Башмаки в двигателе что это такое
Что такое башмак цепи ГРМ?
Башмак предназначен для натяжения цепи ГРМ. Именно благодаря данному элементу цепь не болтается, а остается туго натянутой при любых оборота мотора. Это обеспечивает стабильную работу ДВС. Далее мы рассмотрим более подробно, что такое башмак цепи ГРМ, как он работает, а также обратим внимание на распространенные неисправности элемента.
Для чего нужен?
Данный элемент можно видеть на всех автомобилях, где вместо ремня ГРМ используется цепь. В конструкции авто башмак совместно с натяжителем выполняют сразу несколько функций:
Натяжитель находится между шстернями коленвала и распредвала, а сам башмак – между натяжителем и цепью.
Особенности конструкции
Детали делятся на несколько групп и подбираются в зависимости от модели машины. Различаются они по материалу изготовления:
Изначально данная запчасть имела металлическую основу. Позже появились высокопрочные пластиковые аналоги с ребрами жесткости.
Неисправность элемента
При запуске двигателя вы слышите сильно дребезжание? Одно из возможных причин – неисправность башмака. При износе данного элемента в первую очередь ослабевает цепь, и как следствие – составляющие двигателя изнашиваются быстрее.
Как понять, что причина именно в рассматриваемой детали? Если вы хотите провести диагностику своими силами, в первую очередь придется снять крышки распредвала. На этом этапе вы сможете визуально оценить состояние запчасти и при необходимости произвести ее замену. Это решит проблему.
Техническое обслуживание
В техобслуживании автозапчасть не нуждается, но со временем неизбежно изнашивается. Как правило, ломаются пластиковые составляющие: рабочая поверхность или накладки. В некоторых случаях элемент деформируется.
Вы подбираете запчасти для ремонта машины? Интернет-магазин «Техничка-Экспресс» обеспечит вас всем необходимым! В нашем каталоге вы найдете огромный выбор автозапчастей от проверенных производителей.
Что такое башмак натяжителя цепи? Как он заменяется? Где применяется?
Добро пожаловать!
Башмак натяжителя цепи, кто то об этой вещи слышит впервые а кто то уже и до этого имел с ним дело. Сегодня мы поговорим о том, что же такое башмак натяжителя цепи, какую роль он выполняет в двигателе, на каких автомобилях используется, а так же практически в самом конце стать вы узнаете о том, как заменить башмак на автомобиле.
Что такое башмак натяжителя цепи и какую роль он выполняет в двигателе?
Порой само название говорит за себя. В основном башмак обеспечивает натяжение цепи «ГРМ» при её работе, как на низких так и на высоких оборотах двигателя. Кстати за счет башмака цепь не болтается при езде, а сидит очень туго на звездочках, что позволяет автомобилю получить устойчивую работу двигателя. При износе башмака натяжителя цепи, первая проблема которая появляется у двигателя так это ослабевание цепи, что в свою очередь приводит к ускоренной поломке двигателя.
На каких автомобилях используется башмак натяжителя?
Он присутствует на всех автомобилях, на которых устанавливалась с завода вместо ремня «Газо-Распределительного Механизма» цепь «ГРМ». Чтобы подробнее узнать на каких автомобилях он установлен, заглянем для этого в историю «АВТО-ВАЗА» и узнаем какие же автомобили оснащались цепным приводом «ГРМ». А цепью по сути оснащались все автомобили классического семейства начиная с ВАЗ 2101 и заканчивая ВАЗ 2107. А так же цепью оснащалось большинство автомобилей семейства «Нива», ни считая модель «Шевроле-Нива FAM1» которая была с двигателем от «Опеля» и оснащалась ременным приводом «ГРМ». Все вышеперечисленные автомобили и оснащались башмаками натяжителя цепи, кроме конечно же «Шевроле-Нива FAM1».
Как заменить башмак натяжителя цепи?
Дополнительные видео материалы:
Если вы хотите узнать больше информации про башмак натяжителя цепи, то в таком случае полностью просмотрите интересный видео-ролик который приведён чуть ниже:
Примечание!
В видео ролике начиная с «0:14» сек. и заканчивая «3:40» мин. будет продемонстрирован самодельный башмак натяжителя, если вам это не нужно, то вы в любое время можете получить информацию про штатный башмак натяжителя цепи перемотав видео-ролик до «3:40» мин!
Башмак натяжителя: надежная работа цепи привода ГРМ
В поршневых двигателях с цепным приводом газораспределительного механизма обязательно присутствуют такие детали, как натяжитель цепи и башмак натяжителя. О том, что такое башмак натяжителя, зачем он нужен, каких типов бывает и как устроен, а также о верном выборе и замене башмаков — читайте в статье.
Что такое башмак натяжителя
Башмак натяжителя — компонент натяжного устройства цепи газораспределительного механизма поршневых двигателей внутреннего сгорания; металлическая или пластиковая деталь, передающая и распределяющая нагрузку от натяжного устройства на цепь ГРМ с целью обеспечения необходимой степени ее натяжения.
В двигателях внутреннего сгорания привод газораспределительного механизма (ГРМ) реализуется с помощью ременной или цепной передачи от коленчатого вала. Для нормальной работы привода ГРМ необходимо, чтобы ремень или цепь имели определенную степень натяжения, в противном случае возможно самопроизвольное изменение фаз газораспределения. В цепных приводах ГРМ эта задача решается натяжным устройством (или просто натяжителем), усилие от которого на цепь передается через специальную деталь — башмак.
На башмак натяжителя возлагается три основных функции:
Башмак натяжителя является критически важной деталью для работы всего привода ГРМ, поэтому при любых поломках и выработке ресурса он должен подвергаться замене. Но прежде чем покупать новую деталь, следует разобраться в существующих типах башмаков, их конструкциях и особенностях работы.
Типы, конструкция и особенности башмаков натяжителей
Используемые сегодня в цепных приводах ГРМ башмаки натяжных устройств делятся на две больших группы:
Скользящие башмаки наиболее просты по конструкции — это цельная или составная деталь в виде дуги с большим радиусом кривизны, на внешней (выпуклой) поверхности которого выполнена площадка для скольжения ветви цепи. На одном конце башмака располагается проушина или петля под крепежный болт, с помощью которого деталь шарнирно монтируется непосредственно на блок двигателя или специальный кронштейн. У противоположного края башмака, с внутренней стороны (вогнутой) предусмотрен подпятник для упора толкателя натяжного устройства.
Скользящие башмаки бывают нескольких конструктивных типов:
Металлический башмак натяжителя с резиновой накладкой
Пластиковый башмак натяжителя
Пластиковые башмаки натяжителя с металлическими подпятниками
Классическими являются металлические башмаки натяжителей, которые сегодня можно встретить на автомобилях ВАЗ «Классика» и многих других. Такой башмак состоит из стальной штампованной дуги, с одной стороны которой выполнена петля для шарнирного крепления, а в качестве подпятника используется приклепанный или приваренный уголок. Для повышения жесткости конструкции с вогнутой стороны башмака отогнуты два невысоких борта (ребра жесткости). На выпуклой стороне детали нанесено антифрикционное покрытие — слой резины или пластика толщиной несколько миллиметров.
Более современные металлические башмаки изготавливаются методом объемной штамповки или литья из различных стальных сплавов, а также из алюминиевых сплавов. Для повышения жесткости в детали предусмотрены ребра жесткости, в отверстии под крепежный болт устанавливается стальная втулка, а подпятник может выполняться в виде износостойкой полимерной накладки.
Пластиковые цельнолитые башмаки, как можно понять по названию, изготавливаются из пластмасс с высокой устойчивостью к износу методом литья под давлением. Конструктивно это та же дуга с большим радиусом кривизны и гладкой рабочей (выпуклой) поверхностью и проушиной для крепежного болта. В теле детали могут формироваться ребра жесткости. Чаще всего в качестве материала для изготовления таких башмаков используются полиамиды различных типов (PA6, PA66, они же нейлон и капрон). В некоторых пластиковых башмаках используются стальные подпятники и вставные втулки под крепежный болт.
Пластиковые составные (композитные) башмаки натяжителей в целом повторяют описанную выше конструкцию, однако их основание изготавливается из обычных видов пластика, а выпуклая поверхность покрывается слоем износостойкой пластмассы. Также в детали может устанавливаться втулка под крепежный болт и металлический подпятник для штока натяжного устройства.
Шестеренчатые башмаки имеют более сложную конструкцию. Основу узла составляет металлический кронштейн, с одной стороны которого выполнено отверстие под крепежный болт, а с другой располагается шестерня (звездочка) на своем шариковом или роликовом подшипнике. Шестерня может быть одно- и двухрядной в соответствии с используемой в приводе ГРМ цепью. Такие башмаки обладают значительным ресурсом и могут годами служить без износа, однако для них характерен повышенный уровень шума и более интенсивный износ цепи из-за концентрации нагрузки от натяжителя в одной точке (в месте контакта шестерни с цепью). Шестеренчатые башмаки сегодня можно встретить на отечественных моторах ЗМЗ-405, 406, 409, 512 и некоторых других.
Расположение и количество башмаков натяжителей в двигателях
Башмаки всех типов располагаются у одной ветви цепи привода ГРМ (обычно у левой, при взгляде на переднюю часть двигателя). Деталь шарнирно монтируется на переднюю стенку блока двигателя или специальный кронштейн. Выпуклая сторона башмака или шестерня упирается в ветвь цепи, а в подпятник упирается толкатель натяжного устройства — так обеспечивается передача и распределение усилия от натяжителя на цепь. На высоких оборотах коленчатого вала и на переходных режимах башмак, плотно прилегая к участку цепи, гасит ее вибрации, выступая в роли успокоителя.
В двигателях может использоваться различное количество башмаков натяжителей:
Наиболее часто используется схема с одним натяжным устройством и одним башмаком, который обеспечивает натяжение единственной приводной цепи. В некоторых двигателях с цепью большой длины или двумя цепями используется два башмака — верхний и нижний, которые работают от одного натяжного устройства с двумя штоками. Также широкое распространение получили и двигатели, в которых привод ГРМ реализован с помощью двух цепей и промежуточного вала — в таких агрегатах у каждой цепи имеются собственные натяжители и, соответственно, башмаки (которые тоже называются верхним и нижним). В более сложных конструкциях могут использоваться три и более башмаков, однако к такому решению прибегают редко.
Вопросы подбора и замены башмаков натяжителей
Башмаки натяжных устройств работают в сложных условиях, подвергаясь износу, воздействию высоких температур, вибраций, агрессивных сред и других негативных факторов. Со временем детали изнашиваются и не могут нормально выполнять свои функции — в этом случае требуется их замена. О необходимости замены башмака свидетельствует повышенный шум со стороны привода ГРМ: изношенный или поврежденный башмак имеет меньшую толщину, поэтому даже при полном выдвижении штока натяжного устройства цепь все равно ослаблена, отчего возникают вибрации и характерный шум.
На замену следует брать только те детали, которые рекомендованы производителем силового агрегата. В двигателях новых автомобилей необходимо использовать башмаки только определенных каталожных номеров, установка деталей других типов может привести к потере гарантии. На возрастных двигателях допускается применение башмаков различных типов и моделей, главное, чтобы они имели определенные размеры и геометрию. Например, на двигатели ВАЗ «Классика» можно устанавливать стальные башмаки старого образца или пластиковые башмаки нового образца. А на некоторых силовых агрегатах различных марок автомобилей применяется одна-две модели башмаков, которые являются полностью взаимозаменяемыми.
Замена башмака натяжного устройства цепи требует значительных затрат времени, так как для доступа к приводу ГРМ в большинстве двигателей приходится демонтировать детали привода агрегатов и вентилятор, а затем снимать переднюю крышку. Сама замена башмака требует только выкручивания одного болта, демонтажа старого башмака и установки новой детали. Обычно после замены башмака каких-либо регулировок выполнять не требуется. Данные операции следует выполнять в соответствии с инструкцией по ремонту транспортного средства, а при неуверенности в своих силах — доверять работу специалистам.
При верном выборе и правильной замене башмака натяжителя цепи привод ГРМ будет функционировать надежно и эффективно на всех режимах работы двигателя.
Что такое башмаки в двигателе
Так все-таки — башмаки или звезды? Выбираем ГРМ Евро-3
Бренчит цепь на сброс газа, натяжители менял, не помогло 🙁
Езжу и терплю, терплю и езжу. Да переживаю — вытерпит ли двигатель?
Решил заказать Прогрессовский комплект ГРМ, заказывать буду с офф сайта, т.к. местные барыги в конец офигели, делают наценку в 2 тыщщи рублей.
Ну и встал выбор: башмаки или звезды?
выбор между двумя комплектами:
Сначала не мог понять чем отличаются комплекты, но после детального изучения понял, что они отличаются звездами — разрезные или нет, цепями — прибалтика и какая то европейская производителя, ну принципом нятяжения, башмак или звезда.
в общем определились три претендента:
Прошу помощи и советов, что купить и поставить, может что то совсем другое. Заранее спасибо.
зы. не забыть заказть транспортир.
upd 21.12.2016: заказал первый комплект 🙂
upd 13.01.2017: везли на черепахах, забрал сегодня 🙂
Замена штуцера и башмака натяжения цепи ГРМ ВАЗ 2106
Для замены штуцера и башмака натяжения потребуется:
Порядок выполнения работ
Перед началом работ необходимо снять воздушный фильтр — без его демонтажа добраться до башмака натяжителя невозможно. Работы выполняются в следующем порядке.
- Торцовой головкой на 14 откручиваются пять болтов крепления воздушного фильтра. Фильтр снимается.
Видео: замена натяжителя цепи ГРМ ВАЗ 2106
Ремонт башмака натяжителя цепи ГРМ ВАЗ 2106
Натяжительный башмак ВАЗ 2106 ремонту не подлежит. Если он ломается (например, из-за усталости металла), то сразу меняется на новый.
Поверхность башмака покрыта прочным полимерным слоем, который наносится производителем с использованием специального оборудования. Восстановить такое покрытие в гаражных условиях невозможно.
3 отзыва на Башмак шестеренчатый натяжения цепи ГРМ ВАЗ 2103, 2106, 2121, 21053, 2107 под двухрядную цепь 116 звеньев
Андрей (проверенный владелец) – 27.01.2018
Пришла посылка быстро с установкой проблем не возникло машина работает тише мне нравится всем советую пока
Андрей (проверенный владелец) – 27.01.2018
Хочу дополнить друзья башмак со звездой лутше брать с механическим натяжителем с демфером или полный комплект ГРМ когда я установил я решил отрегурировать клапана я при выкрученый свечках коленвала проварачивал рукой без проблем значи напряжение и сила трения цепи нету моя семерка работает как ласточка а выводы делать только вам пока
Андрей (проверенный владелец) – 29.04.2020
Ну вот пишу третий отзыв использования башмака стоит на 2107 уже 2года машину использую как в дрифте до отсечки так и в свободной езде проблем за время эксплуатации не возникло ни-ка-ких.
м102 замена башмака натяжителя цепи.
#1 ОФФЛАЙН Alex724842
День добрый))))
случилась неприятная вещь.
после трассы,км 300 проехал,появился цокот,стук звонкий из под клапанной крышки
сразу подумал что компенсатор заклинил.ездил так еще немного,сегодня купил комплект компенсаторов ИНА,думал поменяю,скинул клап.крышку,а у меня накладка башмака натяжителя цепи,вылезла наружу(( и цепь терлась и гремела о башмак натяжителя.
тем нашел километр на форуме,но там чаще всего двиг был снять с машины и разбирался.
у меня нету возможности пока вытащить двигатель,хотелось бы все попробовать сделать в гараже,вопрос:
1-можно ли снять переднюю крышку двигателя и заменить башмак,направляющие цепи?без снятия двигателя?
2-нужно ли снимать поддон и ГБЦ. (знаю тупой вопрос,но честно не помню как там устроено все,давно скидывал уже)
3-цепь однозначно под замену?менял ее года 1,5 назад,вверх она почти не поднимается от звездочки,метки все по нулям,но сама цепь по осевому люфту гуляет,видно все таки износ уже.
4-можно ли так проехать еще какое то время?я имею ввиду 100-300 км в городе?ведь износ идет только на цепь и на башмак?а их все равно менять.
спасибо!!жду ответа.
Mercedes Benz 230Е кузов W124
Двигатель:102.982
АКПП: 722.408
Шасси:1240231B302500
Год:1990
Философы пытались объяснить красоту. Инженеры просто сделали это.
#2 ОФФЛАЙН мамоныч
сам 1год назад менял,поставил Febi-сейчас опять сорвало накладку.Нужно снимать:поддон,лобовину всю.ГБЦ снимать не надо.Так не вставишь.
w124>230e>92г,юзаю с 96года
#3 ОФФЛАЙН mixxxxail
#4 ОФФЛАЙН Alex724842
Поддон снимается не снимая мотора, но надо его слегка поддомкратить, я снимал с подушек и домкратил. далее поддон вылазит без проблем!
Mercedes Benz 230Е кузов W124
Двигатель:102.982
АКПП: 722.408
Шасси:1240231B302500
Год:1990
Философы пытались объяснить красоту. Инженеры просто сделали это.
#5 ОФФЛАЙН mixxxxail
#6 ОФФЛАЙН lideer05
Поддон снимается не снимая мотора, но надо его слегка поддомкратить, я снимал с подушек и домкратил. далее поддон вылазит без проблем!
#7 ОФФЛАЙН мамоныч
Открутить подушки,стабилизатор,и опору коробки-поддомкратить мотор и все снимается
Применение [ править | править код ]
При закреплении подвижного состава башмаки укладывают под его колёса и продвигают подвижной состав для накатывания его колес на плоскую часть (полоз) башмака (иначе башмаки могут быть случайно изъяты или украдены). В случае невозможности укладывания башмаков с накатом, укладывают башмак с устройством закрепления его на рельсе, который не позволяет убрать башмак без специального ключа.
Принцип работы [ править | править код ]
Тормозной эффект основан на замене трения качения вагона трением скольжения тормозного башмака по рельсу и второго колеса заторможенной колёсной пары по другому рельсу. Скольжение вагона на тормозном башмаке называют юзом. Длина юза зависит от:
Виды тормозных башмаков [ править | править код ]
У тормозного башмака различают следующие основные части: полоз, накладка, борт, ручка.
Различают двубортные и однобортные тормозные башмаки. Двубортные тормозные башмаки более устойчивы и могут применяться на станциях для торможения на любой по ходу движения отцепов рельсовой нити.
Также могут быть тормозные башмаки с фиксаторами на рельсы (скобами), двухсторонние тормозные башмаки.
Двубортный тормозной башмак, вид снизу
Двубортный тормозной башмак, вид сбоку сверху (Германия)
Стойка с тормозными башмаками закрытыми на замок
Спаренные однобортные тормозные башмаки (Чехия)
Тормозной башмак установленный со скобой без наката (Россия)
Скоба для закрепления тормозного башмака, для установки и снятия необходим ключ
Тормозной башмак с встроенным механизмом закрепления на рельсе и ключ от него (Германия)
Двухсторонний тормозной башмак под колесом вагона (Германия)
Перекатывание колеса через тормозной башмак
Как заменить успокоитель
Для работы вам понадобятся:
Так за короткое время у себя в гараже можно легко осуществить замену успокоителя, сэкономив при этом около 700 рублей. Обычно эту сумму просят в СТО за аналогичную работу.
Читайте также:
Лада 2107 Семён › Бортжурнал › Замена цепи, успокоителя и башмака. Немного из воспоминаний…Было дело…
Lada 2107 1500SL 92′ › Logbook › Доработка штатного натяжителя цепи. Всем привет!После сборки движка…
>Замена гидронатяжителя цепи на Ниве и Chevrolet NivaВступлениеС цепью шутки плохи. Ослабленная цепь ГРМ определенно…
Зачем устанавливать цепи на колеса Цепи противоскольжения применяются на бездорожье, в гололед и для улучшения…
После сборки и установки привода распределительных валов необходимо отвернуть болты и снять крышки распределительных валов…