Ассистентура стажировка что это такое
Что такое ассистентура
Одной из ступеней лестницы под названием «Высшее образование», наряду с бакалавриатом, магистратурой и аспирантурой, является ассистентура. Только вот этот термин менее известен, как, собственно, и сама процедура зачисления и цель обучения.
В новом материале ЛаЛаЛань познакомит вас с ассистентурой-стажировкой. Разбираемся, кому и для чего стоит учиться в ассистентуре, какие преимущества она дает и какие недостатки имеет.
Ассистентура — что такое
Неудивительно, что массовом сознании представление об ассистентуре несколько расплывчатое. Из самого названия мы можем догадаться, что речь идет о становлении студента на поприще ассистента… но в чем и кому приходится ассистировать?
Именно поэтому ассистентура не так широко известна, ведь она существует как форма продолжения обучения лишь по творческо-исполнительским специальностям в сфере культуры и искусства.
Кроме того, пройти ассистентуру-стажировку могут лишь те, у кого есть высшее профессиональное образование, подкрепленное соответствующим дипломом.
Как проходит обучение
Ассистентура-стажировка в вузах России в основном доступна для следующих специальностей:
Итогом двухгодичного обучения становится сдача государственной аттестации. Это выпускная работа по творческо-исполнительскому профилю студента: публичное выступление, показ спектакля или сольного концерта, выставки, фильма и т. д.
Зачем идти в ассистентуру? Обучение в ассистентуре позволит усовершенствовать творческо-исполнительские навыки, получить дополнительный практический опыт от своего руководителя-куратора.
Плюсы и минусы ассистентуры-стажировки
+ Пожалуй, одним из главных плюсов является возможность отточить свои навыки, углубить
знания, ощутить масштаб своих возможностей вне привычной студенческой скамьи, в
реальных условиях.
+ Наличие диплома и квалификации дает право карьерного роста. Поскольку ассистентура
воспринимается и как стажировка, то студент творческой специальности получает опыт,
который может быть зафиксирован документально. Кроме того, за два года активной
ассистентуры появляются полезные знакомства, а у самого стажера есть возможность
показать свои таланты и способности.
+ Следующий плюс тесно связан с предыдущим: после ассистентуры студент может даже
рассчитывать на повышения оклада в случае трудоустройства в государственные
учреждения.
― Основной недостаток ассистентуры — ее малая распространенность. В вузах России
на данный момент отсутствует разветвленная сеть учебных заведений, предоставляющих
возможность продолжить обучение в ассистентуре.
― Однако даже в тех вузах, где эта программа представлена, направлений подготовки для
ассистентуры чрезвычайно мало.
― И, разумеется, мало не только вузов и специальностей… Конкурс на свободные места в
ассистентуре тоже очень высок, поскольку вуз открывает набор в приемную кампанию всего
лишь на несколько мест, обычно меньше 5, в среднем 1–2.
― И последнее: как и в случае с магистратурой и аспирантурой, ассистентура ― надстройка в
системе полученных вами знаний. Не каждый студент готов тратить на эти ступени обучения
свое время (и деньги).
Ассистентура стажировка что это такое
(введена Федеральным законом от 16.06.2011 N 144-ФЗ)
1. Ассистентом-стажером является лицо, имеющее высшее профессиональное образование, обучающееся в форме ассистентуры-стажировки по очной форме и осуществляющее подготовку выпускной работы по творческо-исполнительским специальностям.
2. Положение о получении послевузовского профессионального образования в форме ассистентуры-стажировки утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
3. Лицам, допущенным к вступительным испытаниям для обучения в форме ассистентуры-стажировки, предоставляются отпуска продолжительностью тридцать календарных дней с сохранением средней заработной платы по месту работы.
4. Ассистенты-стажеры, обучающиеся в форме ассистентуры-стажировки за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, обеспечиваются государственными стипендиями и пользуются ежегодно каникулами продолжительностью два месяца.
5. Ассистенты-стажеры пользуются бесплатно оборудованием, учебно-методическими кабинетами, библиотеками, а также правом на командировки, в том числе на командировки в учреждения культуры и высшие учебные заведения иностранных государств.
6. Для приобретения учебно-методической литературы каждому ассистенту-стажеру, обучающемуся за счет средств федерального бюджета, выдается ежегодное пособие в размере двух месячных стипендий.
Ассистентура
К ассистентам-стажерам относятся лица, которые проходят подготовку по программе ассистентуры-стажировки и подготавливающие выпускную работу по творческо-исполнительским профессиям. К ассистентуре-стажировке могут быть допущены лишь те лица, у которых имеется высшее профессиональное образование, подтвержденное соответствующим дипломом.
Главная задача обучения в ассистентуре-стажировке заключается в повышении квалификации лиц, имеющих творческо-исполнительские специальности. Процесс обучения проходит в соответствии с утвержденным индивидуальным планом, который составляется руководителем ассистента. Составленный план обсуждается на кафедре, а после утверждается Ученым советом того учреждения, в котором учится ассистент-стажер.
Плюсы
Преимущества
Обучение в ассистентуре-стажировке дает возможность усовершенствовать свои творческо-исполнительские навыки. Наличие диплома и квалификации дает право карьерного роста, а также повышения оклада в случае трудоустройства в государственные учреждения.
Недостатки
Отсутствие разветвленной сети ассистентуры в отечественных ВУЗах.
Итогом учебы в ассистентуре-стажировке является сдача государственной аттестации. Допуском к аттестации служит полное выполнение учебного плана. Разрешение на допуск дается в форме приказа руководителя учреждения после представления кафедры, на которой проходит обучение стажер.
Поделиться
Комментарии
Оставить комментарий
Новости Образования
Наши сервисы
Цитата дня
Кто счастлив сам, другим зла не желает.
Обучение в форме ассистентуры-стажировки
Лица, проходящие подготовку в форме ассистентуры-стажировки и осуществляющие подготовку выпускной работы по творческо-исполнительским специальностям, являются ассистентами-стажерами. Ассистенты-стажеры на основании приказа руководителя образовательного учреждения закрепляются за соответствующей творческо-исполнительской кафедрой образовательного учреждения.
Ассистентуру-стажировку могут проходить только те лица, у которых есть высшее профессиональное образование. Обучение длится два года и осуществляется только в очной форме.
Обучение ассистент-стажеров осуществляется по основным профессиональным образовательным программам послевузовского профессионального образования по творческо-исполнительским специальностям.
Основная задача обучения в форме ассистентуры-стажировки— совершенствование творческо-исполнительских и педагогических навыков лиц, имеющих высшее профессиональное образование, подтвержденное дипломом специалиста или дипломом магистра.
Прием ассистентов-стажеров проводится ежегодно в сроки, которые устанавливает образовательное учреждение, но не ранее июня текущего года. Требования к вступительным испытаниям и дату объявления результатов вступительных испытаний вуз должен устанавливать самостоятельно и размещать эти данные на информационном стенде и официальном сайте образовательного учреждения не позднее, чем за два месяца до начала вступительных испытаний.
Подготовка ассистента-стажера происходит по индивидуальному учебному плану, который разрабатывает руководитель ассистента-стажера на основании основной образовательной программы послевузовского профессионального образования по творческо-исполнительской специальности и федеральных государственных требований к ее структуре. Составленный руководителем ассистента-стажера индивидуальный учебный план обсуждается на заседании соответствующей кафедры и утверждается Ученым советом образовательного учреждения.
Выполнение ассистентом-стажером утвержденного индивидуального учебного плана находится под контролем руководителя и заведующим кафедрой.
Те ассистенты-стажеры, которые полностью выполняют индивидуальный учебный план, допускаются к государственной итоговой аттестации. Допуск производится на основании приказа руководителя образовательного учреждения по представлению соответствующей кафедры.
Государственная итоговая аттестация проводится в форме представления выпускной работы по творческо-исполнительской специальности. Это может быть открытое публичное выступление, показ или просмотр сольного концерта, спектакля, выставки или фильма.
Те лица, которые успешно прошли государственную итоговую аттестацию, получают диплом с присвоением квалификации.
Это может быть интересным:
Ассистентура стажировка что это такое
от 12 января 2015 года N 1
(с изменениями на 23 июня 2016 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 27 июля 2020 года на основании
приказа Минкультуры России от 9 июня 2020 года N 609
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минкультуры России от 23 июня 2016 года N 1406 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.09.2016, N 0001201609220013).
В соответствии с частью 19 статьи 83 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53 (ч.1), ст.7598; 2013, N 19, ст.2326; N 23, ст.2878; N 27, ст.3462; N 30 (ч.1), ст.4036; N 48, ст.6165; 2014, N 6, ст.562; N 6, ст.566; N 19, ст.2289; N 22, ст.2769; N 23, ст.2933; N 26 (ч.1), ст.3388; N 30 (ч.1), ст.4257; N 30 (ч.1), ст.4263)
в Министерстве юстиции
20 апреля 2015 года,
регистрационный N 36918
УТВЕРЖДЕН
приказом
Министерства культуры
Российской Федерации
от 12 января 2015 года N 1
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по программам ассистентуры-стажировки, включающий в себя порядок приема на обучение по программам ассистентуры-стажировки
(с изменениями на 23 июня 2016 года)
I. Общие положения
5. К освоению программ ассистентуры-стажировки допускаются лица, имеющие высшее образование в области искусств (специалитет или магистратура).
7. Программа ассистентуры-стажировки может иметь вид, характеризующий ее ориентацию на конкретные области знания и (или) виды деятельности и определяющий ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающихся и требования к результатам ее освоения.
Образовательная организация устанавливает вид программы ассистентуры-стажировки, конкретизирующий ориентацию указанной программы на области знания и (или) виды деятельности в рамках специальности.
В наименовании программы ассистентуры-стажировки указываются наименование специальности и вид указанной программы.
8. При осуществлении образовательной деятельности по программе ассистентуры-стажировки образовательная организация обеспечивает:
проведение учебных занятий по дисциплинам в форме лекций, групповых, индивидуальных занятий, консультаций, семинаров, научно-практических занятий, лабораторных работ, коллоквиумов, самостоятельной работы, в иных формах, устанавливаемых образовательной организацией;
проведение контроля качества освоения программы ассистентуры-стажировки посредством текущего контроля успеваемости, обязательной промежуточной аттестации обучающихся и итоговой (государственной итоговой) аттестации обучающихся, а также иных форм, устанавливаемых образовательной организацией.
Базовая часть программы ассистентуры-стажировки должна указывать на результаты обучения, разрабатываемые в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (образовательным стандартом, утвержденным самостоятельно).
Базовая часть программы ассистентуры-стажировки является обязательной вне зависимости от вида программы ассистентуры-стажировки, обеспечивает формирование у обучающихся компетенций, установленных федеральным государственным образовательным стандартом (образовательным стандартом, утвержденным самостоятельно), и включает в себя дисциплины, установленные федеральным государственным образовательным стандартом (образовательным стандартом, утвержденным самостоятельно) и итоговую (государственную итоговую) аттестацию.
При обучении по программе ассистентуры-стажировки образовательная организация обеспечивает иностранным гражданам и лицам без гражданства возможность изучения в рамках дисциплины (модуля) «Иностранный язык» русского языка как иностранного.
(Абзац дополнительно включен с 3 октября 2016 года приказом Минкультуры России от 23 июня 2016 года N 1406)
Вариативная часть программы ассистентуры-стажировки направлена на расширение и (или) углубление компетенций, определяемых федеральным государственным образовательным стандартом (образовательным стандартом, утвержденным самостоятельно), а также на формирование у обучающихся компетенций, установленных образовательной организацией дополнительно к компетенциям, определяемым федеральным государственным образовательным стандартом (образовательным стандартом, утвержденным самостоятельно) (в случае установления образовательной организацией указанных компетенций), и включает в себя дисциплины и практики, установленные образовательной организацией.
Содержание вариативной части формируется в соответствии с видом программы ассистентуры-стажировки.
Обязательными для освоения обучающимся являются дисциплины, входящие в состав базовой части программы ассистентуры-стажировки, а также дисциплины и практики, входящие в состав вариативной части программы ассистентуры-стажировки в соответствии с видом указанной программы.
10. При реализации программы ассистентуры-стажировки образовательная организация обеспечивает обучающимся возможность освоения факультативных (необязательных для изучения при освоении программы ассистентуры-стажировки) и элективных (избираемых в обязательном порядке) дисциплин в порядке, установленном локальным нормативным актом образовательной организации. Избранные обучающимся элективные дисциплины являются обязательными для освоения.
При обеспечении инклюзивного образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья образовательная организация включает в программу ассистентуры-стажировки специализированные адаптационные дисциплины.
При реализации программы ассистентуры-стажировки, разработанной в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (образовательным стандартом, утвержденным самостоятельно), факультативные и элективные дисциплины, а также специализированные адаптационные дисциплины включаются в вариативную часть указанной программы в объеме, не превышающем нормативный срок освоения данной программы, и общую трудоемкость освоения основных образовательных программ.
11. Результаты обучения по программе ассистентуры-стажировки должны соответствовать целям, заявленным в программе ассистентуры-стажировки, и формулируются в виде измеряемого уровня освоения компетенций, необходимых для выполнения трудовых функций в рамках будущей профессиональной деятельности.
12. Результаты обучения должны учитывать требования профессиональных стандартов, квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
13. Образовательные организации при реализации программ ассистентуры-стажировки обязаны соблюдать права обучающихся, меры их социальной поддержки и стимулирования, предусмотренные Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
II. Организация разработки и реализации программ ассистентуры-стажировки
14. Программа ассистентуры-стажировки представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации, который представлен в виде общей характеристики программы ассистентуры-стажировки, учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ дисциплин, программ практик, оценочных средств, методических материалов, иных компонентов, включенных в состав программы ассистентуры-стажировки по решению образовательной организации.
15. В программе ассистентуры-стажировки определяются:
16. Программа ассистентуры-стажировки представляет собой комплект документов, который обновляется с учетом развития культуры, искусства и социальной сферы.
17. Выбор методов и средств обучения, образовательных технологий и учебно-методического обеспечения реализации программы ассистентуры-стажировки осуществляется образовательной организацией самостоятельно исходя из необходимости достижения обучающимися планируемых результатов освоения указанной программы, а также с учетом индивидуальных возможностей обучающихся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
18. Реализация программы ассистентуры-стажировки возможна с использованием различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий, электронного обучения, сетевой формы взаимодействия различных организаций в целях обеспечения академической, в том числе и международной мобильности обучающихся. Запрещается использование антигуманных, а также опасных для жизни или здоровья обучающихся методов обучения.
19. Объем программы ассистентуры-стажировки (ее составной части) определяется как трудоемкость учебной нагрузки обучающегося при освоении указанной программы (ее составной части), включающая в себя все виды его учебной деятельности, предусмотренные учебным планом для достижения планируемых результатов обучения. В качестве унифицированной единицы измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося при указании объема программы ассистентуры-стажировки и ее составных частей используется зачетная единица.
Объем программы ассистентуры-стажировки (ее составной части) выражается целым числом зачетных единиц.
Зачетная единица для программ ассистентуры-стажировки, разработанных в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, эквивалентна 36 академическим часам (при продолжительности академического часа 45 минут) или 27 астрономическим часам.
При реализации программ ассистентуры-стажировки, разработанных в соответствии с образовательными стандартами, утвержденными образовательной организацией, образовательная организация устанавливает величину зачетной единицы не менее 25 и не более 30 астрономических часов.
Установленная образовательной организацией величина зачетной единицы является единой в рамках программы ассистентуры-стажировки.
20. Объем программы ассистентуры-стажировки не зависит от формы получения образования, сочетания различных форм обучения, применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, использования сетевой формы реализации программы ассистентуры-стажировки, особенностей индивидуального учебного плана.
22. Получение высшего образования по программе ассистентуры-стажировки осуществляется в сроки, установленные федеральным государственным образовательным стандартом (образовательным стандартом, утвержденным самостоятельно), вне зависимости от используемых образовательной организацией образовательных технологий.
23. При сочетании различных форм обучения, при реализации программы ассистентуры-стажировки с применением дистанционных образовательных технологий, при использовании сетевой формы реализации программы ассистентуры-стажировки и при обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья годовой объем программы устанавливается организацией в размере не более 75 зачетных единиц.