Бедлок на дисках что это такое
Все о бедлоках. Все о чем хотели, но так боялись спросить.
Алексей Чуприков
Журнал «Полный Привод 4х4» 3/2004
Если установить устройство под названием «бэдлок», то покрышки всегда будут на месте. Невзирая на давление в колесах и манеру езды.
При движении по рыхлому неустойчивому грунту опытные водители снижают давление в шинах почти до нуля. Проходимости это помогает, зато возрастает риск разбортирования колес. В итоге приходится доставать запаску, а колесо вести до ближайшего шиномонтажа. Или монтировать шину самостоятельно прямо на месте.
Те, кто не раз сталкивался с подобными ситуациями, предпочитают закрепить покрышку на диске с помощью «бэдлока» (beadlock). Это устройство обеспечивает жесткое крепление шины к борту колесного диска и не дает ей соскочить даже при почти полном отсутствии давления. Такие колеса популярны среди гонщиков. Их используют как в американских кольцевых гонках, где покрышки испытывают постоянные очень высокие боковые нагрузки, так и в дрэг-рейсинге, чтобы избежать проскальзывания шин на дисках во время старта и ускорения.
У диска с «бэдлоком» на месте обычного внешнего борта приварено плоское кольцо, на котором расположены отверстия с резьбой (от 18 до 36 шт. в зависимости от модели). Борт покрышки устанавливают на это кольцо, а затем сверху накрывают еще одним. Таким образом получается своего рода «сэндвич»: борт шины зажат между двумя металлическими кольцами, которые и не дают покрышке двигаться. Чаще всего «бэдлоки» делают стальными или алюминиевыми. Но попадаются модели, в которых внешние кольца сделаны из композитных материалов. Пугаться тут нечего. По качеству и свойствам они обычно ничем не уступают металлическим.
Практически все диски с «бэдлоками» односторонние. То есть кольца ставятся лишь на внешнюю сторону диска, а с внутренней борт остается стандартным. Можно сделать диск и с двумя «бэдлоками», но зачем? Такое крепление оправдывает себя только когда борт шины испытывает максимальную боковую нагрузку. А на внутреннем борту диска даже при экстремальных поворотах сконцентрировано значительно меньше веса, чем на внешнем, а значит и риск «разуться» невелик. Да и навешивание лишних деталей на диск не лучшим образом отражается на его сбалансированности. Поэтому процесс балансировки колес даже с одним «бэдлоком» – дело непростое. Перед тем как стягивать болтами оба кольца, необходимо убедиться, что внешний борт шины установлен четко по центру кольца. В противном случае биения не избежать. Некоторые фирмы пытаются облегчить процесс центрирования, выпуская самоцентрирующие кольца, помогающие правильно установить покрышку. Но и здесь нужна внимательность: внутренний диаметр шин не всегда совпадает с посадочными метками кольца. Болты надо затягивать крест-накрест, затем постепенно по кругу, в несколько приемов. Для надежной установки весь диск придется пройти несколько раз.
Нужен ли вам «бэдлок»?
Решение о том, нужны вашему внедорожнику диски с «бэдлоками» или нет, зависит от того, как и где вы на нем ездите. Если вы не съезжаете с асфальта ни при каких обстоятельствах, а предложение выбраться на пикник в лес повергает вас в ужас, то «бэдлок» вам ни к чему. Но если вы считаете, что бездорожье создали специально для вас и предпочитаете городским улицам пески, болота или горы, то диски с «бэдлоками» станут для вас хорошим подспорьем и возня с разбортированными колесами канет в Лету.
Чтобы точно определиться, нужен ли вам такой крепеж, прежде всего взвесьте все «за» и «против»:
ЗА:
надежное средство от разбортирования колес,
возможность использовать крайне низкое давление в шинах,
возможность легко монтировать шины своими собственными руками,
колеса приобретают более суровый внешний вид.
ПРОТИВ:
больший вес (по сравнению с обычными дисками),
необходимость периодического обслуживания (проверка болтов),
возможность утечки воздуха (при неправильной установке),
возможность проблем с балансировкой,
запрет в большинстве стран к эксплуатации на дорогах общего пользования.
Сделай сам
Желающим установить себе «бэдлок» есть из чего выбирать. Можно купить готовые диски с установленными на них «бэдлоками», благо предложений сейчас множество. Можно обратиться к фирмам, которые сами переделывают стандартные диски, удаляя внешний борт и устанавливая свой «бэдлоковый» комплект. А если у вас уже есть диски и имеется некоторый опыт сварочной работы, тогда вас может заинтересовать продукция компании Rockstomper. Она предлагает всем желающим комплект колец, который позволит превратить ваши обычные колеса в диски с «бэдлоками» без всяких слесарных работ. Кольца здесь сконструированы таким образом, чтобы их можно было приварить непосредственно на внешний борт диска, без его удаления. Комплект включает в себя два стальных кольца толщиной ¼ дюйма и 32 болта. После установки комплекта ширина диска увеличивается примерно на 1½ — 2 дюйма. Например, диск шириной 8 дюймов можно легко превратить в 10-дюймовый.
Собираем составные диски с бедлоком AT-Lab
Добрался до начала теста разборных дисков с внутренним бедлоком AT-Lab. Обзор дисков был опубликован на Драйве чуть ранее [читаем тут]. По решению большинства в голосовании устроенном мной в одном из постов на диски приобрели резину Goodyear Wrangler MT/R c кевларом в размерности 31х10,5R15.
Для чистоты теста было решено производить сборку в точном соответствии с инструкцией прилагаемой производителем, т.е. с протяжкой гаек постепенно увеличивая момент затяжки и протягивая гайки в строго установленном порядке.
Занятие откровенно наркоманское, но если следовать инструкции, то никаких проблем со сборкой не возникает даже при отсутствии опыта общения с такими дисками.
В сервисе на мне потренировались, но сколько запросили за все денег, вам лучше не знать. Мои сиротки остались без капусты на ближайший год, тут уже и продажа стула работы Гамса не поможет.
Уложив внутренний бедлок в покрышку можно примерно увидеть и понять, как это все работает для тех, кто еще не понял. Диск прижмет покрышку к бедлоку и в таком положении ей будет очень сложно разбортироваться при стравливании давления.
Начинаем сборку вкрутив три длинных болта. Это кстати ответ тем, кто не понял, почему в трех местах были пустые отверстия.
Дальше танец с бубном – с динамометрическим ключом и затягивание по определенной инструкцией схеме с постоянным увеличением момента затяжки.
Перекатываем колесо в шиномонтаж. Накачиваем и смотрим на результат. Все пять колес «закрылись» на ура и ни одно не травит воздух.
Дальше на балансировочный станок. Вот тут уже сюрприз выдала покрышка. Гудиеровские шины оказались нестабильны в плане развесовки. Причем балансируя два комплекта на литье и на разборных дисках все показатели были примерно одинаковы.
То есть, получается, что разборные диски по балансировке с МТ-шной резиной выдают примерно те же результаты, что и обычное литье.
В итоговом протоколе для балансировки потребовалось от 40 до 200 грамм.
Если вы будете балансировать диски AT-Lab в размере 15 дюймов для установки на УАЗ Патриот, тогда просите шиномонтажников не ставить грузики на внешний (внутренний по отношению к кузову) край диска.
Оборудование
Не остаться босиком. Обзор бедлоков
Стравливание колес на мягких грунтах здорово повышает проходимость автомобиля. Однако при сильном снижении давления в покрышках резко возрастает опасность их самопроизвольного разбортирования. Противостоять отделению шин от дисков призваны бедлоки.
Не совсем правильно, но так сложилось, что бедлоками (to bead – нанизывать, lock – замок) называют все приспособления, призванные не дать покрышке сорваться с диска. Хотя удерживать резину от проскальзывания или сползания можно не только нанизыванием поверх нее кольца. Можно давлением воздуха, можно зажимая разборными дисками. Варианты приклеивания, прикручивания саморезами и приспособы, изготавливаемые в гаражах рассматривать пока не будем, поговорим об устройствах, выпускаемых серийно.
Таирлок (аирлок)
Таирлок представляет собой прочный синтетический чехол с камерой внутри, который надевается на диск внутри покрышки. Получается как бы низкопрофильная камерная шина, вставленная внутрь колеса. При накачивании через собственный отдельный вентиль камера таирлока раздувается, но не заполняет покрышку – этому мешает чехол – а распирается в стороны и прижимает кромки шины к диску изнутри.
О надежности этих пневмокреплений отзывы самые разные. У одних они работают годами, а у других взрываются. Немудрено. Если при рабочем давлении таирлока в 4 атмосферы спустить основную шину ниже 0.4, то все сжатия и удары пойдут на tairlock и он лопнет.
Изучив отзывы джиперов, можно говорить о том, что это вариант подходящий для тех, кому приходится ездить по серьезному бездорожью нечасто и недалеко. Для регулярных и продолжительных заездов на «блинах» нужны диски с металлическими или композитными фиксаторами.
Диски с внешним односторонним бедлоком
Специальный колесный диск с двумя кольцами: посадочным на диске и внешним съемным, которые стягиваются друг с другом болтами и как тиски зажимает край покрышки. Работает бедлок просто, но эффективно. Внутренний край шины, по окружности зажатый между кольцами никуда деться не может и скорее порвется, чем соскочит. Устанавливается покрышка так же как и на обычный диск с той лишь разницей, что внешний край не загоняется за кромку диска, а аккуратно укладывается на посадочное кольцо с отверстиями. Затем сверху ставится съемное кольцо и вставляются болты. Остается только затянуть и готово. Болтов много. В зависимости от модели от 18 до 36 штук так, что имеет смысл, покупая диск с бедлоком, подумать об инструменте.
Кстати, внешние кольца бедлочных дисков могут стать ярким пятном в неповторимом дизайне внедорожника.
Система фиксации края шины на таких дисках делается только снаружи. Что логично. При маневрах на спущенных колесах основные силы, стремящиеся сорвать покрышку, действуют именно на внешнюю сторону резины. 90% препятствий и засад на устроенных таким образом колесах преодолевается без проблем. А для оставшихся 10% особо сложных случаев и серьезных внедорожных соревнований придуманы конструкции, прижимающие края шины к диску с обеих сторон.
Разборные диски с внутренним двухсторонним бедлоком
Разборные диски изначально создавались для военных автомобилей и по природе своей предназначены для удержания практически полностью спущенных покрышек. Иногда их еще называют «Хаммеровскими», потому, что такой конструктив был впервые применен на колесах американского AMG HMMWV «Hummer». Фиксация кромок шины с обеих сторон позволяет гарантировано избежать разбортирования и проскальзывания при резких поворотах, ускорениях и торможении.
Классический разборный диск с внутренним бедлоком состоит из трех деталей. Широкой внутренней части собственно диска, узкой внешней и вставки между ними. После соединения диска воедино и стягивания «половинок» болтами оба края покрышки плотно зажимается между вставкой и ободами. Кстати, в сравнении с дисками, снабженными односторонними бедлоками двухсторонние значительно легче балансировать.
Лидером на рынке разборных дисков с двухсторонним внутренним бедлоком признана компания Hutchinson. Их продукцию используют 90% армий мира и ведущие спортивные команды. На грузовиках команд MAN, Iveco и КАМАЗ, а также на новом Peugeot DKR 2008, участвующих в ралли Dakar установлены именно Hutchinson.
Системы Run-Flat
Первый – это установка внутрь покрышки специальных разборных вставок. Проколотая, пробитая пулей или стравленная шина сжимается и плавно ложится на кольцевой бегунок, который скользит по установленной на диск направляющей. Система была изобретена и запатентована компанией Hutchinson, являющейся поставщиком Run-Flat во все ведущие армии мира и компании, занимающиеся бронированием автомобилей.
Вторая разновидность системы Ran-Flat – покрышки с максимально усиленной боковиной, которая не прогибается под весом машины даже, если внутри пусто. А раз не прогибается, то и не дает соскочить резине с диска. Правда, серьезных «злых» и больших покрышек с такой технологией пока не выпускается. Максимум, что нам удалось найти с маркировкой Run Flat, Flat Run, RunOnFlat; ROF, ZPS, RFT, ZP, SSR, RSC – это 275/40 R18
С точки зрения преодоления внедорожья у ранфлетов недостаток один – путем стравливания увеличить пятно контакта можно лишь до определенного предела. В «блин» резина не расплющится даже с вывинченным ниппелем.
Обратная сторона бедлоков
Диски с бедлоками вещь на бездорожье полезная, однако, долго кататься на них по приличным дорогам нецелесообразно. Во-первых, это лишний вес, диск с односторонним бедлоком тяжелее такого же обычного на 3-4 кг. Во-вторых, их необходимо обслуживать: подтягивать и смазывать многочисленные болты, которые имеют тенденцию откручиваться и теряться. Тайрлоки при постоянном использовании постепенно «съедают» внутреннюю сторону покрышек. Специалисты в преодолении бездорожья советуют – если у вас на все случаи жизни один автомобиль, то, по крайней мере, комплекты колес для off-road и асфальта должны быть разные.
Текст: Алексей Игнаткович
Иллюстрации: Станислав Пилькевич и сайты производителей
Диски с бедлоками: какие они бывают?
Диски с бедлоками – достаточно узкоспециализированный джиперский аксессуар. Они позволяют ездить на шинах низкого давления без угрозы разбортировки. Колеса такой конструкции частенько используются трофистами. Иногда эти диски можно увидеть на военной технике. Давайте поближе познакомимся с представителями семейства бедлоков.
Любому опытному джиперу известно, что для лучшей проходимости и плавности хода на бездорожье приспускают шины. Таким образом увеличивается площадь контакта покрышки с поверхностью. Этот прием отлично подходит для преодоления болотистой местности, песков, снега. Однако стоит помнить, что для езды на низком давлении подходят исключительно диаметральные покрышки. Но какой бы прочной и гибкой не была покрышка, при низком давлении достаточно одного неверного движения, чтобы разбортировать колесо. Вот ту то и приходят на помощь диски с бедлоками.
Не смотря на тот факт, что бидлоки – продукт достаточно специфический и исключительно офф-роудный, производители внедорожных аксессуаров предлагают достаточно широкий ассортимент. Убедимся в этом на конкретных примерах.
Бренд TrailReady выпускает различные диски для офф-роуда, в том числе и диски с бедлоками (серия HD). Доступны в различных размерах и радиусах. Бидлок изготавливается из алюминиевого сплава 6061-T6 по специальной технологии, позволяющей выдерживать большие нагрузки.
Rock Monster Wheels
Главная особенность этих колес – сертификат DOT. Это значит, что данные диски подходят для эксплуатации на дорогах общего пользования. Кроме того, бренд Rock Monster Wheels принадлежит компании Hutchinson, которая известна благодаря своим легендарным военным разборным дискам с бедлоками (подробности читайте чуть ниже).
Еще одно преимущество данных колес – простая и надежная конструкция, позволяющая установить покрышку на диск даже в полевых условиях. Говоря о надежности также стоит отметить наличие внутреннего бедлока. То есть шина фиксируется не только с внешней стороны, а и с внутренней.
Военные диски «Хатчинсон» с двойным бедлоком могут похвастаться не только невероятной надежностью, а еще и брутальным внешним видом. Именно такие колеса установлены на знаменитом 6-колесном пикапе Mercedes-Benz G63 AMG 6×6. Диски разборные и могут быть использованы с покрышками типа RunFlat (шины, позволяющие продолжать движение даже при полной потере давления, например при проколе).
В 2014 году компания ATX Wheels представила модель AX757 Chamber Pro II. Диск выполнен из алюминиевого сплава А356-Т6, а бедлок – из сплава 6061-Т6. Надежные и стильные диски. Доступны в размере 17×9.
Бренд KMC предлагает модель Enduro из серии XD. Диски активно используются в автоспорте, чем, собственно, и доказывают свою надежность. Выполнены из алюминиевого сплава А356-Т6. Бедлок выполнен из сплава 6061-Т6 и крепится к диску с помощью 35 болтов. Как и предыдущие модели, бедлок KMC имеет специальные вертикальные ребра, надежно фиксирующие шину и не дающие ей проскальзывать. Доступны в 17-дюймовом размере.
Диски разработаны в США. Там же налажено и их производство. Перед вами модель Rekon B57, доступная в размере 17х9.
В Weld Racing отмечают, что диск представляет собой цельную конструкцию, что позволило обеспечить максимальную прочность при минимальном весе. Бедлок крепится к диску с помощью 32 болтов. Нано-керамическое покрытие защищает диски от царапин и сколов, а также позволяет легко очистить колеса после активных покатушек по бездорожью.
Диски подходят для покрышек размером вплоть до 40 дюймов. Номинальная нагрузка на каждый диск – 2600 фунтов (1180 кг). Модель совместима с внедорожниками Jeep JK, Ford, GM, Dodge.
Диски разработаны с нуля специально для энтузиастов бездорожья. На бедлоке расположены специальные отверстия для закрепления дополнительных аксессуаров. Делаются в США. Номинальная нагрузка на диск – 3500 фунтов (1560 кг).
Бренд Ultra Wheel предлагает диск с бедлоком X101 Forged Xtreme. Доступен в размере 17х9. Бедлок крепится к диску с помощью 24 болтов. Данные диски изготавливаются из высококачественных материалах, а надежность продукции Ultra Wheel не один раз подтвердил владелец этой компании Джим Смит. Он неоднократно побеждал в соревнованиях Baja 1000 и NASCAR Craftsman Truck Series, используя свою продукцию.
Диски OMF Rock Lite обладают специальной конструкцией, которая минимизирует вероятность повреждения болтов, крепящих бедлок. Обладают уникальным дизайном и выглядят агрессивно. Производятся в США.
Главная особенность модели Creeper Locks от Trail-Gear – секционный бедлок. Преимущества такой конструкции заключаются в большей прочности и увеличенной толщине. Кроме того, повредив одну секцию вы сможете заменить ее на новую, в то время как цельный бедлок потребует полной замены.
Walker Evans Racing
Выпускаются в радиусах 15, 17 и 20 дюймов. Доступны как литые, так и кованые диски. Есть возможность сделать колеса под заказ, что позволяет покупателю выбрать подходящую разболтовку и вылет. В общем все сделано для того, чтобы угодить максимальному количеству клиентов.
Высокопрочные алюминиевые диски RT-232 Monster от Raceline доступны в размерах 15х8, 17х8.5, 17х9.5 для большинства типов разболтовок. Бедлок крепится 32 болтами. Каждый болт максимально утоплен в пластину для защиты от повреждений.
Нужны брутальные и прочные диски с бедлоком? Тогда вас заинтересует предложение от Eaton Wheels. Стальные диски поставляются в радиусах 15, 16.5 и 20 дюймов.
Method Race Wheels
Используя многолетний опыт и огромное количество различных тестов, компания Method Race создала невероятно прочные и легкие диски для внедорожников. Доступны в радиусах от 15 до 20 дюймов.
Бренд Fuel предлагает несколько вариантов колес с бедлоками для любителей бездорожья и профессиональных гонщиков. Одна из самых достойных моделей – алюминиевые кованые диски D106 Anza Trophy Truck. Производятся в США.
Диски Off-Road. Бэдлоки. (Завершена)
1) Почему именно с бэдлоками?
Бэдлоки позволяют не бояться низкого давления и разбортировки на поворотах. А если даже это и произошло, бортируются они вручную ( коротко о бортировке на фото )
Единственный минус, для кого-то, это ценник.
2) Почему сталь? ( конечно лучше ковка, которая имеет высокие показатели прочности и небольшой вес, и возможность восстановления при повреждении, но подходящую сложно найти, ее не любят продавать из-за стоимости ).
Плюсы: Нормальная стоимость. Высокая прочность. Хорошая ремонтопригодность. Такие диски практически неуничтожимы: в отличие от других типов колес, «железяки» при ударе только гнутся, а не раскалываются. Потому их очень легко восстанавливать и использовать дальше.
Если «травмируется» железный диск, то его можно довольно легко реанимировать, а вот литой диск попросту покрывается микротрещинами или раскалывается, а с этим уже не справятся никакие «дефибрилляторы». Благодаря весу, меньше реагируют на неровности дороги на скорости.
Минусы: Вес, который приводит к более быстрому изнашиванию подвески, особенно амортизаторов.
Из практики: казалось бы, зачем прочность и устойчивость от раскалывания на таком профиле? Ответ прост, при спущенном колесе под «0», удары иногда очень легко доходят до диска!
3)Почему именно эта фирма?
Выбор мал и одинаков.
Проблемы с установкой на машину: Пришлось точить суппорта.
Косяки производства: хреновые нипеля, все травят, ставьте сразу хорошие, чтобы дважды не бортировать колеса!