Аутсорсинг в школьном питании что это
Аутсорсинг идет в школу (и не только)
Несмотря на то, что аутсорсинг в российском образовании (и вообще в бюджетной сфере) был вещью малознакомой и польза его была не очевидна, в 2009 году федеральные власти решили, что настала пора бюджетным организациям познакомиться с ним вплотную и научиться извлекать из этого пользу. Сначала передача непрофильных функций специализированным организациям была обозначена Посланием Президента Федеральному собранию, а уже летом 2010-го это было отражено в Программе правительства по повышению эффективности бюджетных расходов. Соответственно, тем же школам пришлось привыкать к новой для них реальности.
Очевидно, что переход на новый уклад и реализация правительственной программы встретились с сопротивлением на местах, поскольку руководители изначально восприняли новшество с недоверием и были категорически против внедрения аутсорсинга в бюджетных учреждениях. Тем не менее, после ряда успешно реализованных проектов аутсорсинг в глазах бюджетников стал переходить из категории «нам опять навязали сверху» в категорию «с этим можно иметь дело».
В конце 2011 года первый пилотный проект был запущен нами, т.е. компанией Интеркомп ЦБУ, на базе Восточного административного округа при поддержке Департамента образования города Москвы (ДОгМ). Нам были переданы на обслуживание 20 образовательных учреждений, и там мы столкнулись, естественно, с существенными проблемами. Во-первых, в них требовалось срочное и серьезное восстановление бухгалтерского учета. А во-вторых, руководители ряда учреждений ожидаемо устраивали саботаж, пытаясь сорвать проект.
Тем не менее, благодаря профессиональному подходу сотрудников Интеркомп ЦБУ, мы успешно преодолели все трения, и в 2013 году показали наивысшие результаты по сдаче годовой отчетности, чем заслужила уважение и доверия Департамента образования г. Москвы. В том же году наша компания начала тиражировать этот опыт, а также успешно реализовала проект по переводу учреждений различных учетных систем (Аверс, Эпсилон, МСС, Парус, Галактика и так далее) на автоматизированную систему учета 1С. Позже,
в 2014 году, мы приняли активное участие в реализации городского проекта по переводу бухгалтерии образовательных учреждений в общегородское облачное решение.
В чем состоит специфика аутсорсинга бюджетных учреждений
В силу этой специфики в Интеркомп ЦБУ нет деления на направления бухгалтерского учета (АСС) и расчета зарплаты (Payroll), а также установлен двойной контроль по проверке совершенных операций и обрабатываемых документов, а также введен институт кураторства.
Это значит, что для каждого клиента определен куратор, в обязанности которого входит организация коммуникаций, курирование процессов связанных с выполнением доработок и изменением состава услуг, договорной работой и поддержка клиентов при внешних и внутренних проверках, вплоть до участия в судебных разбирательствах.
Такой подход существенно улучшает коммуникации как с клиентами, так и внутри компании и как следствие повышает качество предоставляемой услуги. За два последних года мы получили уже более 300 благодарственных писем и положительных отзывов со стороны клиентов и Государственного распорядителя бюджетных средств.
Какие виды услуг можно передать на аутсорсинг для оптимизации затрат
На одном из семинаров-совещаний ГКУ Дирекции ДОгМ по вопросам финансово-хозяйственной деятельности образовательных организаций, был озвучен Перечень унифицированных из 58 объектов закупок услуг для образовательных организаций и иных учреждений, подведомственных ДОгМ на 2016 год.
Итак, как выглядит ТОП-10 из этого перечня:
Обратите внимание, что бухгалтерский учет (с которым почти всегда масса сложностей в бюджетных учреждениях) возглавляет этот импровизированный перечень.
К слову сказать, что круг передаваемой на аутсорсинг деятельности постепенно расширяется. Например, Интеркомп ЦБУ изначально предоставляла только два вида услуг, а на сегодняшний наш список услуг представляет собой полный комплекс поддержки финансово–хозяйственной деятельности бюджетного сектора и включает порядка восьми основных позиций, плюс дополнительные. В первую очередь это бухгалтерское обслуживание, кадровое делопроизводство, юридическое сопровождение, консультационные услуги по закупочной деятельности и работе с системами торгов, инвентаризация и так далее.
Если же детально проанализировать тот список, то будет видно, что в перспективе на аутсорсинг будет передаваться все, что не относится напрямую к учебному процессу. Что, кстати, и принято в развитых странах.
Можно выделить три основных блока услуг, которые реально востребованы образовательными учреждениями:
В разрезе данной статьи нас больше всего интересует аутсорсинг учетных процессов и административных функций. Данное направления аутсорсинга охватывает критически важные процессы учреждений:
К слову сказать, мощный толчок развитию аутсорсинга учетных функций в образовательных учреждениях дала как раз успешная реализация упомянутого выше пилотного проекта, итоги которого были признаны успешными на уровне ГКУ Дирекции Департамента Образования.
Благодаря тому, что мы провели проверку состояния бухгалтерского и кадрового учета, восстановили недостающую документацию и успешно отладили все процессы учета и сдачи отчетности, пилотный проект перерос в масштабную компанию по передачи учетных процессов аутсорсинг-провайдерам.
Как оценить эффективность привлечения аутсорсинг-провайдера
Ключевым вопросом, стоящим перед руководителем учреждения, является определение целесообразности использования аутсорсинга и оценка эффективности работы подрядчика.
Целесообразность привлечения аутсорсинг-провайдера можно выяснить, оценив передаваемый процесс по нескольким критериям:
1) Формализуемость процедур передаваемого процесса
Т.е. возможность точной постановки задачи перед подрядчиком и формализованность требований по качеству, срокам исполнения и процедурам передаваемого процесса.
2) Возможность реализации передаваемого процесса аутсорсинг-провайдером
В данном случае необходимо обратить внимание на ресурсную базу потенциального подрядчика: наличие у него необходимых технических средств для выполнения работ, квалификацию и достаточность персонала, который будет задействован на выполнении работ по договору, наличие опыта при обслуживании по передаваемым процессам у схожих учреждений.
3) Экономическая целесообразность
А именно сопоставление стоимости контракта с затратами учреждения при самостоятельной реализации процесса силами собственных сотрудников.
В данном случае необходимо учитывать не только ФОТ сотрудников, но и налоговые отчисления, плюс косвенные затраты которые неизбежно возникнут в процессе выполнения работ. Также необходимо учесть время руководителя, которое тратится на контроль собственных сотрудников.
Отметим, что в случае привлечения провайдера контрольные процедуры отнимают существенно меньше времени руководителя организации, которому нужно будет лишь контролировать результат выполненных работ.
Важно! Политика Департамента образования г. Москвы предусматривает соблюдение правила: затраты на реализацию функции по ведению бухгалтерского учетане должны превышать 1% от общего объема финансирования.
4) Отсутствие юридических ограничений по привлечению подрядчика
Т.е. требований по лицензированию деятельности и наличию соответствующих лицензий у подрядчика, ограничений по доступу к документации или данным, которые могут быть использованы в процессе работы с подрядчиком.
Ключевым моментом в сотрудничестве с провайдером является условия договора обслуживания, в котором обязательно необходимо отразить детальный состав работ и расценки, по которым будут тарифицироваться услуги специалистов компании, а также сроки выполнения работ с момента направления заявки от учреждения. Кроме того, необходимо учесть требования соблюдения прав конечных потребителей и ответственность за несоблюдение условий договора.
А что говорят ведомства про аутсорсинг?
Если рассматривать на примере аутсорсинга учетных функций, то правовые основы привлечения внешней бухгалтерской компании установлены следующими нормативными документами:
Как видим, вывод бухгалтерского учета на аутсорсинг уже давно разрешен законодательством, и надо отметить, что вслед за Департаментом образования пилотные проекты по использованию аутсорсинга учетных функций в 2015 году были запущены уже в Департаменте культуры г. Москвы и Департаменте здравоохранения г. Москвы.
Осталось только оценить их результат, но для этого надо подождать наступления 2016 года.
СРОЧНО!
Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина
Аутсорсинг школьного питания в Башкирии: за и против
Чем кормят наших детей в школах и детских садах? Кто контролирует качество блюд? И почему иногда деньги за питание не могут дойти до получателя в течение нескольких суток?
Обо всех наболевших вопросах на тему школьного питания мы поговорили с нашими экспертами в эфире телепередачи «Вечерний Телецентр» на телеканале БСТ.
Вы в своей рабочей группе, которая недавно создана, плотно занимаетесь этими вопросами и на первом своем заседании уделили внимание вопросам питания. Что можете сказать о ситуации в целом?
Эльвира Аиткулова, заместитель Председателя Госсобрания РБ:
Позитивных оценок я не услышала, но оценки, на самом деле, разные. Самая резонансная история касается питания. На сегодняшний день в каждом районе своя модель, свои взаимоотношения с аутсорсером, свои операторы питания. Где-то это крупные игроки, которые имеют многолетний опыт работы, где-то это вчерашние оптовые продавцы. Разные ситуации, реакция родителей тоже. Есть районы, где сегодня однозначно можно поставить неуд, но есть многие районы, которые сегодня, отладив эту систему, обновляют свои пищеблоки, позволяют директорам разгрузиться от этой работы. Создавая эту рабочую группу, мы в первую очередь шли за запросами избирателей, потому что в каждом округе нам задают вопросы : «А вот у нас изменилась система питания, с чем это связано?». Для нас, для депутатов, нужно понимать четкую картину, почему это происходит, где это методически не доработано, где не сопроводили со стороны органов исполнительной власти, где просто халатность самих аутсорсеров. Сегодня мы начинаем только изучать эту тему, у нее несколько составляющих: температура подачи блюда, качественный состав, исключение из меню сахара. Это многогранная проблема.
Светлана Атангулова, заместитель главы Администрации Миякинского района:
Речь идет о второй средней школе, которая была построена в 1972 году. Там производственных цехов нет.
«Этим детям «не нравятся» супы, каши»
Заманчивый аутсорсинг
Но главная причина едва ли не принуждения администраций школ к заключению договоров с поставщиками питания для школьников, все-таки иная. Аутсорсинг дает возможность сбросить работу и ответственность за питание детей, сохраняя при этом контроль за ситуацией. Возможностей для влияния на заключение контрактов с теми или иными поставщиками у чиновников остается достаточно, как и возможностей списать любой инцидент на недоработку поставщика.
Сколько скандалов и разбирательств случилось в Удмуртии в сфере школьного питания в связи с переходом на аутсорсинг, не сосчитать. Родители учеников выступали против и даже вставали на защиту школьных пищеблоков, но власти настойчиво гнули свою линию. По официальным данным, за десять лет на принципы аутсорсинга удалось перевести питание в 69 из 79 школ столицы республики, объем инвестиций в эту сферу составил 15 млн рублей, то есть каждый год в замену оборудования пищеблоков компаниями-аутсорсерами вкладывалось чуть больше миллиона.
Ничего не поменялось
На условиях анонимности ученик одной из ижевских школ, в прошлом году передавшей столовую компании-поставщику, рассказал корреспонденту Udm-Info об изменениях в школьной столовой.
Под «бесплатниками» он имел в виду детей из многодетных семей, питание которых оплачивает бюджет. Прочим обеды в школьной столовой обходятся в 50 рублей в день.
Пожелали выяснить
С начала эксперимента не прошло и трех недель, как в один из детских садов, №265, нагрянула представительная проверка. Как обстоят дела с питанием малышей, выясняли чиновники горадминистрации, представители «Родительского комитета Удмуртии», «Союза потребителей» и даже партии «Единая Россия».
Заведующая детским садом №265 Наталья Пермикина рассказала им, что аутсорсинг «решает многие проблемы, которые возникают при традиционной системе питания». По ее словам, у сотрудников детского сада теперь «нет необходимости заниматься подготовкой документов на участие в аукционах по определению поставщика продуктов, проходить многочисленные проверки контрольно-надзорных органов».
По словам директора детского сада, жалоб от родителей в связи с переходом на аутсорсинг не поступало. Но есть проблема, которую приходится решать администрации дошкольного учреждения:
«Культура здорового питания не развита в семьях, где зачастую обходятся фастфудом. Этим детям «не нравятся» супы, каши. С такими детьми и их родителями мы работаем, объясняем».
Давно на рынке
Ожидаемо довольны результатами эксперимента и чиновники. Им понравилось, что компания-аутсорсер частично отремонтировала пищеблок детсада и установила новое технологическое оборудование. Этим, собственно, реформы и ограничились, поскольку работники пищеблока остались прежними, их просто перевели из штата детсада в штат аутсорсинговой компании.
Частичное расторжение
Контракт на 2,406 млн рублей, заключенный ООО «Домашняя кухня» с школой №75, вообще стал первым госконтрактом, заключенным в ее достаточно долгой истории. При этом контракт заключался ниже цены заявки исполнителя, а цена контракта повышалась в ходе его выполнения.
А вот второй контракт, со школой №47 на 2,824 млн рублей, исполнен не был, его расторгли по соглашению сторон два месяца спустя, причина расторжения неизвестна. При этом сумма фактических платежей по контракту составила 2,328 млн рублей.
Обращает на себя внимание, что экономия по первому контракту с школой №47 составила более 25%: планировалось выплатить 1,943 млн рублей, а было выплачено 277 тыс. рублей.
Если эксперимент, как официально было заявлено, стартовал с 1 февраля, возникает вопрос: где контракты, в соответствии с которыми компания-аутсорсер кормит детишек в садах? Существуют ли они, или действуют пролонгированные контракты, заключенные в прошлом году? Наконец, так ли надежен, как утверждается официально, поставщик, контракты с которым образовательные учреждения почему-то регулярно расторгают?
Чтобы получить ответы на эти вопросы, ИА Udm-Info направило официальный запрос в администрацию Ижевска. Ответы на вопросы редакции будут опубликованы в ближайшие дни.
Аутсорсинг в школьных столовых России позволил детям питаться вкусно и безопасно
МОСКВА, 18 октября, ФедералПресс. В России все больше городов, которые смогли оценить достоинства аутсорсинга в системе школьного питания.
С началом нового учебного года споры о школьном питании не умолкают, передает «Башинформ.рф».
Все большую популярность сегодня завоевывает аутсорсинг – передача организации школьного питания сторонним предприятиям. Опыт многих городов, которые перешли на эту систему, доказывает его преимущество перед приготовлением пищи в школьных столовых.
В Москве аутсорсинг появился давно и успел себя зарекомендовать лучшим образом: о серьезных нарушениях в столице не слышно уже несколько лет. На комбинатах стоит новейшее оборудование, позволяющее готовить пищу высокотехнологическими способами, соблюдать абсолютную стерильность, проверять сырье в собственных лабораториях и контролировать раздачу питания на местах. На обычных пищеблоках подобное организовать невозможно.
Столичный опыт переняли и во многих регионах. К примеру, в Оренбурге разработали специальное меню для питания школьников. Специалисты изучали и анализировали предпочтения школьников. Если в начальной школе ученики на завтрак предпочитают запеканку, то старшеклассники чаще всего выбирают молочные каши. А рыбу все дети предпочитают в виде супа с рыбными фрикадельками из горбуши.
В Башкортостане отметили, что с переходом на аутсорсинг школьные работники могут заниматься своими прямыми обязанностями: «Это очень удобно: руководству школы представляется возможность заниматься непосредственно учебным процессом», – рассказывает директор одного из учебных заведений Уфы. Кроме того, комбинат укомплектован специалистами (инженеры-технологи, расчетчики, повара, кухонные работники), которых далеко не всегда могут себе позволить школы. Да и централизованно проверить наличие санитарных книжек и прочих необходимых для работы документов куда проще, чем обходить все пищеблоки города.
В Челябинске с приходом аутсорсинга позволить себе горячее питание смогли больше детей из малообеспеченных семей, поскольку цены на еду если не снижаются, то хотя бы не растут бешеными темпами каждые полгода. Все дело в том, что комбинаты проводят оптовые закупки продуктов, поэтому могут реализовывать блюда по сниженным ценам. Да и контролировать качество поставляемых продуктов куда проще, ведь работа с надежным и проверенным поставщиком позволяет существенно снизить риски получения некачественного продукта.
Заместитель руководителя комбината социального питания Челябинска Татьяна Паладий рассказывает, что на комбинат мясо идет напрямую от поставщиков, его проверяют и делают из него три варианта фарша и мелкокусковую говядину, которая идет на плов и гуляш.
Тем не менее, во многих городах существуют примеры коррупции в сфере социального питания. Городские власти нередко привлекают к работе муниципальные предприятия, не оценивая эффективность их деятельности и не проверяя их. Единственные способы избежать этого – разыгрывать тендеры и организовывать прозрачную систему работы комбинатов, проводить постоянный мониторинг качества сырья на предприятии, а в случае обнаружения нарушений расторгать контракты с недобросовестными операторами школьного питания.
Аутсорсинг, или как уничтожается система питания детей в школах
В начале сентября в школьных столовых города произошли перемены, которые большинство родителей повергли в шок. Заезжие люди из фирмы «Гарна страва» при активной поддержке исполкома быстро и напористо стали насаждать кормление школьников «по-новому». Обещали золотые горы, а получились только ухабы. Сразу резко снизилось качество пищи, зато взлетела цена. К удивлению родителей порции для первоклашек и старшеклассников стали одинаковыми. К примеру, гарнир ко второму блюду стал весить всего 100 граммов, в ход пошли запрещенная рыба в кляре, маленькие пиццы вместо ватрушек с творогом. Как вершину кулинарного искусства профаны от торговли стали продавать мясо на шпажках, переняв меню ночных заведений для взрослых. Самое удивительное в том, что контроль за выполнением утвержденного десятидневного меню для школьного питания никем не ведется. О детях, которые нуждаются в диетическом питании по состоянию здоровья в школах больше не вспоминают. «У нас аутсорсинг» — говорят директора школ, а новоиспеченная карьеристка, исполняющая обязанности начальника гороно С.Сучкова, как бы соревнуясь с говорящими попугаями, не устает повторять заученную в исполкоме фразу, что «возврата к старому не будет». Это родителям с каждым днем становится все яснее – чинуши при власти, по нашему мнению, поставили для себя цель полностью уничтожить систему школьного питания.
Умнее поступили в школах города Терновки. Изучив опыт организации питания школьников в Днепропетровской области, они не стали спешить, а остались в прежней системе школьных столовых. Количество детей тоже, но дети, как у нас, не голодают. Цены за питание остаются доступными. Обыкновенная вкусная школьная булочка по-прежнему стоит 2.50 грн., а в столовых, охваченных исполкомовской эпидемией аутсорсинга «по-винницки» такая булочка стоит уже 8.50 грн. Чувствуете разницу? Одна чиновница из Першотравенского гороно, на возмущение родителей о том, что ребята особенно из старших классах не наедаются, посоветовала покупать им вторую порцию. Сумма за такой «двойной» обед может составить 35 — 40 гривен. Это цены хорошего кафе, на него и денег не напасешься. Не понятно упрямство работников отдела образования, хотя может в этом и есть счастье случайной, явно попавшей не на свою должность С.Сучковой. Наверное, ее не сможет остановить и то, что еще большее количество детей, возможно, перестанут посещать школьные столовые и перейдут, как их отцы-шахтеры, на тормозки? «Успехи» у С.Сучковой уже есть. На сегодняшний день в школьных столовых более 900 детей перестали питаться совсем, существенно уменьшилось количество учеников, которые покупают буфетную продукцию. Это и есть результат безразличного отношения к здоровью детей. Может этого и добивалась С.Сучкова с исполкомовскими головотяпами?
Органам местной прокуратуры пора обратить внимание на соответствие обедов школьников нормам калорийности и порционности блюд, о чем говорится в Постановлении Кабинета Министров Украины от 22 ноября 2004 года № 1591, а также в письме Министерства здравоохранения Украины от 29 августа 2018 года № 2760.