Баухауз что это в искусстве

Что такое Баухаус

Объясняем, как архитекторы школы Баухауc повлияли на современный мир, на примере пяти их проектов

Учебная программа состояла из трех курсов и представляла собой нечто совершенно новое. На подготовительном, или курсе основ, студентам давали базовые знания о цветах, формах, фактуре материалов, пропорциональных законах (ученики изучали функции дополнительных цветов, психофизическое воздействие различных форм и колористических решений). Затем шел прак­ти­ческий курс — работа в мастерских, где ученики сами делали вещи. На треть­ем, строительном курсе работали на строительной площадке. А вот историю искусства намеренно преподавали как можно позже — чтобы пред­от­вратить копирование и стилистические заимствования.

Баухауз что это в искусстве. Смотреть фото Баухауз что это в искусстве. Смотреть картинку Баухауз что это в искусстве. Картинка про Баухауз что это в искусстве. Фото Баухауз что это в искусстве

Баухауз что это в искусстве. Смотреть фото Баухауз что это в искусстве. Смотреть картинку Баухауз что это в искусстве. Картинка про Баухауз что это в искусстве. Фото Баухауз что это в искусстве

Баухауз что это в искусстве. Смотреть фото Баухауз что это в искусстве. Смотреть картинку Баухауз что это в искусстве. Картинка про Баухауз что это в искусстве. Фото Баухауз что это в искусстве

Баухауз что это в искусстве. Смотреть фото Баухауз что это в искусстве. Смотреть картинку Баухауз что это в искусстве. Картинка про Баухауз что это в искусстве. Фото Баухауз что это в искусстве

Баухауз что это в искусстве. Смотреть фото Баухауз что это в искусстве. Смотреть картинку Баухауз что это в искусстве. Картинка про Баухауз что это в искусстве. Фото Баухауз что это в искусстве

Баухауз что это в искусстве. Смотреть фото Баухауз что это в искусстве. Смотреть картинку Баухауз что это в искусстве. Картинка про Баухауз что это в искусстве. Фото Баухауз что это в искусстве

Баухауз что это в искусстве. Смотреть фото Баухауз что это в искусстве. Смотреть картинку Баухауз что это в искусстве. Картинка про Баухауз что это в искусстве. Фото Баухауз что это в искусстве

Школа просуществовала до 1933 года: с приходом к власти национал-социа­листов она была закрыта, но бывшие преподаватели и их многочисленные последователи еще долго использовали разработанные в Баухаусе методы. Баухаус оказал огромное влияние на развитие типографики, дизайна мебели, текстиля, одежды, и все же дисциплиной, объединявшей все направления эксперимента, оставалась именно архитектура. На примере пяти проектов мы объясним, как главные открытия Баухауса изменили представления о современной городской среде, архитектуре, дизайне и творчестве в целом.

1. Здание Баухауса в Дессау, Германия (1925)

Баухауз что это в искусстве. Смотреть фото Баухауз что это в искусстве. Смотреть картинку Баухауз что это в искусстве. Картинка про Баухауз что это в искусстве. Фото Баухауз что это в искусстве

Баухауз что это в искусстве. Смотреть фото Баухауз что это в искусстве. Смотреть картинку Баухауз что это в искусстве. Картинка про Баухауз что это в искусстве. Фото Баухауз что это в искусстве

Баухауз что это в искусстве. Смотреть фото Баухауз что это в искусстве. Смотреть картинку Баухауз что это в искусстве. Картинка про Баухауз что это в искусстве. Фото Баухауз что это в искусстве

В 1925 году школе пришлось переехать из Веймара в Дессау. Новое здание, свое­го рода манифест раннего Баухауса, спроектировал сам Вальтер Гропиус. Каждая функциональная зона имела свое объемно-пространственное решение и без труда определялась по внешнему виду. Функций в едином комплексе было много, ведь в Баухаусе студенты жили и работали вместе. Школа-фабрика объединила учебные классы, ремесленные мастерские, столовые, кабинеты. Общежитие располагалось в многоэтажном корпусе-башне, для преподавателей были построены отдельные дома. Интерьеры и мебель, утварь, рисунки тканей делали сами студенты и преподаватели. Во всем подчеркива­лись чистые геометризированные формы; стены, мебель, бытовые предметы были основных цветов спектра — красного, синего и желтого.

Некоторые помещения легко трансформировались: перегородка убиралась, и столовая превращалась в танцплощадку. Там же происходили театрали­зованные представления: каждую неделю студенты вместе с пре­подавателями устраивали вечеринки, фотографировались в странных масках, придуманных художником Оскаром Шлеммером, маршировали с красными флагами, публично раскрашивали статуи Гете и Шиллера. Девушки коротко стриглись, юноши, наоборот, отращивали волосы. Очевидцы вспоминают, что жители Дессау жаловались на вызывающую одежду, ночные купания и шумные празднества, а матери предупреждали своих дочерей, когда мимо проходили студенты: «Не смотри, они из Баухау­са!».

Гропиус создал уникальную творческую атмосферу, которую раньше невоз­можно было представить в учебном заведении. В Баухаусе был изобретен новый тип студента-художника — свободолюбивого, пренебрегающего традиционными условностями. движение напоминало монашеский орден (швейцарский художник Иоганнес Иттен, один из основателей и препо­да­вателей школы, носил почти монашеское одеяние и начинал лекции с дыха­тельных упражнений и медитаций); — артистическое пространство 1960-х: бунтарское, бросающее вызов общественному устоявшемуся порядку.

2. Дом Cонневелда в Роттердаме, Нидерланды (1932–1933)

Отдельные предметы домашнего обихода — мебель, посуда, ткани, обои, — при­думанные студентами и преподавателями Баухауса, стали коммерчески успешными: производство было поставлено на поток, в специальных каталогах публиковалась реклама. Однако последовательно воплотить новые методы в архитектурном проекте оказалось гораздо сложнее: нужно было найти не только обеспеченного, но и прогрессивного заказчика. Даже из того, что все-таки было построено, до нас дошло совсем немного жилых зданий, хорошо сохранившихся и с подлинной обстановкой. Дом Сонневелда в Роттердаме — редкое исключение. Он построен по проекту нидерландского архитектора Лендерта ван дер Влюгта, который не преподавал в школе, но разделял взгляды Гропиуса и его соратников. Некоторые предметы мебели для дома были разработаны преподавателем Баухауса Эрихом Дикманом.

Роскошный для своего времени особняк директора табачной фабрики «Ван Нелле» Альбертуса Сонневелда сегодня кажется скромным и п аскетичным. Маленькие комнаты, узкие коридоры, гладкие окрашенные стены, покрытия из линолеума. Это характерная особенность Баухауса — практически во всех ранних проектах функционалистов Функционализм — направление, получившее распространение в европейской архитектуре в 1920–30-е годы. В основе творческого метода функционалистов — принцип соответствия формы и содержания, когда функция помещения определяет, каким будет его внешнее архитектурное оформление. Функционалисты делали ставку на новые возможности строительства с использо­ванием железобетонных конструкций, сознательно подчеркивая современность выбранных материалов. Любое декоративное «украшательство» (традиционная лепнина, карнизы, пилястры и т. д.) казалось им неприемлемым. Функциональный метод использовали и в Баухаусе. квадратные метры на человека рассчитываются крайне скупо, словно ориентиром для них являлись каюты трансатлантических лайнеров или купе в поезде, — такой прием использовал также Ле Корбюзье.

Вопреки революционным социальным установкам Баухауса, дом Сонневелда —совершенно буржуазный продукт. У жены Сонневелда, Гезине Сонневелд-Бос, был прекрасный вкус, она любила роскошь и радикально новые, граничащие с эпатажем вещи. Каждая деталь дома, от мебели и встроенной техники до прикроватного светильника и мыльниц, была изготов­лена по индивидуаль­ному проекту. Линолеум, алюминий, каучук были новыми, а потому дорогими материалами. Дом был наполнен всевозможными техническими новинками: синхронизированные часы, телефонные аппараты и радиоточки во всех ком­натах, терморегуляторы, подъемник для продуктов.

Многое в проекте дома было вдохновлено путешествиями на лайнерах Holland America Line (вроде Nieuw Amsterdam) — от сантехники American Standard и пульмановских кресел В 1867 году американский изобретатель Джордж Пульман основал компанию про производству пассажирских вагонов повышенной комфортности — с роскошными креслами, а также спальными купе, обстав­ленными не хуже номеров в дорогих отелях. до музыкальных проигрывателей. Планировка здания отталкивается от будничной жизни респектабельной семьи: в доме предусмо­трены зона для прислуги, приемная и гараж. Хозяйские ванная и гардеробная по площади значительно превосходят остальные комнаты. В Баухаусе наде­ялись, что благоустроенная современная кухня облегчит труд женщины, но в случае с домом Сонневелда хозяйка не нуждалась в освобо­ждении от работы: ее выполняла кухарка.

3. Генеральный план Биробиджана (1933)

Баухауз что это в искусстве. Смотреть фото Баухауз что это в искусстве. Смотреть картинку Баухауз что это в искусстве. Картинка про Баухауз что это в искусстве. Фото Баухауз что это в искусстве

Баухауз что это в искусстве. Смотреть фото Баухауз что это в искусстве. Смотреть картинку Баухауз что это в искусстве. Картинка про Баухауз что это в искусстве. Фото Баухауз что это в искусстве

В СССР знали об экспериментах Баухауса благодаря Первой выставке совре­менной архитектуры, которая прошла в Москве в 1927 году. В начале 1930-х десятки иностранных архитекторов поверили в возможность грандиозных перемен, обещанных молодым советским правительством, и начали работать над типовыми рабочими поселками на Урале и в Сибири. В условиях стреми­тельной индустриализации строительство должно было быть быстрым и эко­номным. Приглашая иностранных специалистов, советские чиновники рас­считывали на помощь в разработке новых в социальном от­но­шении типов жилья (общежития, дома культуры, многоквартирные дома с общественными хозяйственными и досуговыми зонами), на опыт стандар­тизированной за­строй­ки и создания ин­фра­структуры для поточно-конвейерного производства.

Социальный аспект архитектуры был очень важен работавшим в Баухаусе архитекторам: многие из них разделяли крайне левые политические взгляды. Поэтому рево­лю­ци­онные изменения, случившиеся в художественной и обще­ственной жизни СССР в 1920-е и начале 1930-х годов, они приняли с большим воодушевлением. Срочное возведение целых поселков и городов было возмож­но только с помо­щью типового серийного производства, а любое массовое строительство тре­бовало утвержденных норм и стандартов. Ярким примером служит генплан Биробиджана, над которым работал второй директор Баухауса Ханнес Мейер, возглавивший проектно-планировочное бюро № 7 института «Гипрогор», со­зданного специально для разработки генеральных планов застройки и развития новых городов и поселков. В концепции, сформулиро­ванной Мейером, которую он позже назвал «Новой теорией строительства», главная роль отводилась вопросам функции и организации городского пространства. В типовых микро­районах заранее было четко продумано, где жить, где учиться, где беседовать с друзьями, где заниматься спортом. Архитектор видел себя в роли строителя счаст­ливого будущего, объеди­няющего людей, пытался раз­ра­бо­тать универ­сальные, единст­венно верные правила но­вой жизни. Словно бесконечные шеренги на военном параде, выстраивались строчка за строчкой жилые кубики домов. Эти ранние модернистские попытки построить функциональный го­род с его предельно лаконичными формулами и бескомпромиссными соци­аль­ны­ми предпи­саниями были реализованы лишь частично, но предвосхитили концепцию советского индустриального города — соцгорода.

Ханнеса Мейера и его коллег ждало разочарование: низкий уровень квали­фикации местных рабочих, отсутствие строительных материалов, нехватка элементарных канцелярских принадлежностей, сводящая с ума бюрокра­ти­ческая антиутопия — вплоть до прописанного в контракте автомобиля, который «почему-то всегда занят», как писал в одной из объяснительных записок немецкий архитектор Эрнст Май. Многие архитекторы были вынуж­дены покинуть страну из-за жесткой реакции по отно­шению ко всем экспери­мен­тальным направлениям первого после­рево­лю­цион­ного десятилетия. Однако предложенные ими решения еще долго воспринимались как перспек­тивный путь развития современного градостроительства. Эти идеи также повлияли на застройку европейских городов после Второй мировой войны, в 1940–50-е годы.

4. «Белый город» в Тель-Авиве (1931-1937)

Баухауз что это в искусстве. Смотреть фото Баухауз что это в искусстве. Смотреть картинку Баухауз что это в искусстве. Картинка про Баухауз что это в искусстве. Фото Баухауз что это в искусстве

Баухауз что это в искусстве. Смотреть фото Баухауз что это в искусстве. Смотреть картинку Баухауз что это в искусстве. Картинка про Баухауз что это в искусстве. Фото Баухауз что это в искусстве

Баухауз что это в искусстве. Смотреть фото Баухауз что это в искусстве. Смотреть картинку Баухауз что это в искусстве. Картинка про Баухауз что это в искусстве. Фото Баухауз что это в искусстве

Строившие «Белый город» (свое название район впоследствии получил за свет­лый тон большинства фасадов) архитекторы приспосабливались к местным климатическим условиям. Из-за постоянного солнечного света, изнуряющей жары и высокой влажности от больших остекленных поверхностей и широких полос ленточных окон пришлось отказаться и использовать приемы, тради­ционные для строительной практики Ближнего Востока. Так в проектах появи­лись внутренние дворы-колодцы, патио, аркады, вентиляционные люки, машрабии Машрабия — выступающее из стены и прикрытое деревянной или каменной резной решеткой-«вуалью» вентиляционное окно; распространенный элемент в традиционных каменных постройках на Ближнем Востоке. — словом, все, что облегчает доступ свежего воздуха и создает дополнительную тень.

5. Дом Фарнсуорт в Иллинойсе, США (1945–1951)

Баухауз что это в искусстве. Смотреть фото Баухауз что это в искусстве. Смотреть картинку Баухауз что это в искусстве. Картинка про Баухауз что это в искусстве. Фото Баухауз что это в искусстве

Баухауз что это в искусстве. Смотреть фото Баухауз что это в искусстве. Смотреть картинку Баухауз что это в искусстве. Картинка про Баухауз что это в искусстве. Фото Баухауз что это в искусстве

Баухауз что это в искусстве. Смотреть фото Баухауз что это в искусстве. Смотреть картинку Баухауз что это в искусстве. Картинка про Баухауз что это в искусстве. Фото Баухауз что это в искусстве

Любое украшательство, будь то базовые элементы ордерной архитектуры Ордерная архитектура — классический метод архитектурного проектирования, основанный на античной системе ордеров. или самый простой декор, воспринимались архитекторами-модернистами Модернизм — направление в архитектуре, получившее развитие с начала XX века. Модернизм объединяет множество школ и течений. Главная особенность модернистского подхода — ориентация на новое и технологически прогрессивное. Модернизму свойственен революционный пафос преобразования мира, очищения его от социальных и художественных пережитков. как недопустимый, даже безнравственный прием. Модернизм шел по пути очищения, тотального упрощения ди­зай­на. Так рождался интернациональный стиль в своей класси­чес­кой, американизированной версии — благодаря эми­грировавшим в США Вальтеру Гропиусу (преподавал в Гарварде), Марселю Брёйеру (открыл собственное бюро в Нью-Йорке), Ласло Мохой-Надю (основал «Новый Баухаус» в Чикаго). «Старейшиной» интернационального стиля стал третий директор школы — Людвиг Мис ван дер Роэ, самые знаменитые работы которого — павильон Германии в Барселоне (1929), дом Эдит Фарнсуорт («Стеклянный дом», 1951), небоскреб Сигрем-билдинг в Нью-Йорке (1958). По сути, в каждом стеклянном параллелепипеде любого офисного здания по всему миру узнается его наследие. Ван дер Роэ буквально создает простран­ства тишины, воплощая свой главный принцип, ставший архитектурным кредо для тысяч архитекторов и дизайнеров XX века: «Меньше значит больше». Наверное, самым оправданным воплощением этой формулы, стал «Стеклян­ный дом», построенный для доктора Эдит Фарнсуорт. Несмотря на ссору с заказчиком, вызванную увеличением сметы и недоплаченным гонораром, архитектор создал одно из самых ясных и лаконичных архитектурных произве­дений столетия. Здание практически сведено к остову, собранному из тонких опор и плит перекрытий. Фасады превращены в окна, через которые равно­мерно про­ни­кает дневной свет. Сложно придумать более анта­го­ни­стич­ное архитектуре прошлого, чем полное преодоление границ здания и унич­тоже­ние его массы.

Источник

Баухауз. История самого смелого учебного заведения ХХ века

Баухауз — самая влиятельная школа прикладного искусства, дизайна и архитектуры XX века. За четырнадцать лет своего существования она произвела художественную революцию, стала тем местом, где художники и ремесленники разных стран пытались переосмыслить мир. Представители Баухауза стали основоположниками принципа практической полезности и рациональности форм, заложили новый подход к обучению, работе с городскими ландшафтами, мебелью и предметами быта.

В этой статье мы расскажем про основные этапы ее становления и про то, как и кем были заложены принципы самого смелого учебного учреждения XX века. Также вы узнаете о досуге и знаменитых вечеринках студентов Баухауза и о некоторых работах, созданных его мастерами и студентами.

Баухауз в Веймаре 1919-1925

25 апреля 1919 года в Веймаре открылась Высшая школа строительства и художественного конструирования — Баухауз. Ее директором стал Вальтер Гропиус. Еще находясь на фронте Первой мировой войны, будучи уже известным архитектором, Вальтер мечтал об учебном заведении, которое изменило бы значение дизайна и мир вообще. Такая возможность представилась ему на посту директора крупнейшей школы дизайна XX века.

Гропиус считал, что каждый художник должен знать ремесло и нет разницы между художником и ремесленником. Эти и другие принципы он заложил в декларации 1919 года. «Архитекторы, скульпторы, художники, мы все должны обратиться к ремеслам». Революционный дух манифеста соответствовал духу послевоенного времени. Манифест сопровождала Гравюра Лайонела Фейнингера (Lyonel Feininger) «Собор».

Эта гравюра по дереву Лионеля Фейнингера была включена Вальтером Гропиусом в основополагающий манифест и программу Баухауза в 1919 году

«Архитекторы, скульпторы и живописцы, мы снова должны вернуться к ремеслу! Нет больше «искусства как профессии». Не существует принципиальной разницы между художником и ремесленником. Художник — лишь высшая ступень ремесленника. Милостью божьей в редкие минуты просветления или под натиском воли может расцветать невиданное искусство, но законы мастерства обязательны для каждого художника. Здесь источник истинного формотворчества.»

Подход к отбору и обучению студентов

Гропиус решил, что у студентов Баухауза должно быть по два наставника по каждому предмету. Мастера и ремесленники обучали профессии, художники прививали эстетическое вдохновение и чувство вкуса. Первыми преподавателями стали Иоганнес Иттен, Лионель Фейнингер и Герхард Маркс. Позднее к ними присоединились Василий Кандинский, Пауль Клее, Ласло Мохой-Надь. Многие из первых студентов впоследствии оставались в Баухаузе в качестве мастеров.

Баухауз что это в искусстве. Смотреть фото Баухауз что это в искусстве. Смотреть картинку Баухауз что это в искусстве. Картинка про Баухауз что это в искусстве. Фото Баухауз что это в искусстве

Баухауз что это в искусстве. Смотреть фото Баухауз что это в искусстве. Смотреть картинку Баухауз что это в искусстве. Картинка про Баухауз что это в искусстве. Фото Баухауз что это в искусстве

Баухауз что это в искусстве. Смотреть фото Баухауз что это в искусстве. Смотреть картинку Баухауз что это в искусстве. Картинка про Баухауз что это в искусстве. Фото Баухауз что это в искусстве

Баухауз что это в искусстве. Смотреть фото Баухауз что это в искусстве. Смотреть картинку Баухауз что это в искусстве. Картинка про Баухауз что это в искусстве. Фото Баухауз что это в искусстве

Студентам Баухауза было от семнадцати до сорока пяти лет. Учитывая тяжелый военный период, Гропиус убедил Веймарское министерство образования отменить плату за обучение и назначить финансовую помощь тем студентам, чьи работы были коммерчески успешны.

Поступить в Баухауз могли и мужчины, и женщины. В первые годы девушки распределялись преимущественно в ткацкие и текстильные цеха. Гропиус считал, что работа с металлом и архитектура не подходят женскому типу мышления. Интересно, что одна из самых известных студенток Веймарского Баухауза Марианна Брандт работала именно в металлическом цехе и в 1928 году стала его руководителем.

Баухауз что это в искусстве. Смотреть фото Баухауз что это в искусстве. Смотреть картинку Баухауз что это в искусстве. Картинка про Баухауз что это в искусстве. Фото Баухауз что это в искусстве

Баухауз что это в искусстве. Смотреть фото Баухауз что это в искусстве. Смотреть картинку Баухауз что это в искусстве. Картинка про Баухауз что это в искусстве. Фото Баухауз что это в искусстве

Баухауз что это в искусстве. Смотреть фото Баухауз что это в искусстве. Смотреть картинку Баухауз что это в искусстве. Картинка про Баухауз что это в искусстве. Фото Баухауз что это в искусстве

Баухауз что это в искусстве. Смотреть фото Баухауз что это в искусстве. Смотреть картинку Баухауз что это в искусстве. Картинка про Баухауз что это в искусстве. Фото Баухауз что это в искусстве

Гропиус сам придумал программу обучения в Баухаузе. Большая ее часть была связана с ручной работой. Он был уверен, что ручной и машинный труд не различаются по своей сути, а отличаются только возможными масштабами производства. Только человек, знающий ремесло и работающий с материалами, способен качественно и профессионально управлять машинами. Он хотел, чтобы студенты не чертили на бумаге, а работали с материалами и создавали реальные объекты.

Учебная программа Баухауза в Веймаре

Первая учебная программа Баухауза состояла из трех курсов: подготовительного, практического и строительного. На подготовительном студенты изучали основы формы и работы с материалами. На практическом — занимались ремеслом, создавали продукцию для массового потребления, детально изучая проблемы формы и цвета. В каждой мастерской обучали работе с определенным материалом: камнем, деревом, металлом, глиной, стеклом, текстилем, цветом. На строительном курсе подмастерья работали уже на строительных площадках.

Такой подход к обучению давал ученикам Баухауза возможность почувствовать радость от создания новых объектов. Студенты должны были понимать, что их будущее связано с промышленностью и массовым производством.

Одним из первых преподавателей подготовительного курса стал швейцарский художник Иоганнес Иттен, которому Гропиус лично предложил присоединиться к школе. Из Вены, где Иттен преподавал, с ним приехало шестнадцать учеников, они стали первыми студентами Баухауза.

Йоханнес Иттен занимается с учениками физическими упражнениями на крыше школы, 1931

Иттен разработал «форкурс» — новый метод художественного образования, призванный помочь художнику найти свой путь, не подавляя его личность. В Баухауз поступали люди разного уровня подготовки, знания ремесла и истории искусств. На форкурс, по настоянию Иттена, зачисляли всех, кто хотел заниматься искусством.

Форкурс длился один семестр: студенты должны были раскрепоститься и освободиться от условностей; выбрать профессию и материал, с которым интересно работать; изучить законы цвета и формы. После курса студенты переходили в интересующие их мастерские для изучения непосредственно ремесла.

«Чтобы развить чувство единства форм, я давал шрифтовые упражнения, предлагая поработать над шрифтом и различными формами, используя принципы квадрата, треугольника или круга»

Для расслабления и концентрации студентов Иттен начинал занятия с медитации и дыхательных упражнений. На курсе художественной грамоты они, наоборот, хаотично двигались и танцевали, чтобы понять, как изобразить ритм на бумаге.

Баухауз что это в искусстве. Смотреть фото Баухауз что это в искусстве. Смотреть картинку Баухауз что это в искусстве. Картинка про Баухауз что это в искусстве. Фото Баухауз что это в искусстве

Баухауз что это в искусстве. Смотреть фото Баухауз что это в искусстве. Смотреть картинку Баухауз что это в искусстве. Картинка про Баухауз что это в искусстве. Фото Баухауз что это в искусстве

Баухауз что это в искусстве. Смотреть фото Баухауз что это в искусстве. Смотреть картинку Баухауз что это в искусстве. Картинка про Баухауз что это в искусстве. Фото Баухауз что это в искусстве

Баухауз что это в искусстве. Смотреть фото Баухауз что это в искусстве. Смотреть картинку Баухауз что это в искусстве. Картинка про Баухауз что это в искусстве. Фото Баухауз что это в искусстве

После ухода Иттена из Баухауза в 1923 году подготовительный курс стал вести Ласло Мохой-Надь, а с 1928 — художник и дизайнер Джозеф Альберс.

Выставка 1923 года в Веймаре

Спустя 4 года после основания Баухауза правительство Тюрингии (куда входит Веймар) начало активно интересоваться результатами его работы, возник вопрос о целесообразности подобного использования денег налогоплательщиков. В 1923 году в Веймаре состоялась выставка работ студентов Баухауза.

Юстус Шмидт Постер к выставке Баухауза в Веймаре, 1923

Основным экспонатом на выставке стал образцовый жилой дом Хауз-ам-Хорн — пример функционального строительства, оснащенный всем необходимым для современной жизни. Такой дом был доступен обычному рабочему, был экологичен и воплощал основные принципы Баухауза.

Жилой дом Хауз-ам-Хорн Интерьер кухни дома

Театральный курс

Одной из причин формирования театрального курса было желание объединить студентов и преподавателей, сформировать между ними дружеские отношения. Предполагалось, что театр должен не только использовать художественные приемы, но и законы механики, оптики и прочие научные знания.

Групповое фото танцоров Триадического балета, 1927 Костюм, разработанный немецким художником Оскаром Шлеммером для «Триадического балета», 1922

В 1922 году на сцене Национального театра в Штутгарте состоялась премьера постановки «Триадический балет» (или балет «Триада»), для которой немецкий художник Оскар Шлиммер разработал четыре типа костюма-формы: «Вращающаяся архитектура», «Марионетка», «Технический организм» и «Метафизическая выразительная форма».

Оформлением сцены театра в Дессау также занимался Шлеммер, который присоединился к Баухаузу еще в 1920 году. Именно Шлеммер нарисовал знаменитый логотип Баухауза.

Баухауз что это в искусстве. Смотреть фото Баухауз что это в искусстве. Смотреть картинку Баухауз что это в искусстве. Картинка про Баухауз что это в искусстве. Фото Баухауз что это в искусстве

Баухауз что это в искусстве. Смотреть фото Баухауз что это в искусстве. Смотреть картинку Баухауз что это в искусстве. Картинка про Баухауз что это в искусстве. Фото Баухауз что это в искусстве

Работа курсов

У каждого мастера Баухауза был свой подход к преподаванию теории и ведению практических занятий. Рисование, конструирование, пение, психологические практики или танцы — все это способствовало раскрытию личности, осознанности и творческого потенциала студентов. Мы уже рассказывали о самых знаменитых предметах, придуманных в стенах Баухауза. Ниже представлены менее известные работы и наброски, созданные в процессе обучения.

Василий Кандинский присоединился к школе в 1922 году, позднее стал помощником директора и проработал в этой должности до 1933 года. Он был одним из самых влиятельных мастеров Баухауса. Его занятия включали в себя теорию цвета, аналитический рисунок и основы художественного проектирования. В классе Кандинского студенты изучали отношение цвета к форме через анализ отдельных элементов, таких как линия, точка и плоскость.

Баухауз что это в искусстве. Смотреть фото Баухауз что это в искусстве. Смотреть картинку Баухауз что это в искусстве. Картинка про Баухауз что это в искусстве. Фото Баухауз что это в искусстве

Баухауз что это в искусстве. Смотреть фото Баухауз что это в искусстве. Смотреть картинку Баухауз что это в искусстве. Картинка про Баухауз что это в искусстве. Фото Баухауз что это в искусстве

Баухауз что это в искусстве. Смотреть фото Баухауз что это в искусстве. Смотреть картинку Баухауз что это в искусстве. Картинка про Баухауз что это в искусстве. Фото Баухауз что это в искусстве

Баухауз что это в искусстве. Смотреть фото Баухауз что это в искусстве. Смотреть картинку Баухауз что это в искусстве. Картинка про Баухауз что это в искусстве. Фото Баухауз что это в искусстве

Немецкий композитор Гертруда Грунов преподавала в Баухаузе «Теорию гармонизации». Она считала, что способность личности к самовыражению зависит от чувства цвета, звука и формы. Развитие чувствительности, логические упражнения и даже отдельные психологические сеансы были составными частями курса Грунов.

Баухауз что это в искусстве. Смотреть фото Баухауз что это в искусстве. Смотреть картинку Баухауз что это в искусстве. Картинка про Баухауз что это в искусстве. Фото Баухауз что это в искусстве

Баухауз что это в искусстве. Смотреть фото Баухауз что это в искусстве. Смотреть картинку Баухауз что это в искусстве. Картинка про Баухауз что это в искусстве. Фото Баухауз что это в искусстве

Пауль Клее ставил перед собой задачу обучить студентов основам цвета и форм так, чтобы они могли работать с ними самостоятельно. Он избегал на своих занятиях сложных дискуссий, стремясь к гармонии и естественности. Из-за своего мудрого и проникновенного способа передачи знаний в Баухаузе Клее получил прозвище «magician» (маг, волшебник).

Баухауз что это в искусстве. Смотреть фото Баухауз что это в искусстве. Смотреть картинку Баухауз что это в искусстве. Картинка про Баухауз что это в искусстве. Фото Баухауз что это в искусстве

Баухауз что это в искусстве. Смотреть фото Баухауз что это в искусстве. Смотреть картинку Баухауз что это в искусстве. Картинка про Баухауз что это в искусстве. Фото Баухауз что это в искусстве

Танцы нон-стоп

В Баухаузе были организованы музыкальные и танцевальные вечера, лекции и концерты. На них могли приходить не только студенты, преподаватели, другие дизайнеры и архитекторы, но и местные жители. Таким образом художники могли пообщаться с простыми людьми, для которых они проектируют свои объекты, а люди, не связанные с искусством, узнать немного больше о дизайне и архитектуре.

Четыре ученика Баухауза в кружке: Роберт Ленц, Хин Бредендик, Лони Нейман и Герман Готель

Танцы, фестивали и маскарады, купание в общественных водоемах (по некоторым сведениям — голышом), боксирование — все это было неотъемлемой частью студенчества Баухауза и привлекало к себе немало внимания. Танцы были популярны в зимнее время. Фаркаш Мольнар в эссе 1925 года «Жизнь в Баухаузе» писал, что зима — это «сезон, когда нужно танцевать, чтобы быть здоровым». Он также отмечал особую красоту студенток Баухауза.

«Кандинский предпочитает появляться, украшенный, как антенна, Иттен — как аморфный монстр, Фейнингер — как два правильных треугольника, Мохой-Надь — отрезок, пересекаемый крестом, Гропиус — Ле Корбюзье…»

Повод для праздника находили очень просто. Так, например, в ветреный день был организован «Фестиваль воздушных игр» — более двухсот самолетов самых разных размеров, форм и цветов поднялись над головами студентов и мастеров. Отдельного внимания стоят костюмированные вечеринки. Каждый костюм на них был уникальным, созданным вручную специально для конкретного вечера.

Баухауз в Дессау 1925-1931

Баухауз что это в искусстве. Смотреть фото Баухауз что это в искусстве. Смотреть картинку Баухауз что это в искусстве. Картинка про Баухауз что это в искусстве. Фото Баухауз что это в искусстве

Баухауз что это в искусстве. Смотреть фото Баухауз что это в искусстве. Смотреть картинку Баухауз что это в искусстве. Картинка про Баухауз что это в искусстве. Фото Баухауз что это в искусстве

Баухауз что это в искусстве. Смотреть фото Баухауз что это в искусстве. Смотреть картинку Баухауз что это в искусстве. Картинка про Баухауз что это в искусстве. Фото Баухауз что это в искусстве

Баухауз что это в искусстве. Смотреть фото Баухауз что это в искусстве. Смотреть картинку Баухауз что это в искусстве. Картинка про Баухауз что это в искусстве. Фото Баухауз что это в искусстве

Новое здание в Дессау, построенное по проекту Гропиуса, включало в себя зону с мастерскими и классными комнатами, сцену и обеденный зал для студентов, административный сектор, двадцать восемь апартаментов, а также прачечные и ванные комнаты. Комплекс был возведен всего за год — к 1926 году.

В Дессау произошли некоторые изменения в расписании. Теперь один класс вел только один мастер (обязательное участие в обучении художника и ремесленника больше не требовалось). Был значительно расширен архитектурный факультет, добавлен курс типографии и верстки.

Мастера школы на крыше здания в 1926 в Дессау Пауль Клее и Василий Кандинский за завтраком. Дессау, 1929

В 1925 году преподаватели и последователи Баухауза отказались от использования в своих работах прописных букв, поддержав тем самым шрифт Universal, разработанный австрийским графическим дизайнером Гербертом Байером. Германское общество инициативу не поддержало — в немецком языке с прописных букв начинаются существительные.

Герберт Байер создал типографскую идентичность Баухауза

Закрытие Баухауза

Мис оставался директором до окончательного закрытия Баухауза в 1933 году в Берлине, куда школа переехала годом ранее. Здание школы в Дессау заняла национал-социалистическая партия.

Во время нацистского режима многие архитекторы-евреи эмигрировали из Германии в Палестину. Более 4000 зданий было построено в Тель-Авиве в 30-е годы. Эти сооружения — всемирное культурное наследие ЮНЕСКО — носят название «Белый город».

Почему Баухауз так важен?

Ниже представлен текст, который был размещен на обложке книги австрийского художника Герберта Байера «Баухауз 1919-1928». Книга была издана в 1938 году к ретроспективе Баухауза в Музее современных искусств в Нью-Йорке, когда принципы Баухауза уже имели значительное влияние в мире искусства и дизайна.

Баухауз был первым подобным учебным заведением, его идеи и принципы мгновенно распространились среди креативного сообщества XX-века и остаются актуальными по сей день.

Почти 100 лет назад ученики Баухауза придумали дома, предметы и мебель, без которых мы не представляем своей жизни сегодня. Доступность, функционализм и эстетика — этими критериями руководствуются многие современные дизайнеры и архитекторы. «Меньше — лучше» — принцип, который мы понимаем уже почти интуитивно.

Мы подготовили для вас подборку интересных материалов, если вы хотите узнать о Баухаузе больше

Смотреть

Лекция цикла Анны Броновицкой «Архитекторы ХХ века. Часть 2», посвященная директору Баухауза Вальтеру Гропиусу:

Лекция Артема Дежурко в Еврейском музее и центре толерантности:

— Документальный фильм DW Documentary 2019 года. Три сорокаминутные серии рассказывают о применении идей Баухауза его последователями в современном мире;

— Документальный фильм Фрэнка Уитфорда и Джулии Кейв 1994 года « Баухауз »: Лицо двадцатого века;

— Документальный фильм BBC о кресле « Барселона » Людвига ван дер Роэ.

Читать

— Книги и журналы Баухауза в открытом доступе ;

— Наша статья про историю Баухауза и культовые объекты, созданные в его стенах;

— Книга швейцарского художника, одного из первых преподавателей Баухауза Иоханнеса Иттена « Искусство формы. Мой форкурс в Баухаузе и других школах ».

— Книга Герберта Байера « Bauhaus 1919-1928 », выпущенная к выставке Баухауза в Музее современных искусств в Нью Йорке;

— Книга Оскара Шлеммера, Ласло Мохой-Надая и Фаркаса Мольнара о театральном курсе Баухауза « The Theatre of the Bauhaus »;

— Книга Евы Форгач (Éva Forgács) о феномене и развитии Баухауза « The Bauhaus Idea and Bauhaus Politics » Éva Forgács

Посетить

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *