Бедный ерик что означает слово в гамлете
Кто такой «бедный Йорик»?
«Бедный Йорик» — точнее череп «бедного Йорика», персонаж трагедии У. Шекспира «Гамлет». О черепе и самом Йорике — в первой сцене пятого действия пьесы
«Гамлет. Долго ли может пролежать человек в земле, не сгнивши?
1-ый могильщик. Если не сгнил заживо, — а нынче это случается частенько, — так продержится лет восемь или девять. Кожевник девять лет.
Гамлет. Отчего же он держится дольше других?
1-ый могильщик. Эх, сударь, его работа так выделывает его кожу, что она долго не пропускает воды; а вода куда скоро уничтожает негодные трупы. Вот этот череп двадцать три года пролежал в земле.
Гамлет. Чей он?
1-ый могильщик. Безмозглого дурака. Как вы думаете, чей?
Гамлет. Не знаю.
1-ый могильщик. Провал бы его побрал, мошенника! Он вылил раз мне на голову целую бутылку рейнвейна. Этот череп Йорика, что был шутом у короля.
Гамлет. Этот? (Берёт череп).
1-ый могильщик. Этот самый.
Гамлет. Бедный Йорик!
Я знал его, Горацио: это был человек с бесконечным юмором и дивною фантазиею. Тысячу раз носил он меня на плечах, а теперь… Как отталкивают моё воображение эти останки! Мне почти дурно. Тут были уста — я целовал их так часто. Где теперь твои шутки, твои ужимки? Где песни, молнии острот, от которых все пирующие хохотали до упаду? Кто сострит теперь над твоею же костяной улыбкой? Всё пропало. «
Фразеологизм «бедный Йорик» употребляют, когда говорят о потере, расстовании, прощании с кем-то, бренности всего сущего, впрочем, не придавая этому серьезного смысла. «Бедный Йорик» — фраза шутливо-ироническая
Употребление выражения в литературе
— «Что у нас общего, кроме фамилии? Богатый мажорик и бедный Йорик. Противоестественный дуэт. Но резче и острее всего испытываешь в эти минуты привычную неподконтрольную боль и разрушительную нежность» (Леонид Зорин «Юпитер»)
— «Я быстро шел, сжав зубы и понимая, что, если меня остановят и спросят о каком-нибудь пустяке, я обязан буду смолчать, молчать изо всех сил, ибо неуместен окажется голос, звучащий трагическим тремоло на будничной улице, посреди коммунальных оплат и плененных авоськами продуктов. Таким голосом можно пожалеть: «Бедный Йорик!» ― но нельзя отвечать, как пройти к магазину «Светлана» (Владимир Рецептер «Узлов, или Обращение к Казанове»)
— «Склонившись над черепами, разглядывая их, мы, возможно, напоминали группу Гамлетов. «Бедный Йорик. » Вероятно, это были черепа той далекой великой битвы, которая вошла в историю под названием Бородинского сражения) (Виктор Розов «Удивление перед жизнью»)
— «Володя наклоняется и смело подымает землистого цвета предмет, может быть, действительно осколок черепной коробки, и я, на всякий случай про себя, шепчу: «Бедный Йорик» (М. А. Осоргин «Времена»)
— «Я удивляюсь, почему у Шекспира при короле не было шута? Ведь был же шут ― «бедный Йорик». Нужен и живой такой же Йорик. Может быть и арапчик, вывезенный из дальних стран вместе с добычей, и обезьяна в клетке» (В. А. Гиляровский «Мои скитания»)
Кто такой «бедный Йорик»?
«Гамлет. Долго ли может пролежать человек в земле, не сгнивши?
1-ый могильщик. Если не сгнил заживо, — а нынче это случается частенько, — так продержится лет восемь или девять. Кожевник девять лет.
Гамлет. Отчего же он держится дольше других?
1-ый могильщик. Эх, сударь, его работа так выделывает его кожу, что она долго не пропускает воды; а вода куда скоро уничтожает негодные трупы. Вот этот череп двадцать три года пролежал в земле.
Гамлет. Чей он?
1-ый могильщик. Безмозглого дурака. Как вы думаете, чей?
Гамлет. Не знаю.
1-ый могильщик. Провал бы его побрал, мошенника! Он вылил раз мне на голову целую бутылку рейнвейна. Этот череп Йорика, что был шутом у короля.
Гамлет. Этот? (Берёт череп).
1-ый могильщик. Этот самый.
Гамлет. !
Я знал его, Горацио: это был человек с бесконечным юмором и дивною фантазиею. Тысячу раз носил он меня на плечах, а теперь… Как отталкивают моё воображение эти останки! Мне почти дурно. Тут были уста — я целовал их так часто. Где теперь твои шутки, твои ужимки? Где песни, молнии острот, от которых все пирующие хохотали до упаду? Кто сострит теперь над твоею же костяной улыбкой? Всё пропало. «
Фразеологизм «бедный Йорик» употребляют, когда говорят о потере, расстовании, прощании с кем-то, бренности всего сущего, впрочем, не придавая этому серьезного смысла.
Употребление выражения в литературе
— «Что у нас общего, кроме фамилии? Богатый мажорик и бедный Йорик. Противоестественный дуэт. Но резче и острее всего испытываешь в эти минуты привычную неподконтрольную боль и разрушительную нежность» (Леонид Зорин «Юпитер»)
— «Я быстро шел, сжав зубы и понимая, что, если меня остановят и спросят о каком-нибудь пустяке, я обязан буду смолчать, молчать изо всех сил, ибо неуместен окажется голос, звучащий трагическим тремоло на будничной улице, посреди коммунальных оплат и плененных авоськами продуктов. Таким голосом можно пожалеть: «Бедный Йорик!» ― но нельзя отвечать, как пройти к магазину «Светлана» (Владимир Рецептер «Узлов, или Обращение к Казанове»)
— «Склонившись над черепами, разглядывая их, мы, возможно, напоминали группу Гамлетов. «Бедный Йорик!..» Вероятно, это были черепа той далекой великой битвы, которая вошла в историю под названием Бородинского сражения) (Виктор Розов «Удивление перед жизнью»)
— «Володя наклоняется и смело подымает землистого цвета предмет, может быть, действительно осколок черепной коробки, и я, на всякий случай про себя, шепчу: «Бедный Йорик» (М. А. Осоргин «Времена»)
— «Я удивляюсь, почему у Шекспира при короле не было шута? Ведь был же шут ― «бедный Йорик». Нужен и живой такой же Йорик. Может быть и арапчик, вывезенный из дальних стран вместе с добычей, и обезьяна в клетке» (В. А. Гиляровский «Мои скитания»)
Бедный ерик что означает слово в гамлете
Первый могильщик:
. Этот череп, сэр, это череп Йорика, королевского скомороха.
Первый могильщик:
Этот самый.
Чудесная солнечная погода просто заставила нас сегодня выйти на улицу и присоединиться к друзьям, которые поехали смотреть развалины старинных монастырей и замков.
В Дании множество старинных церквей которые сохранились в прекрасном состоянии. Но некоторые судьба не уберегла, и от них остались одни лишь развалины. Вот эти развалины мы и отправились смотреть.
Больше всего меня поразил, пожалуй Эбельхольт Клостер. Основанный в 1175 году, приехавшим из Франции аббатом Вильхельмом, монастырь в котором жили двадцать пять монахов, специализировавшихся на лечении травами и святыми мощами и накоплении книжных знаний, скоро стал процветающим и богатым. Монастырь, на заработанные лечением деньги, покупал окрестные земли и скоро стал владельцем обширных территорий вокруг. Он просуществовал несколько веков. Но во времена реформации церкви (1561 год) монастырь закрыли, а здании монастырской церкви разрушили.
И сейчас от былого великолепия, да собственно и от самого монастыря не осталось практически ничего. Фундамент, да пара колонн, и все.
Это кстати, видно на фотографии.
Отчего судьба распорядилась так, чтобы процветающий монастырь, центр знаний и медицины не сохранился совсем, а расположенная, например, неподалеку церквушка сохранилась в прекрасном состоянии, и поныне продолжает действовать?
Кто знает ответы на эти вопросы?
Рядом с музеем расположен маленький «аптечный» огородик, в которым посажены те травы, которые монахи использовали для лечения.
Чтобы редкие посетители развалин монастыря могли увидеть, весь медицинский арсенал тех лет.
Но я быть может и не стал бы об всем этом писать, если бы не поразивший меня, еще один маленький музей, часть всей экспозиции. Наверное, это самый странный и неожиданный музей, из тех, что я когда либо видел. Маленькое помещение заполнено застекленными стеллажами, в которых лежат исключительно черепа и скелеты тех, кого лечили и не смогли вылечить монахи. При монастыре было кладбище, и всех умерших хоронили там. А сейчас, произведя раскопки, все кости вынули, рассортировали по болезням, проанализировали и выставили на показ в музее.
Десятки скелетов и черепов, аккуратно рассортированные. И схема, где и как они лежали. Некоторые были похоронены «правильно», так, что когда после смерти нужно будет встать на окончательную битву со злом, то встанут они лицом на восток, т.е. сразу лицом к Богу. Другие видимо такого не заслужили, и были похоронены в другом направлении.
Музей обслуживает пожилой и доброжелательный сотрудник. Мои спутники уже вышли, а я задержался и он с удовольствием отвечает на все мои вопросы.
Просит обратить внимание на жемчужины экспозиции.
Попрощавшись со служителем музея, выхожу на улицу в задумчивом настроении. Светит солнце, также наверное, как когда-то светило всем тем, чьи останки я только что видел в музее.
И тут же конечно, мысли о скоротечности жизни, тленности бытия.
Вспоминаются и Гамлет, и «бедный Йорик» и Горацио.
Но отъехав на приличное расстояние от музея, увидев радостные толпы людей прогуливающиеся вдоль моря в курортном городишке Гилеляе, людей с наслажднеием вкушающих копченную рыбу, запивающих это холодным пивом в многочисленных кафе, я чувствую, что увиденные недавно скелеты и черепа, начинают забываться, а мысли о вечности и суете преходящего становится не такими яркими и сильными.
Бедный Йорик!
Сие крылатое выражение только у совершенного невежды может вызвать недоумение. Шекспир — выдаст осведомленный. Да, он родной. Однако для полноты картины хочется разобраться с контекстом, в котором появился фразеологизм «Бедный Йорик». И конечно, толкование и возможности употребления.
Кто такой Йорик?
Персонаж, отчетливо ассоциирующийся у среднестатистического читателя с черепом, мелодраматически попавшим в руки Гамлета, при дальнейшем, более пристальном рассмотрении, вызывает лично у меня в голове отчетливое чувство пустоты. Что ж, начнем статью с попытки ответить на сакральный вопрос.
Если обратиться к источнику, а именно первой сцене пятого акта все того же «Гамлета» Шекспира, узнаем, что Йорик — это королевский шут, с которым главный персонаж был близко знаком ранее. Сейчас же это просто череп в руках, печальный образ смерти, сжирающей каждого рано или поздно. А когда-то юмор Йорика так заражал и подвигал других радоваться жизни. Горькая песнь бренности тела. «Бедный Йорик!»
Значение фразеологизма
Концепт очевиден. Сожаление о смерти друга детства. Где эти уста, что так часто целовал? Кто развеселит в момент тяжелой думы? Гамлет невольно стал автором крылатой фразы, которую и по сей день можно услышать в контексте сожаления об уходе важного человека. Есть и шутливо-ироничный оттенок, поскольку скорбь о скоморохе. Поэтому не рекомендуется употреблять в серьезном контексте, на похоронах можно и «по рогам получить».
И в заключение. Alas, poor Yorick! I knew him, Horatio… Бедный Йорик! Я знал его, Горацио… Красивая поэтика. Шекспир выдал сонм крылатых выражений. Познакомившись здесь с небольшим отрывком великой драмы, обязательно продолжим приобщение к его творчеству в рамках цикла.