Астено невротический синдром у детей что это такое
Неврозы и астено-невротические состояния у детей
Детские неврозы — это обратимые расстройства психики ребенка, основной причиной возникновения которых являются психогенные (психотравмирующие) факторы. При неврозах нарушается не структура нервных клеток головного мозга, а их функционирование, поэтому все виды неврозов относят к функциональным нарушениям.
Причины
Для развития невроза необходимо наличие двух моментов — конфликта (внутреннего или внешнего) и патологической реакции личности на этот конфликт. Т.е., в результате острого или хронического стресса, личностно значимого для ребёнка, его психика реагирует чрезмерно (по И.П. Павлову — «срывом высшей нервной деятельности вследствие перенапряжения возбудительного или тормозного процесса или нарушения подвижности этих процессов»).
Кроме того, существуют провоцирующие факторы:
Симптомы
Симптомы детских неврозов условно разделяют на биологические и психологические. Они во многом зависят от особенностей личности ребенка, вида невроза и характера психической или биологической травмы, которая стала причиной развития этого расстройства.
К биологическим (сомато-вегетативным) проявлениям неврозов относятся:
Психологическими проявлениями неврозов могут быть:
Все неврозы принято делить на две большие группы: общие и системные.
Отдельно выделяют формы реактивных состояний:
Астено-невротические состояния у детей
Особым видом детских неврозов являются астено-невротические состояния — психические расстройства, которые могут возникать в результате нервного истощения или сильной усталости. Такие нарушения могут напоминать симптомы, возникающие при различных соматических заболеваниях. Однако, если речь идёт о неврозе, будет характерен внутренний конфликт между желаемым и субъективно достижимым, конфликт типа «нет сил, но хочу».
Проблема заключается в том, что для их достижения у ребёнка (подростка) нет достаточных сил и способностей. У детей такой конфликт возникает в тех случаях, когда ребенок пытается овладеть ситуацией, которую он не в состоянии контролировать (например, примирить разводящихся родителей, самоутвердиться в новом классе, соответствовать завышенным ожиданиям взрослых, близких и учителей, справиться с возложенной на него непосильной нагрузкой). Основные симптомы астено-невротических состояний:
Динамика невротических расстройств
Принципиальная обратимость неврозов определяется функциональным характером возникающих при них нарушений.
Способность мозга искать и фиксировать в долговременной памяти устойчивое состояние (нормальное или патологическое) и возвращаться к нему для защиты от различного рода дестабилизирующих воздействий, является причиной устойчивости болезненных симптомов, сохраняющихся и после прекращения действия вызвавших их причин.
Неудачный жизненный опыт, церебрально-органическая недостаточность, соматическая ослабленность, неблагоприятная социальная среда, изначальная личностно-характерологическая дисгармоничность, повторный или хронический характер психотравмирующих воздействий, несвоевременность оказания квалифицированной помощи обусловливают склонность неврозов к затяжному течению, что крайне неблагоприятно отражается на развитии личности ребёнка, формируются патологические черты характера.
Диагностика и лечение неврозов у детей
После диагностической консультации детский врач психотерапевт определит наиболее оптимальное комплексное лечение, с учётом особенностей личности именно для вашего ребёнка — психологическое, или возможно, медикаментозное и психологическое: это могут быть игровые занятия с предметами, помогающими символически преодолеть внутренний конфликт, занятия с использованием песка, в котором созданные фантазийные «песочные миры» помогают ребёнку символически пережить, переработать психологически травматичный опыт, субъективно-эмоционально значимый для ребёнка, занятия с использованием БОС помогут повысить уровень эмоциональной регуляции, групповые психотерапевтические занятия (психологический театр пантомимы) помогут ребёнку проявить творческий потенциал своей Личности, получить опыт безопасного межличностного общения в группе, и др. мероприятия.
Так же специалист определит необходимость семейно-родительских консультаций, поможет проанализировать семейные отношения и увидеть что-то очень важное, то, что невозможно увидеть, находясь внутри семейной системы.
Астено-невротический синдром у детей ( Астенический невроз )
Астено-невротический синдром у детей — это совокупность психоэмоциональных, неврологических и вегетативных проявлений, которые возникают как признак дезадаптации организма. Патология встречается при любых заболеваниях, действии физических или психических стрессоров. Основные симптомы: слабость и повышенная утомляемость даже после отдыха, нестабильность эмоциональных реакций, жалобы на головные боли. Диагностика основана на клинической оценке анамнеза, субъективных и объективных признаков. Для лечения астенического невроза необходимы нормализация режима дня и диеты, сеансы психотерапии, медикаментозная терапия нейрометаболитами и адаптогенами.
МКБ-10
Общие сведения
Астено-невротический синдром (астенический невроз) — самая распространенная жалоба в практике педиатра, которая зачастую служит проявлением других патологий или общего снижения адаптационных возможностей организма. Учитывая частую встречаемость, многообразные клинические симптомы и трудности в подборе терапевтических схем, астено-невротический синдром очень актуален в современной педиатрической практике.
Причины
Астено-невротические состояния характеризуются многообразием этиологических факторов. Любое соматическое или инфекционное заболевание сопровождается симптомами астении, что особенно выражено у детей, для которых типична лабильность нервно-психических процессов, их быстрая истощаемость. Чем дольше длится болезнь и чем более выражены ее симптомы, тем выше вероятность формирования невротического синдрома.
Специфическим фактором риска у детей является гипоксически-ишемическая энцефалопатия, которая возникает под влиянием перинатальных провоцирующих факторов. К предпосылкам астении относят повышенные нагрузки в школе, большую загруженность во внеклассных кружках и секциях. Риск развития невротического синдрома выше при нездоровом семейном микроклимате, проблемах во взаимодействии с ровесниками.
Патогенез
В механизме развития выделяют психосоциальные, нейрогуморальные и инфекционно-иммунные факторы, которые в комбинации оказывают негативное влияние на детскую нервную систему. Ключевым звеном патогенеза астено-невротического синдрома называют отклонения в работе лимбико-ретикулярного комплекса, который регулирует реакцию детей на действие стрессовых факторов.
Из-за расстройств в функционировании ретикулярной формации нарушаются процессы сна и бодрствования, изменяются эмоциональные реакции ребенка на привычные раздражители. Постепенно изменяется работа гипоталамо-гипофизарно-адреналовой системы, которая отвечает за реагирование на стрессовые факторы. Еще один значимый фактор — церебральная гипоперфузия и нейротрансмиттерные нарушения.
Классификация
Большинство педиатров в практической деятельности разделяют астено-невротический синдром на первичный, обусловленный особенностями характера и течения психических процессов, и вторичный, который развивается на фоне органических патологий. Эта классификация не отражает в полной мере этиопатогенетические особенности расстройства, поэтому в 2011 году был предложен новый вариант систематизации невротического синдрома. Согласно ему, выделяются 5 форм астении:
Симптомы
Основные проявления астено-невротического синдрома — утомляемость и усталость. У детей страдает память и мышление, снижается способность к переключению внимания. Школьникам становится сложно сконцентрироваться на занятии. Обычно это дополняется двигательным беспокойством, суетливостью. Начальные стадии синдрома расцениваются как невоспитанность и неусидчивость, поэтому на раннем этапе родители не задумываются о походе к врачу.
Вторая типичная группа признаков — психоэмоциональные симптомы. У детей наблюдаются резкие беспричинные перепады настроения, повышенная раздражительность и нервозность. Как правило, возникает патологическая подавленность настроения, которая в подростковом возрасте может трансформироваться в депрессию. Характерно яркое эмоциональное реагирование на незначительные события.
Отличительная черта астенической симптоматики — устойчивость и отсутствие улучшения состояния после отдыха. Если при обычной усталости ребенок испытывает прилив сил и энергии после ночного сна или выходного, то при астении даже длительный отдых не приносит облегчения. Неврологические симптомы дополняются соматическими: мышечными и головными болями, длительным субфебрилитетом, бессонницей.
Если у ребенка есть конституциональная склонность к возникновению длительной астении, со временем у него формируется астено-невротический тип характера. Основные его черты проявляются в периоде пубертата. Подросток становится тревожным и мнительным, тяжело переживает конфликты в семье, школе, испытывает сильное волнение перед незначительными событиями (контрольная, поход в гости). Иногда у детей выражены симптомы ипохондрии.
Осложнения
Легкие преходящие формы невротического синдрома не представляют угрозы здоровью, однако длительная астения резко нарушает социальную адаптацию, снижает способности к обучению. Астения часто сочетается с нарушениями психоэмоционального состояния вплоть до тяжелых депрессий, тревожных расстройств и усугубления психопатических черт личности.
Диагностика
Выявление астении не представляет труда для опытного педиатра или детского невролога. Для этого врачу достаточно детально собрать жалобы и анамнез жизни, побеседовать с ребенком, использовать специальные шкалы и опросники. По показаниям пациенту рекомендуют консультацию детского психиатра, чтобы своевременно выявить патологические черты личности и нарушения социальной адаптации, которые могли спровоцировать астению.
Затруднения могут возникать при верификации причин этого типа невротического состояния. Для исключения органических поражений ЦНС проводится:
Если врач подозревает соматические болезни, он назначает консультации профильных специалистов: детского кардиолога, эндокринолога, травматолога и т. д. Сочетание астенических реакций и субфебрилитета — повод для направления к детскому инфекционисту.
Лечение астено-невротического синдрома у детей
Основу лечения синдрома составляют немедикаментозные методы, которые направлены на нормализацию образа жизни ребенка. Родители должны следить за соблюдением распорядка дня, приобщать детей к активным играм, не перегружать его внеклассными занятиями. Решающее значении приобретает психологический комфорт дома и в учебном заведении, иногда для ликвидации причины хронического стресса приходится сменить школу.
Диету обогащают продуктами, богатыми витаминами группы В (субпродукты, цельнозерновой хлеб, яйца), триптофаном (нежирное мясо, сыры). Рекомендуют исключить газированные напитки и острые снеки (чипсы, сухарики). С подростками проводят беседы по поводу вреда алкогольных напитков и энергетиков, которые дают ложное чувство бодрости на короткое время, а в перспективе усугубляют состояние.
Для решения внутренних конфликтов, устранения психотравмирующих ситуаций или изменения отношения ребенка к ним показана длительная работа с психологами. Занятия проходят в формате индивидуальной или семейной психотерапии, арт-терапии, музыкотерапии. Лекарства применяются ограниченно. При тяжелой астении назначают нейрометаболические препараты, витамины, растительные адаптогены.
Важную роль в устранении соматической и цереброгенной астении играет лечение основного заболевания. С учетом ведущих клинических признаков врачи подбирают консервативные и/или интервенционные методики. В лечении астено-невротического синдрома важен мультидисциплинарный подход, привлечение к терапевтическим программам школьных психологов, учителей, руководителей внеклассной активности.
Прогноз и профилактика
Симптомы астено-невротического расстройства не несут серьезной угрозы для ребенка, но длительная астения значительно снижает качество жизни, нарушает физическое и интеллектуальное развитие. Несмотря на достижения современной педиатрии, лечение представляет сложную задачу, требует привлечения мультидисциплинарной команды, комбинации немедикаментозных методов и лекарственной терапии.
В основе профилактики невротического синдрома лежит приучение детей к здоровому образу жизни и полноценному сну, исключение травмирующих факторов дома, в организованных детских коллективах. В повседневных занятиях должны гармонично сочетаться умственные и физические нагрузки, время на отдых и общение со сверстниками. Для предупреждения и раннего выявления ухудшения здоровья дети должны регулярно проходить медицинские осмотры.
Астено невротический синдром у детей что это такое
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Симптомы астено-невротического синдрома у детей схожи с клиническими проявлениями депрессии, вегетососудистой дистонии, хронической усталости.
Бесплатные занятия с логопедом
Астено-невротический синдром у детей – распространенная патология нервной системы, которая возникает в результате переутомления и сильных эмоциональных потрясений. При неврастении дети выглядят здоровыми, но уставшими.
Симптомы астено-невротического синдрома у детей схожи с клиническими проявлениями депрессии, вегетососудистой дистонии, хронической усталости.
Люди, далекие от медицины, не знают, что такое астено-невротический синдром у детей и как это заболевание лечить. Часто родителям сложно заподозрить у ребенка расстройство нервной системы, так как капризность, утомляемость, плаксивость они объясняют особенностями характера малыша. В результате вместо оказания помощи ребенку, страдающему невротическим расстройством, родители ругают и наказывают его, усугубляя ситуацию.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПАТОЛОГИИ
Неврастения у детей – это симптомокомплекс, который возникает в результате истощения нервной системы. Симптомы неврастении у детей отличаются от признаков неврастении у взрослых.
Медики называют это заболевание синдромом раздражительной усталости. Астеноневроз встречается не только у детей, но и у подростков. Данное расстройство является одной из распространенных причин снижения школьной успеваемости ребенка, конфликтности в отношениях со сверстниками и взрослыми.
Астеноневроз может быть следствием внутриутробной патологии развития нервной системы, родовой травмы или инфекции, перенесенной малышом в ранний постнатальный период. В этом случае признаки недуга появляются в 2–3 года. Также заболевание может развиться в школьном возрасте в результате избыточной нагрузки на нервную систему.
Симптомы и признаки неврастении у детей должны стать поводом для визита к врачу. Без своевременного лечения они приведут к необратимым изменениям психики ребенка.
СИМПТОМЫ ЗАБОЛЕВАНИЯ
Симптомы заболевания связаны с нарушениями в работе нервной системы. Клинические психологи и психиатры классифицируют признаки заболевания на 2 группы:
СИМПТОМЫ У ДЕТЕЙ 2–6 ЛЕТ
Астено-невротический синдром у дошкольников проявляется в виде:
СИМПТОМЫ У ШКОЛЬНИКОВ
Симптомами астено-невротического синдрома у детей школьного возраста являются:
СТАДИИ АСТЕНО-НЕВРОТИЧЕСКОГО СИНДРОМА
В развитии невротического расстройства выделяются следующие стадии:
РАЗНОВИДНОСТИ СИНДРОМА
Специалисты пришли к выводу, что астено-невротический синдром у детей это заболевание, которое может обнаружиться в таких формах, как:
ПРИЧИНЫ НЕРВНОГО РАССТРОЙСТВА
Астения может возникнуть по следующим причинам:
ДИАГНОСТИКА
Диагностика астеноневроза осуществляется с помощью таких методов, как:
ЛЕЧЕНИЕ АСТЕНО-НЕВРОТИЧЕСКОГО СИНДРОМА
Эффективным в лечении неврастении является комплексный подход. Пациенту назначают курс медикаментозной терапии, психокоррекционные и психотерапевтические занятия.
В качестве основных медицинских препаратов для лечения неврастении назначают транквилизаторы, ноотропы, седативные препараты, средства для нормализации кровообращения, аминокислоты, антидепрессанты. В особо тяжелых случаях пациента госпитализируют.
Положительное действие на нервную систему оказывают УВЧ, бальнеотерапия, общеукрепляющий массаж, светотерапия.
С 4 лет детям для лечения различных форм астении назначают психотерапию. В ходе занятий врач-психотерапевт обучает ребенка понимать и контролировать свои эмоции, выражать свои эмоциональные переживания социально-приемлемым способом. Параллельно осуществляется психологическая коррекция, направленная на исправление негативных черт характера, преодоление страхов, нормализацию психоэмоционального состояния. Арт-терапевтические техники помогают ребенку познать и принять себя, найти личностные ресурсы. Все это облегчает процесс социализации у ребенка.
Условиями скорейшего выздоровления являются:
Помимо работы с ребенком, консультация психолога необходима родителям неврастеника. В процессе психологического консультирования специалист учит родителей конструктивному внутрисемейному взаимодействию, формирует у родителей запас эффективных копинг-стратегий и обучает приемам бесконфликтного общения.
ОСЛОЖНЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЯ
Распространенными осложнениями астено-невротического расстройства являются:
Если начать терапию невротического расстройства на начальной стадии, негативных последствий и осложнений удается избежать.
МОИ РЕКОМЕНДАЦИИ
Детям, столкнувшимся с невротическими расстройствами, необходимы занятия с психологом. Продолжительность курса занятий составляет 3–6 месяцев. Это необходимо для формирования у детей адекватной самооценки, предотвращения рецидива заболевания.
Детей с астенией необходимо учить правилам межличностного взаимодействия и работе в группе. Поэтому в ходе психологической реабилитации проводятся как индивидуальные занятия, так и групповые тренинги.
Занятия арт-терапией помогают детям найти хобби. Обретая возможность самореализации, дети находят занятие по душе – творчество действует на них исцеляюще.
Укрепить семейные отношения и нормализовать психологический климат дома можно посредством совместного досуга детей и родителей, посещения театра и кино. Однако организуя содержательный досуг, следует помнить, что избыток ярких впечатлений – это тоже нагрузка на нервную систему, которая может оказаться для истощенного организма непосильной.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, не всегда неврастения обусловлена физиологическими причинами и патологиями в развитии. Практически половина случаев заболевания обусловлена социальными причинами и ошибками в воспитании.
Для того, чтобы лечение астено-невротического синдрома было эффективным, необходимо устранить причину, которая его спровоцировала. При этом родителям важно понимать, что лечение неврологии – процесс длительный. Только соблюдение всех клинических рекомендаций, прохождение полных курсов психотерапии и психокоррекции гарантируют полное выздоровление ребенка. Четкое следование указанием врача поможет предотвратить осложнения и негативные последствия невротического расстройства.
Астено-невротический синдром у взрослых и детей
Астено-невротический синдром имеет много синонимов, среди которых наиболее известным является название «синдром хронической усталости». Но даже этот термин не дает полного понимания о природе расстройства, хотя и в большей мере объясняет его появление и характер. В целом под астено-невротическим синдромом понимают особую разновидность невроза, которому наибольше подвержены люди с чувствительной, ранимой психикой.
В последние годы наблюдается резкое увеличение количества случаев диагностирования этого заболевания, называемого еще неврастенией. Причем среди пациентов оказываются не только взрослые люди, но и дети разного возраста! Подобное является ярким отражением современного образа жизни, но при этом астено-невротический синдром нельзя назвать безобидным состоянием, так как в запущенных случаях он приводит к тотальной апатии, глубокой депрессии или даже суицидальным наклонностям. Поэтому очень важно вовремя обратить внимание на подкрадывающуюся беду и найти эффективный способ с ней справиться.
Причины развития астено-невротического синдрома
Основной причиной возникновения данного вида заболевания является наличие расстройства работы вегетативной нервной системы, что под действием частых стрессов, выраженного недостатка отдыха и действия других факторов перерастает в полноценный невроз. Поскольку подавляющее большинство современных людей живет в условиях бешеного ритма жизни, ежедневно и повсеместно подвергается стрессам, страдает от вредных привычек и, как правило, питается на ходу, не особо заботясь, о сбалансированности рациона, это усугубляет имеющиеся нарушения и в конечном итоге приводит к возникновению астено-невротического синдрома.
Наиболее подвержены развитию этого нарушения ранимые люди и дети, которые сильно реагируют на любые неудачи и раздражители, а также пережили психологические травмы, имеют проблемы с самооценкой, воспитываются в авторитарном стиле или страдают от завышенных ожиданий родителей.
Количество предпосылок для развития астено-невротического синдрома настолько многообразно, что не всегда удается точно определить, какие из них послужили причиной для его возникновения. Наиболее распространенными из них являются:
У детей основными причинами развития астено-невротического синдрома становятся:
Астено-невротический синдром и ранее диагностировался у детей, но сегодня количество таких случаев увеличилось в разы. Этому также способствует изменение образа жизни и повышение уровня стресса. Даже дошкольники могут становиться жертвами этого расстройства, не говоря уже про детей школьного возраста, на которых возлагается огромная умственная нагрузка.
Симптомы синдрома хронической усталости
Астено-невротический синдром относится к числу тех нарушений, которые развиваются медленно и могут долгое время протекать незаметно. Его первые симптомы могут быть настолько обыденными, что человек обычно не придает им никакого значения, списывает на проявление усталости и тем более не спешит записаться к врачу. Но со временем под действием внешних и внутренних факторов расстройство прогрессирует и существенно изменяет жизнь человека, что уже не может остаться не замеченным. Но главная проблема при этом часто заключается в резком нежелании что-либо предпринимать для исправления ситуации.
Изначально синдром хронической усталости может заявлять о себе:
У детей астено-невротический синдром проявляется значительно ярче, чем у взрослых. На его возникновение могут указывать:
Обычно люди обращаются за медицинской помощью только тогда, когда проблема зашла уже слишком далеко и возможности самостоятельно справиться с депрессивным состоянием нет. При этом на консультацию к врачу обычно записывается не сам больной, а его близкие и друзья, так как у него полностью отсутствует желание что-либо предпринимать для улучшения своего самочувствия.
В целом все симптомы астено-невротического синдрома можно разделить на 3 большие группы:
Стадии
В течении астено-невротического синдрома выделяют 3 стадии, которые последовательно сменяют друг друга при отсутствии своевременного вмешательства. На первой или гиперстенической стадии крайне редко сам больной или его близкие замечают наличие признаков отклонений от нормы. Постоянно увеличивающуюся усталость, раздражительность принимают за переутомление и временное явление.
Со временем человек начинает терять контроль над поведением, в результате чего он может внезапно рассмеяться или заплакать, но чаще реагирует даже на незначительные раздражители криком. Нередко наблюдается снижение памяти, способности к концентрации внимания, возникает бессонница, головные боли, слабость и резко падает трудоспособность. На этой стадии синдром хронической усталости или неврастения практически никогда не диагностируется. Поэтому он плавно переходит во вторую стадию развития.
На 2-м этапе проявляется излишняя эмоциональность и возникают уже такие физические симптомы патологии, как головные боли, постоянная усталость, выраженное снижение работоспособности. Люди с астено-невротическим синдромом начинают испытывать проблемы со сном: их мучает бессонница и постоянная сонливость. Все время присутствует стойкое желание прилечь и отдохнуть. Проваливаясь в сон, больной может просыпаться от кошмара или нахлынувшего чувства тревоги, а отдых, даже продолжительный, не приносит желаемого ощущения бодрости и свежести. Каждое утро человек борется с собой, поднимаясь с постели не менее уставшим, чем ложился. При этом он становится плаксивым и обидчивым, любое даже случайно оброненное слово может его сильно ранить, что вызывает трудности при общении с другими людьми.
На третьей или гипостенической стадии признаки патологических изменений уже становятся очевидными. Постоянная усталость и беспокойство сменяются абсолютным безразличием ко всему, что происходит вокруг. Больной теряет интерес к новостям из внешнего мира и внутрисемейным, ему уже не интересны фильмы и развлечения, он старается изолироваться от общества и избегает общения с другими людьми. В итоге наступает затяжная депрессия, справиться с которой можно только с помощью адекватной медицинской помощи.
Последствия
Если игнорировать признаки неврастении и не провести соответствующее ситуации лечение, со временем заболевание может иметь достаточно опасные для физического здоровья последствия. Оно может приводить не только к хроническим головным болям, пищевым нарушениям, развитию фобий и снижению либидо, но и к:
Кроме того, нельзя забывать, что затяжные депрессии чреваты появлением стойких мыслей о суициде. Поэтому астено-невротический синдром может иметь весьма серьезные последствия, что не позволяет игнорировать его или относиться халатно.
Не менее опасен синдром хронической усталости и для детей. В силу не оконченного формирования организма у них он приводит к нарушению гормонального фона, следствием чего могут стать заболевания щитовидной железы, нарушения развития, а также сахарный диабет, а в дальнейшем и нарушения репродуктивной функции.
Диагностика и лечение астено-невротического синдрома
Для диагностики заболевания не требуется проведения сложных процедур. Для выявления неврастении достаточно опроса невролога, но важно, чтобы пациент был полностью откровенен и не скрывал никаких подробностей. Для опытного специалиста не составляет труда определить только по имеющейся клинической картине астено-невротический синдром еще на первых стадиях его развития, не говоря уже про третью. Потому и лечение назначается сразу же.
Главной трудностью диагностики является обнаружение причины или комплекса факторов, спровоцировавших развитие заболевания. Этому моменту всегда придается первостепенное значение, так как именно путем воздействия на причину можно полностью решить имеющуюся проблему, тогда как симптоматическая терапия даст эффект лишь на время. Но, к сожалению, сразу выявить все факторы удается не всегда.
Лечение астено-невротического синдрома всегда носит комплексный характер и подразумевает проведение:
При обнаружении заболевания у ребенка обычно достаточно скорректировать образ жизни. Устранения из меню откровенно вредных продуктов и содержащих кофеин напитков с заменой их на свежевыжатые соки, фрукты, овощи, ягоды, а также отказ от длительного просмотра телевизора, компьютерных игры и т. д. обычно помогает привести состояние ребенка в норму. Весьма полезны продолжительные прогулки на свежем воздухе, особенно перед сном. При этом важно установить режим дня и строго его придерживаться, чтобы малыш ложился спать в одно и то же время и мог полноценно отдохнуть.
Медикаментозная терапия и физиотерапия
Характер медикаментозной терапии подбирается в соответствии с тяжестью течения синдрома хронической усталости. Поэтому если на 1-й стадии его развития достаточно использования фиточаев или средств народной медицины в сочетании с приемом комплексных витаминных препаратов, то при более серьезных изменениях требуется назначение ряда седативных препаратов и антидепрессантов.
Таким образом, медикаментозное лечение синдрома хронической усталости может включать:
Действие препаратов дополняют назначением физиотерапевтических процедур. Чаще всего при астено-невротическом синдроме рекомендуют пройти курс сеансов рефлексотерапии и электросна.
Многим приходится по душе аромотерапия. При отсутствии аллергии никто не может запретить пациенту использовать этот метод лечения для нормализации психологического состояния и преодоления имеющихся проблем. Но аромотерапия может выступать только в качестве вспомогательного метода лечения, не заменяя назначенной врачом схемы терапии.
Психотерапия
Поскольку в развитии астено-невротического синдрома большую роль играют особенности личности и психологические факторы, лечение заболевания, особенно на поздних стадиях развития, невозможно представить без помощи психотерапевта или психолога. Этот специалист поможет обнаружить глубинные проблемы личности, травмирующие ситуации и проработать их, чтобы устранить создаваемое ими давление.
Практически всегда больным рекомендуется найти для себя отдушину – какое-то хобби, которое будет доставлять удовольствие и помогать расслабляться. Это может быть любое занятие от вязания, рисования, до занятий с домашним животным, коллекционирования монет или чтения.
Особенно эффективными элементами психотерапии для больных с астено-невротическим синдромом является арттерапия и пескотерапия. Рисование в целом помогает справиться с напряжение и выплеснуть любые накопившиеся эмоции и переживания, а нередко оно помогает докопаться до глубинного смыслы проблемы и найти легкий путь ее решения.
Дыхательная гимнастика отличается большой пользой для людей с синдромом хронической усталости, поскольку она оказывает расслабляющее действие на тело и заряжает хорошим настроением.
Коррекция образа жизни
Поскольку образ жизни человека играет далеко не последнюю роль в развитии астено-невротического синдрома, большое внимание уделяется его коррекции. Зачастую рекомендуется:
Диета при астено-невротическом синдроме заключается в отказе от употребления синтетических энергетиков, а также минимизации потребления кофе, чая, а также других содержащих кофеин напитков. Их заменяют травяными сборами, настоем боярышника или шиповника, чаем с ромашкой, мятой, мелиссой и т. д. Обязательно ежедневный рацион обогащают свежими фруктами и овощами. При этом желательно минимизировать количество потребляемых жареных и жирных блюд, выпечки.
Лечебный массаж и мануальная терапия
Обе процедуры подразумевают воздействие руками на мягкие ткани спины, что обеспечивает выраженный расслабляющий и оздоровительный эффект. Но мануальная терапия отличается от лечебного массажа тем, что в ходе сеанса специалист прорабатывает еще и позвоночник. Как известно, от его состояния зависит качество функционирования всего организма и в особенности нервной системы. Поэтому сеансы мануальной терапии позволяют воздействовать на основное звено развития синдрома хронической усталости – вегетативные нарушения.
Следовательно, и лечебный массаж, и мануальная терапия оказывают положительное влияние на скорость выздоровления больного. Но если при легких формах нарушения достаточно только лечебного массажа, то при более серьезных расстройствах или желании добиться максимального эффекта предпочтение стоит отдавать мануальной терапии.
Таким образом, практически каждый может столкнуться с таким заболеванием, как астено-невротический синдром. На начальных стадиях развития его нельзя рассматривать в качестве опасного для жизни состояния, но при игнорировании проблемы он все же может перейти в разряд серьезных нарушений. Но своевременно начатое комплексное лечение позволит полностью справиться с ним и вернуться к нормальной, полноценной жизни.