-61 в столкновениях вели себя, как правило, более агрессивно, чем их коллеги на легких Ki-43. 30 декабря 1943 года союзниками на бывшем японском аэродроме мыса Глостер был захвачен первый практически неповрежденный Ki-61. Американцы быстро облетали японский истребитель, отметив, что «Тони» был приятен в пилотировании, достаточно энергичен, легко управлялся. Также был отмечен тот факт, что японцам тяжело содержать самолеты в технически исправном состоянии.

Афганский заход на посадку что это. Смотреть фото Афганский заход на посадку что это. Смотреть картинку Афганский заход на посадку что это. Картинка про Афганский заход на посадку что это. Фото Афганский заход на посадку что это

Афганский заход на посадку что это. Смотреть фото Афганский заход на посадку что это. Смотреть картинку Афганский заход на посадку что это. Картинка про Афганский заход на посадку что это. Фото Афганский заход на посадку что это

«Ласточка» с врагами: «Хэллкетом», «Мустангом» и «Лайтнингом»

В ходе боев в Новой Гвинее неоднократно предпринимались попытки усилить эффективность Ki-61, которому явно не хватало огневой мощи. Для борьбы с прочными и живучими американскими бомбардировщиками пулеметного вооружения очевидно было недостаточно. Японская промышленность оказалась не в состоянии удовлетворить требования армии по организации производства авиационных пушек. Но тут еще «помогли» сами представители армейской авиации, не захотевшие ставить на свои самолеты «морские» пушки «Тип 99» (взаимоотношения между ВВС Армии и Флота были несколько… экстравагантны). Выручили немцы, приславшие на борту подводной лодки в Японию 800 20-мм пушек MG-151. Пришлось укреплять крылья Ki-61-I для установки немецких пушек, которые обладали значительной силой отдачи. При установке пушки пришлось поворачивать на бок для размещения в относительно тонком крыле, закрывая выступающие части казенной части небольшими обтекателями на нижней поверхности крыла. К июню 1944 года все немецкие пушки были использованы и 388 истребителей Ki-61 было оснащено изделиями «Маузера», эти самолёты получили обозначение Ki-61-I-Hei. Была предпринята попытка еще усилить вооружение, заменив крыльевые 12.7-мм пулеметы на пушки Но-155 калибром 30 мм. Так появилась в небольшой серии модель Ki-61-I-Каi, но производство продолжалось недолго, ибо выяснилось, что отдача 30-мм пушек просто разрушает крыло.

Афганский заход на посадку что это. Смотреть фото Афганский заход на посадку что это. Смотреть картинку Афганский заход на посадку что это. Картинка про Афганский заход на посадку что это. Фото Афганский заход на посадку что это

Был разработан и серийно выпускался Ki-61-II, улучшенная версия с модернизированным двигателем Ha-140 (1500 л.с.), крылом большей площади для обеспечения лучшей маневренности и более прочным хвостовым оперением, кроме того было несколько изменено остекление фонаря кабины для улучшения обзора. Вскоре, впрочем, выяснилось, что двигатель Ha-140 крайне сырой и ненадежный, крылья и фюзеляж нового самолета не могли выдержать возросшие нагрузки и деформировались в полете. Из общего объема производства 374 штук новых Ki-61-II, около тридцати были уничтожены в ходе американских воздушных налетов, а 275 так никогда и не получали своих Ha-140 из-за дефицита моторов. Лишь чуть более 60 штук Hien Модель 2, на которые хватило двигателей, вступили в строй в начале 1945 года. Этот самолёт был вооружен двумя 12.7-мм пулеметами Тип 1 и двумя 20-мм пушками Ho-5. Существовал в прототипе и Ki-61-III, отличавшийся каплевидным фонарём кругового обзора и ламинарным профилем крыла, но появился слишком поздно и не был полноценно реализован. Также на базе Ki-61 был создан цельнодеревянный самолёт (необходимый стране из-за дефицита алюминия), но также не пошёл в серию. Был у Хиэна и успешный наследник — Ki-100. На нём конструктора пошли принципиально другим путём, отказавшись от капризного двигателя жидкостного охлаждения, и установив на в целом удачный самолёт двигатель воздушного охлаждения Mitsubishi Ha-112-II Kinsei. Имея вооружение из пары крупнокалиберных пулемётов в крыле и пары 20-мм пушек под капотом, Ki-100 был выпущен в количестве 389 штук и участвовал в боях в самом конце войны. Самих же Ki-61 за 3 года производства (1942-1945) было выпущено 3078 экземпляров.

Афганский заход на посадку что это. Смотреть фото Афганский заход на посадку что это. Смотреть картинку Афганский заход на посадку что это. Картинка про Афганский заход на посадку что это. Фото Афганский заход на посадку что это

Ki-100 с двигателем воздушного охлаждения

Истребитель Kawasaki Ki-61-I-Hei Hien представлял из себя цельнометаллический одноместный низкоплан с работающей обшивкой. Длина самолёта 8.94 м, высота — 3.7 м, размах крыла — 12.0 м при площади в 20.0 м². Масса пустого самолёта — 2640 кг, нормальная взлётная — 3300 кг, максимальная — 3 470 кг. Фюзеляж имел хорошую аэродинамику, обшивка приклёпывалась впотай. Крыло имело относительно большой размах и площадь для увеличения манёвренности и взлётно-посадочных характеристик, было оборудовано цельнометаллическими закрылками и элеронами с полотняной обшивкой. Кабина пилота располагалась в средней части фюзеляжа, фонарь имел сдвигающуюся назад среднюю часть и переходил в гаргрот. Имелось переднее бронестекло, бронеспинка и бронезаголовник, ограничивавший обзор назад. Истребитель имел радиостанцию с антенной, натянутой между мачтой позади фонаря и килем. Шасси классическое двухстоечное, хвостовое колесо изначально было убираемым, но позднее от этого отказались из-за проблем с механизмом уборки.

Афганский заход на посадку что это. Смотреть фото Афганский заход на посадку что это. Смотреть картинку Афганский заход на посадку что это. Картинка про Афганский заход на посадку что это. Фото Афганский заход на посадку что это

Афганский заход на посадку что это. Смотреть фото Афганский заход на посадку что это. Смотреть картинку Афганский заход на посадку что это. Картинка про Афганский заход на посадку что это. Фото Афганский заход на посадку что это

Афганский заход на посадку что это. Смотреть фото Афганский заход на посадку что это. Смотреть картинку Афганский заход на посадку что это. Картинка про Афганский заход на посадку что это. Фото Афганский заход на посадку что это

Афганский заход на посадку что это. Смотреть фото Афганский заход на посадку что это. Смотреть картинку Афганский заход на посадку что это. Картинка про Афганский заход на посадку что это. Фото Афганский заход на посадку что это

Афганский заход на посадку что это. Смотреть фото Афганский заход на посадку что это. Смотреть картинку Афганский заход на посадку что это. Картинка про Афганский заход на посадку что это. Фото Афганский заход на посадку что это

Вооружение Ki-61-I-Hei состояло из пары 12.7-мм синхронных пулемётов Ho-103 и пары 20-мм автоматических пушек Mauser MG-151/20 в крыле. Скорострельность — 400 (для пулемётов) и 600 (для пушек) выстр/мин, начальная скорость пули — 780 м/с, снаряда — от 705 до 805 м/с, прицельная дальность — 650-800 м. Бомбовая нагрузка в 500 кг позволяла разместить две авиабомбы калибром до 250 кг на пилонах под крыльями.

Афганский заход на посадку что это. Смотреть фото Афганский заход на посадку что это. Смотреть картинку Афганский заход на посадку что это. Картинка про Афганский заход на посадку что это. Фото Афганский заход на посадку что это

В 1945 году начался закат «ласточек». Массово появились «Мустанги». И здесь стоит привести такой пример: в одном из последних воздушных боев за Филиппины 11 января 1945 года два американских пилота P-51, выполнявших разведывательный полет, встретили японский морской бомбардировщик Mitsubishi G4M, переделанный в транспорт, который сопровождали двенадцать (sic!) истребителей Ki-61. Американские пилоты мало того что вдвоём атаковали многократно превосходящего противника, так они сбили девять Ki-61 и сопровождаемый ими бомбардировщик-транспортник. На борту этого G4М находились офицеры штаба японского флота, которых эвакуировали с Филиппин… Это показывает, насколько упал уровень подготовки японских пилотов после катастрофических потерь в Новой Гвинее, Лейте и Филиппинах.

Афганский заход на посадку что это. Смотреть фото Афганский заход на посадку что это. Смотреть картинку Афганский заход на посадку что это. Картинка про Афганский заход на посадку что это. Фото Афганский заход на посадку что это

Последней битвой, в которой приняли участие Ki-61, стала битва за Японию. На этих самолетах применялись самые разные вариации вооружения. Где-то «Ласточек» лишали пулеметов, чтобы максимально облегчить самолеты и добраться до B-29 Superfortress, летящих на высоте 9 км. Другие подразделения добавляли дополнительные 20-мм пушки Ho-5, доводя вооружение Ki-61 до 2х20-мм синхронных пушек в фюзеляже, еще пары в крыльях и 2х12,7-мм пулеметов в крыльях. Иногда пулеметы демонтировали. Все дело заключалось в том, что до В-29, которые начали терроризировать Японские острова с больших высот, из всех японских истребителей нормально могли добраться только «Ласточки». В этом плане Ki-61 был единственным одноместным истребителем, который мог не только забраться на высоту свыше 9000 м, но и сохранять там боеспособность без риска свалиться в штопор. Но даже для него требовалось максимально облегчить самолет, часто путем удаления большей части вооружения с истребителя. Это ставило пилотов Ki-61 в еще более невыгодное положение в попытках атаковать утыканный пулеметами бомбардировщик на своих почти разоруженных истребителях. Или применяли такой прием: чтобы сохранить огневую мощь, Ki-61 взлетал с парой подвесных баков, но с почти пустым основным. При выходе в атаку ПТБ сбрасывались, облегчая самолет, но в основном баке топлива хватало лишь на одну атаку.

Афганский заход на посадку что это. Смотреть фото Афганский заход на посадку что это. Смотреть картинку Афганский заход на посадку что это. Картинка про Афганский заход на посадку что это. Фото Афганский заход на посадку что это

Афганский заход на посадку что это. Смотреть фото Афганский заход на посадку что это. Смотреть картинку Афганский заход на посадку что это. Картинка про Афганский заход на посадку что это. Фото Афганский заход на посадку что это

Афганский заход на посадку что это. Смотреть фото Афганский заход на посадку что это. Смотреть картинку Афганский заход на посадку что это. Картинка про Афганский заход на посадку что это. Фото Афганский заход на посадку что это

Защитники неба Японии в конце войны: Хиэн, Райден и Сиден.

Афганский заход на посадку что это. Смотреть фото Афганский заход на посадку что это. Смотреть картинку Афганский заход на посадку что это. Картинка про Афганский заход на посадку что это. Фото Афганский заход на посадку что это

После этих весьма трагичных событий, служба Ki-61 продолжилась в Китае уже после окончания Второй мировой войны. Некоторое количество трофейных Ki-61 попало в армию Мао Цзе Дуна и вполне нормально участвовало в сражениях с армией Чан Кай Ши, причем за штурвалами сидели японские летчики. Но со временем Ki-61 заменили на более современные «Мустанги» и Ла-11. Так закончилась карьера первого японского армейского истребителя с двигателем жидкостного охлаждения. Самолет был неплох, наверное, это лучшее, что можно было создать руками японских инженеров. Впрочем, японское происхождение иногда полностью отрицается, Ki-61 называют то копией Bf.109, то итальянского МС.202, но все же это был полностью японский самолет с немецким двигателем. Самолёт, который увы, совершенно не дотягивал до оригиналов, родство с которыми ему приписывалось. Если бы инженеры «Кавасаки» смогли не просто скопировать DВ.601А, но и модернизировать его так, как это делали немцы, на выходе мог бы быть совсем другой самолет. Но, как известно, история не знает сослагательного наклонения. И Ki-61 остался в истории как во многом передовой, но не доведенный до ума самолет.

Представлена модель Kawasaki Ki-61-I-Hei из состава Hombu Chutai (командного звена) 244-го Сентая ПВО Японии, Токио, 1945 год. Самолёт несёт подвесные топливные баки и полевой защитный камуфляж. Модель фирмы Dragon, масштаб 1/72.

Подробный отчёт о сборке и покраске тут:

При написании использована статья «Упавшая Ласточка» Евгения Аранова:

Афганский заход на посадку что это. Смотреть фото Афганский заход на посадку что это. Смотреть картинку Афганский заход на посадку что это. Картинка про Афганский заход на посадку что это. Фото Афганский заход на посадку что это

Афганский заход на посадку что это. Смотреть фото Афганский заход на посадку что это. Смотреть картинку Афганский заход на посадку что это. Картинка про Афганский заход на посадку что это. Фото Афганский заход на посадку что это

Kawasaki Ki-61-I-Hei Hien (1/72 Dragon). Заметки по сборке

Афганский заход на посадку что это. Смотреть фото Афганский заход на посадку что это. Смотреть картинку Афганский заход на посадку что это. Картинка про Афганский заход на посадку что это. Фото Афганский заход на посадку что это

Приветствую, уважаемые коллеги-моделисты, подписчики и просто читатели! Сегодня я спешу поделиться с вами работой над последним японским самолётом в линейке, ставшим седьмым по счёту. На «сладкое» я отложил эту стройку по двум причинам: во-первых сам прототип был весьма необычен для японской самолётостроительной школы тех времён и выбивается из линейки; а во-вторых сама модель обещала высокое качество и интересный процесс работы. Оправдала ли она эти обещания? Смотрим!

Афганский заход на посадку что это. Смотреть фото Афганский заход на посадку что это. Смотреть картинку Афганский заход на посадку что это. Картинка про Афганский заход на посадку что это. Фото Афганский заход на посадку что это

О создании: Сборка начинается с интерьера кабины. Клеил пластик обычным и сверхтекучим модельным клеем, травление и антенны фиксировал цианоакрилатом-гелем. Механическая обработка фрезером с полировочными насадками, скальпелем, надфилями и маникюрными пилками.

Афганский заход на посадку что это. Смотреть фото Афганский заход на посадку что это. Смотреть картинку Афганский заход на посадку что это. Картинка про Афганский заход на посадку что это. Фото Афганский заход на посадку что это

Окрашиваем интерьер аэрографом и кистями, наносим чёрную смывку.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *