Базовая ставка тб осаго 2021 что это
Базовые ставки ОСАГО в 2021 году
Цена ОСАГО в 2021 году определяется, как и раньше, на основании базового страхового тарифа. Он регламентируется регулятором рынка –Центробанком – в виде коридора с указанием максимально и минимальной возможной стоимости страховки. Далее с помощью нескольких коэффициентов учитываются различные дополнительные параметры, например, возраст и опыт водителя, регион регистрации транспортного средства и другие подобные факторы. Но основной для любых вычислений выступает базовый страховой тариф. Рассмотрим подробнее механизм его формирования.
Базовая ставка ОСАГО
Базовый тариф ОСАГО на 2021 год установлен в середине прошлого года специальным указанием Банка России №5515-У, датированным 28.07.2020. Ведомственный документ определяет границы коридора, соблюдение которых обязательно для всех участников страхового рынка. Величина тарифной ставки, выступающей основной для дальнейших расчетов, зависит от типа транспортного средства. Значения этого показателя приводятся в расположенной ниже таблице.
Вид транспортного средства и его основные характеристики
Базовая ставка тарифа на 2021 год
Квадроциклы, мопеды и мотоциклы
Спецтехника – дорожно-строительная, сельскохозяйственная и т.д. (кроме транспортных средств, не оснащенных колесными движителями)
Установление тарифного коридора выступает основной причиной того, что предложения разных страховых компаний по оформлению ОСАГО различаются между собой. В результате у автовладельцев появляется возможность выбрать более подходящий по финансовому критерию вариант страховки. Очевидно, что большая часть предпочитает самые низкие с точки зрения цены полисы обязательного автострахования.
Базовая ставка ОСАГО по регионам
Важное значение при формировании стоимости полиса имеет территориальный коэффициент ОСАГО. Он учитывает интенсивность движения в разных регионах страны, отдельно выделяя самые крупные города и населенные пункты субъектов РФ. Такой подход нужно признать вполне логичным, так как количество транспортных средств на дорогах напрямую влияет на вероятность ДТП и, как следствие, риск наступления страхового случая. В процессе расчета цены базовая ставка умножается на региональный коэффициент, значение которого определяется на основании специальной таблицы. Полностью она содержится в узе упомянутом выше Указании Центробанка России. Здесь же имеет смысл привести в качестве примера несколько значений:
Очевидно, что в крупном городе вероятность ДПТ заметно выше. И установленные ЦБ РФ коэффициенты к тарифной ставке ОСАГО позволяют учесть эту зависимость.
Новая методика расчета
Введением нового тарифного коридора и территориальных коэффициентов изменения в правилах расчета стоимости обязательного автострахования не исчерпываются. Регулятор внес еще несколько существенных корректировок, требующих более детального описания.
Указания Банка России о новых страховых тарифах и корректировки №40-ФЗ
Можно выделить несколько самых актуальных изменений в правилах расчета стоимости полиса ОСАГО и получения страховой компенсации по нему. К их числу относятся такие:
Еще одним новшеством, пока не утвержденным, выступает введение автоматической фиксации машин без полиса ОСАГО. Высока вероятность вступления в силу такой поправки уже в течение 2021 года. По крайней мере, технические возможности для этого уже созданы, а потому сомневаться в решимости контролирующих структур не приходится.
Изменения базовой ставки
Непростая ситуация в экономике страны, связанная с продолжением пандемии коронавирусной инфекции COVID-19, позволяет надеяться на то, что установленные в середине прошлого года базовые тарифы ОСАГО останутся неизменными и в 2021 году. Хотя значительная часть страховых компаний регулярно выступает с инициативами об очередном пересмотре стоимости обязательной автостраховки в большую сторону. Важно отметить, что Указания ЦБ РФ от июля прошлого года расширили тарифный коридор, что привело к увеличению разнообразия имеющихся на отечественном рынке предложений.
Для кого полис станет дороже?
Первой и, по сути, единственной пострадавшей от новых правил расчета цены ОСАГО категорией автовладельцев станут водители, часто попадающие в ДТП по собственной вине. Они будут вынуждены заплатить больше не только из-за увеличения коэффициента бонус-малус, но и в результате вероятного включения в «группу риска». Не стоит сомневаться, что страховые компании в полной мере воспользуются предоставленными им возможностями.
Несколько ухудшилось положение новичков, только начавших управлять транспортным средством. Они также заплатят чуть большую цену за оформление полиса. Кроме того, увеличилась, пусть и незначительно, стоимость неограниченной страховки ОСАГО.
Для кого ОСАГО станет дешевле?
Напротив, опытные водители с серьезным стажем безаварийной езды получает существенные льготы. Снижение стоимости полиса ОСАГО вдвое в результате уменьшения КБМ до значения 0,5 выглядит вполне реальным сценарием развития событий для 2021 года.
Ответы на вопросы
Каковы основные изменения в правилах расчета стоимости ОСАГО в 2021 году?
В 2021 году продолжит действовать тарифный коридор, установленный Центробанком в середине прошлого года. Других каких-либо существенных изменений пока не принято. Хотя разработок в этом направлении сделано немало, в том числе – при активной инициативе со стороны страховых компаний.
Как влияет на итоговую цену полиса в 2021 году базовая ставка и коэффициент по регионам?
Базовый тариф является основой для расчета стоимости ОСАГО. Региональный коэффициент учитывает интенсивность движения по дорогам конкретного города или субъекта РФ. Он умножается на ставку в процессе формирования цены полиса, а потому непосредственно влияет на сумму, которую придется заплатить автовладельцу.
Какие категории автовладельцев пострадают от внесенных поправок?
Можно выделить две таких категории. Первая и наиболее затронутая изменениями, как уже действующими, так и запланированными – это водители с высоким уровнем аварийности передвижения по дорогам. Также несколько больше заплатят за обязательную автостраховку новички без опыта.
Будут ли еще изменения в 2021-м или следующем году?
В планах законодателей на 2021-2022 годы достаточно много новшеств. Некоторые из них перечислены в статье. Например, повышающий коэффициент за попадание в серьезные ДТП, штраф за отсутствие диагностической карты или автоматическая фиксация авто без страховки. Вполне возможно, что перечисленными изменения дело не ограничится, тем более – с учетом активной лоббистской позиции и немалых возможностей непосредственных участников страхового рынка.
Подведем итоги
Базовые ставки обязательного страхования на 2021 год утверждены Центробанком в середине предыдущего. Их изменение в ближайшие полгода не планируется.
Но это не означает, что не изменятся правила расчета стоимости полиса и другие немаловажные аспекты, напрямую связанные с ОСАГО.
Напротив, вероятность внесения очередных и весьма существенных корректировок в самое ближайшее время очень высока.
ОСАГО в 2021 году: какие изменения ждут автовладельцев?
Реформа ОСАГО стартовала осенью 2019 года. В 2021 году автовладельцев ждет очередная серия нововведений. При расчете базового тарифа ОСАГО страховщики теперь применяют повышающий коэффициент к нарушителям ПДД, езду без ОСАГО можно будет отследить по камерам, а с 1 марта вступят в силу новые правила техосмотра*.
Нарушения ПДД и повышающий коэффициент при расчете ОСАГО
Либерализация ОСАГО дает страховщикам возможность делать тарифы гибкими в рамках базовой ставки Центробанка России. На итоговую цену ОСАГО влияет множество фактов, среди которых пол, возраст водителя, стаж его вождения и многое другое. Теперь страховые компании при расчете стоимости полиса ОСАГО будут применять повышающий коэффициент для нарушителей ПДД.
В список нарушений вошли:
Все нарушения хранятся в базе ГИБДД, доступ к которой получат страховые компании.
Штрафы с камер
Дорожные камеры теперь распознают автомобили без ОСАГО. Сумма штрафа с камеры составит 800 руб. за каждый выезд на дорогу без полиса ОСАГО. Причем, штрафовать водителей за езду без страховки можно раз в сутки. Система пока не запущена, но ее работа анонсирована на 2021 год. Сначала штрафовать с камер будут водителей в крупных городах.
Техосмотр
Для оформления ОСАГО водителям необходимо предоставить бланк техосмотра, правила прохождения которого меняются в марте 2021 года*. Цель нововведений – пресечь получение водителями диагностических карт, оформленных через интернет.
Техосмотр теперь возможен только в сервисах, авторизированных ГИБДД и Российским союзом автостраховщиков (РСА). Согласно новым правилам, сотрудники ГИБДД будут вносить в базу РСА всю информацию о машине, добавлять фотографии.
За отсутствие диагностической карты предусмотрен штраф до 2 тыс. руб. Это правило вступит в силу с марта 2022 года.
Диагностическая карта и страховые выплаты
До 1 ноября 2020 года в связи с пандемией и карантинными мерами автолюбители могли не оформлять диагностическую карту, приобретая полис ОСАГО в страховой компании. Отсрочка перестала действовать, и водители должны были пройти техосмотр на свои автомобили и предоставить сведения страховщикам.
Те, кто не сделал этого рискуют остаться без страховых выплат. В случае ДТП страховая компания имеет право предъявить виновнику аварии без диагностической карты требование регресса.
Оформление европротокола онлайн
В конце ноября прошлого года по всей России заработало бесплатное мобильное приложение «Помощник ОСАГО». С помощью сервиса можно отправить в страховую компанию электронное извещение о ДТП. Данные об участниках аварии приложение получает от портала Госуслуг и базы данных полисов ОСАГО.
С помощью сервиса можно быстро без вызова ГИБДД зарегистрировать ДТП, оформив европротокол онлайн. Важные условия: на мобильных телефонах водителей должен быть установлен «Помощник ОСАГО», а сами они не имеют разногласий по чьей вине произошла авария.
В мобильном приложении доступны оформления ДТП с фотофиксацией или без. Если приложить фото, то можно рассчитывать на выплаты до 400 тыс. руб., без фото — до 100 тыс. руб.
Госуслуги
Еще одна новинка: с 2021 года аварии можно будет оформить с помощью приложения «Госуслуги.Авто», которое скоро начнет свою работу.
ОСАГО уходит в онлайн
По данным РСА, в 2020 году было оформлено 17,8 млн полисов е-ОСАГО. То есть доля е-ОСАГО составляет около 50% от всех проданных за этот период полисов обязательной «автогражданки».
Электронный полис — это удобно. На сайте страховой компании «Согласие» узнать цену и оформить страховку можно за считанные минуты. Просто введите номер своего автомобиля в форму ниже:
*После публикации материала, 25 февраля, Правительство России отложило введение нового порядка техосмотра автомобилей на 1 октября.
Вступили в силу новые правила расчета тарифов ОСАГО
24 августа 2020 года вступили в силу поправки в закон об ОСАГО, а 5 сентября — указание ЦБ, как этими поправками пользоваться. Теперь для тех, кто постоянно нарушает ПДД, и тех, кого лишали прав, полис ОСАГО будет стоить дороже. Аккуратные водители от новых поправок только выиграют: появится возможность платить за полис меньше.
Закон вступил в силу еще в мае, но с 24 августа начала действовать только первая статья. Там идет речь о базовых ставках, тарифах и коэффициентах, которые страховые компании должны применять при расчете стоимости полиса ОСАГО. Расскажем подробнее.
Как было раньше
На базовую ставку влиял только адрес регистрации в паспорте водителя: хочешь платить меньше — делай регистрацию в другом регионе. Даже если водитель лишался прав за управление автомобилем в пьяном виде, на размер базового тарифа это не влияло. Страховые компании учитывали эту статистику при установлении базовых тарифов, но получалось, что если в каком-то регионе живет много любителей водить машину пьяными, превышать скорость или проезжать на красный — ставка повышалась в целом для региона, в том числе и для добросовестных водителей.
Сейчас поведение водителя будет учитываться не только в КБМ и стаже водителя, но и в базовой ставке.
Как теперь считают стоимость полиса
Страховую премию — то есть стоимость полиса ОСАГО — по-прежнему считают как произведение базовых ставок и коэффициентов. Устанавливать минимальный и максимальный размеры базовых ставок и структуру тарифов по-прежнему будет Центробанк.
Но если раньше базовая ставка страхового тарифа зависела только от технических характеристик, особенностей конструкции и назначения транспортных средств, то сейчас факторов прибавится: Центробанк выпустил указание, где перечислены факторы, которые могут влиять на размер базовой ставки. Это, например, штрафы и лишение прав. Страховщики могут ориентироваться на эти факторы и решать, какую именно базовую ставку применить к конкретному водителю.
Еще в указании перечислены факторы, которые не могут влиять на размер базовой ставки. Это, например, национальная, языковая, расовая принадлежность, принадлежность к политическим партиям или общественным объединениям, должностное положение, вероисповедание и отношение к религии. Учитывать любые другие факторы ЦБ РФ не запрещает, теперь все это на усмотрение страховой компании.
Как изменилась базовая ставка
До 5 сентября 2020 года | С 5 сентября 2020 года | |
---|---|---|
Категории B и BE, принадлежащие юридическим лицам, кроме такси | 2058—2911 Р | 1646—3493 Р |
Категории B и BE, принадлежащие физлицам и ИП, кроме такси | 2746—4942 Р | 2471—5436 Р |
Категорий B и BE, используемые как такси | 4110—7399 Р | 2877—9619 Р |
Категории C и CE с разрешенной максимальной массой 16 т и меньше | 2807—5053 Р | 2246—6064 Р |
Категорий D и DE с числом пассажирских мест до 16 включительно | 2246—4044 Р | 2134—4165 Р |
Для кого полис станет дороже
Поправки к закону устанавливают новые факторы, которые влияют на размер базовой ставки:
Пока человек лишен прав, ездить он не может, а значит, вписывать его в полис ОСАГО или заключать с ним договор страхования никто не будет. Но в один прекрасный момент срок лишения заканчивается — и начинает действовать повышенная ставка. И применять ее будут в течение года с этого дня либо со дня окончания срока уголовного наказания.
Страховая компания также может установить повышенную ставку водителю, который регулярно нарушает ПДД. Но тем, кто паркуется в неположенных местах или немного превышает скорость, беспокоиться не стоит. Условия, при которых цена полиса может вырасти, оговорены в законе. К ним относятся:
Если водитель нарушил ПДД, попал в ДТП и при этом был причинен ущерб имуществу, жизни или здоровью, стоимость полиса для водителя все равно вырастет — но не за счет базовой ставки, а за счет изменения коэффициента бонус-малус. Так было и раньше.
Информация о том, кто именно совершал грубые нарушения, сколько раз и какие, будет поступать в страховые компании из ГИБДД. Российский союз автостраховщиков еще в июле 2020 года заявил, что не только технически готов к обмену данными с госавтоинспекцией, но и уже делает это: ГИБДД запрашивает данные о наличии у водителей страховых полисов, а страховщики — о нарушениях.
Эти правила действуют как для самого страхователя, так и для всех, кто вписан в полис ОСАГО. Если страхователь — аккуратный и добропорядочный водитель, но решил вписать в полис злостного нарушителя ПДД или того, кого лишали прав, то ему придется заплатить за полис ОСАГО больше.
А еще появились «иные факторы»
В законе появилась норма о том, что базовая ставка страхового тарифа может зависеть от иных факторов. Раньше это были стаж, возраст и другие персональные данные водителей, а также период использования транспортного средства.
Теперь формулировку изменили: будут учитывать факторы и коэффициенты, учитывающие водительский стаж, возраст и иные данные, характеризующие водителей. Страховые компании могут определять эти факторы самостоятельно.
Как это работает, проще всего объяснить на примере.
Это выгодно водителю: он экономит на покупке полиса. Выгодно и страховой компании: маловероятно, что по такому полису придется делать выплаты.
Это же ждет любителей превышать скорость и проезжать на красный сигнал светофора. Два таких нарушения в течение года — и следующий страховой полис будет существенно дороже.
Банк России планирует расширить тарифный коридор по ОСАГО
drogatnev / Depositphotos.com |
Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон № 40-ФЗ) обязывает владельцев транспортных средств (далее – ТС) страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании автомобиля. Такая обязанность распространяется на владельцев всех используемых на территории России ТС, за исключением отдельных категорий (ст. 4 Закона № 40-ФЗ).
Регулированием страховых тарифов по обязательному страхованию занимается Банк России. Именно он уполномочен на утверждение экономически обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов – их минимальных и максимальных значений, коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору ОСАГО. При этом срок действия предельных размеров базовых ставок страховых тарифов и коэффициентов не может быть менее года (ст. 8 Закона № 40-ФЗ).
В настоящее время действуют страховые тарифы по ОСАГО, утвержденные Указанием Банка России от 28 июля 2020 г. № 5515-У. Но в ближайшее время регулятор планирует их скорректировать – соответствующий проект нового указания 1 уже разработан и опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Регулятор предлагает:
На ключевых положениях инициативы остановимся более подробно.
Базовые ставки страховых тарифов
Тарифный коридор по ОСАГО планируется расширить за счет снижения минимальных и увеличения максимальных значений базового тарифа. По расчетам регулятора, для легковых автомобилей физлиц диапазон расширения базовых ставок как вниз, так и вверх составит 10%, для общественного транспорта (автобусов, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, троллейбусов и трамваев) – 4,9%, а для других категорий ТС, включая такси, – 30%.
Кто должен доказывать в суде наличие правовых оснований для занижения КБМ страховщика? С позициями судов по этому вопросу можно ознакомиться в » Энциклопедии судебной практики» системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
В частности, минимальные пороговые значения для ТС категорий «A» и «M» (мотоциклов, мопедов и легких квадрициклов) предлагается снизить с 625 руб. до 438 руб., для ТС категорий «B» и «BE» для юрлиц – с 1646 руб. до 1152 руб., для физлиц и ИП – с 2471 руб. до 2224 руб., для такси – с 2877 руб. до 2014 руб. При этом максимальные значения базового тарифа для мотоциклов и мопедов могут увеличиться с 1548 руб. до 2013 руб., а для легковых автомобилей – с 3493 руб., 5436 руб. и 9619 руб. до 4541 руб., 5980 руб. и 12 505 руб. соответственно для юрлиц, физлиц, включая ИП, и такси.
В свою очередь, для грузовиков с разрешенной максимальной массой до 16 т тарифный коридор предусмотрен проектом в пределах 1572-7884 руб., а более 16 т – 2367-11 871 руб. Напомним, сейчас аналогичные значения составляют 2246-6064 руб. и 3382-9131 руб. соответственно. Изменения коснутся также и других ТС – маршруток, автобусов, троллейбусов, трамваев, самоходных машин.
По-прежнему будет оговорка о приоритете категории ТС при определении базовой ставки страхового тарифа в случае, если в документе, на основании которого определяются сведения о ТС (паспорт или свидетельство о регистрации ТС), имеются расхождения между категорией и типом ТС.
Коэффициенты страховых тарифов
В проекте указания коэффициенты страховых тарифов, как и ранее, определяются в зависимости от:
Так, с учетом территории преимущественного использования ТС, которая определяется для физлиц исходя из места жительства собственника ТС, а для юрлиц – по месту его нахождения, для ТС, за исключением самоходных машин, коэффициенты предполагается установить в пределах 0,68-1,88 (сейчас – 0,64-1,99). Например, в Москве коэффициенты страховых тарифов могут снизиться с 1,9 до 1,8, в Санкт-Петербурге – с 1,72 до 1,64. В Севастополе, наоборот, их планируется увеличить с 0,64 до 0,76. Одинаковое значение коэффициентов страховых тарифов предлагается установить для:
Класс КБМ и коэффициент КБМ для расчета коэффициента страховых тарифов в зависимости от количества произведенных страховщиками страховых возмещений при осуществлении обязательного страхования будет определяться за период с 1 апреля предыдущего года по 31 марта включительно следующего за ним года. Коэффициенты КБМ на период КБМ предусмотрены в пределах 0,46-3,92 (сейчас – 0,5-2,45).
Коэффициенты страховых тарифов в зависимости от технических характеристик (мощности двигателя) ТС менять не планируется: для машин с мощностью двигателя до 50 лошадиных сил включительно – 0,6; свыше 50 до 70 включительно – 1; свыше 70 до 100 включительно – 1,1; свыше 100 до 120 включительно – 1,2; свыше 120 до 150 включительно – 1,4; свыше 150 лошадиных сил – 1,6. Сохранится и порядок определения мощности двигателя ТС – для этого по-прежнему будут использовать данные паспорта ТС или свидетельства о регистрации ТС, а если в них нет необходимой информации – то соответствующие сведения из каталогов заводов-изготовителей и других официальных источников. При этом, если в паспорте ТС мощность двигателя указана только в киловаттах, то при пересчете в лошадиные силы будет использоваться соотношение 1 киловатт-час = 1,35962 лошадиные силы.
Что касается коэффициентов страховых тарифов в зависимости от отсутствия в договоре обязательного страхования условия, предусматривающего управление ТС указанными страхователем водителями, то согласно проекту они должны увеличиться, но только для случаев, когда в договоре не ограничено количество лиц, допущенных к управлению ТС, и только в отношении физлиц. Такой коэффициент может возрасти с 1,94 до 2,32. При этом останутся прежними значения коэффициентов для юрлиц – 1,97 и для случаев ограничения количества лиц, допущенных к управлению ТС, в договоре ОСАГО – 1.
Скорректировать планируется и значения коэффициентов страховых тарифов в зависимости от характеристик (навыков) допущенных к управлению ТС водителей, а именно – стажа управления ТС и возраста водителя. Если в действующем Указании соответствующие коэффициенты определены в границах 0,90-1,93, то в проекте нового указания – 0,83-2,27. В случае одобрения проекта повышающий коэффициент страховых тарифов для водителя в возрасте 16-21 лет без водительского стажа составит 2,27, а с увеличением водительского стажа постепенно будет снижаться: при стаже 1 год – 1,92; при стаже 2 года – 1,84; 3-4 года – 1,65; 5-6 лет – 1,62. Для сравнения аналогичные показатели для водителей возрастной категории 30-34 лет: без стажа – 1,56; со стажем 1 год – 1,50; 2 года – 1,48; 3-4 года – 1,05; 5-6 лет – 1,04. Если же водительский стаж превысит 14 лет, то коэффициент будет равен 0,95. Самый низкий коэффициент – 0,83 (в настоящее время – 0,90) предусмотрен для водителей в возрасте старше 59 лет при водительском стаже более 14 лет. Оговорено, что если собственником ТС является юрлицо, то рассматриваемый коэффициент увеличивается в 1,8 раза. Следует учитывать, что при определении водительского стажа используются данные водительского удостоверения о дате получения права управления ТС соответствующей категории.
Коэффициенты страховых тарифов в зависимости от сезонного и иного временного использования ТС и от срока действия договора ОСАГО менять не планируется. Напомним, первые установлены в пределах от 0,5 до 1, а вторые – от 0,2 до 1. Сохранятся и все действующие требования к структуре страховых тарифов, которые касаются брутто-ставки, нетто-ставки, резервов компенсационных выплат (гарантий и текущих компенсационных выплат) и расходов на осуществление обязательного страхования.
Анонсируя планируемые поправки в части коэффициентов страховых тарифов, Банк России указал на своем официальном сайте, что в результате пересмотра коэффициентов в зависимости от возраста и стажа водителя, а также коэффициентов за аварийность («бонус-малус») для взрослых и опытных водителей дополнительная скидка составит до 8%, для аккуратных и безаварийных – еще до 8%. «Молодые и неопытные водители и лихачи будут платить больше. Кроме того, будет проведена дополнительная калибровка региональных коэффициентов», – подчеркнул регулятор.
Порядок применения страховых тарифов
Согласно проекту указания ключевые положения порядка применения страховых тарифов страховщиками при определении страховой премии по договору ОСАГО останутся неизменными. Страховщики по-прежнему смогут устанавливать базовые ставки страховых тарифов в границах максимальных и минимальных значений в зависимости от факторов, указанных ими в утвержденной методике расчета страховых тарифов. При наличии нескольких владельцев ТС, в отношении которого заключается договор ОСАГО, не предусматривающий ограничения количества лиц, допущенных к его управлению, будут применяться базовая ставка страхового тарифа и установленные в отношении владельца – собственника ТС коэффициенты в зависимости от отсутствия в договоре условия об управлении ТС только указанными страхователем водителями и от количества произведенных страховщиками страховых возмещений в предшествующие периоды. При определении размера последнего используются сведения о договорах обязательного страхования, осуществленных страховых возмещениях и компенсационных выплатах, содержащиеся в АИС ОСАГО. Как и ранее, в документе конкретизированы особенности определения коэффициента КБМ в зависимости от того, кто является владельцем ТС – физлицо или юрлицо.
При этом порядок применения страховых тарифов дополнится таблицей, которая поможет определить класс КБМ на 1 апреля 2021 года. Напомним, по общему правилу, класс КБМ водителя определяется ежегодно на период с 1 апреля по 31 марта года, следующего за годом определения класса, включительно. Он является неизменным в течение указанного периода и применяется по всем договорам обязательного страхования, предусматривающим возможность управления ТС данным водителем и заключенным в указанный период. Так, согласно проекту указания классу «М» КБМ соответствует значение коэффициента 2,45, классу «0» – 2,3, классу «1» – 1,55, классу «2» – 1,4, классу «3» – 1, классу «4» – 0,95, классу «5» – 0,9, классу «6» – 0,85, классу «7» – 0,8, классу «8» – 0,75, классу «9» – 0,7, классу «10» – 0,65, классу «11» – 0,6, классу «12» – 0,55, классу «13» – 0,5.
Наконец, сохранится и перечень факторов, применение которых не допускается при установлении страховщиками значений базовых ставок страховых тарифов. В него включены:
Планируемое расширение границ тарифного коридора по ОСАГО позволит страховым компаниям еще больше снижать тариф аккуратным водителям и увеличивать стоимость страховки для автомобилистов с повышенным уровнем рисков. Напомним, страховщики начали применять индивидуальные тарифы ОСАГО с сентября 2020 года. «Средняя премия по легковым автомобилям физических лиц за год, когда тарифный коридор был расширен на 10% вниз и вверх, снизилась на 0,47% относительно августа 2020 года. При этом более чем в два раза (до 36%) увеличилась доля автолюбителей, которые при пролонгации договора сэкономили на ОСАГО более 10%», – подсчитал Банк России.
Проект Указания будет проходить независимую антикоррупционную экспертизу до 26 октября. До 8 ноября регулятор принимает предложения и замечания по проекту. В случае его одобрения документ вступит в силу через 10 дней после официального опубликования. Но стоит помнить, что изменение страховых тарифов не повлечет за собой изменение страховой премии, оплаченной страхователем по действовавшим на момент уплаты страховым тарифам, по договору обязательного страхования в течение срока его действия. Даже если в соответствии с правилами обязательного страхования страховщик и вправе потребовать от страхователя уплаты дополнительной страховой премии соразмерно увеличению риска, то ее размер должен определяться по действующим на момент ее уплаты страховым тарифам (п. 3 ст. 8 Закона № 40-ФЗ).
1 С текстом проекта Указания Банка России «О страховых тарифах по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 04/15/10-21/00121737).