Ахлю сунна что это такое
Что означает «Ахлю-Сунна валь-Джама’а»?
Имам Наджмуддин аль-Гази (ум. 1021 г. по хиджре), да смилуется над ним Аллах, в своём труде «Хусн ат-танабух фи ат-ташаббух» пишет: «Под путем Ахлю-Сунна валь-Джама’а подразумеваются убеждения Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижников. Эти убеждения разделяло подавляющее большинство мусульман во все времена. Это и есть спасшаяся община.
Собиратели Сунны передают хадис от Абу Хурайры: «Иудеи разделились на 71 течение, христиане – на 72, а моя община разделится на 73 течения».
Ат-Тирмизи сказал, что этот хадис достоверен. Аль-Ираки сказал, что иснады хорошие. Имам Ас-Суюти сказал, что этот хадис из числа аль-мутаватир (см. «Аль-Файзуль-Кадир», 2/21). Этот хадис также приводится через другие цепочки передатчиков. Так, например, в риваяте от Абдуллаха ибн Амра, есть такое добавление: «И все они в огне, кроме одной группы». И сподвижники спросили: «Что это за группа, о Посланник Аллаха?». Он ответил: «Это то, на чем стою я и мои сподвижники». Ат-Тирмизи сказал, что этот хадис – «хасан».
От Муавия передают: «72 группы – в Аду, а одна – в Раю, и это – джама’а [община]». Абу Дауд привел этот хадис.
Также передают от ибн Аббаса: «Все группы в огне, кроме одной»[1].
Одного их поздних имамов шафиитского мазхаба шейха Ибн Хаджара аль-Хайтами, да смилуется над ним Аллах, попросили дать фетву, определяющую приверженцев нововведений, иначе говоря, заблудших. Он ответил: «Это те, кто идёт против последователей шейха Абу аль-Хасана аль-Аш’ари и шейха Абу Мансура аль-Матуриди – двух имамов Ахлю-Сунна валь-Джама’а [в акыде]»[2].
Саид Фуда, крупный современный учёный, специалист в области ‘ильм аль-калям, усуль аль-фикх и других наук, пишет: «Ученые Ахлю-Сунна едины в том, что мушаббиха[3] и муджассима[4] – не из числа Ахлю-Сунна. Поэтому каррамиты и псевдо-последователи имама Ахмада, которые исповедовали акыду ташбих, например, Кади Абу Я`ла, аз-Загуни, ибн Таймийя, ибн Каййим также не из Ахлю-Сунна. Но не все ханбалиты разделяли эти заблуждения. Имам Ахмад, ибн Акиль, ибн аль-Джавзи, да смилуется над ними Аллах, и большинство поздних ханбалитов придерживались правильных убеждений. Что касается маликитов, то муджасcима среди них было крайне мало. Так же дело обстоит и с ханафитами, хотя среди них были му’тазилиты[5]. Что касается шафиитов, то среди них было немного муджассима».
Имам Таджуддин ас-Субки аш-Шафии (717-771 гг. по хиджре), да смилуется над ним Аллах, в «Табакату ш-шафи’ийя аль-кубра» пишет: «Я слышал, как шейх и имам, да смилуется над ним Аллах (имеется в виду имам Такиюддин ас-Субки), сказал: «То, что включает в себя акыда имама ат-Тахави, исповедовал имам аль-Аш’ари»».
Далее Таджуддин ас-Субки сказал: «Мне известно, что все без исключений ученые-маликиты – ашариты [в акыде]. Также подавляющее большинство шафиитов – ашариты, исключая тех, на кого не обращает внимание Всевышний Аллах, и примкнул к пути муджасима и мутазилитов. Большинство ученых-ханафитов[6] – также ашариты, кроме тех немногих, кто последовал за мутазилитами. Что же касается ханбалитов, то большинство благочестивых ранних шейхов мазхаба имама Ахмада являются ашаритами, исключая тех из них, кто примкнул к муджасима. И надо сказать, что в мазхабе ханбалитов муджассима больше, чем в других мазхабах»[7].
Хафиз Абуль-Касим Ибн Асакир (499-571 гг. по хиджре) писал: «Большинство ученых во всех странах придерживаются вероубеждения ашаритов. Имамы в городах в разные эпохи призывали к их пути. К ним относят себя те на которых держатся решения Шариата. К ним обращаются для познания халала и харама и они те, кто выносят фетвы в сложных вопросах. Люди опираются на них в разъяснении запутанных вопросов. Ученые-факихи из числа ханафитов, маликитов и шафиитов, либо согласны с ними, либо причисляют себя к ним, либо довольны их старанием на пути Аллаха, либо восхваляют за их огромные знания»[8].
Имам Муртаза аз-Забиди аль-Ханафи (1145-1205 гг. по хиджре) сказал: «Когда говорят Ахлю-Сунна валь-Джама’а, имеются ввиду ашариты и матуридиты»[9].
Имам Абдуллах ибн Аляви аль-Хаддад (1044-1132 гг. по хиджре) сказал: «Тебе следует улучшить и исправить свои убеждения в соответствии с путем спасшейся общины, а она известна среди остальных исламских групп как Ахлю-Сунна валь Джама’а и они твердо придерживаются того на чем был Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники. И если ты посмотришь со здравым мышлением и здоровым сердцем в тексты Корана и Сунны, охватывающие науку веры, и изучишь жизнеописание праведных предшественников из сподвижников и табиинов, то ты узнаешь и убедишься, что истина вместе с группой, называемой «ашаритами» относящейся к шейху Абуль-Хасану аль-Аш’ари. Поистине, они расположили по порядку принципы вероубеждения приверженцев истины и составили ее доводы. И это вероубеждение то, на котором объединились сподвижники и лучшие табиины после них. Это вероубеждение тех, кто на истине во все времена и повсюду. Это также вероубеждение суфиев как об этом рассказал Абуль-Касим аль-Кушайри в начале своей книги «Рисаля». И это Хвала Аллаху также наше вероубеждение»[10].
В другой своей книге Абдуллах ибн Аляви аль-Хаддад сказал: «Ты знай, что поистине ашаритский мазхаб в акыде, это то, на чем большая часть исламской Уммы и её ученых, потому что те, кого причисляют к ашаритам и кто вступил на их путь были имамами, обладающими знаниями на протяжении многих дней и годов. Они имамы в таких науках как: таухид, калям, тафсир, кыраат, фикх, усуль аль-фикх, хадис, его разделов, тасаввуф, язык, тарих»[11].
Имам аль-Муртаза аз-Забиди аль-Ханафи (1145-1205 гг. по хиджре) писал:«Упомянул Иззуддин ибн Абдуссалям, что шафииты, маликиты, ханафиты и лучшие из ханабалитов сошлись на ашаритской акыде. И шейх маликитов его времени Абу Амр ибн аль-Хаджиб и шейх ханафитов Джамалуддин аль-Хусейри согласились с ним. Это также подтвердил Такиюддин ас-Субки как передал его сын Таджуддин»[12].
[1] Имам Майдани аль-Ханафи, «Шарх Акыда ат-Тахавийя», стр. 44-45. Даруль-Фикр, Дамаск, 2007.
[2] Ибн Хаджар аль-Хайтами, «Аль-Фатауа аль-Хадисийя», стр. 516
[3] Мушаббиха – уподобляющие. Это те, кто верит, что Аллах частично подобен (ташбих) творениям; те, кто прямо или косвенно это утверждает.
[4] Муджассима – те, кто прямо или косвенно приписывает Аллаху тело (джисм).
[5] Му’тазилиты – секта, приверженцы которой опровергали доводы Корана и Сунны, опираясь на псевдо-логичные утверждения и убеждения. Дискуссия на основе Корана и Сунны была с ними невозможна, так как они понимали эти источники Шариата по-своему. Поэтому ученые стали дискутировать с ними, опираясь не только на Коран и Сунну, но и на логику.
[6] Эти слова имама Таджуддина ас-Субки означают, что акыда ашаритов и матуридитов, по сути, одна. Различия, как правило, в формулировках. Разногласия не на уровне формулировок встречаются не в основах убеждений, а по вопросам второстепенной и третьестепенной важности.
[7] Ас-Субки, «Табакат аш-Шафиийя аль-кубра», 3/377
[8] «Табйин казб аль-муфтари», стр. 410
[9] Аз-Забиди, «Итхаф ас-садат аль-муттакин», 2/7
[10] Абдуллах аль-Хаддад, «Рисалят аль-Му’аванат валь Музахарат валь-Муазарат», стр. 67-68
[11] «Найлюль марам шарх акидатуль Ислам», стр. 8
[12] Аз-Забиди, «Итхаф ас-садат аль-мутакин», 2/7
Ахлю Сунна уаль-Джама’а, кто они? Часть 1
Зарождение общины Ахлю Сунна уаль-Джама’а
Первые десятилетия общины
При жизни Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) люди разделились на три группы. Людей, не принявших веру и открыто выступивших против Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), назвали кафир (неверующий). Не принявшие веру, но сделавшие вид, что приняли Ислам, стали называться мунафик (лицемер). Те, которые приняли Ислам при жизни Пророка (мир ему и благословение Аллаха), встречались с ним, и умерли мусульманами, назывались асхаб (сподвижники). Вера всех сподвижников была истинной, и они одинаково воспринимали явные предписания Благородного Корана и Сунны.
После смерти Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), в одиннадцатом году Хиджры (далее г.х.) первым Халифом был единодушно избран Абу Бакр, (родился за 50 лет до Хиджры.) да будет доволен им Аллах. Он был Халифом 3 года и умер в возрасте 63-х лет. В 13-ом г.х. вторым Халифом стал ‘Умар бин аль-Хаттаб, (р. за 40 лет до х.) да будет доволен им Аллах. В 23-м г.х. в возрасте 63-х лет стал шахидом. Затем, Халифом был избран ‘Усман бин ‘Аффан, (р. за 47 лет до х.) да будет доволен им Аллах. В 35-ом году он стал шaхидом в возрасте 82-х лет. После него четвертым Халифом правоверных стал Али бин Абу Талиб, (родился за 23 года до хиджры) да будет доволен им Аллах. В сороковом году хиджры в возрасте 63-лет он стал шахидом от руки хариджита.
Община после Праведных Халифов
Первых четырех Халифов Ислама называют аль-Хулафа ар-Рашидин. Праведные Халифы правили 30 лет. Все эти 30 лет правления первых Халифов мусульмане были на истинном пути. Хотя и были отдельные случаи появлений групп, с неверным толкованием Корана и Сунны, но книги их еще не были написаны и открыто против ученых Суннитов они не выступали. После этих 30 лет, в подтверждение слов Пророка (мир ему и благословение Аллаха),[1] стали появляться группы верующих, сбившихся с пути, указанного Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение Аллаха), и открыто выступивших против истинного пути. Однако количество заблудших никогда не было многочисленным, что так же было предсказано Пророком (мир ему и благословение Аллаха).[2] Последователи неверных учений находятся под гневом Всевышнего Аллаха. Спаслись лишь те мусульмане, верования которых были такими же, как и верования Сподвижников Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).
Последователи этого Пути стали называться «Ахлю Сунна уаль-Джама’а», что в переводе означает «Люди Сунны и Согласия».[3]
Подтверждением истинности этого пути являются многочисленные айаты Благородного Корана и Хадисы (высказывания Посланника). О достоверности этого пути написано много сотен книг, в которых произведен самый тщательный анализ основополагающих произведений Приверженцев Сунны. Результаты этих исследований неопровержимо доказывают, что последователи общины «Ахлю Сунна уаль-Джама’а» (последователи 4-х мазхабов) идут по пути Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, и его Сподвижников, да будет доволен ими Аллах. Написано также великое множество книг с опровержениями неверных учений. В этих книгах ученые Ислама скрупулезно, шаг за шагом, основываясь на толкованиях Священного Корана и Сунны, опровергают буквально каждый абзац книг реформаторов, в которых искажаются истинные знания. Из-за неверного толкования Корана и Сунны в соответствии с собственным пониманием смысла айатов и хадисов, выводы этих «ученых» противоречат согласованному мнению (иджма) Сподвижников, Табиинов и Табаи Табиинов.
Таким образом, в Исламе стали появляться различные направления, школы, отличающиеся друг от друга использованием различных методов при извлечении знаний из первоисточников. Стало воплощаться в жизнь предсказание Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) о появлении в будущем в мусульманской умме (общине мусульман) 73-х направлений, из которых только одна община будет стоять на верном пути.[4]
Религия Ислам не обязывает своих последователей знать все сокрытое в айатах Благородного Корана. Таковы, например научные знания. Не всякая наука (и светская и религиозная) понятна обычному человеку. Из области научных знаний обычный человек воспринимает лишь малую ее часть. Ведь сказано в Коране:
وَتِلْكَ الْأَمْثَالُ نَضْرِبُهَا لِلنَّاسِ وَمَا يَعْقِلُهَا إِلَّا الْعَالِمُونَ
«Аллах приводит людям эти притчи для назидания. Но только разумные извлекают для себя поучительные уроки». (сура 29, айат 43)
Примечание
[1] Сказано было Пророком (мир ему и благословение Аллаха): «Сыновья Исраиля разделились на семьдесят две группы. Моя же Умма разделится на семьдесят три группы. Они все окажутся в Аду, кроме одной…» Когда же Асхабы спросили: — А кто же эти спасшиеся, о, Посланник? – Он ответил: «Это те, кто будет идти моим путем и путем моих Асхабов». (Хадис приведен у Ибн Маджа и Тирмизи)
[2] Сказано было Пророком (мир ему и благословение Аллаха): «Моя Умма не станет объединяться на основе заблуждений». (Хадис приведен у Ибн Маджа).
[3] Внимание! При написании выражения «Приверженцы Сунны» — «Ахлю Сунна» или термина «Сунниты» с Заглавной Буквы (прописной), будет подразумеваться община «Ахлю Сунна уаль-Джама’а – «Люди Сунны и Согласия» – последователи одной из 4-х сохранившихся до нашего времени богословско-правовых мазхобов (школ) ортодоксального Ислама. В то время как словом «сунниты», могут называться последователи всех направлений, если, конечно, их представители не отрицают какое-либо открытое (явное) положение Корана или Сунны.
[4] В последние десятилетия появились «ученые», которые передают искаженные знания и по вероучению (акыда), и по религиозному праву (фикх), беззастенчиво называя себя приверженцами Ахлю Сунна уаль-Джама’а. Книги с опровержениями ложных вероучений есть на многих языках мира, и при желании, их можно отыскать почти в любом крупном городе. Мы просим Всевышнего Аллаха проявить к заблудшим мусульманам свою Милость и, убрав пелену с их глаз, наставить их на путь спасения – на путь Ахлю Сунна уаль-Джама’а. Участились выпуски книг и брошюр, в которых известные и малоизвестные реформаторы пропагандируют свое понимание, приписывая собственные суждения ученым 4-х мазхабов ортодоксального Ислама.
Автор: Шейх Абу Асад аль-Ханафи
Из книги: «Ахлю Сунна уаль-Джама’а»
Что означает «ахлю-с-сунна валь-джамаʼа»?
Группы в Исламе. (Источник фото: freepik.com)
Что означает «ахлю-с-сунна валь-джамаʼа»? Кто входит в эту группу?
С именем Аллаха Милостивого, Милующего.
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатух.
Термин «ахлю-с-сунна валь-джамаʼа» появился еще в ранний период истории ислама, когда появились различные секты и течения, отделившиеся от большинства мусульман, для того, чтобы отделить истинную акыду от заблуждений. Ведь всегда в истории ислама сохранялась группа, которая не отошла от истинной акыды – убеждений Пророка и сподвижников.
Чтобы выделиться из огромной массы заблудших течений, они стали называть себя ахлю сунна валь-джама`а. Но это не просто одно из течений в исламе – это и есть сам ислам.
Просто «мусульманами» себя называли многие заблудшие секты, так что уже в эпоху таби`инов (учеников сподвижников) понадобилось выделить убеждения Пророка, салляллаху алейхи ва саллям, и сподвижников. Шейх Саид Фуда пишет в «Шарх аль-Кабир», что первым, от кого передается это выражение, был табиʼин Мухаммад ибн Сирин.
Основа этого понятия – в известном хадисе Пророка, салляллаху алейхи ва саллям, про 73 течения. В конце его сказано:
«И все они в огне, кроме одной группы». И сподвижники спросили: «Что это за группа, о Посланник Аллаха?». Он ответил: «Это то, чего придерживаюсь я и мои сподвижники» (ат-Тирмизи).
Убеждения Пророка – это сунна. А «джама`а» – община – это те, кто передал их, – сподвижники, их праведные учеников и все, кто последовал за ними, неукоснительно держась истины, вплоть до Судного дня. Благодаря им мы сегодня обладаем этим великим благом – правильным вероучением Ислама.
Кто же такие ахлю-с-сунна в наши дни?
Имам Мухаммад Амин ибн Абидин пишет в своей известной книге «Радд аль-мухтар»:
«Ахлю сунна валь-джамаа – это ашариты и матуридиты. Эти группы согласны друг с другом во всем, кроме ряда частных вопросов [вероучения], большая часть из которых – расхождения словесные…»
Имам Муртаза аз-Забиди писал в «Итхаф ас-садат аль-муттакын»:
«Когда говорят Ахлю-Сунна валь Джама’а, имеются в виду ашариты и матуридиты Знай, что эти два имама – Абуль-Хасан аль-Аш’ари и Абу Мансур аль-Матуриди – не высказали никаких новых идей и убеждений, но лишь отстояли убеждения саляфов, оставаясь на акыде, которой придерживались сподвижники, и они опровергали заблудших».
Возможно ли, чтобы человек, не будучи ашаритом или матуридитом, являлся бы Ахлю-с-Сунна в акыде? Теоретически, да. Некоторые последователи правовой школы имама Ахмада ибн Ханбаля (ханбалитского мазхаба), не относя себя к ашаритам или даже ругая ашаритов, были суннитами, то есть не высказывали никаких убеждений, которые бы противоречили Ахлю-с-Сунна.
Отметим, что мусульмане Поволжья всегда относили себя к матуридитам, согласно свидетельству Мухаммада Мурада ар-Рамзи, который пишет в историческом сочинении «Тальфик аль-ахбар», говоря о татарских ученых:
«В убеждениях все они были суннитами-матуридитами, а в практике – ханафитами» (т. 2, с. 331).
И Аллах знает лучше. ⠀⠀⠀
С уважением, муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин
Ахлю Сунна валь Джама’а
Однажды Пророк Мухаммед (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Моя община разделится на 73 течения, и все они окажутся в Аду, кроме одного». Тогда его спросили: «Что это за группа?» И он ответил: «Это те, которые будут следовать в убеждениях и деяниях моему пути и пути моих сподвижников».
Доподлинно неизвестно, когда появился термин «суннизм», однако на сегодняшний день это течение имеет наиболее четкое содержание. Более того, в настоящий момент Ахлю Сунна валь Джамаа является самым многочисленным мусульманским течением – по численности оно составляет более миллиарда человек. Более 90% всех людей, исповедующих Ислам, следует именно этому пути. Это соответствует словам Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует), который сказал, что «моя умма не сойдется на заблуждении».
По мнению приверженцев Ахли Сунна валь Джамаа, верховная власть в халифате должна принадлежать халифам, которые избираются общиной. Кроме того, суннизм предусматривает:
После пришествия Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) была принята следующая практика: если решение той или иной проблемы мусульмане не могли найти в Коране, люди обращались к действиям или высказываниям Пророка (хадисам), а в совсем крайних случаях прибегали к мнению независимого судьи – компетентного ученого, который решал все согласно своему иджтихаду (научному усердию).
Соблюдать Сунну означало следовать примеру Пророка Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует) и подражать ему. Сподвижники Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) и члены его семьи сохранили в памяти огромное количество Его высказываний и поступков. Таким образом, следование Сунне приобрело для мусульман обязательный характер, а люди, следовавшие Сунне, получили название «Ахлю Сунна валь Джамаа», то есть те, кто опирается на Сунну и следует путем Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует).
Изначально каждый хадис заучивался мусульманами наизусть и сопровождался иснадом, то есть ссылкой на цепочку людей, передавших эту информацию от самого Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует), в основном это были люди из ближайшего окружения Пророка, сахабы, то есть сподвижники пророка Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует). После смерти последнего Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) на основе Сунны решались многие вопросы жизни. Впоследствии в Сунну начали включать примеры из жизни и высказывания четырех праведных халифов – Абу Бакра, Умара, Усмана и Али (да будет доволен ими Аллах).
Однако уже спустя несколько десятков лет число хадисов превысило миллион, после чего началась их письменная фиксация. Во второй половине IX века были собраны шесть сборников хадисов, которые пользуются наибольшим авторитетом у ученых Ахлю Сунна валь Джамаа. Это такие книги как: «Аль-Джами ас-Сахих» Аль-Бухари (810—870), «Ас-Сахих» Муслима ан-Нишапури (817—875), «Сунан» Ибн Мажда (ум. 886), «Сунан» Абу Дауда ас-Сиджистани (ум. 888), «Аль-Джами аль-Кабир» Мухаммада ат-Тирмизи (ум. 892), «Сунан» Ан-Ниса’и (ум. 915).
Нужно отметить, что «Аль-Джами ас-Сахих», составленный Мухаммадом аль-Бухари, и сегодня считается самым авторитетным сборником хадисов, в котором собрано более 7400 полностью достоверных хадисов. В других сборниках подробно описываются те или иные нормы и правила быта и подробно рассматривается, что обязательно, рекомендуемо, дозволено, не одобряемо или запрещено в пище, одежде, взаимоотношениях людей, ритуалах и так далее.
На сегодняшний день приверженцы Ахлю Сунна валь Джамаа – это последователи четырех мазхабов, то есть правовых школ.
Школа основана на Коране, Сунне, иджма сахабов (единодушном мнении сподвижников Пророка), кыясе (суждениях, выведенных по аналогии с тем, что уже имеются в Коране и хадисах) и истихсане (предпочтениях, противоречащих кыясу, но более целесообразных в данных конкретных ситуациях).
Школа основана на Коране (прежде всего, на очевидных и недвусмысленных аятах), Сунне, так называемых «деяниях людей Медины» (традициях Медины, сложившихся после Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует), фетвах сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует), кыясе, истисла (независимых суждениях, которые служат пользе делу) и садд уз-зарайи (заповеди «что может привести к греху, запретно, а то, что может привести к добру – поощряемо»).
Школа основана на Коране и Сунне как едином Откровении, иджма и кыяс используются исключительно для выбора нужного материала из предыдущих источников, а малитский мазхаб принес принцип выведения правового решения на основе его пользы и нормы обычая.
Школа основана на нассах (прямых и однозначных указаниях Корана и Сунны), фетвах, мнениях сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует), хадисах-мурсал и хадисах-заиф, кыясе, иджме и истихабе.
Все эти правовые школы являются правильными. Конечно, между мазхабами есть небольшие разногласия и противоречия, однако данные разногласия не являются враждебными и были изначально упомянуты Пророком (да благословит его Аллах и да приветствует), который говорил, что «разногласия для моей уммы – это милость (Всевышнего)».
В последнее время появились заблудшие течения (в частности, т.н. ваххабиты), которые утверждают, что мазхабам следовать не нужно, и каждый простой мусульманин может сам, по своему разумению выводить решения из Корана и Сунны, не обращая внимания на мнения ученых. Так, один из ваххабитов Мухаммад Магсуми в своей книге утверждает, что «четыре мазхаба были распространены врагами Ислама». Но каждый истинный представитель Ахлю Сунна валь Джамаа знает, что мусульмане придерживаются мазхабов на протяжении более чем тысячи лет, и все авторитетные ученые также их придерживались.
Кто такие ашариты?
В данной статье с помощью Аллаха будет дано короткое описание ашаритов – кто они такие и что именно ашариты были имамами ахлу сунна валь джамаа.
قولُ رسول الله صلى الله عليه وسلم: ”خير الناس قرني، ثم الذين يلونهم،ثم الذين يلونهم
В другом хадисе говорится:
أوصيكم بأصحابي ثم الذين يلونهم ثم الذين يلونهم
عليكم بالجماعة وإياكم والفرقة فإن الشيطان مع الواحد وهو من الاثنين أبعد، فمن أراد بحبوحة الجنة فليلزم الجماعة
«…кто хочет просторов Рая, пусть придерживается пути большинства, поистине, шайтан с тем, кто один, а от двоих он находится чуть дальше…» (Джамиу сахих сунану ат-Тирмизи, №2165).
Знайте, что Аллах в Коране сказал:
وما ءاتاكم الرسول فخذوه وما نهاكم عنه فانتهوا
(Смысл): «Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам» (сура «Хашр», аят 7).
После имамов аль-Ашари и аль-Матуриди их последователи составили сотни сочинений со множеством неопровержимых доводов, вели множество диспутов против противоречащих акиде ахлу сунна. Возвысили флаг мазхаба аль-Ашари на Востоке и Западе. В распространении мазхаба отличились трое: 1) Устаз Абу Бакр ибн Фаврук (умер в 406 г. по хиджре); 2) Абу Исхак аль-Исфараяйни (умер в Нийсабуре в 418 г. по хиджре); 3) Имам Абу Бакр Бакалянию (умер в Багдаде в 403 г. по хиджре) (да будет доволен им Аллах).
Первые двое распространяли эти убеждения на Востоке, а Абу Бакр Бакаляния и на Востоке, и на Западе. После 105 лет хиджры умма состояла лишь из ашаритов и матуридитов, сошло с этого пути только малое количество мутазилитов, шарзамитов и группы хавариджей. Не было крупного учёного неашарита либо нематуридита.
В мазхабе акиды разногласий быть не может у ашаритов и матуридитов, акида одна, она различается лишь в незначительных вопросах.
Акида двух имамов заключается в том, что Аллах един, не похож на творения, не занимает места, и время не меняется для Него, Он не сидит на Арше, не имеет направления, органов, нет ничего подобного Ему, Он Всеслышащий и Всевидящий.
Среди таких же ашритов можно упомянуть и Султана Мухаммада аль-Фатиха (да будет доволен им Аллах). Он объяснял людям, что у Аллаха нет места, направлений, образа, границы. Был убеждён в дозволенность посещения могил пророков, праведников для снискания благодати посредством их вещей и тавассуля посредством них к Аллаху. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям), предсказав будущее, восхвалил Султана Мухаммада аль-Фатиха. Сообщает Абдулла ибн Бишр аль-Ганави от своего отца, что слышал, как Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал:
روى أحمد في المسند (18189) والبخاري في التاريخ الكبير (1760) والحاكم في المستدرك (8300) عن عبدالله بن بشر الغنوي عن أبيه أنه سمع النبي صلى الله عليه وسلم يقول: ( لتفتحن القسطنطينية فلنعم الأمير أميرها ولنعم الجيش ذلك الجيش )
«Константинополь будет завоёван, настолько прекрасен полководец той армии и то войско» (Ахмад в «Муснаде», №18189, Бухари в «Тарих аль-Кабир», №1760, Хаким в «аль-Мустадраке», №8300).
Никто не будет отрицать, что завоевателем Константинополя был полководец Султан Мухаммад аль-Фатих, тут возникает вопрос, разве стал бы Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) восхвалять ашаритов и их полководца, если бы они были заблудшими или кяфирами, как говорят невежественные люди?
Тажуддин ас-Субки сказал: «Если б мы пожелали усвоить достоинства Шейха аль-Ашари, то не хватило бы бумаги и затупились бы карандаши. Кто желает узнать его степень и заполнить сердце любовью к нему, пусть читает книгу «Табийни кизби аль-муфтари фима нусиба иляль имам Абул Хасани аль-Ашари («Изобличение лжи, приписываемой Абу аль-Хасану аль-Ашари)», которую написал ибн Асакир ад-Димашки. Это славная книга, велика от неё польза и добро». Ибн Абу Худжаж Андалуси на полях книги написал: «Если б не было у ибн Асакира благодарности Абул Хасану аль-Ашари, кроме этой книги, этого тоже было бы достаточно».
Абул Хасан аль-Ашари был удивительно проницательным, очень знающим и глубоко понимающим. Приблизительно 20 лет утренний намаз совершал с омовением, совершённым ночью, был скромным в мирских делах и активным в делах Ахирата. Он расходовал в год 17 дирхамов, каждый месяц по одному дирхаму, а иногда и меньше дирхама.
Написал много книг, вот некоторые из них: «аль-Ибана (Разъяснение основ вероисповедания)», «аль-Фусуль», «Ийзахуль Бурхани фи ради аля ахли Зайги ва Тугян», «Лямуль Кабир», «ат-Тафсилю фи ради аля ифки ва тазлили», «Накзу аля Джабаи», «Макаляту Муслимин», «Джавабату ва Сифат», «Аддафиу лильмухаззаб», «Мухтасару фи тавхиди валь Кадар», «Китабу Тибриин», «аль-Фунун», «Жавабу Мисриийн», «Тафсиру Куран», «Зиядату Навадир», «Жавабату ахду Фарис», «Джавхар», «Ихтияж», «аль-Ахбар» «аль-Иман», «Афалю Набби», «Даляилю Нубуват», «Кашфу аль-Асрар», «аль-Мавджуз», «Ихтиджаж», «Исбату аль-Кияс» и другие у него было больше 300 книг. Что касается книги «аль-Ибана», то её смысл исказили невежды.
Резюме:
— Ашаритами были имамы аль-Байхаки, ан-Навави, ибн Хаджар Аскаляни, Салахуддин аль-Аюби и другие.
— Ашариты изложили акиду Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) и сподвижников.