Бесплатный продув на азс что это
Бесплатно заправиться бензином возможно
Помните сказку про коммунизм? Когда каждому по потребностям, а от каждого по способностям? Т. е. работаешь, как можешь, а получаешь, что хочешь. Так вот не получилось у коммунистов эту концепцию воплотить.
В статье расскажу о случаях, когда мне довелось что-то получать бесплатно, то есть даром.
Полбака девяносто пятого
Дело было в начале двухтысячных. Меня знакомый попросил помочь. Его попросил друг отвезти его в Тамбов на протезирование, одному было не справиться.
Мы поехали, не доезжая до Тамбова километров 10, знакомый заправился двадцатью литрами 92-го.
Человека определили в больницу, едем обратно. Знакомый говорит: «Что-то машина после заправки едет отвратительно, как будто октановое число меньше». И действительно, при нажатии на педаль газа был металлический стук. Машина ВАЗ-2104.
Я предложил на обратном пути заехать на заправку разобраться. Так и сделали.
Я зашёл и спросил у заправщика: «Помните нас?» Прошло часа два с момента заправки, поэтому он вспомнил.
Я попросил подойти менеджера заправки и предъявил претензии по низкому качеству топлива. К моему удивлению, она не стала отрицать и спросила: «Что вы хотите? Хотите, вернём деньги?» Т. к. нам надо было ехать ещё обратно на плохом бензине, я предложил долить в бак 95-го на сумму, на которую заправлялся знакомый. На том и порешили. После повторной заправки машина ехала лучше, двигатель не стучал.
У знакомого менеджера АЗС на тогдашнем «Юкосе» я спросил, почему так просто получилось решить проблему?
Он ответил, что в их компании в такой спорной ситуации сразу взяли бы пробу, опечатали её с подписью недовольного клиента и направили бы на экспертизу. Ответ был бы по её результатам.
В этой ситуации наверняка менеджеру дали указание не провоцировать недовольных, удовлетворяя претензии на месте. Из-за явно некачественного бензина.
Подожди заправляться
Вывод
Добро не всегда стоит людям делать за деньги. Всё равно когда-то окупается.
АЗС: кроме топлива
Что может предложить АЗС клиентам, кроме топлива? Правильно: дополнительные услуги. Тогда более сложный вопрос: а ДОЛЖНА ли АЗС предлагать что-либо оригинальное? Пожалуй, самое правильное, если каждый будет выбирать сам, поскольку только клиент определяет, чего он ждет от АЗС. Что же предлагают сегодня автомобилисту?
Про спрос
Причин, побудивших нас коснуться во-проса заправочного сервиса, несколько. Эта тема становится все более актуальной для читателей, но при этом внимания ей уделяется мало. Оно и неудивительно — до недавнего времени нас интересовали три других приоритетных «бензиновых» вопроса: качество топлива, его дефицит и цены.
Однако сегодня проблема качества топлива (особенно дизельного) на отечественных АЗС хоть и не решена полностью, но все-таки не стоит столь остро. Можно утверждать, что вопрос, как заправиться нормальным бензином и при этом не залить в бак «левый», для автовладельцев, особенно в крупных городах, практически не актуален. Определяющими факторами при выборе конкретной станции или сети становятся сервис и дополнительные услуги.
Кроме того, сейчас, с появлением в Петербурге сети АЗК «Aero», уже можно говорить о том, что в нашем регионе представлены АЗС всех классов.
Три класса
По уровню предлагаемого сервиса все АЗС условно можно разделить на три класса: Econom, Medium и Premium.
О первых скажем совсем немного, ведь с ними и так все ясно. Заправки Econom-класса — это почти полное отсутствие дополнительного сервиса либо его необходимый минимум в виде будки, где можно купить жвачку и тосол. Собственно, еще лет 10-15 назад такими были все АЗС, поэтому останавливаться подробно на них смысла нет.
На более высокой ступени стоят станции Medium-класса, которые предлагают посетителям уже «сервис первой необходимости», отдельную оплату каждой услуги и принцип самообслуживания. Мы посетили несколько АЗС Петербурга, чтобы оценить их на практике.
Первая — АЗС Neste. На станции — относительный порядок, все оформлено в знакомом корпоративном стиле. Рядом с колонками — «заправщик» (а может, охранник — сразу определить не удалось) в униформе. Когда подъехала машина «побогаче» нашей, выяснилось: может заправить автомобиль. Заправились сами (тут же можно вытереть руки салфетками). Надо было подкачать шины — аппарат нашелся без труда, но качать пришлось самому. Магазин на станции вполне приличный — не супермаркет, конечно, но выбор хорош. Тут же — разные автотовары: масла, автокосметика, щетки-губки.
Следующий пункт нашей поездки — станция «Фаэтон». Здесь тоже все на уровне — новое сияющее огнями строение.
У колонок — молодой человек в униформе, который сразу подошел к нам и предложил заправить. О том, чтобы вымыть стекла и фары, речи с его стороны не было, однако на мою просьбу откликнулся беспрекословно и быстро. Магазин тоже хорош: продукты, сигареты, пресса, автотовары… Заодно положили денег на мобильный телефон и выпили по чашечке кофе.
Третья остановка — станция «Лукойл». Тут мы встретили, в целом, все тот же фирменный набор. Здание оформлено в корпоративном стиле, современное заправочное оборудование. Магазин — все тот же мини-маркет со схожим ассортиментом. Есть возможность подкачать шины. Отметим также наличие карт постоянного клиента — сети, разумеется, заинтересованы в постоянных покупателях. Справедливости ради необходимо отметить, что те станции, которые «Лукойл» приобрел у одной из городских компаний, выглядят не столь аккуратно. Впрочем, нет сомнений, что в скором времени они также будут соответствовать корпоративным стандартам.
И, наконец, четвертой мы посетили станцию «ПТК». К нашим услугам — подкачка шин, возможность вымыть стекла и фары. Сделать это можно либо самому, либо обратиться к сотруднику в униформе, который может и заправить машину. Есть магазин — мини-маркет. Ассортимент понравился: в продаже оказался любимый сорт сигарет, который не везде встретишь. Правда, закуривать не стали: бензозаправка же!
Пять звезд сервиса
Станции Medium-класса развивают все более разностороннее обслуживание клиентов. Однако, несмотря на всю готовность автовладельцев потреблять услуги «по евростандартам люкс», станции Premium-класса оказались для нашего рынка очень новы и даже неожиданны.
Говоря о брендах и количестве станций, которые представлены в сегменте Premium, нужно заметить, что их гораздо меньше, чем всех остальных. В целом, в Петербурге сегодня насчитывается около 500 автозаправочных комплексов, из которых около 85% — это заправки Medium-класса, большинство из которых принадлежат крупным топливным компаниям. На Econom-класс приходится, соответственно, чуть менее 15%.
А вот число АЗС Premium-класса — наименьшее: по сути, в Петербурге подобным образом позиционируют себя только АЗК «Aero». Сейчас в Северной столице работают 6 станций этой сети и еще 7 откроются к концу года.
Ключевой момент сервиса этих станции — полное отсутствие участия клиента в заправке и в обслуживании своего автомобиля. С каждым персонально работает специально подготовленный сотрудник — стюард. Он не только заправит бак, протрет стекла и фары, подкачает шины, но даже сходит в магазин или оплатит услуги мобильной связи.
Еще одна особенность элитной АЗС Premium — наличие т. н. «зоны отдыха». Здесь можно перекусить в кафе, выйти в Интернет или просто посмотреть телевизор. В это время машину обслужат по полной программе: вымоют кузов и уберут салон, накачают шины, дольют воду в бачок омывателя.
В магазине представлен не просто широкий, а очень широкий ассортимент товаров — по сути, это настоящий универсам, предлагающий как продовольст-венные, так и бытовые товары. Также на АЗС расположен пункт приема коммунальных платежей.
Ну и, наконец, необходимо отметить: на станциях «Aero» все услуги (в т. ч. и полная мойка-уборка) абсолютно бесплатны. Этот принцип заложен в самой концепции элитных АЗС: клиент платит за бензин или иной товар, а услуги предоставляются бесплатно.
Вместо резюме
А теперь подведем некоторые итоги. По нашим наблюдениям, сейчас с сервисом на АЗС происходит следующее. Количество станций Econom-класса в городе сокращается — такие АЗС постепенно мигрируют в Medium. «Средний» класс также развивается: появляется все больше дополнительных услуг и всевозможной «сопутствующей» торговли. Интересно, что все станции Medium-класса, принадлежащие крупным топливным брендам, предлагают практически одинаковый уровень сервиса — очевидно, конкуренция заставляет их постоянно «подтягиваться» к улучшениям, введенным другими. Впрочем, потребителю-автовладельцу это только на пользу. Что касается Premium-класса, то эта новинка, без сомнения, «попала в струю» ожиданий определенной части автомобильного общества. И она будет востребована.
Forbes Council
В 2020 мы привыкли к тому, что АЗС в крупных городах и на федеральных трассах — это место, где можно не только заправиться, но и отдохнуть, перекусить и приобрести сопутствующие товары. Однако до сих пор далеко не все российские АЗС предоставляют гостям комфортные условия для покупок и отдыха.
Заправочные станции за рубежом куда чаще используют эргономичный дизайн и технологические решения — водителю, как и любому другому потребителю, хочется вернуться в место, где ему удобно и комфортно.
Попробуем разобраться, что упускают из виду российские АЗС и какие решения можно позаимствовать у мировых конкурентов.
Дизайн как маркетинг
Российские сети АЗС стремятся к унификации заправок с помощью ребрендинга. С одной стороны, это правильно, ведь чем меньше различных форматов, тем проще и дешевле ими управлять. Однако обновление бренда, как любое маркетинговое решение, имеет фазу роста и фазу падения: оно может привлекать клиентов первые несколько лет работы, но после станции придется либо перестраиваться, либо обновляться. Иначе есть риск надоесть клиентам. Конечно, с финансовой точки зрения совершенно невыгодно каждые 3-5 лет полностью перестраивать заправку.
К примеру, одна из заправок Shell (Уинстон-Салем, США) представляет собой огромную желтую морскую ракушку. Она была открыта в 1930 и с тех пор является местной достопримечательностью.
Заправка Helios House в Лос-Анджелесе не только нетривиально выглядит, но и снижает вредоносное влияние человека на окружающую среду. Панели АЗС выполнены из переработанной нержавеющей стали, на крыше высажен газон, а сама заправка работает еще и как пункт переработки отходов.
АЗС испанской Repsol в Мадриде имеет навесы в форме пирамид и исполнена в корпоративных цветах компании. Бензоколонка румынской Rompetrol в Бухаресте может менять подсветку здания в зависимости от времени суток. А заправки «А-100» в Минске украшены яркими работами 15 белорусских художников.
В России же к числу самых необычных можно отнести заправку на Волхонке. Она стоит особняком напротив Храма Христа Спасителя и не принадлежит ни одной крупной сети. Заправиться на ней могут только правительственные автомобили. Впрочем, вскоре колонку снесут, а на ее месте построят концертный зал.
Точечные уникальные колонки в России уже есть, клиентам нужно время, чтобы привыкнуть к таким переменам. В ближайшем будущем нестандартные заправки должны стать массовым явлением.
АЗС самообслуживания
В час пик российские заправки зачастую не справляться с потоком прибывающих автомобилей: возникают очереди, потребители нервничают, уходят к конкурентам, откладывают идею заправиться до вечера или следующего утра и пр. В России работают тысячи заправок, где водитель должен сам и залить бензин, и сбегать заплатить за него на кассу, не нервируя остальных других участников движения. Желательно все сделать за пару минут, но, естественно, часто так не получается.
Как изменить ситуацию? Сделать лучше можно только за счет внедрения современных технологий. Как уже делают зарубежные сетевые АЗС. Вслед за появлением касс самообслуживания на колонках, которые стали уже привычными в Европе и США, крупные компании тестируют модель работы без продавцов в магазинах при АЗС.
Так, Shell запустила формат полного самообслуживания на заправках в Великобритании. Работает она по принципу магазинов Amazon Go: система видеоаналитики контролирует товары в корзине клиента, подсчитывает сумму покупки и показывает ее в приложении клиента. Оплатить покупки нужно при выходе из магазина.
Похожее решение появилось и у испанской сети Repsol: система Way&Go позволяет покупателю самостоятельно сканировать покупки с помощью телефона и оплачивать их при помощи приложения. Система видеоаналитики сети пока не умеет отслеживать все товары, положенные в корзину, но может предупредить сотрудников заправки о попытке вынести из магазина неоплаченный товар.
Но внедрение каждой новой технологии затратно для российских АЗС. К тому же, мало ее просто установить на точке, нужно протестировать систему, получить отзывы автомобилистов, при необходимости устранить недостатки. А это еще больше увеличит расход. Пойдут ли на это все отечественные заправки? Вряд ли. В лучшем случае в ближайшие пару лет мы сможет наблюдать изменения в этом плане только в качестве эксперимента отдельных точек.
АЗС как дополнительная услуга
Помимо предоставления топлива российские заправки давно стали предлагать покупателям сопутствующие товары. В основном продукты питания, инструменты для дачи или ремонта автомобиля. Однако на этом инструменты дополнительного заработка у российских сетей в основном исчерпываются.
Как изменить ситуацию? Крупные мировые АЗС давно пришли к пониманию, что в условиях, когда водитель долгое время находится один на один с дорогой и путешествием, АЗС становится сервисом. Привлечь и удержать клиента можно за счет нестандартных услуг.
Так, в Великобритании на заправочных станциях располагаются магазины одежды, например, на заправках BP можно купить некоторые вещи из коллекции Marks & Spencer. В Австралии на АЗС Caltex можно сдать одежду в химчистку, а в Южной Корее на заправках сети With Me можно послушать классическую музыку. Все это позволяет покупателям расслабиться и ощутить комфорт.
Также сетевые заправки стараются предоставить клиентам комфортные условия для долгосрочного отдыха. Открывать собственные отели экономически невыгодно, кроме того это противоречит правилам пожарной безопасности. Поэтому, к примеру, Shell открывает заправки на минимально допустимом расстоянии к городским отелям в Британии, Турции и других странах.
Робот-заправщик
Часть российские АЗС лишаются клиентов просто потому, что не задумываются о доступности своих услуг для всех граждан. В частности, людей с ограниченными возможностями. Если на заправке нет помощника, который сможет и оплатить покупку, и направить шланг с топливом, клиент просто покинет точку в поисках другой.
Как изменить ситуацию? Поняв это, западные АЗС уже преследуют цель облегчить процесс покупки топлива для маломобильных людей при помощи технологических решений.
Наиболее яркий пример — финская сеть Neste установила на заправке в Сильтамяки робота-заправщика: он представляет собой роботизированную руку, которая без помощи человека может заправить автомобиль. Чтобы воспользоваться решением, водитель должен установить на свой автомобиль специальный чип, с помощью которого определяется марка машины и подходящий вид топлива. В дальнейшем Neste собирается использовать роботизированную руку на других заправках сети.
Разумеется, такая технология обойдется заправке дорого. Но любая технология со временем дешевеет, и и через 10-15 лет АЗС смогут обслуживать большее число автомобилистов с помощью роботов-заправщиков, снижая расходы на содержание персонала. Кроме того, это инвестиции в лояльность к бренду, которая в будущем также конвертируется в прибыль.
Платить за топливо, не выходя из машины
Есть, как минимум, один международных тренд, который уже поддержали российские компании. Это внедрение системы оплаты топлива, не выходя из машины.
Решения ранее появились у ExxonMobil (приложение Speedpass+), Shell (Fill up and go), ВР (BPme). Водителям достаточно скачать приложение и один раз ввести данные банковской карты — чек об оплате придет по электронной почте.
Российские же водители могут оплатить топливо, не выходя из машины, через приложение «Яндекс.Навигатор». К платформе подключены заправки сетей ЕКА, Нефтьмагистраль, Shell и др.
Уже сегодня российские автомобилисты предпочитают те автозаправки, на которых есть комплекс дополнительных услуг. Водители ценят наличие кафе и магазина, пунктов технического сервиса и комнат отдыха.
Следующим шагом развития российских АЗС должно стать создание условий, в которых потребители почувствуют реальное удобство от новых сервисов. Условия, в которых на АЗС, к примеру, можно будет перекусить не только хот-догом, но и вкусным, свежим полноценным обедом. Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Council
Как нефтяные компании нетопливный бизнес на АЗС развивают
Сейчас автозаправочные станции на оживленных трассах напоминают торговые центры. Заправив машину, автомобилист может выпить кофе, поесть борща или пиццу, купить аспирин, оформить страховку на машину, заполнить заявку на потребительский кредит и ипотеку, снять в кассе деньги с банковской карты, принять душ, отдать одежду в химчистку, забрать заказ интернет-магазина из почтамата.
Доходность розничной продажи бензина снижается. По оценке KPMG, за шесть лет прибыль российских АЗС снизилась на 53%. Поэтому участникам рынка приходится искать источники дополнительной выручки и развивать сбыт сопутствующих товаров и услуг.
Для независимых АЗС развитие нетопливного бизнеса вообще вопрос выживания, говорит генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Они не могут покрыть убытки розницы прибылями из других источников. Нынешняя доходность продажи бензина составляет 3–5 руб. на 1 л – этого недостаточно, чтобы покрыть операционные расходы АЗС, говорит президент Российского топливного союза Евгений Аркуша.
Экономика кофе и плюшек
Нетопливный сегмент АЗС включает в себя самые разные виды услуг: кафе, магазин, мойка, автосервис, шиномонтаж. Реже встречаются такие услуги, как мотель или фитнес-зал. Новейший тренд – электрозаправки. По данным Росстата, сейчас в России всего 51 электрозаправка. Из них 14 установлены на станциях «Роснефти», четыре – на станциях «Газпром нефти». Такие сервисы на АЗС выгодны еще и тем, что электромобиль заправляется 10–30 мин и клиенты, скорее всего, будут коротать это время в магазине или кафе на АЗС.
Самый важный фактор выбора АЗС – цены на бензин и местонахождение, однако при прочих равных покупатели отдадут предпочтение автозаправочным станциям с кафе, магазинами и дополнительным сервисом. Сейчас в выручке среднестатистической российской АЗС на долю сопутствующих товаров и услуг приходится 15%, остальные 85% – на продажу топлива, подсчитали аналитики KPMG. По оценкам Бурмистрова из «Infoline-аналитики», в структуре EBITDA доля нетопливных доходов у эффективных операторов АЗС в 2020 г. превысила 40%, а в 2021 г. из-за роста цен на оптовом рынке выросла еще на 10–15 п. п.
Сеть «Нефтьмагистраль» насчитывает 100 станций в Москве и Московской области. Выручка компании в 2020 г. составила, по данным СПАРК, 37,1 млрд руб., валовая прибыль – 4,9 млрд руб., чистая – 606,3 млн руб. На 95 станциях есть магазины, на 76 – рестораны, на 23 – мойки, на 17 – аптеки. В течение последних лет нетопливная выручка сети растет на 35–45% в год, говорит коммерческий директор «Нефтьмагистрали» Сергей Соловьев. По его словам, в прошлом году на нетопливные продажи приходилось около 35% валовой маржи, а в этом году эта доля выросла до 50%, но не столько из-за расширения сбыта сопутствующих товаров и услуг, сколько из-за сокращения доходности продажи бензина. В пандемию нетопливная выручка «Нефтьмагистрали» выросла на 70% по сравнению с допандемийным уровнем, говорит Соловьев.
По словам Аркуши, если продажи сопутствующих товаров или услуг составляют 10 руб. на 1 л проданного топлива, это очень хороший показатель. То есть на каждые 50 руб. за литр бензина АЗС получает еще 10 руб. дополнительной выручки. Это примерно соответствует 17%-ной доле нетопливного сегмента в розничной выручке, поясняет Аркуша. У «Нефтьмагистрали» сейчас получается примерно 8 руб. нетопливной выручки на литр бензина, говорит Соловьев.
Трафик и бургеры
Развитие нетопливного сегмента требует инвестиций: нужны помещения под магазин и кафе, кухня, повара, электричество, закупка ассортимента сопутствующих товаров, лицензии и разрешения.
Самое дорогое в строительстве АЗС – земельный участок и подъездные пути, говорит Соловьев, затраты варьируют от нескольких десятков до нескольких сотен миллионов рублей. Затраты на строительство АЗС с магазином и кафе, по его оценкам, в среднем в 3–4 раза выше, чем обычной АЗС в том же месте. Он говорит, что в пандемию «Нефтьмагистраль» занималась реновацией и модернизацией станций. Так как в пандемию трафик упал, потери выручки во время реконструкции были минимальными, объясняет Соловьев.
Доходы от эффективного нетопливного бизнеса должны компенсировать операционные расходы АЗС и инвестиции, говорится в докладе KPMG, в котором описывались способы повышения эффективности АЗС. А чтобы компенсировать расходы и зарабатывать на сопутствующих товарах, автозаправкам нужен трафик. Пролив на станции должен составлять 25 000–30 000 л в сутки или больше, говорит Аркуша из Российского топливного союза. При среднем объеме заправки в 30 л это означает, что за сутки на станцию должны заехать 1000 автомобилистов. Покупки сопутствующих товаров сегодня делает каждый четвертый из тех, кто заезжает заправить машину на станцию «Нефтьмагистрали», цель – чтобы покупал каждый второй, говорит Соловьев. На оживленных трассах и в городах-миллионниках есть АЗС, которые продают по 100 000 л в сутки. Однако станций с высоким трафиком в стране немного – примерно 10%, говорит Аркуша.
Российские нефтяные компании не раскрывают долю нетопливного сегмента в розничном бизнесе и не дают данных о том, насколько доходы от него компенсируют операционные расходы АЗС. Только «Сургутнефтегаз» сообщил в годовом отчете за 2019 г., что покрыл более 32% операционных расходов АЗС за счет доходов от сопутствующего бизнеса (данных за 2020 г. нет).
Вице-президент по розничному бизнесу «Роснефти» Аврил Конрой говорила «Ведомостям» ранее, что компания, у которой самая большая сеть заправок в России, намерена довести долю сопутствующих товаров в выручке розничного сегмента до 25%. Согласно отчетности «Лукойла», в первом полугодии 2021 г. у компании на «прочие продажи» на заправках пришлось 22,15 млрд руб., тогда как розничные продажи нефтепродуктов в первом полугодии составили 228,4 млрд руб. Доля нетопливного сегмента составила 9,7% (в первом полугодии 2020 г. – 9,1%). «Газпром нефть» раскрывает цифры только по продаже кофе: за 9 месяцев 2021 г. выручка сети АЗС от продажи горячих напитков выросла на 17% по сравнению с аналогичным периодом 2020 г. до 3,7 млрд руб.
По классификации KPMG самая многочисленная и наименее стабильная группа АЗС (69%, около 18 000 станций) – небольшие региональные сети или одиночные АЗС с малым трафиком и неразвитым нетопливным сегментом (0–5% выручки). У них нет денег на модернизацию и развитие продаж сопутствующих товаров и услуг, а трафик не позволит в обозримом будущем окупить инвестиции в нетопливный бизнес.
В Европе доля сопутствующих продаж выше: в Германии, например, – 49%, в Великобритании – 56%, в Бельгии – 65%, по данным KPMG. Ощутимая часть продаж автозаправок там приходится на спиртное, говорит Аркуша. Магазины на АЗС работают круглосуточно (в отличие от остальных магазинов) и имеют лицензию на продажу алкоголя, что положительно сказывается на доходности заправок. В России продажа алкоголя на АЗС запрещена с 2011 г. Если запрет будет снят, продажи сопутствующих товаров и услуг в расчете на 1 л бензина вырастут на 20%, говорит Аркуша. Он напоминает, что до запрета доля нетопливного сегмента в розничной выручке АЗС доходила до 40%.
Кафе, магазин, ресторан, автомат
В августе на заправках «Роснефти» на федеральной трассе «Сортавала» и в центре Санкт-Петербурга появились фудтраки с наггетсами, хот-догами и куриными крылышками. Это пилотный проект компании «Кафе на колесах», пояснил представитель компании. Другая идея «Роснефти» с едой – новая секция «Здоровый перекус» на заправках BP. Самые ходовые сопутствующие товары на АЗС – кофе, вода и сэндвичи. Их продажи в пандемию упали вслед за падением трафика на заправках. Сейчас идет восстановление продаж готовой еды на АЗС.
«Нефтьмагистраль» запустила в 2021 г. новый формат кафе-кулинарий «Гурманика». Компания открыла три фабрики-кухни готовой еды под этим брендом. Они, в частности, делают котлеты для бургеров и сосиски для хот-догов. Чтобы торговать готовой едой со сроком хранения 24 ч, всю сеть пришлось оборудовать специальными холодильниками, говорит Соловьев.
Набирающий обороты в России тренд – сотрудничество заправочных сетей с ресторанами фастфуда «Бургер кинг», KFC, «Макдоналдс», Subway и др. Оно позволяет увеличить трафик, а с ним и реализацию нефтепродуктов. Если проездной ресторан расположен рядом с АЗС, средний чек в нем на 20–25% выше, чем в обычных ресторанах, говорил ранее представитель Jum! Brands (владеет брендами KFC, Pizza Hut и др.). Представитель KFC рассказал, что на заправках Shell, «Лукойла» и «Татнефти» функционируют в совокупности 22 заведения KFC и что люди часто заезжают на эти станции не за бензином, а за курицей KFC.
«Газпром нефть» недавно начала открывать партнерские пиццерии на АЗС. Исполнитель – Stopexpress, развивающая продуктовые магазины более чем на 130 автозаправочных станциях компании в Москве, Санкт-Петербурге и других городах-миллионниках. Из 1879 АЗС компании 1318 станции сейчас имеют кафе, а магазины есть на 1457 станциях.
У «Роснефти» в 2019 и 2020 гг. работали 3069 и 3057 АЗС соответственно, в двух третях из них есть магазины, следует из годовых отчетов. В 2019 г. кофе предлагали на 2530 автозаправках «Роснефти», а хот-доги – на 1450. В конце 2020 г. хот-доги, сэндвичи и горячие напитки продавались на 602 АЗС. Как рассказал представитель «Роснефти», у компании АЗС разных форматов: с магазином, формата «киоск», трассовые станции, а также АЗС в составе многофункциональных комплексов. На трассовых станциях есть не только кафе и магазины, но и душевые, гостиницы, прачечные и даже спортивные площадки, говорит представитель компании.
По оценкам Бурмистрова, на начало 2021 г. на российских автозаправках работало около 12 000 магазинов разного формата. ГК «Трасса» (54 АЗС, на всех есть магазины, имеются четыре ресторана и фабрика-кухня, выручка в 2020 г., по данным СПАРК, составила 36 млрд руб., валовая прибыль – 3,6 млрд руб.) оборудует самые посещаемые АЗС в Подмосковье крупными магазинами, фактически супермаркетами, а на небольшие автозаправки с ограниченными площадями ставит вендинговые аппараты с горячими напитками и снеками, рассказывает Бурмистров.
Однако большого вклада в российскую розничную торговлю магазины на автозаправках не вносят. «Когда на АЗС товар продается в 1,5 раза дороже, чем в магазине у дома, какие основания заставят покупателя приобрести его на заправке? Крупные сети АЗС ссылаются на импульсный спрос и готовность потребителей переплачивать за удобство, но люди умеют считать деньги, особенно в кризис», – говорит Соловьев. Он убежден, что ценовая политика АЗС должна быть максимально близка к ритейлу.
В 2020 г. совокупные продажи продовольственных товаров и напитков на АЗС снизились примерно на 6% и составили 220 млрд руб. (примерно 1,3% всех розничных продаж России), сообщил Бурмистров.
Страховки, аптеки и прочее
В 2021 г. «Роснефть» запустила сервис дорожных аптек «Аптека авто» на автозаправочных станциях, где будут продаваться безрецептурные лекарства и нелекарственные препараты. Проект реализуется совместно с федеральной аптечной сетью «Алоэ», насчитывающей 300 точек. Сейчас в СЗФО проходит пилотный проект «Аптека авто». Торговые залы АЗС были реконструированы для хранения и продажи лекарств, сообщил представитель компании.
«Нефтьмагистраль» после пилотного проекта по открытию 17 аптек пришла к выводу, что открывать аптеки на АЗС в Москве не имеет смысла из-за высокой конкуренции, но у водителей на трассах, удаленных от крупных городов, нет другой альтернативы, кроме покупки лекарств в аптечном пункте на большой АЗС, говорит Соловьев.
Почтаматы для выдачи заказов из интернет-магазинов установлены более чем на 160 автозаправочных комплексах (АЗК) «Роснефти» (некоторые АЗК оборудованы для выдачи заказов со скоропортящимися продуктами). Более чем на 100 АЗК возможна бесконтактная оплата сопутствующих товаров с доставкой заказа в автомобиль клиенту без посещения торгового зала, рассказал представитель компании.
В апреле 2021 г. «Роснефть» сообщила, что начала развивать на базе своих АЗС финансовые супермаркеты: автомобилисты могут оформить страховые полисы ОСАГО и каско, открыть дебетовые карты ряда ведущих банков, взять потребительский кредит или подать заявку на ипотеку. В 18 регионах присутствия розничной сети на 206 АЗС уже работают финансовые супермаркеты.
Финансовые услуги не привлекают на АЗС трафик, но дают дополнительную выручку в виде комиссионных от партнеров – банков и страховых компаний, хотя эта выручка невелика по сравнению с выручкой магазинов и кафе на АЗС, говорит Соловьев.