Айлунг фейлунг что за имя
Отец 9-летней Алисы Тепляковой промедлил с платным поступлением в МГУ
Евгений заявил, что «с психфаком все хорошо» и раскрыл секреты воспитания детей
Дети Тепляковых. Фото: Из личного архива
В пресс-службе факультета психологии МГУ «МК» сообщили: «Мы зачислили абитуриентов, которые по баллам прошли на бюджет. Алисы Тепляковой среди них нет.
Говорить о том, что Алиса прошла, можно будет после того, как родители придут заключать договор об оказании платных образовательных услуг».
Сам же Евгений нам ответил так: «С психфаком все хорошо, договоры еще неделю точно можно подписывать. Алиса в любом случае поступила». Ранее в интервью «МК» Евгений говорил: «Учеба для нее – по возрасту. Она играет со сверстниками, и, естественно, с 20-летними дядями и тетями в университете ей говорить не о чем. Она там будет учиться, а не контакты налаживать».
Младшим братьям Фейлунгу и Айлунгу – соответственно, годик и два. Айлунг и Фейлунг – китайские имена, «дракон любви» и «летящий дракон». Далее следуют девочки: Терре – четыре, а Лейе – пять. Терра означает Земля. Лейя – цветок. Хеймдаллем звали скандинавского бога, сына Одина. Хеймдаллю Теплякову семь лет.
У Евгения Теплякова несколько высших образований, он психолог, преподаватель психологии, математик, программист. Окончил на «отлично» психфак МГУ. Позже получил еще один красный диплом МГУ по специальностям математика и кибернетика.
Папа Евгений Тепляков с детьми. Фото: Из личного архива
Сейчас, по словам Евгения, он работает как раз по специальности (имеется в виду «психолог-преподаватель») – воспитателем семейного детского сада, состоящего из собственных детей, и получает за это зарплату от государства.
Его жена Наталья тоже имеет два высших образования – математическое и финансовое. Несколько лет супруги жили в Китае, Евгений учился там в докторантуре, тогда у них было еще только двое детей, Алиса и Хеймдалль. Видимо, два китайских имени у детей – дань тем годам и этой стране. На своей странице в ЖЖ родители описывают себя так: «Математики, биологи, психологи, философы, экономисты, программисты. Порой социологи, если сильно захотеть – то и политологи. Немного автомеханики, чуть-чуть филологи. Местами спортсмены. Педагоги еще».
Самое удивительное, что не только Алиса, но и вообще все дети Тепляковых в своем развитии намного опережают сверстников. Поэтому отец категорически возражает, когда Алису называют вундеркиндом. Все дети в одной семье вундеркинды? Так не бывает. Семья Тепляковых на своем примере доказывает, что любой ребенок, если только с ним правильно заниматься с самого детства, может добиться таких же успехов и освоить школьную программу гораздо раньше, чем это запрограммировано нашей системой образования.
При этом отец уверяет, что его дети вовсе не лишены детства и учеба их не напрягает.
«Садиков и школ у нас нет, поэтому очень тяжело»
– Вы с Натальей всегда хотели большую семью? – спрашиваю Евгения.
– Нет, мы никогда этого не хотели, я вообще единственный ребенок в семье. Но потом оказалось, что большая семья – это здорово, – отвечает глава семейства.
Все дети на домашнем обучении, учат их сами родители.
Четырехлетняя Терра в этом году идет в первый класс. Лейя в пять лет заканчивает программу четвертого класса.
Пока что больше других детей прославилась Алиса, хотя ее семилетний брат Хеймдалль (по-домашнему «Хемик») от нее ничуть не отстает. В пять лет он уже был призером по множеству предметов школьного этапа олимпиад – по биологии 6-го класса, биологии 7-го класса, математики 5-го и 6-го класса, обществознание 6-го класса и экологии 6-го класса. По словам отца, Хемику чуть-чуть не хватило баллов, чтобы попасть в число призеров муниципального этапа по биологии 7-го класса.
Его сестра Алиса в 7 лет была в призерах олимпиад по математике 8-го класса, математике 9-го класса, экономике 8-9-х классов, экологии и обществознанию.
В этом году семилетний Хемик сдал ОГЭ и получил аттестат за 9-й класс. Так же, как и Алиса в прошлом году. Напомним, что в этом году, в свои восемь, девочка сдала ЕГЭ, получила аттестат за полную одиннадцатилетку и сдала дополнительные вступительные испытания на факультет психологии МГУ.
– У них объективно высокий интеллект, очень высокие результаты для их возраста, – говорит о детях Евгений. – Мы, кстати, уже устали бороться, опровергать миф о «феноменальной памяти» Алисы, который запустили некоторые эксперты по психологии, при том что они ее даже не видели, не общались с ней.
Ректор МГУ Виктор Садовничий и сотрудники психфака сразу же, как только Алиса подала документы, подтвердили, что готовы оказать ей любую поддержку в случае зачисления.
Алиса Теплякова. Фото: Из личного архива
На вопросы, как Тепляковым удается организовать обучение детей на дому при таком количестве братьев и сестер, среди которых есть и совсем малыши, как они организуют домашнее хозяйство в таких стесненных условиях (Тепляковы вдевятером живут в однокомнатной квартире 30 кв. м в столице) и кто им помогает, Евгений отвечает: «Да никак у нас ничего не организовано. Бабушки и дедушки не помогают, сказали, что «это ваши проблемы». Садиков и школ у нас нет, поэтому приходится тяжело. Мы бы с удовольствием обратились к кому-то за помощью, но не к кому. Какой смысл писать про наш быт? Это не имеет отношения к образованию».
При этом Евгений замечает, что, «если бы они могли заниматься с детьми в нормальных условиях, результаты были бы еще выше».
– Как у вас распределены обязанности с супругой? Кто учит детей, а кто занимается хозяйством?
– Мы оба занимаемся всем.
– Получается, вы должны помнить всю школьную программу, чтобы учить детей всем предметам?
– Зачем ее помнить, она же есть! Мы всем предметам учим. Математике учу и я, и Наталья, жена даже больше меня. Хотя она больше специализируется на «началке» – учит детей читать, писать, у меня бы терпения не хватило.
Маркс плюс советская методика
Евгений Тепляков рассказывает, что в среднем его дети тратят на учебу в день по три-четыре часа, и «четверть этого времени, а может быть, треть, а если скоро экзамен, отданы чтению учебной и научно-популярной литературы. А там уже начинается наша работа – понять, что ребенок не понял, почему не понял и как ему это объяснить».
Отец уникально «продвинутых» детей раскрыл секреты их методики.
– Если говорить о методике, то это серьезная научная работа, огромная методология. Я ее не изобретал, я взял то, что есть. Я стою на базе деятельностного подхода. Деятельностный подход стоит на базе марксистской общенаучной методологии. («Деятельностный метод обучения – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника» – Авт.) А Маркс, в свою очередь, стоит на Гегеле. Это советская школа, советские методики, советская психология и педагогика. Например, были такие экспериментальные классы по методике Эльконина-Давыдова в 70-80-е годы. Есть очень много обучающих фильмов в Интернете на эту тему, в которых показывают, как дети в первом и во втором классе разбирают чуть ли не на вузовской уровне русский язык, математику. Эти фильмы смотришь на одном дыхании, потому что то, что в них показывают, это невероятно. Были работы Виктора Шаталова, когда он выступал и показывал, что, например, многое из программы пятого класса можно пройти за полчаса.
– А как вы пришли к тому, чтобы обучать ваших детей по ускоренной программе, не как всех учат?
– Почему «не как всех»? Ваш ребенок наверняка тоже пошел в первый класс, уже умея читать и считать? По статистике, 70% детей приходят читающими-пишущими в школу, при этом школьная программа предполагает, что они начинают с нуля. А дальше мы сталкиваемся с парадоксом: вы приводите в школу ребенка, который уже знает, по сути, программу первого, а кто-то и второго класса, а кто-то, может, и четвертого. То, что мы смогли пройти за пять лет 11-летку, это не к нам вопрос, а к 11-летке. Когда в России школьная программа 4-го класса заканчивается темой чисел больше тысячи, а ребенку в это время уже почти 12 лет, то это очень странно.
– Своего ребенка я планировала отдать в первый класс в 6 лет и 1 месяц (столько ей было на 1 сентября). Однако нам отсоветовали это делать: «Зачем вам лишать ее детства? Пусть в школу пойдет через год, ей будет легче». Следуя вашей логике, мы зря их послушали?
– В России же была сначала десятилетка. Потом сказали, что первый класс – это бывшая «подготовишка», и лучше, чтобы дети учились в школе, а не в садике (потому что в школе педагоги лучше). И начали брать с 6 лет. И одновременно существовали две системы: в одной брали с 6 лет, в другой брали с семи, но «прыгали» через класс. Потом, в 2001 году, это все отменили, сказали, что «все идут с семи», и никто через класс не прыгает. И получилась в итоге странная вещь: в Советском Союзе была десятилетка, шли с семи и оканчивали в 17 лет. А сейчас 11-летка, и тоже идут с семи. И оканчивают в 18 лет.
Я учился в белорусской школе, и там в первый класс поступают в шесть лет. Даже если тебе в сентябре шесть, то ты идешь. В Белоруссии нельзя пойти с семи, надо писать объяснительную, почему твой ребенок занимает место в детском садике. А ведь это соседняя с нами республика, и там живут абсолютно такие же дети. И в Украине то же самое, и в Казахстане.
Поэтому у нас получается, что дети сидят в своих классах по возрасту, а чем они там занимаются – никого не волнует. Попробуйте скажите в классе, что «я не понял», вам ответят – ваши проблемы, нанимайте репетитора. А попробуйте сказать наоборот – «эта тема легкая, я ее уже прошел». Вам ответят – это ваши проблемы, мы ее еще проходим. В лучшем случае, разрешат почитать книгу на задней парте. В этом вся проблема. Не в нас и не в Алисе. Ну в 10 лет бы окончил другой ребенок 11-летку, ну в 12. Дело не в возрасте. А в том, что ему некуда идти вперед.
Очень многие дети сталкиваются с таким. Их ведут к психологам, которые объясняют им, что «надо остановиться, что сейчас не надо еще учиться, идите развивайтесь, в Монтессори играйте…». Это я, как психолог, могу им сказать, что они говорят ерунду, но я представляю и знаю, скольких родителей они остановили. Даже вы на своем примере в этим столкнулись, когда в 6 лет вам сказали — да лучше отдохните годик!
Фото: Из личного архива
– Есть же специализированные школы, школы с углубленным изучением того или иного предмета.
– Нам все школы отказали. Мы хотели Алису отдать в пять лет сразу во второй класс. Если бы ее взяли, мы были бы довольны. Нам школа «Интеллектуал» прямым текстом ответила, что изучение программы по «Школе России» не является показателем одаренности, и, несмотря на то, что ваш ребенок в четыре года сдал программу пятого класса, она может поступить в пятый класс не раньше 11 лет.
Сотни тысяч детей в таких случаях останавливаются. Наша история в том, что мы не остановились.
О «лишении детства»
– Многие считают, что «всему свое время», школьная программа как раз и рассчитана на то, чтобы на загружать сильно мозги детей, чтобы они постепенно осваивали все предметы. Наверняка главная причина нападок на вас – что вы «лишаете своих детей детства».
– Те же самые люди, которые нас спрашивают, зачем лишать детей детства, сами «выпихивают» своих детей в 16 лет работать со словами «А что это ты сидишь на моей шее?», а он, несчастный, еще и 9-й класс не успел окончить, потому что с 8 лет пошел в школу.
Мы лишаем детства детей? Я вам приведу один комментарий. Человек пишет нам: «Я работаю 8-10 часов в сутки, у меня ипотека, мне нужно спортом заниматься, я хочу еще своей личной жизнью заняться, поэтому – где я возьму еще 3-4 часа на ребенка? Это все ерунда, чем вы занимаетесь, все должно быть по возрасту, ребенок должен быть социализирован». То есть это не мы лишаем ребенка детства, а скорее такие родители, как этот. А мы лишаем родителей возможности откупиться и сказать, что «все нормально». Система же выполняет функцию передержки.
Всем плевать, какое детство у ребенка – в садике, в школе. Нравится ему в лагере, не нравится – часто ли ребенка забирают из лагеря, если ему там не нравится? Нет. А в садик отдают в 8 утра, забирают в 7 вечера. И считают, что у них детство хорошее. То есть на самом деле ребенок многим мешает.
А про своих детей скажу, что им нравится то, чем они занимаются.
– На чем вы делаете акцент в их обучении?
– Главное – чтение. Это очень важно. Об этом говорил Сухомлинский, и многие другие педагоги и ученые. Алиса, например, любит читать много разных книг. Она читает все. Но, конечно, больше всего она любит сказки, волшебные истории. Гоголя прочла очень много. Она не читала произведения, которые меня раздражают, – «Войну и мир», к примеру. Она читала и Достоевского, и Грибоедова, и Тургенева, и Толстого. Другое дело, что она из этого понимала. Но она читала.
– Что же она вынесла из того же Толстого, ведь у нее нет достаточного жизненного опыта, чтобы понимать те или иные вещи из взрослых произведений?
– Вопрос, что она вынесла из классики, вообще не имеет смысла. Давайте поговорим про теорию коммуникации: я вам говорю слова, которые уже искажаются на выходе, вы слышите и интерпретируете их по-своему, и получается, вы считываете вообще другое сообщение, а не то, которое я хочу до вас донести? Ну, это нормально. Можно поговорить о концепции значения личностного смысла, который у каждого свой… Я не спрашиваю у детей, что они вынесли из прочитанного, это ситуация экзамена, а мы все время говорим о безоценочности.
– Алиса играет со сверстниками, есть у нее друзья?
– У наших детей много друзей для игр. Если у вас дети-погодки, они, конечно, будут ругаться, ссориться, драться, но они реально очень близкие люди. Простой пример – это близнецы. Им, кроме друг друга, больше никто особо и не нужен. Они самые близкие люди на всю жизнь. Что касается Алисы, то она и вне дома общается, на детских площадках у нее есть друзья – и ровесники, и более старшие. Проблема в том, что Алиса – старший ребенок в многодетной семье, она лидер, хочет всеми управлять. Соответственно, старшие дети ей это не особо-то дадут. А она хочет, чтобы все было, как она скажет, чтобы все играли, как она скажет.
«Вундеркинда» можно сделать из любого
Главный вопрос, волнующий родителей, которые мечтают вырастить ребенка, опережающего сверстников в развитии, – влияют ли гены, должен ли быть какой-то особенный, врожденный склад ума?
Евгений Тепляков убежден, что – нет, не влияют. Нет от природы одаренных детей. Их можно сделать такими только с помощью силы образования, которое вы им даете. Или не даете.
– Как только вы говорите о таланте, вы снимаете с себя ответственность. Например, у учителя есть класс, 30 человек. Он должен их научить. Удобнее всего сказать: вот этим дано, а этим – нет. Потому что тогда вы ни в чем не виноваты. Что с ними мучиться, если им «не дано»?
В большинстве случаев талантом называется результат, который получен не при вас, и вы не знаете, откуда он взялся. Я не слышал, чтобы в Кении рождались ученые высокого уровня в 50-е годы ХХ века. Потому что в Кении не было банально школ.
С другой стороны, возьмите такой замечательный пример – евреи-ашкеназы (субэтническая группа евреев – Авт.). У них был ценз оседлости, им не разрешали выезжать с территории Белоруссии и Польши, и для того чтобы выехать, в конце 19 века, у них должна была быть либо ученая степень, либо медицинская степень. Поэтому у них была очень высокая ценность образования. Для них это был единственный способ вырваться из нищеты. Они очень сильно вкладывались в образование. И, как итог, мы видим множество выдающихся личностей, которые эмигрировали в Америку. И еще огромное количество еврейских детей с высоченными результатами, которых учили дома.
И в советской России тоже было очень много еврейских детей, которые занимались математикой, музыкой, физикой и достигали высоких результатов. Потому что у них была очень высокая ценность образования. Это же прекрасно. Они реально очень сильно вкладывались в своих детей. И добивались прекраснейших результатов.
Алиса и ее брат Хеймдалль. Фото: Из личного архива
А сейчас, если мы посмотрим на уровень образования в Израиле, то увидим по рейтингу международных образований 2018 года, что в Израиле оно посредственное. Это не имеет никакого отношения к генетике, к тому, что генетически интеллект как-то по-особенному распределен. У китайцев, например, в садике ребенка с трех лет начинают учить иероглифам. Они их пишут, прописывают. И в младших группах у них уже есть учебники. Мы ходили в китайский садик, когда там жили, и мы это знаем. И известно, что по рейтингу международных сопоставлений у китайцев самый высокий в мире уровень образования.
– Иными словами, любой ребенок, если с ним заниматься с самого детства, может добиться таких же успехов к своим юным годам, как и ваши дети?
– Возьмем хорошего тренера в спорте. Спросите его, может ли он вывести на уровень кандидата ребенка, если у него есть только мотивация, но ребенок пока особо ничего не умеет? С большой вероятностью (если только он подходит по необходимым в данном виде спорта физическим параметрам), он сдаст на КМС, если только будет серьезно «впахивать».
– Точно так же и с детским умом?
– Да. Если с ребенком НЕ заниматься, то он и НЕ разовьется. Это очевидно. Несомненно, это сложно, нужно искать мотивацию, нужно простраивать подход, в каждом конкретном предмете есть своя образовательная траектория. Это отдельная методологическая задача – как правильно, как лучше преподавать физику и так далее. Поскольку я преподаватель психологии по первому диплому, я могу преподавать любой предмет.
– Как вы занимаетесь со своими самыми маленькими детьми, которым год и два?
– Когда у вас маленький ребенок, как вы с ним занимаетесь? Разговариваете, показываете предметы, стараетесь, чтобы он новые слова учил.
Существует тест развития ребенка от рождения до 42 месяцев. Три шкалы – шкала моторного, психического и социального развития. Эти три шкалы измеряют, насколько ваш ребенок соответствует возрастным нормам. Вы можете опираться на тест, чтобы узнать, где у ребенка зона ближайшего развития, то есть какие навыки должны у него возникать в ближайшее время при нормальном развитии. Естественно, оно может несколько отличаться от этого.
До раннего возраста, до 3-3,5 лет вы можете примерно смотреть на возрастные нормы. Например, во сколько ребенок должен начать ползать, сидеть, в каком возрасте он должен ставить кубики один на другой, в каком возрасте он должен различать цвета и так далее, по разным навыкам. Понятно, что человек, который не является психологом и педагогом, скорее всего, не сможет на это опираться…
Если говорить об Алисе, то складывать буквы и читать слова она начала с трех лет. До этого учили ее буквам, она их знала в полтора годика. Но до трех лет у нее не получалось читать.
Фейлунг. Фото: Из личного архива
«Не учить – преступление»
– Тот факт, что вы проживаете с семерыми детьми в однокомнатной квартире, не может не шокировать. Многодетным семьям разве не положена помощь от государства в получении жилья?
– Мы прекрасно знаем, что никто нам квартиру не даст. Сейчас получают квартиры те, кто встал в очередь до 2005 года. Мы не встали в очередь, нас не ставят. Сейчас до сих пор получают те, кто встал в 1999, 2000 годах.
Сейчас квартиры дают только семьям с приемными детьми, если вы заберете у города, например, семь детей. Сначала такую квартиру дают в аренду, а когда дети вырастают, и у государства нет к вам претензий, ее позволяют приватизировать.
Удивительно, но детей Тепляковых наша система образования будто бы не замечает.
– Реакция на Алису, на нашу семью абсолютно неадекватная, – продолжает Евгений. – Есть реестр одаренных детей, и, насколько мы можем судить, кого попало туда не берут. Но нас туда не включают, там четкие критерии, мы по ним не проходим.
Единственное, за что мы бьемся — чтобы многочисленные логопеды и психологи перестали пропагандировать бред, что детям нельзя идти вперед. У нас есть знакомая, ребенок которой тоже шел с опережением программы. Поступил в лицей. И там у него возникла проблема с «составом числа 16». Состав, который требовалось указать, был для тех детей, кто еще через десяток переходить не умеет. А тот ребенок давно умел.
Вызывают маму в школу и говорят: «Ваш ребенок тупой, не хотите забрать документы из лицея?». Она говорит, как же тупой, если он и складывает, и делит, и умножает числа, все умеет! А ей говорят, а нам это вообще не интересно. Он мешает нам вести уроки. Мама забрала документы, они перешли в обычную школу. Ребенок шел вперед, а ему говорят – не положено! У нас таких не любят. Любят, чтобы было, как положено.
– Если ваши все дети, как и Алиса, рано поступят в вузы, им и работать придется раньше начать?
– Если захотят. «Выпихивать» их мы не планируем. Вы поймите, у нас нет бизнес-плана, мы просто учим детей. Не учить – преступление.
Ответ на пост «Однокурсник девятилетней студентки МГУ Тепляковой пожаловался на поведение ее отца»
Копипаста с другого портала, от которой у меня, честно говоря, волосы дыбом становятся.
Примерно месяц назад все обсуждали новость — восьмилетняя москвичка Алиса Теплякова сдала ЕГЭ и поступает на психфак МГУ (на днях стало известно, что на бюджет она не прошла). Позже выяснилось — в семье Тепляковых есть еще шестеро детей, и, кажется, их ждет похожее будущее. Мы поговорили с родителями и выяснили, как они растят вундеркиндов на потоке.
Программа развития есть, а режим — как получится
Семья Тепляковых — это мама Наталья, папа Евгений и семеро детей-погодок: Алиса, Лейя, Хеймдалль, Терра, Айлунг, Фейлунг и Тесей.
Наталья в свои 36 лет имеет два высших образования (мехмат МГУ и магистратура Финансового университета при правительстве РФ), опыт успешной карьеры в крупном банке и активный материнский стаж — последние девять лет на руках у нее постоянно есть младенец. Евгений (37 лет) — обладатель двух красных дипломов МГУ (психфак и факультет вычислительной математики и кибернетики), ученой степени в области молекулярной биологии и массы спортивных разрядов. А каждый из их семерых детей уникален. И дело даже не в именах, которые все как на подбор необычные и отсылают к героям древнегреческой и китайской мифологии. А в том, чего они успели достичь в свои совсем юные годы.
Алиса (сейчас ей уже девять) в этом году сдала ЕГЭ по пяти предметам (информатика, химия, биология, русский язык и математика), в 8 лет набрала 48 баллов на дополнительном экзамене на психфак в МГУ и готовится учиться на платном отделении — на бюджет она не прошла.
Следующий по старшинству, Хеймдалль, в 7 лет сдал ОГЭ за 9-й класс, а пятилетняя Лейя окончила 4-й класс, она самая юная школьница России
Терре всего четыре, но она уже собирается в школу, а Айлунг в 2 года учится читать — правда, пока что по слогам. Только годовалый Фейлунг и месячный Тесей пока что не включены в режим обучения.
Тепляковы живут в однокомнатной квартире на юго-западе Москвы. В ней же зарегистрирован семейный детский сад, в котором Евгений, имея образование педагога-психолога, числится воспитателем и получает за это зарплату. Воспитанники сада — только дети Тепляковы, и занимаются тут с ними не вырезанием, лепкой и рисованием, как в обычных садиках.
До 42 месяцев дети в семье Тепляковых регулярно проходят тесты Бейли (золотой стандарт оценки раннего развития ребенка). Это ответственность отца семейства, Евгения. Он пристально изучает все навыки и умения детей, в том числе интеллектуальные, и дает рекомендации по каждому конкретному ребенку — что и где надо подтянуть.
Самых маленьких детей, до 3 лет, начинают развивать по классической программе Николая Вераксы «От рождения до школы». После у всех начинается полноценная школьная программа — ее в полном объеме обеспечивает папа. Учебники используются те, что одобрены ФГОС, четкой привязки к возрасту и тем более к классам и программам нет. Нет и жесткого расписания занятий, как в обычной школе: совместить графики разновозрастных детей довольно сложно. Так что семья живет в своем режиме: гуляют все вместе, а занятия у детей проходят только тогда, когда получится.
«Могут, конечно, лепить, но так…»
Папа занимается со старшими чтением и всеми остальными уроками. Маме делегируется математика и развитие самых младших: посчитать кубики, поучить буквы в игровой форме.
С младенцами ничем не занимаются. Методика Домана, по мнению Евгения, неэффективна, а кубики Зайцева слишком трудоемкий процесс, и они быстро рвутся.
Что до творчества, то до 3 лет, по мнению Натальи, дети не в состоянии полноценно рисовать и нормально держать кисть, а после трех они уже могут выводить на листе печатные буквы, и начинается обучение. О традиционных для садиков и развивашек лепке и аппликации мама говорит без интереса: «Могут, конечно, лепить, но так…» Подобные занятия явно не входят в приоритетные списки активностей в этой семье. Всем нужно заниматься только профессионально, а это требует большого количества сил и включенности от родителей.
В то, что слишком интенсивное раннее развитие может навредить детям, Тепляковы не верят
По словам Натальи, за пределами России такой дискуссии попросту нет. И в Китае, и на Западе, и в странах СНГ много грантовых и стипендиальных программ для таких детей, как Алиса и Хеймдалль, говорят родители Тепляковы. Но перебираться за границу семья не намерена. Они уверены, что базовое образование должно быть только на русском языке, разве что магистратуру или аспирантуру можно рассмотреть иноязычную.
Учиться за рубежом по российским программам для семьи тоже не вариант, ведь там нет библиотек, которые есть в Москве. Их, по мнению Тепляковых, заменить попросту нечем (альтернатива в виде электронных книг для 3–4-летних детей для них неприемлема).
И это не бравада и не кокетство: Тепляковы действительно довольно много времени проводят в библиотеках города — в своем округе они записаны в пять библиотек, их там хорошо знают.
Рюкзак книг из библиотеки и табу на родительское чтение вслух.
Девятилетняя Алиса Теплякова прочитывает в день порядка 200 страниц. Папа пару раз в неделю ходит с ней в библиотеку и приносит целый рюкзак книг, 20–30 штук: учебную и художественную литературу. Все рекомендованные списки для начальной школы девочка уже прочла. При этом сама она больше всего любит подходящие ей по возрасту сказки и приключения: Бажова, Булычева. Из последнего впечатлившего — «Вождь краснокожих».
Иногда Алиса и Хеймдалль читают младшим, но это не регулярная история, а под настроение. Родители лишь изредка вмешиваются в этот процесс.
В семье вообще нет практики родительского чтения вслух. Дети сами начинают читать уже в 3 года и довольно быстро достигают скорости 70–80 слов в минуту. По мнению Тепляковых, такой скорости достаточно, чтобы переходить к осознанному чтению и понимать прочитанное. То есть сначала скорость, и только после — смысловая часть.
Родительское чтение, по мнению Евгения и Натальи, только тормозит этот процесс
Евгений объясняет: «Если он сам умеет читать, зачем ему читать вслух? Нам не нужно выдумывать совместный досуг с детьми. Это если вы мало времени проводите с ребенком, если он у вас в садике, в школе, а вы на работе, то да — в те несчастные два часа вечером имеет смысл как-то дополнительно налаживать контакт с ребенком, например читать ему».
И потом, как говорит Наталья: «Когда дети начиная с трех лет могут сидеть и читать, это очень сильно помогает. В доме тихо и спокойно».
Сама Наталья тоже хотела бы читать все то, что приносят из библиотеки, но «я успеваю прочесть от силы страниц тридцать, и книгу уже уносят обратно». А в мечтах — когда дети вырастут, перечитать лекции мехмата в спокойной обстановке.
Мультики и гаджеты без ограничения
Несмотря на то что в семье Тепляковых развитию и образованию детей уделяется огромное внимание, каких-либо запретов на просмотр мультиков, игры на планшете или приставки у них нет. Есть правило — смотреть телевизор с определенного расстояния (в зависимости от возраста), но и только. Секрет в том, что, по словам Натальи, на экраны просто остается совсем немного времени: надо ведь успеть и поучиться, и поиграть, и погулять.
Развлекательный контент, который потребляют дети, тоже строго не регулируется: младшие могут залипать на развивающие мультфильмы про гусеницу, которая просто ездит и называет цвета, цифры и формы. А старшие любят китайский мультсериал «Боевой континент» и стандартный набор любого ребенка их возраста: «Сказочный патруль», «Фиксики», «ПинКод».
В приставку и папа с ними тоже иногда играет. Лего, Marvel, супергерои — все как у всех.
«На КМС можно вывести почти кого угодно»
Но в целом в семье не принято заниматься чем-то просто так, для удовольствия или ради развлечения. Евгений искренне не понимает родителей, которые водят детей на секции и кружки без какой-либо цели.
«Ребята, вот ребенок ходит в бассейн, вы этим так гордитесь. Он ходит, допустим, пять лет. У него есть хотя бы второй разряд? Нету. А третий? Тоже нету. А зачем вы туда ходите? „Просто поплавать“ не называется секцией. Можно в ванне поплавать, можно в речке сходить поплавать!»
Алиса год отходила в районную музыкальную школу, играла на фортепиано. У нее даже был преподаватель из Гнесинки. Но это же не ЦМШ. Чтобы стать музыкантом, нужно играть по 3–5 часов каждый день. А если нет, то и заниматься этим не стоит, считают родители. Чтобы играть дворовые песни, учиться не надо.
«Если вы ходите в музыкалку, у вас должен быть серьезный уровень исполнения, а не то что вы садитесь и три произведения в полгода играете. Ну это же бред! У вас ребенок на выходе не будет музыкантом! Вы просто тратите время, чтобы соседке показать, что вот, он тоже ходит в музыкальную школу. А зачем? Либо вы ходите для галочки, либо нужно работать серьезно», — уверен Евгений.
На рисование Алиса тоже ходила, было две студии. Бабушка Алисы довольно известная художница, но в художественную школу девочку отдавать не планируют. Этим надо заниматься. На это нужно водить. И это взрослый ресурс, которого нет. Вот и в спортивную школу олимпийского резерва Алиса пойдет, когда Хеймдалля возьмут. А так-то у брата и сестры уже есть желтые пояса по тхэквондо.
Кстати, спортом с детьми занимается сам Евгений. Собирает их на школьном стадионе, и они бегают на время
Детям, по словам Натальи, очень нравится. Даже самому маленькому, которому чуть больше года, в радость бегать такие треки. У самого Евгения масса спортивных разрядов, официальных и неофициальных, подтвержденных и неподтвержденных — по различным видам спорта.
При этом Евгений вообще не верит в способности, он верит в то, что всему можно научить: «Если у вас нет органических поражений мозга, то вам любой тренер скажет, что на КМС можно вывести почти кого угодно. Не во всех видах спорта, конечно, но в очень многих. Если будешь пахать, за 3–5 лет это вполне реально».
Мешок одинаковых носков и жизнь без самокатов и великов.
Наталья Теплякова уверена, что ее дети ничем не отличаются от других. У них такой же стандартный набор активностей. Игры, прогулки, общение. Старшие играют с младшими, все как у всех.
Сама же Наталья активно играть с детьми не очень любит, ей проще учить с ними буквы или цифры. Так виден результат.
Ну и слишком много времени отнимает быт: за все, что связано с домом, в семье отвечает мама. Старшие дети могут раз-два за день помочь прибрать игрушки, попытаться пропылесосить или развесить белье, но это все в формате помощи: как таковых домашних обязанностей у них нет.
Пару раз они все вместе пытались печь пирожки и лепить пельмени, детям интересно готовить, но… «Я лично очень не люблю эту процедуру, потому что потом вся кухня в следах готовки. Если бы был один ребенок, это было бы несложно. А так они всегда дерутся, ведь если помогают, то обязательно пятеро минимум», — говорит Наталья.
Помимо детей, в семье есть еще два кота, но за ними тоже ухаживают взрослые
Зато никому не надо разбирать бесконечное количество носков, потому что они все одинаковые! «Мы просто покупаем 10–15 одинаковых носков разных размеров. Всегда есть маленькие, средние и большие». Со всей остальной одеждой дело обстоит похожим образом: Тепляковы просто идут в магазин и скупают весь размерный ряд. А младшие (все, кто младше Алисы и Хеймдалля) одежду не перепутают, потому что их одевает мама.
Дети в семье Тепляковых не катаются на велосипедах, роликах, самокатах и другом детском транспорте. По мнению Натальи, Москва попросту не приспособлена для этого.
«Если у вас много детей, вам, во-первых, надо спустить все это из квартиры вниз. Во-вторых, выходы из подъезда обычно абсолютно не оборудованы для вывоза всей этой техники. А во дворе у некоторых домов, конечно, есть маленькая пешеходная зона, но совсем крошечная, а у большинства даже и её нет».
Тепляковы любят ходить в парк аттракционов — вернее, дети, конечно, любят, взрослым так просто проще. А вот по городу они вместе ездят редко. Это же целый квест — вывести в свет такое количество детей: две коляски, маленький в переноске или в слинге плюс старшие. Так что в распоряжении семьи редкие поездки в цирк или в Музей Дарвина, который находится поблизости от дома. Вариант разделиться, когда один родитель со старшими идет в музей, а второй остается с остальными, семьей Тепляковых не рассматривается. Они предпочитают везде быть вместе. Да и мама не готова оставлять самых маленьких на папу.
Взрослых ресурсов очень сильно не хватает
«Многие думают, что у многодетных семей большая проблема с одеждой, с деньгами. А реально самая большая проблема, по крайней мере у московских многодетных семей, — это ресурсы взрослых и жильё. Всё остальное — ерунда», — уверена Наталья.
С одной стороны, семеро детей — не такая уж редкость. Многодетных семей в России хватает. С другой стороны, Наталья отдельно подчеркивает: «У нас всё время ситуация, когда в семье не просто один маленький ребёнок, а совсем всё плохо с количеством маленьких детей».
Было бы здорово, уверена Наталья, если бы государство оказывало помощь семьям с детьми до полутора лет. Не финансовую (она есть в тех или иных размерах), а ресурсную. Государственная няня, пусть даже по рыночной цене, но работающая по трудовому договору и готовая сидеть с 5–7 детьми, — это было бы спасением для многодетной мамы.
Тепляковы называют себя коммунистами: бизнес, работа на корпорации их не интересуют. Карьеры в прежней сфере для себя Наталья не видит, среднестатистическая и даже выше у нее уже была, она по-прежнему начальник отдела в банке, просто в декрете. И сейчас она погрузилась в педагогику и развитие своих детей, потому что считает своей задачей «вырастить очень высококвалифицированные кадры». Это куда более серьезный рывок в карьере, по мнению Натальи, просто в другой области. Но вот где будут трудиться столь выдающиеся кадры, если семья не приемлет работу на кого бы то ни было, — другой вопрос.
Вспоминаются сразу Никитины с их ранним развитием. Идея, конечно, интересная, но на выходе много вопросов получилось, они потом сами признавали.
Есть общие знакомые. Кратко:
Живут в Зюзино. Однокомнатная квартира. Не работают. С головой проблемы конкретные у обоих.
Сейчас эти дети развиваются быстрее, чем их сверстники, за счет родителей. Они не вундеркинды, не гении, просто их родители пинают в направлении учебы.
Некоторые их идеи адекватны, но всё, что они творят в целом по моему может породить только странных по всем параметровам кадавров, не приспособленных к жизни в окружении простых смертных.
Конечно могут получиться какие-нибудь гениальные ученые, запертые в режимных объектах. такие наверное тоже нужны, но я бы для своих детей такой участи не хотел. А в остальном, история знает кучу примеров, как заканчивают белые вороны. *Спойлер* : плохо.
Я список тех детей прочёл до середины, сей длинный выводок.
Судя по всему Тепляковы и написали пост
Хеймдалль, Терра, Айлунг, Фейлунг и Тесей.
А внуки-то потом. Анна Хеймдальевна. Сергей Фейлунгович.
Лейя, Хеймдалль, Терра, Айлунг, Фейлунг и Тесей.
напомнило фильм Капитан Фантастик. Рекомендую
Если дети и правда себя чувствуют комфортно, то плохо что-ли? Хорошо!
Мои суставы охуели от слов про кмс
В принципе если поставить их методику на поток, то можно получить массу умных и молодых людей. Но стране они не нужны.
Удивительное дело, психфак не для детей. Продолжение истории Алисы Тепляковой со стороны родителей студентов и педагогов
— Уже встречала этот аргумент в комментариях под статьями об Алисе. Но что там такого уж недетского?
— Например, на лекциях по психологии обсуждали насильников, самоубийства, Эдипов комплекс, пациентку Фрейда, которая испытывала сексуальное возбуждение, когда ее бил отец…
— Это на первом курсе рассказывают?
— Да. А анатомия и физиология ЦНС (центральной нервной системы) даже взрослых девиц в транс вгоняет. На лекции в сентябре профессор пошутил, указывая на изображение голого человека: мол, в следующем году придется прикрывать фиговым листочком.
— Программа первого курса вообще сложная?
— Не просто сложная, а очень сложная. Попробуйте осилить хотя бы одну страницу психологической теории Леонтьева. Прочитать это можно, но осмыслить трудно даже взрослым. Кроме того, на первом курсе сложная линейная алгебра. Алиса сдала ЕГЭ на низкий балл, подозреваю, что интегралы и логарифмы она знает не очень хорошо.
— Какие экзамены сдают первокурсники?
— Русский, математику, право, введение в психологию и анатомию ЦНС.
— Серьезное испытание. Но, может, папа сможет Алисе помочь, он ведь тоже по образованию психолог?
— Когда сдавали онлайн, это было возможно. Но сейчас возвращается оффлайн, и Алисе придется все сдавать самой. Если, конечно, не будет каких-то преференций от факультета.
Но вообще, я не понимаю, зачем так обходиться с собственным ребенком? Дочь говорит, что Алиса похожа на обычную девочку, которой нравится прыгать в классики, что она и делает в перерывах между парами…
«Над девочкой ставят эксперимент»
— Тепляковы говорят, что у них революционная методика обучения детей. И, судя по комментариям, есть люди, которые их поддерживают и все это одобряют.
— Может ли ребенок в девять лет освоить такие массивы информации по психологии, философии, логике?
— Никаких данных о том, что девочка освоила дисциплины на должном уровне, пока нет. Думаю, что это все-таки имитация. Чтобы постичь философию, нужно иметь собственный жизненный опыт, который позволяет пережить чужой опыт, осмыслить чужие суждения и сформировать на этом сплаве собственного и чужого нечто новое. У этого маленького человека еще нет опыта, который позволяет рассматривать категории добра, зла, смерти, любви…
Говоря простыми словами, в этом возрасте мозг и психика имеют предел по восприятию и вдумчивому перевариванию информации. Если этот предел перейти, будет сбой. Именно так, по словам нашей собеседницы, произошло с американским вундеркиндом-математиком Уильямом Сайдисом. Мальчик в 11 лет стал студентом Гарварда, очень много знал, но его психика не выдержала. Аналогии между Сайдисом и Алисой четко прослеживается еще и в том, что там тоже папе очень нужен был ребенок-гений.
Отец поступившей в МГУ девятилетней девочки заявил об угрозах от преподавателей
Преподаватели поступившей на факультет психологии Московского государственного университета (МГУ) имени М. В. Ломоносова девятилетней Алисы Тепляковой отказались искать индивидуальный подход к девочке и якобы угрожали ей отчислением за непосещаемость. Об этом в беседе с «Лентой.ру» рассказал ее отец Евгений.
«Нам необходимо взаимодействие в индивидуальном ключе с педагогами. К сожалению, очень многие преподаватели на текущий момент высказали такую позицию, что никакого вам не будет индивидуального подхода, ничего не будет. Вот есть лекции, а дальше нету времени, денег и вообще нафиг вы нам тут нужны»
По его словам, «существенное количество сотрудников» озвучили такую позицию, однако он не стал называть конкретные фамилии педагогов. При этом Тепляков подчеркнул, что официальная позиция факультета заключается в том, что ситуация с его дочерью решаема и никто ее отчислять не будет.
«Она звучит так: мы ничего вам не будем давать, вы не можете уйти вперед, мы вам не позволим, мы вам не дадим контактов ничьих, мы не будем отвечать на ваши вопросы. Вы будете сидеть вот тут, и мы будем вас оценивать. У вас будет контроль посещаемости, у вас будут проблемы, мы вас отчислим за непосещаемость»
(с) Евгений Тепляков
(о неофициальной позиции МГУ по поводу его 9-летней дочери)
.По словам Теплякова, их семья многократно говорила, что «формальные моменты из образовательной программы Алисы нужно убирать», поскольку ей девять лет и простроить занятия со 100-процентной пос
Чувак не понимает в чем принцип высшего образования. Это не зубрежка знаний, а рефлексия, то есть взаимосвязь эмпирического научного метода с умозаключительным, связывание эксперимента с опытом. А какой у ребенка опыт?
Бедный ребёнок. у девочки явно патологическая активность мозга, которая неизвестно чем и когда кончится. Дай Бог, чтобы она не свихнулась и не умерла от этого. Думаю, что пубертат может многое расставить на свои места и она станет нормальным человеком. Просто непонятно- зачем сейчас лишать ребёнка детства и гнать эту учёбу? Для чего? Что она будет делать потом, если закончит МГУ досрочно? И зачем всё это?
Однокурсник девятилетней студентки МГУ Тепляковой пожаловался на поведение ее отца
По словам молодого человека, он сомневается в честности ситуации вокруг юной студентки, которую зачислили в МГУ.
«Алиса ходит в университет в сопровождении отца и участвует в дистанционных уроках наравне со всеми. На парах ее сопровождает отец, сидит с ней в аудитории. Порой нам кажется, что Алисе будет тяжело учиться в университете», — поделился он.
Он добавил, что однокурсница включает микрофон, несмотря на просьбы преподавателя его выключить, а также задает вопросы не по теме занятия.
Также студент психфака предполагает, что Теплякова «слабо вписывается в процесс обучения». Он считает, что у девочки не получится осилить учебу, если ей не будет помогать папа. Отец якобы делает все задания за нее.
«Возможно, всю основную работу по поиску и «разжевыванию» учебного материала будет выполнять он, а Алисе останется лишь впитать готовую информацию и сдавать экзамены», — подчеркнул студент.
Москвичка Алиса Теплякова получила аттестат за девятый класс в возрасте семи лет. В восьмилетнем возрасте она сдала единый государственный экзамен и получила аттестат за 11-й класс.
Девочка, сдавшая в восемь лет ЕГЭ, не поступила на психфак МГУ
Москвичка Алиса Теплякова, успешно сдавшая ЕГЭ в восемь лет, не поступила на психологический факультет МГУ на бюджет, ее фамилия не числится в приказах о зачислении, опубликованных на сайте университета.
В июле ректор МГУ Виктор Садовничий сообщал, что девочка приняла участие в приемной кампании и сдала дополнительное вступительное испытание, а также пообещал, что в случае успешной сдачи ее примут в вуз.
Ранее сообщалось, что восьмилетняя Теплякова успешно сдала ЕГЭ по русскому языку, математике, биологии и информатике и получила аттестат в московской школе №626. Аттестат об окончании 9 классов девочка получила в семь лет. Алиса интересуется программами, связанными с психологией, экологией и биоинформатикой.
Ответ mbest7 в «Стране нужны сварщики-2»
Родители пытались отдать меня в школу в 6 лет исходя из того, что в конце ноября должно исполниться 7. Но не взяли, брали только тех, кому 7 в сентябре будет. Таким образом, подарив целый год беззаботной дошкольной жизни (в сад не ходил).
На следующий год была вторая попытка. В начале июля отвели меня на собеседование к предполагаемому учителю. Та провела какие-то тесты и сказала, что в первом классе делать нечего. Нужно идти сразу во второй. Вот только писать прописью научиться. И весь июль-август была каторга. Каждый день по 6-8 часов меня заставляли выводить каллиграфическим почерком буквы (при том, что писать печатными я умел, как и считать в столбик, и читать). Затем писал диктанты.
В итоге желание учиться несколько поугасло. Однако результата достигли: к 1 сентября я знал пропись. Взяли во второй класс. С самого начала было очень трудно. Не хватало многих мелких деталей и знаний, которые дети получали в коллективе (правила оформления дневника, тетрадей, отступы полей, «красная строка» и т.д.). Правил школьных (перемены, звонки, как отпрашиваться в туалет, когда ходить в столовую) тоже не очень-то и объясняли, приходилось наблюдать и повторять за ребятами, как-то интуитивно приспосабливаться. Проучился так полгода, только втянулся, а учителя (учитель началки + дополнительный английский + информатика) с завучем в один голос твердили, что надо переводить в третий ибо ему (т.е. мне) не интересно, т.к. всю программу уже знает.
Однако тут родители испугались. Скакать из класса в класс, находить общий язык с ребятами на 2-3 года старше.. Ну его..
После третьего класса должен был пойти в пятый, а это уже не началка, а средняя школа, которая в моей школе была откровенно слабая в отличие от началки. Поэтому родители перевели в только что открывшуюся школу с углублённым изучением языков. Сначала английский, потом добавился французский. Вот только вместо пятого, я попал в четвёртый. Тем самым потерял еще год в началке.
Потом были 5й, 6й и 7й классы. Всё было здорово за исключением тягостной атмосферы, создаваемой администрацией. С каждым годом директриса всё больше зверела, заставляя учителей откровенно занижать оценки и буквально заставлять детей брать платные уроки. Спасибо учителям, не все этому поддавались. А некоторых директриса доводила откровенно до слёз и последующего увольнения, расчищая места для более сговорчивых её приспешников. Мне удавалось оставаться в стороне, потому что был отличником и затыкал все дыры на марафонах и олимпиадах, занимал места. Однако видел всю эту мерзость, проявляемую по отношению к одноклассникам, скандалы, интриги.. О! Это может быть тема отдельного поста.
Короче, если б не череда событий, мог бы закончить школу на 2-3 года раньше обычного. Принесло бы это пользу? Сильно сомневаюсь.