Аудиторы проверяя банк изучают что
Как проводится аудит бухгалтерской отчетности
Когда руководству предприятия необходимо проверить документацию, касаемую его деятельности, на достоверность и соответствие требованиям, указанным в законодательстве, проводится независимая проверка — аудит. Для некоторых компаний это обязательная процедура, проходить которую нужно ежегодно.
Аудиторская деятельность в РФ регулируется ФЗ от 30.12.2008Г. №307 (закон «Об аудиторской деятельности»).
Цели и задачи аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности
Цель данного аудита — сформировать мнение специалиста по аудиту о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности фирмы и, кроме того, выяснить, соответствует ли ведение бухучета нормам законодательства нашей страны.
Вопрос: Является ли аудиторское заключение частью бухгалтерской отчетности?
Посмотреть ответ
Выделяют следующие задачи аудита бухотчетности:
Вопрос: Как отразить в учете организации (акционерного общества) штрафные санкции за непредставление аудиторского заключения? Организация не провела в установленный срок обязательный аудит годовой бухгалтерской отчетности.
Согласно постановлению о наложении административного штрафа за непредставление аудиторского заключения на организацию наложен штраф в размере 5 000 руб.
Для целей налогового учета доходов и расходов применяется метод начисления.
Посмотреть ответ
Методы, которыми пользуются специалисты при аудите бухгалтерской отчетности, аналогичны методам аудиты в целом. К ним относятся:
Какие компании должны проходить аудит обязательно
Аудит бухгалтерской отчетности может быть обязательным и инициативным. Первый может быть только внешним, то есть проводиться независимыми экспертами фирм, специализирующихся на аудите, или индивидуальными аудиторами, не работниками аудируемой компании.
Фирмы, которые должны подвергаться процедуре обязательного аудита, названы в ФЗ от 30.12.2008г. №307 (закон «Об аудиторской деятельности»). К данным предприятиям относятся:
Подробный список можно увидеть в ст. 5 ФЗ №307 «Об аудиторской деятельности».
Инициативный аудит может осуществляться в определенных случаях, таких как: кредитование в банках, необходимость принятия участия в тендерах, желание руководителей фирм уменьшить налоговые риски, проверка квалификации бухгалтерского отдела, подготовка отчета для потенциального инвестора.
Порядок проведения аудита бухгалтерской отчетности
Аудит проходит в несколько этапов:
Какие документы проверяют
В ходе проверки аудиторы запрашивают большой список документов, в который входят:
Проверяется, правильно ли заполнены бумаги, соответствуют ли они утвержденным формам, соблюдены ли сроки подачи (деклараций), заверены ли документы подписями главного бухгалтера и руководителя и т.д.
К СВЕДЕНИЮ! Если проводится аудит по спецзаданию, то в такой ситуации проверяется только та документация, которая относится к конкретной задаче.
Результат
Итак, в конце проверки компания получает отчет и аудиторское заключение. Форма, в которой будет предоставляться информация, а также ее получатели, должны быть прописаны заранее в договоре с аудиторской фирмой. Отчет, он же письменная информация, — документ конфиденциальный. Как правило, он содержит следующую информацию:
В отчете прописываются выявленные нарушения и возможные варианты их исправлений. Как правило, это оформляется в виде сводной таблицы.
ВНИМАНИЕ! К отчету должны быть обязательно приложены копии бухгалтерской отчетности за текущий год и самое главное — заключение аудитора.
Заключение аудитора
Это официальный документ, который содержит мнение эксперта-аудитора о достоверности бухотчетности проверяемой компании. Именно его следует предоставлять в органы статистики вместе с бухгалтерской отчетностью.
О структуре и информации, которая должна быть внесена в заключение аудитора, подробно написано в ст. 6 ФЗ №307, упомянутого ранее.
Коротко о том, что должен содержать документ:
Заключение может предоставляться только тому лицу, с кем был заключен договор.
Типичные ошибки и нарушения
Приведем список распространенных нарушений, которые могут быть выявлены в течение проверки:
Ответственность за непроведение
Хозяйствующие субъекты, перечисленные ранее, должны проходить процедуру аудита бухгалтерской отчетности каждый год, а также направлять заключение в органы статистики. Сдача заключения должна осуществляться вместе со сдачей отчетности. Если не получается отправить документ в срок, то можно предоставить его в течение 10 дней со дня выдачи, но не позже 31 декабря того года, который идет за отчетным. Об этом сказано в ФЗ от 06.12.2011 №402 (закон «О бухучете»), а именно во 2 его статье.
Помимо этого, на протяжении 3 рабочих дней с даты выдачи заключения компания обязана внести информацию об итогах проведенного аудита в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц.
Сам факт непроведения аудита не влечет за собой наказание. Административная ответственность наступает в случаях, описанных ниже. Наказание возможно только для тех организаций, которые обязаны проходить обязательный аудит бухгалтерской отчетности.
Инициатор штрафа | Причина | Статья | Штраф |
---|---|---|---|
ФНС | При выездной проверке обнаружилось отсутствие аудиторского заключения на протяжении необходимых сроков хранения (от 5 лет). | Ч.1. ст. 15.11 КоАП РФ | От 5 до 10 тыс. рублей для должностных лиц. |
Росстат | Если в данный орган на протяжении необходимого периода не было предоставлено аудиторское заключение. | 19.7 КоАП РФ | От 300 до 500 рублей для должностных лиц и от 3 тыс. рублей до 5 тыс. рублей — для юрлиц. |
Банк России | В течение необходимого срока на сайте АО не было выложено аудиторское заключение. | Ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ | От 30 тыс. до 50 тыс. рублей или отстранение от работы на 1-2 года для должностных лиц. Для юрлиц — от 700 тыс. до 1 млн рублей. |
Сумма штрафа может быть снижена по решению суда, если имели место какие-либо исключительные обстоятельства, повлекшие за собой административное правонарушение.
Тема 1. Организация аудита кредитных организаций в РФ
Цель:
изучение совокупности общетеоретических знаний организации и проведения аудита кредитных организаций.
Задачи:
ознакомить студентов с:
обучить студентов:
Оглавление
1.1. Сущность аудита кредитных организаций, его содержание и цель. Виды аудита
В настоящее время законодательно установленное понятие независимого внешнего аудита в Российской Федерации определено в Федеральном законе РФ «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ от 07.08.2001 г.
Аудиторская деятельность (аудит) — это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.
При этом целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.
Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.
Внешний независимый аудит проводится на договорной основе аудиторскими организациями. В договоре должны оговариваться: сроки проведения аудита; период, за который проводится аудит; ответственность аудиторов; порядок расчета за проведение аудита и другие условия.
Аудиторская организация — это коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиту услуги.
Аудиторская организация может быть создана в любой организационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного общества.
Аудиторская организация осуществляет свою деятельность по проведению аудита после получения лицензии.
Лицензирование аудиторской деятельности, в том числе порядок выдачи, приостановления и аннулирования лицензии, осуществляется в соответствии с законодательством РФ о лицензировании отдельных видов деятельности.
Аудиторская организация должна быть утверждена общим собранием акционеров (участников) банка.
Аудит может осуществляться и индивидуальными аудиторами, имеющими квалификационный аттестат аудиторов.
Аудитором является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора.
Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности — проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью. Аттестация осуществляется в форме квалификационного экзамена. Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора. Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия.
Обязательными требованиями к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора являются:
Дополнительные требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора, а также порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, количество и типы аттестатов, программы квалификационных экзаменов и порядок их сдачи определяются уполномоченным федеральным органом.
Каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым уполномоченным федеральным органом.
Аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность в качестве работника аудиторской организации или в качестве лица, привлекаемого аудиторской организацией к работе на основании гражданско-правового договора, либо в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица.
Индивидуальный аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность, а также оказывать сопутствующие аудиту услуги. Индивидуальный аудитор не вправе осуществлять иные виды предпринимательской деятельности.
Аудиторская организация может быть создана в любой организационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного общества.
Аудит не может осуществляться:
В Федеральном законе РФ «О банках и банковской деятельности» в ст. 42 установлено, что все кредитные организации должны осуществлять обязательный аудит по подтверждению своей отчетности.
В настоящее время различают следующие виды аудита:
1.2. Регулирование аудита кредитных организаций. Стандарты и методы аудита
В Российской Федерации законодательное и нормативное регулирование аудита определяется:
Основными функциями уполномоченного федерального органа являются:
В целях учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности создается Совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе. Положение о совете по аудиторской деятельности утверждается руководителем уполномоченного федерального органа.
Совет по аудиторской деятельности:
Члены Совета по аудиторской деятельности утверждаются руководителем уполномоченного федерального органа по представлению аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, федеральных органов исполнительной власти, научных организаций и высших учебных заведений. В состав Совета по аудиторской деятельности включаются представители федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих регулирование профессиональной деятельности организаций, подлежащих обязательному аудиту.
Представительство аккредитованных профессиональных аудиторских объединений в совете по аудиторской деятельности должно составлять не менее 51 процента общего состава совета.
В состав совета по аудиторской деятельности должны входить представители государственных органов, Центрального банка Российской Федерации (Банка России) и пользователей аудиторских услуг.
Правила (стандарты) аудиторской деятельности
Правила (стандарты) аудита — это единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности; к оформлению и оценке качества аудита; к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.
Различают три вида стандартов аудита:
1). Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности — определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для всех объектов; устанавливают нормы аудита, обязательные для всех субъектов рынка аудиторских услуг.
Федеральные стандарты аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц.
Федеральные стандарты аудиторской деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации.
2). Правила (стандарты) аудиторских аккредитованных профессиональных объединений — регулируют специфические вопросы аудиторской деятельности на уровне объединений, министерств и ведомств. Они разрабатываются аккредитованными и аудиторскими объединениями.
Профессиональные аудиторские объединения вправе, если это предусмотрено их уставами, устанавливать для своих членов стандарты аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности и требования которых не могут быть ниже требований федеральных стандартов аудиторской деятельности и правил профессионального аудиторского объединения, членами которых они являются.
3). Внутрифирменные аудиторские стандарты — используются аудиторами при проведении аудита и сопутствующих ему услуг.
Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать для своих членов стандарты аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности и требования которых не могут быть ниже требований федеральных стандартов аудиторской деятельности.
Основной целью стандартов аудита является обеспечение всех аудиторов и пользователей аудиторских услуг единообразным пониманием основных принципов и целей аудита, прав и обязанностей аудиторов, методов и приемов формирования и выражения мнения аудиторов о достоверности форм подтверждаемой финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Значение стандартов аудита состоит в следующем:
Основное содержание действующих правил (стандартов) аудиторской деятельности состоит в следующем:
Правило (стандарт) «Планирование аудита»
Целью стандарта является установление норм, применяемых аудиторской организацией при планировании аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности экономического субъекта.
Задачами стандарта являются:
В стандарте сформулированы следующие принципы планирования аудита: комплексность, непрерывность и оптимальность.
При планировании аудита стандартом предусмотрено выделение следующих этапов: предварительное планирование аудита, подготовка и составление общего плана аудита, подготовка и составление программы аудита.
Правило (стандарт) «Аудиторские доказательства»
Целью стандарта является определение требований к аудиторским доказательствам, на основе которых аудиторская организация может составить обоснованное мнение о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
Задачами стандарта являются:
Стандартом предусмотрены следующие виды аудиторских доказательств:
Источниками получения аудиторских доказательств являются:
К числу основных методов получения аудиторских доказательств стандарт относит следующие аудиторские процедуры: проверку арифметических расчетов клиента, инвентаризацию, проверку соблюдения правил учета отдельных операций, подтверждение, устный опрос персонала, руководства экономического субъекта и независимой третьей стороны; проверку документов; прослеживание; аналитические процедуры и т. п.
Правило (стандарт) «Аудиторская выборка»
Целью стандарта является установление для аудиторской организации правил выборки данных из проверяемой совокупности и оценки результатов полученной информации.
Для обеспечения репрезентативности (представительности) выборки стандартом предусмотрено использование одного из следующих методов: случайный отбор, систематический отбор, комбинированный отбор.
Для оценки результатов выборки аудиторская организация обязана:
Правило (стандарт) «Документирование аудита»
Целью стандарта является установление единых требований по подготовке рабочей документации аудита аудиторской организацией.
Согласно стандарту к рабочей документации аудита относятся: планы и программы проведения аудита; описание использованных аудиторской организацией процедур и их результатов; объяснения, пояснения и заявления экономического субъекта; копии документов экономического субъекта; описание системы внутреннего контроля и организации бухгалтерского учета экономического субъекта; аналитические документы аудиторской организации; другие документы.
Стандартом установлены критерии для определения аудиторской организацией состава, количества и содержания документов, входящих в рабочую документацию:
Правило (стандарт) «Существенность и аудиторский риск»
Целью стандарта является определение действий аудиторской организации по вопросам оценки уровня существенности и аудиторских рисков, возникающих в ходе проверки экономического субъекта.
В стандарте под достоверностью бухгалтерской отчетности во всех существенных отношениях понимается такая степень точности показателей финансовой (бухгалтерской) отчетности, при которой пользователи этой отчетности оказываются в состоянии делать на ее основе правильные выводы, т. е. принимать правильные экономические решения. Существенность информации — это ее свойство, которое делает ее способной влиять на экономические решения пользователей такой информации.
Согласно стандарту аудитор вправе сделать вывод о том, что отчетность проверяемого субъекта является достоверной во всех существенных отношениях в том случае, если одновременно:
Правило (стандарт) «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля»
Целью стандарта является определение действий аудиторской организации по оценке системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля проверяемого экономического субъекта.
Правило (стандарт) «Аналитические процедуры»
Целью стандарта является установление норм, применяемых аудиторской организацией при выполнении аналитических процедур.
Основной целью проведения аналитических процедур является выявление наличия или отсутствия необычных или неверно отраженных фактов и результатов хозяйственной деятельности, определяющих области потенциального риска и требующих особого внимания аудитора. Целями аналитических процедур также являются: изучение деятельности экономического субъекта; оценка финансового положения экономического субъекта и перспектив непрерывности его деятельности; выявление фактов искажения бухгалтерской отчетности; сокращение числа детальных аудиторских процедур; обеспечение тестирования в целях получения ответов на возникшие вопросы. Применение аналитических процедур позволяет повысить качество аудита и сократить затраты на его проведение.
Стандарт предписывает применение следующих аналитических процедур в процессе проведения аудита:
Аналитические процедуры могут применяться как к сводной бухгалтерской отчетности, так и к отчетности дочерних организаций и структурных подразделений, выделенных на отдельный баланс.
Также имеются международные стандарты аудита (МСА), которые были разработаны в 1994 г. МСА выпускает Международная федерация бухгалтеров, в которую входят национальные бухгалтерские организации более 130 стран. Российская Федерация в Международной федерации бухгалтеров представлена институтом профессиональных бухгалтеров РФ.
Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и федеральных стандартов аудиторской деятельности вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными стандартами аудиторской деятельности.
Аудиторская организация самостоятельно определяет формы и методы аудиторской проверки таким образом, чтобы они соответствовали целям аудита и позволили отразить в аудиторском заключении все существенные обстоятельства.
Существуют методы организации аудита в целом и методы проведения аудиторской проверки. Среди методов организации аудита в целом выделяются следующие: сплошная проверка, выборочная проверка, комбинированная проверка, документальная проверка и фактическая проверка.
По степени охвата проверяемых бухгалтерских данных различают сплошную, выборочную или комбинированные проверки, в зависимости от места проведения проверки — документальную (камеральную) или фактическую.
Методы проведения аудиторской проверки определены федеральным стандартом № 5 «Аудиторские доказательства» как методы получения аудиторских доказательств.
К ним относятся: проверка арифметических расчетов, инвентаризация, проверка соблюдения правил учета отдельных операций, подтверждение остатков счетов, опрос, проверка документов, аналитические процедуры и др.
Проверка арифметических расчетов заключается в проверке арифметической точности источников документов, бухгалтерских записей и в выполнении независимых подсчетов. Пересчет, как правило, осуществляется выборочно.
Инвентаризация — прием, который позволяет получить точную информацию о наличии имущества экономического субъекта и ориентировочную информацию о состоянии и стоимости такого имущества. Инвентаризации подлежат имущество клиента и его финансовые обязательства. До начала проведения инвентаризации аудитор обязан выяснить частоту проведения инвентаризаций, проверить бухгалтерские документы по ранее проводившимся инвентаризациям, ознакомиться с номенклатурой и объемами товарно-материальных ценностей, выявить из них наиболее дорогостоящие, проанализировать систему учета и контроля товарно-материальных ценностей.
Объектом инвентаризации в банках являются и финансовые вложения (долевые и долговые ценные бумаги, принадлежащие банку), денежные средства (на счетах, в операционных кассах, в кассах обменных пунктов, в пути), денежные документы, различные бланки).
Проверка соблюдения правил учета отдельных операций — основной прием аудита, обеспечивающий контроль за выполнением экономическим субъектом принципов и правил бухгалтерского учета отдельных операций. Для банков такими правилами являются положения, указания, инструкции и другие нормативные документы ЦБ РФ, регламентирующие порядок проведения и отражения в бухгалтерском учете банковских операций и сделок.
Информация, полученная в результате проверки, считается достоверной только в том случае, если она получена непосредственно в момент анализа этих операций. Это говорит о том, что аудитор не может ограничиться проверкой только внутрибанковских инструкций по учету отдельных операций, разработанных проверяемым экономическим субъектом, т. к. реальное отражение в учете отдельных операций может им не соответствовать. В то же время проверка внутрибанковских инструкций по учету отдельных операций необходима: она осуществляется на стадии изучения и оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля и регламентируется соответствующим стандартом аудиторской деятельности.
Подтверждение — прием, используемый аудитором в ходе проверки для получения информации о реальности остатков на счетах учета денежных средств, счетов расчетов, счетов дебиторской и кредиторской задолженности. Аудиторская организация должна получить подтверждение в письменной форме от независимой (третьей) стороны. В банках для подтверждения остатков средств на лицевых счетах клиентов (в том числе других банков) последними представляется в письменной форме подтверждение по состоянию на 1 января каждого года.
Устный опрос персонала, руководства экономического субъекта проводится на всех этапах аудиторской проверки. Результаты устных опросов должны иметь письменную форму и приобщаться к другим рабочим документам аудиторской проверки.
Проверка документов заключается в том, что аудитор должен убедиться в реальности определенного документа. Для этого рекомендуется выбрать определенные записи в бухгалтерском учете и проследить отражение операций в учете вплоть до того первичного документа, который должен подтверждать реальность и целесообразность выполнения этой операции. Этот прием позволяет выявить случаи отражения в учете документально не подтвержденных операций.
Аналитические процедуры подразумевают анализ и оценку полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей проверяемого экономического субъекта с целью выявления необычных и неверно отраженных в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, а также выяснение причин таких ошибок и искажений. Типичным видом аналитических процедур является сопоставление: остатков по счетам за различные периоды; показателей бухгалтерской отчетности с плановыми данными; соотношения между различными статьями отчетности и их данными за предыдущие периоды; финансовых показателей деятельности экономического субъекта со средними показателями соответствующей отрасли экономики и т. п.
Конкретные методы сбора аудиторских доказательств и проведения аналитических процедур аудитор устанавливает самостоятельно, исходя из условий проверки и учета индивидуальных особенностей организационной структуры экономического субъекта, в отношении которого проводится аудит.
1.3. Права, обязанности и ответственность аудиторов
В ст. 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» установлены права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
Аудиторы имеют право:
Права и обязанности аудируемых лиц и лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг
В ст. 21 закона установлена ответственность за нарушение законодательства РФ об аудите.
Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги.
Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны обеспечивать сохранность сведений и документов, получаемых и составляемых ими при осуществлении аудиторской деятельности, и не вправе передавать указанные сведения и документы третьим лицам.
Находящиеся в распоряжении аудиторской организации и индивидуального аудитора документы, содержащие сведения об операциях аудируемых лиц и лиц, с которыми заключен договор оказания сопутствующих аудиту услуг, предоставляются исключительно по решению суда уполномоченным данным решением лицам или органам государственной власти Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации об их деятельности.
Аудиторские организации и их руководители, индивидуальные аудиторы, аудируемые лица и лица, подлежащие обязательному аудиту, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ.
1.4. Цель и задачи аудита банков. Этапы и содержание аудиторской проверки
При проведении аудита банков и подготовке аудиторского заключения по бухгалтерской и финансовой отчетности банков необходимо руководствоваться федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.
Этапы проведения аудиторской проверки следующие:
Содержание аудиторских проверок в банках:
Обязательно проверяется выполнение рекомендаций предыдущей проверки со стороны учреждений ЦБ РФ и аудиторской организации.
В соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 08.09.2003 г. по итогам деятельности кредитных организаций за год аудиторские организации проводят аудиторскую проверку с целью выражения мнения о достоверности публикуемых форм отчетности кредитных организаций. Кредитные организации представляют в Банк России аудиторское заключение по итогам аудита за отчетный год, которое представляется в составе годового бухгалтерского отчета и должно публиковаться в составе годовой публикуемой отчетности (п. 2 ст. 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете» определяет, что аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, является неотъемлемой частью этой бухгалтерской отчетности).
1.5. Аудиторское заключение, его виды и порядок составления
Согласно ст. 10 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» аудиторское заключение — это официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии со стандартами и содержащий мнение аудиторов о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству РФ.
Форма, содержание и порядок представления аудиторского заключения определяются федеральными стандартами аудиторской деятельности.
По итогам деятельности кредитных организаций за год аудиторские организации проводят аудиторскую проверку с целью выражения мнения о достоверности следующих публикуемых форм отчетности:
Аудиторские организации составляют аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности кредитных организаций в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.
Федеральный стандарт аудиторской деятельности № 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности» предусматривает в качестве основных элементов аудиторского заключения:
Аудиторское заключение подписывается руководителем аудиторской организации, проверяемыми аудиторами, на нем ставится печать. К аудиторскому заключению прилагаются все формы подтверждаемой отчетности. Все эти документы должны быть прошнурованы в единый пакет, а листы пронумерованы.
Все подробности аудиторской проверки содержатся в рабочих документах.
Согласно федеральному стандарту аудиторской деятельности № 2 «Документирование аудита» рабочие документы являются собственностью аудитора.
Вид аудиторского заключения:
Мнение аудиторской организации о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности должно быть выражено в одной их следующих форм.
Аналогичным текстом выражения аудиторской организацией мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности должно сопровождаться опубликованиеv публикуемых форм отчетности кредитной организации в открытой печати.
Кроме того, публикация должна содержать следующую информацию: наименование аудиторской организации; номер, дату предоставления и срок действия лицензии; наименование органа, ее выдавшего; ФИО руководителя аудиторской организации; ФИО, должность лица, заверившего публикуемую отчетность, с указанием номера и даты документа, подтверждающего его полномочия.
Достоверность отчетности подтверждается во всех существенных аспектах. Определение уровня существенности регламентируется федеральным стандартом № 4 «Существенность в аудите».
1.6. Развитие аудита в РФ
Необходимость дальнейшего совершенствования аудиторской деятельности в Российской Федерации связана с общемировыми тенденциями в аудиторской деятельности и процессами, происходящими в Российской Федерации в сфере регулирования профессиональной деятельности.
Дальнейшее развитие аудиторской деятельности регулируется изменениями в законодательстве Российской Федерации (внесение изменений и поправок в Федеральный закон РФ «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ от 07.08.2001 г.). Предполагается замена лицензирования аудиторской деятельности обязательным членством аудиторских организаций в СРО (саморегулируемой организации).
Процесс развития аудиторской деятельности будет связан с дальнейшей унификацией аудиторской деятельности с целью стирания существенных различий в проведении аудита различных экономических субъектов и введением единого квалификационного аттестата аудитора.
В заявлении Правительства РФ, ЦБ РФ от 05.04.2005 г. «О стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008г.» отмечается, что в области совершенствования аудита Банк России проведtт работу:
Выводы
В условиях развития рыночной экономики в России повысилось значение аудита. Основной целью аудита является подтверждение достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и установление соответствия ведения бухгалтерского учета и составления отчетности законодательным и нормативным требованиям. В настоящее время аудиторская деятельность осуществляется наряду с финансовым контролем за деятельностью экономических субъектов, производимым Министерством aинансов РФ, Центральным банком РФ и другими уполномоченными органами. По мере перехода на международные стандарты учета и МСФО роль аудита кредитных организаций будtт возрастать.