Бичевник или бечевник что это

Бечевник

Из Википедии — свободной энциклопедии

Бичевник или бечевник что это. Смотреть фото Бичевник или бечевник что это. Смотреть картинку Бичевник или бечевник что это. Картинка про Бичевник или бечевник что это. Фото Бичевник или бечевник что это

Бичевник или бечевник что это. Смотреть фото Бичевник или бечевник что это. Смотреть картинку Бичевник или бечевник что это. Картинка про Бичевник или бечевник что это. Фото Бичевник или бечевник что это

Бече́вни́к (бичевник, бечева́я) — сухопутная дорога вдоль берега водного пути (реки или канала), предназначенная для буксирования людьми (бурлаками) или лошадьми (конная баржа) судов на канате (обычно несамоходных барж), называемом бечевой или бичевой.

Иногда в качестве бечевника использовалась ровная отмель вдоль подошвы высокого речного берега, затопляемая во время половодья и обнажающаяся при низком уровне воды в реке.

В западной Европе (Нидерланды, Германия, Франция, Великобритания), где речное судоходство на бечевой тяге до конца XIX в. было широко распространено, бечевники специально обустраивались: нивелировались, мостились и т. п.

В царской России бечевником называли определённое пространство земли, отведенное по берегам рек и других водных путей для бечевой тяги судов и плотов, и для прочих надобностей судоходства.

При строительстве Санкт-Петербурга по плану Петра I внутригородские водные пути обустраивались бечевниками, впоследствии превращёнными в гранитные набережные.

С распространением в XX в. компактных и относительно недорогих судовых двигателей внутреннего сгорания широкого диапазона мощностей, бечевники утрачивают своё хозяйственное значение.

Энциклопедичный YouTube

Субтитры

Источник

Значение слова «бечевник»

Бичевник или бечевник что это. Смотреть фото Бичевник или бечевник что это. Смотреть картинку Бичевник или бечевник что это. Картинка про Бичевник или бечевник что это. Фото Бичевник или бечевник что это

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Иногда в качестве бечевника использовалась ровная отмель вдоль подошвы высокого речного берега, затопляемая во время половодья и обнажающаяся при низком уровне воды в реке.

В западной Европе (Нидерланды, Германия, Франция, Великобритания), где речное судоходство на бечевой тяге до конца XIX в. было широко распространено, бечевники специально обустраивались: нивелировались, мостились и т. п.

В царской России бечевником называли определённое пространство земли, отведенное по берегам рек и других водных путей для бечевой тяги судов и плотов, и для прочих надобностей судоходства.

При строительстве Санкт Петербурга по плану Петра I внутригородские водные пути обустраивались бечевниками, впоследствии превращёнными в гранитные набережные.

С распространением в XX в. компактных и относительно недорогих судовых двигателей внутреннего сгорания широкого диапазона мощностей, бечевники утрачивают своё хозяйственное значение.

БЕЧЕВНИ’К, а-а́, м. (спец.). Полоса берега, предназначенная для людей или лошадей, тянущих судно на бечеве, а также для причала, устройства пристаней и т. п.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

бечевник

1. спец. полоса берега, предназначенная для людей или лошадей, тянущих судно на бечеве, а также для причала, устройства пристаней и т. п.

Делаем Карту слов лучше вместе

Бичевник или бечевник что это. Смотреть фото Бичевник или бечевник что это. Смотреть картинку Бичевник или бечевник что это. Картинка про Бичевник или бечевник что это. Фото Бичевник или бечевник что этоПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: подкормка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Бечевник: история происхождения, режим использования и его влияние на становление современной береговой полосы

Бичевник или бечевник что это. Смотреть фото Бичевник или бечевник что это. Смотреть картинку Бичевник или бечевник что это. Картинка про Бичевник или бечевник что это. Фото Бичевник или бечевник что это

Рубрика: Технические науки

Дата публикации: 11.01.2019 2019-01-11

Статья просмотрена: 680 раз

Библиографическое описание:

Марушина, Д. А. Бечевник: история происхождения, режим использования и его влияние на становление современной береговой полосы / Д. А. Марушина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 2 (240). — С. 25-27. — URL: https://moluch.ru/archive/240/55490/ (дата обращения: 24.12.2021).

Водный кодекс 3 июня 2006 года даёт определение береговой полосы как полосы земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования, которая предназначается для общего пользования [1]. Но ранее, до введения этого документа в силу, береговая полоса именовалась «бечевником». Согласно утратившему силу Водному кодексу Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ бечевник — это полоса суши вдоль берегов водных объектов общего пользования, которая предназначалась для общего пользования: каждый имел право пребывать на нём, вести рыболовство, использовать для передвижения и для причаливания плавательных средств. Ширина не превышала 20 метров [2].

Но само понятие бечевника зародилось ещё раньше. Упоминание бечевника, как объекта земельных отношений, на территории которого вводились особые условия использования, было ещё в Соборном уложении 1649 года, где говорилось, что владельцы прибрежного участка обязаны были предоставлять свободный проход и проезд для людей, занимающихся судоходством, позволяли баракам и другим людям причаливать к берегам, выгружать груз и вести торговлю. Они (владельцы участков) обязаны были не повреждать его и не препятствовать его законному использованию.

Согласно Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона, понятие «бечевник» (встречалось также «Бичевник» и «Бечевая») происходит от слова «бечева» («бичева»), означающее веревку или канат, с помощью которого тянули судна. Само понятие означает «определенное пространство земли, отведенное по берегам рек и других водяных сообщений для бечевой тяги судов и плотов и для прочих надобностей судоходства» [3]. Эти участки земли существовали у всех рек, озёр и разливов общего пользования, и на эти участки налагались обременения. Под водными объектами общего пользования понимались реки и озёра, по которым осуществлялось судоходство, а также сплав леса. Реки или озёра признавались судоходными (или сплавными) по распоряжению правительства. К числу таких распоряжений, помимо объявления вод таковыми решением I Департаментом Правительствующего Сената, относятся: упоминание в межевых актах о прирезке по берегу реки бечевника; перечисление рек в указе Правительствующего Сената 30 мая 1799 и в последующих к ним дополнениях; а также перечисление названий же рек в 87 ст. Устава путей сообщения 1857 года.

В бечевник входила часть суши от уреза воды и до гребня суши, а также полоса земли шириной в 10 сажен далее от гребня. Эта ширина не менялась даже при намыве воды — бечевник передвигался во внутрь настолько же, насколько его отмыло от берега.

Если у реки берег пологий или затопляемый, то в бечевник входила только полоса шириной в 10 сажен от уреза средних меженных вод. При этой при весеннем разливе люди, занимающиеся судоходством, имели право пользоваться проходами и проездами, находящимися вдоль разлива, как самим бечевником.

Бечевник безвозмездно предоставлялся судостроителям, водоходцам, лесопромышленникам и судорабочим для осуществления их профессиональной деятельности. Также бечевник предоставлялся как пристанище для рыболовов. В случае чрезвычайных ситуаций (например, при бедствии судна) судорабочим по указанию местной судоходной полиции могло быть предоставлено разрешение на строительство временных балаганов для хранения груза и необходимых к починке судна принадлежностей. Однако эти строения являлись временными, и по истечению срока (максимум 1 год) подлежали сносу.

Бечевники подразделялись на естественные и искусственные. Естественные — те, которые были образованы вокруг водных объектов, созданных силами природы, искусственные — вдоль искусственных каналов. Если при образовании искусственного бечевника на его территорию попадали владения частных лиц, то, взамен отданного государству имущества, они получали денежную компенсацию.

В случае естественного бечевника участок земли оставался у собственника, но на него накладывались некоторые ограничения:

1) Собственник обязан был обеспечить свободный доступ к земельному участку;

2) Запрещалось возведение на берегу каких-либо построек, улучшать уже существующие, а также собственник обязан был сносить обветшалые постройки. Исключением были ранее упомянутые временные постройки, которые необходимы были для судостроения, а также лесопильные заводы, мельницы, фабрики, если на их оставление было дано разрешение министерством путей сообщения, и если они не мешали ходу судов и сплаву дерева.

3) Рыболовецкое снаряжение также размещалось с разрешения министерства путей сообщения на основании устава о сельском хозяйстве.

Но, помимо ограничений, у собственника было право:

1) Вести сельскохозяйственную деятельность на своём участке, ограждать его легкой изгородью, но при этом оставлять свободное пространство для прохода и проезда. В случае порчи изгороди собственник не имел права требовать компенсацию, потому что изгородь устанавливается в интересах собственника, чтобы бечевные лошади, пользующиеся подножным кормом на бечевнике, были привязаны к приколам;

2) Добывать все полезные ископаемые, которые находятся на участке и в его недрах, не нарушая при этом мосты, укрепления, пристани и прочее, а ко времени открытия судоходства или сплава дров исправить всю порчу земной поверхности, то есть ямы, перекопы и прочее. Наблюдение за этим накладывалось на местную полицию;

3) Подавать в суд в случае, если кто-либо завладел отведённым ему земельным участком.

Устройство и содержание искусственных бечевников производились за счёт государства, а то время как поддержка естественного бечевника — за счёт земской повинности местных жителей. Но если часть бечевника прилегала к мельницам или иным вододействующим заведениям, то его содержание было обязанностью их владельцев. Согласно Уложению о наказаниях уголовных и исправительных за нарушение исправности бечевника или за его повреждение налагался штраф не более 25 рублей. Если неисправность послужила причиной остановки судоходства — то начальник дистанции удалялся с должности. Также предусматривалось наказание по статье “вымогательство”, если чиновник осуществлял незаконный сбор с судоходцев или клади на набережных, бечевнике, а также осуществлял развод мостов [4].

Как можно судить из изложенного, несмотря на то, что хоть и к береговой полосе в настоящее время предъявляются более строгие требования, такие как запрет на распашку земель, добычу полезных ископаемых, выпас скота, а также сейчас особое внимание уделяется экологической части (в нынешнее законодательство добавлено значительное количество пунктов, регулирующих природоохранную сторону вопроса), однако основной аспект, касающийся береговой полосы как территории общего пользования — обязательство предоставления свободного доступа — всё же был заложен ещё Соборном уложении 1649 года, и он законодательно поддерживается до сих пор.

Источник

Бечевник или Бичевник или Бечевая

Ввиду вышеизложенного прибрежный владелец может: 1) отведенное под Б. место запахивать, засаживать, заливать и ограждать легкими изгородями, оставляя свободные пространства для подножного корма бечевых лошадей, если существует тяга судов или плотов, не заграждая пути для конных и пеших сообщений, вообще не стесняя прав лиц, нуждающихся в пользовании бечевником, и не требуя с них ни в каком случае вознаграждения ни за потраву произрастаний, ни за порчу изгородей, ни за порубку дерев и кустарников (в ограждение же интересов собственника постановлено, чтобы бечевные лошади, пользующиеся подножным кормом на Б., были привязываемы к приколам); 2) добывать беспрепятственно и безвозмездно все находящиеся на Б. и в недрах его строительные материалы при соблюдении вышеизложенных условий и не повреждая нисколько мостов, гатей, труб, спусков, береговых укреплений и пристаней и исправляя ко времени открытия судоходства, сплава или гонки дров все порчи, как то: ямы, подкопы, перекопы и проч. происшедшие от его работ, наблюдение за чем возложено на местную полицию, которая в случае неисполнения означенных исправлений в назначенный ею срок производит их на счет ослушников, подвергающихся за это денежным взысканиям. Это последнее право владельца разделяется казной в тех случаях, когда материалы, находящиеся на Б. или в недрах его, понадобятся для государственных работ, однако, с оговоркой, что они могут быть добываемы лишь с месторождений и в природном виде, т. е. не касаясь разработок и заготовлений, произведенных самим владельцем, и не причиняя последнему каких-либо препятствий в добывании нужных ему материалов; 3) вчинять иски в случае завладения кем-либо отведенной из его владения под Б. землей с целью присвоить ее в свою исключительную собственность. Лицам, занимающимся промыслами, в интересах которых установлены Б., предоставляется пользоваться всем протяжением этих Б. без каких-либо в пользу обществ, городов, владельцев или казны сборов, пошлин и акцизов за что бы то ни было, причем изъятия из этого правила в каких-либо видах и отношениях могут быть допущены только по высочайшей воле. Это пользование в пределах Б. ограничивается некоторыми особыми правилами. Так, сплавляемые на плотах и судах товары не могут быть продаваемы вне городов, пристаней, ярмарок и вообще населенных мест раздробительно или рознично ни с бечевника, ни с судов, за исключением выгруженных где-либо на бечевнике вследствие бедствия судна или плота малоценных и неспособных к сухопутной перевозке товаров, как хлеб всякого рода, лен, пенька, дрова и лесной материал; однако передача от лица к лицу на законном основании как гуртом целого груза судна или целых плотов, так и самых судов дозволяется и во время сплава на всем пространстве водяных сообщений, равно как и различная продажа с Б. на суда жизненных и всякого рода судовых припасов в видах устранения монополии со стороны прибрежных селений. Кроме того, в случае постройки судов на Б. оставшиеся от того лес и щепы должны быть немедленно по спуске судов убраны и вообще всякое повреждение Б. производством на нем или близ него каких-либо хотя и дозволенных работ или иным образом должно быть немедленно исправляемо. Устройство и содержание искусственных Б. относится к обязанностям казны; устройство же и поддержка Б. естественных остается на земской повинности обывателей. Впрочем, обделка и содержание тех частей Б., которые прилегают к допущенным на нем мельницам и прочим вододействующим заведениям, относятся к обязанности владельцев сих заведений; исправление же повреждений, причиненных работами или иным образом, лежит на виновных в них. При этом казна оказывает обывателям помощь безденежным отпуском из казенных дач потребного для работ на Б. леса и в случае необходимости исполнения на Б. каких-либо значительных и искусственных работ — производством и ремонтом таковых на счет ведомства путей сообщения. Все вышеизложенные правила о Б. вне населенных мест относятся и к Б. в городах, селениях и прочих населенных местах, однако для облегчения тех городов, селений и жилых мест, где открытие десятисаженного Б. требовало бы сноса значительных строений, дозволяется, за исключением тех мест, где производится выгрузка и складка дров и леса, сплавляемых россыпью, вместо Б. оставлять для надобностей судоходства набережную, т. е. прибрежное вдоль уреза воды пространство в той только ширине, которая необходима для удобного по берегу реки прохода с бечевой и проезда как в межень, так и весной. Когда Б. в черте жилых мест заменяется набережной, для причала судов выгрузки и нагрузки товаров и прочих надобностей судоходной промышленности должны быть отведены особые места под названием пристаней. Относительно устройства и содержания набережных и пристаней, а равно и пользования ими установлены в законе особые правила (см. Набережные и Пристани). Там, где введено в действие городовое положение 1870 года относительно устройства и содержания Б., набережных и пристаней, соблюдаются правила, изложенные в городовом положении (изд. 1886 г. ст. 103). Наши уголовные законы за нарушение правил об исправности Б., а также за повреждение их угрожают виновным денежным взысканием не свыше 25 рублей; начальникам же дистанций за ненаблюдение надлежащим образом за содержанием в исправности Б., бечевых мостов и каналов — замечаниями или выговорами более или менее строгими или даже удалением от должности в тех случаях, когда от их нерадения неисправность Б. причинит остановку в судоходстве. Если же чиновник, состоящий в государственной или общественной службе, будет производить какой-нибудь незаконный сбор с водоходцев, судов их, плотов или клади на пристанях, набережных и Б., а также и за развод мостов, то он подвергается наказаниям, определенным за вымогательство (см. это сл.). Ср. Св. Зак. т. X, ч. 1 ст. ст. 437, 438, 441; т. XII ч. 1. Уст. путей сообщения, ст. ст. 358—390 и продолж. 1886, 1887 и 1889 г.; т. XV, ч. 1 Улож. о наказ. угол. и исправ., ст. ст. 1089 и 1091; Устав о наказ., налаг. мир. суд., ст. 81.

Источник

БЕЧЕВНИК

Смотреть что такое «БЕЧЕВНИК» в других словарях:

Бечевник — на Финовканале, соединяющем реки Одер и Хафель (Германия). По назначению использовался ещё в начале XX в. Бечевник (бичевник, бечевая … Википедия

бечевник — берег, полоса Словарь русских синонимов. бечевник сущ., кол во синонимов: 2 • берег (37) • полоса … Словарь синонимов

БЕЧЕВНИК — полоса суши вдоль берегов водных объектов общего пользования. Каждый вправе (без использования транспорта) передвигаться и пребывать у таких объектов, заниматься рыболовством и причаливать на плавательных средствах. Ширина Б. согласно Водному… … Юридический словарь

Бечевник — беч евник, бечевн ик м. Береговая полоса вдоль рек, озер, используемая для нужд судоходства и сплава (ранее для бечевой тяги). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

БЕЧЕВНИК — (Tow path) береговая полоса земли, прилегающая к внутренним водным путям сообщения, как естественным (рекам), так и искусственным (каналам); предоставляется в интересах судоходства в общее пользование. Название произошло от слова бечева. Самойлов … Морской словарь

БЕЧЕВНИК — полоса суши вдоль берегов водных объектов общего пользования; ширина бечевника не может превышать 20 м ( Водный Кодекс Российской Федерации ) EdwART. Термины и определения по охране окружающей среды, природопользованию и экологической… … Экологический словарь

БЕЧЕВНИК — Полоса суши вдоль берегов водных объектов общего пользования; ширина бечевника не может превышать 20 м Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

БЕЧЕВНИК — (от слова бечева, т. е. веревка, при помощи которой тянут суда, плоты), береговая полоса земли, прилегающая к внутренним водным путям сообщения, как естественным (рекам, озерам), так и искусственным (каналам), и предоставленная в интересах… … Большая медицинская энциклопедия

бечевник — Прибрежная полоса вдоль судоходных внутренних водных путей, используемая для нужд судоходства и лесосплава [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] EN right of way path reserve DE Treidelpfad FR bande d… … Справочник технического переводчика

бечевник — Узкая береговая полоса у подошвы высокого берега реки, ограниченная по высоте уровнями межени и половодья, в прошлом полоса вдоль судоходной реки или канала, использовавшаяся бурлаками, которые тащили суда вверх по течению … Словарь по географии

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *