Белый слон премия что это
«Белый слон» — Заявление членов экспертного совета премии
«Белый слон» меняется. Гильдия киноведов и кинокритиков Союза Кинематографистов России больше не будет учредителем премии кинокритиков. «Сеанс» публикует заявление экспертного совета премии.
Национальная премия кинокритики и кинопрессы учреждена Гильдией киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов РФ в 1998 году. Первоначально она именовалась «Золотой овен», а с 2005 года носит современное название. Премия призвана отметить лучшие фильмы и лучшие профессиональные работы по итогам кинематографического года.
В экспертный совет премии входят не только члены Союза кинематографистов, но и наши коллеги, по разным причинам в этой организации не состоящие. Таким образом, к участию в работе привлекаются критики и журналисты новых профессиональных формаций и поколений, учитывается мнение самых разных пишущих о кино авторов.
«Белый слон» всегда был независимой наградой и объективно выделял самое яркое и неожиданное в современном российском кино — и прежде всего то, что определяет его перспективы. Среди лауреатов разных лет — Александр Сокуров, Кира Муратова, Алексей Герман-ст., Алексей Балабанов, Андрей Звягинцев, Инна Чурикова, Олег Янковский, Андрей Смирнов, Андрей Кончаловский, Кирилл Серебренников, Виталий Манский, Наталья Мещанинова, Алексей Федорченко, Елена Коренева, Борис Хлебников, Анна Михалкова, Александр Яценко, Яна Троянова, Кантемир Балагов.
В премиальном цикле 2020 года большинство членов экспертного совета премии «Белый слон» высказалось за вручение премии в номинации «Событие года» Алексею Навальному и его творческой группе за серию новаторских документальных фильмов-расследований [законодательство требует напомнить о том, что Минюст считает Навального и ФБК «иностранными агентами» — примеч. ред.].
Это решение впервые за 22 года существования премии вызвало конфликт между экспертным советом премии и правлением Гильдии. Кроме того, Союз кинематографистов РФ настоятельно предложил правлению исключить из экспертного совета киноведов и кинокритиков — не членов этой организации.
Экспертный совет столкнулся с давлением и попыткой цензурного вмешательства в свою деятельность, что противоречит регламенту премии и духу свободного волеизъявления членов совета.
После долгих обсуждений президент Гильдии киноведов и кинокритиков СК России К. Э. Разлогов принял решение вывести Гильдию из состава учредителей премии: «Руководство Гильдии подтверждает абсолютную независимость премии „Белый слон“ и снимает с Гильдии обязанности учредителя и организатора этой премии, что позволит избежать дальнейших бесплодных дискуссий и конфликтов».
Мы полагаем, что возникшее противостояние наносит ущерб репутации Гильдии, остающейся заложником архаической несменяемости власти и стагнации внутри Союза кинематографистов РФ. Однако вынуждены считаться с происшедшим и, сохраняя верность духу коллегиальности и свободы выбора, берем на себя ответственность за присуждение премии «Белый слон» по итогам 2020 года, а также за ее будущее.
Заявление принято квалифицированным большинством голосов.
Зара Абдуллаева, Любовь Аркус, Екатерина Барабаш, Юрий Богомолов, Виктория Белопольская, Юрий Гладильщиков, Алексей Гусев, Антон Долин, Марина Дроздова, Олег Зинцов, Александр Киселев, Александр Колбовский, Василий Корецкий, Сергей Лаврентьев, Лариса Малюкова, Виктор Матизен, Татьяна Муштакова, Борис Нелепо, Лилия Немченко, Наталья Нусинова, Леонид Павлючик, Андрей Плахов, Елена Плахова, Марина Порк, Дина Радбель, Михаил Ратгауз, Станислав Ф. Ростоцкий, Дмитрий Савельев, Дмитрий Салынский, Татьяна Сергеенко, Наталья Сиривля, Алена Солнцева, Василий Степанов, Елена Стишова, Диляра Тасбулатова, Елена Уварова, Светлана Хохрякова, Константин Шавловский, Павел Шведов, Андрей Шемякин, Ольга Шервуд, Вячеслав Шмыров, Давид Шнейдеров
Фильмы Навального получили премию кинокритиков «Белый слон»
Фильмы-расследования оппозиционера Алексея Навального, отбывающего наказание в колонии, получили награду в номинации «Событие года» Национальной премии кинокритики и кинопрессы «Белый слон-2020». Трансляция церемонии вручения премии велась на YouTube.
Вручал награду представителю Фонда борьбы с коррупцией (ФБК, Минюст признал организацию иноагентом) бывший президент Гильдии киноведов и кинокритиков Виктор Матизен. Он выразил надежду, что приз заключенному он вручает в первый и последний раз в жизни.
Номинацию фильмов Навальному он объяснил тем, что они наполнены «неумолимой логикой» и «настоящей страстью».
После выдвижения фильмов Навального на «Белого слона» режиссер Андрей Кончаловский заявил, что хочет снять свою картину «Дорогие товарищи» с шести номинаций. По словам Кончаловского, решение экспертного совета выдвинуть публицистический проект на кинопремию является ошибочным, поскольку такие фильмы могут расцениваться как политическое заявление, но не как произведение искусства.
Президент Гильдии киноведов и кинокритиков Кирилл Разлогов после решения о выдвижении фильмов Навального сообщил, что гильдия выходит из состава учредителей «Белого слона» и «отпускает премию в свободное плавание».
Главный редактор журнала «Искусство кино» Антон Долин поспорил с Кончаловским, Михалковым и Гильдией киноведов и кинокритиков. По его мнению, в фильмах ФБК есть все составляющие кино — история, сюжет, юмор. «Если эти фильмы не соответствуют каким-то канонам, которые до сих пор считались обязательными при кинопроизводстве, то эти каноны пора переписывать», — заявил критик.
Матизен, в свою очередь, сообщил, что регламент премии не предусматривает возможность снять картину с номинации. В итоге ленту «Дорогие товарищи» признали лучшей по итогам 2020 года.
Навальный отбывает наказание в колонии общего режима во Владимирской области по делу «Ив Роше». По возвращении оппозиционера после лечения в Германии его арестовали и обвинили в нарушении условий условного наказания. ФСИН и прокуратура потребовали заменить ему срок на реальный. 2 февраля суд удовлетворил эти требования. В заключении Навальному предстоит провести 2,5 года.
«Белый слон» — Номинанты на премию
Экспертный совет премия «Белый слон» объявил номинантов на награды за достижения прошлого года. Победителей объявят 10 апреля 2021 года. Кроме того, стали известны обладатели специальных наград.
Состоялся первый тур голосования, в результате которого был определен шорт-лист премии «Белый слон». В соответствии с регламентом в ходе первого тура рассматривались все произведенные на премию российские полнометражные и короткометражные игровые, документальные и анимационные фильмы и сериалы, премьеры которых состоялись в 2020 году. Церемония вручения премии «Белый слон» состоится 10 апреля 2021 года. Место проведения церемонии будет объявлено дополнительно.
Лучший фильм
«Глубже!» — реж. Михаил Сегал
«Дорогие товарищи!» — реж. Андрей Кончаловский
«Конференция» — реж. Иван И. Твердовский
«Пугало» — реж. Дмитрий Давыдов
Лучшая режиссерская работа
Дмитрий Давыдов — «Пугало»
Андрей Кончаловский — «Дорогие товарищи!»
Виталий Суслин — «Папье-маше»
Лучший сценарий
Елена Киселева, Андрей Кончаловский — «Дорогие товарищи!»
Михаил Сегал — «Глубже»
Иван. И. Твердовский — «Конференция»
Лучшая операторская работа
Антон Громов, Алишер Хамидходжаев — «Преступный человек»
Николай Желудович — «Трое»
Андрей Найденов — «Дорогие товарищи!»
Ирина Уральская — «Блокадный дневник»
Лучшая работа художника
Ваня Боуден — «Конференция»
Александр Загоскин, Татьяна Патрахальцева, Галина Солодовникова — «Серебряные коньки»
Ирина Очина — «Дорогие товарищи!»
Ираида Шульц — «Блокадный дневник»
Лучшая музыка к фильму
Андрей Гурьянов — «Черный снег»
Анна Друбич — «Гипноз»
Дмитрий Шугайкин — «Человек из Подольска»
Лучшая главная женская роль
Юлия Высоцкая — «Дорогие товарищи!»
Наталья Павленкова — «Конференция»
Валентина Чыскыырай-Романова — «Пугало»
Лучшая главная мужская роль
Вадик Королев — «Человек из Подольска»
Александр Паль — «Глубже»
Константин Хабенский — «Трое»
Лучшая роль второго плана
Татьяна Догилева — «Доктор Лиза»
Сергей Дрейден — «Блокадный дневник»
Виктория Исакова — «Человек из Подольска»
Лучший фильм-дебют
«Китобой» — реж. Филипп Юрьев, прод. Алексей Учитель, Кира Саксаганская
«Сентенция» — реж. Дмитрий Рудаков, прод. Кира Саксаганская
«Человек из Подольска» — реж. Семен Серзин, прод. Наталья Мокрицкая
Лучший документальный фильм
«Будьте здоровы!» — реж. Татьяна Чистова
«Государственные похороны» — реж. Сергей Лозница
«Гунда» — реж. Виктор Косаковский
«Котлован» — реж. Андрей Грязев
Лучший анимационный фильм
«Ба» — реж. Светлана Филиппова
«Боксбалет» — реж. Антон Дьяков
«Привет, бабульник!» — реж. Наталья Мирзоян
«Уточка и кенгуру» — реж. Лиза Скворцова
«Хозяйка медной горы» — реж. Дмитрий Геллер
Лучший короткометражный фильм
«Из Ховрино» — реж. Елена Дашунина
«Курчатов» — реж. Александр Королев
«Мы — значит» — реж. Игорь Марченко
«Роман» — реж. Юрий Хмельницкий
Лучший сериал
«Мертвые души» — реж. Григорий Константинопольский
«Псих» — реж. Федор Бондарчук
«Чики» — реж. Эдуард Оганесян
Приз молодых кинокритиков «Голос»
«Год белой луны» — реж. Максим Печерский
«Дау. Вырождение» — реж. Илья Хржановский, Илья Пермяков
«Конференция» — реж. Иван И. Твердовский
«Орфей» — реж. Вадим Костров
Приз им. основателя премии Мирона Черненко
Клара Исаева — за многолетнюю и плодотворную педагогическую и киноведческую деятельность
Специальный приз «Событие года»
Специальный приз «Событие года»
Илья Хржановский — за проект «Дау»
Приз за вклад в искусство кино
Андрей Хржановский — фильм «Нос»
В кинопремии «Белый слон» произошел раскол из-за награждения Навального
Между экспертным советом и учредителями кинопремии «Белый слон» произошел конфликт из-за предложения дать специальный приз «Событие года» оппозиционеру Алексею Навальному за серию «новаторских документальных фильмов-расследований», говорится в заявлении совета. В итоге учредившая премию Гильдия киноведов и кинокритиков (входит в Союз кинематографистов России) решила выйти из состава учредителей.
За присуждение спецнаграды Навальному высказалось большинство членов экспертного совета премии «Белый слон», сказано в заявлении. В совет входят кинокритики и киножурналисты, в том числе не состоящие в организации, среди них Виктор Матизен, Антон Долин, Юрий Гладильщиков, Андрей Плахов и другие кинокритики.
Решение наградить оппозиционера вызвало конфликт между советом и правлением Гильдии киноведов и кинокритиков, в ходе которого президент гильдии Кирилл Разлогов решил вывести организацию из состава учредителей. « руководство Гильдии подтверждает абсолютную независимость премии «Белый слон» и снимает с Гильдии обязанности учредителя и организатора этой премии, что позволит избежать дальнейших бесплодных дискуссий и конфликтов», — говорится в заявлении Разлогова.
В конце января Союз кинематографистов опубликовал релиз, в котором, не упоминая премию, заявил, что «некоторые политизированные коллеги (члены Гильдии киноведов и кинокритиков, в том числе бывшие) пытаются навязать членам нашей организации однополярность». В Союзе также обвинили их в том, что они выдают собственную политическую позицию за общую, а «политические манифесты» — за художественное осмысление.
В итоге имя Навального осталось в числе номинантов на специальный приз премии «Белый слон». На него также номинирован режиссер Илья Хржановский за проект «Дау».
РБК обратился за комментарием в Гильдию киноведов и кинокритиков. В Союзе кинематографистов отказались от комментариев.
Кинокритик Зара Абдуллаева, которая входит в экспертный совет, рассказала РБК, что выступала за выход гильдии из состава учредителей премии. «Решили, что нужно, чтобы было больше молодых и действующих критиков, чтобы это не было рутинной организацией, чтобы были люди, с которыми можно было обсуждать и договариваться. Чтобы не тянулся шлейф изжившего себя прошлого. Да, в связи с этим были конфликты. Но конфликты есть везде. Дело даже не столько в них, а сколько в том, что это решение назрело», — рассказала она.
Члены экспертного совета премии «Белый слон» о ссоре с Союзом кинематографистов и фильмах Навального как новой документалистике
14 марта экспертный совет премии «Белый слон» опубликовал заявление о выходе из состава ее учредителей Гильдии киноведов и кинокритиков. Под заявлением экспертного совета подписались колумнист «Сноба» Юрий Богомолов, главред журнала «Искусство кино» Антон Долин, одна из основательниц журнала «Сеанс» Любовь Аркус и другие кинокритики и киножурналисты.
Конфликт возник после того, как большинство членов экспертного совета «Белого слона» предложили вручить премию в номинации «Событие года» Алексею Навальному и его творческой группе «за серию новаторских документальных фильмов-расследований». «Это решение впервые за 22 года существования премии вызвало конфликт между экспертным советом премии и правлением Гильдии», — говорится в заявлении. В ответ Союз кинематографистов РФ, члены которого состоят в экспертном совете премии наравне с другими киноведами и критиками, предложил исключить из совета не членов этой организации. После долгого обсуждения президент Гильдии киноведов и кинокритиков Кирилл Разлогов решил вывести гильдию из состава учредителей премии.
«Мы полагаем, что возникшее противостояние наносит ущерб репутации Гильдии, остающейся заложником архаической несменяемости власти и стагнации внутри Союза кинематографистов РФ. Однако вынуждены считаться с происшедшим и, сохраняя верность духу коллегиальности и свободы выбора, берем на себя ответственность за присуждение премии «Белый слон» по итогам 2020 года, а также за ее будущее», — сказано в заявлении экспертного совета.
Напомним, что председателем Союза кинематографистов РФ уже 24 года является режиссер Никита Михалков.
Антон Долин, кинокритик, главный редактор журнала «Искусство кино»:
Я никогда в жизни не состоял в Союзе кинематографистов и не понимал, зачем это могло бы быть нужно. До сих пор не понимаю. В советское время это было важным официальным признанием того, что ты действительно имеешь право называться критиком. Но сегодня, в мире интернета и соцсетей, это бессмыслица и символика. В какой-то момент премия «Белый слон» существовала как бы под эгидой Союза кинематографистов. С другой стороны, можно было не быть его членом и голосовать в рамках экспертного совета премии. Перед экспертным советом и учредителями премии стоял выбор: оставить определенных голосующих людей, которые не хотят иметь ничего общего с Союзом кинематографистов, или отказываться от таких людей и быть премией при союзе. Сейчас всем очевидно, в какую сторону был сделан выбор. «Белый слон» без Союза кинематографистов — это освобождение от бессмысленного символического груза.
Я уверен, что для многих людей присуждение премии команде Навального — это жест солидарности с человеком, который по надуманному обвинению оказался за решеткой. Они хотели поддержать не просто лично его, но ту важную работу, которую делает ФБК*. Экспертный совет принял решение большинства, хотя некоторые могли считать, что фильмы Навального — это не кино, и нельзя давать ему кинопремию. Я знаю, многие так думают.
Я считаю, что фильмы-расследования Навального — это кино, потому что в них есть история, сюжет, юмор — все киносоставляющие. Если эти фильмы не соответствует каким-то канонам, которые до сих пор считались обязательными при кинопроизводстве, то эти каноны пора переписывать.
Андрей Плахов, кинокритик, почетный президент Международной федерации кинопрессы (ФИПРЕССИ)
Когда создавалась премия «Белый слон», Гильдия киноведов и кинокритиков была практически независимой от Союза кинематографистов, но он постепенно превратил ее в подчиненную структуру. Конфликт зрел и сейчас вышел наружу, когда было принято решение присудить специальный приз группе ФБК* за фильмы в жанре расследования. Союз кинематографистов и Гильдия критиков от премии «Белый слон» отмежевались. Когда председателю гильдии Кириллу Разлогову не удалось взять ситуацию под контроль и найти консенсус, он объявил, что «Белый слон» отпускается в свободное плаванье и гильдия выходит из состава учредителей премии. Этот «развод» стал следствием давней истории «брака без любви», рано или поздно он должен был произойти. Присуждение премии стало триггером, ускорившим процесс.
Задачи политизировать премию не было. Всегда важнее качество работ и их значение для развития кинематографа. Лауреатами «Белого слона» в разные годы были Александр Сокуров, Кира Муратова, Алексей Балабанов, Андрей Звягинцев. В данном случае речь шла о том, что фильмы-расследования представляют собой некую новую форму документалистики, которая нашла путь к широкой аудитории. В целом в профессиональных кругах эти фильмы получили высокие оценки. Например, известный режиссер Виктор Косаковский, номинант на премию «Белый слон» в этом году за фильм «Гунда», первым сказал, что фильмы Навального и его команды сделаны очень профессионально и интересно. Были, конечно, и люди, которые посчитали присуждение приза ФБК* политизацией премии. Они полагают, что это выражение гражданской позиции, а не оценка по художественным критериям. Но я считаю, что это не так. Я знаю людей, которые голосовали, и могу сказать, что там вряд ли преобладают горячие сторонники Навального как политика.
Кинокритика должна быть независимой. Ни в одной стране мира кинокритики не входят в какую-либо ассоциацию вместе с кинематографистами. Эти профессии антагонистичны: режиссеры снимают, а критики критикуют. Но в нашей стране так получилось, что при создании Союза кинематографистов в СССР критиков вписали туда же, чтобы все были под идеологическим контролем. Сейчас тоже хотят в какой-то степени держать все под контролем, но я думаю, что Союзу кинематографистов строптивые критики не очень нужны, вольнодумство там не допускается. Их отпустили с легким сердцем. «Белый слон» теперь в руках экспертного совета, который, возможно, преобразуется в независимую ассоциацию кинокритиков.
* Минюст России признал ФБК «иностранным агентом».
Подготовил Асхад Бзегежев