Бак и томатис что это

БАК и Томатис

Томатис и БАК (биоакустическая коррекция).

Родители часто спрашивают у нас: «Чем отличаются методы БАК (биоакустической коррекции) и Томатис? Одинаково ли действуют эти методы или по-разному?»

Сразу нужно сказать, что методы это, конечно, разные. Общее у них только то, что оба они воздействуют посредством прослушивания звукового ряда в наушниках. Кроме того, и биоакустическая коррекция, и метод Томатис применяются при схожей, или даже одинаковой проблематике. Такой, например, как :

1. Нарушения психического развития (задержка умственного развития, умственная отсталость, аутистический синдром).

2. Нарушения речевого развития (дизартрия, дислалия, ОНР, алалия, дисграфия, дислексия).

3. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью

Различие между методами БАК и Томатис состоит в том процессе, на который в большей степени действует метод и в принципе действия самого оборудования. Биоакустическая коррекция, как видно даже из самого названия метода, это корректирование электрической активности мозга (его электроэнцефалограммы) самим же мозгом посредством обратной связи, в качестве которой выступает музыка, вернее набор звуков. ЭЭГ человека преобразуется в звуки и в реальном времени проигрывается самому же человеку через наушники. Если ЭЭГ имеет отклонения от нормы, то музыка воспринимается как неприятная, негармоничная, раздражающая, и единственным способом убрать это раздражающее воздействие является приведение параметров ЭЭГ к нормальным показателям и тем самым изменить музыку, сделать ее для себя приятнее. Поступающие музыкальные сигналы постепенно активизируют механизмы обратной связи, в результате пациент самостоятельно корректирует электрическую активность головного мозга, что приводит к гармонизации звуковой картины. Таким образом, гармонизация ЭЭГ происходит непроизвольно, без сознательной деятельности пациента. Эта непроизвольность позволяет применять БАК детям, когда нельзя требовать сознательного реагирования на обратную связь. Так как человек во время сеанса БАК расслаблен и отдыхает, то происходящая гармонизация между процессами возбуждениям и торможения идет в сторону торможения, успокоения. Тем самым, биоакустическая коррекция, в первую очередь, учит организм саморегуляции, целью которой является успокоение.

Занятия по методу Томатиса, в первую очередь направлены на когнитивную, познавательную деятельность, способствует образованию новых нейронных связей. При методе Томатис специальным образом обработанная музыка тренирует мышцы слуховой системы, а определенные частоты активизируют конкретные участки мозга. Человек учится лучше слышать самого себя, для того, чтобы лучше обдумывать свои мысли и говорить. Также в методе Томатис, кроме обычного воздушного способа передачи звука используется и костная проводимость. Через кость звук передается в 10 раз быстрее, чем через воздух, поэтому, можно сказать, что костная проводимость подготавливает слуховую систему к сигналу, приходящему по воздушному каналу. В методе Томатис используется ориентировочный рефлекс, с помощью которого повышается открытость сознания к новой информации, способствуя образованию новых нейронных связей. Неожиданные, непрогнозируемые переключения частотных модуляций заставляют мозг все время ожидать новых событий. И, таким образом, большее количество звуковых частот из разряда фоновых шумов переводить в разряд информационно-насыщенных.

Обе методики эффективны и имеют хорошие результаты. Поэтому открытым остается вопрос о том, какую методику применять ребенку, и если обе, то в какой последовательности. Мы в своем центре решаем этот вопрос, исходя из «нейропсихологического профиля» и основной проблематики ребенка. Приведем пример: если ребенок несобранный, не может сконцентрироваться, восприятие реальности происходит фрагментарно, он видит отдельные моменты, а не картину в целом («за деревьями не видит леса»), то, учитывая, конечно, остальные характеристики его состояния, мы зачастую сначала рекомендуем ему начать с БАК. Если же он на чем-то зациклен, «ходит по кругу», нуждается в «мозговом штурме», в «речевом прорыве», то, скорее всего, целесообразно будет начинать с прослушиваний по методу Томатис.

Очень важно отметить, что БАК и Томатис крайне нежелательно проводить одновременно. Их необходимо делать последовательно. При одновременном проведении БАК и Томатис возникают серьезные риски получить сильное перевозбуждение нервной системы вследствие слишком сильного воздействия на головной мозг, что может не только нивелировать лечебное воздействие, но и привести к «откату» в развитии ребенка. Особенно опасно проводить эти процедуры одновременно в тех случаях, когда мы имеем дело с судорожной или эпи активностью, с параксимальной электрической активностью центральной нервной системы (ЦНС). Это может спровоцировать и судороги, и даже клинический приступ эпилепсии. При чередовании методик и проведении в правильном графике, такой опасности нет. В частности, если эти методы чередуются, то не следует проводить сеансы БАК ежедневно, в лучшем случае они должны проводиться через день или реже, в зависимости от состояния ребенка и характеристик типа нервной системы.

Конечно, мы не стали в этой статье углубляться в подробности, но надеемся, что какое-то общее представление об этом вопросе мы создали.

+7(911)165-19-70 Санкт-Петербург, Кондратьевский пр 21/1 БАК и Томатис Центр

Источник

БАК и Томатис: в чем разница, что выбрать и как сочетать?

Внешне методы Томатис и БАК похожи: и там, и там происходит воздействие через звук, сеансы проходят в наушниках, да и список показаний похож. Однако механизм работы всё же различается.

В чём разница?

В Томатис происходит воздействие через стимуляцию среднего уха за счет нерегулярных изменений характеристик звуковой волны (частотные фильтры, чередование, задержка, сочетание костной и аудиальной проводимости). Таким образом, происходит непроизвольная «прокачка» слухового анализатора, который в свою очередь, является фундаментом для речевой функции. Подчеркну, что детям с кохлеарным имплантом в обоих ушах Томатис не проводится. КИ – это электронный механизм, который устанавливается во внутреннее ухо (улитку) и получает информацию из внешнего микрофона, декодирует и передает на слуховой нерв, то есть при КИ весь механизм работы метода Томатис теряет смысл.

В БАК механизм воздействия иной. Основная цель – повышение нейропластичности за счет синхронизации внутренней активности нейронов и внешних сенсорных стимулов. Это достигается с помощью ЭЭГ и принципа обратной связи. На голову человека устанавливается 4 электрода, которые снимают электроэнцефалограмму по 4 отведениям (2 лобных и 2 затылочных, при этом их локация может меняться). Далее частоты ЭЭГ с помощью программы преобразуются в звук и в режиме реального времени передаются через наушники обратно в ЦНС посредством слухового анализатора. Таким образом, происходит замыкание цепочки обратной связи, опосредованно обеспечивается воздействие на NMDA-рецепторы дендритов (которые реагируют как раз на совпадение внутреннего и внешнего события), что помогает образовываться новым функциональны связям (повышается нейропластичность).

Что выбрать?

Методы не являются заменой друг друга. У биоакустической коррекции список показаний шире (туда входят и астенические, и невротические нарушения, и нарушения когнитивного, и речевого развития, и регуляторные проблемы). Томатис я рекомендую обычно при нарушениях слухового, слухоречевого, фонематического восприятия, при артикуляционной диспраксии; также Томатис хорошо себя показал при заикании. То есть по части речевых нарушений показаны оба метода. Часто специалисты сначала используют БАК как метод, воздействующих в целом на процессы нейропластичности, а далее Томатис – как более узко направленный. То есть по опыту некоторых коллег БАК способен повышать эффективность последующего курса Томатис. При неречевых трудностях и нарушениях не связанных со слуховым восприятием логично отдать предпочтение методу БАК, но лучше разбираться индивидуально с каждым случаем.

Как сочетать?

Поскольку Томатис – это метод, созданный в Европе, наши отечественные ученые не проводили исследований по совместному применению 2 методов. Есть опыт и описанные методические рекомендации по сочетанию ТКМП и БАК (т.к. из разработкой занимались две «соседних» научных группы – оба метода наши, питерские). Общие комментарии таковы, что курсы Томатис и БАК не должны накладываться друг на друга, то есть их следует разнести во времени (интервал 3-4 недели). В то же время я знакома с опытом коллег, которые применяют два метода одновременно в некоторых случаях, но это возможно только для тех детей, которые уже имеют длительный опыт реабилитации и хорошо переносят подобные нагрузки (т.к. есть риск перестимуляции).

Источник

Методы БАК и Томатис

Бак и томатис что это. Смотреть фото Бак и томатис что это. Смотреть картинку Бак и томатис что это. Картинка про Бак и томатис что это. Фото Бак и томатис что это

Методы БАК и Томатис

В своем центре мы применяем метод Томатиса, Биоакустическую коррекцию (БАК) и другие неинвазивные методы для помощи детям с особенностями развития.

В своем центре мы применяем метод Томатиса, Биоакустическую коррекцию (БАК) и другие неинвазивные методы для помощи детям с особенностями развития.

Санкт-Петербургские нейрофизиологи Института экспериментальной медицины СЗО РАМН (отдел физиологии им. И.П.Павлова) разработали инновационный метод, позволяющий повышать активность естественных процессов саморегуляции организма. Этот метод назвали БАК (биоакустическая коррекция). В основе метода БАК используется концепция непроизвольной саморегуляции, содержание которой заключается не в компенсации, а в активации естественных процессов регулирования физиологических функций, которые в результате неблагоприятного сочетания факторов внешней среды и индивидуально-личностных особенностей оказались подавлены.
Процедуры БАК направлены на восстановление естественных процессов регулирования физиологических функций и повышение адаптивных свойств организма. Это происходит за счет нормализации работы центральной нервной системы (ЦНС), ее регулирующей функции.
БАК имеет множество лечебных эффектов:
— улучшение психоэмоционального состояния, нормализация сна, аппетита, снижение нервно-психической нагрузки и пр.
— стимулирующий и восстановительный (стимуляция и улучшение показателей речевого развития у детей с нарушениями развития, эффективное восстановление когнитивных и поведенческих функций)
— иммуномоделирующий и др.

Ухо – многофункциональный орган, который связан со многими системами организма, а слуховая система связана со многими функциями психики.

Методы БАК и Томатис применяются при следующих речевых расстройствах:

— ЗРР (задержка речевого развития)

— дислексия (расстройство чтения)

-дисграфия (ошибки письма)

— дисфазия (нарушения устной речи)

— дислалия (нарушение звукопроизношения, в том числе ФФНР)

Какие изменения происходят при применении метода БАК и Томатис?:

Задержка речи:
— лучшая расшифровка и анализ звуковых сигналов
— ускорение развития речи, правильного произношения звуков
-увеличение эффективности занятий с логопедом

Задержка развития:
— возрастает скорость умственного развития
— ускорение развития речи
— ускорение психического развития
— улучшение внимания, памяти
— улучшение навыка общения
— улучшение моторных навыков

Аутизм:
— ослабление симптомов
— большая «включенность» в жизнь
— развитие речи, лучшее понимание речи
— уменьшается гиперчувствительность к звукам, тактильным ощущениям, всему новому
— уменьшаются гневные, тревожные реакции, страхи и повторяющееся поведение
— уменьшается боязнь тактильного контакта
— происходят изменения со вкусом, улучшается восприятие еды
— улучшаются социальные навыки: смотрят в глаза, следуют инструкциям, инициируют контакт, могут стать более любящими, нежными
— увеличение эффективности занятий с логопедом, дефектологом и т.д.

Синдром Дауна:
— улучшение слуховых и речевых навыков (лучше слушают, используют больше слов, улучшается речь)
— улучшается координация
— улучшается сон
— более сговорчивы, лучше следуют инструкциям

ДЦП:
— улучшение моторики, координации
— ускорение реабилитации

Понедельник-Пятница 12:00—20:00
Суббота, Воскресенье — выходные

Источник

Правда о Томатисе – взгляд невролога

Впервые о методе Томатиса я узнала от программистов в 1991 г., когда работала в неврологическом отделении клиники ФИБ № 4 (Федеральный институт биофизики) в «закрытом» городе Озерске Челябинской области. В то время было модно скачивать западные программы. Скачиваемая доступная информация была на французском языке и, естественно, плохо поддавалась переводу. Поэтому глубоко понять механизм действия не представлялось возможным. С 2004 по 2009 г. не раз попадались статьи, в том числе и медицинские, о пользе этого метода. Затем, начиная с 2010 г., на конференциях по аутизму были доклады педагогов о применении метода Томатиса для лечения особых деток. За последние пять лет от родителей, педагогов, неврологов психиатров я получила противоречивые сведения: кому-то метод помог, у кого-то было ухудшение, кто-то методом восхищался, а большинство врачей либо о нем не слышали вовсе, либо не видели в нем пользы и не считали нужным рекомендовать его родителям больных детей. Появление в интернете множества видов «электронных ушей» по разным ценам, использующих именно свой, «настоящий» метод Томатиса,даже если он и с какой-нибудь приставкой (например, Рустоматис и др), а также появление его «первых учеников» (Люк Бессон, Жан Лебо — он же Пуаро и др.), еще больше подвигло меня разобраться до конца в этом вопросе и расставить все точки над «и». Решить главный вопрос: где же «настоящий» Томатис со своим«электронным ухом», есть ли «ухо» вообще, и, если есть, то имеется ли в немедицинское начало? Можно ли применять метод по отношению к детям, и кто должен этим заниматься: врач или педагог?

В действительности настоящий Томатис существует и находится он в Люксембурге. Это развивающий центр Томатиса, который организован сыном А.Томатиса и его 2-мя близкими соратниками.Еще 24 сотрудника, включая 7 преподавателей, среди которых есть те, кто непосредственно работал с самим А. Томатисом, имеют высшее образование и ученые степени. Центр использует только метод Альфреда Томатиса –Томатис/Tomatis, созданный в 50-е годы ХХ столетия, который запатентован и имеет дополнительный символ — латинскую букву R в кружочке — TOMATIS®. Изначально обучение проводилось только в Париже, сейчас выездные обучающие курсы проводятся в более,чем 20-ти разных странах. Всего прошло обучение 2000 человек. Из них 200 человек в России, которые являются сертифицированными специалистами и имеют право использовать эту методику. Обучение в России проводится только в Москве.Всех специалистов, прошедших обучение и сертификацию можно посмотреть на официальном веб-сайте компании: www.tomatis.com, где также можно найти и другую интересующую вас информацию.

Сама методика проводится на запатентованном и лицензированном в Европе и России приборе Талксап/ TalksUp с символом латинской буквы R в кружочке TalksUp®. Это портативная версия Метода Томатис/ MéthodeTomatis®. Пакет Талксап/ TalksUp® включает в себя: 1 электронное Ухо Талксап/ TalksUp® с программой и музыкой, 1 проводные наушники TalksUp® с костной проводимостью(докупить можно и беспроводные), а также зарядное устройство, технологическую инструкцию и 2 сумки для транспортировки. Примерно каждые 2 года проходит модернизация прибора и усовершенствование программ. Современное Электронное Ухо TalksUp®и программы прослушивания разительно отличаются от тех, что были созданы в 90-е годы. Они базируются на современных нейрофизиологических открытиях и технических возможностях. Обязательно нужно платить за лицензию каждые 2 года(это 200 евро). Эти приборы именные — под каждого обученного специалиста.

Бак и томатис что это. Смотреть фото Бак и томатис что это. Смотреть картинку Бак и томатис что это. Картинка про Бак и томатис что это. Фото Бак и томатис что это

ЧТО ЖЕ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ РОДИТЕЛЬ?

У детей с различными нарушениями развития, особенно с аутизмом, часто наблюдаются дефекты в системе обрабатывающей информацию, поступающую из окружающей среды (сенсорная интеграция). Такие дети все слышат, но не воспринимают информацию, так как они обладают большей чувствительностью к вибрациям, а не звукам. Человек слышит не только ушами, но и телом («костями»). Так как костная проводимость звуковых сигналов намного быстрее, чем слуховая, аутисты, очень чувствительны к наименьшим внешним раздражителям. У таких деток отсутствует механизм избирательности сенсорной информации, в результате чего нервная система выстраивает своеобразную защиту от избытка информации в виде полного невосприятия окружающей среды. Также как мы привыкаем к шуму холодильника, телевизора,уличного движения. Результатом таких нарушений являются различные виды неадекватного поведения, нарушения коммуникации, различные расстройства речи.

Источник

Метод Томатиса: суть, когда помогает, противопоказания

Бак и томатис что это. Смотреть фото Бак и томатис что это. Смотреть картинку Бак и томатис что это. Картинка про Бак и томатис что это. Фото Бак и томатис что этоМетод Альфреда Томатиса – это система слуховых тренировок, направленная на улучшение восприятия и переработки мозгом аудиоинформации. Ее суть в том, что человек заново учится слушать, его мозг работает с полученными звуками совершенно по-другому, и информация усваивается лучше. Некоторые специалисты даже называют метод Томатиса «перепрограммированием».

Альфред Томатис и его метод

Французский отоларинголог Альфред Томатис родился в 1920 году в семье оперного певца. Детство, проведенное в оперном театре, во многом определило направление его научной деятельности.

Альфред Томатис доказал, что ухо, его способность слушать, играет огромную роль в формировании и функционировании организма как системы, включая мышление, внимание, фантазию, поведение, память. Ухо является своеобразным генератором энергии из звуковых сигналов, которая передается в мозговые центры слуха и далее – всему телу. Когда человек теряет возможность получать аудиоинформацию, не слышит звуки высокой частоты, его организм находится в тяжелом подавленном состоянии и не может функционировать нормально.

В ходе экспериментов Альфред Томатис понял, что внутреннее ухо, где размещаются основные элементы слухового анализатора, и слуховые центры головного мозга, где звуковая информация проходит обработку, способны к восстановлению своих функций. Кроме того, он сделал следующие выводы:

На тренировках по методу Томатиса человек заново учится слышать и слушать. Занятия показаны не только детям и взрослым с нарушениями слуха, но и тем, кто слышит хорошо, но не использует свои уши на 100%. Слушание – это активный процесс, в ходе которого нужные материалы передаются в мозг, а весь «мусор» отфильтровывается. Если этого не происходит, то человеку сложно использовать по назначению полученную информацию, энергию, у него возникают проблемы с запоминанием, вниманием, поведением, учебой, настроением и т. д.

Метод коррекции слуха, запатентованный Альфредом Томатисом, также известен как аудио-психо-фонология (АПФ).

Как проходит сеанс по методу Томатиса?

Ребенок или взрослый надевает беспроводные наушники, так называемые «электронные уши», в которых звучат специально обработанные музыкальные композиции. В основном, это музыка Моцарта или григорианского хора, так как в них содержится много высоких частот. Пока звучит мелодия, человек может делать что угодно: играть, рисовать, заниматься рукоделием и т. д. Занятие длится 1 или 2 часа.

Что же в это время происходит во внутреннем ухе? Для передачи звука используются 2 пути: через кости черепа и воздух. Звуковой сигнал заранее обработан по методу Томатиса, для него характерна ритмичная смена звуковой частоты и интенсивности, поэтому он стимулирует мышцы внутреннего уха, активируя при этом моторные и слуховые функции.

В каждом конкретном случае характеристики звукового сигнала, передаваемого через «электронные уши», подбираются индивидуально, в зависимости от проблемы, которую нужно скорректировать.

Когда рекомендован метод Томатиса?

Аудио-психо-фонология работает в 7 направлениях.

Кстати, занятия по Томатису рекомендованы и беременным женщинам в период подготовки к родам. Считается, что это способствует психоречевому развитию ребенка еще в утробе матери.

Какие есть результаты

Канадский Центр Томатиса недавно опубликовал данные по результативности АПФ у более чем 400 детей и подростков с различными нарушениями слуха, речи, поведения, обучения. Более 95% родителей подтвердили, что у их детей есть существенные улучшения после курса сеансов по методу Томатиса, в частности:

Доказано, что дети, прошедшие слуховые тренировки, лучше воспринимают речь и запоминают полезную информацию, например, у многих из них проявляются способности к языкам, они начинают учиться с большим удовольствием, так как учеба дается легче, они чувствуют себя более уверенными, умеют управлять своим голосом, эмоциями. У них быстрее развивается речь, мелкая и крупная моторика, воображение, мышление, память.

Эффект слуховых тренировок АПФ сохраняется в течение нескольких лет, во многих случаях – навсегда.

Противопоказания

Терапия по методу Альфреда Томатиса противопоказана при следующих состояниях:

Других противопоказаний не выявлено. В некоторых случаях после сеанса могут возникать проблемы со сном, аппетитом, поведением, но они исчезают в течение 1-2 недель.

Стоимость занятия по методу Томатис (на оборудовании «РуЛисен»), возможна рассрочка. Скидки до 90% — подробнее о скидках в разделе «Цены»:
1-я сессия — 30 дней (по 60 мин. каждый день) или 15 дней по 120 минут30 000 руб
2-я сессия — 30 дней (по 60 мин. каждый день) или 15 дней по 120 минут30 000 руб
3-я сессия — 11-15 дней (по 120 мин. каждый день)30 000 руб

Дата публикации: 17.03.2017. Последнее изменение: 16.12.2021.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *