Баптисты и православные в чем разница
Православие и баптизм: отношение и мнение о религии, главные отличия от православной церкви
Современное христианское общество представлено тремя течениями, это православие, католицизм и протестантизм. Каждая церковь доказывает свою истинность, основываясь на разных принципах. Иисус оставил верующим в Него людям всего две заповеди, любить Бога и любить ближнего своего. Если каждая религия стоит на этих принципах, то в чем различие между ними?
Чем отличается православие от баптизма и что между ними общего?
Немного истории
Уходя к Творцу на небо, Иисус оставил на земле небольшое количество последователей, которые объединились в единое общество, церковь. Это не было определенное здание.
Первых христиан объединяло учение Спасителя. стремление донести до всех народов весть о возможном спасении через веру в Живого Бога и вечной жизни. (Матв. 28:19)
Важно! Основой христианства стала вера в Иисуса, Бога-Сына, который вместе с Богом-Отцом и Святым Духом являют Святую Троицу. В нее верят все христиане, как православные, так католики и протестанты.
Затем христиане стали строить дома молитвы, храмы, создавать последования богослужений. В результате несогласия по вопросу Духа Святого, единая церковь в 1054 году раскололась на православие и католицизм.
В православии, которое всегда было самым ортодоксальным, появились свои течения. Католицизм продолжал обрастать обрядами и нововведения, так появились индульгенции, по которым за деньги можно купить себе прощение от грехов. Роль спасительной силы Крови Христа уже не имеет значения в этом случае, ее заменила мамона.
Читайте о других религиях:
Это стало одной из причин откола от католицизма части верующих под предводительством Мартина Лютера в двадцатых годах шестнадцатого века. Новообразованная религия получила название протестантизм, основными отличиями которой стало отсутствие икон, индульгенций и замена ритуалов проповедями.
Несогласия среди христиан не прекратились, среди протестантов возникли новые конфессии:
Несмотря на некогда общие корни, к протестантским течениям необходимо относится с осторожностью. Многие из них (например, пятидесятники) представляют собой настоящие секты. Секта — это закрытая группа людей, объединенных своими религиозными убеждениями, где ограничена свобода личного мнения. Православным христианам нужно твердо стоять на своем учении, чтобы не поддаться на заманчивые уловки псевдоправославных сект.
Что такое баптизм
Не прошло и ста лет, как Джон Смит в 1609 году создал новое течение христиан, в основу которого было положено крещение людей в том возрасте, когда они осознают жертву Христа и готовы нести ответственность за свои грехи.
Как Спаситель умер на кресте и был погребен перед воскрешением, там и новообращенные верующие умирают для мира и воскрешают для Христа, поэтому принять жертву Спасителя можно только в сознательном возрасте.
Это стало причиной отказа баптистов от крещения младенцев. Малышей приносят в церковь и представляют перед Богом, прося в молитве благословения, защиты и милости Творца над ребенком и родителями.
Основные принципы баптизма
Отличия баптизма от православия
Православие и баптизм — два течения в христианстве, возникшие на одном корне, но имеющие множество различий в обрядах и соблюдении канонов.
Баптизм | Православие |
Баптисты признают Деву Марию избранной женщиной всех времен и народов, но не считают Ее святой, не поклоняются Богородице и не празднуют праздников, связанных с жизнью Божьей Матери. | В Святом Писании ничего не говорится о смерти Девы Марии, но по свидетельству 11 апостолов они были силой Духа Святого собраны в один день со всех уголков мира у постели умирающей Богородицы. Почившую Марию похоронили, а через 3 дня прибыл и Фома, он уговорил апостолов открыть доступ к могиле, чтобы попрощаться с Матерью Божьей. Каково же было их удивление, когда гроб оказался пустым. По великой милости и любви Божьей Дева Мария была вознесена на небо. Можно спорить по этому поводу, но факт остается фактом, и не один раз на протяжении веков Богородица чудным образом являлась людям в минуты опасности, ее видели тысячи людей |
Христиане веры евангельской не молятся за мертвых, они считают, что только живой человек может покаяться в своих грехах, кто не успеет, тот пойдет в ад, если не примет спасающую благодать Иисуса Христа | Православные верующие трепетно относятся к почившим, считая, что у бога все живые. Умирает тело, но не душа |
Поклонение иконам считается идолопоклонством, объяснение этому представители веры евангельской черпают в 3-ей заповеди, где сказано, что не создай себе кумира рукотворного | Представители православия могут возразить на это тем, что первым образом, оставленным людям, стал рушник, на котором Иисус оставил отпечаток Своего окровавленного лица. История православия знает несколько случаев появления нерукотворных образов на деревьях, стекле и других предметах |
На основании той же заповеди в баптизме отменили поклонение и молитвы святым, признав и это идолопоклонством | Православные верующие почитают святых, принимая их жизнь как пример истинного служения Богу, в конце которого нас ожидает вечная жизнь |
У протестантов нет единого правителя | Православные подчиняются Вселенскому владыке |
Баптисты не признают отшельничества, они считают, что достичь единения с Богом можно путем познания Его через Слово Божье | Высшим подвигом в православной религии является монашество, схимники |
По баптистским принципам чтение Библии обязательно, при этом они отрицаю Предание | Православные христиане также много и глубоко изучают Святое Писание, но при этом руководствуются не собственным пониманием, а толкованиями святых отцов Церкви |
В молитвенном доме звучат псалмы в исполнении группы представителей общины и всей церкви | В православном храме поет церковный хор |
Что общего между православием и баптизмом
Стоит ли православным бояться баптистов
Иногда среди православных людей можно встретить некий, чуть ли не мистический, страх, с которым они относятся к протестантам в целом и баптистам в частности. Любые протестантские движения нарекаются сектами, общение с такими людьми резко прерывается, появляется чуть ли не ненависть друг к другу.
Этому ли учил нас Христос? Конечно же, нет. Настоящий православный христианин не может ненавидеть или бояться представителя любой другой религии. Мы должны строго следить за собой, соблюдать все предписания православного вероучения, твердо стоять в истинной вере христовой.
К тем же людям, которые по какой-то причине ушли в протестантизм, мы не должны относиться предвзято и, тем более, свысока. Человек — это существо со свободной волей, и каждый из нас должен сделать собственный выбор своего пути. К сожалению, мы никак не можем повлиять на человека, который сознательно отрекается от истинного православия и выбирает протестантскую церковь. Мы можем скорбеть о нем, молиться и просить Господа привести его на верный путь. Но выбор всегда остается за конкретным человеком.
Если мы являемся верными членами Православной Церкви, если стараемся вести глубокую духовную жизнь, приступаем к Таинству Исповеди и Причастия, изучаем Святое Писание и творения святых отцов — нам нечего бояться общения с протестантами. Твердая вера в душе человека не сможет пострадать от проповедей иноверца. Поэтому мы все свое внимание должны направлять на исцеление собственной души, а не бояться других учений.
Более того, в обычной повседневной жизни мы спокойно можем дружить с протестантами, если удается обходить несогласия в вопросах веры. Для этого нужно обладать чуткостью и уважением друг к другу, но это намного лучше, чем плевать друг другу в спину. Последнее совершенно недопустимо для православного человека.
Кто такие баптисты и чем они отличаются от других христиан?
В нашей стране настороженно относятся ко всем религиозным конфессиям, кроме исконных. Большинство людей склонны видеть угрозу в том, что приходит с Запада и окружать непривычные верования страшными легендами и предрассудками.
Прочитав эту статью, вы узнаете кто такие баптисты, их отличая от других христианских течений и еще много интересного. «КтоТакой.com» — разъяснит!
Кто такие баптисты
Слово Баптист пришло из греческого языка, на котором были написаны тексты Нового Завета. «Баптизма» по-гречески означает «окунание» «погружение с головой».
Эта религиозная конфессия уделяет особое внимание таинству Крещения, до которого допускаются только люди сознательного возраста в знак осознанного стремления жить в соответствии с верой и духовного очищения.
Баптисты на богослужении
Что отличает баптистов от православных
7 основ веры евангельских христиан-баптистов:
Что баптизм запрещает:
Известные люди-баптисты:
Являются ли баптисты сектой?
Справка: Секта-понятие, которое используется для обозначения религиозной, философской или иной группы, отделившейся от основного направления и противостоящей ему.
Или оскорбительное название верований, отличающихся от господствующей религии.
Обычно у таких людей есть материальная или политическую заинтересованность в подчинении большого количества людей.
Отличительные признаки деструктивных сект:
«промывание мозгов», наркотики, секс, групповые «оргии», лишение свободного времени, имущества, ограничение внешних контактов.
Баптизм к деструктивным сектам ни в коем случае не относится.
Собственно христианская церковь делится на три большие направления: католицизм, православие и протестантизм. И баптизм-это одна из протестантских конфессий.
Внимание:
Теперь вы обладаете информацией и можете лично сделать выводы, чтобы без страха относиться к христианам других течений. Гораздо надёжнее присмотреться лично и тогда «По делам их – узнаете их»!
Истина Православия и миражи баптизма
Господи, благослови. По промыслу Божьему в течение нескольких лет мне и нескольким моим друзьям пришлось находиться в среде протестантов, а точнее, в общине баптистов, входящих в СЦ ЕХБ (совет церквей евангельских христиан баптистов). По милости Божьей к нам, грешным, мы вышли оттуда и влились в единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, в Церковь Православную. И теперь, имея некоторое представление о протестантизме изнутри, хотелось бы посмотреть на него с точки зрения православного человека. Вы спросите – зачем? Быть может, мой, хотя и незначительный, опыт поможет заблудившимся, предостережет неопытных, отрезвит доверчивых.
Вначале хотелось бы объяснить, почему я попал в секту баптистов. По промыслу Божьему, первым человеком, который появился на моем пути, после того как я стал интересоваться христианством, был православный священник, в прошлом терапевт. Он открыл мне глаза на многое, объяснил, где купить Библию, предлагал крещение. Но я по своей гордости и высокоумию отверг путь пастухов, а избрал путь волхвов. Это произошло потому, что я слишком многому из того, что он мне рассказал, не поверил. Я хотел узнать все сам.
По милости Божьей, в то самое время, когда я купил Библию, мне «случайно» подарили «Закон Божий». И это помогло мне приобрести некоторые здравые понятия о Боге, вере, Библии.
Сейчас очень много людей, которые называют себя христианами. Но как сказано: «Не всякий говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного». В этом все дело ‒ либо мы принимаем волю Отца, либо отвергаем. И православный священник и «Закон Божий» мне ясно указывали волю Божью, т.к. встреча со священником и получение книги произошло без участия моей воли. Но, прочитав Евангелие, я нашел много того, что, как мне думалось, не соответствует в Православии Евангелию – пышность одежд священников, украшение храмов, иконы, обряды, непонятный язык. Все это казалось мне полной противоположностью Евангелию.
И я поступил так, как пишет святой апостол Павел в послании к Римлянам. Я осудил всех вокруг себя вместо того, чтобы осудить себя. Я евангельскую мерку приложил не к себе, а к другим, и в том числе к Церкви, а себя я оправдал. И теперь я искал единомышленников, тех, кто сделал то же, что и я, и они не замедлили найтись. Это оказалась секта баптистов, входящая в СЦ ЕХБ.
СЦ ЕХБ знаменит тем, что практически все пресвитеры, которые отвечают за конкретные общины, провели от 1 до 12 лет в тюрьме. Высоким уровнем внешнего благочестия – не курят, не пьют, не ругаются. Называют себя святыми и спасенными. Благожелательно относятся друг к другу и ко всем. Постоянно изучают Библию. А потому претендуют на звание истинных христиан.
Поэтому, когда я первый раз попал в общину, то на пресвитера я смотрел, по меньшей мере, как на пророка или апостола. Мне казалось, что он видит меня насквозь и читает все мои мысли.
Лица остальных членов общины показались мне приветливыми и чистыми, что так и было на самом деле, т.к. баптисты не курят и не пьют, и по отношению к новеньким ведут себя приветливо.
Чтобы освоить Библейский текст и хотя немного осмыслить его, потребовалось несколько лет. В течение этого времени пришлось изучить несколько протестантских учебников, приобрести четыре различных перевода Евангелия на русский язык. Говорил много проповедей, выезжал с группами миссионеров, посещал заключенных в лагере. Казалось, что все складывается превосходно. Но был очень горд, а потому в общине протестантов мне часто сильно доставалось ‒ Господь смирял меня.
Тяжело пережив это событие, продолжал трудиться дальше, хотя передо мной часто вставал вопрос, а что такое Православие, и почему мои друзья туда ушли. Я встречался изредка с ними, желая узреть в них некое новое качество.
В общине все больше задавал вопросов по Евангелию – и практически всегда получал ответы, которые не насыщали души. Ведь душа может насытиться только истиной, и все неверные и неполные ответы только возбуждают ее, а не приносят удовлетворения. Тем более что новых вопросов было все больше, а удовлетворительных ответов все меньше. Все больше видел разницу между тем, что говорилось в собрании на проповеди, и что происходило в жизни.
Общину сектантов в основном скрепляют родственные и душевные связи. Пока ты всем улыбаешься и делаешь то, что они хотят, то все в порядке. Но стоит произойти какому-то конфликту или огорчению, то тогда ‒ беда. Любовь вдруг испаряется, и по отношению к тебе возникает крайне настороженное отношение. Если ты согрешаешь, то следует осуждение, вместо того, чтобы молиться за согрешившего. Все внешне стараются придерживаться установленных правил, а твоя внутренняя жизнь мало кого интересует, и даже самого тебя. Ты спасен, раз веришь во Христа, и внешне у тебя порядок. А значит, твоя главная задача – спасать других. Это приводит к полному отсутствию труда над своей собственной душой.
Я не понимал, что покаяние должно стать привычкой, входящей в состав нашего характера – для полного смытия греха, гнездящегося в нас. Евангелист Матфей 5:4 «Блаженны плачущие, ибо они утешатся». А кроме избавления от греха, вошедшего в привычку, надо и добронравие в себе насадить и возрастить при помощи благодати Божией. «Сорняки» растут, их тоже надо выкорчевывать, а иначе получается так. Сказал – «я болен», и болезнь проходит. Да нет, болезнь нужно лечить до конца жизни, и без помощи Божией ничего не сделаешь.
В какой-то момент я отчетливо начал видеть, что разница между всеми конфессиями в различном понимании Св. Писания. Тогда встал вопрос, кому верить и почему? Все протестанты подходят к объяснению тех или иных мест Священного Писания с позиции разума, как понимаю, так и объясняю.
Много читал протестантских книг с привлекательными обложками и многообещающими названиями, которые обещали научить истинно-христианской жизни. Часто казалось: ну, вот эту главу пойму или прочитаю, и откроется самое главное, после чего и начинается истинно-христианская жизнь. Но все эти книги оказывались миражами ‒ они давали бесплодные советы, которые ни к чему не приводили.
Читая некоторых авторов протестантов (Марцинковского), узнал о существовании книги «Добротолюбие» – творения святых Отцов и Учителей Православной Церкви – и приобрел ее. Некоторые протестанты с большим уважением относились к святителю Иоанну Златоусту ‒ я приобрел и его книги. Начал пытаться все это читать, но многое было не по зубам ‒ особенно в «Добротолюбии».
В этот момент мне в руки попали две книги ‒ одна протестантская – Каргеля «Христос освящение ваше», другая ‒ православная ‒ святителя Феофана Затворника «Что есть христианская жизнь, и как на нее настроиться».
Я увидел колоссальную разницу в понимании жизни, Евангелия, человека. Феофан Затворник на два порядка превосходил Каргеля. Феофан Затворник был точен и конкретен, понятен и глубок, Каргель же был расплывчат и сбивчив, темен и поверхностен. Я понял, что сравнивать протестантизм и Православие все равно, что сравнивать луну и солнце.
Еще одно сравнение двух других книг: протестантской ‒ «Счастье потерянной жизни» Н. Храпова и православной «Отец Арсений» ясно показало, что протестантизм – это стояние на земле с редкими взглядами на небо, а Православие ‒ это стояние на небе с редкими взглядами на землю. Иначе говоря, они отличаются, как небо и земля.
Однажды прочитал в случайной книге о смирении преподобного Сергия Радонежского. Как один мужик – крестьянин, длительное время унижал его, не желая узнавать в нем известного к тому времени всей Руси преп. Сергия Радонежского. А он с такой любовью и терпением отнесся к нему, что даже мое грешное сердце мне сказало, что этот человек действительно смирен. В конце своей встречи с крестьянином Сергий сказал ему: «Ты правильно обо мне рассудил, а другие меня слишком высоко ставят». На меня этот пример произвел необыкновенное действие – я вдруг понял, что истина часто не нуждается в доказательствах ‒ она покоряет сердце потому, что она истина. Мне вдруг открылось, что мне бесконечно далеко до такого смирения.
Последним толчком к уходу в Православие была поездка в монастырь. Там, вопреки монастырским правилам, нас поселили к одному послушнику из-за того, что негде было ночевать. То, как он жил, поразило меня – отсутствие элементарных удобств, комната с полуобвалившимися стенами, спание на досках, длинные молитвы по ночам, из одежды – фуфайка, из обуви – туфли и сапоги. И я понял, что-то, что я делаю, не стоит и одной десятой того, что делал этот парень. Там же в этом монастыре жил и другой человек, который с этого начинал, и к настоящему моменту достиг прозорливости и чудотворения. Вот учение, вот жизнь, вот плод.
В последний момент перед уходом из общины было очень тяжело. Казалось, что раз я понял искажения протестантизма и истину Православия, то можно что-то сделать для людей в общине. Но потом я понял, что обману себя и других. Стать православным в секте нельзя, а следовательно, и спастись, а раз так, то как же можно помочь другим? Могу сказать, что этот выход из общины дался мне чрезвычайным усилием всех сил. И я просил не о себе, но о детях своих (у меня их трое), часто со слезами ‒ «Господи, выведи, если я в заблуждении». И Господь вывел. Слава Тебе, Господи! Молитвы моих друзей православных тоже имели большое значение. Я многому научился, находясь в общине, а самое главное, что, находясь там, я понял, что истина в Православии. А протестантизм только претендует на истину – как мираж в пустыне видится издалека оазисом.
Погнавшись за этим миражом, я понял, что высокий уровень внешнего благочестия приводит к лицемерию, фарисейству и осуждению других. Люди внешне благочестивы, самоправедны без праведности Христа, самосвяты без святости Божией, полны внутренней нечистоты и не замечают этого.
Подвиг страдания за Христа в лагерях и зонах оказывается всесожжением без послушания Церкви, а, следовательно, и Богу, и является плодом гордости и самопрославления.
Хорошие отношения друг с другом основывались на личной симпатии. При огорчениях и обидах любовь превращалась в лучшем случае в равнодушие, неприязнь, а в худшем в ненависть. Т.е. любовь имела душевный, а не духовный корень.
Знание Евангелия вело к гордости и упорству в своих заблуждениях при столкновении с истиной. Знание Евангелия оказывалось знанием по букве, а не по духу. Евангелие в руках протестанта является мечом, который поражает своего владельца. Протестантское учение оказалось миражом источника вод, который не насыщает и не напояет.
Из всего этого можно сделать вывод, что протестантизм ‒ христианство искаженное. А ведь это все равно, что кривое зеркало, правдивая сказка или честный вор. Ведь в кривом зеркале не увидишь своего настоящего лица, правдивая сказка остается сказкой, а честный вор остается все же вором.
Истина Православия насытила ум и душу, начала очищать сердце. Оказалось, что впереди колоссальный труд по переделке себя. Господи, благослови меня на этом пути. Благослови всех, кто жаждет Тебя от всего сердца, и возбуди сердца тех, кто не знает Тебя ‒ взалкать по Тебе.
Почему христианские евангельские церкви имеют разные названия и как правильно себя представлять?
Немного истории
Уходя к Творцу на небо, Иисус оставил на земле небольшое количество последователей, которые объединились в единое общество, церковь. Это не было определенное здание.
Первых христиан объединяло учение Спасителя. стремление донести до всех народов весть о возможном спасении через веру в Живого Бога и вечной жизни. (Матв. 28:19)
Важно! Основой христианства стала вера в Иисуса, Бога-Сына, который вместе с Богом-Отцом и Святым Духом являют Святую Троицу. В нее верят все христиане, как православные, так католики и протестанты.
Троица обозначает единство Отца, Сына и Святого Духа
Затем христиане стали строить дома молитвы, храмы, создавать последования богослужений. В результате несогласия по вопросу Духа Святого, единая церковь в 1054 году раскололась на православие и католицизм.
В православии, которое всегда было самым ортодоксальным, появились свои течения. Католицизм продолжал обрастать обрядами и нововведения, так появились индульгенции, по которым за деньги можно купить себе прощение от грехов. Роль спасительной силы Крови Христа уже не имеет значения в этом случае, ее заменила мамона.
Читайте о других религиях:
Это стало одной из причин откола от католицизма части верующих под предводительством Мартина Лютера в двадцатых годах шестнадцатого века. Новообразованная религия получила название протестантизм, основными отличиями которой стало отсутствие икон, индульгенций и замена ритуалов проповедями.
Несогласия среди христиан не прекратились, среди протестантов возникли новые конфессии:
Несмотря на некогда общие корни, к протестантским течениям необходимо относится с осторожностью. Многие из них (например, пятидесятники) представляют собой настоящие секты. Секта — это закрытая группа людей, объединенных своими религиозными убеждениями, где ограничена свобода личного мнения. Православным христианам нужно твердо стоять на своем учении, чтобы не поддаться на заманчивые уловки псевдоправославных сект.
Служба и управление
Прояснив немного, кто такие баптисты, попробуем разобраться с тем, как же проходят их службы. Еженедельное богослужение они проводят в воскресенье, читаются проповеди и импровизированные молитвы, проходят пения с использованием инструментальной музыки. В будни баптисты тоже могут дополнительно собираться для молитвы и обсуждения Библии, чтения духовных стихотворений и поэм.
По своему устройству и управлению баптисты подразделяются на самостоятельные отдельные общины, или конгрегации. От этого они могут носить название конгрегационалистов. Продолжая тему «Евангельские христиане (баптисты) – кто такие?», нужно отметить, что какое бы название они ни носили, все баптисты ставят выше учения нравственную выдержку и свободу совести.
Задаваясь вопросом о том, кто такие баптисты, на чем основывается их вера, стоит отметить, что мистицизм секты выявляется в преобладании чувств над разумом. Все вероучение построено на крайнем либерализме, в основу которого вложено учение Лютера и Кальвина о предопределении.
Что такое баптизм
Не прошло и ста лет, как Джон Смит в 1609 году создал новое течение христиан, в основу которого было положено крещение людей в том возрасте, когда они осознают жертву Христа и готовы нести ответственность за свои грехи.
Как Спаситель умер на кресте и был погребен перед воскрешением, там и новообращенные верующие умирают для мира и воскрешают для Христа, поэтому принять жертву Спасителя можно только в сознательном возрасте.
Водное крещение у протестантов
Это стало причиной отказа баптистов от крещения младенцев. Малышей приносят в церковь и представляют перед Богом, прося в молитве благословения, защиты и милости Творца над ребенком и родителями.
Основные принципы баптизма
Протестантская церковь внешне отличается от православных храмов
Отличия баптизма от православия
Православие и баптизм — два течения в христианстве, возникшие на одном корне, но имеющие множество различий в обрядах и соблюдении канонов.
Баптизм | Православие |
Баптисты признают Деву Марию избранной женщиной всех времен и народов, но не считают Ее святой, не поклоняются Богородице и не празднуют праздников, связанных с жизнью Божьей Матери. | В Святом Писании ничего не говорится о смерти Девы Марии, но по свидетельству 11 апостолов они были силой Духа Святого собраны в один день со всех уголков мира у постели умирающей Богородицы. Почившую Марию похоронили, а через 3 дня прибыл и Фома, он уговорил апостолов открыть доступ к могиле, чтобы попрощаться с Матерью Божьей. Каково же было их удивление, когда гроб оказался пустым. |
По великой милости и любви Божьей Дева Мария была вознесена на небо.
Можно спорить по этому поводу, но факт остается фактом, и не один раз на протяжении веков Богородица чудным образом являлась людям в минуты опасности, ее видели тысячи людей
Что общего между православием и баптизмом
Баптисты признают Священное Писание как единственный источник вероучения
Как православные относятся к баптистам, ответ баптисту
Вопрос: Ваше отношение к баптистам? Считаете ли Вы их своими братьями и сестрами во Христе? Действительно ли Вы их любите, или это только слова? Многие церкви евангельских христиан-баптистов из Смоленской области хотят нести Евангелие в больницах, детдомах и т.д., но часто испытывают сильное давление со стороны РПЦ, которая часто не дает трудиться.
Ответ патриарха Кирилла: Православные христиане должны относиться ко всем людям, независимо от их религиозных убеждений, с уважением и любовью, как к своим ближним.
Даже в тех случаях, когда добрый подход наталкивается на преграду отчужденности и непонимания, нам следует руководствоваться словами Спасителя: «Если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?» (Мф. 5. 46-47).
Те из наших ближних и сограждан, кто носит имя христиан, особенно дороги нам, даже если они не разделяют всей полноты веры Православной Церкви. С евангельскими христианами-баптистами нас сближает общая вера в Триединого Бога, в воплощение Сына Божия ради нашего спасения, в богодухновенность Священного Писания.
При этом мы признаем, что Крещение не снимает с человека обязанности осмыслить свое место в Церкви, принимать активное участие в ее жизни. Русская Православная Церковь не может силой удерживать своих членов, сознательно и по личному выбору решивших покинуть ее.
При этом мы смотрим на крещенных, но невоцерковленных людей не как на внешних по отношению к Православию и нуждающихся в обращении, но как на тех, кому особенно необходимы пастырское попечение и поддержка именно внутри Церкви.
Когда же к таким людям, часто пользуясь их религиозным невежеством, обращаются с призывом отказаться от православной веры, которая им представляется в искаженном, карикатурном виде, — мы считаем такие действия неприемлемыми и противоречащими фундаментальным основам евангельской этики.
Так, 15 апреля 2004 года представители Русской Православной Церкви и Российского союза евангельских христиан-баптистов провели совместную конференцию на тему «Роль христианина в современном российском обществе», в ходе которой православные и баптисты выявили совпадение позиций по многим обсуждавшимся вопросам.
Есть основания надеяться, что примеры подобного взаимодействия будут иметь место и в дальнейшем.
Евангельские христиане-баптисты
Надо отметить, что основное развитие общины баптистов получили после второй половины XIX века. Это происходило в основном на Кавказе, на юге и востоке Украины, а также в Петербурге.
Согласно царской политике, из-за активной миссионерской деятельности баптистов отправляли в ссылки в Сибирь, подальше от центров их образования. За счет этого в 1896 году баптистами-переселенцами с Кавказа была образована первая община в Западной Сибири, центром которой стал Омск.
Чтобы ответить точнее на вопрос о том, кто такие баптисты-евангелисты, отметим, что прошло несколько десятков лет, прежде чем случилась деноминация – появились евангельские христиане-баптисты (ЕХБ), которые придерживались баптистского вероучения на территории бывшего СССР. Их направление сложилось из двух течений, возникших на юге России из общин баптистов 60-х годов XIX века и евангельских христиан 70-х годов XIX века. Их объединение произошло осенью 1944 года, а уже в 1945 году в Москве был образован Всесоюзный совет евангельских христиан и баптистов.
Баптисты и православные. Различия
Баптисты, как и православные, считают, что они – последователи Христа, и их вера истинна. И у тех, и у других Священное Писание – единственный источник учения, однако баптисты полностью отвергают Священное предание (письменные документы и опыт всей Церкви). Баптисты толкуют книги Старого и Нового Завета по-своему, как кто понимает. У православных обычному человеку это запрещается делать. Толкование священных книг написано святыми отцами под особым воздействием Святого Духа.
Православные верующие считают, что лишь нравственным подвигом достигается спасение, и гарантированного спасения не бывает, так как человек дар этот растрачивает по грехам своим. Православный приближает свое спасение посредством очищения души через таинства Церкви, благочестивой жизни и соблюдения заповедей.
Баптисты утверждают, что спасение уже свершилось на Голгофе, и теперь для него ничего не требуется, при этом даже не имеет значение то, насколько праведно живет человек. Они также отвергают крест, иконы и другие христианские символы. Для православных же эти составляющие – абсолютная ценность.
Баптисты отвергают небесную святость Богоматери и не признают святых. Для православных же Богоматерь и святые праведные – защитники и ходатаи о душе перед Господом.
У баптистов нет священства, в то время как у православных службу и все церковные таинства может совершать только священник.
У баптистов нет и особой организации богослужения, молятся они своими словами. Православные по четкому последованию служат Литургию.
При крещении баптисты погружают крещаемого один раз в воду, православные – трижды. Баптисты отвергают мытарства души после смерти и поэтому не отпевают усопших. У них он, умирая, сразу попадает в рай. У православных существует специальный чин отпевания и отдельные молитвы по умершим.
Кто такие отделенные баптисты
Как говорилось выше, секты постоянно видоизменяются и дальше раскалываются на новые образования, поэтому баптистские общины, вышедшие из состава Совета церквей ЕХБ, называются отделенными или автономными. В 70-80 годах они были зарегистрированы как автономные общины, которых уже к 90-м появилось огромное количество за счет активной миссионерской деятельности. И они так и не вступили в централизованные объединения.
Что касается темы «Кто такие отделенные баптисты в Сухуми», то именно таким образом образовалась и данная община. Она, отделившись от главного центра, стала вести свою автономную деятельность на территории Абхазии с главным центром в Сухуми.
То же самое касается и вопроса о том, кто такие отделенные баптисты в Мухуми. Все это отдельные баптистские общества, которые никому не подчиняются и ведут самостоятельную жизнь в соответствии со своими правилами.