Аутист ребенок кусается что делать
Что делать, если ребенок с аутизмом кусается?
Что делать, если ребенок с аутизмом кусается?
Кусание, как этап развития ребенка
Жевание и кусание может нести сенсорную фукнкцию, обеспечивая оральную стимуляцию. Для детей с сенсорной недостаточностью кусание может быть не только приятным, но и необходимым стимулятором. Если с помощью кусания аутист получает приятные для него сенсорные ощущения, предоставьте ему возможность получить сенсорную стимуляцию иным образом: купите резиновые жевательные трубки чюи-тьюбс или игрушки-прорезыватели для зубов. Кусая и жуя их, ребенок сможет избавляться от напряжения и стресса. Для этой цели также можно использовать сухофрукты или сухие макароны.
Ответ на вопрос, почему дети кусаются, может крыться не только в психологии. Не стоит забывать, выискивая причину кусания, о возможной зубной боли у ребенка. В этом случае кусание будет реакцией на физическую боль. Понаблюдайте за ребенком. При необходимости, сходите на осмотр к стоматологу.
Кусание, как форма коммуникации
Для ребенка-аутиста, который не в состоянии обратится с просьбой и сообщить о своих потребностях, кусание может стать одной из форм коммуникации. Почему дети кусаются в этом случае? Ребенок замечает, что если он укусит маму, она обязательно обратит на него внимание. Если ребенок укусил маму во время занятия, и выполнение задания прекратилось — он быстро понимает, что таким образом может контролировать ситуацию и использует кусание все больше и больше, для прекращения действий, которые ему не нравятся. Если ребенок не может выразить вербально свои желания, то нужно обязательно развивать у него альтернативные навыки коммуникации, обучать аутиста умению выражать свои желания и сообщать о дискомфорте.
Иногда с помощью кусания ребенок может выражать тревогу и реакцию на какое либо потрясение: изменяющуюся ситуацию либо определенный источник стресса. Если ребенок выражает с помощью кусания тревогу — нужно научить его делать это более приемлемым способом. Старайтесь избегать ситуаций, в которых он может испытывать стресс либо напряжение: поддерживайте знакомую атмосферу, избегайте скоплений людей, используйте визуальное расписание и альтернативные формы коммуникации. Обучите ребенка методам релаксации.
Как реагировать?
Старайтесь действовать на опережение. Важно, чтобы нежелательное поведение не закреплялось! Если вы чувствуете, что ребенок нервничает и, возможно, попытается укусить вас, постарайтесь отвлечь его внимание или помочь ребенку успокоится: включите спокойную музыку, подскажите, как правильно обратиться с просьбой и т.д.
Постарайтесь незаметно сохранить физическую дистанцию, чтобы не дать ребенку возможности укусить вас. При этом не нужно отскакивать от ребенка, лучше быстро, но спокойно перенаправить его движение. Если ребенок вас все же укусил, ни в коем случае не кричите. Ваша реакция должна быть нейтральной: громкий вскрик, всплеск эмоций, яркая мимика – только усилят нежелательное поведение.
Помните, что кусание – серьезная проблема, которую нужно обязательно стараться свести к минимуму! Если кусание закрепится в поведении аутичного малыша, в дальнейшем справиться с ним будет необычайно трудно.
Что делать, если ребенок с аутизмом все время щипается?
Общие рекомендации психолога семье маленького ребенка с РАС
Моему сыну 4 года, и у него аутизм. Несколько месяцев назад он начал щипать других людей. Это может быть кто угодно — взрослый, ребенок или малыш. Он просто подбегает, щипает их и убегает. Мы за это ставим его в угол, и он говорит «извини», когда это делает. Какое здесь может быть решение? Нам уже становится стыдно ходить на детскую площадку или в гости.
На вопрос отвечает психолог Кеннет Шамлиан, директор программы поведенческой терапии в медицинском центре Университета Рочестера, США.
Примечание редактора: нижеприведенная информация не может заменить диагностику или лечение и не может использоваться вместо очной консультации квалифицированного врача и/или поведенческого терапевта.
Это замечательный вопрос. Очень часто при поверхностном взгляде кажется, что поведение детей с аутизмом не имеет никакого смысла. Поэтому очень важно в первую очередь провести «детективную работу», и только после этого можно найти наилучшее решение проблемы.
Если у вас есть такая возможность, я рекомендую обратиться к квалифицированному поведенческому аналитику, который может определить, почему ваш сын щипается, и подобрать замещающее поведение, которое поможет ему достигать той же цели, не причиняя никому вреда.
Тем временем, давайте рассмотрим, по каким причинам ваш сын может щипаться. Как вы знаете, у многих детей (и взрослых) с аутизмом есть трудности с пониманием и выражением собственных потребностей. Так что давайте перечислим, по каким причинам все люди, с аутизмом или без него, делают что-либо. Эти причины включают:
— Внимание других людей (как положительное, так и отрицательное).
— Возможность избежать неприятной ситуации или выполнения сложной задачи.
— Получение чего-либо, например, предмета или доступа к определенному занятию.
— Уменьшение или увеличение определенных сенсорных ощущений, например, возможность избавиться от неприятного звука, яркого света или другого ощущения, либо получить больше приятных ощущений. (Как вы, вероятно, знаете, для людей с аутизмом обычно характеры сильная неприязнь к некоторым сенсорным стимулам и повторяющееся поведение с целью получения определенных ощущений).
Разумеется, во всех этих целях нет ничего плохого, если, конечно, мы не причиняем вред другим людям.
Если судить по вашему описанию поведения сына, то можно предположить, что он делает это ради привлечения внимания. Другими словами, это позволяет ему получить реакцию от других людей. Это лишь моя гипотеза, которая не может заменить очный анализ поведения, но вы можете обратить внимание на признаки того, что он добивается именно чужой реакции. Например, перед тем как ущипнуть кого-то или убежать он начинает улыбаться? Он поглядывает в сторону другого человека или на вас, когда убегает? (Также смотрите: «Что делать с проблемным поведением с целью привлечения внимания»).
Мы привыкли считать иначе, но очень часто именно негативная реакция, например, если ребенку делают замечание или ругают, является для него поощрением и сохраняет данное поведение.
Если это так, то я бы начал с того, чтобы научить вашего сына социально приемлемым способам получить чужое внимание.
Обучение новым способам коммуникации
В идеале вам нужно научить его просить — вербально или невербально — о внимании, в котором он нуждается. Дополнительным плюсом станет то, что такое обучение улучшит его игровые навыки.
Устная коммуникация. Например, если ваш сын может говорить слова, то вы можете научить его, как просить поиграть. Например, можно выбрать «салки» в качестве игры. Помните, что многих детей с аутизмом нужно будет обучать даже самым простым шагам игры. Так что покажите ему, как играть, очень мягко прикасаясь к нему и говоря «салки», после этого отбегайте от него и подсказываете ему, что нужно «осалить» вас. Возможно, вам нужно будет привлечь к игре третьего человека, который поможет вам продемонстрировать сыну, как именно играть.
Если сыну понравится играть с вами таким образом, то прекращайте игру, используя однозначный язык тела. Затем подсказывайте ему, что нужно сказать вам «Поиграй со мной», когда он хочет, чтобы вы поиграли с ним подольше. Как только он скажет эту фразу, начинайте снова играть с ним. Обязательно хвалите его за хорошую речь.
Продолжайте это игровое упражнение до тех пор, пока он не начнет просить вас поиграть с ним без подсказки.
Невербальная коммуникация. Если у вашего сына есть проблемы с речью, то сделайте карточку с картинкой, которую он может протянуть, указать на нее или дать тому, с кем он хочет поиграть. (Также смотрите: «Десять причин использовать систему PECS при аутизме»).
Обучение новым навыкам коммуникации и игры нужно начинать дома. Однако в дальнейшем вам надо будет помочь сыну опробовать эти навыки с новыми людьми и в разных местах.
Профилактика и награда
Хотя ваш сын учится новым, более уместным видам поведения, подумайте о том, чтобы предоставлять ему как можно больше дополнительного внимания просто так. Это уменьшит вероятность того, что он будет щипаться ради получения реакции.
Понятно, что вы не можете уделять внимание сыну всегда, когда он этого хочет. Так что важно придерживаться следующих правил:
1. Следите, чтобы у ребенка были приятные способы занять себя.
2. Пока он не прекратил щипаться, найдите способ напоминать ему, что щипаться нельзя.
Возможно, вы уже примерно понимаете, в каких ситуациях ваш сын скорее всего будет щипаться. Например, это могут быть социальные ситуации, в которых он не находится в центре внимания. Или, может быть, это происходит, когда он устал и/или раздражен. Вам может помочь ведение дневника, возможно, в маленькой записной книжке, где вы будете отмечать, когда и где ваш сын щипался.
Ваш следующий шаг — постараться донести до сына ваши ожидания от его поведения в этих проблематичных ситуациях. Затем будьте готовы напомнить ему об этих ожиданиях с помощью сигнала, если вы почувствуете, что он собирается щипаться. Если он понимает устную речь, то можно говорить ему какую-нибудь фразу, например, «Хорошие руки, не щипаться». Если он лучше понимает зрительные подсказки, то вы можете распечатать или нарисовать визуальную подсказку. В Интернете можно найти готовые изображения о том, что нельзя щипаться. (Также смотрите «Как использовать визуальную поддержку при аутизме»).
Как говорилось выше, хорошо если у вашего сына есть что-то, чтобы занять себя, особенно если это займет его руки. Хорошим вариантом может стать небольшая, игрушка, пластилин, мячик или другой тактильно приятный предмет. (Ниже изображены возможные примеры).
По нашему опыту, лучше всего «ловить» детей за хорошим поведением и тут же хвалить и/или награждать их. Так что хвалите сына, если он воздержался от щипков, говоря что-нибудь про «хорошие руки». Подумайте о том, чтобы награждать его маленькой игрушкой или прикреплять стикер или жетон на плашку, чтобы обменять их определенное количество на большую награду. Используйте визуальную поддержку, чтобы напомнить ребенку, какая награда его ждет.
До того как идти в какую-то социальную ситуацию покажите ребенку то, чего ему очень хочется. Это может быть маленькая игрушка или изображение любимого занятия, например, фотография качелей на площадке. Объясните, что ему нужно делать, чтобы получить это. Например: «Если у тебя будут хорошие руки, то можешь поиграть в видеоигры. Не щипаться».
«Ловите» его за хорошим поведением так часто, как только можете, хвалите его за то, что он «хорошо играет». Как можно чаще напоминайте ему о награде за хорошее поведение.
Когда он щипается
Конечно, все равно будут ситуации, когда ваш сын будет щипаться. Вот пример подхода, который мы используем, когда происходит нежелательное поведение. Учтите, что вам нужно свести к минимуму награду за это поведение, то есть, внимание. Во-первых, сохраняйте спокойствие и подойдите к нему. Не смотрите ему в глаза. Ничего не говорите, просто спокойно повторите правило: «Хорошие руки, не щипаться». Затем тут же уведите его от других людей. Только проследите, что это будет очень скучное место, где никто не будет обращать на него внимания. Объясните, что после того как он успокоится, вы пригласите его обратно.
После небольшого перерыва, возможно, в течение одной минуты, напомните о правиле не щипаться и о том, как можно попросить внимание приемлемым образом. Главное, чтобы ваша реакция на щипки была немедленной и неизменной. (Также смотрите: «Как реагировать на проблемное поведение ребенка с аутизмом»).
Еще раз спасибо за ваш вопрос. Надеюсь, что эти советы помогут вашей семье и приятные игры придут на смену щипкам.
Вопрос-ответ. Что делать, если ребенок с аутизмом кусается?
Общая информация о таком поведении как кусание и рекомендации по его преодолению
Цель этой статьи в предоставлении общей информации о кусании у людей с аутизмом, а также в описании возможных решений в ответ на такого рода поведение.
Возможные причины кусания
Коммуникационные сложности: для тех людей, которые не могут эффективно сообщить о своих нуждах, потребностях или эмоциональном состоянии, кусание может быть эффективным методом оповещения о том, что что-то происходит не так, и, как следствие, является очень надежной формой коммуникации.
Поведение, приобретенное в результате обучения: все мы учимся на своем опыте, он дает нам информацию, с помощью которой мы определяем как мы будем вести себя в будущем. Если мы обнаружили, что какое-то поведение идет нам на благо (благодаря уменьшению или ограничению нежелательного опыта или увеличению желательного), тогда мы с большей вероятностью выберем такой способ поведения в будущем. Для некоторых людей физическая или эмоциональная реакция на кусание будет желательной. Такие люди могут получать удовлетворение от звука повышенного голоса или чувства контроля, прибегая к поведению, при котором реакции других людей предсказуемы.
Фрустрация или тревога: иногда кусание может выражать фрустрацию или тревогу в ответ на разнообразные источники стресса или на меняющуюся ситуацию. Важно не забывать, что для людей с аутизмом жизнь наполнена огромными потрясениями и кусание является ответом на них.
Попытка дополучения сенсорных импульсов (восполнение сенсорной недостаточности): многие люди с аутизмом испытывают сложности с функционированием их сенсорной системы. Таким образом, важно учитывать возможные сенсорные функции того или иного поведения. Жевание и кусание — это проприоцептивные функции. То есть они обеспечивают приток сенсорных импульсов в проприоцептивную систему, которая создает ощущения от положения разных частей тела в разное время. Кусание может также обеспечивать оральную стимуляцию и может быть приятным и даже необходимым стимулятором сенсорной системы.
Зубная боль или боль в области челюсти (как и у детей с прорезающимися зубами): в некоторых случаях кусание является реакцией на физическую боль, в частности на зубную боль или боль в области челюсти.
Стадия развития: обсасывание предметов — это нормальная часть развития. Младенцы кладут в рот разнообразные предметы, чтобы определить их размер, форму и текстуру. Пока ребенок не достиг приблизительно 18 месяцев обсасывание предметов не должно приносить никаких беспокойств. Однако, если ребёнок из-за гиперчувствительности в области рта или по каким-нибудь другим медицинским причинам пропустил младенческую фазу обсасывания, ему придется пройти эту фазу позднее.
Как реагировать
Исключите медицинские и стоматологические причины
Удостоверьтесь, что человек (особенно при ограниченной коммуникации) не кусает в ответ на физическую боль, такую как зубная боль или боль в области челюсти. Было бы полезным пройти осмотр у стоматолога или вашего лечащего врача, чтобы исключить возможность физических причин такого поведения.
Функциональный анализ
Очень важно найти настоящую причину кусания, чтобы определить правильную форму реакции на такое поведение (например, если кусание — это манифестация тревоги, то лучше всего сфокусироваться на том, как научить человека выражать свою фрустрацию альтернативным и, соответственно, более приемлемым способом). Помочь определить причины того или иного поведения поможет ведение конспекта (записей) с описанием случаев и обстоятельств какого-то поведения. Это может помочь определить типовые шаблоны, которые могут стать ключом к разгадке такого поведения. Некоторые люди (в особенности подростки и взрослые с высокофунциональным аутизмом или синдромом Аспергера) в состоянии объяснить причины кусания вербально или с помощью визуальных стратегий.
Улучшайте коммуникацию
Помогите человеку с аутизмом развить в себе альтернативные навыки коммуникации, выражения желаний, физического дискомфорта и эмоциональных состояний. Так называемые «визуальные стратегии» могут быть очень эффективны для людей с аутизмом, так как их можно использовать в совершенно разных ситуациях, и они очень полезны для определения физической боли или передачи эмоционального состояния. Метод социальных историй также может быть очень полезен, их можно использовать при объяснении, почему кусание недопустимо, и что человек может предпринять вместо этого.
Изменение окружающей среды
Попробуйте предотвратить ситуации, в которых человек с аутизмом чувствует сильное напряжение, например, уменьшите количество людей, создайте визуальное расписание, поддерживайте знакомую атмосферу везде, где это возможно.
Обеспечьте новую сенсорную стимуляцию
Если кусание является выражением желания получить какие-либо ощущения, то очень важно предоставить человеку альтернативную возможность их испытать. Ниже представлено несколько вариантов того, как это сделать.
Чюи-тьюбс (жевательные трубки) — это цилиндрические кусочки резиновой трубки (они безопасны, нетоксичны, не содержат латекса и их можно мыть), которые можно сосать и жевать, чтобы получить то самое ощущение от кусания, которое хотят испытать люди с аутизмом. Исследования показали, что жевательные трубки успокаивают, помогая справиться со стрессом.
Другим способом замены кусания служат, например, сухие макароны или сухофрукты, которые дают похожее ощущение от кусания.
Управление гневом и релаксация
Люди с аутизмом могут испытывать сложности с переживанием стресса, агрессии и раздражения, которые могут привести к отклонениям в поведении, например, к кусанию. В то же время такое поведение может быть сигналом самому человеку о том, что он становится раздражительным, и ему необходимо изменить модель поведения или применить какие-либо техники для того, чтобы успокоиться. Например, можно глубоко вздохнуть, сосчитать до десяти, пойти на прогулку, послушать музыку, уйти от спора или попросить о помощи. Механизмы релаксации, такие как глубокий вдох, позитивные мысли, перенаправление на спокойные, приятные действия (принять ванну, послушать расслабляющую музыку, ароматерапия, компьютерные игры, раскачивание на стуле, прыжки на батуте) также могут помочь.
Руководите и перенаправляйте
Попытайтесь предвидеть проблемы и предотвратить их, если возможно. Вероятно, будет необходимо с самого начала усилить контроль (особенно во время ситуаций, которые человеку сложно пережить). Попытайтесь отвлечь внимание человека на какую-то другую деятельность, которая менее способствует неподобающему поведению (например, сказать: «Джейн, какая у тебя интересная книга»).
Поощряйте правильное поведение
Важно уделять внимание аспектам поведения, которые мы хотим развить в человеке, показать ему, что подобающее поведение приводит к лучшим последствиям. В награду можно хвалить, оказывать внимание, давать игрушки, жетоны или небольшие порции любимой еды и напитков. Очень четко проговаривайте те реакции и то поведение, которые вы ожидаете увидеть от человека, например: «Санти, делиться с сестрой — это хорошо!» Удостоверьтесь, что поощрение произошло сразу после того, как ребенок повел себя правильно.
Реагируйте на поведение быстро и четко
Минимально реагируйте на проявление кусания, как словесно, так и мимически. Такие действия могут только поощрить неправильное поведение. Попробуйте реагировать спокойно, четко и с нейтральным выражением лица.
Исходя из причины кусания (можно ее понять с помощью функционального анализа), отвечайте на саму причину поведения. Ниже приведено несколько примеров:
Трудности с коммуникацией: поощряйте использование альтернативных форм общения (например, изображения или символы), например: «Элизабет, надо показать на то, что ты хочешь». Используйте систему знаков, которую человек может запомнить и использовать для базовой коммуникации, выражения согласия, отрицания, глаголы «уходи, перестань», словосочетание «мне больно».
Раздражение и страдание: напомните человеку о том, как справляться с гневом (методы релаксации), например «Сара, тебе нужно успокоиться. Вдохни глубоко три раза».
Проблемы с сенсорным восприятием — попробуйте заменить кусание на жевательную трубку или что-то съедобное.
Перенаправьте человека на другую деятельность и хвалите, если человек продолжает приемлемое поведение. «Джеки, так приятно слушать твою музыку».
Сохраняйте физическую дистанцию и руководите человеком, если был инцидент кусания. Будьте готовы перенаправить человека, если необходимо.
Где и как получить помощь
Если кусание причиняет вред самому человеку или его окружению, то возможно, необходимо обратиться к специалисту. Назначьте консультацию с психологом или другим специалистом.
Как отучить кусаться ребенка с РАС
Дети с расстройствами аутичного спектра (РАС) часто демонстрируют агрессивное поведение, которое пугает родителей, воспитателей и сверстников. Этот способ вести себя слишком распространен и опасен, чтобы его игнорировать, но, к счастью, есть проверенные стратегии того, как справиться с подобной агрессией.
Шаг первый: определите причину кусания
Начните со здоровья. Существуют многие медицинские состояния, которые могут приводить к раздражительности и агрессии. Прежде всего, следует оценить состояние здоровья ребенка, и вылечить все возможные воспаления и недуги, причиняющие значимый дискомфорт.
Приведем примеры частых состояний, дискомфорт от которых может быть недооценён или не замечен родителями, особенно в случае невербального ребёнка:
Очень часто вовне выливается накопившаяся злость от мук, которые ребенку приходится постоянно терпеть.
Шаг второй: собираем информацию
Если чисто медицинские факторы были исключены или вылечены, можно использовать техники, заимствованные из программ АБА:
Важно отмечать объективные данные и не стремиться подменять их своими догадками о причинах поведения. Причины определяйте только тогда, когда собрано много информации и ее можно обобщить. Отведите не менее 2 недель на этап наблюдений и фиксируйте их письменно.
Шаг третий: применяем на практике выбранные стратегии
После обработки информации, собранной о поведении ребенка без патологий внутренних органов, чаще всего выясняется, что агрессия имеет одну или несколько следующих причин:
ВАЖНО! Даже на этапе сбора данных, старайтесь ограничивать нежелательное поведение. Для этого используйте методы, перечисленные ниже.
Избегайте чрезмерной реакции на поведение
Что бы ни лежало в основе нежелательного поведения (в частности, кусания), важно сохранять спокойствие и не реагировать на него слишком сильно. Чем больше внимания дается поведению, тем вероятнее его повторение в будущем.
Если укус нанесен самому себе, его место нужно обработать. Не волнуйтесь сверх меры или, во всяком случае, старайтесь не показывать своей тревоги.
Долгие объяснения, почему нельзя кусаться, скорее всего, не сработают, особенно, когда речь идет о маленьких детях. Просто скажите, что кусаться нельзя и оставьте ребенка. Когда малыш успокоится и снова начнет вести себя должным образом, присоединитесь к его игре.
Перенаправьте поведение
Если причина состоит в сенсорной нехватке, постарайтесь предоставить ребенку предметы, которые можно жевать или грызть безопасно для окружающих.
Гораздо проще перенаправить поведение, чем полностью его остановить, поэтому если в минуты тревог малыша будет сопровождать загубник, соска или резиновая игрушка, и у него, и у вас будет существенно меньше проблем.
Предложите альтернативное решение
Если укусы были вызваны обидой или гневом, предложите альтернативный способ совладать с ними. Например, это может быть резиновый шарик, который можно сжимать в руке, или рогатка, которую можно крутить и рвать на части.
Используйте новые каналы общения
Для детей без речи агрессия часто является попыткой коммуникации. Используйте картинки или специальные программы-коммуникаторы на планшетных компьютерах, чтобы ребенок мог выразить свои чувства и имел более приемлемый выход для своих обид.
Награждайте хорошее поведение
Говорить ребенку, что он хорошо себя ведет, так же важно, как и обращать его внимание на плохое поведение. Это помогает детям закрепить правильные модели поведения и повторять их снова и снова.
Хвалите малыша, если он терпеливо ждет вас или играет без шалостей. Используйте материальные награды, такие как пищу, но помните, что похвала сама по себе – это мощное мотивирующее средство, особенно когда она исходит от родителя или значимого взрослого.
Работаем с желанием убежать
Гораздо проще закрепить хорошее поведение, чем пытаться изменить неприемлемое. Особенно сложно совладать с поведением, которое является результатом желания быть одному или избежать выполнения какой-то задачи.
Если ребенок усвоит, что укусы помогут ему не делать чего-то, чего ему не хочется, он станет кусаться все больше и больше. Это может потребовать помощи профессионала, поэтому, когда ребенок успокоился, требуйте от него выполнения неоконченного задания.
Однако проверьте, не является ли задача слишком сложной. Возможно, что ее ставят перед ребенком в неудачное время. В любом случае, избегайте бурной реакции. Используйте серьезный и уверенный голос.
Предлагайте выбор (ограниченный)
Иногда агрессия и самоагрессия выражают бунт ребенка против чрезмерно жестких правил и ограничений. Предлагайте малышу некоторую свободу действия в виде какой-то одной альтернативы.
По мере взросления расширяйте число альтернатив, но не слишком быстро. Так ребенок будет ощущать контроль над ситуацией, и даже ответственность за нее.
Важность постоянства
Какие бы стратегии и методики вы ни использовали, крайне важно использовать их раз от раза.
(!) Все люди, которые занимаются ребенком, должны использовать заранее согласованные приемы при всех случаях кусания и других проявлениях агрессии.
Возможно, придется объединить сразу несколько подходов. Сохраняйте настойчивость и спокойствие!
Когда обращаться к профессионалам
Если ребенок кусает других или себя в самой разной обстановке, наносит при этом серьезные раны, если случаи укусов часты – незамедлительно обращайтесь к профессионалам.
Некоторые технологии изменения поведения используют метод создания отвращения к определенной модели вести себя, и перед их запуском нужно обсудить этичность и приемлемость такой терапии для вашего ребенка.
Возможно также, что вам поможет диета, прием пищевых добавок повторный медицинский осмотр с особенным вниманием к проблемам кишечника и ротовой полости.
В исключительных случаях могут быть использованы седативные средства и антипсихотики – в этих ситуациях особенно важна консультация с опытным детским психиатром.