Банковское сопровождение и банковская гарантия в чем разница
44‑ФЗ простым языком. Часть 4
В этой части речь пойдет о банковском сопровождении контракта, отмене закупки и антидемпинговых мерах.
Банковское сопровождение контрактов
Правительство имеет право установить банковское сопровождения контрактов: требования к банкам, отбору, условиям договоров, банковским отчетам. Конкретные случаи, когда требуется банковское сопровождения контрактов, могут устанавливать:
При банковском сопровождении все расчеты по контракту отражаются на счетах, которые открываются в специально отобранных банках.
Отмена закупки
После публикации закупки у заказчика могут возникнуть обстоятельства, из-за которых необходимо отменить процедуру. Он вправе отменить любую закупку, кроме запроса предложений. Заказчик объявляет об этом:
Если срок отмены истек, то отменить закупку можно только из-за обстоятельств непреодолимой силы.
Заказчик размещает информацию об отмене в ЕИС в день принятия решения, меняет план-график и не вскрывает конверты с полученными заявками участников закупки.
Закупка считается отмененной, как только заказчик объявил об этом в ЕИС. Также он обязан сообщить об этом всем, кто успел подать заявки. Заказчик несет ответственность перед участниками, которые подали заявку, только если в результате отмены они понесли убытки.
Антидемпинговые меры
Закон 44 ФЗ устанавливает меры против продажи товаров по искусственно заниженным ценам. Эти меры действуют при проведении конкурсов и аукционов.
Добрый день. Недавно узнала что в конкурсную документацию про проведении открытого конкурса на проведение научно-исследовательских работ можно включать не только максимальную, но и минимальную цену в качестве антидемпинговой меры. Заявки с ценой ниже минимальной принимают к рассмотрению и участвуют в сопоставлении. Вот только в этом случае снижение цены ниже минимальной не повышает шансы поставщика на победу.
Пример 1.НМЦК равна 1000, а минимальная цена равна 799 (производство и поставка продукции сегодня стоит не меньше 799). Заказчик заранее публикует такую систему оценки, в которой у поставщика нет рациональных оснований предлагать намеренно заниженную цену. Заявка с ценой 600 не будет иметь никаких преимуществ по сравнению с заявкой по цене 799. И за цену в 799, и за цену в 700, и за цену в 600 по критерию «цена заявки» участники получат равные и максимально возможные 5 баллов.
Критерий Порядок присвоения баллов Удельный
вес критерия
0 баллов 1
балл 2 балла 3 балла 4 балла 5 баллов
Цена 1000 От 950 до 999 От 900 до 949 От 850 до 899 От 800 до 849 Менее 800 45%
В итоге победителем будет не тот, кто предложит цену 600, а тот, чьи прочие условия заявки были лучше.
Не будет ли данная процедура противоречить Постановлению Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085
(ред. от 14.11.2016)
«Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
В подзаконном акте ПП РФ N 1085 28.11.2013 утверждены общие правила оценки заявок и представлен перечень предельных величин значимости критериев оценки.
Так для закупок НИОКР минимальная значимость критерия «цена» для заявок, в которых не демпингуют, — 20%. По правилам 44-ФЗ заказчик может включить условие, по которому в заявке с демпингующей ценой значимость критерия «цена» будет равна 10%.
Особые условия для оценки заявок для закупок НИОКР описаны в ч.7,8 ст.37 44-ФЗ.
Каким госконтрактам требуется банковское сопровождение
Банковское сопровождение контрактов по 44-ФЗ — это способ проконтролировать использование бюджетных и инвестиционных средств в рамках поставок для потребностей государства. Условия по сопровождению заказчик включает в госконтракт.
Суть процесса в том, что исполнитель открывает обособленный счет в уполномоченном банке, заказчик отправляет туда платежи, а банк проверяет платежную документацию исполнителя на соответствие положениям контракта, проводит платежи и передает заказчику сведения об использовании денежных средств в ходе выполнения договора. Если где-то указано, что банковское сопровождение контракта не предусмотрено, это значит, что нет надобности в добавочном финансовом контроле и банк для ревизии расчетов не привлекается.
Закон о контрактной системе оговаривает простой и расширенный виды банковского сопровождения (БСК).
Простое банковское сопровождение
Простые сопроводительные операции регламентируются подпунктом «а» пункта 3 постановления правительства № 963. Они заключаются в том, что банк не контролирует операции подрядчика, а лишь прослеживает действия по его счету и передает заказчику информацию о платежах. Высший исполнительный орган государственной власти субъектов РФ обязан установить условие о простом банковском сопровождении в государственном контракте в случае, если начальная (максимальная) цена контракта составляет от 10 млрд рублей и сделка имеет отличительные черты:
Местные органы власти устанавливают условия назначения финансового контроля сделок. Простое БСК для регионов назначается, когда сумма сделки свыше 1 млрд руб.; для муниципалитетов — свыше 200 млн руб.
Расширенное сопровождение банками
В п. 3 ч. 2 раздела I постановления правительства № 963 указано, что расширенное банковское сопровождение — это мониторинг расчетов плюс дополнительная проверка поставляемых товаров, работ, услуг на соответствие условиям договора. Результаты инспектирования передаются заказчику. Вот в каких случаях требуется банковское сопровождение контракта по 44 ФЗ в расширенном виде:
На местах госорганы требуют расширенного финансового контроля госзакупок, когда сумма сделки не менее 5 млрд руб. — для регионов и муниципалитетов.
Как выбрать сопровождающий банк
Заказчик или победивший исполнитель выбирают уполномоченный банк до начала закупки и прикладывают проект договора о БСК к проекту госконтракта. Чтобы банк имел возможность оказывать комплекс услуг, когда требуется банковское сопровождение контракта 44-ФЗ, он должен отвечать требованиям, указанным в п. 3 ст. 74.1 Налогового кодекса РФ и п. 10 правил банковского сопровождения:
Банк в праве сопровождать госконтракты, только если он включен в специальный перечень Министерства финансов, представленный на официальном сайте Минфина. Если банк в ходе сопровождения выбыл из списка, менять его не нужно, он продолжит сопровождение до полного выполнения контракта.
Дополнительные требования к банкам
Когда требуется еще и казначейское сопровождение сделки, убедитесь, что выбранный банк подключен к системе передачи финансовых сообщений Банка России. Это обязательное условие по пункту 10 правил, утвержденных постановлением правительства от 20.09.2014 № 963, и разъяснениями Минфина в письме от 27.11.2015 № 02-02-04/69287.
Вот в каких случаях банковское и казначейское сопровождение контракта по 44-ФЗ проводятся одновременно:
Если вы заключили сделку по гособоронзаказу, убедитесь, что выбранный сопровождающий банк:
Как установить требование о банковском сопровождении
Необходимость дополнительной финансовой проверки госзакупки обозначьте:
Если закупка подпадает под случаи БСК, а вы не включите в документацию условие о нем, последует наказание для обеих сторон:
Как составить договор банковского сопровождения
Договор с банком заключает поставщик. Содержание договора определено пунктами 13 и 14 правил банковского сопровождения контрактов, которые применяются, когда банковское сопровождение контракта является обязательным. В договор о простом БСК включите обязательные условия:
В договор о расширенном БСК добавьте:
Банковское сопровождение контракта по 44-ФЗ: когда нужно и как оформить
Разбираемся с простым банковским сопровождением
Есть два типа сопроводительных операций — простые и расширенные. В подп. «а» п. 3 ПП № 963 от 20.09.2014 указано, в каких случаях банковское сопровождение контракта по 44-ФЗ проводят в простом формате:
Разбираемся с расширенным сопровождением
Расширенное банковское сопровождение контракта по 44-ФЗ назначается в особых случаях. Вот когда оно понадобится (подп. «б» п. 3 ПП РФ № 963):
Требование о расширенных сопроводительных операциях устанавливается по указу государственных, муниципальных или местных органов власти. Банковское и казначейское сопровождение контракта по 44-ФЗ осуществляется, если заказчик приобретает товары, работы и услуги по решению правительства РФ с условием обязательного казначейского обеспечения договорных обязательств.
Выбираем банк
Не все кредитные учреждения оказывают банковское сопровождение госконтрактов по 44-ФЗ. Поставщик выбирает банк, который удовлетворяет установленным требованиям. Банковские организации вправе проводить сопровождение контрактов, если (п. 3 ст. 74.1 НК, п. 10 Правил банковского сопровождения соглашений):
Выбирают сопровождающую кредитную организацию как поставщики, так и заказчики. Если требуется банковское сопровождение контракта 44-ФЗ, исполнитель обязан заключить соглашение с банком. Выбор исполнитель или заказчик делают самостоятельно, сверяясь с перечнем на сайте Минфина РФ. Минфин ведет реестр кредитных организаций, которые лицензированы на сопроводительную работу с госконтрактами. Нельзя заключить соглашение с банком, если он не включен в этот перечень (п. 5, 10, 11, 12 Правил).
Если кредитную организацию исключили из реестра Минфина в ходе исполнения контракта, у поставщика нет необходимости искать новое сопроводительное учреждение. Сменить банк придется, только если правительство или местная администрация примут решение о досрочном прекращении соглашения о сопровождении госконтракта (п. 10 Правил).
Устанавливаем требование о банковском сопровождении
Такое требование необходимо установить еще до начала проведения закупки. Обозначьте условие о банковских сопроводительных операциях в информационной карте закупочной документации (п. 8 ст. 42, ч. 1 ст. 54.3, ч. 1 ст. 64 44-ФЗ), в проекте контракта (в разделе «Обязанности поставщика и заказчика», ч. 26 ст. 34 44-ФЗ) и в извещении (для этого предназначен блок «Обеспечение исполнения контракта»). Формулировки берите из Правил банковского сопровождения (пункты 6, 7 Правил).
Расширенный формат формулируйте в госконтракте в соответствии с пунктами 8 и 9 Правил. За отсутствие требований о банковском контроле (если они обязательны) заказчику грозит штраф в размере 3000 рублей (ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ).
Вот пример формулировок из заключенного госконтракта:
Составляем договор банковского сопровождения контрактов по 44-ФЗ
Заключение договора с банком — это обязанность победителя закупки (поставщика) и(или) соисполнителя. Если вы заключаете простое сопроводительное соглашение, внесите в него (п. 13 Правил):
Для расширенного сопровождения в соглашение придется включить и другие условия. Проверьте, чтобы исполнитель указал (п. 14 Правил):
В п. 4 Правил указано, что стоимость услуг кредитного учреждения зависит от цены контракта и варьируется от 1% (ЦК — 15 миллиардов рублей и выше) до 1,15% при цене госконтракта от 500 миллионов и до одного миллиарда рублей.
В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.
Банковское сопровождение контракта по 44-ФЗ: виды, случаи и порядок осуществления
Что такое банковское сопровождение контракта (БСК) по 44-ФЗ? Для чего оно необходимо и является ли обязательным? Какими нормативно-правовыми актами регулируется? Какие виды банковского сопровождения встречаются? Как выбрать банк для осуществления контроля и мониторинга? Какие условия и требования предъявляются к банкам и предоставляемой ими финансовой отчетности заказчику? Вопросов действительно много. Наша статья дает ответы на самые популярные из них.
Банковское сопровождение контракта и для чего оно необходимо
Что такое банковское сопровождение контракта?
Это процедура сбора, обобщения, систематизации и оценки банком платежных действий поставщика и предоставление их заказчику. Иными словами, это контроль над исполнением контракта, где в полной мере реализован принцип прозрачности и доступности информации. От поставщика требуется открыть отдельный счет в банке, на который впоследствии заказчик осуществляет платеж.
Для чего необходимо банковское сопровождение?
Для реализации целей федеральных и муниципальных нужд. Регулирование данного процесса происходит Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией на своем уровне путем нормативно-правовых актов.
Если контракт заключается с единственным поставщиком, то Правительство РФ имеет право установить НМЦК контракта. Данная цена учитывается при осуществлении банковского сопровождения для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Виды и тарифы банковского сопровождения
Банковское сопровождение делится на два вида:
Тарифы за расширенное банковское сопровождение при установленной цене контракта
Простое БСК проводится бесплатно для заказчика, а к расширенному применяются следующие тарифы:
Взимаемый процент рассчитывается исходя из цены контракта.
Порядок осуществления сопровождения
Где найти сведения о банковском сопровождении?
Неуказание заказчиком сведений о банковском сопровождении в документы закупки влечет за собой штраф в размере 3 тыс. руб. (ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ).
В обязанности победителя закупки входит заключение договора банковского сопровождения, иначе заказчик понесет названную ответственность, а поставщик попадет в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).
Требования к банкам и случаи установления банковского сопровождения
Требования к банкам при осуществлении БСК:
Данные требования регулируются Налоговым Кодексом РФ (п.3 ст.74.1) и Правилами осуществления банковского сопровождения контрактов (п. 10), являющимися неотъемлемой частью Постановления Правительства РФ от 20 сентября 2014 г. № 963.
Примечание: Список таких банков приведен на сайте Министерства финансов России. Список может меняться, поэтому при необходимости проверяйте наличие или отсутствие того или иного банка. При выборе банка победитель закупки или сам заказчик должны руководствоваться данным перечнем (п.5, п.10-12 Правил).
Еще следует сказать о дополнительном требовании к банку: система передачи финансовых сообщений Банка России должна иметь в пользователях данный банк, если наряду с банковским сопровождением осуществляется казначейское.
Бывает так, что в ходе выполнения контракта банк исключается из списка Минфина России. В этом случае заменить его нет никакой необходимости. Это нужно сделать только в том случае, если Правительство РФ, государственный орган субъекта РФ или местная администрация приняли решение досрочно прекратить сопровождение контракта таким банком (п. 10 Правил)
Случаи установления простого банковского сопровождения:
Предусмотрены случаи установления НМЦК контракта, заключаемого с единственным поставщиком:
Состав договора о банковском сопровождении
Состав и содержание договора описаны в п.13 Правил осуществления банковского сопровождения контрактов:
Условия привлечения банка
Условия привлечения банка поставщиком для реализации простого банковского сопровождения:
— производить расчеты, касающиеся исполнения контракта, на отдельном счете, открытом в банке, который производит сопровождение контракта;
— при заключении договоров с соисполнителями указывать условия расчетов, предусмотренных обязательствами исполняемого контракта;
— предоставлять заказчику необходимые ему сведения о соисполнителях (наименование, почтовый адрес, телефоны руководителя и бухгалтера, ИНН, код причины постановки на учет);
Условия привлечения банка заказчиком для реализации простого банковского сопровождения:
Условия расширенного сопровождаемого контракта с указанием обязанностей заказчика:
Следует отметить, расширенное сопровождение, кроме названных условий, должно отражать хотя бы одно из следующих условий (п. 9 Правил):
Требования к составу отчетов
Отчеты, формируемые банками, должны соответствовать ряду требований, приведенных ниже:
Заключение
Итак, банковское сопровождение – это система мер, направленных на отслеживание, аналитику и предоставление заказчику информации о соответствии поставляемого товара, выполняемых работ, услуг. Результаты банковской работы предоставляются заказчику по его запросу в сроки, установленные условиями контракта, а также в виде отчетов, выписок и иных финансовых документов.
БСК не является обязательным условием выполнения работ. Договор с банком заключается только в том случае, если есть необходимость в соответствующих услугах контроля и мониторинга.
БСК делится на два вида: простое и расширенное, которые предусмотрены Федеральным законом № 44 «О контрактной системе в сфере закупок». Данные виды сопровождения исполнения контракта регламентируются Постановлением Правительства РФ от 20 сентября 2014 г. № 963, его неотъемлемой частью являются Правила осуществления банковского сопровождения контрактов.
Также к указанным видам применяются условия и требования, которым они должны соответствовать. Кроме этого требования установлены к содержанию договоров на исполнение сопровождения и к банковским отчетам.
Список банков, имеющих право осуществлять данную деятельность, приведен на сайте Минфина. Эту информацию следует проверять при необходимости, т.к. сведения сайта периодически обновляются.
Банковское сопровождение контракта по 44-ФЗ
Принятие и вступление в силу №44-ФЗ привело к формированию новых правил функционирования контрактной системы в России. В число важных нововведений вошло банковское сопровождение контрактов (сокращенно – БСК). Порядок его проведения регламентирован статьей 35 №44-ФЗ и отдельным ПП №963 (датируется 20.09.2014). Рассмотрим подробнее, что это – банковское сопровождение договора, производимое в рамках госзакупок по №44-ФЗ.
Для чего нужно БСК
Под банковским сопровождением понимается контроль исполнения контракта, заключенного по итогам проведения закупки, который производится уполномоченной финансовой организацией на основании специального договора. Целью подобной услуги становится обеспечение прозрачности расходования денежных средств, выделенных из бюджетов разного уровня.
Договор на проведение БСК заключается со всеми участвующими в исполнении контракта сторонами. В числе последних: заказчик, подрядчик, субподрядчики и другие заинтересованные лица в статусе ООО или ИП.
Виды банковского сопровождения контракта
Положения ПП №963 позволяют разделить рассматриваемую услуга на две разновидности. Каждый вариант БСК следует рассмотреть и описать более детально:
Стоимость БСК
Как было отмечено выше, простое БСК не предусматривает взимания платы за предоставление услуги. Предельная величина комиссии за расширенное банковское сопровождение регламентирована положениями ПП №963, рассчитается в зависимости от цены договора и составляет:
Когда необходимо заключать договор на проведение БСК
Простое БСК нужно использовать при выполнении любого из двух условий. Первое – начальная цена государственного контракта составляет более 10 млрд. руб. Второе – ограниченный срок действия поставленного товара или услуги рамками одного жизненного цикла. Кроме того, мониторинг исполнения договора по итогам закупки по №44-ФЗ требуется осуществлять, если он контракт с единственным поставщиком (сокращенно – ЕП) на сумму от 10 млрд. руб.
Расширенное БСК следует применять при выполнении хотя бы одного из следующих условий:
Специальные условия проведения БСК установлены для госзакупок, которые проводит в качестве заказчика Минпромторг. В этом случае следует руководствоваться положениями Распоряжения ПП №1658-р (датируется 03.08.2017).
Порядок проведения БСК
Предоставление услуги БСК предусматривает работу банка сразу по нескольким направлениям. Основные этапы привлечения финансовой организации к контролю над реализацией государственного контракта следует рассмотреть отдельно.
Где указаны сведения о банковском сопровождении
Необходимость заключения договора на БСК обязательно указывается в тендерной документации. Речь идет о следующих документах:
Требования к банкам при осуществлении БСК
К банкам, которые проводят сопровождение государственных и муниципальных контрактов, предъявляется несколько требований, обязательных для выполнения. В их числе:
Еще одним обязательным условием становится аккредитация банка Минфином России. Перечень финансовых организаций, имеющих право производить банковское сопровождение контрактов и выдавать гарантии в рамках №44-ФЗ, размещается в свободном доступе на сайте контролирующего ведомства.
Договор БСК
Основанием для предоставления услуги БСК становится договор. Его содержание включает следующие обязательные сведения и условия сотрудничества:
Грамотная работа специалистов банка, предоставляющего услугу БСК, обеспечивает жесткий контроль над движением бюджетных средств. Результатом становится эффективность их расходования и четкое выполнение условий государственного контракта, заключенного по итогам проведения госзакупки в рамках №44-ФЗ.
Успешное применение БСК привело к появлению и востребованности услуги банковского сопровождение коммерческих контрактов. Она применяется на сегодняшнем финансовом рынке заказчиками самого разного юридического статуса, прежде всего – крупными частными компаниями.
Часто задаваемые вопросы
Что понимается под БСК?
Банковское сопровождение контракта – это специализированная финансовая услуга, целью предоставления которой становится контроль над расходованием бюджетных средств и точное выполнение контрактных условий.
Каковы цели осуществления БСК?
Основной задачей банка, оказывающего услуги банковского сопровождения, становится контролирование перемещения выделенных из бюджета средств для их целевого расходования.
Какие виды банковского сопровождения государственных контрактов применяются на практике?
Различают два вида рассматриваемой услуги – простое и расширенное БСК. В первом случае деятельность банка ограничивается мониторингом движения денежных средств. Во втором речь идет о контроле над исполнением базовых условий контракта.
Какие банки имеют право предоставлять услуги БСК?
Как определяется стоимость банковского сопровождения?
Простое БСК не предусматривает взимание платы. Комиссия за расширенное банковское сопровождение рассчитывается в процентах от суммы контракта и регламентируется контролирующими финансовый рынок органами.