Белая тюбетейка что означает у татар
Тюбетейка: сунна или элемент культуры?
Некоторые виды одежды сегодня ассоциируются с приверженцами той или иной религии. Одним из таких атрибутов служит тюбетейка, которую носят многие мусульмане во время посещения мечети, а также в обыденной жизни.
Несмотря на то, что дизайн головного убора у каждого народа свой, предназначение тюбетейки едино для всех правоверных.
Каноническое положение головного убора в исламе
В современном мире большое влияние на религию оказывают местные национальные обычаи и традиции, что, в свою очередь, привело к некоторым различиям в духовной практике, поклонении, исполнении религиозных обрядов, в воззрениях на исламские каноны у разных народов. В результате стало сложно выявить грань между религией и национальным сегментом.
Вопрос о ношении головного убора мусульманами служит тому наглядным примером. Одни верующие связывают его с предписаниями Шариата, другие – исключительно с культурой исповедующих ислам народов.
Большинство учёных относят ношение мужского головного убора к элементу религии, а некоторые и вовсе утверждают, что – это сунна. Сторонники такой позиции, как правило, сходятся во мнении, что совершение намаза без головного убора – это макрух (порицаемо). За это верующему не записывается грех, но он заслуживает порицания.
В качестве доказательства приводится аят Священного Корана:
«Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети…» (7:31)
В данном случае речь идёт не только о прикрытии аурата, но и необходимости облачиться в чистую одежду, умаститься благовониями и использовать мисвак. И некоторые богословы утверждают, что тюбетейка, чалма или иной головной убор мусульманина тоже относится к его украшениям, а значит, его ношение желательно.
Для обоснования этой позиции приводятся также и некоторые хадисы, в которых описывается, что Посланник Всевышнего (с.г.в.) постоянно носил головной убор.
Со слов сподвижника по имени Джабир ибн Абдуллах передаётся, что в день завоевания Мекки Пророк (с.г.в.) был в чёрной чалме (Муслим, Тирмизи). В другом хадисе приводятся слова самого Мухаммада (с.г.в.): «Отличительной особенностью между нами и многобожниками служит повязанная чалма» (Абу Дауд). На основании этого многие видные богословы заявляли о желательности покрытия головы, как это делал Посланник Аллаха (с.г.в.). Но исключением считается совершение паломничества, так как во время хаджа ношение головных уборов запрещено.
Есть и другая версия, утверждающая, что головные уборы у мусульманских народов – это лишь атрибут культуры, а чалму арабы носили и до Милости миров Мухаммада (с.г.в.). Т.е. Посланник Аллаха (с.г.в.), повязывая чалму, руководствовался не религиозными постулатами, а национальным обычаем.
Ношение головных уборов у арабов прижилось из-за климатических условий местности. Многие племена, проживавшие в пустынях Аравии, носили чалму для защиты от солнечных лучей. Именно этим объясняется, по мнению сторонников данной позиции, тот факт, что Пророк (с.г.в.) постоянно был в головном уборе. От арабов этот элемент культуры со временем «перекочевал» и к другим народам, принявшим ислам, трансформировался и видоизменялся. Так и появились тюбетейки у мусульман тюркского мира.
Виды тюбетеек
У различных тюркских народов присутствует собственное название национального головного убора. У мусульман России, большинство из которых – татары, головной убор именуется тюбетейкой. Это слово произошло от татарского «тубе» («вершина»). На территории Узбекистана её так же называют тюбетейкой, но присутствуют и собственные названия – «дуппи» и «калпок». В Таджикистане их именуют туппи (на севере страны) и токки (на юге). В Казахстане распространено название «такья», а в Туркменистане – «тахья».
У любого народа мы можем встретить разнообразие форм и цветов данного элемента гадероба. Это связано с тем, что тюбетейки издревле различались в зависимости от города проживания, социального статуса человека, пола и даже возраста. Например, классическая ферганская тюбетейка имеет строгий вид. Для нее характерно сочетание белого узора с черным фоном.
Женская же тюбетейка указывала на семейное положение ее обладательницы. Именно по тюбетейке молодой человек мог понять, замужем приглянувшаяся ему особа или нет. Причём, головному убору уделялось большое внимание и в случае, если девушка так и не смогла выйти замуж – она вынуждена была всё равно носить девичью тюбетейку.
До нас дошли тюбетейки разных видов, включая круглые и квадратные, сферические и остроконечные, заниженные и завышенные. Кроме того, вышивались они различными узорами и цветами нитей. Это зависело от многих факторов, на которые в дореволюционное время обращали большое внимание – запрещалось носить головной убор, который не соответствует твоему семейному и материальному положению, происхождению, роду деятельности и т.д.
Также мусульманский головной убор выполнял своего рода функцию защиты от тёмных сил. Согласно поверьям, тюбетейка оберегает человека от сглаза, порчи и колдовства. По этой причине запрещалось надевать чужую тюбетейку, так как люди верили, что с головным убором человеку может перейти его судьба. Особенно это касалось тюбетеек умерших.
В наши дни тюбетейка также пользуется особой популярностью у различных слоев населения, причём не только у тюрков. Некоторые предпочитают именно её иным головным уборам. Некоторые же надевают тюбетейку исключительно для походов в мечеть по пятницам и в дни праздников.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Традиционная форма татарской тюбетейки, как орудие борьбы с экстремизмом
До сегодняшнего дня этому вопросу, к сожалению, не уделялось должного внимания ни со стороны исполнительных органов власти РТ, ни со стороны мусульманского духовенства. Современные «эксперты по исламу» достаточно глубоко изучили проблематику и успешно внедрили в массы знания о деструктивном влиянии на молодых мусульман: ношения коротких штанов, громкого выкрикивания слова «амин» на коллективной молитве и, что самое важное дополнительного вскидывания рук, во время совершения намаза. В тоже время вопрос влияния головного убора на развитие экстремистских взглядов мало изучен и требует всестороннего анализа.
Говоря о возрождении подлинного татарского ислама необходимо особое внимание уделить внешнему виду и правилам ношения головного убора. Не для кого ни секрет, что в Татарстане в последние годы получили широкое распространение вязанные саудийские перфорированные шапочки, а также тюбетейки, внешне напоминающие татарские, но при этом белого цвета. В тоже время опыт показывает, что за большинством терактов на территории России стоят люди, которые не имели опыта ношения татарских традиционных тюбетеек. Вполне очевидно, что в России необходимо ввести запрет на ввоз, распространение и использование нетрадиционных форм головных уборов.
Стандарты татарской тюбетейки
Основные характеристики татарского традиционного головного убора:
Диаметр: индивидуален и зависит от размера головы конкретного татарина,
Думаю, что бархат – это наилучший материал, который традиционно закрепился у татарского народа для этих целей. Высота 99 мм предложена мной не случайно. Во-первых, каждый миллиметр такой тюбетейки будет символизировать одно из 99 имен Аллаха. Во-вторых, более низкая тюбетейка может вызвать дальнейшее развитие комплекса неполноценности у современного татарина, а более высокая, привести к гордыне.
Стоит задуматься и об упорядочении правил ношения двух видов традиционных форм татарских головных уборов: повседневных и парадно-выходных. Повседневные – это простые черные или зеленые тюбетейки, в то время как парадно-выходные тюбетейки должны быть расшиты бисером, золотой нитью или могут иметь другие украшения в соответствии с «Правилами по украшению парадно-входных тюбетеек». Их можно надевать на Курбан-байрам, в месяц Рамазан, на все государственные праздники Республики Татарстан и в День народного единства. Тюбетейки голубого цвета с кокардой имеют право носить мусульмане, прошедшие службу в Воздушно-десантных войсках.
В обычные дни тюбетейка должна быть надвинута на переднюю часть головы и плотно закрывать лоб. В праздничные дни можно разрешить носить ее на затылке таким образом, что бы выглядывал чуб. По моему замыслу он должен демонстрировать лихость и веселый нрав современного толерантного татарина открытого для всего мира.
Методы борьбы с чуждыми формами головных уборов
Линур Мифтахов,
прихожанин Соборной мечети г. Елабуги
Да удостоит меня муфтий чести носить тюбетейку зеленого цвета!
171 комментариев
)))давно так не смеялся.
Кто видит меня не прогадаете, читайте.
Автор шутит, но вопрос не такой уж легкий. Ваххабитские головные уборы надо запрещать, как и все ваххабитское.
Уважаемый Шиит, а что за ваххабитские головные уборы? Ой! Может в моём гардеробе такой есть? А я и не знаю.
Прошу, просветите.
С уважением. Тахир
маразм крепчает,а стране этой все меньше и меньше отмерено).с такими мозгами катастрофа ей близка.
Автору!+1000, Дай Аллах всех благ. Этот ГОСТ «Тюбетейка татарская антиваххабиткая. Общие термины и определения» надо Фаизову на утверждение отправить)))
МОИ АПЛОДИСМЕНТЫ.ДАВНО НЕ ВСТРЕЧАЛ ТАКОГО ТОНКОГО ЮМОРА.
БРАТЬЯ,ЭТО ЖЕ ТОНЧАЙШАЯ КОРЕКАТУРА НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ВЫСКАЗЫВАНИЯ ОФИЦИАЛЬНЫХ «ИСЛАМСКИХ»СТРУКТУР РФ.
Я о том же, от всей души благодарен автору. Товарищи! Не надо ругани в адрес этих исламофобов. Они же клоуны. А над клоунами смеются, а не ругают их))
Да и ещё хотел уточнить у автора. Несмотря на то что время позднее. Тут вот сейчас вывалил все тюбетейки, скопившиеся в моём шкафу. Вы указываете размер 99 мм. В «Законе о государственном стандарте РФ» и «Законе о техническом регулировании», а также положениях и инструкциях профильных ведомств сказано, что в государсвтенных стандартах на изделия машиностроения, приборостроения и лёгкой промышленности должен быть пукнт о методах контроля качества. Я к тому, чем мне измерять высоту тюбитейки? А то, я измерю масштабной линейкой, а в мечети Ильдус-хазрат поймает меня со штангенциркулем. Раз я измерил с точностью до миллиметра и получил 99 мм. А он измерит микрометром и на те: 99, 0001мм! Всё, я ваххабит?(((
Кошмар!
С уважением и благодарностями к автору. Тахир.
Судя по всему, безопаснее всего в этой стране тем кто носит фуражку.
Есть информация,что Докку Умаров готовит партию тюбетеек-трансформеров для облегчения проникновения в ряды бдительных традиционалистов.
Жители Кавказа, во избежании неприятностей ходите в папахе зимой и летом. Ничего что не всегда по погоде, безопасность превыше всего. А так, конечно, странная эта вся тюбетеечная писанина, так они скоро и степень имана захотят регулировать. Вроде нам Всевышний Аллах дал совершенную религию, а тут современные деятели пытаются нашу религию модернизировать.
Уважаемые братья!Очень жаль что занимайтесь ерунду с вашей тубитейкой зеленая и синяя и др. цвета. Лучше помогите людей в получении духовного образования, потому что дела ни в шляпа,а в то что ниже этой тюбитейкой, имею в виду мозги. Когда то 10 лет назад один товарищ просил меня по поводу укорачивания брюки и о тех которые без трусов ходят.Я ответил что брюки укорачивают чтобы остались чистыми для молитвы,не у всех машин есть,а трусов нет потому что денег может быть нет.Побойтесь Аллха!
Статья с юмором,но намек серезный.Татарская тюбетейка на самом деле красивая.Приятно смотриться.В такой тюбетейке я видел только улыбающих и добрых людей.К стати у узбеков считаеться что тюбетейка делает человека умным,а таджики- имамы, обьязательно сделают замечание прихожанам без головного убора.
Линур, чувство юмора у вас отменное, машаАллах) раз уж вы из Елабуги, то вам с вашим «конструктивным подходом» надо отправиться «Елабужский Мясоконсервный Комбинат», в чьей халяльной колбасе редакция Ансар.ру обнаружила свинину, и навести там порядок!)
Бред какой-то. Нас еще по признаку тюбетеек не притесняли. Тюбетейка-это дело вкуса каждого и только глупец моржет назвать человека экстремистом по признаку «неправильной» тюбетейки.
Салам, нас это ждет впереди, нет сомнений. В Татарстане пошли разговоря о борьбе с хиджабами как не традиционными для татар одеяниями.
Takhir: «А то, я измерю масштабной линейкой, а в мечети Ильдус-хазрат поймает меня со штангенциркулем»)))))))))))))
Тахир, Брат, ты что хочешь чтобы я от смеха умер?
Г-н Мифтахов, Вы мой кумир! Жду из под Вашего пера еще больше таких же искрометных статей!
Ассалямагалейкум!
СубханАллах!Автор,браво(если, конечно так можно выражаться в исламе).
Тут братья просят ходотайствовать перед муфтием, что бы он разрешил матросам запаса, нацеплять на тюбетейку ленту от безкозырки, с названием нашего напотопляемого коробля: «неутсрашимый ханафит». Если у кого есть связи в ДУМ РТ надо донести эту инициативу, народ ждет соответсвующую фетву.
Селям алейкум.
Братья, зачем весь этот стёб?
Какими бы не были представители «духовенства» думаю недостойно опускаться на уровень высмеивания.
Аллах знает, брат. Но какой-то неприятный осадок остается на душе.
И на мой взгляд это усугубит неприязнь между мусульманами.
Абдулазиз,положа руку на сердце, вы не из «духовенства»?
Брат Абдулазиз,-да пребудет над вами милость ВСЕВЫШНЕГО.
Уважаемый Абдулзазиз, чем ругать тов. ислаиофобов, лучше их высмеивать. Во сто крат лучше. И для здоровья полезней.
только вахабиты говорят в слух аминь?
К сожалению, это уже обыденное явление, что у нас в Поволжье, что на Кавказе.
я точно сказать пил или нет незнаю мои глаза не видели. но что он сидел там и говорил тост да я уверен и помойму прочел дуа. я слышил что в исламе надо выбирать благочистивых друзей. и в исламе брать друзей алкошей и др не очень хорошо. и что седеть за столом где распевают алкоголь приближино к хараму. кто знает исправьте если неправильно сказал. ваххабизм если я им был нешифровалссся. если аминь в нашей мечети города ставрополя произносят
А что,хорошая идея между прочим чем у Гитлера череп мерить,-двух потомков Чингисхана у входа в мечеть и всё дело в татарской тюбетейке.
По мазхабу aбу Ханифы аминь говорят про себя шевеля губами а наши братья безмазхабники в слух.
Ахмед, что за идея про измерение черепа?
Исмат,фашисты череп мерили ариец или нет а Линур тюбетейки, татар башкир или ваххабист
Да удостоит меня муфтий чести носить тюбетейку зеленого цвета!
Извините, братья. просто все это похоже на анекдот. причем тут тюбетейки. Нафс вот в чем измерения нужны. )))
СубханАллах, братья и сестры!
Линур написал очень тонкую сатирическую статью,не побоюсь сказать,достойную Салтыкова-Щедрина,высмеивающую невежество и мракобесие НЕКОТОРЫХ наших имамов. Но по моему глубокому убеждению развивать дальше эту тему(Гитлер и т.д)неумно, не по теме.
Прочитали,восхитились,позавидовали по-хорошему уму и чувству юмора автора.Остановились.
Просто вопросы,не требующие ответа.
Шафииты,ханбалиты не говорят Аминь после Фатихи?
Антоним безмазхабника- таклидовец-ханафит?
Уважаемые братья и сёстры, причём тут Гитлер? Этим «господам» до Гитлера идти и идти. Не, я не то, чтобы уважаю Гитлера, просто констатирую объективные вещи. А задумка правильная и реализация потрясающая.
Надо такое же про Регнумовский исламофобский информационный мусоросборник написать.
Ещё раз высказываю свою благодарность автору.
Не пускать людей в мечеть, срывать с них тюбетейки? По моему это перебор! Мусульманин будет отнимать имущество другого мусульманина? Не дай Аллах драться начнут! А, что об этом говорит шариат? Людей в мечеть затаскивать надо, а мы fase-контроль у дверей организовываем!
Суперский памфлет. Сарказм-великолепный, спасибо за статью!
Всем кто меня поддержал спасибо, у всех кто посчитал статью бредом прошу прощения, за то, что отнял время. Ассаляму алейкум.
Первый раз читал бегло и не вдумываясь, перечитал еще, иронию оценил! В татарских реалиях я действительно не в теме!
Aвтору-респект. Проблематика умело упакована в привлекательную обёртку иронии. Наболевшее умело и нестандартно высмеянно. Театр абсурда отдыхает
Товарищи, я рискну предположить, что в данном тексте высмеиваются не тюбетейки. Высмеивается стремление нашего татарского ДУМ, тов. Фаизова, Батрова, Якупова и сочувствующих им. Стремление всё, что не соответствует понятиям этих господ об Исламе (надо сказать весьма оригинальным понятияс) объявить «ваххабитским, вражеским, варварским и пр.» Вот и всё..
Администрацию видать деликатно «попросили».
Примерно такой же спектакль разыгрался в Альметьевске. То же не без участия администрации. Правда главный актёр туда лично приехал. Видать момент требовал.
На самом деле всё просто. Контроль над религией. Все кто не согласен, враги. Внешние и внутренние.
Кстати, уважаемый Линур, если интересно, зайдите сюда и почитайте комментарии
http://tatar-gazeta.ru/
Я не так хорошо знаком с ситуацией в Альметьевске, но не думаю, что Наиль-хазрат был салафитом, как талдычит Регнум.
Спасибо, брат за ссылку. В семье не без урода. Мне жаль этих людей.
По моим сведениям Наиль-хазрат хоть и отучился в КСА, но придерживался ханафизма. Я не исключаю наличия там определённого пусть и значительного числа салафитов, но Ваш пример с Елабугой показывает, что ДУМу, если он захочет кого-то свергнуть, будет без разницы. И власть им в этом поможет. За всеми этими поворотами-переворотами торчат уши власти. Властям это выгодно. Ибо все силы сторон будут уходить на такие вот разборки по типу, кто правильный, а кто нет. Так и перегрызёмся друг с другом, как в своё время османы с персами. А может нет.
С уважением. Тахир
В этой статье нет ни одного слова правды:
Скандал в мечети «Тауба»
Мечеть «Тауба» опять в центре скандала: 14 февраля примерно 300 прихожан – во главе с сыном отсутствующего больше 2 месяцев имама – не дали приступить к исполнению обязанностей новому священнослужителю, временно назначенному мухтасибатом города.
Имам мухтасиб Набережных Челнов Альфас хазрат от комментариев воздерживается: «Думаю, будет лучше отложить решение этой проблемы до возвращения Идриса хазрата». Наш корреспондент попытался самостоятельно разобраться в ситуации и понял: кадровый скандал — не самое страшное из того, что происходит в стенах мусульманского храма.
В 99-м (уже бывший имам хазрат) Вахитов был арестован по подозрению в участии в незаконных вооруженных формированиях, но через 3 месяца был освобожден: все делал чужими руками, трудно было обвинить его в конкретных преступлениях. В дальнейшем принимал участие в боевых действиях на Северном Кавказе. В том же 99-м вывез группу из 13 челнинцев в Таджикистан, где они прошли подготовку в лагере таджикской оппозиции и были переброшены в Афганистан. В 2004 «прославился» на весь мир как один из восьми российских пленников Гаунтанамо. По данным Генпрокуратуры РФ, все они были завербованы представителями радикальных исламистских организаций и воевали на стороне талибов. Американцы передали пленных российским властям, им были предъявлены обвинения по статьям «Незаконное пересечение государственной границы РФ», «Наемничество» и «Организация преступного сообщества». В настоящее время, по информации, которую Вахитов сам разместил в интернете, он находится на территории Пакистана, является одним из лидеров международной террористической группы «Булгарский джамаат». Известно, что с его подачи несколько десятков челнинцев уже уехали в Египет и Йемен. По официальной версии — изучать ислам. Есть данные, что в духовных учебных заведениях этих стран происходит вербовка в отряды международных террористов…
***
Знают ли в Духовном управлении мусульман РТ о конфликте в мечети «Тауба» и будут ли предпринимать какие-либо действия? – этот вопрос мы задали заместителю муфтия Валиулле хазрату Якупову. Валиулла хазрат не стал рубить с плеча:
— Смотрите, какая ситуация. 13 января с поста ушел муфтий. Мы сейчас готовимся к съезду, который состоится в начале апреля. По уставу ДУМ после съезда, когда избирается новый муфтий, все свидетельства имамов аннулируются и выдаются новые. В начале апреля, когда мусульмане республики выберут нового муфтия, он переназначит всех имамов. То есть проблема она решится через месяц. И по мечети «Тауба» вопрос будет автоматически решен, пока не до этого.
— Однако мечеть называют проблемной в том плане, что там придерживаются салафитского мазхаба…
— Вот после съезда и займемся. Всю фактуру соберем.