Беседа что такое этикет в средней группе
Конспект беседы «Этикет в гостях» для средней группы
Конспект
Беседа «Этикет в гостях»
(средняя группа)
-формировать у детей правила культурного поведения во время приёма пищи;
-развивать мышление, внимание, наблюдательность;
-воспитывать положительное отношение к правилам этикета, уважение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам;
Столовые приборы (вилки, ложки, стакан, тарелки, ножи, салфетки,
чай, печенье, фрукты, конфеты.
(Заранее подготовлены стол. На столе столовые приборы, вазы с салфетками.)
Ход беседы:
В группу входит Людмила Николаевна. В руках у нее красочная книга.
Существует большое количество видов этикета. Прежде всего- это правила поведения в гостях. Однако, разновидностей этикета для детей несколько меньше, чем для взрослых,к ним относят:
Выходной (к данному виду этикета относятся правила поведения в общественных местах, таких как театр, музей и т. д.)
Гостевой (нормы поведения в гостях)
Пассажирский (правила поведения в транспорте)
Речевой (правила общения)
Семейный (правила общения в семье)
Телефонный (правила общения по телефону)
Учебный (правила поведения в школе и детском саду)
Столовый (правила поведения за столом)
Ваши родители вас учат, как надо себя вести? (ответы детей)
Сегодня мы с вами проведём необычную беседу «Как вести себя за столом». За столом мы проводим достаточно много времени. Мы завтракаем, обедаем и ужинаем в домашнем кругу, в кругу друзей и родственников.
Но не всегда и не все из вас задумывались о существующих правилах этикета во время приёма пищи. Вот сегодня мы с вами поговорим о том, как вести себя во время еды, как правильно брать пищу с общих тарелок,
А ещё о том, что и как едят за столом. Помогут нам в этом наши повара и ваши мамы.
Правила поведения за столом.
С непривычки бросит в дрожь!
Будь внимательным, и только!
Всё запомнишь, всё поймёшь.
-Еду кладут на тарелку вилками и ложками, находящимися на блюде, не касаясь ими своей тарелки и не забывая положить их обратно на блюдо.
Еду берут с блюда или из миски подряд, начиная с края. Выбирать разрешается только при подаче жаркого из птицы. Кусок, который случайно накалывают вилкой, не кладут обратно на блюдо. Еду не кладут на тарелку горкой. Это выглядит некрасиво и неаппетитно.
-Если вы хотите пропустить какое-либо блюдо, то причин объяснять не следует, достаточно будет сказать «спасибо». Не принято, отказываясь от еды,говорить: «спасибо, я этого не ем», «мне этого нельзя» и т. п. Предлагая кушанья, никого не нужно принуждать есть.
-Как поступить, если на столе салат находится далеко от вас?
-Некоторые люди, не желая беспокоить соседей, встают и тянутся через весь стол. Но этим они причиняют соседям ещё больше беспокойства, не говоря уже о том, что в подобной ситуации легко опрокинуть стакан или задеть краем пиджака тарелку с пищей. Если нужное блюдо находится далеко, просят поблизости передать его.
-Поиграем? Разыгрываем ситуацию. (За стол садятся дети. Блюдо находится далеко от одного сидящего за столом.Задание: положить салат в свою тарелку. Один из участников должен вежливо отказаться от предлагаемого блюда.)
2. Как вести себя во время еды.
-Скажите, а как нужно сидеть правильно за столом? (Выслушиваем мнение детей)
-За столом нужно сидеть, слегка наклонившись вперёд и на всё сиденье, а не на краешке его. Сидеть за столом нужно прямо. Поворачивая при разговоре только голову. Ноги перед собой не вытягивают. А держат их вместе возле стула. На столе могут находиться только кисти рук. Но никак не локти. Локти по возможности прижаты к туловищу. Если едят только одной рукой, вторая тоже находится на столе. Пальцы сложены вместе.
-Сидя за столом, не критикуют то, что на столе, и тех. Кто за ним сидит или обслуживает сидящих. Не следят за тем, кто сколько ест. Пищу на тарелке не перебирают, а берут всё подряд. Едят и пьют спокойно, бесшумно. Не гримасничая.
Воспитанный человек ест спокойно, умеренно. Не обгоняя и не отставая от остальных. Рот не набивают пищей и не берут больших кусков, жевать нужно с закрытым ртом. С полным ртом не разговаривают и не смеются. Во- первых, это некрасиво, во- вторых, пища может либо выпасть изо рта, либо попасть в дыхательное горло и вызвать приступ кашля.
О невоспитанности свидетельствует также чистка зубов, то есть когда для очистки зубов от остатков пищи втягивают между зубами воздух. Считается, что зубы можно очищать, только если вы один. На людях избегают делать всё то, что может вызвать брезгливость. По той же причине не нужно размазывать на тарелке пищу или придавать еде неаппетитный вид. Например, раздавливая в соусе картофель и овощи и т. д. некрасиво выглядят несъедобные остатки пищи, такте, как рыбные косточки и прочее, разбросанное на тарелке.
Разыгрываем ситуацию. (За стол садятся другие дети. Правильная посадка за столом, если едят одной рукой.)
— Как поступить, если во время еды вам попадёт в рот хрящ, косточка, камешек (Выслушиваем мнение детей)
Их опускают губами на вилку или ложку, поднесённые ко рту, и кладут на край тарелки так, чтобы они не соскользнули ни на скатерть, ни обратно в тарелку. При еде следует стараться, чтобы тарелка была запачкана по возможности меньше.
— Как быть с теми остатками пищи, которых не съесть? (Выслушиваем мнение детей).
Этого вопроса не возникает, если положить себе на тарелку не слишком большую порцию. Но бывают случаи, когда садятся за стол, на котором уже расставлены готовые порции (суп, сладкое).
— Можно ли оставить еду на тарелке? (Выслушиваем мнение детей).
Правила предусматривают, что после еды тарелка должна быть пуста. Это требование предписывается, прежде всего, чувством такта. Во-первых, для того, чтобы не оставлять впечатления, будто пища была невкусной; во-вторых, обильные остатки затрудняют сбор и мытьё посуды; в-третьих, это перевод пищи. Во всяком случае, если вы видите в гостях, что не сможете справиться с предлагаемой вам порцией. Попросите положить поменьше. Если такой возможности нет, нужно руководствоваться, прежде всего, состоянием своего здоровья. Есть нужно по потребности и не больше.
— Как пользоваться салфеткой? (Выслушиваем мнение детей)
Салфетку берут с тарелки, когда начинают подавать на стол. Её кладут, сложив вдвое, на колени, а не засовывают, как когда-то за воротник.
Салфеткой не вытирают посуду и столовые приборы. Это было бы оскорбительно для хозяйки, так как подвергло бы сомнению её чистоплотность.
В наши дни никому не приходит в голову вытирать краем скатерти руки, ложки или рот. Даже белоснежной салфеткой редко вытирают рот. Обычно её только прикладывают ко рту. (Показ). Это делают перед тем, как пить, чтобы на стекле не осталось следов жирных губ. В случае надобности вытирают рот и после еды. Закончив, есть, салфетку кладут на стол слева от тарелки. Её не мнут и не складывают по заглаженным складкам. Бумажную салфетку слегка сминают и кладут на тарелку из-под еды. (Показ).
3. Физкультминутка. Я приготовила для вас вазочку с яичками от «Киндер-сюрприза». В них пословицы. Выбирайте,а я их прочту:
Без ножа хлеба не отрежешь.
Всякому нужен и обед и ужин.
Голодному Федоту и пустые щи в охоту.
4. Как правильно пользоваться ложкой и вилкой?
-Ложку держат между большим и указательным пальцами. (Показ). Причём её ручка слегка упирается в средний палец. Ко рту её подносят немного наискось (не боком) и в рот не засовывают. Ложку наполняют настолько, чтобы её можно было донести до рта, не пролив ни капли. (упражняются 2-3 девочки).
(упражняются мальчики). Когда едят одной вилкой, её держат в правой руке. Ручки ножа и вилки находятся в ладонях. Кончиком указательного пальца можно упираться в стык ручки и острия, но не ниже. Так же держат вилку, выпуклостью кверху.
-Нож используется для нарезания и как вспомогательный инструмент для накладывания пищи на вилку, например овощей. Когда едят ножом и вилкой, их держат всё время в руках, даже в тот момент, когда едят только вилкой.
5. Что и как едят за столом? (Рассказывают подготовленные дети)
1)Чтобы остудить суп, не дуйте на него, просто обождите, пока он остынет. Чтобы съесть весь суп из тарелки, её наклоняют левой рукой от себя, то есть к центру стола.
2) Жаркое едят при помощи ножа и вилки. Для расчленения мягкого мяса (котлет, рулета и т. п.) используют только вилку.
3) Рыбу обычно не едят ножом, корочкой хлеба придерживают рыбу.
5) Хлеб берут всегда рукой с общей тарелки, стараясь не дотрагиваться до других ломтиков, и, положив на свою тарелку, отламывают кусочки.
6) Пельмени кладут вилкой целиком в рот, чтобы из них не вытекал сок.
7) Печенье едят, отламывая его по небольшому кусочку.
8) Конфеты берут пальцами. За праздничным столом конфету сначала кладут на свою тарелку, на которой её развёртывают.
9) Яблоко и грушу разрезают на тарелке вдоль на четыре или на восемь частей. Затем их очищают от кожицы, удаляют сердцевину и откусывают по кусочкам.
10) Если хотят с кем-нибудь поделиться каким-нибудь плодом, его разрезают пополам и предлагают большую и лучшую часть. Себе оставляют половинку с хвостиком, сердцевиной или косточкой.
6. Итог. Коллективная игра «Да или нет».
Сейчас я проверю, кто был внимательным, кто разобрался в правилах поведения за столом? Я буду задавать вопросы, а вы хором отвечайте на них словом «да» или «нет».
-Рук не мыть, когда обед? (Нет)
-Будем прыгать за столом? (Нет)
-Не жалеть для друга хлеба? (Да)
-Грязь смывать всегда и без следа? (Да)
-Фантик выбросить под стол? (Нет)
-Хлеб беру всегда рукой? (Да)
-Солнце, воздух и вода? (Да)
-Мы лентяям шлём привет? (Нет)
-А тем, кто трудится всегда? (Да)
-Я вижу, что все вы осознаёте, как нужно вести себя культурному человеку. Чему мы с вами учились? (Ответы детей)
Воспитанным быть и культурным попробуй,
Тут хитрости вовсе не надо особой.
Послушать, запомнить и нужно исполнить-
Одно удовольствие, честное слово!
7. Чаепитие. Сегодня я приглашаю вас в гости на чаепитие. Мальчики помогут девочкам сесть на стульчики, а девочки угостят мальчиков сладостями.
Конспект беседы с детьми средней группы «День Победы» Беседа с детьми средняя группа тема «День Победы» Цель: дать знания детям о празднике «День Победы», о том как защищали свою страну русские.
Конспект беседы по этикету с детьми старшей группы «Я в гостях у друга» Беседа с детьми старшей группы на тему: «Я в гостях у друга» Вы собираетесь в гости на день рождения друга. Как надо подготовиться к этому.
Конспект беседы по лексической теме недели «Армия» для средней группы Понедельник. Беседа «Кто служит в армии». Цель: Дать детям знания об армии, сформировать у них первые представления об особенностях военной.
Конспект беседы для детей средней группы «История игрушки» Описание материала: Предлагаю вашему вниманию конспект беседы для детей средней группы (4-5 лет) по теме «История игрушки». Данный конспект.
Конспект НОД для детей средней группы «В гостях у сказки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 «Мишутка» Конспект НОД «В гостях у сказки» Средняя группа.
Конспект проведения беседы по ОБЖ с детьми средней группы «Осторожно, зимняя дорога!» Цель: формирование основ безопасного поведения на зимней дороге. Задачи: • Рассказать детям об опасностях, которые их подстерегают на зимней.
Конспект НОД по развитию речи «Рыцарский этикет» для средней группы Конспект НОД беседы на тему беседа «Рыцарский этикет» для средней группы Выполнила: Хруленко Елена Евгеньевна Студентка АПК Цель: закрепить.
Конспект беседы «Птичий двор. Домашние птицы» для средней группы Конспект с презентацией по НОД для средней группы «Домашние птицы» Воспитатель: МБДОУ «Детский сад №45» Евстратова Лидия Викторовна Цель:.
Программа «Речевой этикет и этикет поведения» ГСКУ АО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга» КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНОЙ.
Беседа в средней группе «Что такое этикет?»
Цель: Заинтересовать детей в изучении этикета.
Задачи: Рассмотреть историю развития этикета, определить основные правила этикета.
Ход беседы
Ровно, прямо мы сидим,
Если за столом. (едим).
Если в гости мы идем,
То его с собой несем. (Подарок)
Чтобы было очень мило,
Завернем его красиво,
Поздравленья скажем! (Подарок на день рождения)
Мы на день рождения
Не придем без. (приглашения).
Мы квартиру уберем,
Мы оденемся прилично,
И подарок мы возьмем,
Если в. (гости) мы пойдем.
Скажешь мне. (благодарю).
Вот и наступило утро,
Сад сияет перламутром.
Что мы скажем? (С добрым утром)
Сегодня мы проведем нашу первую беседу об этикете. Кто-нибудь из вас знает, что такое этикет? (ответы детей)
Воспитатель. Этикет – это культурное поведение людей, основанное на определенных правилах. Это не просто набор сухих правил, которые никому не нужны. Благодаря им люди избегают конфузных ситуаций и чувствуют себя более уверенными, потому что знают, где и как нужно поступить. Как еще было замечено Б. Паскалем (можете посмотреть на плакат): «Все правила достойного поведения давным-давно известны, остановка за малым – за умением ими пользоваться». Эта истина известна уже много лет,так почему же происходит так: мы прекрасно знаем правила, но почему-то постоянно их нарушаем.Вы спросите: зачем это нужно? Сегодня мы и попытаемся в этом разобраться.
Где же зародился этикет?
Воспитатель. В переводе с французского языка слово «этикет» означает «церемония».Любая церемония: от коронования до бракосочетания требует четкого соблюдений правил. Конечно, это особые праздничные мероприятия, но нельзя забывать, что и будний день может стать праздником, если вокруг будет царить культура.Читает один из воспитанников: С самых древних времен люди соблюдали правила общения. Даже в первобытнообщинном обществе были свои определенные нормы, и люди, которые тогда еще жили в племенах, подчинялись им. Непременным было уважение к старшим, поскольку это были самые мудрые представители племени. Это правило обязательно и на сегодняшний день. Особые традиции были заложены в средние века, когда процветала особая рыцарская культура. Когда рыцари в доспехах приходили со сражений, они поднимали забрало шлема, чтобы поприветствовать собеседника. А теперь это перешло в обычай снимать шляпу при встрече. Воспитатель. Вот так неписанные правила, обусловленные местными обычаями и традициями, превратились в неизменные правила, которые знает и соблюдает любой культурный человек. Наверно, вы замечали, что, у друзей, к которым вы приходите в гости, часто дома существуют правила. Есть правила, которые одинаковы для всех, но каждая семья вправе придумать какие-то свои ограничения. Например, не разговаривать по телефону во время семейного ужина. И, кстати, гости всегда должны соблюдать эти правила.
ИГРА «Опиши поступок» (по картинкам)Читает один из учеников: Впервые слово «этикет» стали употреблять в современном значении при дворе французского короля Людовика XIV. «Этикетками» назывались специальные карточки, где были прописаны все правила поведения. Перед трапезой все гости получали их и тщательно изучали. Для того, чтобы изучить их отводилось специальное время. Соблюдение правил, написанных на этикетках, было очень важно. Любое отступление от этих правил считалось недопустимым и строго каралось вплоть до смертной казни. Долгое время этикет различал свою манеру поведения для каждых классов людей. Так, например, высшее сословие пренебрежительно относилось к низшему. Сейчас же все это в прошлом. Сегодня соблюдение правил этикета – залог гармонии в обществе. «Кто такой культурный человек?». Многие говорили, что это вежливый, учтивый, образованный, благородный человек. Который имеет представления о том, что такое доброта, справедливость, человечность.
Как отличить прекрасного человека?
Воспитатель.Об отношении к окружающим говорит все в человеке: и одежда, и поведение, и манера общения. В самых мелких деталях проявляются уважение или неуважение, поэтому нужно всегда быть внимательным к себе. Чисто и опрятно одетый человек притягивает взгляды и производит хорошее впечатление. Одежда – визитная карточка человека. Ведь согласитесь и самому не очень приятно ходить в запачканной одежде и растрепанными волосами. Это ни только неуважение к окружающим, но и неуважение к самим себе. Но еще большим неуважение является безобразное поведение и вульгарная речь.Вы должны запомнить одно очень важное правило: человек в любой ситуации должен вести себя достойно.Представьте себе такую ситуацию: вы заходите в столовую на перемене, а там огромная очередь. Какие будут ваши действия?
Воспитатель. Как бы вам не хотелось кушать, в первую очередь вы должны возобладать над собой и свои аппетитом. Не стоит пропихиваться вперед, расталкивая огромную очередь локтями. Это только усугубит ситуацию. Можно просто занять и дождаться свою очередь. Если все спокойно будут продвигаться вперед, то обслужат вас очень скоро. Или же можно попросить кого-нибудь из друзей, стоящих ближе к кассе, купить и вам что-нибудь. Только не стоит просить вашего друга купить булочки и чай еще доброй половине вашего класса. Даже если он и согласиться, вы представляете, как он сможет унести 10–15 стаканов чая и столько булочек. Лучше уж вам самим выстоять очередь и купить себе то, что вы хотите. Тем более, что не стоит специально наступать другим на ноги и оскорблять их. Уже за первые минуты общения можно определить, что человек из себя представляет.
ИГРА: «Какие вы совершали хорошие поступки?»
Первое в разговоре – это приветствие
Воспитатель. Пожалуй, первые слова – это слова приветствия. Давайте вспомним, как можно поздороваться.
Воспитатель. Если вы здороваетесь со знакомым человеком, то необходимо в приветствии назвать еще его имя. Если это взрослый человек, то имя и отчество. Это подчеркнет наше уважение к приветствуемому человеку. Конечно, мы часто этим пренебрегаем, но на самом деле, когда к человеку обращаются по имени, это производит благоприятное впечатление. Если вы не знаете человека по имени, но каждый день встречаетесь с ним, то его можно просто поприветствовать. Кроме того, если ситуация не позволяет громкого приветствия (ваш знакомый с кем-то беседует, можно просто сделать кивок головой. Когда здороваешься с друзьями можно также помахать рукой. Такая форма приветствия имеет свои ограничения. Например, не стоит махать рукой в переполненном транспорте, да и размахивать, сильно тоже не стоит. Некоторые ребята имеют свои специальные способы приветствия, которые понятны только членам этой группы, а «непосвященные», просто не поймут их. Это настоящий тайный язык, и пользоваться им можно только в строго ограниченной компании, а именно при общении с вашими друзьями, которые тоже понимают «этот язык». В противном случае, вы поставите в неловкое положение тех людей, которые вас не поймут, но и самих себя.
Нужен ли этикет дома?
О каких словах нужно помнить, а о каких забыть?
Воспитатель. Ученые всего мира считают, что магии в нашей жизни не существует. Хотя я с полной уверенностью могу это опровергнуть. Может и не расцветут от них красивые розы в саду, может и дождь не перестанет идти, но зато мир станет светлей от одного их звучания. Вы уже поняли, что я говорю о «волшебных словах». Давайте, назовем их.
ИГРА «Угадай, кто сказал вежливое слово?»
Воспитатель. Вы все их прекрасно знаете. А всегда ли вы их употребляете? Пожалуй, это одни из тех слов, которыми перенасыщать свою речь очень-очень сложно, если только не употреблять их одним за другим – это еще одно их волшебное свойство. Никогда не бойтесь подкреплять ими любое обращение к собеседнику. Эти слова всегда и везде уместны, что нельзя сказать о словах паразитах. Они «любимцы» нашей речи, но от них просто необходимо избавиться. Они засоряют нашу речь и очень сильно обедняют ее. Если вы будите использовать такие слова как «типа», «блин», «короче» для связи ваших мыслей, то это очень негативно скажется на оценке окружающих о вас.
Правила этикета в школе
Воспитатель. В школе тоже существуют определенные правила, которые необходимо соблюдать всем ученикам. Знаете ли почему нельзя опаздывать на урок? Во-первых, это плохо говорит о вас, и характеризует вас несобранным человеком. Во-вторых, заходя в класс после звонка, вы отвлекаете и учителя и других учеников.Правила поведения в школе очень простые и запомнить их не составит никакого труда:
– Приходить на уроки вовремя;
– Громко не смеяться;
– Не ковырять в носу и прилюдно не чесаться;
– При обращении всегда использовать «волшебные слова»;
– При причинении неудобств, всегда извиняться;
– Всегда выполнять свои обещания.
Этикет нужен всегда!
Воспитатель. Этикет люди создавали не только для того, чтобы сохранять традиции, но и для того, чтобы получать удовольствие от культурного общения, чувствовать себя уверенно в неожиданных ситуациях и вежливо обращаться к незнакомым людям. Вам наверно приходилось себя неловко чувствовать, когда вы не знаете, как себя нужно повести. И это вполне естественно. Но этого можно избежать, если изучить правила этикета. Итак, в чем же заключается культурное поведение и почему оно полезно нам самим? Вот только несколько простых примеров.
Читает один из детей:
– Всегда, прежде чем спросить что-то у незнакомого человека нужно улыбнуться и поприветствовать его, – это всегда производит приятное впечатление, и человек будет уже расположен к вам.
– Помни про «волшебные слова» – извините, пожалуйста, спасибо – они всегда украшают нашу речь. Кроме того, на просьбы с таким «украшением» обратят внимание в первую очередь.
– Всегда сделай комплимент человеку, который его заслужил. Но только не перестарайся, чтобы не прослыть подлизой, поскольку чрезмерная похвала превращается в некрасивую лесть.
Воспитатель. Еще раз отметим, что вежливое обращение с другими людьми всегда благоприятно говорит о вас. Искренняя улыбка заряжает положительными эмоциями человека на целый день, комплимент, сказанный к месту, также поднимает настроение, а взаимная вежливость и уважение помогают избежать ненужный ссор и конфликтов. Из нашей сегодняшней беседы вы поняли, что этикет – это часть культуры любого общества, которая вырабатывалась целыми столетиями. Со временем какие-то традиции изменились, а какие-то трансформировались в незыблемые правила. Без некоторых из них мы даже не можем представить нашу жизнь. Например, как можно пройти мимо знакомого человека и не поздороваться или не поблагодарить за оказанную услугу. Сегодня этикет является одним из главных источников культурных ценностей. Многие правила этикета очень просты, а некоторым необходимо учиться. Именно представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо» вы получите, если будите изучать этикет.
Беседа с использованием ИКТ «Что такое Рождество?» Приобщение детей к русской культуре, знакомство с обычаями и традициями нашего народа имеют огромное воспитательное значение. Дети должны.
Беседа с презентацией с детьми старшей группы, на тему: «Что такое заказники, заповедники и национальные парки?» Беседа с презентацией с детьми старшей группы, на тему: «Что такое заказники, заповедники и национальные парки?» Цель: познакомить детей.
Беседа «Что такое дружба?» в старшей группе Цель: выяснить представления детей о дружбе, с кем они дружат и почему. Ход беседы: Воспитатель: Дружба – это теплый ветер, Дружба – это.
Дидактическая игра на развитие коммуникативных качеств в младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо?» Игра направлена на развитие навыков самообслуживания, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, воспитание культурно-гигиенических.
Фотоотчет о создании альбома «Что такое осень» в средней группе Рассматривание иллюстраций, книг – любимое занятие наших воспитанников. В книжном уголке мы совместно с родителями собрали много тематических.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Что такое хорошо, а что такое плохо!» Цель: • систематизировать знания детей о правилах хорошего и вежливого поведения, • дать представление о специфических сторонах общения.
План-конспект интегрированного занятия в средней группе «Что такое осень» Слайд 1 План-конспект интегрированного занятия по образовательным областям «Развитие речи и культура речевого общения», «Искусство. Рисование».
Занятие по социально-коммуникативному развитию «Что такое хорошо, а что такое плохо» в старшей группе Цель: формирование положительного отношения к себе и близким. Задачи: — конкретизировать первоначальные представления о себе (чувства,.