Аят и сура в чем разница

Хадисы из Корана

Аят и сура в чем разница. Смотреть фото Аят и сура в чем разница. Смотреть картинку Аят и сура в чем разница. Картинка про Аят и сура в чем разница. Фото Аят и сура в чем разница

Для человека, приступающего к постижению Ислама, на первом этапе не все становится понятно. У новых мусульман также возникает ряд вопросов, среди которых и попытки разобраться в том, что такое аяты и что такое хадисы, в чем разница между ними. Все самые важные знания об Исламе мусульманин постигает в священной Книге Аллаха, поскольку Коран является Откровением Бога о смысле жизни человека и разных аспектов его деятельности, переданных в виде аятов Пророку Мухаммаду ﷺ.

Аят – самая мелкая структурная единица, из которой состоит текст Корана. Часто аят называют «стихом» из Корана или «кораническим стихом». В переводе слово «аят» означает «чудо», «знамение» или «знак», но чаще слово «аят» понимают в значении «откровение». Священный аят из Писания – это прямая речь самого Бога. Аяты в Коране излагаются в определенной последовательности, у них очень глубокая смысловая нагрузка, и при правильном толковании можно дать объяснение всем явлениям мира и Вселенной.

Если человек, являющийся новичком в Исламе, говорит «хадисы из Корана», то он имеет в виду «аяты из Корана», поскольку в Священной Книге мусульман содержатся аяты, объединенные в суры, но не хадисы. Суры – это главы Корана, которых всего в Священной Книге Бога сто четырнадцать, и в каждой из них содержится разное количество аятов.

Хадисы же – это термин, которым называются предания или рассказы о жизни Пророка Мухаммада ﷺ, о его словах и изречениях, о его наставлениях своим сподвижникам и мусульманской умме, о том, как он пояснял содержание Корана и те предписания, которые в нем содержатся. Хадисы, повествующие о жизни Пророка Мухаммада ﷺ, открывают для мусульман его образ жизни и деяния, его глубокомысленные изречения, на основе которых рассматриваются религиозным законом многие проблемы и вопросы, касающиеся жизни мусульманской уммы. Но важно знать, хадисы подразделяются на достоверные или подлинные и недостоверные, которые имеют слабую цепочку передатчиков или иснад.

Первым неоспоримым и подлинным источником вероучения Ислама является Коран, а хадисы Пророка ﷺ являются вторым подлинным и неоспоримым источником исламского вероучения. Коран является Вечным Словом Аллаха, а хадисы Посланника Аллаха ﷺ – это только элемент откровения Господа. Хадисы Пророка ﷺ содержат великие знания, которые наставляют мусульман на истинный путь, с их помощью мусульмане могут разобраться во многих сложных жизненных ситуациях. Коран и хадисы неразрывно связаны друг с другом, многие коранические откровения повествуют о событиях которые случились с Посланником Аллаха ﷺ и его сподвижниками, благодаря чему можно понять смысл этих аятов, также есть много изречений (хадисов) Пророка Мухаммада ﷺ о Коране и историях описываемых в нем.

Про Коран

В хадисах о Коране сказано очень много. Посланник Аллаха ﷺ уделял большое внимание рассуждениям о Коране, его аятах и сурах, он ﷺ говорил, что тот человек, кто умеет искусно читать Коран, находится на уровне ангелов. Если же человек не научился читать аяты и суры хорошо и при чтении запинается, но стремится прочитать хорошо и прилагает к этому массу усилий, того ожидает вознаграждение от Всевышнего в двойном размере.

Приводятся такие слова посланника Аллаха ﷺ о Коране, где он ﷺ сказал о том действии, которое оказывают коранические тексты на людей: смыслы, которые содержат коранические аяты и суры, одних людей способны мотивировать настолько, что они начинают самосовершенствоваться, расти над собой, становиться щедрее и набожнее, умнее и сильнее, но других людей они делают хуже, опускают их ниже, потому что люди не понимая божественных аятов и тех смыслов, которые они содержат, пытаются оправдать свою лень и бессилие или порочные поступки, думая: «моя жестокость и моя нищета, в которой я живу, может быть оправдана с помощью Корана, и я не буду прилагать усилий, чтобы выправить мое бедственное положение».

Пророческие хадисы из Корана извлекают его важные и глубокие смыслы, преподносят их человеку, демонстрируя, какое действие они могут оказывать на людей и их жизнь, но человек решает сам, подняться с помощью смыслов Корана или опуститься еще ниже, найдя в них оправдание. И только Судный день покажет, кто из людей в мире сделал правильный выбор, а кто совершал ошибку за ошибкой, находя себе оправдания.

В хадисах о Коране Посланник Аллаха ﷺ неоднократно говорил своим сподвижникам и другим мусульманам, что чтение и понимание Корана – это самый лучший в мире путь для получения вознаграждения и довольства Аллаха.

О сурах и аятах упоминаемых в хадисах

Аят и сура в чем разница. Смотреть фото Аят и сура в чем разница. Смотреть картинку Аят и сура в чем разница. Картинка про Аят и сура в чем разница. Фото Аят и сура в чем разница

В хадисе Посланник Аллаха ﷺ сказал, какие аяты из Корана являются необычными, обладают особым статусом последние два аята из суры «аль Бакара» по словам самого Пророка Мухаммада ﷺ «низведены из сокровищницы под Троном (Аллаха)». Говоря о суре «аль-Фатиха», Пророк Мухаммад ﷺ указывал, что нет ничего подобного по значимости содержания этой суры в других Писаниях – Евангелии или Торе, и сура «аль-Фатиха» очень короткая, состоит всего лишь из семи предложений.

Относительно суры «аль-Бакара» Пророк Мухаммад ﷺ сказал, что следует читать суру «аль-Бакара», чтобы дом мусульманина покинул Дьявол, чтобы не превращать свой дом в могилу. Пророк Мухаммад ﷺ говорил также, достаточно прочитать на ночь последние два аята из этой суры, чтобы мусульманин обрел мир и душевное спокойствие и защитил самого себя от зла любой формы. Об аяте «аль-Курси» Посланник Аллаха ﷺ говорил, что мусульманину следует читать его после намаза, и тогда он будет находиться под защитой Бога на все время, которое пройдет до следующего намаза, и такому человеку попасть в Рай ничего не помешает.

В одном из хадисов рассказывается, как Пророк Мухаммад ﷺ цитировал слова из Корана, где сказано, что «Поистине, в творении небес и земли, в том, что ночь сменяется днем, несомненно есть знамения для обладающих разумом» (сура Алю Имран (Семейство Имрана), 190-й аят) и указал на то, что при чтении этого аята следует задуматься над ним и уразуметь неописуемое Совершенство Бога, который создал этот мир.

Посланник Аллаха ﷺ сказал также о суре «Пещера», что мусульманин, которые прочитает эту суру, заслужит то, чтобы последующие семь дней осветились для него светом небесным.

Совершая намазы, Посланник Всевышнего ﷺ просил Аллаха помочь ему из всего, чему он научился благодаря Его милости и мудрости, извлечь максимум пользы, просил Бога помочь эти полученные знания приумножить, а также предохранить от всего того, что приближает Пророка ﷺ к состоянию, подобному состоянию обитателей Ада.

Много рассказывается о том, что Посланник Всевышнего ﷺ обязательно перед сном читал суру «ас-Саджда», а также суру «аль-Мульк». О суре «аль-Мульк» сказано, что есть в Коране сура, которая состоит из тридцати аятов, и она способна ходатайствовать (заступаться) за человека в загробном мире в Судный день перед Богом, пока не будут прощены ему все его грехи. Также приводится высказывание Пророка Мухаммада ﷺ о суре «аль-Мульк», когда он сказал, что чтение этой суры защитит впоследствии от мучений в загробном мире.

Но среди хадисов о достоинстве определенных сур Корана немало слабых хадисов, как например, сообщается о том, что сура «Ясин» является сердцем Священной Книги, Пророк Аллаха ﷺ выражал желание, чтобы эта сура оказалась у каждого из его сподвижников и последователей в сердце. Однако немало ученых высказывало мнение о желательности чтения суры «Ясин» умирающему человеку.

В хадисе, переданном от ибн Асакира, рассказано об Абдулле ибн Мас ‘ уде, сподвижнике Пророка Мухаммада ﷺ, который заболел смертельно опасной болезнью. Однажды Мас‘уда навестил Усман ибн Аффан, который спросил, на что жалуется заболевший. И тогда Мас‘уд сказал, что жалуется на свои прегрешения. Усман спросил у него, чего страстно желает Мас‘уд, и тот ответил, что он страстно желает Милости Бога. Усман предложил пригласить больному врача, но тот сказал, что врач и стал причиной его болезни. И тогда Усман ибн Аффан предложил оказать помощь дочерям ибн Мас‘уда, на что ибн Мас‘уд сказал, что приказал своим детям читать на ночь пятьдесят шестую суру «аль Вакы‘а» постоянно, поэтому бедность и нужда никогда их не постигнет. Данный хадис не считают достоверным, но в пользе постоянного чтения на ночь Корана никто не сомневается.

Пророк Мухаммад ﷺ много говорил о пользе и достоинствах сур и аятов Корана. Он сказал о суре «аль-Ихляс», что она является третью Корана, и даже однажды спросил у своих сподвижников, смогли ли бы они читать каждый вечер перед сном треть Священной Книги, но те ответили, что это было бы для них очень сложно. Тогда Пророк Мухаммад ﷺ сообщил им, что сура «аль-Ихляс» равна трети Корана как по тому воздаянию, которое получит мусульманин от Бога, читая ее, так и по значимости ее смысла.

Темы Корана в хадисах

В хадисах Пророка Мухаммада ﷺ приводится много отсылок к тем темам, которые поднимает Коран. Приводится сорок достоверных хадисов, в которых Пророк Мухаммад ﷺ поднимает тему семьи и мира в семейных отношениях.

Приводится хадис в аль-Бухари, в котором Пророк Мухаммад ﷺ сказал о том, что все дети в мире рождаются в состоянии врожденной веры в Единого Господа или в фитре, и уже после рождения становятся под влиянием родителей либо христианами, либо иудеями, либо многобожниками.

Посланник Аллаха ﷺ указывал, что есть три человека, чьи мольбы примет Аллах – это угнетенный человек, это путник, обращающийся в Господу с мольбами, и это родитель, который молится Богу за своего ребенка. Эти слова приведены в хадисе, переданном от Тирмизи, от ибн Мааджа и Ахмада бин Ханбаля.

Родители

Приводятся хадисы, в которых Пророк Мухаммад говорит о родителях. В предании, переданном от Байхаки, Мухаммад ﷺ сказал, что в довольстве родителей заключается довольство Аллаха, также как и в гневе родителей заключается гнев Аллаха.

На вопрос одного человека о том, к кому следует проявлять наибольшее почтение, Посланник Всевышнего ﷺ ответил трижды, что к его матери. После матери следует проявлять почтение к отцу и родственникам по мере их близости.

В сборниках хадисов Тирмизи передается, что Посланник Аллаха ﷺ назвал родителей «срединными вратами Рая: «если ты захочешь, то (можешь) лишиться этих врат или сохранить их».

Когда Асма бинт Абу Бакр ас-Сиддик спросила у Пророка Мухаммада ﷺ, следует ли ей поддерживать отношения со своей матерью, которая была при жизни Посланника ﷺ многобожницей, и Посланник ﷺ ответил, что ей следует это делать (передал Муслим и аль-Бухари).

Посланник Аллаха ﷺ говорил о том, что Всевышний запрещал черствость, непочтение и непослушание к своим матерям. Он говорил о том, что проклят тот человек, которые своих родителей ругает, и позор тем людям, которые оставляют в старости своих родителей, и такие люди в Рай не войдут.

Когда Муавия ибн Джахима ас-Сулями пришел посоветоваться с Посланником Аллаха ﷺ перед военным походом, Посланник сказал ему заботиться о своей матери, поскольку «поистине Рай под ее ногами!».

Родственники

Приводятся хадисы, в которых Посланник Аллаха ﷺ говорит о семье и родственных связях. В одном из них повествуется со слов Абу Аюба аль-Ансари, что однажды человек обратился к Посланнику Аллаха ﷺ с просьбой рассказать, какие деяния способны привести его в Рай, и Пророк Аллаха ﷺ ответил: «Поклоняйся Аллаху, не приобщай Ему сотоварища, совершай намаз, выплачивай закят и укрепляй родственные связи». Он называл лучшими среди мусульман тех, кто лучше всех к своей семье относится. Он призывал всех, кто верит в Аллаха и Судный день, поддерживать родственные отношения. Он говорил, что тому человеку будет продлен Богом срок его жизни в этом мире, кто со своими родственниками поддерживает связи.

В хадисе, переданном со слов Аиши Муслимом и Бухари, Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кровное родство прикреплено на Арше. Тот, кто соединит его, того соединит Всевышний, а того, кто отрежет, того Всевышний Аллах отрежет».

Семья

Говоря об отношениях мужа и жены, Пророк Мухаммад ﷺ указывал мужьям относительно их жен: «Если ешь сам, то накорми и её, если покупаешь себе одежду, то купи и ей! Не бей её по лицу, не обзывай и после ссоры не оставляй её одну в доме». В другом хадисе Посланник Всевышнего призывал мужей с терпением относится к своим женам: «Пусть не презирает верующий мужчина верующую женщину, если ему один нрав не нравится – понравится другой»

Большое внимание уделял он благочестию и праведности женщин, говоря, что если женщина будет совершать пять предписанных молитв, соблюдать пост в месяце Рамадан, оберегать свое целомудрие и будет повиноваться своему мужу, то ей скажут, чтобы она вошла в Рай через те врата, которые пожелает!

Пророк Аллаха ﷺ говорил: «Тот, кому Всевышний дал благочестивую спутницу жизни, тому Он помог обрести половину веры. И пусть такой человек проявит богобоязненность во второй половине веры».

Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)

Источник

Коран – главный источник Ислама (ВИДЕО)

Аят и сура в чем разница. Смотреть фото Аят и сура в чем разница. Смотреть картинку Аят и сура в чем разница. Картинка про Аят и сура в чем разница. Фото Аят и сура в чем разница

Коран – откровение Аллаха

Коран – Священное Писание, которое на протяжении двадцати трёх лет ниспосылалось Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) через ангела Джибриля (мир ему). Коран – это вечное свидетельство пророчества и последнее небесное Откровение, которое подтвердило истинность предыдущих Священных Писаний и утвердило последний Закон Божий. Коран развил и довёл до совершенства монотеистическую религию.

Священный Коран – главный источник мусульманского вероучения, нравственно-этических норм и права. Текст этого Писания является несотворённым Словом Бога по форме и содержанию. Каждое его слово по смыслу соответствует записи в Хранимой Скрижали – небесном архетипе Священных Писаний, хранящем сведения обо всём происходящем во всей Вселенной. Аллах вкладывал Коран в сердце Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) через ангела Джибриля (мир ему), а он запоминал их звучание и усваивал их глубокий смысл. Джибриль (мир ему) являлся Пророку (мир ему и благословение) иногда в образе человека. Свидетелями такой формы ниспослания откровений иногда становились сподвижники Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). А иногда ангел являлся в бестелесном виде, сопровождавшемся звуком. Это было самой тяжёлой формой ниспослания, и в эти минуты лицо Пророка (мир ему и благословение) покрывалось потом. Есть и другие виды ниспослания откровений Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение).

Любые заявления о том, что откровение (вахью) есть результат умственной и психической активности Мухаммада (мир ему и благословение), обусловленной социальными и культурными особенностями аравийского общества, не имеют в свою пользу никаких аргументов.

Большинство учёных считают, что название «Коран» образовано от глагола караа – «читать». В нём собраны суры, состоящие из аятов, их правдивое содержание и мудрые предписания, а его чтение – удивительное духовное успокоение и очищение.

В Священном Коране упоминаются и другие его названия, подчёркивающие его суть и отражающие его особенности. Самое распространённое среди них – Китаб (Писание).

Также встречаются названия Зикр (Напоминание); Фуркан (Различение). Такое название связано с тем, что Писание различает добро и зло, истину и ложь, дозволенное и запретное.

Среди прочих названий Корана, нередко используемых в арабском языке, можно выделить Танзил (Ниспослание), Бурхан (Доказательство), Хакк (Истина), Нур (Свет) и другие. Все перечисленные эпитеты относятся к тексту Корана на арабском языке. Что касается книги, где записан текст Корана, то его принято называть мусхаф (мн. масахиф).

Место Корана в жизни мусульман

Главная цель ниспослания Корана состояла в том, чтобы наставить людей на путь нравственного очищения и духовного совершенствования, к которому люди испытывают естественное тяготение.

Коран учит отличать добро от зла. Его истины подтверждаются убедительными доводами и неопровержимыми доказательствами. Они опровергают правило «не испытывай, но веруй», провозглашая новое жизненное кредо – «испытай и уверуй». В Коране сказано (смысл): «Мы ниспослали тебе Писание, дабы ты разъяснил им то, в чём они разошлись во мнениях в предписаниях религии, а также как руководство к прямому пути и милость для верующих людей» (сура «Ан-Нахль», аят 64).

Коран ниспослан на ясном арабском языке и характеризуется удивительным благозвучием, чистотой слога, композиционной стройностью и правильностью грамматических конструкций.

В Коране нет ничего лишнего и случайного, и размышление над его смыслом считается одним из самых достойных занятий. Размышления над кораническими истинами раскрывают душу, изумляют верующего своим глубоким смыслом. Коран учит задумываться над знамениями, окружающими нас в этом удивительном мире, и ценить его красоту. В Писании говорится (смысл): «Мы ниспослали тебе Писание, чтобы ты вывел людей с дозволения их Господа из неверия к вере – на путь Могущественного, Достохвального» (сура «Ибрахим», аят 1).

Поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение) разъяснял, что лучшим из его последователей является тот, кто изучает Коран и обучает ему других.

Особенности Корана

Священный Коран – уникальное Писание, обращённое ко всему человечеству. Намеченный в нём путь духовного освобождения и нравственного очищения настолько совершенен, что Коран не утратил своей актуальности по сей день и не утратит до Конца света. Вот почему Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) было велено сказать (смысл): «Этот Коран дан мне как Откровение, чтобы я предостерёг посредством него вас и тех, до кого он дойдёт» (ура «Аль-Ан‘ам», аят 19). Мусульманские учёные указывают на некоторые особенности этого Писания, позволяющие судить о его уникальности.

Коран никогда не будет искажён и сохранится в том виде, в котором был ниспослан, ибо Всевышний Аллах говорит (смысл): «Воистину, Мы (Аллах) ниспослали Коран, и Мы обязательно его сохраним» (сура «Аль-Хиджр», аят 9).

Завершая славную череду небесных откровений, Коран свидетельствует о предыдущих Писаниях и подтверждает то, что все они были ниспосланы Аллахом. В нём говорится (смысл): «Это Писание, которое Мы ниспослали, является благословенным и подтверждающим истинность того, что было ниспослано до него» (сура «Аль-Ан‘ам», аят 92).

Коран неподражаем, и никому до сих пор не удавалось и не удастся сочинить нечто подобное – ни по форме, ни по содержанию – даже самой короткой суре. Его истины подтверждены современными научными открытиями.

Коранические суры легко запомнить даже тем, кто не владеет арабским языком. Коран передаёт суть предыдущих Священных Писаний.

Ещё одной важной особенностью Корана является ниспослание сур и аятов – частями – по поводу определённых событий в жизни Пророка (мир ему и благословение) и его сподвижников. Они приносили им покой и придавали уверенность.

Ниспослание, собирание и структура Корана

Письменная фиксация Корана

Священный Коран ниспосылался Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) частями. Получив очередное откровение, он распоряжался сразу же записать его. Даже в самые трудные минуты, во время переселения (хиджры) из Мекки в Медину и во время военных походов, при нём всегда находился кто-либо из писарей, готовых зафиксировать текст ниспосланных аятов.

Первым, кто записал Коран в Мекке, был Абдуллах бин Саад. В Медине этой чести был удостоен Убайй бин Кааб. В числе тех, кто записывал откровения, были Абу Бакр, Умар бин аль-Хаттаб, Усман бин Аффан, Али бин Абу Талиб, Зубайр бин аль-Аввам, Ханзаля бин ар-Раби, Шурахбил бин Хасана, Абдаллах бин Раваха и другие (да будет доволен ими всеми Аллах). Всего же Коран записывали со слов Пророка (мир ему и благословение) около сорока сподвижников.

Во времена Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) аяты Корана записывались на листьях финиковых пальм, плоских камнях, кусках кожи, верблюжьих лопатках и т. д. Чернила изготавливались из сажи и копоти. Пророк (мир ему и благословение) разъяснял, в какую суру и куда именно следовало вписать ниспосланные аяты. Записав Откровение, писарь читал его Пророку (мир ему и благословение) и под его руководством исправлял ошибки, если таковые были.

Для обеспечения сохранности Корана Пророк (мир ему и благословение) побуждал сподвижников заучивать его наизусть. Многие мусульмане знали наизусть весь Коран.

Коран был записан полностью ещё при жизни Пророка (мир ему и благословение). Об этом свидетельствует множество хадисов. Например, хадис, переданный Муслимом, гласит: «Не совершайте поездку с Кораном в руках, ибо я опасаюсь, что враги завладеют им». В известном послании Пророка (мир ему и благословение) к Амру ибн Хамзу (да будет доволен им Аллах) говорится: «Чтобы к Корану не прикасался никто, кроме совершившего религиозное очищение» (Малик, Насаи). Эти и подобные им рассказы подтверждают наличие у сподвижников во времена Пророка (мир ему и благословение) письменно зафиксированного Корана во многих экземплярах. Благодаря этому в эпоху Пророка (мир ему и благословение) Коран удостоился полной сохранности в обоих смыслах: сохранения в сердцах и сохранения в письменном виде.

Однако он ещё не был собран в единую книгу. Это не было сделано в силу многих обстоятельств.

Во-первых, в эпоху Пророка (мир ему и благословение) в записывании Корана на листы или же собрании его в один свод не было той необходимости, которая возникла в эпоху правления Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) и заставила записать его на свитки. А также не было и той необходимости, которая возникла в эпоху правления Усмана (да будет доволен им Аллах), и он собрал Коран в единую книгу и составил его копии. Помимо того, мусульманская община в это время переживала лучшие времена. Чтецов Корана тогда было предостаточно, и среди арабов опора на заучивание превосходила опору на письмо.

Во-вторых, Коран не был ниспослан всецело одним разом, напротив, ниспослание откровений продолжалось в течение 23 лет.

В-третьих, Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) стоял перед возможностью ниспослания нового Откровения, отменяющего то, что Аллах пожелает, из аята или аятов, ниспосланных прежде, поскольку между последним ниспосланием аятов из Корана и кончиной Пророка (мир ему и благословение) было всего лишь девять дней и т. д.

Собирание Корана в единый свод

После ухода Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) в мир иной стало ясно, что со временем количество знатоков Корана уменьшится и возникнет опасность частичной утраты его текста. Умар бин аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) убедил халифа Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) в необходимости составления единого списка, одобренного всеми знатоками Корана. Поддержав инициативу Умара, халиф поручил Зайду бин Сабиту (да будет доволен им Аллах) собрать записи Корана у всех сподвижников, живших в Медине, расположить аяты и суры в той последовательности, в которой их читал Пророк (мир ему и благословение), и согласовать список с остальными учёными. На это ушло около года, после чего согласованный текст был представлен Абу Бакру (да будет доволен им Аллах). Остальные рукописи было решено уничтожить, чтобы впоследствии никто не мог сказать, что у него есть отрывок Корана, не вошедший в список Абу Бакра (да будет доволен им Аллах). После смерти халифа текст Корана перешёл к халифу Умару (да будет доволен им Аллах), а затем, согласно его завещанию, – к его дочери, жене Пророка (мир ему и благословение), матери правоверных Хафсе бинт Умар (да будет доволен ею Аллах).

По мнению историков, при халифе Усмане (да будет доволен им Аллах) было составлено четыре экземпляра одного и того же уточнённого списка Корана. Первый из списков, получивший название мусхаф-имам, был оставлен в Медине, а остальные разосланы в Куфу, Басру и Шам.

По мнению ряда исследователей, экземпляр Корана, оставленный в Медине, был вывезен оттуда в Андалусию. Впоследствии его перевезли в Марокко, а в 1485 г. он попал в Самарканд. В 1869 г. российские исследователи увезли его в Санкт-Петербург, где он оставался до 1917 г. При советской власти манускрипт был возвращён обратно и в 1924 г. оказался в Ташкенте.

Первые списки Корана были записаны со всей тщательностью, но не имели диакритических точек и огласовок (знаков, обозначающих гласные звуки).

На первом этапе в тексте Корана были расставлены огласовки. По приказу губернатора Басры Зияда бин Сумейи (ум. в 672 г.) эту работу выполнила группа из тридцати писцов под руководством известного знатока арабского языка Абу аль-Асвада ад-Дуали (ум. в 688 г.). Современный вид огласовки приобрели во времена аль-Халила бин Ахмада (ум. в 791 г.), разработавшего также ряд дополнительных знаков (хамза, ташдид и другие).

На втором этапе в тексте Корана были расставлены диакритические точки и разработаны обозначения для долгих и кратких гласных. По приказу губернатора Ирака аль-Хаджжаджа бин Юсуфа (ум. в 714 г.) с этой задачей справились Наср бин Асым (ум. в 707 г.) и Яхья бин Яамур (ум. в 746 г.). Тогда же ввели знаки, разделяющие текст Корана на 30 частей (джузов). Такое деление диктовалось практической целесообразностью и облегчало чтение Корана во время ночных молитв в Рамадане. В современных изданиях каждый джуз Корана принято делить на две части (на два хизба), а каждый хизб – на четыре четверти (руб).

Структура Корана. Текст Корана делится на суры и аяты.

Аятфрагмент (стих) Корана, состоящий из одной или нескольких фраз. Самый длинный стих Корана – 282-й аят суры 2 «Аль-Бакара». Самым ценным стихом считается 255-й аят той же суры, который получил название «Аль-Курсий». В нём разъяснены основы традиции монотеизма, а также величие и безграничность Божественных качеств.

В первых списках Корана аяты не отделялись друг от друга значками, как это делается в настоящее время, и поэтому между учёными возникли некоторые разногласия по поводу количества аятов в Писании. Все они сошлись на том, что в нём свыше 6200 аятов. В более точных подсчётах между ними не было единства, но эти цифры не имеют принципиального значения, потому что они касаются не текста откровений, а лишь того, как его следует разделять на аяты. В современных изданиях Корана (Саудовская Аравия, Египет, Иран) выделяют 6236 аятов, что соответствует куфийской традиции, восходящей к Али бин Абу Талибу. Между богословами нет разногласий по поводу того, что аяты располагаются в сурах в той последовательности, которая была продиктована Пророком (мир ему и благословение).

Сураглава Корана, объединяющая группу аятов. Это арабское слово означает «высокое место» (от араб. сур – стена, забор). Такое название объясняется тем, что слова в коранических главах, подобно кирпичам, ложатся друг на друга, пока не достигают того количества, которое угодно Аллаху. Согласно другому толкованию, это название подчёркивает величие и стройность смысла, вложенного в коранические откровения.

Текст Корана состоит из 114 сур, которые условно делятся на мекканские и мединские. По мнению большинства учёных, к мекканским откровениям относится всё, что было ниспослано до хиджры, а к мединским – всё, что было ниспослано после хиджры, даже если это произошло в самой Мекке, например, во время прощального паломничества. Аяты, ниспосланные во время переселения в Медину, считаются мекканскими.

Порядок расположения сур в Коране был определён Пророком (мир ему и благословение). Со слов Ибн Аббаса рассказывают, что каждый раз, когда к Пророку (мир ему и благословение) ниспосылалась какая-нибудь сура, он звал к себе кого-нибудь из писцов и говорил им: «Поместите эту суру там, где упоминается то-то и то-то». Также передают, что Зайд бин Сабит сказал: «Мы были рядом с Посланником Аллаха (мир ему и благословение) и составляли Коран на кусках кожи». Под этим составлением имеется в виду упорядочивание аятов в соответствии со словами Пророка (мир ему и благословение). Пророк (мир ему и благословение) этот порядок перенял от ангела Джибриля (мир ему), ибо в хадисе говорится, что Джибриль (мир ему) говорил: «Поместите такой-то аят в таком-то месте». И нет сомнения в том, что Джибриль (мир ему) говорил это по велению Всевышнего Аллаха.

Суры в Коране расположены не в порядке ниспослания. Первой помещена сура «Аль-Фатиха», ниспосланная в Мекке. Семь аятов этой суры объемлют основные принципы исламского вероучения, за что она получила название «Матерь Писания». За ней следуют длинные суры, ниспосланные в Медине и разъясняющие законы Шариата. Короткие суры, ниспосланные в Мекке и Медине, находятся в конце Корана. Они состоят из коротких аятов и обычно читаются при отправлении религиозных обрядов.

Что касается названий сур, то они были даны позднее, однако мусульманские учёные, ссылаясь на те или иные места в Коране, используют именно названия сур (а не номера). Большинство сур названы по уникальным словам: например, единственное место в Коране, где речь идёт о пчёлах, – аяты 68-69 суры 16 «Ан-Нахль», единственное упоминание о поэтах аяты 224-227 суры 26 «Аш-Шу‘араъ» и т. д.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *