Атмосфера что такое для детей
Атмосфера Земли — объяснение для детей
Описание атмосферы Земли для детей всех возрастов: из чего состоит воздух, наличие газов, слои с фото, климат и погода третьей планеты Солнечной системы.
Для самых маленьких уже известно, что Земля выступает единственной планетой в нашей системе, которая обладает жизнеспособной атмосферой. Газовое покрывало не только богато на воздух, но и защищает нас от чрезмерного нагрева и солнечного излучения. Важно объяснить детям, что система устроена невероятно удачно, ведь позволяет поверхности прогреваться днем и остывать ночью, сохраняя допустимый баланс.
На фотографии отображена атмосфера и земная Луна. Кадр сделали астронавты 31 июля 2011 года на борту Международной космической станции.
Начать объяснение для детей можно с того, что шар земной атмосферы распространяется на 480 км, но большая часть находится в 16 км от поверхности. Чем больше высота, тем ниже давление. Если брать уровень моря, то там давление равняется 1 кг на квадратный сантиметр. А вот на высоте в 3 км, оно изменится – 0.7 кг на квадратный сантиметр. Конечно, в таких условиях дышать сложнее (дети могли это прочувствовать, если когда-нибудь отправлялись в поход в горы).
Среди газов различают:
Родители или учителя в школе должны напомнить, что земная атмосфера делится на 5 уровней: экзосфера, термосфера, мезосфера, стратосфера и тропосфера. С каждым слоем атмосфера растворяется все больше, пока газы окончательно не рассеются в пространстве.
Тропосфера – находится ближе всего к поверхности. С толщиною в 7-20 км она составляет половину земной атмосферы. Чем ближе к Земле, тем сильнее прогревается воздух. Здесь собран почти весь водяной пар и пыль. Дети могут не удивляться, что именно на этом уровне плавают облака.
Стратосфера начинается от тропосферы и поднимается на 50 км над поверхностью. Здесь много озона, нагревающего атмосферу и спасающего от вредного солнечного излучения. Воздух в 1000 раз тоньше, чем над уровнем моря и необычайно сухой. Именно поэтому здесь прекрасно себя чувствуют самолеты.
Мезосфера: от 50 км до 85 км над поверхностью. Вершина называется мезопаузой и выступает наиболее прохладным местом в земной атмосфере (-90°C). Ее очень сложно исследовать, потому что туда не могут подобраться реактивные самолеты, а орбитальная высота спутников чересчур высока. Ученые лишь знают, что именно здесь сгорают метеоры.
Термосфера: 90 км и между 500-1000 км. Температура достигает 1500°C. Ее считают частью земной атмосферы, но важно объяснить детям, что плотность воздуха здесь настолько низкая, что большая часть воспринимается уже как космическое пространство. Фактически именно здесь размещаются космические шаттлы и Международная космическая станция. Кроме того, здесь образуются полярные сияния. Заряженные космические частицы соприкасаются с атомами и молекулами термосферы, переводя их на более высокий энергетический уровень. Благодаря этому мы и видим эти фотоны света в виде полярного сияния.
Экзосфера – наивысший слой. Невероятно тонкая линия слияния атмосферы с космосом. Состоит из широко рассеянных водородных и гелиевых частичек.
Для самых маленьких нужно объяснить, что Земле удается удерживать множество живых видов благодаря региональному климату, который представлен экстремальным холодом на полюсах и тропическим теплом на экваторе. Дети должны знать, что региональный климат – это погода, которая в конкретном участке остается неизменной 30 лет. Конечно, иногда она может меняться на несколько часов, но по больше части остается стабильной.
Кроме того, выделяют и глобальный земной климат – средний показатель регионального. Он изменялся в течении всей человеческой истории. Сегодня наблюдается стремительное потепление. Ученые бьют тревогу, так как парниковые газы, вызванные человеческой деятельностью, удерживают тепло в атмосфере, рискуя превратить нашу планету в Венеру.
Конспект занятия «Воздух и его удивительные свойства»
Елизавета
Конспект занятия «Воздух и его удивительные свойства»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 25 «Золотой ключик» с. Константиновка
Краснокутского района Саратовской области»
Экспериментальная деятельность. Открытое занятие в группе «Колокольчик».
«Воздух, и его удивительные свойства».
Воспитатель: Ильичева Е. З.
Тема: «Воздух, и его удивительные свойства».
Образовательная область: «Познавательное развитие» (интеграция с образовательными областями «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»).
Цель: Формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие
интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.
1. Развивать исследовательские способности детей через опыты и эксперименты.
2. Расширять знания детей о свойствах воздуха: невидим, прозрачный, воздух движется, воздух легче воды.
3. Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность.
4. Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений.
5. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
6. Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.
Обогатить словарь детей словами: атмосфера, лаборатория, опыты,
Методы и приемы: постановка проблемного вопроса, беседа, рассказ
воспитателя, игры-исследования, опыты.
Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, слайды.
Оборудование: полиэтиленовые мешочки, стаканчики с водой, коктейльные
трубочки, салфетки, веера, мыльные пузыри, апельсин, бахилы, головные шапочки (Все по количеству детей.)
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости.
Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям.
— Если каждый улыбнется
Утро доброе начнется!
Воспитатель- Присаживаемся на стулья.
Ребята, вы любите загадки?
Тогда отгадайте вот эту:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же,
Без него мы жить не можем (воздух)
Дети. – Воздух.
Воспитатель– Правильно, сегодня мы будем говорить о воздухе.
— А как вы думаете, что такое воздух?
Воспитатель: – Правильно, воздух – это то, чем мы с вами дышим.
1 Слайд (земля, атмосфера вокруг земли)
— Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха.
— Воздух- это удивительная оболочка вокруг Земли – называется атмосфера.
Слово атмосфера произошло от греческих слов атмос – воздух, сфера – шар.
— Воздух необходим для жизни и человека, и животным, и растениям.
— А вы знаете, что без воды и еды человек может прожить несколько дней, а
без воздуха всего несколько минут.
2Слайд (водолаз, космонавт)
Вот поэтому водолазы, когда собираются нырять, глубоко под воду, и
космонавты, когда отправляются в полет, берут запасы воздуха в
— Сегодня нам предстоит узнать, что такое воздух, как его обнаружить и
какими свойствами он обладает.
— Чтоб это увидеть и доказать, мы превратимся в ученных- исследователей и
отправимся в лабораторию.
— Ребята, а вы знаете, что такое лаборатория?
— В лаборатории надо соблюдать определенные правила: не мешать друг
другу, работать аккуратно, громко не разговаривать.
— В лаборатории все должно быть чисто, стерильно, поэтому мы все наденем
Ну вот, теперь мы похожи на настоящих ученных. Я буду руководителем
научной группы, а вы, моими помощниками.
Воспитатель: – Приглашаю вас в нашу лабораторию «Почемучек», чтоб исследовать
воздух.
— Эксперимент мы проведем – воздух мы везде найдем!
Опыт 1 «Поймать воздух»
Воспитатель. Скажите ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Воспитатель. Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети. Воздух невидимый, прозрачный.
Воспитатель. Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить
Воспитатель – Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем?
Дети– В пакете ничего нет, он пустой.
Воспитатель- Давайте наберем в пакет воздух и закрутим его. Что случилось с пакетом?
Дети – пакет стал толстый. Он полон воздуха и похож на подушку.
Воспитатель- А вы видите воздух?
Дети– нет (воздух он невидимый)
Воспитатель – а вы видите свою руку?
Воспитатель – значит какой воздух?
Дети– воздух прозрачный.
Воспитатель– пакет развяжем и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким,
почему? (нет воздуха, вышел)
— Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: Воздух прозрачный, невидимый, чтобы увидеть воздух его надо
поймать и поместить в оболочку.
Опыт 2 «Воздух внутри нас»
Воспитатель: – Как вы думаете, воздух есть внутри нас?
— Возьмите трубочки, поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что
— Пузыри воздуха поднимаются наверх, воздух легче воды.
Дети: – Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузыри. Значит, внутри нас
есть воздух.
Воспитатель: – А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите
дыхание. Долго человек может не дышать?
Дети: – Нет, без воздуха человек умрет.
Воспитатель: – Какой вывод можно сделать?
Вывод: Человек не может жить без воздуха.
В – А еще, какие пузыри мы можем пускать?
Опыт 3 «Игра с пузырями»
(на столике стоят мыльные пузыри)
Дети подходят к столу и берут мыльные пузыри,
Если дунуть посильней,
Будет много пузырей
12345 ни за что их не поймать.
В каждом пузыре есть воздух. Мыльная пленка наполняется воздухом и
отрывается от петельки, легкие воздушные пузыри летают.
Игра с мыльными пузырями.
Воспитатель: – Ребята, а как воздух попадает к нам? Чем мы вдыхаем?
Воспитатель: – Давайте покажем, как мы дышим.
«Ветер» (Дыхательная гимнастика)
И. п – основная стойка. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот и грудную клетку.
2. – задержать дыхание на 3-4 секунды.
3. – свозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.
— Идемте в лабораторию.
Опыт 4 (С бумажной салфеткой)
Воспитатель: – Ребята, когда мы вдыхаем и выдыхаем, мы видим воздух?
Воспитатель: – Возьмите салфетки, вдох и выдох.
А с салфеткой видно?
Дети: – Видно, салфетка шевелится.
Воспитатель: – При выдохе, образуется движение воздуха, и салфетка приходит в
Вывод: Ветер – движение воздуха, воздух движет предметы.
Воспитатель: – Давайте устроим ветер с помощью веера.
Возьмите веера, помашите на себя, теперь на соседа. Что вы чувствуете?
Дети: – Ветерок ощущаем.
Вывод: Не видим, но ощущаем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Воспитатель: – Ветер очень изменчивый, не постоянный, он может приносить пользу и вред.
Давайте присядем, я вам буду показывать картинки, рассмотрите их и
объясните, когда ветер бывает хорошим, а когда плохим.
Д – Ветер хороший, потому что он надувает паруса, помогает кораблю плыть.
Д – Ветер плохой, потому что он поднимает большие волны и переворачивает корабли.
Д – ветер хороший, потому что он разносит семена растением.
Ветер плохой, потому что он раздувает лесной пожар.
5. Ветряная мельница
Д – Ветер хороший, потому что он поворачивает крылья мельницы, она мелет муку.
В- молодцы, а теперь в лабораторию.
Опыт 6 (воздух не имеет запаха)
(контейнер с апельсином)
Воспитатель: – А имеет ли воздух запах? Как вы думаете?
Дети: – ответы детей.
Воспитатель: -Воздух имеет свойство переносить запахи.
–Воздух есть везде: и в группе, и у нас дома, и на улице. Какого цвета воздух?
Воспитатель: – Вдохните ртом воздух. Попробуйте какой вкус у воздуха?
Дети: – Воздух безвкусный.
Воспитатель: – Вдохните носом воздух. Какой у него запах?
Дети: – Воздух без запаха.
Воспитатель: – Какой вывод мы делаем?
Дети: – Чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса.
Воспитатель: – Молодцы ребята.
Вам понравилось работать в лаборатории?
Воспитатель:- А какие опыты понравились больше?
Воспитатель: – На этом наши исследования закончены, оставим нашу лабораторию и займем наши места.
Воспитатель: – Здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит, каким воздухом.
Отличается ли воздух, которым мы дышим в городе от воздуха в лесу? Почему?
Дети: – Много деревьев
Воспитатель: – Деревья работают как пылесосы. Они очищают воздух. Зеленые листья всасывают пыль и грязь из воздуха. Чем больше растений вокруг, тем чище воздух, тем он полезнее для человека и его здоровья.
Слайд (заводы, фабрики)
Воспитатель: – Ребята, посмотрите, что происходит с воздухом.
— Воздух загрязняют заводы, фабрики, машины загрязняют выхлопными газами, лесные пожары, люди загрязняют воздух устраивая различные свалки.
Воспитатель: – А сейчас юные исследователи, давайте подумаем;
— Мы можем позаботиться о чистоте воздуха?
Дети: – Да, можем позаботиться.
– Не жечь костры, не мусорить, посадить как можно больше цветов и деревьев, потому что они очищают воздух, выделяют кислород. Надо заботиться о чистоте воздуха и не загрязнять его.
Воспитатель: – Нужно беречь нашу планету Земля.
Воспитатель: – Уважаемые ученные, вы все прекрасно потрудились в лаборатории и узнали много нового и полезного о воздухе, и я хочу вручить вам медали «Юный исследователь».
Конспект занятия кружка «Метеослужба» в подготовительной группе «Эти удивительные камни» Задачи: уточнить и расширить знания детей о камнях, о их роли в жизни человека. Вызвать желание исследовать неживую природу, выделять свойства.
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Воздух и его свойства» Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Воздух и его свойства» Елена Владимирова. Цель: Уточнение представлений детей.
Конспект интегрированного занятия в средней группе «Эти удивительные лягушки» с презентацией КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: » ЭТИ УДИВИТЕЛЬНЫЕ ЛЯГУШКИ» Разработчик:.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы «Удивительные свойства воздуха» Конспект непосредственно- образовательной деятельности с детьми старшей группы. Тема: «Удивительные свойства воздуха». Образовательная область:.
Конспект познавательно-игрового занятия для подготовительной группы «Эти удивительные насекомые» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, изобразительная.
Конспект занятия на тему: «Можно ли увидеть воздух?» Познавательное развитие. Ознакомление с миром природы. Тема: «Можно ли увидеть воздух?» О. Цель: Познакомить детей с воздухом, его свойствами.
Конспект занятия с презентацией «Где живёт воздух?» Как известно крепки и прочны те знания, которые дети добывают самостоятельно, а не получают в готовом виде. Научить детей добывать знания.
Конспект занятия «Свойства волшебной соли» Программное содержание: Расширять познавательный интерес детей, творческое воображение, мышление. Познакомить детей со свойствами соли и.
Конспект ОД по познавательному развитию для детей 6–7 лет «Знакомство со свойствами воздуха»
инна резванцева
Конспект ОД по познавательному развитию для детей 6–7 лет «Знакомство со свойствами воздуха»
КОНСПЕКТ
Тема: Знакомство со свойствами воздуха
Образовательная область (познавательное развитие)
для детей от 6 до 7 лет
Выполнил: Резванцева Инна Витальевна воспитатель МДОБУ №200 г. Оренбург
I. Организационная информация Хронометраж
образовательная область Познавательное развитие
1.2 Виды деятельности детей Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, продуктивная, восприятие художественной литературы, двигательная активность
II. Методическая информация
2.1 Тема ОД Знакомство со свойствами воздуха
2.2 Методы и приемы
Словесный: беседа, диалог, вопрос-ответ
Наглядный: показ (иллюстрации, опыт)
Практический: наблюдение, повторение, рассматривание, физминутка (дыхательная гимнастика, игра «Узнай по запаху»,выполнение опытов: «Как обнаружить воздух (с веером)», «Как обнаружить воздух (с пакетиком)», «Воздух есть во всех предметах», «Воздух занимает место», «Нагревание воздуха», «Опыт с соломинкой», «Ветер-это движение воздуха»
Приемы: проблемная ситуация, переключения детей с одной деятельности на другую
образовательных областей Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие
2.4 Возрастная группа от 6 до 7 лет
а) Дать понятие о том, что наличие воздуха – одно из условий существования живых организмов; способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха; расширять и активизировать словарный запас (ученый, лаборатория, эколог); закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья
б) Вызвать интерес к познанию окружающего мира; желание сохранять чистоту воздуха; развивать интерес к экспериментальной работе
в) устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы
2.7 Планируемые результаты
а) Получили представления о свойствах воздуха и источниках его загрязнения
б) Узнали значение слов (ученый, лаборатория, атмосфера, эколог, пенопласт, воздухоплавание, расширяется и сужается-воздух)
в) Испытывают потребность в экспериментировании и учатся устанавливать причинно-следственные связи
2.8 Организация среды
для проведения занятия
режимные моменты Беседы: «Зачем нам нужен нос?», «Тяжелая работа легких», «Загрязнение воздуха»; чтение книги «Прогулки по лесу» С. Махотин
Конспект занятия (образовательной деятельности)
1.2 Мотивация деятельности детей Хотим разобраться, что случилось? И помочь 1 мин
1.3 Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) Побыть в роли ученых-исследователей и выяснить, что же могло случиться с лесными жителями и как им можно помочь? 2-3 мин
2.1 Актуализация ранее
приобретенных знаний Воздух нужен живым организмам для того, чтобы дышать, для того, чтобы жить 4 мин
(сообщение и приятие)
нового знания Экспериментирование и выводы
2.3 Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания Обогащение и закрепление знаний детей о свойствах воздуха на основе элементарных экспериментов 7-10 мин
III. Заключительная часть
3.1 Анализ и самоанализ
деятельности детей Что мы хотели выяснить? Для чего? Что мы для этого сделали? Что вы сегодня узнали о воздухе как ученые-исследователи? Как вы думаете, что могло случиться с лесными жителями? А как им можно помочь? Что нужно для этого делать? Как?
IV. Дальнейшая разработка темы
4.1 Указывается мероприятие
(экскурсия, выставка и т. д.,
вид деятельности (чтение, художественно-творческая и т. п.) КВН «Решение проблемных ситуаций»
Ход занятия
— Ребята, сегодня утром нам в группу принесли телеграмму «SOS» от лесных жителей, они просят помощи. Вы готовы им помочь? Но мы не знаем что с ними случилось.
– Cегодня я предлагаю вам выступить в роле ученых. Скажите, кто такие ученые и чем они занимаются? (ответы детей)
— Мы будем заниматься исследованиями. А вот что мы будем исследовать, вы узнаете,отгадав загадку:
Через нос проходит в грудь,
И обратно держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не сможем.
– Правильно, это воздух. И сегодня мы с вами поговорим о воздухе, как настоящие ученые-исследователи. Свои исследования ученые проводят в лабораториях. Что такое лаборатория? (ответы детей) Поэтому я приглашаю вас в лабораторию.
Воспитатель показывает картинку (слайд 2) с изображением планеты Земля.
– Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха.
Эта удивительная оболочка называется – атмосфера. Если бы ее не было, все живое погибло бы в палящих лучах Солнца днем, а ночью погибло бы от космического холода. Без воздуха наша планета Земля была бы мертвой пустыней. Что такое пустыня? (ответы детей)
Куда бы мы ни пошли, куда бы мы ни поехали по морю или по суше везде есть воздух.
Опыт 1. «Как обнаружить воздух».
– Воздух легко обнаружить, если создать его движение. Помашите веером перед своим лицом. Что вы почувствовали?
(Воздух не видим, но его можно почувствовать кожей как легкий ветерок). А теперь помашите веером еще раз и попробуйте воздух на вкус и понюхайте его. Имеет ли воздух запах, вкус? (ответы детей).
Опыт 2. (с пакетиками)
– А еще, воздух можно «поймать» в пакетик. Что у нас в пакетиках? (воздух)
– А какой он? Видим мы его? Почему мы его не видим? (Воздух бесцветный, прозрачный)
– Каким стал мешочек, заполненный воздухом? (упругим)
– Воздухом можно надувать (заполнять) различные мягкие предметы. Заполняя предметы, воздух становится упругим, а бесформенные предметы приобретают форму. (Надуть мягкий бесформенный шарик, дать детям его потрогать). Внутри каких предметов есть воздух? (Мяч, автомобильные шины)
Опыт 3. «Воздух есть во всех предметах».
На столе у воспитателя стоит банка с водой и лежат небольшие предметы (камень, пуговица, губка и пр.)
– Как вы думаете, есть ли воздух в этих предметах? (ответы детей)
– Я буду опускать эти предметы в воду, а вы внимательно наблюдайте, что произойдет? (предметы тонут (падают на дно, при этом из них выходят пузырьки, которые поднимаются вверх)
– Пузырьки – это воздух, он был в предмете и вышел из него, когда предмет попал в воду. Пузырьки воздуха поднимались вверх; воздух легче воды.
Опыт 4. «Воздух занимает место».
– У меня есть стакан, на дне которого закреплен листочек бумаги. Как вы думаете, если опустить стакан в воду, что произойдет с листочком, он намокнет или останется сухим?
Перевернув стакан вверх дном, медленно опускаем его в воду (стакан надо держать прямо, пока он не коснется дна. Затем достаем стакан из воды. Почему бумажка на дне стакана осталась сухой?
(ответы детей)
– В стакане есть воздух, это он не дал воде намочить листочек, он не пропустил воду в стакан.
А теперь я опущу стакан с листочком в воду, но держать стакан буду немного наклонно. Что появляется в воде? Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана и его место занимает вода. Что произошло с нашим листочком бумаги? Он намок. Вода вытеснила воздух из стакана и заняла его место, заняла все пространство и намочила листочек бумаги.
ИГРА «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»
Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
Закройте глаза, зажмите нос. Я пронесу мимо вас предмет, а вы попробуйте узнать его по запаху. Удалось?
(нет, нос был закрыт)
Откройте нос. А теперь? Запах распространяется по воздуху, поэтому мы его чувствуем, когда вдыхаем воздух.
Опыт 5. «Нагревание воздуха»
– Вы знаете, что произойдет с воздухом, если его нагреть?
Шарик, надетый на пустую бутылку, надувается при погружении бутылки в теплую воду, сдувается – при погружении в холодную воду.
Воздух нагрелся, расширился и выходит из бутылки. Вот почему шарик надулся. Теплый воздух поднимается вверх.
– А где человек использует это свойство воздуха? (воздухоплавание) (слайд 5)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.
Как дышит человек? Положите ладонь на грудь и почувствуйте как происходит дыхание?
Вдох – вдыхает хороший воздух (кислород)
Выдох – выдыхает плохой воздух (углекислый газ)
Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду.
– Закройте ладонью рот и нос, чтобы не дышать. Что почувствовали, что испытали?
Человек может прожить
Без воздуха – несколько минут.
– Когда мы просто вдыхаем-выдыхаем воздух, видим мы его?
А когда можно увидеть воздух, который мы выдыхаем? (зимой, изо рта выходит пар).
Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко-легко.
(медленный вдох-выдох на 4 сек)
Подыши одной ноздрей
И к тебе придет покой.
(продолжительный вдох-выдох одной ноздрей, указательным пальцем закрыть другую ноздрю)
Глубокий вдох – руки вверх,
Продолжительный выдох – руки через стороны вниз.
– Для чего человеку важно правильно дышать? (Чтобы не болеть)
При правильном дыхании через нос, воздух в носу согревается, очищается от загрязнений и поступает в легкие.
Только чистый воздух полезен для здоровья. За чистотой воздуха на Земле следят ученые – ЭКОЛОГИ. Они изучают, как человек влияет на природу, что он может сделать, чтобы меньше загрязнялся воздух.
– Что в нашей жизни загрязняет воздух? (слайд 4)
(дым заводов, фабрик, пожары, выхлопные газы, пыль, дым сигарет)
– Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым?
(на заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха, поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы; проветривать помещения, протирать пыль)
Опыт 6. «Опыт с соломинкой».
– А знаете как еще можно увидеть воздух? Возьмите каждый по соломке и подуйте через нее в стакан с водой. Что вы видите? Что выходит из воды с пузырьками? Почему пузырьки поднимаются? (потому что они легкие) А откуда берется воздух? (мы его выдыхаем)
А какие еще пузыри можно пускать? (мыльные)
– Что находится внутри мыльных пузырей? (воздух) А может мыло? Нет, мыло тяжелое, и если бы оно было внутри мыльных пузырей, то они не смогли бы летать.
Опыт 7. «Ветер – это движение воздуха».
Включить вентилятор, дать почувствовать детям ветерок. Что вы чувствуете?
Откуда взялся ветер?
Для чего нужен вентилятор? (в жаркую погоду освежать воздух)
– Что такое ветер? (движение воздуха)
– Человек давно научился использовать свойства воздуха. А где работает воздух? (слайд 6)
Мы не можем увидеть ветер, потому что воздух прозрачный, но мы можем наблюдать как плывут облака, колышатся листочки на деревьях, качаются ветки деревьев)
Что вы сегодня узнали о воздухе, побыв учеными исследователями? (слайд 7)
• Воздух – часть природы. Он везде вокруг нас, мы им дышим.
• Воздух невидим, прозрачен.
• Воздух может двигаться.
• Воздух не имеет запаха, но он может переносить запахи когда движется.
• Воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.
• Воздух необходим всем нам. Без него нет жизни.
А знаете ли вы, что у воздуха есть еще одно удивительное свойство – с воздухом можно играть. Продаются даже специальные игрушки для игр с воздухом. (Вертушки, мыльные пузыри, воздушный змей)
Как вы думаете, что могло случиться с лесными жителями? (ответы детей). Как им можно помочь? Мы смогли помочь лесным зверям?
Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? Я предлагаю вам изобразить пожар. Какие краски вам для этого понадобятся? (ответы детей и работа)
Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории о воздухе, вы расскажите своим друзьям и родителям. А ваши мамы и папы вам смогут рассказать и о других свойствах воздуха и прочитать о «великом невидимке» в энциклопедиях.
Спасибо вам ребята за занятие, с вами было очень приятно и интересно общаться.