Без чего не может жить павел петрович кирсанов

Павел Петрович Кирсанов в романе «Отцы и дети» И. С. Тургенева

Павел Петрович Кирсанов — один из центральных персонажей романа «Отцы и дети» И. С. Тургенева. Дядя Аркадия Кирсанова, старший брат Николая Петровича. Отставной офицер в возрасте «под пятьдесят», аристократ, бывший «светский лев», красивый и строгий мужчина. Гордый, самоуверенный, ярый приверженец либерализма. Сын боевого генерала 1812 года Петра Кирсанова.

Является главным противником Евгения Базарова в романе, основным оппонентом в его идейных спорах. Они часто спорят о любви, природе, аристократии, искусстве, науке. Застав Базарова целующего Фенечку, Павел Петрович вызывает «этого волосатого» на дуэль, на которой получает лёгкое ранение в бедро.

В конце романа уезжает в Германию.

Возраст

На момент начала романа Павлу Петровичу около 50 лет, но внешне он выглядит несколько моложе:

К восемнадцатилетию брата Николая, которому в начале романа 44 года, Павел уже стал офицером:

Происхождение

По происхождению Павел Петрович — потомственный дворянин. Сын боевого генерала 1812 года Петра Кирсанова, человека полуграмотного и грубого:

Его мать, Агафоклея Кузьминишна была из рода Колязиных, двоюродная сестра Ильи Колязина, «важного чиновника» в Петербурге:

Отец Павла Петровича умер в 1835 году, когда сыну было около 25-ти лет, а «скоро за ним последовала» и мать:

Унаследованным от отца имением братья Кирсановы владеют совместно, но Павел Петрович не лезет в дела хозяйства:

История жизни

Детство Павла Петровича, как и его брата Николая, прошло среди военных, на юге России, где служил его отец. Но в отличии от Николая, Павел пошел по стопам отца и поступил на военную службу и воспитывался в элитном пажеском корпусе. Став офицером гвардейского полка, он пользовался большим успехом в свете. Кирсанов был самоуверен, насмешлив и «забавно желчен». Он нравился женщинам, легко заводил романы, вызывал зависть у мужчин:

В молодости он вел активную общественную жизнь, но мало внимания уделял наукам:

В двадцать восемь он уже был капитаном, его ждала блестящая карьера. Однако всё внезапно изменилось: в петербургском свете появилась женщина, ставшая для Кирсанова роковой. Павел Петрович страстно влюбился в княгиню Нелли Р., слывшую в свете легкомысленной кокеткой:

Княгиня Р. не была красавицей, но была «удивительно сложена» и имела загадочный взгляд:

Однако любовь не принесла Кирсанову счастья: ответив вначале на его чувство взаимностью, княгиня Р. вскоре охладела к нему. Но это не остановило героя. Много лет он пытался хранить эти отношения, много лет эта иссушающая, изнуряющая страсть не давала ему покоя:

Мучительно привязавшись к княгине Р. Кирсанов никогда не мог понять её, его поражала её странность, неуравновешенность, что-то «заветное и недоступное» в её душе, куда никто не мог проникнуть. После нежных свиданий он чувствовал на сердце лишь «разрывающую и горькую досаду»:

Расставшись с княгиней Р., Кирсанов пытался зажить старой, привычной жизнью, что ему, однако, не удалось. Он состарился, поседел, о романах уже не помышлял:

Позже, в 1848 году, он узнал о смерти возлюбленной:

Это стало сильным ударом от которого Павел Петрович так и не смог оправиться. Он потерял «свое прошедшее, он все потерял»:

Незадолго до этого умерла жена и его брата Николая. Спустя полтора года Павел Петрович перебрался к нему в деревню:

Здесь он жил практически затворником, не общаясь с соседями, а последние три года и вовсе не покидал имения:

Дальнейшая судьба

Спустя пол года после событий романа, после женитьбы брата и племянника, в тот же день, Павел Петрович отправился по делам в Москву. Позже он уехал за границу для поправления здоровья и остался на жительство в Дрездене (Германия), «где знается больше с англичанами и с проезжими русскими». Англичане «находят его немного скучным, но уважают в нем совершенного джентльмена», а «наши туристы очень за ним волочатся». Он женился и стал респектабельным человеком:

Он придерживается славянофильских воззрений. Ничего русского не читает, но на письменном столе у него находится серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя. Но все же живется Павлу Петровичу не легко:

Отношения с Базаровым

Прибыв в родительское имение, Аркадий Кирсанов знакомит своего отца и дядю с нигилистом Евгением Базаровым, с которым сдружился в последний год учебы в Петербурге. Павлу Петровичу сразу не нравится Базаров, в прочем, это чувство было обоюдным:

Как только молодые люди уходят привести себя в порядок перед обедом, Павел Петрович начинает расспрашивать брата о Базарове, не скрывая свою неприязнь к гостю:

Позже и Базаров высказывает Аркадию мнение о его дяде: для него он чудак и щеголь, неуместный в деревне:

Чтоб изменить отношение Евгения к Павлу Петровичу, Аркадий рассказывает другу историю жизни своего дяди, утверждая, что он «скорее сожаления достоин, чем насмешки». Но Базарова эта история не трогает:

Павел Петрович и Базаров расходятся во взглядах практически на все, при этом, оба уверенны в себе и готовы отстаивать свое мнение. Между ними возникают постоянные споры. Но помимо противоречий во взгляда, мужчину беспокоит и то как Базаров влияет на его неопытного племянника:

Дуэль с Базаровым

Заключительным аккордом конфликтов между Павлом Петровичем Кирсановы и Евгением Базаровым, становится дуэль, из-за поцелуя последнего с Фенечкой, гражданской женой Николая Петровича.

Однажды Базаров остается с Фенечкой наедине в беседке, и целует ее, а она не противится. Эту сцену видит Павел Петрович. Он скрывает этот случай от брата, решив самостоятельно разобраться с «этим волосатым», и вызывает его на дуэль. При этом он не называет основную причину этого поступка, сказав Базарову, что достаточно того что он терпеть его не может:

Они стреляются тайно и без секундантов, пригласив для свидетельства одного только слугу Петра. Перед дуэлью они пишут предсмертные записки, снимающие вину с другого.

В ходе дуэли Евгений ранит Павла Петровича в ногу. Старый дворянин протестует его помощи, желая снова стать к барьеру и продолжить драться насмерть. Базаров же действует как врач: помогает аристократическому противнику, осматривает, перевязывает, хотя и в этот момент посмеивается над его аристократизмом:

Признаться домашним в истинных причинах они не хотят и говорят, что стрелялись из-за политических разногласий.

Брату Павел Петрович сказал, что виноват во все сам, так как поставил Базарова «в невозможность иначе действовать»:

После этого Базаров уезжает от Кирсановых к своим родителям. Прощаясь Павел Петрович даже пожал Базарову руку, но тот не поверил в искренность этого жеста:

Внешность

Павел Петрович — красивый аристократичный мужчина. Хотя он практически не покидает имение и не общается с соседями, Павел Петрович очень хорошо одевается и с крайней щепетильностью следит за своим внешним видом:

Иногда он на английский манер ходил с дорогой тростью «с набалдашником из слоновой кости»:

Базаров посмеивается над его аристократичным внешним видом, считая это щегольством совсем неуместным в деревне:

Цитатная характеристика

В молодости Павел Петрович Кирсанов был «светским львом» в Петербурге, и даже прожив много лет в деревне сохранил аристократические манеры:

Аристократизм и любовь Павла Петровича к роскоши демонстрирует и его кабинет:

Он очень высокомерен. Находясь в высшем обществе он ведет себя как джентльмен, но в общении с простолюдинами не особо скрывает своего презрения, хотя и старается выглядеть великодушным:

При этом Павел Петрович по обыкновению является учтивым и вежливым человеком, даже с людьми раздражающими его:

Он желчный человек (зло-насмешливый), но его насмешки выглядят даже мило и прилично:

Он вспыльчив и упрям, по словам его брата:

У Павла Петровича есть чувство собственного достоинства:

По его мнению, уважение к себе важно не только для самого человека, но и для общества в целом:

Он является человеком с принципами. По его мнению, без принципов и «шагу ступить, дохнуть нельзя»:

Помимо прочего, окружающие уважали его за безукоризненную честность:

В молодости он не много времени уделял наукам и «прочел всего пять, шесть французских книг», но, судя по всему знает несколько иностранных языков:

Племянник и брат считают его умным человеком:

По мнению брата он хорошо разбирается в людях:

Павел Петрович не является романтиком и не умеет мечтать, но при этом у него страстная «мизантропическая душа»:

Павла Петровича сложно назвать добродушным человеком, но родные считают, что у него добрая душа:

Павел Петрович искренне любит своего младшего брата Николая, хотя у них и совсем разные характеры, и неоднократно помогает ему деньгами:

Несчастная любовь Павла Петровича к княгине Нелли Р. сделала его глубоко несчастным человеком и «мертвецом» в душе. Вместе с ее смертью он потерял «свое прошедшее, он все потерял»:

Источник

Павел Петрович Кирсанов

В образе Павла Петровича Кирсанова И.С. Тургенев воплотил традиционные черты либерально настроенной части русского дворянства. В романе ему отведена роль представителя гвардии «отцов» и самого яростного оппонента Базарова. Поскольку образ этого главного персонажа является собирательным, у него нет реального прототипа. Большая часть жизненной истории Павла Петровича остается за страницами произведения.

Описание героя

Без чего не может жить павел петрович кирсанов. Смотреть фото Без чего не может жить павел петрович кирсанов. Смотреть картинку Без чего не может жить павел петрович кирсанов. Картинка про Без чего не может жить павел петрович кирсанов. Фото Без чего не может жить павел петрович кирсанов

Б. Химичев в роли Павла Петровича. Х/ф «Отцы и дети», 1983

Павел Петрович – мужчина лет сорока пяти, аристократ до кончиков ногтей с изящными манерами и красивой, породистой внешностью: «красивый, изящно одетый», «лицо его… необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной».

У него есть младший брат Николай, с которым он проживает в поместье, и два племянника – старший Аркадий и маленький, недавно родившийся, Митя. Автор почти не дает информацию о детских годах этого героя. Известно лишь, что он вырос в семье, главой которой был малограмотный и грубый отец, дослужившийся до генеральского чина: «полуграмотный, грубый, но не злой русский человек».

После домашнего обучения Павел, благодаря связям отца, продолжил учебу в Пажеском корпусе, быстро и легко продвигаясь по карьерной лестнице: «вышел офицером в гвардейский полк». Наряду с новыми званиями он приобретал авторитет в аристократических кругах Петербурга, где «его уважали за его отличные, аристократические манеры» и наделили статусом светского льва. Мужчины втайне завидовали ему, а женщин сводило с ума его холодное равнодушие: «…ведь он красавцем был, голову кружил женщинам…»

В жизни Павла Петровича была история любви, которую можно назвать не иначе, как роковой. Предметом этой страсти была графиня Р., ради которой Павел пожертвовал блестящей военной карьерой: «Он вышел в отставку, несмотря на просьбы приятелей, на увещания начальников, и отправился вслед за княгиней». «Года четыре провел он в чужих краях, гоняясь за нею…»

В итоге эта любовь оказалась безответной и разрушительной. Она морально уничтожила молодого человека, превратив его в мизантропа, избегающего общества: «…человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен…» После известия о смерти графини Павел Петрович навсегда закрыл свое сердце, до которого не смогла достучаться ни одна женщина. Вскоре он навсегда обосновался в своем имении, где и предстал перед читателем в самом начале романа.

Несмотря на пережитую драму и связанные с ней страдания, Павел Петрович и по прошествии лет все еще остается видным и эффектным мужчиной. Он седовлас и невысокого роста, но ему удается сохранять ту «юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов». Его ухоженность сквозит буквально во всем: безупречный и модный костюм дополняет белоснежный, каменно накрахмаленный воротничок, он пользуется дорогим «благородным» парфюмом, его идеально ухоженные ногти, по словам Базарова, можно отправлять на выставку. У Павла Петровича белоснежные зубы и красивый бархатный голос: «…заговорил он приятным голосом». Особенно хороши были его продолговатые черные глаза, которые казались еще прекраснее на фоне мраморной кожи лица: «в его прекрасных темных глазах не отразилось ничего, кроме света звезд…»

Несмотря на проживание в сельской глуши, Павел Петрович заявляет: «Я живу в деревне, в глуши, но я не роняю себя, я уважаю в себе человека». Он является подражателем всему английскому: заказывает себе английскую одежду: «…одетый в темный английский сьют…», дорогое какао и зеленый чай, читает английскую прессу: «Он вообще всю жизнь свою устроил на английский вкус…» Манеры Павла Петровича соответствуют его образу жизни. Он всегда и везде старается вести себя по-джентельменски, поэтому ему так отвратительно поведение Базарова: «Его аристократическую натуру возмущала совершенная развязность Базарова». Именно Базаров является тем человеком, который может вывести Павла Петровича из себя. Нередко его вспыльчивая натура не выдерживает, и, казалось бы, начавшаяся мирно беседа заканчивается бурным спором. О взрывном характере Павла говорит его брат Николай: «Мой брат – человек прежнего закала, вспыльчивый и упрямый».

Внешняя холодность Павла Петровича нередко отпугивает людей. Особенно настороженно к нему относятся простолюдины. Но в глубине души старший Кирсанов является отзывчивым и участливым человеком. Он почти никогда и никому не отказывает в просьбе, а также защищает интересы крепостных крестьян, правда, беседуя с ними, «он морщится и нюхает одеколон». Его брат Николай ценит в нем такие качества, как ум, великодушие и честность, что, по его мнению, является поводом для еще большего уважения: «Ты такой же благоразумный, как и великодушный… безукоризненно честный человек», «…ты самый добрый и умный человек в мире».

В то же время, в характере Павла Петровича присутствуют такие черты, как заносчивость и гордость. Сам он оправдывает это тем, что человек без самоуважения не может быть полноценным как для общества, так и для самого себя: «Без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе…нет никакого прочного основания общественному благу». Иногда он бывает насмешливым и как то по-забавному желчным: «С русскими он развязнее, дает волю своей желчи, трунит над самим собой и над ними; но все это выходит у него очень мило, и небрежно, и прилично».

К своему брату Николаю он относится с огромной теплотой и любовью. Этому не мешает даже огромная разница в их характерах: «…с братом, которого любил искренно, хотя нисколько на него не походил». Он бескорыстно предлагает Николаю помощь, когда того настигают финансовые трудности, ничего не требуя взамен. По сути, Павел Петрович – глубоко несчастный человек, «мертвец» в душе, как говорит о нем Аркадий. Виной всему его несчастная любовь к графине Р. Возможно, поэтому он так трепетно относится к своей семье, – любовь к брату и племяннику компенсирует ему то, что он недополучил в своей жизни.

Все меняется с приездом в имение Базарова. Умеренный, сдержанный Павел Петрович не в силах сдерживать ненависть по отношению к внезапному гостю. Прежде всего, он считает, что Евгений с его философией отрицания плохо влияет на Аркадия. Личная неприязнь усугубляется развязностью манер, цинизмом, неоправданной гордостью Базарова. Но больше всего самолюбие Павла Петровича ущемлено тем, что Базаров так же презирает его. Он не может принять того, что его, уважаемого человека, аристократа пытается оспаривать какой-то наглый нигилист.

В спорах, как правило, побеждает Базаров, и это еще больше разогревает Павла Петровича. Он понимает, что Базаров не оставляет ему никакой надежды, перечеркивая всю его бессмысленную и пустую жизнь. По этой причине он часто срывается, употребляя оскорбления, ехидные замечания и насмешки. Базаров же остается спокойным, приберегая силы для основной схватки.

Дебаты, которые разгораются между противниками, носят не частный характер, они спорят о будущем устройстве России. В них очень хорошо проявляются общественно-политические взгляды Павла Петровича. Рассматривая роль дворянства, Кирсанов жестко отстаивает позицию, согласно которой движущей и развивающей силой общества является аристократия. Он верит, что при помощи либеральных реформ и гласности аристократы приведут страну к так называемой «английской свободе». По мнению же Базарова, от аристократов вообще нет никакой пользы.

В следующем споре на тему нигилизма и его роли Павел Петрович резко осуждает это течение за пропаганду неуважения, отрицания и беспринципности. Говоря о бессилии нигилистов, Павел Петрович едко замечает: «Вас всего четыре с половиной человека» и сразу получает ответ Базарова: «От копеечной свечи Москва сгорела».

В спорах о народе Павел Петрович делает ставку на семью, христианство, крестьянскую общину, прославляя русскую патриархальность. Базаров же утверждает, что народ настолько невежественен, что не в силах понять собственных интересов. Нигилизм, по его утверждению – это и есть воля народного духа.

Наконец, в споре о природе и искусстве Кирсанов прославляет и то и другое, считая это одной из наивысших человеческих ценностей. В этом вопросе Тургенев четко принимает позицию Павла Петровича. Базаров отрицает и то и другое: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», а Рафаэль, по его мнению, вообще не стоит ломаного гроша.

Ни в одном из споров герои не достигают компромисса, а последнее слово всегда остается за Базаровым. Таким образом, дуэль можно рассматривать, как логическое завершение этого противостояния. Именно с помощью нее Кирсанов надеется одержать победу над Базаровым, который считает это решение глупостью: «Как красиво и как глупо! Экую мы комедию отломали!». Поэтому их поединок, как известно, заканчивается лишь легким ранением Павла Петровича. «Дуэль, – писал Тургенев, – введена для наглядного доказательства пустоты элегантно-дворянского рыцарства, выставленного преувеличенно комически».

Роль героя в произведении

Павел Петрович – это тот персонаж, без которого роман потерял бы свою идейность. Столкновением Кирсанова и Базарова автор демонстрирует проблему разногласий между дворянами и разночинцами-демократами. Представляя Кирсанова, как человека, принадлежащего к «сливкам» аристократии, он показывает его честность, щедрость, сочувствие крестьянам, но, в то же время, с помощью тонкой иронии делает вывод о безжизненности принципов этого барина. Образом Павла Петровича Тургенев показал поколение, которому ничего не остается, как сойти с дистанции и со стороны наблюдать за прогрессом. Финал истории старшего Кирсанова происходит в Дрездене, где он живет в одиночестве, вдали от семьи и родины.

Развитие героя по мере сюжета

В финале романа герой выбирает одиночество и покидает Россию. Его любовь, ставшая для него всей его жизнью, умерла, забрав с собой все живое, что когда-то было в его душе. Мертв и Базаров, не давший этой душе окончательно завянуть. За эти долгие годы Кирсанов смирился, стал спокойным и равнодушным. Завершая историю бесполезной жизни Павла Петровича, Тургенев сочувственно отмечает: «Жить ему тяжело… тяжелей, чем он сам подозревает». То ли упрек, то ли усмешка звучат в последних словах, посвященных герою: «Он ничего русского не читает, но на письменном столе у него находится серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя». Этот предмет – единственное, что связывает с родиной «мертвеца» Павла Петровича Кирсанова.

Отношение автора к герою

И.С. Тургенев разделяет высокие нравственные принципы Павла Петровича, но понимает, что они неспособны прижиться в той действительности, в которой он существует. Тургенев также акцентирует внимание на его отсталости от жизни. Все, что составляет жизнь Павла Петровича – это строгое следование заведенным когда-то привычкам, которыми он очень дорожит и от которых не в силах отказаться. Сам же писатель не видит никакого смысла в таком существовании, потому что оно лишено какой-либо цели. Смысл жизни окончательно был утрачен Павлом Петровичем после разрыва с княгиней Р. По этой причине и называет автор своего героя «мертвецом».

В спорах Павла Петровича с Базаровым писатель придерживается нейтралитета и не поддерживает ни одну из сторон. Следовательно, конфликт отцов и детей остается открытым. Понимая всю глубину проблемы, автор не знает, как разрешатся вопросы, поднятые его персонажами. Тем не менее, эти вопросы и придают особую остроту повествованию, раскрывают образы каждого героя и показывают победу новых идей над старым отжившим миром «отцов».

Экранизации героя

В экранизациях разных годов роль Павла Петровича Кирсанова исполняли такие актеры, как Николай Никольский, Бруно Фрейндлих, Андрей Смоляков, Евгений Велихов. В 1983 году зрители познакомились с очередной постановкой режиссера Вячеслава Никифорова. Для исполнения роли Кирсанова был приглашен актер Театра им. Моссовета Борис Петрович Химичев (1933-2014). К тому времени в копилке актера уже насчитывалось 25 сыгранных ролей. Впоследствии сам актер будет считать роль в фильме «Отцы и дети» одной из самых значимых в своей карьере.

Кинокритики отмечали, что Павел Петрович в исполнении Химичева предстал перед зрителем «изящным рыцарем с глазами раненой серны, человеком чрезвычайно симпатичным и тонко обаятельным». Актеру удалось создать образ не только барина-аристократа, но и показать судьбу глубоко несчастного и одинокого человека, принявшего решение добровольно отречься от этого мира. Химичев сумел привнести в фильм ту лирическую ноту, которую можно назвать элегией одиночества, и которой огромное значение придавал сам Иван Сергеевич Тургенев.

Источник

Кирсанов Павел Петрович

Павел Петрович Кирсанов – один из центральных персонажей романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Автор особое внимание уделяет описанию данного образа, чтобы как можно подробнее продемонстрировать причины конфликта «отцов и детей», а также развитие этого конфликта.

Внешние данные

Автор романа «Отцы и дети» пристальное внимание уделяет портретной характеристике Павла Петровича. С детства Кирсанов обладал «замечательною красотой». Внешность Павла Петровича была на аристократичный манер. Герой тщательно следит за своим внешним видом, одеваясь по последней моде. Внешность Кирсанова отличается изысканностью и утонченностью. Одевался он «прекрасно», а также пользовался «удивительно «благородными» духами». Эта цитатная характеристика позволяет сделать вывод о том, что Павел Петрович – типичный представитель светского общества, для которого внешность играет большую роль. Весь портрет героя говорит об аристократичном происхождении Павла Петровича. Подчеркивается светское поведение героя. Важна также еще одна деталь: изящные руки Кирсанова, которые противопоставлены красной руке Базарова. С помощью таких образов И. С. Тургенев выражает конфликт между отцами и детьми в наибольшей степени.

Судьба

Характеристика Кирсанова во многом определяется его биографией. Павел Петрович Кирсанов – потомственный дворянин. В юности он воспитывался в военном училище для привилегированного класса. Затем Кирсанов попал на службу в гвардейский полк, который считался одним из самых элитных. Как только Павел Петрович вышел в офицеры, «его носили на руках», он был в центре внимания: «женщины от него с ума сходили, мужчины называли его фатом и втайне завидовали ему».

Мировоззрение

В конфликте между Павлом Петровичем и Базаровым особенно четко показаны мировоззренческие различия «отцов и детей». Кирсанов – либерал, который является приверженцем старых порядков. Павел Петрович особое внимание уделяет своим «принсипам». Без них, как считал Кирсанов, нельзя жить.

Взгляды на окружающий мир Павла Петровича являются полным противопоставлением взглядам Евгения Базарова, представителя «нового» поколения. Если нигилист Базаров отрицает любовь, то Кирсанов в нее искренно верит, потому что уже испытывал это чувство. Если Базаров не принимал искусство и природу, то Павел Петрович ценил красоту окружающего мира в любом ее проявлении.

Когда Кирсанов знакомится с Евгением, он выражает свое отношение к нигилизму. Он считает представителей этого явления разрушителями общественных начал. Он не придерживается мнения Базарова, поэтому конфликт между героями с каждой минутой нарастает, что приводит к дуэли между Кирсановым и Базаровым.

С помощью описания напыщенности, надменности и аристократизма Кирсанова автор показывает то, что дворянство уже погибает.

Источник

Характеристика Павла Петровича Кирсанова, образ, описание, внешность, характер в цитатах | «Отцы и дети»

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Павла Петровича Кирсанова в романе «Отцы и дети»: описание внешности, личности и характера героя.

Смотрите:
— Все статьи о Павле Петровиче Кирсанове
— Все материалы по роману «Отцы и дети»

Характеристика Павла Петровича Кирсанова, образ, описание, внешность, характер в цитатах | «Отцы и дети»

«. имение, ты, может быть, не знаешь, у них не разделено. » (Аркадий о дяде и отце, глава VII )

«Я живу в деревне, в глуши. « (Павел Петрович о себе, глава X)

«Он с детства отличался замечательною красотой. « (глава VII)

«. от него пахло какими-то необыкновенными, удивительно «благородными» духами. » (глава VII)

«Ногти-то, ногти, хоть на выставку посылай!» (слова Базарова, глава IV)

«Одетый в легкий клетчатый пиджак и белые, как снег, панталоны, он быстро шел по дороге. » (глава XXIV)

«Павел Петрович достал свою трость. » (глава XXIV)

Павел Петрович одевается щеголевато, как будто находится в Петербурге, хотя на самом деле он живет в деревне, где это щегольство совсем не обязательно:

«Щегольство какое в деревне, подумаешь!» (слова Базарова, глава IV)

«. родился на юге России, подобно старшему своему брату Павлу. « (цитата о двух братьях Кирсановых, глава I)

«Павел Петрович Кирсанов воспитывался сперва дома, так же как и младший брат его Николай, потом в Пажеском корпусе.» (глава VII)

«. вышел офицером в гвардейский полк. » (глава I)

В молодости Павел Кирсанов был «светским львом» в Петербурге:

«Женщины от него с ума сходили, мужчины называли его фатом и втайне завидовали ему. « (глава VII)

«Ведь он красавцем был, голову кружил женщинам.» (Аркадий о дяде, глава IV)

Он является умным мужчиной, по мнению его племянника и брата:

«И он далеко не глуп. Какие он мне давал полезные советы… особенно… особенно насчет отношений к женщинам. « (глава VII)

«. ты самый добрый и умный человек в мире. » (Николай Петрович о нем, глава XXIV)

«. Николай Петрович, напротив, был высокого мнения о практичности Павла Петровича и всегда спрашивал его совета. » (глава VIII)

«А чудаковат у тебя дядя, – говорил Аркадию Базаров. » (глава IV)

«Архаическое явление. » (Базаров о Павле Петровиче, глава IV)

«. и те и другие его уважали за его отличные, аристократические манеры. « (глава VII)

«Его аристократическую натуру возмущала совершенная развязность Базарова. « (глава VI)

«. уважают в нем совершенного джентльмена, «a perfect gentleman». « (глава XXVIII)

«Мы, люди старого века, мы полагаем, что без принсипов. принятых, как ты говоришь, на веру, шагу ступить, дохнуть нельзя. « (глава V)

« – Я уже думал, что вы не приедете сегодня, – заговорил он приятным голосом, любезно покачиваясь, подергивая плечами. » (глава IV)

«– Вы столь высокого мнения о немцах? – проговорил с изысканною учтивостью Павел Петрович. « (глава VI)

«. Павел Петрович подавлял всех, даже Прокофьича, своею леденящею вежливостью. « (глава XXIV)

«И те и другие считали его гордецом. « (глава VII)

«. он стыдился своей заносчивости. » (после дуэли, глава XXIV)

У него есть чувство собственного достоинства. По его мнению, уважение к себе важно не только для самого человека, но и для общества в целом:

«. без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе, – а в аристократе эти чувства развиты, – нет никакого прочного основания общественному. bien public <общественному благу (фр.)>. общественному зданию.» (глава X)

«Я живу в деревне, в глуши, но я не роняю себя, я уважаю в себе человека. « (глава X)

«Я не позабудусь именно вследствие того чувства достоинства, над которым так жестоко трунит господин. » (глава X)

«С англичанами он держится просто, почти скромно, но не без достоинства. » (глава XXVIII)

Он является самоуверенным человеком:

«. к тому же он был самоуверен. » (глава VII)

«. немного насмешлив и как-то забавно желчен – он не мог не нравиться. « (глава VII)

«С русскими он развязнее, дает волю своей желчи, трунит над самим собой и над ними; но все это выходит у него очень мило, и небрежно, и прилично. » (глава XXVIII)

Он является самолюбивым человеком, по словам Базарова:

«Ведь это все самолюбие, львиные привычки, фатство. « (глава VI)

Павел Петрович – слабонервный, чувствительный человек, по мнению Базарова:

«Известное дело: нервы, – перебил Базаров. « (глава VII)

«Ох, уж эти мне нервные люди! Вишь, кожа-то какая тонкая. « (слова Базарова, глава XXIV)

Он является вспыльчивым и упрямым человеком, по словам его брата:

«Мой брат – человек прежнего закала, вспыльчивый и упрямый. « (глава XXIV)

Павел Петрович не является романтиком и не умеет мечтать, но при этом у него страстная душа:

«Он не был рожден романтиком, и не умела мечтать его щегольски сухая и страстная, на французский лад мизантропическая душа. » (глава XI)

Со стороны Павел Петрович кажется холодным человеком:

««Так тебя холодом и обдаст», – жаловалась Фенечка Дуняше. « (мнение Фенечки, глава XXIII)

« Павел Петрович подавлял всех, даже Прокофьича, своею леденящею вежливостью.» (накануне дуэли, XXIV)

«Может быть, только у него сердце предоброе.» (Аркадий о дяде, глава VII)

«. только он, право, хороший человек. « (Аркадий о дяде, глава IV)

«Я недаром всегда утверждал, что ты самый добрый и умный человек в мире. » (Николай Петрович о своем брате Павле Петровиче, глава XXIV)

«. с братом, которого любил искренно, хотя нисколько на него не походил. « (глава VII)

Добрый Павел Петрович неоднократно помогает брату деньгами, когда тот оказывается в трудном положении:

«Я уже не говорю о том, что он не раз выручал отца из беды, отдавал ему все свои деньги. » (Аркадий о дяде, глава VIII)

«Павел Петрович не раз помогал своему брату; не раз, видя, как он бился и ломал себе голову, придумывая, как бы извернуться, Павел Петрович медленно подходил к окну и, засунув руки в карманы, бормотал сквозь зубы: «Mais je puis vous donner de l’argent» <Но я могу дать тебе денег (фр.)>, – и давал ему денег. » (глава VIII)

Павел Кирсанов является отзывчивым человеком, который рад помочь любому человеку, по словам его племянника Аркадия. Он также всегда вступается за крепостных крестьян:

«. он всякому рад помочь и, между прочим, всегда вступается за крестьян. » (Аркадий о дяде, глава VII)

«. ты недаром так много жил с людьми, ты их хорошо знаешь: у тебя орлиный взгляд. « (глава VIII)

«. он глубоко несчастлив, поверь мне; презирать его – грешно. « (глава VII)

«. но жить ему тяжело… тяжелей, чем он сам подозревает. « (глава XXVIII)

«На двадцать восьмом году от роду он уже был капитаном; блестящая карьера ожидала его. Вдруг все изменилось. « (глава VII)

«Он вышел в отставку, несмотря на просьбы приятелей, на увещания начальников, и отправился вслед за княгиней; года четыре провел он в чужих краях, то гоняясь за нею. » (глава VII)

«. человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен. « (глава VII)

«Дамы находили его очаровательным меланхоликом, но он не знался с дамами. « (глава VII)

Так Павел Петрович Кирсанов из светского льва превратился в мизантропа, то есть начал избегать общества людей. В итоге он поселился в имении в глуши, где и живет с братом в начале романа:

«Он вернулся в Россию, попытался зажить старою жизнью, но уже не мог попасть в прежнюю колею. Десять лет прошло таким образом, бесцветно, бесплодно и быстро, страшно быстро. » (глава VII)

«. его щегольски сухая и страстная, на французский лад мизантропическая душа. « (глава XI)

«Я люблю детей: покажите-ка мне его. « (он просит показать ему племянника Митю, глава VIII)

Он считает себя либеральным человеком, любящим прогресс:

«. меня все знают за человека либерального и любящего прогресс. » (глава X)

«Он придерживается славянофильских воззрений. « (глава XXVIII)

Судя по всему, Павел Петрович, является поклонником всего английского. Он устроил свою жизнь в деревне на английский манер:

«. он вообще всю жизнь свою устроил на английский вкус. » (глава VII)

Он читает книги и газеты на английском языке:

«Он стал читать, все больше по-английски. « (глава VII)

«Он держал в руках последний нумер Galignani*. « (глава IV)

(*«Galignani´s Messenger», «Вестник Галиньяни» – газета на английском языке, издавалась в Париже)

Он пьет какао и зеленый чай (эти продукты считались дорогими напитками в то время):

«. велите купить для меня зеленого чаю. « (глава VIII)

Он хорошо играет в вист (в карты), но по каким-то причинам всегда проигрывает:

«. за то, что он мастерски играл в вист и всегда проигрывал. « (глава VII)

Павел Петрович ненавидит главного героя романа, нигилиста Евгения Базарова, который приезжает на каникулы в гости к Аркадию. По мнению Павла Петровича, Базаров с его идеями нигилизма плохо влияет на неопытного Аркадия:

«Это все ему в голову синьор этот вбил, нигилист этот. Ненавижу я этого лекаришку; по моему, он просто шарлатан; я уверен, что со всеми своими лягушками он и в физике недалеко ушел.» (слова Павла Петровича о Базарове, глава X)

Из-за различий во взглядах между Павлом Петровичем и Базаровым возникает острый конфликт. Герои не могут терпеть друг друга. Однажды Павел Петрович видит, как Базаров тайком целует Фенечку. Чаша терпения господина Кирсанова переполняется, и он вызывает дерзкого Базарова на дуэль. К счастью, в результате дуэли никто не погибает, Павел Петрович отделывается легким ранением:

» Мы друг друга терпеть не можем. Чего больше?» (Павел Петрович о себе и Базарове, глава XXIV)

«Я верю, что вам нельзя было избегнуть этого поединка, который… который до некоторой степени объясняется одним лишь постоянным антагонизмом ваших взаимных воззрений.» (глава XXIV)

В конце романа Павел Петрович уезжает жить за границу:

«Это Павел Петрович. Он уехал из Москвы за границу для поправления здоровья и остался на жительство в Дрездене. » (глава XXVIII)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *