Бертран рассел нобелевская премия за что
Бертран рассел нобелевская премия за что
Неотъемлемую часть его жизни становила философия, где он выступил как оригинальный и полностью самобытный мыслитель. Но перед тем было непростое самоопределение пути, поиск аутентичной дороги к истине.
Б. Рассел пережил сложную эволюцию во взглядах на философские принципы бытия, познание, морали и т.п. Специалисты отмечают по крайней мере пять-шесть различных философских направлений, которыми проникался выдающийся ученый. Началом был платоновский вариант пифагорейства. Последнее, очевидно, вызванное тем, что как логик и математик, он искал глубинные начала базового мировоззрения, на которые можно было бы опереться в поисках истины относительно абстрактных сущностей, а Пифагор был первым среди античных мыслителей, кто органически в своем лице сочетал и математика, и философа. Возможно, это и было тем толчком юношеской философской любви, в которой молодой Рассел признался перед интеллектуальным миром.
Дальнейшие ступени развития самостоятельного мировоззрения неоднократно приводили Рассела к новым берегам мудрости. Но, как тот путешественник, останавливаясь на передышку, он направлялся дальше. Так этапом были пройдены: неогегельянство, снова платонизм, но на новом уровне, без пифагорейства, в конце концов, модный в десятых годах XX ст. англо-американский неореализм, благодаря которому судьба его свела с выдающимся математиком и логиком столетия А. Уайтхедом и философом Дж. Муром.
Начиная с двадцатых лет XX века, Б. Рассел находится в плену популярнейшего, возможно, к тому времени из направлений в философии — неопозитивизма. За характером и содержанием направление чрезвычайно близкое к научным интересам Рассела, как логика и математика.
Завершающим этапом философских поисков стал традиционный для любого британца эмпиризм. Правда, в кое-что нетрадиционной форме — скептицизма юмовского сорта.
Как видно уже из самого перечня философских школ, к которым склонялся Рассел, можно сделать вывод, что его как мыслителя рационалистического направления глубоко волновала проблема соотношения чувствительного и абстрактного в познании, достоверность теоретических истин, способность эмпирического опыта быть критерием истины. Под влиянием прежде всего неопозитивизма Рассел сначала признавал статус реальности только за «чувствительными данными», тогда как понятия на манер «материя», «дух» и др. он рассматривал не более чем абстрактные конструкции, которые базируются на основании чувствительного опыта. Позже, под влиянием идей Д. Юма, он припускал возможность существования «фактов», то есть так называемых «сенсибилий», которые обосновываются не только на данных ощущения, а и мышления. Однако объективность последних за Расселом основана не на доказательствах или ощущениях, а вере, — юмовский мотив расселовской гносеологии.
Свои сугубо оригинальные философские взгляды Рассел воплотил в концепции так называемого «логического атомизма» и » логического анализа». Под атомами в данном случае философ имел в виду не физические элементы, а заключительные результаты логического анализа. Они могут быть положены в основу математической конструкции мира в качестве аксиом или принципов теоретической картины. Вот почему Рассел рассматривал математику не только как науку о числах и величинах, а и о любом смысле, где можно установить логическую последовательность, связь и закономерность. В таком случае математика совпадает с логикой, но и логика при этом становится другой. Она изучает не формы мышления, а связи и отношения, которые существуют и в реальности, и в ментальных конструкциях. Отсюда идея логики — «логики отношений», которая строится на принципах простых формальных элементов. Все эти проблемы и идеи Рассела нашли свое отображение в его совместном с Уайтхедом труде — «Принципы математики» — главном труде современной логистики.
Казалось бы, что все эти формально-математические и логические проблемы, которыми проникался Рассел, далеки от жизни. Но это совсем не так. Именно в жизненных проявлениях, которые по убеждению Рассела являются проявлениями связей, созданная им логика находит свое подтверждение. Характеризуя себя «английским вигом, который любит компромиссы», он формулировал и правила жизненного поведения, то есть своеобразный императив: «действуй так, лишь бы вызвать скорее гармонизирующие, чем противодействующие страсти». Это правило можно считать истинным для всего, на что распространяется человеческое влияние, — личное «я», семью, город, страну и, даже, мир в целом. Но для достижения всего этого человек нуждается в воспитательном воздействии, которое обеспечивается правильным общественным порядком. Особенностью его общественно-политических взглядов были: непримиримость к насилию, агрессивному поведению, антигуманизму, отстаивание ценностей либеральной демократии.
Бертран Рассел получил Нобелевскую премию в 1950 году за «признание различных и значительных произведений, в которых он ведет борьбу за гуманные идеалы и свободу мысли».
Как носитель больших просветительских идеалов, Рассел возлагал надежды на рациональные принципы человека, прежде всего его ум. Но, как истинный англичанин, о чем он напоминал неоднократно, не мог себе отказать в определенной дозе традиционно британского скептицизма, и свидетельством этого есть собственный автонекролог, написанный еще в 1937 году для газеты «Таймс», который должен был появиться 1 июня 1962 года, где были такие слова: «Он был последним, кто пережил эпоху, которая исчезла».
Умер Б. Рассел 2 февраля 1970 года в Пенридандаройт, Уэльс.
Бертран Рассел
английский математик, философ, общественный деятель, Нобелевский лауреат
Бертран Рассел
Бертран Артур Уильям Рассел (англ. Bertrand Arthur William Russell) родился 18 мая 1872 года в Треллеке (Уэльс, Англия). Воспитывался в доме бабушки, графини Рассел, – родители умерли, когда Бертрану не исполнилось и пяти лет.
Учился Бертран в Кембридже. В 1890 году он поступил в колледж при Кембриджском университете, обучение в котором дало настоящий толчок для его развития в области философии.
За выдающиеся заслуги и труды Бертрана Рассела избрали членом Лондонского королевского общества, а также членом колледжа при Кембриджском университете. И именно его глубокие познания в области философии привели к тому, что он стал уважаемым всеми человеком, и его лекции по логике и философии слушали во многих колледжах и университетах страны.
Кроме того, что много трудов Рассела посвящены анализу не только философии, но и психологии, он также принимал активное участие в самых разных общественных и политических мероприятиях, а еще был настоящим активистом в религиозной сфере.
Бертран написал немало работ на религиозную тему, в которых ярко и очень четко выразил все стороны и аспекты религиозной деятельности, высветил традиции и догмы, которых придерживались много веков. Его работы касались не только самой религии, но также и церкви и ее деятельности в общественной и политической жизни общества, ее влиянии на людей.
В 1950 году Бертран Рассел стал лауреатом Нобелевской премии в области литературы как один из самых блестящих представителей рационализма и гуманизма.
Умер Бертран Рассел 2 февраля 1970 года близ города Пенриндайдрайта (Уэльс), не дожив до своего столетия всего два с небольшим года.
Бертран Рассел
Bertrand Arthur William Russell
Британский математик. Философ. Логик. Общественный деятель. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1950 года. Известен своими работами в защиту пацифизма, атеизма, а также либерализма и левых политических течений. Внес неоценимый вклад в математическую логику, историю философии и теорию познания. Менее известны его труды по эстетике, педагогике и социологии. Считается одним из основателей британского неореализма, а также неопозитивизма, а также одним из наиболее влиятельных логиков XX века. Член Лондонского королевского общества.
Бертран Артур Уильям Рассел родился 18 мая 1872 года в городе Треллек, Великобритания. Мальчик воспитывался в доме бабушки, графини Рассел. Родители умерли, когда ребенку не исполнилось и пяти лет. После школы, в 1890 году поступил в колледж при Кембриджском университете, обучение в котором дало настоящий толчок для его развития в области философии.
В 1896 году Рассел издал свою первую значительную работу «Германская социал-демократия», где удивительно глубоко для относительно молодого философа рассматривал проблемы и пути развития левых идей. Эта и некоторые другие работы, сделали Бертрана известным ученым. Вскоре, он получил приглашение читать лекции в Лондонской школе экономики, что делал с неизменным успехом. Рассел прочитал также курс лекций в университетах США.
Рассел, в 1900 году участвовал во Всемирном философском конгрессе в Париже, где познакомился с рядом знаменитых ученых. Написанная в соавторстве с Альфредом Уайтхедом книга «Principia Mathematica» принесла ему международное признание. В 1908 году философ стал членом Королевского общества. В том же году вошел в фабианское общество.
Фабианцы считали социализм неизбежным результатом экономического развития, но признавали лишь эволюционный путь, выступали против революции. Рассел, однако, не разделяет полностью взгляды фабианцев, так как являлся противником государственного контроля общественного производства.
В годы Первой мировой войны ученый оказался вовлечен в круг сложных социально-политических проблем войны и мира, устройства государства и его управления. Пока Англия готовилась к войне, Рассел проникался идеями пацифизма, основой которого служили его социалистические убеждения. Бертран стал членом организации «Противодействие призыву на военную службу», что являлось весьма смелым поступком во время, когда в Англии только и говорили о «защите отечества».
За противодействие властям Рассела лишили места в Тринити-колледже, но больше всего Бертран расстраивался из-за ссор со многими друзьями, для которых в условиях военной угрозы для Великобритании пацифизм являлся неприемлем.
После провозглашения советской власти в России, Рассел в 1918 году писал, что это событие дает надежду на будущее процветание во всем мире. В составе лейбористской делегации 19 мая 1920 года отправился в Советскую Республику и пробыл там почти месяц. Рассел посетил Кремль, где встретился с Владимиром Лениным и более часа беседовал с ним. Во время этой поездки встретился также с Львом Троцким, Максимом Горьким и Александром Блоком.
В период развития тоталитарных режимов 1930-х годов, Рассел изо всех сил пытался предотвратить надвигающуюся военную катастрофу. Среди многочисленных книг, написанных в этот период, были «Свобода и организация, «Происхождение фашизма», «Какой путь ведет к миру?», «Власть: новый социальный анализ». Рассел активно боролся против фашизма и большевизма. В конце 1930-х годов философ уехал в США, где преподавал в Чикагском и Калифорнийском университетах. В 1931 году после смерти старшего брата унаследовал титул пэра и стал третьим графом Расселом.
Дед Бертрана, Джон Рассел, занимал должность Премьер-министра, и сам Бертран сменил своего деда на этом посту уже в 1931 году. Принимал активное участие в самых разных общественных и политических мероприятиях, являлся активистом в религиозной сфере.
В 1950 году Бертран Рассел стал лауреатом Нобелевской премии в области литературы как один из самых блестящих представителей рационализма и гуманизма.
Рассел написал немало работ на религиозную тему, в которых ярко и очень четко выразил все стороны и аспекты религиозной деятельности, высветил традиции и догмы религии, которых придерживались много веков. Его работы касались не только самой религии, но также и церкви и ее деятельности в общественной и политической жизни общества.
С 1963 года Рассел начал протестовать против американской агрессии во Вьетнаме. Вместе с Жаном Полем Сартром создал Международный трибунал по расследованию военных преступлений во Вьетнаме. С этого времени Запад, пытаясь уменьшить уважение простого народа к знаменитому антимилитаристу, санкционировал резкие выпады против Рассела.
Большое место в творчестве Рассела занимала критика религии и христианской церкви, в которых видел средство подавления человеческой личности. В атеистических кругах почитался как один из самых влиятельных атеистов. Выступал автором множества книг, посвященных защите атеизма. Одна из его известнейших работ: «Почему я не христианин». Также известен юмористический антирелигиозный рассказ «Кошмар богослова».
До конца своих дней Бертран терпит всяческие намеки и прямые утверждения, что он выжил из ума. Газета «Нью-Йорк таймс» даже печатает оскорбительную статью «Труп на лошади». Хотя уровень его общественной деятельности в последние годы жизни не менее, если не более, высокий, чем в молодости, полностью опровергает эти слухи.
Например, отметив 80-летие, он успевает выпустить более двух десятков книг, среди которых «Портреты по памяти», «Факт и вымысел». За год до смерти Рассел успел издать последний, третий том «Автобиографии», которая поныне считается одной из самый известных его работ, так как кроме биографических данных о жизни имеет элементы всей сложной эволюции взглядов. Прожив почти столетие, поначалу благодаря происхождению, Рассел с ранней молодости жил в эпицентре всех мировых событий, благодаря чему «Автобиография» стала поистине великим произведением.
Бертран Рассел умер 2 февраля 1970 года в британском городе Пенриндайдрайт.
РАССЕЛ (Russell), Бертран
18 мая 1872 г. – 2 февраля 1970 г.
Нобелевская премия по литературе, 1950 г.
Английский философ, математик, логик и общественный деятель Бертран Артур Уильям Рассел родился в Рейвенскрофте, в графстве Монмаутшир (ныне графство Гвэнт, Уэльс). Он был младшим из трех детей в семье Джона Рассела, виконта Эмберли, и Кэтрин (Стэнли) Рассел. Расселы активно участвовали в британской политической жизни с начала XVI в. Наиболее выдающийся представитель этого рода, лорд Джон Рассел, дед философа, дважды в годы правления королевы Виктории становился премьер-министром и получил титул первого графа Рассела в 1861 г. (третьим графом Расселом стал в 1931 г. Бертран Р.). Лорд Джон, который в 1832 г. внес билль о реформе парламента, придерживался радикальных убеждений и часто расходился во взглядах с консерваторами.
Когда Бертрану было два года, умерли его мать и сестра, а еще через полтора года – отец, и в 1876 г. Рассел с братом переехали жить к бабушке, графине Рассел, в Пембрук-Лодж, где их воспитывали и обучали швейцарские и немецкие гувернантки, и английские домашние учителя. Заинтересовавшись геометрией Евклида, Бертран увлекся математикой и философией и вскоре, к огорчению своей набожной бабушки, заявил, что в Бога не верит.
Закончив в 1894 г. Кембридж, Р. едет в Париж почетным атташе британского посольства, а в декабре того же года женится на дочери квакера американке Элис Уитолл Пирсолл Смит. В 1895 г. молодожены едут в Берлин, где Р. изучает экономику и собирает материал для своей первой книги «Германская социал-демократия» («German Social Democracy», 1896). Побывав в 1896 г. в Соединенных Штатах, Р. возвращается в Англию и живет в графстве Суссекс, где пишет «Критическое толкование философии Лейбница» («A Critical Exposition of the Philosophy of Leibniz», 1900), куда вошли его кембриджские лекции.
В 1900 г., самом важном, как вспоминал впоследствии философ, Р. вместе с преподавателем Тринити-колледжа Алфредом Нортом Уайтхедом участвует в международном философском конгрессе в Париже и, познакомившись с работами итальянского философа Джузеппе Пеано и немецкого философа Готлоба Фреге, двух основателей символической логики, пишет книгу «Принципы математики» («The Principles of Mathematics», 1903), принесшую ему международное признание, в которой приходит к заключению, что математика и формальная логика идентичны и что вся математика строится всего на нескольких принципах.
В последующие годы Р. и Уайтхед продолжают теоретические исследования на эту тему и с 1910 по 1913 г. выпускают трехтомные «Основания математики» («Principia Mathematica»), работу, оказавшую большое влияние на европейских философов, которые отвергали традиционно английский эмпирический подход к метафизическим проблемам. По мнению Р. и Уайтхеда, главная функция философии состоит в толковании естественных наук, а логика является основным компонентом научного исследования. С их точки зрения, философия не должна иметь ничего общего ни с этикой, ни с богословием; противодействуя «разлагающим» тенденциям идеалистической мысли, философия должна ограничиваться простым, объективным анализом явления. Р. и Уайтхед были убеждены, что эмпирическое познание – это единственный способ достижения истины, а все прочие знания – субъективны и, следовательно, ошибочны.
Со временем Р. усомнился в том, что эмпирический метод – это единственное средство познания истины. В своих Лоуэлловских лекциях, прочитанных в Гарварде в 1914 г. и опубликованных в том же году под названием «Познание внешнего мира как поле деятельности для научных методов в философии» («Our Knowledge of the External World as a Field for Scientific Method in Philosophy»), а также в последующих философских исследованиях Р. признал противоречивый характер логики и допустил, что многое в философии действительно зависит от гипотез, которые нельзя доказать посредством опыта.
Работая над «Основаниями математики», Р. также активно занимается общественной и политической деятельностью. В течение нескольких лет он и его жена входят в «Фабианское общество», созданное для пропаганды социалистических идей в Великобритании; философ принимает участие в кампании за предоставление женщинам равных избирательных прав. В 1910 г., будучи еще преподавателем Тринити-колледжа, Р. выдвигает свою кандидатуру в парламент от либералов, однако поддержки в партии из-за своих взглядов на религию не получает.
В 20-е гг. Р. пишет популярные книги по различным научным дисциплинам, в том числе «Анализ мышления» («Analysis of Mind», 1921), «Основы атома» («The ABC of Atoms», 1923), «Основы относительности» («The ABC of Relativity», 1925) и «Анализ материи» («Analysis of Matter», 1927). В1920 г. он проводит пять недель в Советском Союзе, встречается с Лениным, Троцким, Горьким. Хотя Р. с симпатиями относится к идеям социализма, он выступает с резкой критикой советского режима в книге «Теория и практика большевизма» («The Practice and Theory of Bolshevism», 1920). В 1920 и 1921 гг. Р. совершает поездки в Азию, преподает философию в Пекинском университете, с восхищением отзывается о Востоке в книге «Проблема Китая» («Problem of China», 1922); с 1924 по 1931 г. ездит с лекциями по Соединенным Штатам.
После развода с первой женой, брак с которой был бездетным, Р. в 1921 г. женился на Доре Уинифред Блэк; у них были сын и дочь. Р. увлекается педагогикой и открывает экспериментальную школу; его взгляды на образование находят свое отражение в книгах «Об образовании» («On Education», 1926), «Образование и добропорядочная жизнь» («Education and the Good Life», 1926), «Брак и мораль» («Marriage and Morals», 1929), «Образование и общественный строй» («Education and the Social Order», 1932).
В 30-е гг. Р. обращается в своих работах к международным проблемам, в это время он пишет «Свобода и организация, 1814. 1914» («Freedom and Organization, 1814. 1914», 1934), «Какой путь ведет к миру?» («Which Way to Peace?», 1936), «Власть: Новый социальный анализ» («Power: A New Social Analysis, 1938). В 1935 г. Р. снова разводится и через год женится на своей секретарше Патриции Элен Спенс, от брака с которой у него был сын. Р. с женой едут в США, где Р. преподает философию в Чикагском (1938) и Калифорнийском (1939) университетах.
После вторжения нацистов в Польшу в сентябре 1939 г. Р. отказывается от пацифизма и высказывается в поддержку военных приготовлений Англии, однако в США его политические взгляды не были популярны; в 1940 г. назначение Р. профессором философии в нью-йоркский Сити-колледж вызвало недовольство со стороны духовенства и членов городского совета. Тем не менее Р. в 1940 г. прочел курс лекций в Гарварде, который в том же году был опубликован под названием «К вопросу о значении и истине» («An Inquiry Into Meaning and Truth»). Действие пятилетнего контракта на чтение лекций в Мерионе (штат Пенсильвания) с октября 1940 г. было приостановлено в 1942 г., в связи с чем Р. подал на колледж в суд, выиграл дело и получил в качестве компенсации 20 тыс. долларов. Частично прочитанные в Пенсильвании лекции были впоследствии включены в «Историю западной философии» («A History of Western Philosophy», 1945).
В 1944 г. Р. возвращается в Тринити-колледж в Кембридже, где пишет «Философию и политику» («Philosophy and Politics», 1947) и «Знание человека. Пределы и границы» («Human Knowledge. Its Scope and Limits», 1948). В 1948 и 1949 гг. Р. читает цикл лекций, которые транслируются по радио и впоследствии издаются в книге «Власть и личность» («Authority and the Individual», 1949). В этом же году Р. награждается одной из высших наград Великобритании – орденом «За заслуги».
В 1950 г., в год выхода в свет его «Непопулярных эссе» («Unpopular Essays»), Р. вслед за Рудольфом Эйкеном и Анри Бергсоном, получает Нобелевскую премию по литературе. Андерс Эстерлинг, член Шведской академии, назвал Р. «одним из самых блестящих представителей рационализма и гуманизма, бесстрашным борцом за свободу слова и свободу мысли на Западе». С Нобелевской речью Р. не выступал.
В 1963 г. Р. выходит из «Комитета ста» и энергично занимается делами Фонда мира Бертрана Рассела и Атлантического фонда мира, организаций миролюбивых сил, борющихся против гонки ядерных вооружений. В конце 60-х гг. вместе с Сартром и другими известными деятелями Р. образовал антивоенную комиссию, которая признала США виновными в военных преступлениях во Вьетнаме.
В 1952 г. Р. женится в четвертый раз, его женой становится Эдит Финч. Р. переезжает в Плас-Пенрин, в Северный Уэльс, где продолжает литературную деятельность. Умер Р. от гриппа в 1970 г., в возрасте 97 лет. «Влияние науки на общество» («The Impact of Science on Society», 1952), «Портреты по памяти» («Portraits From Memory», 1956), «Факт и вымысел» («Fact and Fiction», 1962) и трехтомная «Автобиография» («Autobiography», 1967. 1969) – важнейшие из работ, написанных Р. после получения Нобелевской премии.
При оценке научной и литературной деятельности Р. критики обычно делают упор на то, что крупнейший философ был в то же время весьма противоречивой политической фигурой, каковой он, по всей вероятности, и останется в истории. В рецензии на второй том автобиографии Р. английский критик Майкл Холройд в 1968 г. писал, что Р. – «одно из самых невероятных явлений нашего века. его жизненный путь соткан из удивительных парадоксов». В отличие от американского философа Синди Хука, обнаружившего в третьем томе автобиографии Р. «аристократическое презрение к массам», остальные критики, включая американского философа Ирвина Эдмана, сравнивали Р. – свободолюбца и иконоборца – с Вольтером. « Нобелевский комитет не случайно наградил [его] премией по литературе, – писал Эдман в 1951 г. в рецензии на «Непопулярные эссе». – Как и его знаменитые соотечественники, философы старого времени, он – мастер английской прозы».
Автобиография Р. начинается со слов: «Три страсти, простые, но сильные, я пронес через всю жизнь: жажду любви, научный поиск и непереносимую жалость к страданиям человечества».