Белые воротнички что это значит
Белые воротнички
«Воротнички»- это термин, принятый в западной социологии для обозначения различных категорий лиц наемного труда.
Считают, что словосочетание «белые воротнички» ввел в оборот американский писатель Эптон Синклер в 30-е годы прошлого века, мотивируя тем, что в 19-20 веке клерки в Европе и Америке должны были носить белые рубашки с воротничками.
Белые воротнички 1
69% «белых воротничков» состоит в браке, 30% уже обучают или планируют дать образование своим детям за границей. Уровень жизни этой социальной группы в настоящее время уже выше, чем у элиты советских времен и продолжает улучшаться. Социальная психология группы – ориентация на состоятельность за счет собственного труда и частной ответственности за частную жизнь. Ключевое высказывание: «Я прилагаю много усилий, чтобы заработать много денег и тем самым обеспечить свое будущее». Главные ценности: интеллект, трудолюбие и уверенность в себе.
Белые воротнички 2
Социальная психология группы такая же, как у топ-менеджеров. Ценности – интеллект, трудолюбие, порядочность.
Другие социальные группы населения
К другим социальным группам относятся «голубые воротнички» (интеллигенция, служащие составляют 15,5% населения); «синие воротнички» (квалифицированные рабочие, 19%);«серые воротнички» (неквалифицированные рабочие 15%).
Данная статья написана по статистическим данным, представленным на сайте Института общественного проектирования
Это заготовка эницклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти здесь
Белый воротничок
Вы можете помочь улучшить эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Не подтверждённая источниками информация может быть поставлена под сомнение и удалена.
Содержание
История
Происхождение выражения
Синклер употреблял этот оборот в связи с тем, что на протяжении большей части девятнадцатого и двадцатого веков клерки в Европе и Америке почти всегда были одеты в белые рубашки с воротничком, причём наиболее распространены были съёмные воротнички (англ.) (которые производились на фабриках в огромных количествах [3] и использовались мужчинами недолго).
Демография
Меньшинство в аграрном и индустриальном обществах, «белые воротнички» стали большинством в постиндустриальном обществе в связи с ростом сферы услуг.
В последнее время работники имеют бо́льшую свободу в выборе одежды. Дресс-код может варьировать от ослабленного (работникам можно носить джинсы и уличную одежду) до традиционного офисного. Многие компании ныне соблюдают стиль business-casual, когда сотрудники должны носить «бизнес-брюки» (business trousers) или юбки и рубашки с воротником. Из-за этого не все т.н. белые воротнички действительно носят традиционные белую рубашку и галстук.
В некоторых компаниях «белые воротнички» могут выполнять и роль «синих» (и наоборот), иногда даже переодеваясь для этого. Примером может служить менеджер ресторана, который может носить более формальную одежду, чем сотрудники меньшего ранга, но всё ещё иногда помогает с приготовлением пищи или приёмом заказов.
Будучи наёмными рабочими, «белые воротнички» могут стать членами профсоюзов и устраивать забастовки, чтобы добиться чего-то от работодателя. Это более частый случай в Европе, чем в США, где менее 10 % занятых в частном секторе состоят в профсоюзах. Белые воротнички имеют репутацию настроенных скептически к профсоюзам, и как правило, их успехи связаны с достижением корпоративных, а не профсоюзных целей.
Американскому социологу Чарльзу Миллсу принадлежат основные исследования в изучении «белых воротничков», которые изложены в книге Белые воротнички: Американский средний класс (1951). В ней говорится, что отчуждение между «белыми воротничками» велико: они вынуждены продавать не только своё время, но и личности «с улыбкой на лице».
Кто такие «белые» воротнички и в чем их отличие от «синих»
Нередко, когда разговор заходит о рабочей сфере, можно услышать термин «белые воротнички». В противовес им иногда упоминаются «синие» даже «серые воротнички». О ком на самом деле речь и в чем разница между этими понятиями?
Данные термины пришли с запада, где они употребляются для обозначения разных категорий наемных работников.
Белые воротнички — это сотрудники, которые занимаются умственным трудом, то есть собирают и обрабатывают информацию и так далее. К ним можно отнести чиновников, менеджеров и так далее. Своим появлением этот термин обязан росту численности канцелярских работников в конце XIX века. В Европе и Америке люди, которые занимались подобной работой, практически всегда носили белые рубашки. При этом были распространены съемные воротники.
Наряду с этим существуют «синие воротнички» — рабочий класс, сотрудники, занятые в основном физическим трудом с почасовой оплатой. Это могут быть строители, шахтеры, работники различных предприятий и так далее. Зачастую они могут даже не иметь какой-либо квалификации. В среднем в прошлом веке данная категория лиц могла составлять до 20% общего трудоспособного населения.
Если сейчас физический труд можно назвать востребованным и почетным, то так было не всегда. В разные времена отношение к «синим воротничкам» могло быть значительно прохладным, в то время как менеджеры ценились выше. Особо непопулярным труд «синих воротничков» был в 90-е годы прошлого века.
И, наконец, серые воротнички — это представители сферы обслуживания, то есть официанты, уборщики и так далее. Практически всегда речь в данном случае идет о неквалифицированных рабочих.
Кто такие белые и синие воротнички. Объясняем простыми словами
Белые и синие воротнички — условные названия категорий наёмных работников, основанные на цветах их униформы.
К «белым воротничкам» относят работников интеллектуального, непроизводственного труда (чиновники, служащие, управленцы, инженерно-технические работники и т. п.) К «синим» — занятых физическим трудом. Чаще к этой категории относят квалифицированных рабочих.
Авторство термина «белые воротнички» приписывается американскому писателю Эптону Синклеру, который так образно называл клерков, администраторов и управленцев в 1930-е годы. Эти работники чаще всего носили белые рубашки, при этом были распространены съёмные воротники. «Синие воротнички» в силу условий труда носили недорогую, прочную, немаркую одежду. Например, синие рубашки.
Примеры употребления на «Секрете»
«Задачи у белых и синих воротничков общие, представления о культуре труда — разные. Технологический прогресс породил много таких причудливых симбиозов. Двум группам сотрудников с разными представлениями о культуре труда приходится тесно взаимодействовать, и это порождает массу проблем. Полного понимания между офисом и производством, скорее всего, не будет никогда, но без здоровых рабочих отношений компания развалится».
(Основатель Divan.ru Антон Макаров — о том, как сплотить «белых» и «синих воротничков».)
«В топ-10 самых дефицитных профессий девять позиций занимают синие воротнички: на 100 вакансий шлифовальщика подают всего три резюме, со слесарями и сварщиками немногим лучше. Причины — и в том, что специальности непрестижные, и в том, что платят мало».
(Из материала о том, почему российской экономике станет совсем худо без мигрантов.)
Нюансы
С развитием экономики и изменениями на рынке труда появлялись и продолжают появляться новые «воротнички». Но широкого распространения и чётких определений эти названия не имеют.
Разные источники выделяют:
Discovered
О финансах и не только…
Кто такие «белые воротнички»?
Определение термина «белые воротнички»
«Белый воротничок» принадлежит к классу работников с высоким уровнем заработной платы, который выполняет высококвалифицированную работу, но не использует физический труд в своей работе. «Белые воротнички» — это офисные сотрудники и руководители в «рубашках и галстуках», которые в прямом смысле слова «не пачкают свои руки», т.е. выполняют «непыльную работу».
Этот класс работников контрастирует с «синими воротничками», т.е. с рабочими, которые традиционно носили синие рубашки и работали на заводах, фабриках и в мастерских.
«Белый воротничок» — это человек, выполняющий профессиональную, офисную, управленческую или административную работу. «Белый воротничок» может работать в офисе или другом административном учреждении.
«Белые воротнички» занимают должности в правительстве, консалтинговых и аудиторских фирмах, бухгалтерии, в менеджменте компании, в маркетинговых и финансовых подразделениях предприятия, в сфере информационных технологий, медицине, юриспруденции и т.п.
Сущность понятия «белый воротничок»
«Белый воротничок» — это офисный работник: образованный или квалифицированный. Белые воротнички включают конторских служащих, продавцов, менеджеров по розничным продажам, банкиров и так далее. Белые воротнички обычно получают зарплату (хотя многие работают на комиссионных — риэлторы, нотариусы, посредники, дистрибьюторы и т.п.). «Белые воротнички»» контрастируют с «синими воротничками», которые обычно выполняют какой-либо ручной физический труд и/или имеют меньшее образование. Существует стереотип, что «белые воротнички» зарабатывают больше, чем «синие воротнички», но это зависит от места работы, отрасли и опыта.
Этимология термина «белый воротничок» связана с белыми рубашками офисных работников, что являлось обычным явлением для большей части девятнадцатого и двадцатого веков в западных странах, в отличие от синих комбинезонов, которые носили многие рабочие.
Возникновение словосочетания «белый воротничок» связано с резким увеличением в конце XIX века канцелярских работников. Оборот «белые воротнички» приписывается американскому писателю Эптону Синклеру, который так образно называл клерков, администраторов и управленцев в 1930-е годы, хотя упоминания «легкой работы и белого воротничка» были еще в 1911 году.
Синклер употреблял этот оборот в связи с тем, что на протяжении большей части девятнадцатого и двадцатого веков клерки в Европе и Америке почти всегда были одеты в белые рубашки с воротничком, причем наиболее распространены были съемные воротнички.
Демография
Ранее составлявшие меньшинство в аграрных и раннеиндустриальных обществах, «белые воротнички» стали большинством в постиндустриальном обществе в связи с ростом сферы услуг.
Дескрипторы «синих воротничков» и «белых воротничков», относящиеся к рабочей одежде, больше не являются точным описанием, поскольку офисная одежда вышла за пределы белой рубашки и галстука. Сотрудники в офисной среде могут носить различные цвета, могут носить как деловую, так и повседневную одежду (в зависимости от корпоративной культуры и требований компании к дресс-коду сотрудников). Кроме того, размылись и рабочие задачи. «Белые воротнички» могут выполнять задачи «синих воротничков» (или наоборот). Примером может служить менеджер ресторана, который может носить более строгую одежду, но при этом помогать готовить еду или принимать заказы клиентов, или строительный рабочий, который также выполняет офисную работу.
Что ожидают от «белых воротничков» в работе?
Предполагается, что должности «белых воротничков» открывают возможности для продвижения вверх по карьерной лестнице на более престижные должности менеджеров или руководителей. Также ожидается, что должность «белых воротничков» приведет к повышению заработной платы с потенциалом дальнейшего быстрого увеличения их доходов по мере дальнейшего продвижения по службе.
Рабочие места «белых воротничков» обычно базируются в офисе; тем не менее, некоторые отрасли все еще требуют присутствия на местах. Это особенно актуально для профессионалов, которые регулярно встречаются с клиентами и заказчиками или ездят на конференции и встречи.
Юристов, бухгалтеров, архитекторов, банкиров, агентов по недвижимости, бизнес-консультантов и брокеров часто называют «белыми воротничками». Хотя на самом деле выполняемая ими работа обычно не является «пыльной», должность «белых воротничков» может потребовать от профессионала много времени в течение рабочей недели, а также в выходные дни. Можно ожидать, что «белые воротнички» будут на связи даже во время отпуска и в нерабочее время. На высшем уровне они могут быть частью ТОП-менеджмента компании.
От работников часто ожидается, что со временем они будут развивать свои специализированные навыки, что сделает их еще более ценным интеллектуальным активом для роста компании. Например, бухгалтер может быть в курсе всех нормативных изменений, которые могут повлиять на уровень налогообложения компании. Адвокат должен быть в курсе последних постановлений и изменений в прецедентном праве, влияющих на сферу его компетенции. Агентам по недвижимости необходимо будет отслеживать колебания цен на недвижимость и лежащие в их основе факторы, определяющие такие тенденции.
Влияние на здоровье
Считается, что недостаточная физическая активность среди «белых воротничков» является ключевым фактором ухудшения общего состояния здоровья такого как усталость, ожирение, диабет, гипертония, рак и болезни сердца. Кроме того, работа за компьютером может потенциально привести к заболеваниям, связанным с монотонным вводом данных, таким как синдром запястного канала.
Прочие типы «воротничков»
Помимо «белых воротничков» (White collar) существует и ряд других типов «воротничков», характеризующих социально-экономический статус работников: