Атланты питера где что находится
Петербургская архитектура в деталях: атланты и кариатиды
Во время прогулок по Петербургу мы регулярно встречаемся с его бессменными жителями — атлантами и кариатидами. Они не присоединяются к нам, поскольку не могут отлучиться от своей работы — поддерживать здания. KudaGo продолжает серию материалов о деталях городской архитектуры и приглашает лучше узнать его каменных обитателей. Мы расскажем, откуда они к нам прибыли, в чём важность их труда и где познакомиться с самыми интересными представителями.
Кто такие атланты и кариатиды и в чём между ними отличия?
Слово «атлант» (также «атлас» или «теламон») пришло из греческой мифологии, где атлант был титаном, поддерживающим небесный свод и обращённым в камень. «Кариатида» (также «кора», то есть «девушка») впервые встречается в сочинениях архитектора Витрувия, который взял слово из греческих источников. Оно имеет несколько трактований: девушки, несущие на голове корзины со священными дарами на праздниках в честь Афины и Артемиды, или жительницы области Кария в Малой Азии, которых за измену родине превратили в рабынь и заставили носить тяжести.
Основное отличие между архитектурными элементами только в гендерном признаке: скульптурное изображение мужской фигуры, служащее опорой для здания, называется атлантом, женской — кариатидой. Пол определяет тяжесть ноши скульптуры: в античной архитектуре женские фигуры удерживают на своих плечах не слишком тяжёлые предметы, а небесный свод доверяют склонившим голову и плечи атлантам.
Маршрут: «Дома с атлантами» в Санкт-Петербурге
Санкт-Петербург известен своими уникальными зданиями, фасады которых украшены атлантами и кариатидами. Прогуливаясь по улицам Северной столицы можно столкнуться с мужчинами-атлантами, а также с женщинами-кариатидами, которые на своих плечах или на головах держат крыши, балконы или карнизы.
О самых известных домах с атлантами в Санкт-Петербурге мы и поговорим в этой публикации. Вдобавок, предлагаем совершить путешествие по маршруту, нами разработанному специально для этих целей. Воспользуйтесь картой и информацией, отправляйтесь на прогулку. Прекрасных вам впечатлений и фоток.
Маршрут: «Дома с атлантами» в Санкт-Петербурге
Чистое время маршрута: 2 часа 40 минут (средним шагом; без остановок, посещения мест, перерыва)
1. Новый Эрмитаж
Начинаем наш маршрут от станции метро «Адмиралтейская». Идти около 10 минут, в сторону Дворцовой набережной, до Нового Эрмитажа на Миллионной улице, 35. Здесь прямо у входа, на крыльце, который называют портиком, вас встретят самые известные атланты Санкт-Петербурга.
Эти скульптурные силачи, поддерживающие балконы, расположены на ступенях Эрмитажа с южной стороны здания, со стороны Миллионной улицы. Ранее, это был вход в музей. Портик Нового Эрмитажа украшен в виде галереи 10-ю фигурами атлантов работы скульптора А. И. Теребенёва.
Они выполнены из серого сердобольского гранита. Именно эти атланты, которые являются одним из символов Санкт-Петербурга, вдохновили Александра Городницкого на написание известной песни «Атланты»:
… Где без питья и хлеба, забытые в веках,
Атланты держат небо на каменных руках.
Полюбовавшись этими полуголыми гигантами и вдоволь нафотографировавшись с ними же, идём дальше. Предлагаем идти пешком, что полезно и интересно, по дороге можно встретить множество других достопримечательностей центра Санкт-Петербурга.
2. Доходный дом Веге
От Нового Эрмитажа возвращаемся, тем же путём, на станцию метро «Адмиралтейская», от неё идти около получаса, сначала по Большой Морской улице. Далее вы увидите Почтамтский мост через Мойку, перейдите на набережную реки Мойки, следуйте по набережной. Дойдя до Поцелуева моста, сверните налево на улицу Глинки, идите по ней, мимо Театральной площади, далее следуйте вдоль Крюкова канала, невдалеке будет Дом Веге.
Перед вами возникнет большое шестиэтажное здание с двором-курдонером, выходящим на набережную. Дом был построен в 1912-1914 годах по проекту архитектора С. О. Овсянникова при участии И. П. Ставицкого. Очень уникально оформление парадного въезда во двор. Декор отмечен колоннадой и скульптурной композицией с молодыми атлантами.
Атланты Дома Веге также очень знамениты, и значатся по величине вторыми, после Эрмитажных. Помимо этого, в левом вестибюле парадного двора на стенах сохранились мраморные сюжетные барельефы, а также две скамьи из природного камня, с мраморными сатирами на поручнях.
Этот особняк интересен не только уникальным оформлением, но и своей вкусной историей. Владелец дома — Р. Г. Веге был известным предпринимателем, которого называли «шоколадным королём». Он торговал сладким и разными лакомствами не только в Петербурге и России, но и за границей.
Дом Веге похож на итальянское палаццо эпохи Возрождения. Во время строительства особняка, на смену модерну пришла новая тенденция — осваивать забытое культурное наследие далёких эпох и стран. Архитектор Овсянников значительно увеличил традиционную для Петербурга арку, ведущую во двор, — до довольно значительных размеров, прорезав для этого фасад здания на высоту двух этажей.
Стены здания оформлены терразитовой штукатуркой и декорированы рустом в уровне 1-го и 2-го этажей. Цокольный этаж облицован серым гранитом. На уровне 2-го этажа фасад дома оформлен фризом героического характера. Выше, над оконными проёмами, расположены рельефные панно и горельефные женские головы.
3. Дворец Белосельских-Белозерских
К 3-у пункту нашего маршрута на набережной реки Фонтанки, 42 идти около 40 минут, всё время по Садовой улице до тех пор, пока не упрётесь в Невский проспект, там нужно свернуть направо и пройти до дома № 41. Дворец расположен на Невском проспекте, в месте его пересечения с рекой Фонтанкой.
Здесь, на углу Невского проспекта и набережной Фонтанки, ещё в далёком 1797 году княгиня А. Г. Белосельская приобрела у И. А. Нарышкина небольшой каменный дом. Его снесли, а на его месте в конце XVIII века архитектор Ф. И. Демерцов построил первый трёхэтажный дворец со скромным фасадом в классическом стиле.
В 1847—1848 годах дворец был перестроен, приобретя современный вид. Автор проекта — архитектор А. И. Штакеншнейдер, который возвёл дом в стиле так называемого «русского необарокко».
Здание после перестройки в стиле нового барокко стало напоминать растреллиевские дворцы. Штакеншнейдер выполнил проект по заказу князя Э. А. Белосельского-Белозерского. Заново был создан не только внешний облик, но также и внутренняя отделка здания. Для отделки дворца был приглашён скульптор Д. И. Иенсен.
Именно по его моделям были созданы фигуры атлантов и кариатид. Внутренняя отделка дворца была выполнена Штакеншнейдером, яркими примерами такой отделки стали широкая парадная лестница и мраморные камины.
Вдоль лестницы расположены кариатиды и скульптуры, поддерживающие позолоченные канделябры, а в ажурной решётке перил автор поместил изящные вензеля из инициалов владельца. Во дворце сохранились подлинные интерьеры, среди которых выделяются парадные залы на 2-ом этаже. Сейчас на территории дворца арендуют помещения несколько организаций.
4. Доходный дом М. С. Мальцевой
От дворца Белосельских-Белозерских до доходного дома Мальцевой на Невском проспекте, 77 идти не более 8 минут. Всё время нужно следовать по Невскому проспекту (по направлению к Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре), и справа будет интересующее нас здание.
По Невскому проспекту дом № 79 некогда принадлежал титулярному советнику П. Д. Мальцеву, а соседний дом, объект нашего внимания, № 77 — его жене М. С. Мальцевой, от которой и получил название. Для супружеской пары известный архитектор П. Ю. Сюзор построил симметричные доходные дома. На фасадах доходного дома выделяются массивные прямоугольные эркеры, поддерживаемые кариатидами.
Помимо кариатид, интересна история дома. Она украшена своими знаменитыми жильцами и посетителями. Ещё до Мальцевых, в доме № 77 по Невскому проспекту работала редакция журнала «Гражданин», издателем которого был князь В. П. Мещерский, а редактором в 1873-1874 годах Ф. М. Достоевский.
В 1874 году от Невского проспекта здесь проложили Новую (Пушкинскую) улицу. Её быстро застроили домами. Оба угловых участка приобрела семья Мальцевых. Также в доме № 77 по Невскому проспекту открылись бани, которые работали до 1960-х годов.
В середине 1890-х годов в доме № 77 жил балалаечник, создатель и руководитель первого оркестра русских народных инструментов В. В. Андреев. Его квартиру посещали многие музыканты и художники, в том числе, знаменитый певец Фёдор Иванович Шаляпин.
В начале ХХ века здесь жили писатели И. А. Бунин, А. С. Грин, И. И. Соколов-Микитов, а 1929-1958 годах — известный баскетбольный тренер В. П. Кондрашин. В 1970-х годах за домом были разобраны дворовые корпуса, организовано новое внутриквартальное пространство.
В 1990-х годах, в угловой части дома № 77/1 размещался один из первых супермаркетов, сейчас в этих помещениях нынешние обитатели дома — чебуречная «Брынза», большой обувной магазин и коммерческий банк «Ренессанс».
Осенью 2005 года во дворе появился своеобразный памятник журналистам, точнее сказать, его первая очередь — огромное панно на брандмауэре с логотипами русских периодических изданий XIX века. Посмотрев на кариатиды, советуем здесь сделать паузу и перекусить в «Брынзе», тем более кафе рядом. Кстати заведение работает ежедневно, круглосуточно.
5. Особняк И. К. Мясникова
От предыдущего пункта нужно пройти до площади Восстания, перпендикулярно ей идёт улица Восстания, нужно всё время по ней идти до дома № 45, что займёт, в целом, около 15-17 минут. Вас встретит ярко-кирпичного цвета барочный фасад особняка И. К. Мясникова, его трудно не заметить. Дом представляет собой один из лучших образцов необарокко.
Фасад здания обильно украшен лепниной, имеется балкон в три оси, т.е. занимает три оконных проёма. На уровне 2-го этажа установлены 2 фигуры атлантов, поддерживающих балкон. Центральная часть фасада оформлена фронтоном, карниз которого поддерживают 8 фигурок путти.
В 1886 году здание приобрёл богатый промышленник К. А. Варгунин, один из владельцев известной мануфактуры «Невская писчебумажная фабрика братьев Варгуниных». В 1907-1917 годах дом принадлежал уже его дочери Ольге Константиновне.
В конце 2009 года особняк стал самым “новым” отреставрированным зданием на улице Восстания. Конкурсной комиссией Комитета по государственному контролю и использованию памятников архитектуры Санкт-Петербурга (КГИОП), настоящий проект признан «Лучшим объектом реставрации в центре Санкт-Петербурга в 2008 г.».
6. Доходный дом С. Ф. Англареса
От особняка Мясникова до доходного дома С. Ф. Англареса в Сапёрном переулке, чтобы найти дом № 13, — 170 метров и потребуется 2 минуты ходьбы. Местная пара атлантов может изменить ваше мнение касательно образа атлантов как обладателей красивого и гармоничного мужского тела.
Здешние атланты выглядят смешно и курьёзно, и кажется, что несерьёзно: они одеты в шкуры, на ногах ботинки, руки сжаты в кулаки и… сами увидите. Атлантов доходного дома С. Ф. Англареса часто называют варварами.
Не только такими стрёмными атлантами знаменит этот дом в Сапёрном переулке, это здание изобилует разнообразными декоративными изображениями на фасаде. Здесь и атланты, и кариатиды, и маски разные: львиные, кошачьи и другие, а также целый фриз драконьих голов, ещё 32 фигурки младенцев (путти), обрамляющие окна 5-го этажа.
Два прямоугольных эркера поддерживаются парами бородатых атлантов, одетых в шкуры. На эркерах и на ризалите установлены по 2 кариатиды. По проекту декоративных фигур было гораздо меньше. Дом № 13 в Сапёрном переулке считается одним из самых нелепых и забавных в Санкт-Петербурге.
Известно, что его построили по заказу владельца С. Ф. Англареса. Когда дом был возведён в 1881 году архитектором Павлом Петровичем Дейнека, были только Геркулесы у подъезда. В архитектурном отношении домовладелец вполне обнаружил свой вкус, достаточно креативно дополнив проект Дейнеки.
Недавно, в 2004 году, на доме № 13 была открыта мемориальная доска, сообщающая о том, что здесь в 1908-1909 годах жил министр путей сообщения Михаил Иванович Хилков. На Сапёрном он поселился уже выйдя в отставку и провёл здесь 2 последних года своей жизни. Квартира бывшего министра на 1-м этаже не сохранилась.
7. Дом Пашкова
К завершающему пункту нашего маршрута до Дома Пашкова, от Сапёрного переулка, до Литейного проспекта, идти 10-11 минут по улице Маяковского, далее выйти на улицу Некрасова, которую будет пересекать Литейный проспект, там легко найти интересующий нас дом № 39.
Вас ждёт невысокий нарядный особняк, фасад которого решён в формах неоренессанса. Парадный подъезд украшен 4-мя прямоугольными столбами с фигурами кариатид, поддерживающими балкон с ажурной решёткой.
Двухэтажный дом был построен в 1841-1844 годах архитектором Г. А. Боссе для отставного штаб-ротмистра Ивана Васильевича Пашкова. Здание представляет собой внушительный образец неоренессанса с «греческим портиком» и фигурами кариатид. Под верхним карнизом в неглубоких нишах помещены львиные головы.
Скульптуры установлены на пилонах, перед входом, они поддерживают балкон 2-го этажа. Здание знаменито ещё и тем, что именно про него писал классик русской литературы Николай Алексеевич Некрасов в «Размышлениях у парадного подъезда». В ту эпоху тут размещался Департамент уделов.
На этом завершаем наше путешествие. Отсюда можно дойти до ближайшей станции метро «Чернышевская» за 13-15 минут, а оттуда уехать, куда угодно в городе. Если вам понравилось с нами прогуливаться, предлагаем ещё массу маршрутов-прогулок по Санкт-Петербургу. И на закуску: бонус…
Бонус: Екатерининский дворец
История про атлантов Санкт-Петербурга будет неполной, если вы не посетите в городе Пушкине Екатерининский дворец, который считают негласным лидером по количеству мужских скульптур, размещённых на фасаде здания.
На фасаде дворца можно увидеть множество фигур атлантов, а также кариатид, львиных масок и других лепных украшений. Первый этаж декорирован фигурами атлантов. Окна 2-го этажа украшены кариатидами, которые ярчайше подчёркивают парадность и пышность барочных форм.
«Из них ослабнет кто-то – и небо упадет»: что делают атланты на Миллионной улице, кто их туда поставил и зачем
© Фото: Instagram / @avazartsev
Темы дня
«Санкт-Петербург.ру» рассказывает историю атлантов, которые «держат небо» в Северной столице. Найти их можно по адресу: Миллионная улица, 35.
Миф об Атласе
Атлас (он же Атлант) – это титан из древнегреческой мифологии. Он отличился тем, что принимал участие в войне против олимпийских богов, которая закончилась провалом, и был обречен Зевсом вечно держать небесный свод на своих плечах. Кстати, Атласские горы в Африке и Атлантический океан названы именем Атланта.
По одному из мифов, к бедолаге однажды пришел Геракл (сын Зевса) и попросил помощи в добыче золотых яблок из сада Гесперид (по разным версиям, то ли дочери, то ли внучки Атланта), которые придавали молодость. Герой не мог самостоятельно достать волшебные плоды, так как сад охраняло чудовище Ладон – бывший титан, превращенный в многоглавого дракона после битвы с богами.
На просьбу Геракла Атлант отреагировал с хитростью: попросил подержать небо, пока он сам сбегает за яблоками. Тот согласился. Атлант принес яблоки, но снова взваливать на себя ношу отказался. Тогда герой обманул титана: попросил положить на землю яблоки и немного подержать небосвод, мол, нужно подложить львиную шкуру под плечи. Атлант согласился. Геракл же поднял яблоки и ушел. Так он завершил свой последний, 12-ый подвиг.
Атлас приносит Гераклу яблоки из сада Гесперид. Сзади Геракла стоит Афина, помогающая ему держать небесный свод. Барельеф 5 века до н. э.
История атлантов в Петербурге
Архитектор Лео фон Кленце, который отличился строительством музейных зданий в Мюнхене (например, «Старой пинакотеки»), был привлечен Николаем I для воплощения своей идеи – рядом с императорской резиденцией он хотел видеть здание музея. Так и появился двухэтажный Новый Эрмитаж и его великолепный портик с атлантами. На создание скульптур Кленце вдохновила гигантская фигура атланта, сохранившаяся от храма Зевса в сицилийском городе Агридженто.
Петербургских атлантов изготовил скульптор Александр Теребенев из сердобольского гранита (декоративный камень, который добывали на севере Ладожского озера. Сердоболь – нынешняя Сортавала). Работа была в своем роде уникальной – в это время ни в Петербурге, ни в Европе не было монументальной скульптуры из гранита. Процесс был долгим и трудозатратным: Теребенев размечал гранитные монолиты, а более 150 каменотесов изготавливали статуи. Скульптор затем проверял их и проводил чистовую отделку.
Были и другие сложности: один монолит оказался с трещиной и пришлось покупать новый. К тому же Теребенев не уложился в бюджет и нарушил все оговоренные сроки. Однако это не помешало ни Николаю, ни Кленце восхититься скульптурами. Так были созданы десять атлантов на Миллионной улице.
Настоящее атлантов в Петербурге
В начале 20 века в стенах Нового Эрмитажа начали появляться трещины. Такие же трещины появились и на атлантах, что странно, ведь они задумывались как декоративный элемент (вес портика на них не опирался). Все дело в болотистом грунте, который постепенно проседает под тяжестью здания. Атланты стали зависеть от деформации строения и портика.
Стало хуже во время блокады Ленинграда – в декабре 1941 года один из 30 снарядов, попавших в здания Эрмитажа, серьезно повредил портик и атланта (на его торсе образовалась рваная «рана»). Из-за бомбежки новые трещины пошли еще у одной скульптуры. На реставрацию денег не было.
В конце 20 века атлантов изучили с помощью дефектоскопа – устройства для обнаружения дефектов методами неразрушающего контроля. Стало ясно – они в аварийном состоянии. Необходимо было не только восстановить скульптуры, но и укрепить грунт под зданием. Однако все предлагаемые проекты (была даже идея снять антантов и заменить их бронзовыми копиями) очень дороги, а денег нет. Сколько еще простоят скульптуры – неизвестно.
Фото: wikipedia.org
Атланты исполняют желания
Атланты – это символ терпения и твердости. Считается, прикосновение к большим пальцам ног скульптур в день свадьбы гарантирует крепкую и счастливую семейную жизнь (точнее, самого правого атланта, чей взгляд направлен на Марсово поле). Новобрачные при этом обычно держатся за руки.
Кроме того, очень важно, за какой именно палец нужно подержаться: за левый – будет девочка, за правый – мальчик. А чтобы дети родились красивыми, нужно просто подержаться за пальцы атлантов.
Удачей считается даже обычная встреча у атлантов свадебного кортежа. Пусть они и бывают там довольно часто.
Атланты Эрмитажа
Здесь «…без питья и хлеба, забытые в веках, Атланты держат небо на каменных руках…».
Для владельцев заведений
В преданиях всех пяти континентов есть упоминания о цивилизации великанов, которая властвовала на Земле. Потом произошёл Великий Потоп, и наступило время людей, подчинивших себе остатки некогда могучих народов атлантов и кариатид. Память об этой победе древние греки увековечили в статуях исполинских мужчин (атланты) и женщин (кариатиды), подпирающих собой человеческие дворцы и храмы. Самые известные атланты в нашей стране уже более сотни лет охраняют здание Нового Эрмитажа в городе на Неве.
В 1852 году немецкий архитектор Лео Клянце построил двухэтажное здание для хранения эрмитажной коллекции, которая во всём своём многообразии уже не помещалась в Эрмитаже. Клянце совместно со скульптором И. Гальбигом планировал возвести на портике Нового Эрмитажа фигуры, по своей форме напоминающие фараонов. Но архитекторы В. П. Стасов и Н. Е. Ефимов создали проект, согласно которому балконы музея должны были взвалить на свои плечи каменные атланты. В результате именно их идею решили воплотить в жизнь.
В 1844 году по рисунку И. Гальбига и модели скульптора А. И. Теребенёва возник десяток атлантов-близнецов. Чуть позже А. И. Теребенёв получил за эту работу звание академика.
Скульптуры гигантов пятиметровой высоты высекали из сердобольского гранита целых пять лет сто пятьдесят специалистов-каменотёсов. После этого три года продолжалась ручная полировка монументов. Наконец, 1 сентября 1848 года каменные исполины заняли своё законное место.
Петербург — один из самых мистических городов России, и, конечно же, атланты тоже стали составным элементом северной мифологии. Например, некоторые новобрачные верят, что их семейная жизнь сложится, если накануне свадьбы прикоснуться к большим пальцам ног монументов. Тогда новоиспечённое семейство будет дружным, а дети, появившиеся в этой семье, — талантливыми, умными и храбрыми. Жители Санкт-Петербурга уверены, что древние гиганты охраняют их город и могут оказать помощь в решении личных проблем. Нужно только в полном одиночестве ухватиться за большой палец гранитной ноги, и тогда ваши пожелания сбудутся.
Исполнитель бардовской песни Александр Городницкий посвятил одну из своих композиций бесстрашным атлантам. И кто знает, может и правда эти молчаливые исполины держат питерское хмурое небо, не дают ему разбиться о гранитные набережные.
Атланты Нового Эрмитажа: символы Северной столицы
Органичным дополнением величественной архитектуре Санкт-Петербурга служит прекрасная монументальная и декоративная скульптура: «Медный всадник», кони Клодта, сфинксы на Университетской набережной давно стали одними из самых узнаваемых символов нашего города. Сегодня же мы с вами поговорим об еще одной скульптурной группе, так любимой туристами и местными жителями: атлантах на портике здания Нового Эрмитажа.
Атланты Нового Эрмитажа
Где находятся атланты
Адрес здания Нового Эрмитажа — Миллионная улица, дом 35. Ближайшая к нему станция метро — «Адмиралтейская». Чтобы найти атлантов, вам нужно добраться до Дворцовой площади и выйти с нее на Миллионную. Если смотреть на главный вход в Зимний дворец, улица будет по правую руку от вас.
Немного истории
Новый Эрмитаж был возведен в 1842—1851 годах и, как понятно из названия, имел самое прямое отношению к главному петербургскому музею. Необходимость постройки была обусловлена потребностью в увеличении пространств для хранения музейных коллекций. Интересный факт: это первое в России здание, изначально созданное специально для размещения и экспонирования в нем художественных ценностей.
Скульптуры выполнены из сердобольского гранита
Проект разработал немец Лео фон Кленце, руководили же строительством известные петербургские архитекторы Василий Петрович Стасов и Николай Ефимович Ефимов.
Работа над созданием атлантов длилась более трёх лет
Вид на портик Нового Эрмитажа с Миллионной улицы
Перейдем к главной теме сегодняшнего рассказа — атлантам, размещенным на портике здания. Скульптуры появились у главного входа в музей в 1848 году. Работа над ними велась более трех лет. Конкурс на создание монументального ансамбля выиграл скульптор Александр Иванович Теребенёв. Здесь я не могу не привести еще один интересный факт, на этот раз уже из истории торгов на создание атлантов. Изначальная стоимость проекта составляла 118 900 рублей, но Теребенёв оценил свою работу в 87 125 рублей, сэкономив больше четверти средств. «Не верю!» — сказали бы сейчас строители современных стадионов.
Всего здесь установлено 10 фигур
Имя свое атланты получили благодаря титану из древнегреческой мифологии. История говорит о том, что Атлант после поражения в битве титанов с олимпийскими богами был вынужден держать на своих плечах небесный свод. Наши же могучие мифологические герои обхватили руками так называемый архитрав (простым языком, балку, лежащую на капителях колонн).
Если поднять голову, здесь можно найти немало скульптурных изваяний
Декорирование фасада
Самый часто встречающийся в интернете вопрос об этих скульптурах — сколько же всего атлантов расположено на портике здания. Ответ прост — их 10 штук. Но нужно сказать, что это далеко не единственные фигуры подобного рода в Петербурге. Атлантов и кариатид можно встретить, к примеру, на фасадах Екатерининского дворца в Царском Селе и Михайловского замка напротив Летнего сада. Но, наверное, вторыми по известности фигурами исполинов являются статуи на фасаде дворца Белосельских-Белозерских на Невском проспекте, ведь каждый день мимо них проходит нескончаемый поток туристов, посещающих славный город на Неве.
Если кратко, в целом:
- одна из самых известных достопримечательностей Санкт-Петербурга, отличное место для запоминающихся фотографий, расположение в самом центре города.