Беззлобно насмешливое отношение к чему либо это
Юмор, ирония, сарказм
Эффективным полемическим средством считается применение юмора, иронии, сарказма.
Юмор – это беззлобно-насмешливое отношение к чему-либо; ирония – тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме; сарказм – язвительная насмешка, злая ирония.
Эти приемы усиливают полемический тон речи, ее эмоциональное воздействие на слушателей, помогают разрядить напряженную обстановку, создают определенный настрой при обсуждении острых вопросов, помогают полемистам добиться успеха в споре.
Ироническое или шутливое замечание может смутить оппонента, поставить его в затруднительное положение, а порой даже разрушить тщательно построенное доказательство, хотя само по себе это замечание далеко не всегда имеет прямое отношение к предмету спора. Поэтому не надо теряться. Лучше всего вести себя естественным образом. Если смешно, можно посмеяться со всеми, а затем обязательно вернуться к обсуждению существа проблемы.
В судебных прениях юмор чаще всего бывает неуместен, а вот ирония и сарказм, направленные на разрушение представленного доказательства, помогают создать образное представление о преступлении, оказать необходимое воздействие на судей и присяжных заседателей.
«Довод к человеку»
Иногда вместо обсуждения по существу того или иного положения начинают оценивать достоинства и недостатки человека, его выдвинувшего. Такой прием в полемике называют «довод к человеку» (лат. ad hominen). Он оказывает сильное психологическое воздействие.
«Довод к человеку» как полемический прием должен применяться в сочетании с другими достоверными и обоснованными аргументами. Как самостоятельное доказательство он считается логической ошибкой, состоящей в подмене самого тезиса ссылками на личные качества того, кто его выдвинул.
Разновидностью «довода к человеку» является прием, который называется «апелляция к публике». Цель приема – повлиять на чувства слушателей, их мнения, интересы, склонить аудиторию на сторону говорящего.
Дата добавления: 2015-07-30 ; просмотров: 1193 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Высшие чувства – моральные, интеллектуальные, эстетические, практические – как результат общественного развития
Чувства: механика и функции
Чувства, в отличие от эмоций, устроены более сложно и не всегда играют адаптивную или мотивационную роль в жизни человека.
Высшие чувства присущи только человеку. Они тесно связаны с его личностью, с отношением к жизни, к людям, с убеждениями и взглядами.
По своей структуре чувства состоят из двух или более фундаментальных эмоций и логического алгоритма, связывающего их воедино. Например, чувство зависти состоит из эмоций гнева, обиды и презрения, а связывающим алгоритмом является сравнение с человеком, который достиг успеха в значимых для завистника ценностях (материальных или духовных), желание быть на его месте. При этом не стоит путать зависть с чувством здоровой конкуренции — так называемой белой завистью.
Одно и то же чувство может проживаться и проявляться по-разному, в зависимости от того, в каком эмоциональном состоянии человек находится на данный момент. Например, чувству дружбы могут в разное время сопутствовать эмоции радости, интереса, обиды, стыда и раздражения.
Чувства проявляются у людей по-разному, потому что у каждого человека есть свой собственный набор индивидуальных черт и личностных качеств, которые оказывают влияние на чувства.
Все чувства можно условно разделить на основные виды: нравственные, интеллектуальные, эстетические, социальные.
1. Нравственные чувства выражают отношение человека к людям, к обществу, к своим обязанностям, к самому себе (любовь, товарищество, патриотизм, чувство долга, чести, дружба, и др.)
2. Интеллектуальные чувства возникают в процессе умственной деятельности и связаны с познавательными процессами и творчеством (любознательность, радость открытия, сомнения и др.).
К интеллектуальным чувствам относят также чувство комического, юмор, иронию, сарказм, цинизм.
Чувство комического — резкое несоответствие между тем, что собою представляет в действительности какое-либо жизненное явление, и тем, за что оно себя выдает.
Юмор — беззлобно-насмешливое отношение к чему-нибудь или кому-нибудь. В юморе смех сочетается с симпатией к тому, на что он направлен.
Ирония — тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме, остро-критическое отношение к миру, людям, самому себе.
Сарказм — язвительная насмешка, гневная ирония.
Цинизм — издевка, насмешка, основанная на чувстве озлобленности мелкого человека по отношению ко всему, что лучше и выше него. Циникам свойственно унижать окружающих.
3. Эстетические чувства проявляются при восприятии или созидании человеком прекрасного. Иными словами, это любовь к красоте. Их объектом являются произведения искусства, природа, люди.
4. Социальные чувства — это чувства справедливости, чести, долга, ответственности, патриотизма, солидарности, творческое вдохновение, трудовой энтузиазм.
Функций у чувств много: адаптация, мотивация к определенной деятельности, деструкция, специфическое индивидуальное восприятие реальности, отношение к чему-либо, осознание реальности глубже, чем это может позволить логическое мышление.
Однако основные функции чувств следующие:
1. Оценивающая. Положительные и отрицательные чувства показывают, как человек относится к чему-либо.
2. Побуждающая. Чувства могут побуждать человека к действию или наоборот препятствовать этому.
3. Направление внимания. То, что возбуждает наши чувства, мы воспринимаем более ясно и точно.
Как управлять своими чувствами
Когда сильные переживания и волнения овладевают человеком, даже если они позитивные, психологический баланс нарушается.
Для психологического здоровья и благополучия нужно уметь в меру как радоваться позитивным чувствам, так и огорчаться от негативных.
Чтобы справиться с чрезмерными, мешающими адекватно реагировать и разумно поступать сантиментам, нужно:
Иногда душевные порывы настолько овладевают человеком, что он в прямом смысле не может ни спать, ни есть. Длительные сильные переживания являются стрессом для организма. Не зря природой задумано, что даже яркий период влюбленности, когда кровь перенасыщена адреналином, окситоцином и дофамином, длится недолго, перерастая в спокойную и основательную любовь.
Вечный спор между разумом и сердцем это вопрос об умении регулировать эмоциональные, чувственные порывы посредством разума.
Испытывая глубокие и сильные переживания, человек проживает жизнь в полной мере. Ограничивать свою чувствительность неразумно, а порой просто невозможно. Все дело в том, какие переживания выбирает человек: позитивные или негативные, глубокие или поверхностные, настоящие или поддельные.
Чувство ясности
Такое интеллектуально чувство, как чувство ясности, человек испытывает в тот момент, когда понятия и суждения представляются нам отчетливо и не сопровождаются сомнениями. Каждый человек чувствует себя некомфортно и беспокойно, когда мысли, витающие в голове по поводу познания определенного явления, путаются и не складываются в одну конкретную картинку. И в то же время человек испытывает приятнейшее чувство удовлетворенности, когда мысли в голове упорядочены, свободны и имеют свою логическую последовательность. Пусть эта логика понятна только нам, главное, что ощущается легкость мышления и спокойствие.
Эмоции или чувства
Прежде всего нужно определиться с терминами. Чем же эмоции отличаются от чувств? Обычно в разговорной речи люди редко путают эти два определения. Гнев – это эмоция, а ненависть – это чувство. Умиление – эмоция, любовь – чувство. Так в чем же отличие? Классификация эмоций и чувств невозможна без четкого разделения терминов. Любая работа исследователей начинается именно с этого.
Чувства по сравнению с эмоциями длительны, стабильны. Они существуют длительные время и практически не подвержены влиянию извне. Эмоции же, наоборот, сиюминутны, связаны только с конкретной ситуаций, с конкретным промежутком времени. Они редко влияют на принимаемые решения, а если все же влияют – то обычно в худшую сторону. Чувства трудновыразимы, человеку требуется время на их осознание. Нельзя вот так сразу понять, что кого-то любишь или ненавидишь. Нужно прислушаться к себе, отследить первые ростки чувств. При этом возмущение или обида ощущаются сразу, они очевидны, как лесной пожар – и противостоять им так же трудно. Классификация эмоций должна проанализировать эти эфемерные материи, привести их к общему знаменателю.
Чувство сомнения
Чувство, которое возникает только тогда, когда предположения конкурируют с возникающими обоснованными противоречиями. Данные эмоции побуждают к бурной исследовательской деятельности и всесторонней проверке изучаемых фактов. Как говорил Павлов, для того чтобы результаты научной деятельности были плодотворными, нужно постоянно проверять себя и сомневаться в добытых фактах.
Часто можно слышать, что в науке нет места эмоциям, но это в корне неверно. Человек, чья исследовательская деятельность сопровождается глубокими интеллектуальными переживаниями, достигает гораздо больших результатов, ведь он «горит» своей работой и вкладывает в нее все силы.
Чувство удивления
Когда мы имеем дело с теми явлениями и событиями, которые являются для нас новыми и неизведанными, если происходит то, что пока не поддается нашему уму – мы испытываем чувство глубокого удивления. Если говорить о процессе познания, то удивление – это приятное чувство, которое носит радостный характер. Декарт отмечал, что, когда человек следит за событиями, он испытывает удовольствие от того, что новые и не изученные явления возбуждают у человека чувство удовольствия. Это и есть интеллектуальная радость. Ведь процесс познания только впереди. Интеллектуальные чувства человека побуждают нас к началу познавательной деятельности.
Эстетические чувства
Под этим видом чувств подразумеваются те эмоции и ощущения человека, которые он испытывает, глядя на красоту или, наоборот, на ее отсутствие – уродство. Объектом восприятия в этом случае могут быть произведения искусства (музыка, скульптура, поэзия и проза, живопись и так далее), разнообразные природные явления, а также сами люди, их действия и поступки.
Действительно, многое вызывает у человека эстетическое наслаждение: красоты живых пейзажей, чтение книг и стихов, прослушивание музыкальных произведений. Мы получаем удовольствие от приобретаемой одежды, создаваемого интерьера, современной мебели и даже от новой кухонной утвари. То же касается и поступков, совершаемых окружающими нас людьми, ведь мы оцениваем их с точки зрения тех общепринятых норм морали, которые существуют в социуме.
Нужно сказать, что эстетические виды чувств могут быть как созерцательными, так и активными. В первом случае это вызвано простым наблюдением за объектами, составляющими реальность человека, во втором варианте такие эмоции способны придавать эстетические черты нашим действиям. Поэтому индивидууму свойственно наслаждаться и в процессе того, как он сам поет или танцует. Особенно важна роль эстетических ощущений для творческих натур, стремящихся передать свое мировосприятие через создаваемые ими произведения искусства, литературы, живописи и многое другое.
Если говорить более конкретно об этом виде человеческих эмоций, то в представляемом им разнообразии ощущений стоит выделить несколько наиболее важных. Эти переживания знакомы любому человеку, без них невозможно представить себе полноценную духовную жизнь каждого индивидуума и общества в целом. Итак, наиболее значимыми чувствами описываемого вида являются следующие.
Эстетическое наслаждение
В его основе лежит ощущение удовольствия, которое испытывает человек в момент восприятия им цвета, форм, звуков и других особенностей объектов или явлений. Именно благодаря этому чувству мы можем предпочитать одни оттенки красок другим, выделять те или иные отдельные ноты, восхищаться особенно понравившимся элементами архитектурных сооружений. Это наиболее простая форма эстетического наслаждения. Что касается его более сложных проявлений, то в этом случае речь пойдет уже не об отдельно взятых частях, а о их сочетаниях при восприятии целого предмета или явления.
Например, если представить себе образ чистокровного рысака, то в нем человеку может нравиться все — масть, порода, стремительность движений и даже горделивое ржание. Потому что все эти присущие коню черты находятся в гармонии друг с другом и создают целостный завершенный образ. Если говорить о звуках, то эстетическое наслаждение мы получим от консонанса, а вот диссонанс вызывает противоположные эмоции. То же относится и к движениям, ведь их ритмичность нравится больше, чем ее отсутствие.
Ощущение красоты
Это чувство свойственно испытывать человеку в тот момент, когда он воспринимает видимую и осязаемую красоту природы и людей. Такие ощущения и эмоции вызывают у нас прекрасные цветы, грациозные животные, живописные ландшафты и так далее. Чувство прекрасного мы переживаем и тогда, когда благородные поступки какого-либо человека заставляют задуматься о широте его души и правильных жизненных установках.
Нужно сказать, что красота явлений и предметов существует сама по себе и не зависит от того, воспринимает ли ее наше сознание. Она соединяет в себе все части, из которых состоит нечто целое. Например, облик человека — это не просто очертания фигуры. Мы воспринимаем каждую черту лица, цвет глаз, кожи и волос, гармоничность и пропорциональность фигуры, тембр голоса и так далее.
И, что особенно важно, красота не может состоять только из чисто внешних факторов. Форма обязательно должна соответствовать содержанию. Ведь часто бывает так, что в лице человека заметна асимметрия и ему далеко до классических канонов, но оно настолько гармонично соответствует душе и ярко выражает характер, что воспринимается нами как по-настоящему прекрасное.
Чувственное восприятие трагического
Эти эмоции связаны с сильными душевными переживаниями. Например, особенно удачная актерская игра в создании определенного человеческого образа способна вызывать в нас целую цепочку таких трагических чувств, как сострадание, негодование, сочувствие. Эти ощущения облагораживают людей, заставляют задуматься о высоком, придавая мыслям особенную глубину и тонкость восприятия.
Сила аффективных состояний оказывает своего рода очищающее влияние на человека. Наблюдая за развитием особенно драматического сюжета в театре, кино или читая книгу, мы в своих нарастающих ощущениях все ближе подходим к развязке. А когда она в конце концов наступает, то человека охватывает буря эмоций и переживаний, после которых он находит успокоение и умиротворение. Но для этого само произведение должно быть воистину прекрасным и необыкновенно впечатляющим.
Чувство комического
Эти эмоции, пожалуй, можно назвать наиболее противоречивыми из всех видов эстетических чувств. Действительно, мы смеемся иногда над совершенно полярными вещами, над тем, что, казалось бы, должно вызывать скорее слезы. Но так устроен человек — по утверждениям великих философов, он состоит из сплошных противоречий. Мы смеемся над всякого рода несоответствиями: например, высокий толстый мужчина за рулем крошечного авто, трехлетняя малышка в маминых туфлях «на шпильке» и так далее.
Что же касается смеха сквозь слезы, то это часто происходит с людьми, склонными к рефлексии. Именно они обычно многого ждут от действительности, склонны идеализировать окружающий мир и хотят видеть высокий смысл там, где его нет. А когда оказывается, что многообещающие формы скрывают под собой пустоту, то мы смеемся, иногда над собой же. И это очень хорошее качество, которое развивает в нас именно чувство здравого юмора, ведь оно позволяет задуматься над несовершенством мира и направить свои усилия для того, чтобы как-то повлиять на него. Например, знакомые всем из журналов иллюстрации, высмеивающие те или иные человеческие пороки (курение, алкоголизм, супружеская неверность, лень, жадность и так далее) заставляют вести борьбу с ними в собственной реальной жизни.
Формирование личности ребенка
Главную роль в процессе познавательной деятельности детей играют мотивы, которые побуждают ребенка действовать в соответствии с принятой моделью поведения. Эти мотивы должны быть нравственными. Например, желание помочь ближнему в трудной ситуации, оказать помощь старикам и заступиться за младших. Их основа – альтруизм, безвозмездное выполнение определенных действий, без выгоды для себя самого. Также мотивы могут быть и эгоистичными, например, попытки завладеть лучшими игрушками для себя самого, предлагать помощь только за определенное вознаграждение, дружить с более сильными сверстниками в ущерб слабым и так далее. И если маленькие дети дошкольного возраста еще слабо осознают происходящее и тут рано говорить о нравственном воспитании, то начиная с младшего школьного возраста мотивы поведения и поступков свидетельствуют об определенном уровне воспитанности и нравственной направленности личности.
беззлобно
Полезное
Смотреть что такое «беззлобно» в других словарях:
Беззлобно — нареч. качеств. Не испытывая злобы или не проявляя ее. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
беззлобно — Присл. до беззлобний … Український тлумачний словник
беззлобно — см. беззлобный; нареч. Беззло/бно передразнивать … Словарь многих выражений
беззлобно — прислівник незмінювана словникова одиниця … Орфографічний словник української мови
Юмор — беззлобно насмешливое отношение к чему нибудь … Термины психологии
кротко — молча, незлобно, безответно, добродушно, безотказно, послушливо, покорливо, послушно, беспрекословно, мягко, покорно, незлобиво, безропотно, смиренно, беззлобно, без слова, смирно Словарь русских синонимов. кротко 1. незлобиво, незлобно,… … Словарь синонимов
мягко — палатально, приветно, уветливо, приятно, снисходительно, податливо, покладисто, добродушно, либерально, женственно, нестрого, бархатисто, нетребовательно, плавно, пластически, эластично, невзыскательно, тепло, спокойно, размеренно, малиново,… … Словарь синонимов
незлобиво — незлобно, мягко, добродушно, благодушно, кротко, беззлобно Словарь русских синонимов. незлобиво см. кротко Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 201 … Словарь синонимов
благодушно — незлобиво, беззаботно, спокойно, добродушно, беззлобно, радостно Словарь русских синонимов. благодушно см. добродушно Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов
добродушно — мягко, беззлобно, благодушно, простосердечно, приветливо, кротко, ласково, незлобиво Словарь русских синонимов. добродушно благодушно см. также кротко Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов
Словари
101 кротко
нареч, кол-во синонимов: 21
1. незлобиво, незлобно, безгневно, беззлобно
молча, незлобно, безответно, добродушно, безотказно, послушливо, покорливо, послушно, беспрекословно, мягко, покорно, незлобиво, безропотно, смиренно, беззлобно, без слова, смирно
нареч, кол-во синонимов: 47
палатально, приветно, уветливо, приятно, снисходительно, податливо, покладисто, добродушно, либерально, женственно, нестрого, бархатисто, нетребовательно, плавно, пластически, эластично, невзыскательно, тепло, спокойно, размеренно, малиново, кротко, деликатно, ласково, пластично, шелковисто, нежно, негрубо, толерантно, беззлобно, незлобиво, незлобно, терпимо, нерезко
ровно, без резких переходов (о движении))
нареч, кол-во синонимов: 6
незлобно, мягко, добродушно, благодушно, кротко, беззлобно
с благожелательным отношением ко всему происходящему)
1) Особый вид комического; отношение сознания к объекту, сочетающее внешне комическую трактовку с внутренней серьезностью.
Отличие юмора от иронии.
2) Насмешливое отношение к кому-л. или чему-л., умение представить события, недостатки, слабости и т. п. в комическом виде.
Обладать чувством юмора.
С юмором рассказывать о своих неурядицах.
3) В искусстве: изображение каких-л. сторон и явлений жизни в смешном, комическом виде.
Юмор в рассказах Зощенко.
Страница юмора в первоапрельском номере газеты.
Скульптура проникнута жизнелюбием и юмором.
Мы за спорт в цирке, за юмор! Ужасаться в цирке мы не хотим (Олеша).
юмори́ст, юмори́стка разг., юмори́стика, юморе́ска, юмористи́ческий, юмористи́чный
1. Добродушно-насмешливое отношение к кому-, чему-л., умение представить события, недостатки, слабости и т. п. в комическом виде.
В беседах ум его приправлялся часто солью легкого и всегда добродушного юмора. И. Гончаров, Фрегат «Паллада».
Арфанов захохотал вдруг сразу необыкновенно красивым и заразительным смехом. Он любил шутку и понимал юмор. Короленко, Прохор и студенты.
2. Изображение в художественном произведении каких-л. явлений действительности в комическом, смешном виде, когда при этом насмешка, внешне комическая трактовка сочетаются с внутренней серьезностью, сочувственным отношением к предмету смеха.
Цирковой юмор. Юмор и сатира.
шутки, остроты человека, находящегося в безвыходном положении.
— Добродушное созерцание и художественное изображение нелепостей жизни.
— Жанр в «коротких штанишках».
— С этим чувством жить веселей!
— Чувство, необходимое в КВН.
— Беззлобно-насмешливое отношение к чему либо.
— Смешная начинка весёлого рассказа.
— Чёрный или английский.
— Буква Ю в сокращении ч/ю.
— Сатира, которой сделали обрезание.
Родился в семье юриста. Учился в вечерней школе, работал помощником механика в гараже. В 1952 окончил Театральное училище им. Б.В. Щукина (курс Ц. Л. Мансуровой (см. МАНСУРОВА Цецилия Львовна)) и сразу же был приглашен в Государственный академический театр им. Евг. Вахтангова.
В 1968 сыграл сложнейшую роль Глумова в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты» по А. Н. Островскому, продемонстрировав органическую способность к перевоплощению. Актер создал одновременно сразу несколько характеров, решив всю роль в сатирическом ключе.
Снялся также в фильмах «Время сыновей» (1986), «Танцующие призраки» (1992), «Восток-Запад» (1999) и др.
Яковлев удостоен премии «хрустальная Турандот» (1998) и премии Деловых кругов премии «Кумир» за высокое служение искусству (1999). В 1997 в издательстве «Искусство» вышла книга мемуаров актера «Альбом судьбы моей».
нареч, кол-во синонимов: 7
незлобиво, беззаботно, спокойно, добродушно, беззлобно, радостно
с благожелательным отношением ко всему происходящему)
нареч, кол-во синонимов: 10
мягко, беззлобно, благодушно, простосердечно, приветливо, кротко, ласково, незлобиво
с благожелательным отношением ко всему происходящему)
нареч, кол-во синонимов: 4
ДОБРОДУШИЕ, беззлобие, незлобивость, устар. благодушие, устар. незлобие
ДОБРОДУШНЫЙ, беззлобный, мягкосердечный, незло́бивый, книжн. незлоби́-вый, устар. благодушный
ДОБРОДУШНО, беззлобно, благодушно, мягкосердечно, незлобно
КРОТКИЙ, ангельский, безобидный, безответный, безотказный, безропотный, беспрекословный, бессловесный, непрекословный, овечий, покорный, послушный, смиренный, смирный, тихий, уступчивый, шелковый, трад.-поэт. поклонный, устар. безгласный, устар. всепокорнейший, устар. покорливый, устар., разг. послушливый, устар. тишайший, разг. ручной, разг.-сниж. слухмяный
КРОТКО, безропотно, беспрекословно, безобидно, безответно, безотказно, покорно, тихо, смиренно, смирно
КРОТКИЙ, ангелоподобный, безгневный, беззлобный, безобидный, безответный, голубиный, мягкий, незлобный, книжн. незлобивый, устар. беззлобный, разг. ангельский
КРОТКО, безгневно, беззлобно, незлобиво, незлобно
Над ним смеялись, но беззлобно, говорили, что он не от мира сего. Яшин, Вилы.
1. Стать длиннее, увеличиться в длину.
Не замечая, что одна лямка вытянулась, Гусев долгое время нес котомку на одном плече. Арсеньев, В горах Сихотэ-Алиня.
(несов. также тянуться).
— Я, как подъезжал сюда, порадовался на твою березовую рощицу, славно вытянулась. Тургенев, Отцы и дети.
К пятнадцати годам Лидия вытянулась, оставаясь все такой же тоненькой и легкой. М. Горький, Жизнь Клима Самгина.
2. Натянуться, протянуться.
Леса, упавшая в воду кругами, вытянулась струной и снова ослабла, едва грузило коснулось дна. Шолохов, Тихий Дон.
Веревка, которую опустил штамповщик, вытянулась перпендикулярно трубе. Диковский, Труба.
3. Расположиться на большом протяжении по одной линии или протянуться вереницей, цепью и т. п.
Полк вытянулся в длинную колонну и мерно зашагал под звуки полкового оркестра. Гаршин, Из воспоминаний рядового Иванова.
Лениво течет речка Чангул, по берегу ее стройно вытянулись белые хаты. М. Горький, На Чангуле.
Снова вытянулись мы редкой цепочкой и пошли вверх по тропе. Закруткин, Кавказские записки.
Распрямить свое тело.
Надежда Федоровна лежала в своей постели, вытянувшись, окутанная с головою в плед. Чехов, Дуэль.
Томка лежит, вытянувшись, положив голову на руки, а волны перекатываются через нее и, беззлобно шипя, гаснут у берега. Воронин, Томка.
Лечь, растянувшись, распрямившись.
Легли спать. Едва я вытянулся на лавке, как счастливая усталость вконец овладела мной. Шефнер, Облака над дорогой.
Иванеев убрал в тень березы мольберт и сам вытянулся рядом с ним на сухом, прогретом склоне овражка. Шуртаков, Там, за небосклоном…
Стать прямо (по требованию воинской или служебной дисциплины).
Рыбников вытянулся, приложил руку
Начальник станции вытянулся для рапорта. Бек, Курако.
Мрачные, молчаливые матросы вытянулись в струнку, подчиняясь привычной и приятной сейчас для них дисциплине. Задорнов, Капитан Невельской.
лицо вытянулось, физиономия вытянулась
о выражении удивления, разочарования, досады от неожиданной неприятности.
Бездельник, озорник, несерьезный человек.
Время от времени, слегка смеяться.
Он, казалось, чувствовал свое достоинство, говорил и двигался медленно, изредка посмеивался из-под длинных своих усов. Тургенев, Хорь и Калиныч.
|| над кем-чем и без доп.
Слегка подшучивать, насмехаться.
Весь урок ребята оглядывались на него и потихоньку посмеивались. Носов, Витя Малеев в школе и дома.
Он всегда и над всеми посмеивался: над собой, над женой, над соседями, посмеивался беззлобно, добро и лениво. Горбатов, Донбасс.
1. чем и без доп. устар.
Забавляться, развлекаться, веселиться.
Беззлобно подсмеиваться; подшучивать.
И все время Антон потешался над Николаем и острил над его цилиндром. М. Чехов, Антон Чехов на каникулах.
Сам Телегин немало потешался над своими жильцами, считая их отличными людьми и чудаками. А. Н. Толстой, Сестры.
1. Резкое, порывистое движение кого-, чего-л.
Варя нетерпеливыми рывками расчесывала на ночь свои длинные волосы. Степанов, Порт-Артур.
упал большой чемодан от рывка паровоза. М. Пришвин, Дорогие звери.
Трактор сделал рывок, смял кустарник, наскочил на следующее дерево, легко срезал и его. Ажаев, Далеко от Москвы.
Временное усилие, напряжение для достижения чего-л.
— Поздравляю. Твоя бригада на втором месте. Еще рывок и оставишь позади знаменитого Харламова! Колесников, Право выбора.
Один из основных приемов поднятия тяжестей.
Резкое, грубое дерганье кого-, чего-л.
[Гриша] беззлобно, безответно переносит злые насмешки рабочих, щипки да рывки мальчишек, Мельников-Печерский, Гриша.
— с рывка да с тычка
беззлобно сияющее (Андреев); беспечальное (Городецкий); беспечное (Ремизов); благодатное (Коринфский); блистательное (Бальмонт); веселое (Белоусов); всегда молодое (Бальмонт); горячее (Вейнберг); доброе (Серафимович); жаркое (Кульнев, Белоусов); жгучее (Гончаров, Потапенко, Серафимович); живое золото (Тан); златоглавое (Льдов); золотисто-огненное (Гумилев); золотистое (Бальмонт); золотое (Елисеев); красивое (Бальмонт); красное (Б.В.Некрасов); ласковое (Тургенев); ликующее (Бальмонт); лучезарное (Голенищев-Кутузов); малиново-морозное (Ремизов); неустанное (Ремизов); огневое (Шмелев); опаловое (Зайцев); ослепительное (Бунин, Гофман); ослепительно-желтое (Белый); ослепительно-красивое (Станюкович); ослепительно-лучистое (Бальмонт); ослепляющее (Зайцев); пламенное (Зайцев, Мельн.-Печерский, Фофанов); пурпурное (Некрасов); пурпурно-золотое (Языков); пьяное от зноя (Садовской); радостное (Гончаров, Радимов, Скиталец); раскрасневшееся (Бунин); рдяное (Бунин); румяное (Никитин); светлоокое (Льдов); светоносное (Мельн.-Печерский); смеющееся (Абельдяев); тихое (Шмелев); утомленное (Бальмонт); щедрое (Горький); яркое (Блок, Дрожжин, Фруг); ясное (Бальмонт, Полежаев, Розенгейм)
Во время блокады был организован трамвайный маршрут от Нарвских ворот к Кировскому заводу. После появления знаменитого стихотворения К: М. Симонова эти трамваи-подкидыши стали называть «Жди меня». Когда трамвай проходил в одну сторону, пассажиры добродушно и беззлобно выкрикивали ожидавшим на остановке, чтобы ехать в обратном направлении: «Жди меня, и я вернусь».
Хуан Мартинес де Хауреги-и-Уртадо де ла Саль
(1583-1641 гг.) поэт, художник, переводчик и литературный критик
От предков унаследованный нами,
Где мирным жизнь заполнена трудом;
Клочок земли, где мы с усердьем сами
Возделываем раннею весной
И не тревожимся за урожай ночами;
Жилище скромное, где в летний зной
Всегда спасительная сень прохлады
И греет пламя очага зимой.
Благословлять то, что дала судьба,
И от нее не ждать иной награды.
Любовь презрению сестра,
И зло ее на вид беззлобно
Перед посулами добра.
Вернейшая из всех измен:
Кто знал любви сладчайший плен,
Тот знает горестей безмерность.
Мы смертными являемся на свет,
У смерти от рожденьями во власти…
Но ты живи так, словно смерти нет,
И ты узнаешь, что такое счастье.
1. Об очень плохой, грязной, разбитой и т. п. дороге.
— И что за погода? Ни проехать ни пройти! Не дай бог дожди затянутся, сколько хлеба пропадёт (В. Пичугин. Повесть о красном галстуке).
2. Трудно или опасно где-либо находиться.
3. О большом скоплении людей на улице.
Да-а, давненько не заглядывал сюда.
кого. Разг. Экспрес. Охладить пыл, рвение, привести в замешательство кого-либо.
БЕЗЗЛО́БНЫЙ, беззлобная, беззлобное; беззлобен, беззлобна, беззлобно. Доброго нрава, добродушный, неспособный сердиться. Беззлобная насмешка.
Резко, внезапно обрывать речь; воздерживаться от высказывания.
Имеется в виду, что лицо (Х) неожиданно замолкает, обычно когда кто-л. требует замолчать, подаёт какой-л. запрещающий знак и т. п., или неожиданно поняв, что уже проговорилось, или из опасения проговориться, сказать лишнее. неформ. ✦ Активное начало ситуации: Х прикусил язык.
Именная часть неизм.
Обычно глаголы сов. в. в прош. вр. или в повел. накл.
Порядок слов-компонентов нефиксир.
⊙ Ну, что же ему, прикусить язык? Да ведь как его ни прикусывай, а сказать-то о том, что думаешь, хочется. Г. Марков, Сибирь.Подумалось, лучше прикусить язык: не место здесь для откровений. (Реч.)
⊛ Кто-то из молодёжи, сославшись на традицию, предложил «обмыть» нового токаря, но мастер посмотрел на знатока традиций так, что тот сразу прикусил язык. И. Соловьёв, Будни милиции.
— Дима Иконников собрался было назвать главу и страницу из Гоппе, но под взглядом командира прикусил язык. И. Исаков, Рассказы о фронте.
Тося строго посмотрела на [Илью] <. >. Он виновато прикусил язык. Б. Бедный, Девчата.
Если кто смеялся над причудами дяди, Палага так яростно вступала в перебранку с обидчиком, что тот сразу прикусывал язык. И. Арамилев, В лесах Урала.
— Вы бы, молодцы, прикусили язычки, очень уж разболтались. (Реч.)
Резко, внезапно обрывать речь; воздерживаться от высказывания.
Имеется в виду, что лицо (Х) неожиданно замолкает, обычно когда кто-л. требует замолчать, подаёт какой-л. запрещающий знак и т. п., или неожиданно поняв, что уже проговорилось, или из опасения проговориться, сказать лишнее. неформ. ✦ Активное начало ситуации: Х прикусил язык.
Именная часть неизм.
Обычно глаголы сов. в. в прош. вр. или в повел. накл.
Порядок слов-компонентов нефиксир.
⊙ Ну, что же ему, прикусить язык? Да ведь как его ни прикусывай, а сказать-то о том, что думаешь, хочется. Г. Марков, Сибирь.Подумалось, лучше прикусить язык: не место здесь для откровений. (Реч.)
⊛ Кто-то из молодёжи, сославшись на традицию, предложил «обмыть» нового токаря, но мастер посмотрел на знатока традиций так, что тот сразу прикусил язык. И. Соловьёв, Будни милиции.
— Дима Иконников собрался было назвать главу и страницу из Гоппе, но под взглядом командира прикусил язык. И. Исаков, Рассказы о фронте.
Тося строго посмотрела на [Илью] <. >. Он виновато прикусил язык. Б. Бедный, Девчата.
Если кто смеялся над причудами дяди, Палага так яростно вступала в перебранку с обидчиком, что тот сразу прикусывал язык. И. Арамилев, В лесах Урала.
— Вы бы, молодцы, прикусили язычки, очень уж разболтались. (Реч.)
ПОП Александр (Pope, Alexander)
Сидорченко Л.В. Александр Поп: В поисках идеала. Л., 1987 Поп А. Поэмы. М., 1988
Злобин Г.П. Современная драматургия США. М., 1968 Ромм А.С. Американская драматургия первой половины XX века. Л., 1978 Коренева М.М. Творчество Юджина О’Нила и пути американской драмы. М., 1990 Бернацкая В. Четыре десятилетия американской драмы. 1950-1980 гг. М., 1993 Бутрова Т.В. Американский театр: Прошлое и настоящее. М., 1997