Аутсорсинг питания в школе что это
Плюсы и минусы аутсорсинга в школе
В школы активно внедряются всевозможные принципы обновления, модификации привычных процедур и действий. Работу внутришкольных заведений (столовых, библиотек) всегда охотно преобразовывают с целью сделать их доступнее, а также менее затратными и проблемными.
Законы запрещают задерживать детей в школе больше чем на 4 часа при отсутствии возможности приобрести питание. Заниматься содержанием столовой может сама школа, делами организации заведует администрация. Однако возможен и более новаторский вариант – аутсорсинг. Насколько он эффективен, есть ли от него польза?
Что такое аутсорсинг
Аутсорсингом называют передачу права исполнения какой-либо услуги от организации или компании к другой компании. Когда речь идет о школах, говорят о том, что передается работа школьной столовой.
Для проведения аутсорсинга составляется договор. В его условиях прописывается, что компания-поставщик обязуется изготавливать еду, заведовать столовым заведением, выполнять другие придаточные функции. В то время как организация-поставщик может выставить такие условия, как пропуск других людей внутрь заведения.
В последнее время подобная система активно вводится в российские школы. В зарубежных такое начало работать еще раньше.
Плюсы
Итак, какие же преимущества появляются, когда в школьном столовом заведении появляется новый «хозяин»?
Минусы
Конечно, у любого нововведения есть и ряд минусов. Так перечисленные плюсы омрачаются следующими недостатками:
Заключение
С аутсорсингом или без, дело питания в школах – это дело поставщиков. Нет разницы, готовятся ли блюда «родными» поварами или же нанятыми отдельной компанией, содержащих заведение. Вся фишка заключается в качестве и количестве привозимых продуктов.
Если новаторская система работает в школе, администрация или местное подразделения минобразования должны удостовериться, что договор с компанией, занимающейся питанием, предусматривает завоз продуктов от добросовестных поставщиков. Только тогда можно будет говорить о том, что решение о введении аутсорсинга имеет плюсы.
Аутсорсинг питания в ДОУ – плюс или минус?
Аутсорсинг питания – это заключение дошкольным учреждением контракта на поставку соответствующих услуг со сторонней организацией (пищевого комбината). При этом предусмотрена организация питания как на территории комбината, так и в собственном пищеблоке детского сада.
Безусловно, такая услуга актуальна для детских садов. Она могла бы решить массу проблем традиционной системы питания. Чем же конкретно может помочь аутсорсинг?
СанПин предъявляет жесткие требования к оснащенности пищеблоков. Современные сады этим требованиям полностью соответствуют. А что делать заведующим садов, которые были построены в 50-х? Зачастую их пищеблоки не отвечают современным стандартам, а значит на администрацию со стороны контролирующих органов постоянно налагаются санкции.
С другой стороны, сам пищеблок – это огромная территория, которую потенциально можно использовать для нужд образовательного процесса.
Помимо кухонных работников, в процесс приготовления пищи зачастую вовлечены другие сотрудники. Они выполняют непрофильные обязанности, так как полностью укомплектовать штат в детском саду затруднительно. Так, за качество приготовленной пищи зачастую отвечает не диетическая сестра, как это должно быть по нормативам, а медицинская сестра или другой сотрудник.
Кроме того, заведующий постоянно должен решать вопросы с подменой кадров на кухне, если кто-то из сотрудников заболел, ушел в отпуск. Так создается повышенная нагрузка на всех участников рабочего процесса.
Аутсорсинг питания в школе что это
Полноценное питание в школах является залогом нормального умственного и физического развития ребенка. Создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы в нем организаций общественного питания, контроль их работы относятся к компетенции образовательного учреждения.
Организовать питание учащихся образовательное учреждение может самостоятельно (если оно содержит собственную столовую и соответствующий штат специалистов) либо может привлечь стороннюю организацию в порядке аутсорсинга.
Аутсорсинг – это передача организацией, на основании договора, определённых видов или функций производственной предпринимательской деятельности другой компании, действующей в нужной области. Выбор аутсорсера по оказанию услуг питания учащихся обусловлен мероприятиями, связанными с передачей непрофильных функций образовательного учреждения специализированным организациям.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации право кормить школьников можно выиграть на государственных торгах, предложив лучшее качество, более низкую цену и доказав свою компетенцию в этой нише. Претендующий на заключение государственного или муниципального контракта может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения.
Бюджетные образовательные учреждения привлекают специализированные предприятия общественного питания путем заключения государственного или муниципального контракта. Вся информация о конкурсах, аукционах, запросах котировок, проводимых в РФ, размещается на официальных сайтах РФ в сети Интернет (http://www.zakupki.gov.ru).
Основными требованиями при выборе специализированной организации являются: наличие опыта работы в организации детского дошкольного и/или школьного питания, квалифицированных специалистов, обеспечение гарантии качества и безопасности выпускаемой продукции посредством организации и проведения производственного контроля, наличие достаточной материально-технической базы, специализированного автотранспорта для перевозки скоропортящихся грузов и готовой продукции, наличие положительной репутации в сфере общественного питания.
С 2008 года введены в действие СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования». Данные санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением горячим питанием обучающихся в образовательных учреждениях, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.
Такими организациями могут быть:
— базовые организации школьного питания (комбинаты на базе школьного питания, школьно-базовые столовые и т.п.), осуществляющие закупки продовольственного сырья, производство кулинарной продукции, снабжение ими столовых общеобразовательных учреждений;
— доготовочные организации общественного питания, на которых осуществляется приготовление блюд и кулинарных изделий из полуфабрикатов и их реализация;
— столовые образовательных учреждений, работающие на продовольственном сырье или на полуфабрикатах, которые производят и (или) реализуют блюда в соответствии с разнообразным по дням недели меню;
— буфеты-раздаточные, реализующие готовые блюда, кулинарные, мучные кондитерские и булочные изделия.
Данными организациями должны выполняться требования к их размещению, объемно-планировочным и конструктивным решениям, к санитарно-техническому обеспечению, оборудованию, инвентарю, посуде и таре, к санитарному состоянию и содержанию помещений и мытью посуды, организации здорового питания и формированию примерного меню, организации обслуживания обучающихся горячим питанием, к условиям и технологии изготовления кулинарной продукции, профилактике витаминной и микроэлементной недостаточности, условиям труда персонала и др.
На основании рациона питания юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, обеспечивающим питание в образовательном учреждении, разрабатывается примерное меню, которое согласовывается с руководителем образовательного учреждения и Управлением Роспотребнадзора.
Кроме того, аутсорсер (юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, предполагающий выполнять работы (услуги общественного питания) должен направить в Управление Роспотребнадзора по Приморскому краю уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. №584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности».
На основании договора пищеблок передается в аренду, расходы на его содержание ложатся на специализированную организацию. Однако следует помнить, что передача на аутсорсинг услуг питания в образовательном учреждении не освобождает руководителя учреждения от необходимости проведения контроля. Контроль и ответственность сторон устанавливаются на основании договора и нормативно-правовых актов Российской Федерации. При этом согласно Федеральному закону «Об образовании», руководитель несет ответственность в случае серьезных нарушений, негативно отразившихся на здоровье детей.
Зачем отдавать школьное питание на аутсорсинг частным компаниям и стоит ли менять СанПиН
В разгаре летние каникулы, но актуальным остается вопрос о питании учеников школ и воспитанников детских садов. Питание и, как следствие, здоровье ребенка волнует каждого родителя вне зависимости от учебного года. Родители и эксперты настаивают, что еда в школах должна быть сбалансированной и полезной, чиновники требуют, чтобы питание соответствовало многочисленным нормам, а детей волнуют вкусовые качества и эстетика блюда. Повара и технологи в свою очередь вынуждены проявлять чудеса изобретательности, чтобы втиснуть все требования в бюджет. К сожалению, не всегда удается получить желаемый для всех результат.
Одним из последних инцидентов, связанных с питанием свердловских школьников, стала проверка в средней школе № 61 Нижнего Тагила после медиафорума Общероссийского народного фронта с участием президента Владимира Путина. На форуме показали ролик 13-летнего ученика тагильской школы, который жаловался на невкусную капусту в столовой, после чего организаторы форума продемонстрировали смонтированную подборку из разных столовых с неаппетитными блюдами, в том числе прилипшей к тарелке кашей. В итоге контролирующие органы организовали проверку школы и поставщика питания — компании «Кейтеринбург» (ООО «Комбинат общественного питания»).
Чем закончилась поверка, а также о новых программах питания для свердловских школьников и детсадовцев, о том, почему школам выгодно отдавать питание детей на аутсорсинг и почему дети зачастую не хотят есть школьную еду, Znak.com рассказала генеральный директор компании «Кейтеринбург» Ольга Большедворова.
— После медиафорума и неожиданной славы, которая на вас свалилась, в школе и у вас в компании прошли всевозможные проверки. Сейчас уже можно говорить о результатах?
— В данный момент проверка закончилась, в ее ходе контролирующие органы признали, что вся еда нашими сотрудниками готовится в соответствии с нормами. Школьник сам был в шоке от того, что его ролик показали на форуме ОНФ, да и отец мальчика — известный в городе активист — позже сказал, что сын записал ролик для того, чтобы потренироваться в ораторском мастерстве. Претензий к качеству питания у других учеников, родителей и руководства школы не было. Для нас эта проверка в итоге обернулась в плюс: мы еще раз подтвердили, что работаем по высоким стандартам и, если есть какие то-то замечания, стараемся тут же на них реагировать и исправлять недостатки. После проверки мы провели дегустацию и для родителей, и для журналистов: они убедились, что наши блюда отличаются от того, что показывалось в ролике на форуме.
— Вы считаете, что продемонстрированное президенту видео отражает лишь субъективное мнение семиклассника?
— Современные дети зачастую не готовы к правильному питанию. Многие из них не хотят есть каши, они привыкли есть фастфуд, сладкое, блюда с большим количеством специй и соусов. Соответственно, школьная еда, пусть качественная и полезная, кажется им невкусной и пресной.
— Накормить современного ребенка кашей действительно непросто, и вряд ли вашим поварам удастся исправить пищевые пристрастия детей с помощью одних только школьных обедов.
— К сожалению, часто родители дома приучают детей есть сосиски с макаронами и пельмени, а потом говорят, что в школе их неправильно кормят. Мы пытаемся организовать совместную работу с родителями. Проводим встречи, рассказываем о своей компании, устраиваем презентации меню и дегустации. Даже раздаем родителям рецепты понравившихся блюд. Необходимо, чтобы мы с родителями работали сообща. Ведь если ребенку рассказать, как полезны те же овощи, правильно их приготовить и оформить, он будет их с удовольствием есть.
У нас уже прошло несколько акций, цель которых — позиционировать правильное, полезное питание. Например, были проекты «Олимпийцы за здоровое питание» и «Гастриту нет». Совместно с фондом биатлониста Антона Шипулина в школах и детсадах мы рассказывали ребятам, как нужно питаться, чтобы стать чемпионами.
— Конкретно сейчас вы реализуете какие-то проекты?
— Масштабный проект «Привлекательное и здоровое питание» сейчас реализуем в Полевском в рамках нацпроекта «Демография». Его цель — формирование привычки у детей к сбалансированному, здоровому питанию с раннего возраста. В проекте участвуют более 3000 малышей из 31 детского сада Полевского. Совместно с Екатеринбургским медицинским научным центром профилактики и охраны здоровья работников промпредприятий, специалисты Роспотребназора, а также Центра гигиены и эпидемиологии Свердловской области определили биологически активные добавки для здорового метаболизма у детей. В список вошли куркума, пшеничные отруби, мука зародышей пшеницы, морская водоросль фукус, а также масло льняное и масло зародышей пшеницы. С этими продуктами наши технологи разработали меню для детских садов. Единственное, мы не нашли фукус в необходимых количествах и с разрешения специалистов заменили его морской капустой. Сейчас дети едят блюда с этими добавками.
— Родители и чиновники были рады этим нововведениям?
— Прежде чем их добавили в детское меню, проводили дегустацию для сотрудников управления образования и родителей. Сначала было огромное сопротивление со стороны родителей: «Зачем нашим детям давать отруби?» Мы все объясняли, доводили информацию о пользе этих продуктов. Мы осознаем, что почти никто не будет добавлять эти полезные вещества в еду дома. Потом родители поняли, что структура блюд от этих добавок только улучшается, а на вкус они негативно никак не влияют.
— Сейчас уже можно говорить о каких-то предварительных результатах этого нововведения? Как-то отразилось на состоянии детей?
— Прошло уже три месяца со старта проекта: аппетит у детей улучшился, по словам заведующих, у многих ребят наблюдается улучшение концентрации и памяти, кто-то спать стал лучше, то есть определенная витаминизация произошла. Особенно это важно весной. Сейчас мы будем продолжать проект, вводить новые блюда с использованием этих добавок. С сентября запустим этот проект и в школах Полевского. Сейчас планируется каждые 6-9 месяцев контролировать состояние.
— В школах и детских садах Екатеринбурга тоже будет реализована эта программа?
— Мы постараемся это сделать, но отмечу, что в Екатеринбурге мы пока кормим лишь 10 школ. Питание в детских садах города не выведено на аутсорсинг, они занимаются приготовлением пищи сами. Я считаю, что это не совсем правильно. В школах исторически пищеблоки более-менее соответствуют санитарным требованиям, а детские сады, построенные в советское время, «заточены» под комбинаты питания, под фабрики-кухни, почти все они являются «доготовочными». Мясо к нам поступает охлажденное, готовое к тепловой обработке, овощи — очищенные в вакуумной упаковке, чтобы лишний раз не допускать обсеменения продукта.
При этом на самом деле детским образовательным учреждениям выгоднее отдавать питание детей на аутсорсинг операторам. Во-первых, когда мы заходим в образовательное учреждение, то сразу инвестируем крупные суммы в оборудование пищеблоков. Это от 250 тыс. рублей на пищеблок детского сада и от 500 тыс. — в школу. К примеру, в этом году мы запустили питание в девяти школах Екатеринбурга и сразу инвестировали туда в общей сложности около 14 млн рублей: полностью заменили все оборудование, инвентарь, посуду. Все ремонты также ложатся на плечи оператора питания, часто — и вывоз мусора. Получается, что этот пласт проблем мы снимаем с сотрудников школ и детских садов.
Во-вторых, оператор питания берет на себя подбор персонала, все издержки по прохождению плановых медосмотров сотрудников пищеблоков и оплату их труда. Мы проводим постоянное обучение персонала. К примеру, на данный момент у нас трудится 209 специалистов, имеющих сертификаты аудиторов системы менеджмента качества ХАССП. Школы и детские сады чаще всего не могут себе этого позволить. Наши аудиторы проводят проверку объектов и контролируют качество питания.
В-третьих, сейчас очень много малышей (особенно в детских садах) с ожирением, аллергиков, которым требуется безлактозная или безглютеновая диеты. В нашей компании есть специалисты, которые могут составлять меню, учитывая индивидуальные особенности таких детей. После согласования с сотрудниками Роспотребнадзора наши специалисты все это внедряют в детских садах. Обычные школы и детсады, скорее всего, не будут брать на себя такую нагрузку.
Мы отлично понимаем, что каждый должен заниматься своим делом. Для школ и детских садов питание — не профильная деятельность. Они должны максимально концентрироваться на образовании детей, а мы в свою очередь на питании.
— Сколько всего образовательных учреждений вы обслуживаете на аутсорсинге в данный момент?
— Мы на рынке уже 14 лет и ежедневно кормим более 150 тыс. детей в 341 детсадах и школах на территории Свердловской, Челябинской, Томской областей и Ханты-Мансийского автономного округа, при этом задействовано около 2 тыс. наших сотрудников. На каждом объекте внедрена программа производственного контроля. В ее рамках идет постоянный контроль за сырьем, качеством обработки пищеблоков, производственного оборудования, инвентаря и так далее. К примеру, только за 2018 год мы сдали 3334 пробы на качество воды и смывы с окружающей среды, 667 проб на витаминизацию продуктов, 2664 пробы готовой продукции, 240 проб сырья, 1665 проб на сальмонеллез, более 3 тыс. проб на гельминты и огромное количество других проб.
Если лабораторные исследования выявляют некачественное сырье, мы тут же отказываемся от его поставщика, если обнаруживается некачественная вода, то мы привлекаем компании, которые прочищают трубы, фильтры и так далее. Если выявляются какие-то проблемы с хлорсодержащими препаратами, то, соответственно, происходит замена моющего средства. Меры принимаются всегда и быстро.
— «Проколы» с поставщиками сырья часто происходят?
— Не часто, но бывают. Перед тем как заключить договор с поставщиком сырья, мы проводим его тщательную проверку. Конечно, его проверяет наша служба безопасности, через интернет-ресурсы продукты, которые он поставляет, проверяются на предмет фальсификации. А также мы берем у поставщика пробы продуктов и сдаем их в лабораторию, чтобы подтвердить качество. Что касается скоропортящегося сырья: масло, сметана, птица, то мы стараемся выходить напрямую на производителя, чтобы все было максимально свежее.
— Возвращаясь к вкусовым предпочтениям детей, вы пытались интересоваться у школьников, что им не нравится, что они сами бы хотели есть?
— Мы выступаем за обратную связь, в том числе и от самих детей. В каждой школьной столовой у нас установлены информационные табло с контактами, любой ребенок может связаться и высказать замечания. Если вскрываются какие-то недочеты со стороны работников столовой, мы их устраняем, а школьник получает десерт за бдительность. Иногда мы устраиваем эксперименты — привлекаем старшеклассников к составлению меню. Говорим: «Ребята, если вам что-то не нравится в меню, попробуйте составить его сами». Но при этом они должны уложиться в определенное количество белков, жиров и углеводов, а также во всевозможные нормы. Для них это — целый квест, и тогда они понимают, что не все так просто.
Опять же мы не можем опираться на одни предпочтения детей, ведь весь процесс приготовления еды четко регламентирован законом.
— Многие нормы, по которым до сих пор готовится школьная еда, были разработаны десятилетия назад и в данный момент, вероятно, устарели. Есть какие-то продукты, которые, по вашему мнению, стоит исключить из детского питания? Что нужно пересмотреть в СанПиНах?
— Нормы, безусловно, требуют пересмотра. Например, необходимо сократить количество прописанных в них углеводов, в том числе объемы хлеба и сахара, но при этом давать больше фруктов. Стоит убрать или хотя бы сократить число соков — в них очень много сахара, лучше заменить их на компоты, морсы из ягод. Они намного полезнее.
Аутсорсинг идет в школу (и не только)
Несмотря на то, что аутсорсинг в российском образовании (и вообще в бюджетной сфере) был вещью малознакомой и польза его была не очевидна, в 2009 году федеральные власти решили, что настала пора бюджетным организациям познакомиться с ним вплотную и научиться извлекать из этого пользу. Сначала передача непрофильных функций специализированным организациям была обозначена Посланием Президента Федеральному собранию, а уже летом 2010-го это было отражено в Программе правительства по повышению эффективности бюджетных расходов. Соответственно, тем же школам пришлось привыкать к новой для них реальности.
Очевидно, что переход на новый уклад и реализация правительственной программы встретились с сопротивлением на местах, поскольку руководители изначально восприняли новшество с недоверием и были категорически против внедрения аутсорсинга в бюджетных учреждениях. Тем не менее, после ряда успешно реализованных проектов аутсорсинг в глазах бюджетников стал переходить из категории «нам опять навязали сверху» в категорию «с этим можно иметь дело».
В конце 2011 года первый пилотный проект был запущен нами, т.е. компанией Интеркомп ЦБУ, на базе Восточного административного округа при поддержке Департамента образования города Москвы (ДОгМ). Нам были переданы на обслуживание 20 образовательных учреждений, и там мы столкнулись, естественно, с существенными проблемами. Во-первых, в них требовалось срочное и серьезное восстановление бухгалтерского учета. А во-вторых, руководители ряда учреждений ожидаемо устраивали саботаж, пытаясь сорвать проект.
Тем не менее, благодаря профессиональному подходу сотрудников Интеркомп ЦБУ, мы успешно преодолели все трения, и в 2013 году показали наивысшие результаты по сдаче годовой отчетности, чем заслужила уважение и доверия Департамента образования г. Москвы. В том же году наша компания начала тиражировать этот опыт, а также успешно реализовала проект по переводу учреждений различных учетных систем (Аверс, Эпсилон, МСС, Парус, Галактика и так далее) на автоматизированную систему учета 1С. Позже,
в 2014 году, мы приняли активное участие в реализации городского проекта по переводу бухгалтерии образовательных учреждений в общегородское облачное решение.
В чем состоит специфика аутсорсинга бюджетных учреждений
В силу этой специфики в Интеркомп ЦБУ нет деления на направления бухгалтерского учета (АСС) и расчета зарплаты (Payroll), а также установлен двойной контроль по проверке совершенных операций и обрабатываемых документов, а также введен институт кураторства.
Это значит, что для каждого клиента определен куратор, в обязанности которого входит организация коммуникаций, курирование процессов связанных с выполнением доработок и изменением состава услуг, договорной работой и поддержка клиентов при внешних и внутренних проверках, вплоть до участия в судебных разбирательствах.
Такой подход существенно улучшает коммуникации как с клиентами, так и внутри компании и как следствие повышает качество предоставляемой услуги. За два последних года мы получили уже более 300 благодарственных писем и положительных отзывов со стороны клиентов и Государственного распорядителя бюджетных средств.
Какие виды услуг можно передать на аутсорсинг для оптимизации затрат
На одном из семинаров-совещаний ГКУ Дирекции ДОгМ по вопросам финансово-хозяйственной деятельности образовательных организаций, был озвучен Перечень унифицированных из 58 объектов закупок услуг для образовательных организаций и иных учреждений, подведомственных ДОгМ на 2016 год.
Итак, как выглядит ТОП-10 из этого перечня:
Обратите внимание, что бухгалтерский учет (с которым почти всегда масса сложностей в бюджетных учреждениях) возглавляет этот импровизированный перечень.
К слову сказать, что круг передаваемой на аутсорсинг деятельности постепенно расширяется. Например, Интеркомп ЦБУ изначально предоставляла только два вида услуг, а на сегодняшний наш список услуг представляет собой полный комплекс поддержки финансово–хозяйственной деятельности бюджетного сектора и включает порядка восьми основных позиций, плюс дополнительные. В первую очередь это бухгалтерское обслуживание, кадровое делопроизводство, юридическое сопровождение, консультационные услуги по закупочной деятельности и работе с системами торгов, инвентаризация и так далее.
Если же детально проанализировать тот список, то будет видно, что в перспективе на аутсорсинг будет передаваться все, что не относится напрямую к учебному процессу. Что, кстати, и принято в развитых странах.
Можно выделить три основных блока услуг, которые реально востребованы образовательными учреждениями:
В разрезе данной статьи нас больше всего интересует аутсорсинг учетных процессов и административных функций. Данное направления аутсорсинга охватывает критически важные процессы учреждений:
К слову сказать, мощный толчок развитию аутсорсинга учетных функций в образовательных учреждениях дала как раз успешная реализация упомянутого выше пилотного проекта, итоги которого были признаны успешными на уровне ГКУ Дирекции Департамента Образования.
Благодаря тому, что мы провели проверку состояния бухгалтерского и кадрового учета, восстановили недостающую документацию и успешно отладили все процессы учета и сдачи отчетности, пилотный проект перерос в масштабную компанию по передачи учетных процессов аутсорсинг-провайдерам.
Как оценить эффективность привлечения аутсорсинг-провайдера
Ключевым вопросом, стоящим перед руководителем учреждения, является определение целесообразности использования аутсорсинга и оценка эффективности работы подрядчика.
Целесообразность привлечения аутсорсинг-провайдера можно выяснить, оценив передаваемый процесс по нескольким критериям:
1) Формализуемость процедур передаваемого процесса
Т.е. возможность точной постановки задачи перед подрядчиком и формализованность требований по качеству, срокам исполнения и процедурам передаваемого процесса.
2) Возможность реализации передаваемого процесса аутсорсинг-провайдером
В данном случае необходимо обратить внимание на ресурсную базу потенциального подрядчика: наличие у него необходимых технических средств для выполнения работ, квалификацию и достаточность персонала, который будет задействован на выполнении работ по договору, наличие опыта при обслуживании по передаваемым процессам у схожих учреждений.
3) Экономическая целесообразность
А именно сопоставление стоимости контракта с затратами учреждения при самостоятельной реализации процесса силами собственных сотрудников.
В данном случае необходимо учитывать не только ФОТ сотрудников, но и налоговые отчисления, плюс косвенные затраты которые неизбежно возникнут в процессе выполнения работ. Также необходимо учесть время руководителя, которое тратится на контроль собственных сотрудников.
Отметим, что в случае привлечения провайдера контрольные процедуры отнимают существенно меньше времени руководителя организации, которому нужно будет лишь контролировать результат выполненных работ.
Важно! Политика Департамента образования г. Москвы предусматривает соблюдение правила: затраты на реализацию функции по ведению бухгалтерского учетане должны превышать 1% от общего объема финансирования.
4) Отсутствие юридических ограничений по привлечению подрядчика
Т.е. требований по лицензированию деятельности и наличию соответствующих лицензий у подрядчика, ограничений по доступу к документации или данным, которые могут быть использованы в процессе работы с подрядчиком.
Ключевым моментом в сотрудничестве с провайдером является условия договора обслуживания, в котором обязательно необходимо отразить детальный состав работ и расценки, по которым будут тарифицироваться услуги специалистов компании, а также сроки выполнения работ с момента направления заявки от учреждения. Кроме того, необходимо учесть требования соблюдения прав конечных потребителей и ответственность за несоблюдение условий договора.
А что говорят ведомства про аутсорсинг?
Если рассматривать на примере аутсорсинга учетных функций, то правовые основы привлечения внешней бухгалтерской компании установлены следующими нормативными документами:
Как видим, вывод бухгалтерского учета на аутсорсинг уже давно разрешен законодательством, и надо отметить, что вслед за Департаментом образования пилотные проекты по использованию аутсорсинга учетных функций в 2015 году были запущены уже в Департаменте культуры г. Москвы и Департаменте здравоохранения г. Москвы.
Осталось только оценить их результат, но для этого надо подождать наступления 2016 года.
СРОЧНО!
Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина