Береза сосна осина дуб тополь что лишнее
Тема «Деревья. Осень в лесу»
Игры и упражнения
«Назови ласково» (детям от 4 лет)
тополь — тополек, дуб — дубок,
осина — осинка (осиночка), береза — березка (березонька),
рябина — рябинка (рябинушка), ива — ивушка,
елка — елочка, сосна — сосенка,
клен — кленок, яблоня — яблонька,
шишка — шишечка, ветка — веточка,
лист — листик, листок, листочек, лес — лесок,
иголка — иголочка.
Игра «Посчитай» (детям от 5 лет)
Одно дерево — два дерева — пять деревьев
одна ветка — две ветки — пять веток
один дуб – два дуба – пять дубов
«Посчитай» (детям 6—8 лет)
одно высокое дерево — два высоких дерева — пять высоких деревьев,
одна сосновая ветка — две сосновые ветки — пять сосновых веток,
один могучий дуб — два могучих дуба — пять могучих дубов.
«Назови, какой, какая?»
Лист березы — березовый рябины — рябиновый
дуба — дубовый сосны — сосновый
клена — кленовый ветка сосны — сосновая
ели — еловая тополя — тополиная
осины — осиновая липы — липовая
«Как назвать лес? Рощу?»
Если в роще растут деревья, то эта роща называется — березовая
если в роще растут дубы — дубовая
осины — осиновая
ивы — ивовая
клены — кленовая
«Узнай дерево»
Узнайте дерево по его плодам и закончите предложение.
Желуди растут на — дубе;
яблоки растут на — яблоне;
круглая шишка на — сосне;
длинная шишка у — ели;
грозди рябины растут на — рябине;
сережки растут — на березе, ольхе, иве.
Поиск соответствующего понятия, выраженного глаголом
«Четвертый лишний»
Выделите лишнее слово, объясните свой выбор:
· Клен, рябина, ель, тюльпан;
· береза, дуб, шиповник, тополь;
· яблоня, смородина, черемуха, рябина;
· осина, липа, дуб, ель;
· сосна, тополь, рябина, ива;
· липа, осина, клен, яблоня.
Отгадай загадки
Объясните, как вы догадались, какие слова помогли найти отгадки?
Весной роняет слезы
Белая. (береза).
Стоит летом золотая,
Сладким медом налитая.
(Липа)
В каждый дом
Под Новый год
Это деревце придет.
Зеленое и колкое,
Оно зовется. (елкою).
Прилетает в гости к ней
Стайка алых снегирей.
По ветвям они снуют,
Красны ягодки клюют.
(Рябина)
На дубовых ветках
Качаются детки,
Маленькие, озорные,
На них шапочки резные.
(Желуди)
Пальчиковая гимнастика
Осенние листья
Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики, начиная с большого
Будем листья собирать. Сжимают и разжимают кулачки
Листья березы, Загибают пальчики, начиная с большого
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем. «Шагают» по столу средним и указательным пальчиками
Осень
Тёплый дождик
Загремел весёлый гром. на каждое слово сжимаем
Дождь идёт в лесу густом. и разжимаем кулаки
Там сегодня банный день,
Мойтесь все кому не лень.
Растрепав свои причёски, На каждое название дерева массируем
Моют головы берёзки. палец от основания к ногтевой фаланге.
Запыленные дубы
Моют рыжие чубы.
Под дождём нагнулась липа,
Моет листики до скрипа.
Перед зеркальцем луж
Принимают ёлки душ.
А рябинки и осинки
Моют шею, моют спинки.
Мойтесь все, кому не лень, хлопаем попеременно, то ладошками,
Ведь сегодня банный день. то кулачками.
Выучите вместе с детьми:
Осенний лес
Лес осенний красок не жалеет —
Ярки грозди ягод и листы.
То сверкают бронзой, то алеют
Пышные осенние кусты.
Скоро ветер налетит холодный
И сорвет узорчатый наряд,
И в лесу закружится свободный
Золотой осенний листопад.
Он укроет землю покрывалом,
С нею он поделится теплом,
Когда на листве сухой, опалой
Заискрится иней серебром.
Найдите на фотографиях лиственные и хвойные деревья (сосна, тополь, ель, липа, осина, лиственница)?
Найдите на фотографиях лиственные и хвойные деревья (сосна, тополь, ель, липа, осина, лиственница).
Какое растение не встречается в лесах россии?
Какое растение не встречается в лесах россии?
Берёза, липа или лиственница.
Что лишнее?
Акация, берёза, бузина, сирень.
У каких растений никогда не бывает плодов?
У каких растений никогда не бывает плодов?
А) у берёзы ; б) у осины ; в) у дуба ; г) у папоротника.
Какое дерево лучше всего очищает воздух?
Какое дерево лучше всего очищает воздух?
Варианты ответов : сосна, осина, тополь, лиственница.
К широколиственным породам относится?
К широколиственным породам относится.
Распределите растения по группамГруппы : хвойные, лиственныеРастения : пихта, ель, дуб, берёза, вяз, лиственница, липа, осина?
Распределите растения по группам
Группы : хвойные, лиственные
Растения : пихта, ель, дуб, берёза, вяз, лиственница, липа, осина.
Укажи группу растений, к которой относятся только лиственные деревья?
Укажи группу растений, к которой относятся только лиственные деревья.
а) берёза, рябина, осина б)можжевельник, лиственница, тополь в)ель, дуб, яблоня.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ
Г.ВЯЗЬМЫ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА «ДЕРЕВЬЯ – НАШИ ДРУЗЬЯ».
Автор-составитель: Наврозашвили Елена Владимировна,
педагог дополнительного образования
Экологическая викторина «Деревья – наши друзья»
Цель: совершенствовать и расширять представление детей о деревьях.
Формировать у детей нормы поведения в природе;
Развивать память, мыслительные операции, логическое мышление;
Воспитывать бережное отношение к природе.
Сегодня мы будем разговаривать о наших друзьях — деревьях.
Посадила девочка
Около крылечка
Маленькое деревце,
Листики сердечком.
Посадила, убежала,
позабыла, что сажала.
В жаркие денечки
Все сидят в тенечке.
А деревце во дворе
Засыхает на жаре.
Я смотрю из окна:
Помощь деревцу нужна!
Я беру воды бидон
И на улицу бегом.
— Корешки, пейте!
Листья, зеленейте!
Чтоб росли до крыши:
Выше!
Выше!
Выше!
Сегодня мы проведем викторину «Деревья – наши друзья». Давайте разделимся на две команды и назовём одну команду березки, а другую осинки.
1. Это дерево являлось священным для наших предков.
2. Какие деревья считаются самыми неприхотливыми к условиям проживания?
3. Это дерево по праву называют медовым.
4. Из древесины этого дерева изготавливают матрешек, посуду.
5. Какие деревья первыми открывают сезон цветения?
6. Это дерево зацветает самым последним?
7. Какие лиственные деревья часто растут около елей?
8. Что общего между дубом и ландышем?
9. У этого дерева листочки появляются позже, чем у всех других.
10. Найди лишнее: дуб, тополь, орешник, клен.
11. У этого хвойного дерева нижние ветви постепенно отмирают.
12. Назови четвертое: сосна, кедр, пихта, …
13. Какое дерево люди прозвали деревом здоровья, и по какой причине? 14. Назови хвойное дерево с мягкими иголками, опадающими на зиму.
15. Назови дерево, пользуясь опорными словами: мощное, раскидистое, толстое, высокое, листопадное, желуди.
16. Какое дерево вырабатывает много кислорода, являясь лучшим очистителем воздуха от пыли?
17. Эти деревья часто называют музыкальными.
18. Древесина этого дерева идет на изготовление спичек.
19. У какого дерева древесина со временем становится только прочней, как бы каменеет?
20. Деревья, выросшие в густом лесу или на открытом пространстве, отличаются более густой и раскидистой кроной?
Ответы: 1. Дуб. 2. Сосна, осина, береза. 3. Липу. 4. Из липы. 5. Осина, ольха. 6. Липа. 7. Осина и береза. 8. Оба: растения; лекарственные; растут в лесу; листья крупные. 9. У дуба.10.Орешник, т. к. кустарник. 11. У сосны. 12. Например, лиственница, туя, пихта, ель (одно хвойное дерево). 13. Сосну, т. к. она прекрасно очищает воздух от вредных микробов, делает его сухим и целебным. 14. У лиственницы. 15. Дуб. 16. Тополь. 17. Ель и клен, т. к. из их древесины изготавливают музыкальные инструменты. 18. Осина. 19. У лиственницы. 20. На открытом пространстве.
Какие листья и плоды на дереве растут?
Лист берёзы – берёзовый.
Блиц «В гостях у деревьев»
■ Растение с твердым толстым стволом и кроной. Дерево.
■ Одежда дерева. Кора.
■ Дерево — символ России. Береза.
■ Дерево, которое никто не пугает, а оно дрожит. Осина.
■ Дерево, из которого делают пианино. Ель.
■ Дерево, из которого делают спички. Сосна.
■ Дерево, которое первым желтеет. Береза.
■ Лиственный кустарник, растущий в скверах и парках, стреляющий семенами из стручков. Акация.
■ Тянется вверх из желудя. Дуб.
■ Его листья похожи на детские ладошки. Клен.
■ Щеточкой растут короткие иголочки. У елки.
■ Дерево с шарообразными яркими плодами, которые до зимы живут. Рябина.
■ Дерево, которое последним в году цветет. Липа.
■ В конце лета это растение дает вкусные, съедобные лесные орешки. Орешник.
■ Колючее разлапистое дерево. Ель.
■ В ней созревают кедровые орешки и сосновые семена. Шишка.
■ Ивовое дерево. Ракита.
■ Растение, из листьев которого делали венки для награждения олимпийцев. Лавр.
Читаются выражения о деревьях.
1. Оно может жить до 2000 лет.
3. Из него делают бочки и паркет.
4. Пушкин писал, что там сидит русалка. (Дуб.)
2. Из него делают струнные музыкальные инструменты.
3. Зимой птицы на нем строят гнезда и высиживают птенцов.
4. На Новый год наряжают дети. (Ель.)
1. Оно выделяет вещества фитонциды, убивающие болезнетворные бактерии.
2. Из него лучшие дрова.
3. Из его коры делают много полезных вещей.
4. Это самое любимое русское дерево. (Береза.)
1. У него листья сверху зеленые, а снизу бархатные и серебристые.
2. Оно «отсасывает» отрицательную энергию, поэтому больным людям полезно под ним
3. Оно быстрее всех заселяет гари.
4. Бобры его любят и заготавливают на зиму. (Осина.)
1. Ягоду хорошо есть с медом, но после морозов вкусна сама по себе.
2. Про нее сложено много песен.
3. Кора целебнее ягоды.
4. В русской песне она в саду со сладкой ягодой малиной. (Калина.)
1. С его цветков лучший мед.
2. Из него делают ложки и лапти.
3. Цветет летом и очень душистое.
4. Отвар цветков незаменим при простуде. (Липа.)
Загадки о деревьях.
1. В белом сарафане
Сели на косицы. (Береза.)
Стоит под горой. (Береза.)
3. Что же это за девица? L
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель.)
4. С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня все ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают. (Липа.)
5. Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч,
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб.)
6. Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала,
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна. (Черемуха.)
7. Ее всегда в лесу найдешь –
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем. (Ель.)
8. Есть у родственницы ёлки
Но в отличие от ёлки
Опадают те иголки. (Лиственница.)
Красные кораллы. (Рябина.)
10. У меня длинней иголки,
Очень прямо я расту
Если я не на опушке,
11. Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит? (Осина.)
Игра «Четвёртый лишний».
Вычеркни лишние. Объясни – ПОЧЕМУ?
Клён, рябина, ель, тюльпан. Так как …
Берёза, дуб, шиповник, тополь. Так как …
Яблоня, смородина, малина, рябина. Так как …
Осина, липа, дуб, ель. Так как …
Сосна, тополь, рябина, ива. Так как …
Липа, осина, клён, яблоня. Так как …
Груша, слива, тополь, вишня. Так как …
Белое платье, сережки, как слезки.
Так наряжаются только …..(березки)
С веток падают росинки,
ведь дрожат листы…(осинки)
Зимний корм и витамины
Птицам – ягоды …..(рябины)
Лето, осень и весна
Деревья Сибири колки, но щедры,
с орехами шишки дарят нам ….(кедры)
В летнем снеге вся земля –
Треплет ветер шаловливый
Косы длинные у ….(ивы)
В новый год у каждой ….. (ели)
«Чьи листья и плоды»
А теперь давайте попробуйте определить с какого дерева эти листья и плоды?
(По очереди из каждой команды дети берут картинку с изображением листьев или плода)
Плоды и листья сливы.
Подведение итогов. Награждение победителей.
Список используемой литературы и источников.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ
Г.ВЯЗЬМЫ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА «ДЕРЕВЬЯ – НАШИ ДРУЗЬЯ».
Автор-составитель: Наврозашвили Елена Владимировна,
педагог дополнительного образования
Экологическая викторина «Деревья – наши друзья»
Цель: совершенствовать и расширять представление детей о деревьях.
Формировать у детей нормы поведения в природе;
Развивать память, мыслительные операции, логическое мышление;
Воспитывать бережное отношение к природе.
Сегодня мы будем разговаривать о наших друзьях — деревьях.
Посадила девочка
Около крылечка
Маленькое деревце,
Листики сердечком.
Посадила, убежала,
позабыла, что сажала.
В жаркие денечки
Все сидят в тенечке.
А деревце во дворе
Засыхает на жаре.
Я смотрю из окна:
Помощь деревцу нужна!
Я беру воды бидон
И на улицу бегом.
— Корешки, пейте!
Листья, зеленейте!
Чтоб росли до крыши:
Выше!
Выше!
Выше!
Сегодня мы проведем викторину «Деревья – наши друзья». Давайте разделимся на две команды и назовём одну команду березки, а другую осинки.
1. Это дерево являлось священным для наших предков.
2. Какие деревья считаются самыми неприхотливыми к условиям проживания?
3. Это дерево по праву называют медовым.
4. Из древесины этого дерева изготавливают матрешек, посуду.
5. Какие деревья первыми открывают сезон цветения?
6. Это дерево зацветает самым последним?
7. Какие лиственные деревья часто растут около елей?
8. Что общего между дубом и ландышем?
9. У этого дерева листочки появляются позже, чем у всех других.
10. Найди лишнее: дуб, тополь, орешник, клен.
11. У этого хвойного дерева нижние ветви постепенно отмирают.
12. Назови четвертое: сосна, кедр, пихта, …
13. Какое дерево люди прозвали деревом здоровья, и по какой причине? 14. Назови хвойное дерево с мягкими иголками, опадающими на зиму.
15. Назови дерево, пользуясь опорными словами: мощное, раскидистое, толстое, высокое, листопадное, желуди.
16. Какое дерево вырабатывает много кислорода, являясь лучшим очистителем воздуха от пыли?
17. Эти деревья часто называют музыкальными.
18. Древесина этого дерева идет на изготовление спичек.
19. У какого дерева древесина со временем становится только прочней, как бы каменеет?
20. Деревья, выросшие в густом лесу или на открытом пространстве, отличаются более густой и раскидистой кроной?
Ответы: 1. Дуб. 2. Сосна, осина, береза. 3. Липу. 4. Из липы. 5. Осина, ольха. 6. Липа. 7. Осина и береза. 8. Оба: растения; лекарственные; растут в лесу; листья крупные. 9. У дуба.10.Орешник, т. к. кустарник. 11. У сосны. 12. Например, лиственница, туя, пихта, ель (одно хвойное дерево). 13. Сосну, т. к. она прекрасно очищает воздух от вредных микробов, делает его сухим и целебным. 14. У лиственницы. 15. Дуб. 16. Тополь. 17. Ель и клен, т. к. из их древесины изготавливают музыкальные инструменты. 18. Осина. 19. У лиственницы. 20. На открытом пространстве.
Какие листья и плоды на дереве растут?
Лист берёзы – берёзовый.
Блиц «В гостях у деревьев»
■ Растение с твердым толстым стволом и кроной. Дерево.
■ Одежда дерева. Кора.
■ Дерево — символ России. Береза.
■ Дерево, которое никто не пугает, а оно дрожит. Осина.
■ Дерево, из которого делают пианино. Ель.
■ Дерево, из которого делают спички. Сосна.
■ Дерево, которое первым желтеет. Береза.
■ Лиственный кустарник, растущий в скверах и парках, стреляющий семенами из стручков. Акация.
■ Тянется вверх из желудя. Дуб.
■ Его листья похожи на детские ладошки. Клен.
■ Щеточкой растут короткие иголочки. У елки.
■ Дерево с шарообразными яркими плодами, которые до зимы живут. Рябина.
■ Дерево, которое последним в году цветет. Липа.
■ В конце лета это растение дает вкусные, съедобные лесные орешки. Орешник.
■ Колючее разлапистое дерево. Ель.
■ В ней созревают кедровые орешки и сосновые семена. Шишка.
■ Ивовое дерево. Ракита.
■ Растение, из листьев которого делали венки для награждения олимпийцев. Лавр.
Читаются выражения о деревьях.
1. Оно может жить до 2000 лет.
3. Из него делают бочки и паркет.
4. Пушкин писал, что там сидит русалка. (Дуб.)
2. Из него делают струнные музыкальные инструменты.
3. Зимой птицы на нем строят гнезда и высиживают птенцов.
4. На Новый год наряжают дети. (Ель.)
1. Оно выделяет вещества фитонциды, убивающие болезнетворные бактерии.
2. Из него лучшие дрова.
3. Из его коры делают много полезных вещей.
4. Это самое любимое русское дерево. (Береза.)
1. У него листья сверху зеленые, а снизу бархатные и серебристые.
2. Оно «отсасывает» отрицательную энергию, поэтому больным людям полезно под ним
3. Оно быстрее всех заселяет гари.
4. Бобры его любят и заготавливают на зиму. (Осина.)
1. Ягоду хорошо есть с медом, но после морозов вкусна сама по себе.
2. Про нее сложено много песен.
3. Кора целебнее ягоды.
4. В русской песне она в саду со сладкой ягодой малиной. (Калина.)
1. С его цветков лучший мед.
2. Из него делают ложки и лапти.
3. Цветет летом и очень душистое.
4. Отвар цветков незаменим при простуде. (Липа.)
Загадки о деревьях.
1. В белом сарафане
Сели на косицы. (Береза.)
Стоит под горой. (Береза.)
3. Что же это за девица? L
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель.)
4. С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня все ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают. (Липа.)
5. Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч,
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб.)
6. Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала,
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна. (Черемуха.)
7. Ее всегда в лесу найдешь –
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем. (Ель.)
8. Есть у родственницы ёлки
Но в отличие от ёлки
Опадают те иголки. (Лиственница.)
Красные кораллы. (Рябина.)
10. У меня длинней иголки,
Очень прямо я расту
Если я не на опушке,
11. Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит? (Осина.)
Игра «Четвёртый лишний».
Вычеркни лишние. Объясни – ПОЧЕМУ?
Клён, рябина, ель, тюльпан. Так как …
Берёза, дуб, шиповник, тополь. Так как …
Яблоня, смородина, малина, рябина. Так как …
Осина, липа, дуб, ель. Так как …
Сосна, тополь, рябина, ива. Так как …
Липа, осина, клён, яблоня. Так как …
Груша, слива, тополь, вишня. Так как …
Белое платье, сережки, как слезки.
Так наряжаются только …..(березки)
С веток падают росинки,
ведь дрожат листы…(осинки)
Зимний корм и витамины
Птицам – ягоды …..(рябины)
Лето, осень и весна
Деревья Сибири колки, но щедры,
с орехами шишки дарят нам ….(кедры)
В летнем снеге вся земля –
Треплет ветер шаловливый
Косы длинные у ….(ивы)
В новый год у каждой ….. (ели)
«Чьи листья и плоды»
А теперь давайте попробуйте определить с какого дерева эти листья и плоды?
(По очереди из каждой команды дети берут картинку с изображением листьев или плода)
Плоды и листья сливы.
Подведение итогов. Награждение победителей.
Список используемой литературы и источников.
Учебно-методический комплект Лексическая тема «Деревья, кусты»
Примерный перечень слов, который Вам поможет:
Обогащаем и активизируем словарный запас.
прилагательных: хвойные, лиственные, фруктовые, смешанный, сосновый, дубовый, березовая, кленовый, рябиновый, еловый, цветущий, душистый, нарядный, кудрявый, дремучий, густой, багряный, темно-зеленый, желтый, стройная, тонкая, высокая, низкая, колючая, крупные, мелкие, продолговатые, длинные, резные, зубчатые, волнистые, круглые, острые;
1. «Подбери слова-действия» поиск соответствующего понятия, выраженного глаголом
2. Подбери признаки (не менее трех признаков):
1.Упражнение «Назови ласково» на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
тополь — тополек, дуб — дубок, дубочек
осина — осинка, осиночка, береза — березка, березонька, березушка,
рябина — рябинка, рябинушка, ива — ивушка,
елка — елочка, сосна — сосенка,
клен — кленок, яблоня — яблонька,
шишка — шишечка, ветка — веточка,
лист — листик, листок, листочек, лес — лесок,
иголка — иголочка дерево — …
2.Упражнение «Один — много» на употребление существительных множественного числа в родительном падеже
Клен — клены — кленов; тополь — тополя — тополей;
осина — осины — осин; дуб — дубы — дубов;
липа — липы — лип; береза — березы — берез;
ива — ивы — ив; рябина — рябины — рябин;
ель — ели — елей; елка — елки — елок;
сосна — сосны — сосен; яблоня — яблони — яблонь;
плод — плоды — плодов; шишка — шишки — шишек;
желудь — желуди — желудей; сережка — сережки — сережек;
крона — кроны — крон; макушка — макушки — макушек;
ветка — ветки — веток; сук — сучья — сучьев;
иголка — иголки — иголок; лепесток — лепестки — лепестков;
лес — леса — лесов; чаща — чащи — чащ.
лист – листья дерево — …
Есть – нет (родительный падеж единственного числа):
Одно дерево — два дерева — пять деревьев
одна ветка — две ветки — пять веток
один дуб – два дуба – пять дубов
одно высокое дерево — два высоких дерева — пять высоких деревьев,
одна сосновая ветка — две сосновые ветки — пять сосновых веток,
один могучий дуб — два могучих дуба — пять могучих дубов.
5.Упражнение «Посчитай» на согласование числительных с существительными.
одна береза, две…, три…, четыре…, пять …
одно дерево, два…, три…, четыре…, пять…
6.Упражнение «С какого дерева лист, веточка?» на образование относительных прилагательных.
Лист березы – березовый,
Лист рябины – рябиновый,
Ветка каштана – каштановая,
у березы ветка – березовая,
Лист берёзы — берёзовый;
Лист рябины — рябиновый;
Лист дуба — дубовый;
Лист сосны — сосновый;
Лист клёна — кленовый.
Ветка сосны — сосновая;
Ветка тополя — тополиная;
Ветка осины — осиновая;
Ветка липы — липовая.
8.«Назови предмет со словом «сосновый»»
Бор (какой?) — сосновый;
кресло (какое?) — сосновое;
мебель (какая?) — сосновая;
Если в роще растут деревья, то эта роща называется — березовая
если в роще растут дубы — дубовая
10.Упражнять «Скажи наоборот» на подбор антонимов.
Узнайте дерево по его плодам и закончите предложение.
Желуди растут на — дубе;
яблоки растут на — яблоне;
круглая шишка на — сосне;
длинная шишка у — ели;
грозди рябины растут на — рябине;
сережки растут — на березе, ольхе, иве.
12.Упражнение «Подскажи словечко» на употребление предлогов.
Читая текст*, на месте пропуска сделать паузу на 1-2 секунды и закончить предложение. Задача ребенка: ориентируясь на существительное после паузы догадаться, какой предлог пропущен и произнести его.
* Текст взят из альбома «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР», автор Н. Э. Теремкова.
Развитие связной речи (пересказ небольших текстов, составление рассказов, заучивание наизусть).
1.Придумать загадку-описание о любом дереве.
2. Помогите ребёнку составить описательный рассказ про любое дерево по плану:
как называется дерево;
хвойное, лиственное или фруктовое;
в каком лесу растет;
как выглядит дерево (ствол, листья, плоды);
какую пользу приносит.
3. Выучить рассказ наизусть.
Словарная работа (с использованием наглядных примеров).
Объяснить значение слов «туесок», «лукошко», «береста».
4. Выучите вместе с детьми:
Лес осенний красок не жалеет —
Ярки грозди ягод и листы.
То сверкают бронзой, то алеют
Пышные осенние кусты.
Скоро ветер налетит холодный
И сорвет узорчатый наряд,
И в лесу закружится свободный
Золотой осенний листопад.
Он укроет землю покрывалом,
С нею он поделится теплом,
Когда на листве сухой, опалой
Заискрится иней серебром.
Листья.
Листья осенние тихо кружатся,
Листья нам под ноги тихо ложатся
И под ногами шуршат, шелестят,
Будто опять закружится хотят.
Задание на тренировку слухового внимания
— Послушай внимательно, найди лишнее слово и объясни, почему оно лишнее:
Вы ответьте мне друзья,
Только деревья я полила?
Развитие фонематической стороны речи.
Задание «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Э]» (с закрытыми глазами); аналогично со звуками [А; И;О;Ы; У].
— из ряда гласных: уа, ау, эу, ыу, уи, иу, оу,уы, аи, ио, ауы,эуа, уиа. ;
— из слогов : ал, уп, ып,оп, ам, ом, иэп, ах, ух, ыт, им, ык, ум,оп, ук, эт, ын, ут, ат…
Задание «Раздели словечко» (ребенок проговаривает слово по слогам на лексическую тему «Деревья» и на каждый слог хлопает в ладоши).
(В этом слове 1-2-3 слога, сколько слогов, столько и гласных звуков в этом слове)
— Поймай гласные звуки в этом слове (добиваемся полного ответа).
Развитие логического мышления.
1. Учить отгадывать загадки. Объясните, как вы догадались, какие слова помогли найти отгадки?
Его весной и летом
Мы видим одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
(дерево).
Это деревце придет.
Если дунет ветерок,
Задрожит ее листок.
Ветерок совсем не сильный,
Весной роняет слезы
Стоит летом золотая,
Сладким медом налитая.
Прилетает в гости к ней
Стайка алых снегирей.
По ветвям они снуют,
Красны ягодки клюют.
На них шапочки резные.
Выделите лишнее слово, объясните свой выбор:
Клен, рябина, ель, тюльпан;
береза, дуб, шиповник, тополь;
яблоня, смородина, черемуха, рябина;
осина, липа, дуб, ель;
сосна, тополь, рябина, ива;
береза, клен, тополь, колокольчик.
ель, дуб, осина, тополь.
липа, осина, клен, яблоня.
Развитие мелкой моторики.
1.Упражнения для пальчиков
Раз, два, три, четыре, пять,
(загибать пальцы, начиная с большого пальца)
Будем листья собирать.
(сжимать и разжимать кулачки)
Листья березы, листья рябины,
Листики тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберем,
(загибать пальцы, начиная с большого пальца)
Маме осенний букет отнесем.
(«шагать» средним и указательными пальцами по столу)
Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики, начиная с
Будем листья собирать. Сжимают и разжимают кулачки
Листья березы, Загибают пальчики, начиная с большого
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем. «Шагают» по столу средним и указательным пальчиками
Ветер по лесу летал, Плавные, волнообразные
Ветер листики считал: движения ладонями
Вот дубовый, Загибают по одному пальчику
Вот кленовый, на обеих руках
Вот рябиновый резной,
Вот последний лист с осинки Спокойно укладывают
Ветер бросил на тропинку. ладони на стол
4.Выложите елку из счетных палочек или спичек .
ИГРА «ЧЬИ ПЛОДЫ?»
Жёлуди растут на … дубе;
грозди рябины растут на – рябине;
яблоки растут на – яблоне;
серёжки растут на – березе, ольхе;
круглая шишка на – сосне;
длинная шишка на – ели. И т. д.
ИГРА «НАЗОВИ ЛАСКОВО».
Ель – ёлочка.
Сосна – сосенка.
Береза – березка.
Иголка – иголочка.
Ветка – веточка.
Шишка – шишечка.
ИГРА «УГАДАЙ, ПРО КАКОЕ ДЕРЕВО Я ГОВОРЮ?»
Стройная, кудрявая, белоствольная…(береза)
Грустная, печальная, плакучая…(ива)
Стройная, зеленая, колючая…(ель)
Крепкий, могучий, развесистый… (дуб).