Белая гвардия про что песня
Белая гвардия про что песня
Ященко. Белая гвардия
Песня как бы в полутонах, получувствах.
Что-то похожее на буддизм: ничто не впечатляет.
Социальное целеполагание укоренено в культуре общества, в его прошлом.
Посвящение А. Галичу
Белая гвардия, белый снег, белая музыка революции,
Белая женщина, нервный смех, белого платья слегка коснуться.
Белой рукой распахнуть окно, белого света в нем не видя,
Белое выпить до дна вино, в красную улицу в белом выйти.
Когда ты вернешься, все будет иначе, и нам бы узнать друг друга.
Когда ты вернешься, а я не жена, и даже не подруга.
Когда ты вернешься, ко мне так безумно тебя любившей в прошлом.
Когда ты вернешься, увидишь, что жребий давно и не нами брошен.
Сизые сумерки прошлых лет робко крадутся по переулкам.
В этом окне еле брезжит свет. Ноты истрепаны, звуки гулки.
Тонкие пальцы срывают аккорд… Нам не простят безрассудного дара.
Бьются в решетку стальных ворот пять океанов земного шара.
Красный трамвай простучал в ночи, красный закат догорел в бокале.
Красные, красные кумачи с красных деревьев на землю упали.
Я не ждала тебя в октябре. Виделись сны, я листала сонник.
Красные лошади на заре бились копытами о подоконник.
Когда ты вернешься, все будет иначе, и нам бы узнать друг друга.
Когда ты вернешься, а я не жена, и даже не подруга.
Когда ты вернешься, вернешься в наш город обетованный,
Когда ты вернешься, такой невозможный и такой желанный.
О чём песня, решительно не понятно. Но о многом говорит дата. – Перестройка в фазе, когда всё начинает ускоренно лететь в тартарары. Проклятое время перемен. 11 лет после смерти Галича, так и не вернувшегося на родину физически, но время, когда стали легальны его песни. И – шиш от этой легальности проку.
И недавно я услышал, что догадка моя о таком психологическом обосновании этой рваности текста верна. Говорил отец девочки, которая заикалась. Он сделал устройство, избавившее её от заикания. Устройство запоминало звук, который начинала произносить девочка и с крошечной временной задержкой воспроизводило его в минидинамик, вставленный в одно ухо девочки. Та, желая дослушать, что она успела произнести, притормаживала свою речь и произносила её дальше только после конца отзвучавшего в минидинамике только что ею выговоренного фрагмента. Из-за этого речь приобретала плавность. Заикание исчезло. Без устройства оно происходило оттого, что девочка спешила произнести, и нарушалась микропоследовательность микродействий органов, вовлечённых в речевую функцию.
Вот как бы так же и в песне Высоцкого. Желание победить настолько сильно, что аж может повредить делу победы.
Так то было время инерции от хрущёвской оттепели. 1967 год. Казалось, что ещё можно повернуть не туда покатившееся колесо истории. Ещё усилие, ещё, и… Уже срывается речь. Но. Но. А вдруг.
И прямо наоборот в песне Ященко.
Перегорело. Всё перегорело.
И они не потеряли актуальности и впоследствии. Ибо после всё же наступившей победы так теперь называемой демократии вскоре пришло и её поражение. Как смешалось всё в перестройку – во внешнем и внутреннем мире – так и продолжает оставаться в дезориентированности. И Зоя, как заколдованная царевна заснула, оцепенела и вот всё не просыпается. Не находит её царевич.
Царевич-то, да, придёт, но… Что-то не то. Счастья-пробуждения не будет, хоть он «такой невозможный и такой желанный. ”
Был в 20-х годах писатель-романтик Огнев. Он написал повесть с сюжетом таким, как и брезжащий вот здесь, в песне Ященко. Офицер царской армии, воевавший в Первую мировую войну на русско-турецком фронте, потом партизанил там на турецкой стороне против Антанты, нелегально возвращается из Турции в Советскую Россию, к невенчанной своей жене, а та его не узнала. Новой жизнью живёт с… его сослуживцем, бывшим офицером. Кошмар. А написано так ярко (см. тут ), будто счастливый писал. Нашёл-таки радость автор – в себе.
А у Ященко и в себе, и не радость.
Во-первых, эта рваность текста.
На разных сайтах проставлена разная пунктуация. Но в сущности в большинстве можно точки или запятые заменить троеточиями. Синтаксические связи зыбкие. Вообще пропущены те или иные члены предложения. Где, например, сказуемое в первой фразе… Что это всё значит?
И души совсем не радостной.
Романтизм, вообще-то, пользуется поэтическими, антирациональными, алогичными средствами, чтоб чувство усилить. Но здесь задача противоположная – заглушить. Для этого посыл конфронтации белых и красных, заданный заглавием и первыми словами гасится неагрессивным смешиванием противостоящих ( «в красную улицу в белом выйти” ). Этакий живописный, эстетический подход. То же с белой музыкой революции. Революция-то с красным ассоциируется, с кровью, а не с белым. То же с красными лошадьми, символом революции, которых опустили в быт, принудили будить героиню поутру стуком в подоконник копытами. Красная заря, мол. Жизненное, историческое противостояние белых и красных смазано. Негатив результата революции тоже смазан. Он не чёрный, не резкий, не звучный, а сизый, сумеречный, робкий, гулкий – невнятный, слабый, в общем.
Вся песня как бы в полутонах, получувствах.
Что-то похожее, если можно так сказать, на буддизм: ничто не впечатляет.
Если слушать подряд много песен Зои Ященко и лёжа – можно задремать. Как бы заодно с этой спящей царевной.
Как спит сейчас Россия: «Я … говорил о русском безумии, национальной склонности мыслить ярко, безудержно. Сегодня этого русского безумия я не вижу. С 1991 года мы живем свободно – но назовите мне хоть одну яркую мысль… Ничего, что можно делать со страной, не придумано. Я называю эту ситуацию равновесием на низком уровне. Вот пример. Я бываю в Италии и в Англии. В Италии потрясающий кофе. А в Англии очень плохой кофе. Спрашивается, почему в Лондоне плохой кофе? Никаких причин для этого нет. Из 60 миллионов итальянцев добрая четверть прекрасно готовит кофе. Казалось бы, нанять – и нету никаких вопросов. В чем же дело? А в том, что нет спроса. А нет спроса, потому что “и так годится”. Ситуацию можно изменить, если затратить на кофе некоторое общественное внимание. Например, королева посетит хорошее кафе и заявит – вот такой кофе надо пить. И это будет воспринято как образец. Это даст толчок к выяснению, тот ли мы кофе пьем. Ну тогда, возможно, что-то изменится. А так – нет спроса. Поэтому нет и предложения. Где-то и в Лондоне есть хорошие кофейни, но это надо идти, искать… Зачем? И так нормально.
А если б идеей была не модернизация, а пока-модернизация. Призыв ко всему миру рассчитывать, как квоты по Киотскому протоколу, насколько каждая инновация глобально-экологически вредна. Как подымающее голову христианство создало Евангелие от Иоанна, где в подробностях расписаны знамения приближения конца света. – Вон, на сколько веков хватило запала считать, что не хлебом единым жив человек – на тысячу лет, аж до Возрождения.
Россия, наверно, больше всех в 20-м столетии настрадалась от внутренних и внешних раздоров, так не ей ли быть заводилой договорённости народов по поводу ожидающейся опасности сотворить прогрессом конец света из-за совмещения сразу нескольких глобальных катастроф (нехватки воды, еды, безвредной среды).
Если нет сил отказаться от прогресса сразу, надо модернизироваться и тут же всемирно каяться. И объявлять о готовности делиться с отставшими в модернизации, если подключатся к дележу совсем передовые. Ради равенства и последующего прекращения перепотребления и перенаселения планеты.
Не является ли не умирающий в мире традиционализм, менталитет недостижительности, идеал отрешённости от мира сего в мировых религиях тем предвестием, что спасёт человечество? Той, как пишет Найшуль, зимней обувью, про которую летом забывают. Так если близится зима развития человечества… Не элементы ли прошлого спасут нас в будущем? Не является ли бесстрастность некоторых маяком для нас, остальных?
— Но они такие расслабленные. Как они могут стать маяками?
— А потенциал, что слышится, например, у Ященко в мелодии второй гитары “Белой гвардии”? – Там же скрытое напряжение.
Он всё время готов действовать. Рациональность его бог. Пока не было случая, чтоб он не решил задачу, которую его как программиста по знакомству просили решить…
Белая гвардия про что песня
Написав пару строк такого уровня, можно спокойно удалиться в тибетский монастырь, посчитав свою миссию в миру выполненной. Нам кажется, что ни в рок-тусовке, ни тем более на эстраде никто сейчас не может сравниться с Зоей по уровню стиха. В них есть щемящесть, они трогают, они красивы и в принципе могли бы существовать автономно – просто как высокая поэзия, к которой протянута ниточка из Серебряного века. Но ей зачем-то нужна еще и музыка. Рождаются мелодии, остающиеся с тобой навсегда.
ДВЕ «БЕЛЫЕ ГВАРДИИ»
Визитная карточка группы – песня с тем же названием. Ее поют в студенческих общагах от Калининграда до Петропавловска. Часто – как народную, вроде гребенщиковского «Города золотого».
«Сизые сумерки прошлых лет
Робко крадутся по переулкам,
В этом окне еле брезжит свет,
Ноты истрепаны, звуки гулки,
Тонкие пальцы срывают аккорд,
Нам не простят безрассудного дара,
Бьются в решетку стальных ворот
Пять океанов земного шара. «
Зоя Ященко:
– «Белую гвардию» я написала в очень юном романтическом возрасте, услышав однажды известную песню Александра Галича «Когда я вернусь, ты не смейся. » Меня потрясла и песня, и судьба этого великого человека, вынужденного покинуть Россию и до конца своих дней мечтающего сюда вернуться. И может быть, впервые в жизни я поняла тогда, что такова судьба всех людей в нашей стране, которые не лгут. И мне очень хотелось, чтобы он, и такие как он, могли вернуться, но уже в другую страну, где все будет иначе. И я написала: «Когда ты вернешься, все будет иначе. «
Это песня о любви юной девочки, начинающей писать стихи, к большому поэту. Я его никогда не увижу, потому что «жребий уже не нами брошен», и его уже нет в живых. Это песня-мечта о невозможности встречи (как Цветаева мечтала увидеть Рильке. ) В ту пору вся моя жизнь преломлялась через образ Марины и в поэзии, и в жизни. Я как бы с ней всегда советовалась, на нее ровнялась. Детские иллюзии.
Однажды я услышала «Белую гвардию» в исполнении незнакомой девушки, и осознала, что она вкладывает в эту песню совершенно другой смысл, и поет о своей любви к парню, с которым она рассталась. В этот момент произошло раздвоение песни: есть «Белая гвардия», которую пою я, она посвящена Галичу, и есть «Белая Гвардия», которую поют все остальные, и каждый вкладывает в нее свой смысл.
ГЛАЗАМИ КЛОУНА
Их творчество очень литературно, и, кажется, многие строки нашептаны героями Кортасара, Ремарка, Белля, Лермонтова, Достоевского, с которыми ребята вместе пьют кофе в дешевых кофейнях, играют в трик-трак, слоняются по ночным питерским и парижским улицам. Зоя и сама похожа на литературную героиню своих любимых авторов – она совершенно нездешняя, непохожая на других наших поющих леди.
– Клоун Генриха Белля надевает голубое трико, накладывает на и без того бледное лицо белый грим и отправляется на вокзал просить подаяния. Это была минута отчаяния.
В моей жизни тоже была такая минута. Я пела в подземных переходах метро сначала Берлина, потом Москвы, и таким образом зарабатывала на жизнь. Не могу сказать, что это был плохой опыт. Правда, зима выдалась очень холодной, болело горло и пальцы приклеивались к металлическим струнам, но именно в переходах я научилась петь. Ни в одной консерватории мира я бы не смогла пройти такую школу. В школах дают технику, а пение – это медитация.
Это становится ясно, когда мимо течет бесконечный людской поток, который либо тебя презирает, либо ему вообще нет до тебя никакого дела, а ты должен разрушить все предрассудки, чтобы человеку захотелось остановиться и послушать.
Однажды на станции метро «Китай-город» нас слушал Олег Басилашвили. Иногда особо растроганные слушатели дарили цветы. Это была высшая награда – цветы в подземелье!
На самом деле не так много встретишь людей, умеющих слушать. Зато пруд пруди «околотворческих» личностей, вечно разглагольствующих о состоянии современного искусства. Они все знают: «Шевчук закончился», «Боб – это уже нафталин», «Земфира переметнулась в попсу и теряет популярность», «мыльный пузырь «Агаты Кристи» лопнул..» Когда я слышу подобные вопли, я начинаю и себя ощущать беллевским клоуном. Ты должен круглосуточно развлекать публику, уплочено. А если вдруг не дай бог у тебя год-другой не выходит новый альбом, никому нет дела до твоей жизни, ты клоун, ты вообще не имеешь права на личную жизнь, давай, шевелись, нравься, иначе заживо похоронят одной небрежно брошенной фразой типа: «Белая Гвардия» приказала долго жить». У клоуна не может болеть распухшее колено.
КРЫШИ
Мне кажется, их песни особенно близки студенческим душам, бродягам, одиночкам, юным философам и всем тем, кто уехал из родных мест давно и надолго. Тем, кто летает во сне и смотрит закаты на крышах высоток. Они и сами любят крыши.
«Шагаю по серым крышам,
Ныряю в дворы-колодцы,
За трубы цепляясь шубой,
Макушкой касаясь птиц. «
– Шагать по крышам – мое любимое занятие. Выбираешь самую высокую крышу, поднимаешься над городом, смотришь на всю эту мышиную возню сверху и понимаешь, как мелочны все твои проблемы.
Крыши – это что-то из жизни хиппи, это символ внутренней свободы. Очень трудно представить на крыше домохозяйку с авоськами или business-woman с пейджером. А вот хиппи с флейтой в кармане – запросто (вместо флейты может быть «Балтика»№3, пакет кефира или томик Басе).
На крышах легче сказать правду. Это еще Эльдар Рязанов заметил в фильме «Служебный роман». На рязановской крыше Людмила Прокофьевна Калугина из железной леди – синего чулка всего за пару минут превращается в нормальную русскую бабу, которой надоело «играть роль» и есть о чем поплакать в жилетку.
У меня есть три любимые крыши: в Москве, в Берлине и в Питере.
На крыше в Берлине (это был полуотремонтированный дом в духе Рэя Брэдбери, там жили панки-художники) мне очень нравилось пить кофе по утрам. Родная крыша МГУ красива сама по себе и не требует особых комментариев, она скрашивала часы моего досуга долгие пять лет студенчества. А на питерской крыше, на высоте 17 этажей над уровнем Финского залива, рождался шестой по счету альбом группы «Белая гвардия» под названием «Это все ты!»
МАРИНА
– Моя влюбленность в Марину Цветаеву началась еще в старших классах школы. Сначала я любила только Блока, а потом кто-то принес мне ее стихи, я прочла и подумала: «Женщина, а ничуть не хуже, чем Блок.»До этого женщин в литературе я вообще не воспринимала.
Месяца два я сидела вечерами и перепечатывала на машинке одним пальцем цветаевскую «Повесть о Сонечке» из чужого «Нового мира». Она меня завораживала.
В ней все было странным: ее безумные платья, вынутые из бабушкиного сундука, в которых она могла явиться на литературный вечер; ее взаимоотношения с дочерью Алей – совершенно на равных; ее бритая налысо голова. Девочки из моего класса выбирали более женственную Ахматову, а меня покорял цветаевский бунт!
Когда я начала сочинять, мне очень хотелось, чтобы мои стихи были жесткими, как у нее, чтобы нельзя было сказать, что они написаны женщиной.
Первый раз приехав в Москву, я отправилась искать дом Цветаевых в Трехпрудном переулке. Но этого дома уже не существовало.
Позже я поехала в Тарусу, где семья Цветаевых обычно проводила лето. Мне очень хотелось «подышать марининым воздухом». Все, что я нашла в Тарусе – это разноцветное дерево: на нижние ветки дерева все, кто любит Марину, привязывают фенечку, ленту или записку, и загадывают желание.
После Тарусы у меня родилась песня «Марина»
Этим летом в Коктебеле в музее Волошина я долго разглядывала фотографию, где среди прочих друзей Макса девятнадцатилетняя Марина и ее будущий муж Сергей Эфрон. Они только что познакомились, это их первое лето в Крыму. Они так красивы и так счастливы, и совсем не ведают о том, какие страшные испытания их ждут в будущем. А я уже все знаю.
Марина была очень одинока в последние годы, и после смерти осталась в полном одиночестве, ведь никто не знает, где она захоронена:
«А под камнем у Марины
Сон, исполненный печали.
Только птицы пролетают
У нее над головою,
Только строчки прорастают
Меж цветами и травою. «
ИНДИЯ
Ее страна – Индия; ее тусовка – рикши, погонщики слонов, заклинатели кобр, индуистские монахи, юные братья махараджей, танцовщицы и цветы лотоса. Ее вдохновение рождается из океанской пены Бенгальского залива, из гомона Старого базара в Дели, из шелеста сари, и даже мутные воды Ганга приносят ей чистые строки. Киплинг знал про Индию многое, но сказал не все. Зоя не идет за классиком. Она понимает эту страну по-своему.
«Ты мне не скажешь ничего,
Ты молча выбросишь в окно мой портсигар,
Я удивлюсь, когда проснусь,
Когда услышу за окном чужую речь,
Идут погонщики слонов, жуют бетель,
Под балдахином спит король,
Туземка с крапинкой на лбу
Танцует степ, вонзив в тебя свой третий глаз».
– За окном Индия – страна белых лотосов и танцующих гопи. Здесь, конечно, очень жарко, полно всякой заразы и кастовое общество, но.
Здесь люди на улицах улыбаются! И не резиновой голливудской улыбкой, а искренне. В России так улыбаются только дети.
В Индии по берегам Ганга сидят просветленные гуру и читают мантры. Им не нужно чего-то достигать, они с этим рождаются и в этом живут, и так же искренне прикалываются над толпами европейцев, тусующимися по стране в поисках утраченного счастья.
По проезжей части городов здесь гуляют священные коровы, и машины уступают им дорогу. Здесь живы древние легенды и есть такие Места Силы, где каждый человек может стать свидетелем или соучастником какого-нибудь чуда.
Я привезла из Индии бусы туласи, которые исполнили три моих желания. У меня в доме появились часы, которые всегда останавливаются, если я совершаю неправильный поступок. Правда, чаще всего я хожу вокруг этих часов и ломаю голову, что же на этот раз я делаю не так? Но они заставляют меня быть более внимательной к тому, что происходит вокруг.
Иногда мне кажется, что индусы знают какую-то тайну, совершенно недоступную нашему пониманию.
После посещения этой страны мир для меня разделился на две части: есть Индия, и есть прочие страны, которым нужно учиться, учиться и учиться.
Подлинные песни Белого Движения
К счастью, благодаря эмигрантским сборникам и воспоминаниям белогвардейцев, некоторые реальные песни Белого Движения до нас дошли в неискажённом, насколько этот было возможно, виде. И сегодня мы можем не только ознакомиться с их текстами, но и прослушать их в достаточно хорошем качестве.
В нас кровь отцов – богатырей,
И дело наше право,
Сумеем честь мы отстоять,
Иль умереть со славой.
Не плачь о нас, Святая Русь,
Не надо слёз, не надо,
Молись о павших и живых,
Молитва – нам награда!
Мужайтесь матери, отцы,
Терпите жёны, дети,
Для блага Родины своей
Забудем всё на свете.
Вперёд же, братья, на врага,
Вперёд, полки лихие!
Господь за нас, мы победим!
Да здравствует Россия!
Из Румынии походом
Шёл Дроздовский славный полк,
Во спасение народа,
Исполняя тяжкий долг.
Много он ночей бессонных
И лишений выносил,
Но героев закалённых
Путь далёкий не страшил!
Генерал Дроздовский гордо
Шёл с полком своим вперед.
Как герой, он верил твёрдо,
Что он Родину спасёт!
Видел он, что Русь Святая
Погибает под ярмом
И, как свечка восковая,
Угасает с каждым днём.
Верил он: настанет время
И опомнится народ –
Сбросит варварское бремя
И за нами в бой пойдёт.
Шли Дроздовцы твёрдым шагом,
Враг под натиском бежал.
Под трёхцветным Русским Флагом
Славу полк себе стяжал!
Этих дней не смолкнет слава,
Не померкнет никогда:
Офицерские заставы
Занимали города!
Пусть вернёмся мы седые
От кровавого труда,
Над тобой взойдёт, Россия
Солнце новое тогда!
О, Боже Правый, изнывает
Под гнетом Русь – спаси Её!
Тебя народ твой призывает,
Яви Ты чудо нам свое.
Припев:
Смелей, Дроздовцы удалые!
Вперед без страху! С нами Бог! С нами Бог!
Поможет нам, как в дни былые
Чудесной силою помог. Да, сам Бог!
Завет священный выполняя,
Того, чей глас давно умолк,
Идет, Россию избавляя,
Вперед Дроздовский славный полк.
Господь послал нам испытанья
И бремя тяжкого труда,
Но, несмотря на все страданья,
Мы не сдадимся никогда.
Услышим снова приказанье:
«Вперед, Дроздовцы, в добрый путь!»
И боевое нам заданье –
Свободу Родине вернуть.
Значок малиновый взовьется
Пред фронтом нашего полка.
И сердце радостно забьется
В груди у каждого стрелка.
Пусть вокруг одно глумленье,
Клевета и гнет,
Нас, корниловцев, презренье
Черни не убьет!
Вперед на бой, вперед на бой,
На бой, открытый бой!
Верим мы: близка развязка
С чарами врага,
Упадет с очей повязка
У России, да!
За Россию и свободу
Если в бой зовут,
То корниловцы и в воду
И в огонь пойдут.
Загремит колоколами
Древняя Москва,
И войдут в неё рядами
Русские войска!
Дружно, корниловцы, в ногу!
С нами Корнилов идет.
Спасет он, поверьте, отчизну,
Не выдаст он русский народ!
Корнилова носим мы имя,
Послужим же честно ему.
Доблестью нашей поможем,
Спасти от позора страну!
Вражья, нечистая сила,
Став средоточием Зла,
Русский наш Храм осквернила,
Ум у людей отняла.
Ждёт большевицкого хама
Гибель от нашей руки!
В красную мы пентаграмму
Русские всадим штыки!
Непримиримо ощерясь
С чёрных небесных высот,
Белый корниловский череп
Красную нечисть грызёт!
Солдат-корниловец под знаменем.
Смело – вперёд, за Отчизну Святую,
Дружно, как братья, пойдём!
Страху не знаем мы и удалую
Песню в бою запоём!
Песню о том, как бойцы-генералы –
Марков, Дроздовский-герой –
С песнями нам умирать завещали.
Мы поклялись головой!
Как под Медведовкой лихо там дралися,
Марков там был генерал.
С ним в бронированный поезд ворвалися
И – большевик побежал!
Под Ново-Дмитревской, снегом занесены,
Мокрые, скованы льдом,
Шли мы безропотно, дралися весело,
Грелись холодным штыком!
Пусть знает враг, что бойцы-генералы
В наших сердцах все живут
И что опять, как и прежде бывало,
К победам нас поведут.
И снова, опять за Отчизну Святую
Дружно, как братья, пойдём!
Страху не знаем мы и удалую
Песню в бою запоём!
Следующая песня также родилась в рядах Добровольческой Армии Корнилова в боях Ледяного Похода. Однако через тайные офицерские организации, многие из которых через своих агентов контролировал генерал М.В. Алексеев, она быстро попала на Восток. И широко распространилась по войскам адмирала А.В. Колчака. С этой песней шли в бой добровольцы генерала В.О. Каппеля, она гремела на улицах освобождённых от большевиков городов Поволжья и Сибири. Изначально она называлась «Маршем Добровольческого Студенческого батальона», но благодаря мемуарам белогвардейцев сегодня она чаще известна по первым строчкам: » Вспоили вы нас и вскормили, Отчизны родные поля». Прослушать песню можно здесь.
Вспоили вы нас и вскормили,
Отчизны родные поля,
И мы беззаветно любили
Тебя, Святой Руси земля.
Припев:
Теперь же грозный час борьбы настал,
Коварный враг на нас напал,
И каждому, кто Руси сын,
На бой с врагом лишь путь один.
Приюты наук опустели,
Все студенты готовы в поход.
Так за Отчизну, к великой цели
Пусть каждый с верою идёт.
Мы дети отчизны великой,
Мы помним заветы отцов,
Погибших за край свой родимый
Геройскою смертью бойцов.
Пусть каждый и верит, и знает,
Блеснут из-за тучи лучи,
И радостный день засияет,
И в ножны мы сложим мечи.