Бензопила пилит в сторону причина что нужно сделать
Как исправить увод бензопилы в сторону во время пиления
Чтобы понять, почему во время пиления уводит бензопилу, необходимо немного разобраться в теории. Знание теоретических моментов даст возможность исправить проблему с минимальными затратами, поскольку чаще всего проблема решаема. Итак, почему же происходит увод бензопилы?
Причины, из-за которых бензопилу уводит в сторону
Причинами увода бензопилы в сторону могут являться:
Износ зубьев пильной цепи и шины бензопилы
Неравномерный износ зубьев пильной цепи – основная причина, из-за которой бензопилу уводит во время пиления. Чаще всего это возникает при попадании какого-то зуба на гвоздь или на нечто, ему подобное. Естественно, это приводит к снижению эффективности пиления. В результате, мастер начинает сильнее давить на пилу, увеличивая этим нагрузку на шину и на цепь.
При таком пилении острые зубья нормально разрезают дерево, а зубья затупленные просто лишь переваливаются через место разреза подобно автомобильному колесу, переезжающему кочку. Однако в автомобиле имеется система подвески, амортизаторы. Поэтому такое «форсирование» преграды на автомобиле почти не сказывается.
Пила же таких систем не имеет. Потому цепь, наклоняясь при таких воздействиях, просто давит на ребра шины, постепенно разводя их в стороны. Кроме того, это сопровождается усиленным износом хвостовиков цепи. Если своевременных мер не последует, износ будет развиваться в геометрической прогрессии.
Неправильное натяжение пильной цепи
Не менее важной причиной, из-за которой бензопилу уводит в сторону, является неправильное или несвоевременное натяжение цепи – достаточно сложного и капризного элемента. Согласно типовой инструкции, цепь надо натягивать таким образом, чтобы при попытке ее приподнять было видно три хвостовика.
Однако данное правило довольно трудно в использовании. Величина, на которую оттягивается цепь, во многом зависит как от силы пальцев, так и от длины шины.
Следует понимать, что в ходе пиления цепь сильно нагревается, что приводит к ее провисанию. Но помня школьный курс физики, к этому следует относиться спокойно. При нагреве металл расширяется, потому, небольшое провисание является нормальным.
Однако некоторые неопытные мастера забывают об этом факторе и натягивают цепь, ослабшую в ходе пиления. Это в итоге приводит к проблемам при остывании пилы: цепь сжимается и оказывается перетянутой.
Если начать пилить перетянутой пильной цепью, то неизбежно нагреется шина бензопилы, что станет причиной увеличения ее геометрических размеров. Данный факт снова приведет к избыточному натяжению цепи. А это значительно увеличит нагрузку на подшипники, звездочку и шину, ускоряя их износ. Кроме того, это неизбежно выльется и в увод бензопилы при пилении.
Что предпринять, если бензопилу уводит в сторону при пилении
Знание изложенных выше теоретических моментов позволяет определить пути предупреждения и этого устранения явления:
Как производится правка деформированной шины
Если времени на правку нет, то шину можно просто перевернуть другой стороной. Если же вы ее уже переворачивали, то правку избежать уже невозможно. Для выполнения правки необходимо вооружиться:
Для начала шина снимается и проверяется сложность проблемы. Для этого шина ставится на ровный стол, а к ней приставляется угольник. Это позволяет определить степень возникшей деформации.
Затем болгарку зажимают в тиски, а стол для укладки шины поднимают до уровня диска.
При помощи угольника выставляется точный угол диска болгарки, и инструмент окончательно зажимается.
Включив болгарку, шину несколько раз обрабатывают болгаркой с обеих сторон.
Затем качество выполненной работы оценивают визуально.
Качество корректировки также определяется угольником по ранее описанной методике.
Вполне понятно, что после выполненной корректировки бортики шины слегка укоротились, и паз на ней стал менее глубоким. Поэтому необходимо убедиться, что хвостовики не выходят за приделы паза. Если паз стал недостаточно глубок, шину придется заменить.
Итак, теперь вы знаете, что предпринять, если во время пиления бензопилу уводит в сторону. Надеюсь, эта информация позволит вам без труда справиться с данным дефектом.
Почему бензопила пилит криво
Работая бензопилой, в некоторых случаях можно заметить, как при распиле ствола дерева диаметром более 30 см, шину понемногу начинает уводить вбок. Это особенно заметно, когда необходимо разрезать стволы большого диаметра, применяя технику двойного реза, т. е. сначала пилят сверху, а потом переворачивают и допиливают до конца.
Чурки, криво отпиленные бензопилой, имеют неровную поверхность, это доставляет некоторый дискомфорт при их расколе на поленья. А использование такой бензопилы при кладке сруба, например, для торцевания брусков и вовсе не допустимо, т. к. торцы будут получаться неровными.
Почему бензопилу уводит в сторону
Дискомфорт при работе, снижение производительности, увеличение расхода топлива, кривой рез, это все негативные последствия данного явления, а в чем же причина?
Причин на самом деле всего три:
Неравномерная заточка
Согласно инструкции по заточке цепей, стачивать зубья положено на одинаковое расстояние, причем в независимости, на какой стороне они расположены. Соблюдая это простое требование можно обезопасить себя от проблем, связанных с тем, что бензопилу при пилении уводит.
Неравномерно сточенные зубья являются самой распространенной проблемой кривого распила.
Затачивая цепь напильником, не всегда возможно проконтролировать длину зуба применяя технику подсчета количества движений напильником.
Это обусловлено тем, что износ зубьев неравномерный, какие-то повреждены сильнее и требуется большее количество движений напильником, для того чтобы привести их в норму, а это значит и размер таких зубьев уменьшится значительно, по сравнению с остальными.
Как избежать неправильной заточки
Для того чтобы предупредить кривой распил из-за неравномерной заточки, можно время от времени или при сильных повреждениях использовать для правки цепи специальный заточной станок. Купить станок и точить самому или отдавать на заточку в мастерскую.
Минус этого метода в том, что значительно уменьшается ресурс цепи, т. к. приходится сильно стачивать даже не поврежденные зубцы. Старайтесь аккуратнее использовать бензопилу, следить за гвоздями и какими-либо другими металлическими изделиями, которые могут попадаться при распиле старых досок и прочего хлама.
Использование неподходящей цепи
Не для кого не секрет, что шина бензопилы, как и цепь, имеет несколько основных характеристик, одна из них, это ширина паза под установку цепи. Ширина паза может иметь несколько основных размеров:
Представим, что мы берем цепь с шириной посадки 1,1 и устанавливаем её на шину с пазом 1,3 мм. Изначально, хорошо натянув ее, мы можем и не заметить различий, но как только натяжка немного ослабнет, зазор в 0,2 мм не даст ей возможности равномерно двигаться по шине, она наклонится в одну из сторон и мы опять получим криво распиленный материал.
При покупке запасной цепи к бензопиле называйте ее точные размеры, а не марку и модель бензопилы. На одинаковые модели бензопил, могут быть установлены разные шины и соответственно цепи тоже будут отличаться.
Проверить ширину посадки цепи, можно при помощи штангенциркуля.
Для устранения неисправности, если шина бензопилы еще не сильно пострадала и на ней нет неравномерного износа, потребуется заменить только цепь. Если на ней уже наблюдается износ, необходимо устанавливать полностью новый комплект.
Повышенный износ
Если бензопила пилит криво по дуге, причина может быть и в чрезмерном износе пильной гарнитуры. Проверить можно проведя визуальный осмотр их соприкасающихся поверхностей. Для этого, шину нужно снять с бензопилы и посмотреть на ее плоскость соприкосновения с цепью с торца, расположив ее на уровне глаз таким образом, чтобы полностью просматривался посадочный паз под цепь.
При таком осмотре, можно визуально оценить износ левой и правой стороны шины по отношению к пазу. Как правило, износ краев должен проходить равномерно, и в том случае если одна сторона сточена сильнее, для устранения неисправности необходимо заменить дефектную на новую.
Для равномерного износа шины, некоторые производители рекомендуют периодически её переворачивать. Но стоит помнить, что не для всех моделей гарнитуры, эта рекомендация правильная, т. к. многие производители указывают на поверхности шины направление движения по ней цепи, и соответственно устанавливаться такая деталь может только в одном положении.
На рисунке ниже показаны несколько видов, верхняя имеет направление установки цепи, о чем нас информирует значок на кончике шины и указатель направления движения.
Опытные мастера сервисных центров по ремонту бензопил, при обнаружении повышенного износа, советуют проводить полную диагностику системы смазки пильной гарнитуры, т. к. при правильно работающей системе смазки и установке цепи соответствующей шине бензопилы, подобного явления наблюдаться не должно, следовательно, система подачи масла может иметь неисправности или неправильную регулировку.
Если при работе бензопилой Вы наблюдаете кривой рез, первое на что стоит обратить внимание, это соответствие цепи бензопилы его шине. Если все в норме проверьте заточку зубьев и износ шины, в случае выявления повышенного износа, проверьте работоспособность системы смазки, т. к. проблема может заключаться в ней. И главное помнить, что в бензопиле все взаимосвязано и применение некачественных масел для смазки цепей, может стать причиной преждевременного износа и потери бензопилой работоспособности.
Почему бензопила криво пилит — определяем неисправность и устраняем ее
Бензопила представляет собой по истине уникальный инструмент, облегчающий выполнение работ по валке деревьев и распиливанию дров. Главное достоинство этого инструмента в быстром наборе максимальных оборотов, а также возможность мгновенного торможения цепи. В процессе эксплуатации инструмента возникают различные неисправности, и одним из таковых является неровный распил. Если бензопила пилит криво, то это доставляет неудобства пильщику, а также затрачивает большое количество топлива. Если столкнулись с такой неисправностью, то в этом материалы вы узнаете, как ее можно определить и устранить.
Основные причины почему бензопилу уводит в сторону
Если при работе бензопила начинает пилить криво, то кроме неровного распила, получаем ряд следующих негативных последствий:
Почему же бензопила может криво пилить деревья? Многие могут подумать, что причина в неисправности шины для бензопилы, но на самом деле выделяют четыре основные причины:
Если возникает такого рода неисправность, как неровный распил древесины, то необходимо как можно быстрее прибегнуть к ее устранению. Если продолжить эксплуатировать инструмент с такой неисправностью, то это приведет к износу двигателя, и необходимости его ремонта.
Рассмотрим каждый вид неисправности по отдельности, и выясним, как определить, что является причиной, почему бензопила пилит на бок.
Кривое пиление по причине неравномерной заточки зубьев
Если заточку зубьев выполнял новичок, то стоит убедиться после проделанной работы в правильности ее реализации. Некоторые пильщики опираются на простое правило — заточку напильником нужно выполнять в одинаковом количестве для каждого зуба. Однако это предположение является не верным, так как зубья цепи изнашиваются неравномерно. В итоге получается, что подточка каждого зуба приводит к восстановлению их остроты, но никак не равномерности износа. Когда пила начинает пилить криво, нужно проверить все зубья на бензопиле на предмет их заточки и равномерного износа.
Чтобы исключить неравномерный износ цепи, следует осуществлять заточку зубьев своевременно, то есть, через каждые 15-20 часов работы выполнить заточку напильником. Один раз в 2-3 месяца (зависит от частоты эксплуатации инструмента) осуществлять заточку при помощи специального станка.
Если не уверены в том, что осуществляете заточку зубьев цепи правильно, то стоит доверить эту работу профессионалу. Хотя это затратное дело, но намного эффективное. Если хотите научиться правильно затачивать цепь бензопилы, то в этом материале описана подробная инструкция для новичков.
Если неправильно выбрана пильная гарнитура
Часто большинство пильщиков попросту не обращают внимания на то, что не только цепь имеет технические характеристики, но еще шина и ведущая звездочка с венцом. Все эти детали должны соответствовать друг другу по такому техническому параметру, как шаг. Большинство бензопил оснащается гарнитурой со стандартными параметрами шага, равняющегося 0,325. Шина, цепь и ведущая звездочка, а точнее венец, должны иметь одинаковый шаг. Если одна из этих деталей будет не соответствовать одному стандарту, то это приведет к ускоренному износу отдельных частей и всего инструмента.
Шина имеет также такой параметр, как ширина паза. Величина этого значения может варьироваться от 1,1 до 1,6 мм, что зависит от мощности инструмента. Категорически противопоказано устанавливать на бытовую бензопилу шину с шириной паза более 1,3 мм. Стандартная цепь в такой шине будет иметь слишком большой люфт, что приведет к ускоренному износу обеих деталей.
Никогда не покупайте гарнитуру для инструмента, если не знаете или не помните точные размеры. «Примерно такая» цепь, шина или звездочка могут оказаться далеко не подходящими под ваш инструмент, и в итоге понадобится менять все расходные элементы. Чтобы узнать ширину посадки шины, понадобится воспользоваться штангенциркулем или посмотреть в техническом описании к инструменту.
Сильный износ пильного полотна
Шина служит намного дольше, чем цепь. Однако это не означает, что эксплуатировать ее можно вечно, и не задумываться о замене. Обычно направляющая меняется после 2-3 изношенных цепей. Перед заменой направляющей бензопилы, нужно оценить ее техническое состояние. Если на бензопиле установлена шина китайского производства, то она может износиться быстрее, чем цепь. Именно поэтому при обнаружении кривого распила древесины бензопилой, необходимо провести диагностику шины.
Чтобы убедиться в износе шины, необходимо снять ее и осмотреть. Обычно износ проявляется путем укороченного одного из бортиков. Порой обнаружить это визуально крайне сложно, поэтому необходимо воспользоваться штангенциркулем. Разница в несколько десятых мм говорит о том, что шина нуждается в замене. Еще есть простой способ проверки износа направляющей при помощи угольника. Для этого шина располагается на ровной поверхности, и к ней сбоку нужно приставить угольник. Если сверху и снизу стенки направляющей соприкасаются с угольником, значит деталь исправна.
Ускоренный износ шины может возникнуть по причине неправильного функционирования масляного насоса. Если смазка подается с большими перерывами, то соответственно увеличивается трение, а значит и детали изнашиваются быстрее. Если смазочный механизм работает исправно, то это в разы увеличивает срок службы не только гарнитуры, но и всего инструмента.
Когда ослаблена цепь и чем это опасно
Каждая бензопила нуждается в том, чтобы регулярно осуществлять натяжение цепи. Если это правило не соблюдаются, то последствия могут быть очень травматическими. Большинство пильщиков знает, о чем идет речь, и как надо правильно натягивать или подтягивать цепь. Правильное натяжение режущей гарнитуры — когда при попытке ее оттягивания от шины полностью видны три хвостовика, как показано на фото ниже.
Если цепь ослаблена или чрезмерно натянута, то это приводит к износу шины. Причем не только направляющей, но еще и звездочки, подшипника и двигателя. Именно поэтому возьмите себе за правило осуществлять контроль натяжения цепи перед началом эксплуатации инструмента.
Износ шины — как устранить неисправность полотна
Если направляющая имеет неравномерный износ с двух сторон, то рекомендуется ее заменить. Однако есть способ восстановления детали, для чего понадобится минимальный набор необходимых инструментов. Выравнивание осуществляется при помощи болгарки и заточного диска (не отрезного). Для начала проверяем шину, и убеждаемся в том, что она имеет неравномерный износ. Как проверить износ направляющей, выше уже упоминалось.
Далее рассмотрим инструкцию, как устранить неравномерный износ направляющей:
Причем выравнивание нужно произвести для обеих сторон шины. После окончания работ можно установить гарнитуру на инструмент, и произвести проверку. Немаловажно отметить, что осуществлять выравнивание направляющей, которая имеет неравномерный износ одной стороны, уместно только в том случае, когда паз имеет достаточную глубину для прохождения хвостовика цепи. Если паз становится мелким, то шина подлежит замене.
Как видно из материала, имеется множество причин, почему бензопила пилит криво. Однако найти эту причину и устранить ее сможет даже новичок, если подойти к решению этого вопроса соответствующим образом. Начинайте проверку по порядку, как указано в описании, и вы обязательно определите причины, которые можно устранить разными способами.
Криво пилит бензопила: все неисправности и их устранение
Причины кривого распила
Неравномерное стачивание зубьев
Процедура пиления подразумевает равномерное “вгрызание” в материал, путем снятия его верхнего слоя специальными заостренными выступами полотна. Чтобы цепь не застревала, а срезанная стружка не забивала паз, зубья располагаются поочередно, по обе стороны, на расстоянии порядка 3 см, между правым и левым. При движении, каждый выступ выполняет свою маленькую задачу – срезает и уносит с собой частичку материала. Если снизится эффективность одного из звеньев, часть его работы распределится на соседние элементы и эта сторона полотна снизит скорость погружения, по сравнению с противоположной.
Вышеописанный принцип оказывает самое прямое влияние на точность распила. Поскольку зубья цепи – это первый рубеж контакта с материалом, изнашиваются они в первую очередь. Если подобная проблема с инструментом возникает впервые, и ранее вы не интересовались, почему бензопила пилит наискось, то в 99% случаев дело в цепи (шина изнашивается дольше).
Состояние зубьев оценивается обычным визуальным осмотром. Проверять удобнее на собранной пиле, перемещая полотно по пазу шины. Если режущая кромка повреждена, стёрта, деформирована и выделяется на фоне других, значит требуется полная замена или повсеместная подгонка. Инструкция по правильной заточке, в подробностях, расписана далее.
Изнашивание пильной шины
Ключевой компонент гарнитуры, обеспечивающий натяжение и направление цепи при работе. Срок службы шины на порядок выше, в связи с меньшей рабочей активностью и регулярной смазкой паза, по которому ходят хвостовики. При движении по направляющей, звенья упираются в грани боковых пластин, имеющих абсолютно идентичные размеры. От постоянного контакта с движущимся объектом, грани постепенно стираются и далеко не всегда равномерно.
Обычно, продолжительность службы оригинальной шины межу заменой или техническим обслуживанием, равна 3м-4м цепям (у китайских меньше). При оптимальном натяжении, правильной заточке, и бесперебойной смазке пильного полотна, изнашивание граней происходит равномерно. При нарушении условий эксплуатации (что происходит повсеместно), стирание перестаёт проходить симметрично и начинает преобладать на одной из сторон, что влечёт за собой наклон цепи при работе.
Чтобы наверняка определить, почему бензопила пилит в бок, по состоянию граней, потребуется ровная поверхность и угольник. Направляющая снимается с бензопилы и ставиться на площадку, которая, разумеется, должна быть по уровню. Главным атрибутом неполадки является отсутствующий баланс, когда шина не держит равновесие и постоянно заваливается на один бок. При менее выраженном износе, элемент будет стоять, и для его проверки, потребуется приложить угольник к боковой пластине.
Если отсутствуют подходящие условия и точные приборы, можно провести визуальный осмотр на выпирание металла из сплющенных граней. Мелкие неровности (без опыта) таким способом определить сложно, но и времени займёт минимум.
Как правильно затачивать цепь
Существует несколько видов специализированных приспособлений для выполнения заточки режущих зубьев. Для понимания методики, рекомендуется начать с азов и освоить классический, ручной способ. Представленная далее инструкция, передаёт порядок действий и затрагивает важные особенности процесса. Для работы потребуется державка с круглым напильником, диаметр которого определяется по шагу цепи (таблица ниже).
1. В первую очередь, бензопила фиксируется в неподвижном положении. Лучше зажать шину в тисках, но можно и ногами.
2. Для удобства, чтобы видеть откуда начинали, на первый затачиваемый зуб наносится отметка или завязывается веревочка.
3. Напильник вставляется в державку и защелкивается с обеих сторон. Положение цепи фиксируется ручным тормозом.
4. Ориентируясь по отметке на державке, располагаем напильник под углом в 30 градусов, по отношению к шине. Если затачивается цепь для продольного пиления, угол должен быть 10° (менее острый).
6. Определив положение инструмента, прижимаем напильник к зубу и уверенным движением продвигаем вперёд на всю доступную длину. При возвращении в исходное положение, прижимать не надо, а лучше вовсе отстранить от цепи (заточка выполняется только по направлению вперёд).
7. Чтобы добиться остроты (при небольшом износе), достаточно повторить предыдущий пункт 3 раза. Если зубья сильно стёрты или сколоты от налёта на гвоздь, времени может потребоваться в разы больше (надо смотреть по состоянию).
9. Заточив зубья на одной стороне, меняем своё положение или переворачиваем инструмент и переходим к противоположным.
При частой заточке цепи, выступ режущей части будет уменьшаться, приближаясь к уровню ограничителя реза. В следствии, будет снижаться глубина погружения в материал и общая эффективность работы. Подобная проблема решается равномерным стачиванием всех ограничителей на каждом звене, обычным плоским напильником.
Восстановление изношенной шины бензопилы
Нарушение точности распила, возникает по причине неравномерного стирания боковых граней паза, контролирующего движение цепи. Чтобы наладить работу гарнитуры и вернуть ей прежнюю четкость, достаточно уровнять внешние торцы. Подобная операция требует максимальной точности и выполнить её “на коленке”, не получиться. В первую очередь, потребуется шлифовальный электроинструмент (УШМ, заточной станок или гриндер). Если последние 2 устройства нацелены на точные работы и принцип их эксплуатации предельно ясен, то касательно болгарки могут возникнуть вопросы.
1. Вместо ручки болгарки вкручивается болт М10, с двумя гайками, для предотвращения раскручивания. Через эту конструкцию, инструмент зажимается в тиски.
2. Площадку лучше располагать с задней стороны тисков, на выдвижной балке. Подойдет деревянный брусок или несколько ровных досок, фанер или ДСП, сложенных друг на друга. Главное добиться точного 90° угла между подставкой и шлифовальной поверхностью.
3. После организации рабочего пространства, дело остается за малым. Запускаем УШМ, кладём дефектную шину на подставку и плавно проводим её грани по вращающемуся лепестковому диску. Особое внимание следует уделять местам, где износ выражен больше всего.
4. По завершению шлифовки и устранению дефекта, переворачиваем шину и идентичным способом проходим торцы с противоположной стороны. Задача – добиться симметрии граней, а не сделать выемку в пластине. Поэтому не прекращаем движение и с равной скоростью проводим шину от звёздочки к хвостовику.
Без подготовки конструкции (подставки и крепления болгарки), процесс шлифовки занимает порядка минуты и требует минимальных усилий. По завершению обслуживания, углы граней лучше пройти напильником, убрав заусенцы и зализанные выступы металла.
Профилактика для продления срока службы
Планомерный износ пильной гарнитуры является неотъемлемой частью работы, однако срок исправной службы, при разном подходе к процессу, может существенно отличаться. При соблюдении небольшого перечня рекомендаций, можно значительно продлить время эффективного использования компонентов, сэкономив нервы и бюджет. Начнём с простых действий, которые должны выполняться регулярно, и плавно перейдём к более основательному тех. обслуживанию.
Натяжение цепи оказывает прямое воздействие на звёздочки (ведущую и ведомую) и не менее выраженное, на шину. Чрезмерное натяжение затрудняет вращение и увеличивает трение между компонентами, ускоряя износ. В расхлябанном виде, хвостовики могут проскакивать по звёздочке, слизывая её концы, что уменьшает продуктивность и повышает вероятность соскока с направляющей.
При оптимальном натяжении, цепь не провисает, а если взять её в центральной, верхней части шины и с небольшим усилием вынуть из паза, будут видны концы 3х хвостовиков. Звенья имеют свойство расширяться от нагрева, поэтому периодически подтягивайте и перед запуском двигателя, вручную проверяйте плавность хода, который должен быть лёгким.
Смазка цепи уменьшает трение звеньев о грани паза шины, что снижает нагревание и интенсивность износа. Подача масла при работе, крайне необходима и осуществляться она должна без перебоев. Регулярно проверяйте наполненность резервуара. При использовании отработки, тщательно фильтруйте её через ткань, чтобы исключить возможность попадания грязи между трущимися деталями.
Равномерность заточки режущих зубьев, распределяет рабочую нагрузку, как на цепь, так и на шину. В таком случае, износ происходит симметрично и скорость стирания значительно снижается. Освойте простую технологию и периодически подтачивайте цепь круглым напильником. Если не запускать состояние, то процедура занимает около 2х минут (если рука набита).
Состояние ведущей звёздочки определяет четкость движения пильного полотна по направляющей. При стирании, в зубцах звёздочки образуются ложбинки, куда начинают периодически попадать хвостовики. При такой работе, постоянно меняется натяжение цепи, и нередко происходит слетание. Как определить деформацию и заменить звёздочку бензопилы, подробно описано в отдельной теме.