Бичевник или бечевник что это
Бечевник
Из Википедии — свободной энциклопедии
Бече́вни́к (бичевник, бечева́я) — сухопутная дорога вдоль берега водного пути (реки или канала), предназначенная для буксирования людьми (бурлаками) или лошадьми (конная баржа) судов на канате (обычно несамоходных барж), называемом бечевой или бичевой.
Иногда в качестве бечевника использовалась ровная отмель вдоль подошвы высокого речного берега, затопляемая во время половодья и обнажающаяся при низком уровне воды в реке.
В западной Европе (Нидерланды, Германия, Франция, Великобритания), где речное судоходство на бечевой тяге до конца XIX в. было широко распространено, бечевники специально обустраивались: нивелировались, мостились и т. п.
В царской России бечевником называли определённое пространство земли, отведенное по берегам рек и других водных путей для бечевой тяги судов и плотов, и для прочих надобностей судоходства.
При строительстве Санкт-Петербурга по плану Петра I внутригородские водные пути обустраивались бечевниками, впоследствии превращёнными в гранитные набережные.
С распространением в XX в. компактных и относительно недорогих судовых двигателей внутреннего сгорания широкого диапазона мощностей, бечевники утрачивают своё хозяйственное значение.
Энциклопедичный YouTube
Субтитры
Значение слова «бечевник»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Иногда в качестве бечевника использовалась ровная отмель вдоль подошвы высокого речного берега, затопляемая во время половодья и обнажающаяся при низком уровне воды в реке.
В западной Европе (Нидерланды, Германия, Франция, Великобритания), где речное судоходство на бечевой тяге до конца XIX в. было широко распространено, бечевники специально обустраивались: нивелировались, мостились и т. п.
В царской России бечевником называли определённое пространство земли, отведенное по берегам рек и других водных путей для бечевой тяги судов и плотов, и для прочих надобностей судоходства.
При строительстве Санкт Петербурга по плану Петра I внутригородские водные пути обустраивались бечевниками, впоследствии превращёнными в гранитные набережные.
С распространением в XX в. компактных и относительно недорогих судовых двигателей внутреннего сгорания широкого диапазона мощностей, бечевники утрачивают своё хозяйственное значение.
БЕЧЕВНИ’К, а-а́, м. (спец.). Полоса берега, предназначенная для людей или лошадей, тянущих судно на бечеве, а также для причала, устройства пристаней и т. п.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
бечевник
1. спец. полоса берега, предназначенная для людей или лошадей, тянущих судно на бечеве, а также для причала, устройства пристаней и т. п.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: подкормка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Бечевник: история происхождения, режим использования и его влияние на становление современной береговой полосы
Рубрика: Технические науки
Дата публикации: 11.01.2019 2019-01-11
Статья просмотрена: 680 раз
Библиографическое описание:
Марушина, Д. А. Бечевник: история происхождения, режим использования и его влияние на становление современной береговой полосы / Д. А. Марушина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 2 (240). — С. 25-27. — URL: https://moluch.ru/archive/240/55490/ (дата обращения: 24.12.2021).
Водный кодекс 3 июня 2006 года даёт определение береговой полосы как полосы земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования, которая предназначается для общего пользования [1]. Но ранее, до введения этого документа в силу, береговая полоса именовалась «бечевником». Согласно утратившему силу Водному кодексу Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ бечевник — это полоса суши вдоль берегов водных объектов общего пользования, которая предназначалась для общего пользования: каждый имел право пребывать на нём, вести рыболовство, использовать для передвижения и для причаливания плавательных средств. Ширина не превышала 20 метров [2].
Но само понятие бечевника зародилось ещё раньше. Упоминание бечевника, как объекта земельных отношений, на территории которого вводились особые условия использования, было ещё в Соборном уложении 1649 года, где говорилось, что владельцы прибрежного участка обязаны были предоставлять свободный проход и проезд для людей, занимающихся судоходством, позволяли баракам и другим людям причаливать к берегам, выгружать груз и вести торговлю. Они (владельцы участков) обязаны были не повреждать его и не препятствовать его законному использованию.
Согласно Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона, понятие «бечевник» (встречалось также «Бичевник» и «Бечевая») происходит от слова «бечева» («бичева»), означающее веревку или канат, с помощью которого тянули судна. Само понятие означает «определенное пространство земли, отведенное по берегам рек и других водяных сообщений для бечевой тяги судов и плотов и для прочих надобностей судоходства» [3]. Эти участки земли существовали у всех рек, озёр и разливов общего пользования, и на эти участки налагались обременения. Под водными объектами общего пользования понимались реки и озёра, по которым осуществлялось судоходство, а также сплав леса. Реки или озёра признавались судоходными (или сплавными) по распоряжению правительства. К числу таких распоряжений, помимо объявления вод таковыми решением I Департаментом Правительствующего Сената, относятся: упоминание в межевых актах о прирезке по берегу реки бечевника; перечисление рек в указе Правительствующего Сената 30 мая 1799 и в последующих к ним дополнениях; а также перечисление названий же рек в 87 ст. Устава путей сообщения 1857 года.
В бечевник входила часть суши от уреза воды и до гребня суши, а также полоса земли шириной в 10 сажен далее от гребня. Эта ширина не менялась даже при намыве воды — бечевник передвигался во внутрь настолько же, насколько его отмыло от берега.
Если у реки берег пологий или затопляемый, то в бечевник входила только полоса шириной в 10 сажен от уреза средних меженных вод. При этой при весеннем разливе люди, занимающиеся судоходством, имели право пользоваться проходами и проездами, находящимися вдоль разлива, как самим бечевником.
Бечевник безвозмездно предоставлялся судостроителям, водоходцам, лесопромышленникам и судорабочим для осуществления их профессиональной деятельности. Также бечевник предоставлялся как пристанище для рыболовов. В случае чрезвычайных ситуаций (например, при бедствии судна) судорабочим по указанию местной судоходной полиции могло быть предоставлено разрешение на строительство временных балаганов для хранения груза и необходимых к починке судна принадлежностей. Однако эти строения являлись временными, и по истечению срока (максимум 1 год) подлежали сносу.
Бечевники подразделялись на естественные и искусственные. Естественные — те, которые были образованы вокруг водных объектов, созданных силами природы, искусственные — вдоль искусственных каналов. Если при образовании искусственного бечевника на его территорию попадали владения частных лиц, то, взамен отданного государству имущества, они получали денежную компенсацию.
В случае естественного бечевника участок земли оставался у собственника, но на него накладывались некоторые ограничения:
1) Собственник обязан был обеспечить свободный доступ к земельному участку;
2) Запрещалось возведение на берегу каких-либо построек, улучшать уже существующие, а также собственник обязан был сносить обветшалые постройки. Исключением были ранее упомянутые временные постройки, которые необходимы были для судостроения, а также лесопильные заводы, мельницы, фабрики, если на их оставление было дано разрешение министерством путей сообщения, и если они не мешали ходу судов и сплаву дерева.
3) Рыболовецкое снаряжение также размещалось с разрешения министерства путей сообщения на основании устава о сельском хозяйстве.
Но, помимо ограничений, у собственника было право:
1) Вести сельскохозяйственную деятельность на своём участке, ограждать его легкой изгородью, но при этом оставлять свободное пространство для прохода и проезда. В случае порчи изгороди собственник не имел права требовать компенсацию, потому что изгородь устанавливается в интересах собственника, чтобы бечевные лошади, пользующиеся подножным кормом на бечевнике, были привязаны к приколам;
2) Добывать все полезные ископаемые, которые находятся на участке и в его недрах, не нарушая при этом мосты, укрепления, пристани и прочее, а ко времени открытия судоходства или сплава дров исправить всю порчу земной поверхности, то есть ямы, перекопы и прочее. Наблюдение за этим накладывалось на местную полицию;
3) Подавать в суд в случае, если кто-либо завладел отведённым ему земельным участком.
Устройство и содержание искусственных бечевников производились за счёт государства, а то время как поддержка естественного бечевника — за счёт земской повинности местных жителей. Но если часть бечевника прилегала к мельницам или иным вододействующим заведениям, то его содержание было обязанностью их владельцев. Согласно Уложению о наказаниях уголовных и исправительных за нарушение исправности бечевника или за его повреждение налагался штраф не более 25 рублей. Если неисправность послужила причиной остановки судоходства — то начальник дистанции удалялся с должности. Также предусматривалось наказание по статье “вымогательство”, если чиновник осуществлял незаконный сбор с судоходцев или клади на набережных, бечевнике, а также осуществлял развод мостов [4].
Как можно судить из изложенного, несмотря на то, что хоть и к береговой полосе в настоящее время предъявляются более строгие требования, такие как запрет на распашку земель, добычу полезных ископаемых, выпас скота, а также сейчас особое внимание уделяется экологической части (в нынешнее законодательство добавлено значительное количество пунктов, регулирующих природоохранную сторону вопроса), однако основной аспект, касающийся береговой полосы как территории общего пользования — обязательство предоставления свободного доступа — всё же был заложен ещё Соборном уложении 1649 года, и он законодательно поддерживается до сих пор.
Бечевник или Бичевник или Бечевая
Ввиду вышеизложенного прибрежный владелец может: 1) отведенное под Б. место запахивать, засаживать, заливать и ограждать легкими изгородями, оставляя свободные пространства для подножного корма бечевых лошадей, если существует тяга судов или плотов, не заграждая пути для конных и пеших сообщений, вообще не стесняя прав лиц, нуждающихся в пользовании бечевником, и не требуя с них ни в каком случае вознаграждения ни за потраву произрастаний, ни за порчу изгородей, ни за порубку дерев и кустарников (в ограждение же интересов собственника постановлено, чтобы бечевные лошади, пользующиеся подножным кормом на Б., были привязываемы к приколам); 2) добывать беспрепятственно и безвозмездно все находящиеся на Б. и в недрах его строительные материалы при соблюдении вышеизложенных условий и не повреждая нисколько мостов, гатей, труб, спусков, береговых укреплений и пристаней и исправляя ко времени открытия судоходства, сплава или гонки дров все порчи, как то: ямы, подкопы, перекопы и проч. происшедшие от его работ, наблюдение за чем возложено на местную полицию, которая в случае неисполнения означенных исправлений в назначенный ею срок производит их на счет ослушников, подвергающихся за это денежным взысканиям. Это последнее право владельца разделяется казной в тех случаях, когда материалы, находящиеся на Б. или в недрах его, понадобятся для государственных работ, однако, с оговоркой, что они могут быть добываемы лишь с месторождений и в природном виде, т. е. не касаясь разработок и заготовлений, произведенных самим владельцем, и не причиняя последнему каких-либо препятствий в добывании нужных ему материалов; 3) вчинять иски в случае завладения кем-либо отведенной из его владения под Б. землей с целью присвоить ее в свою исключительную собственность. Лицам, занимающимся промыслами, в интересах которых установлены Б., предоставляется пользоваться всем протяжением этих Б. без каких-либо в пользу обществ, городов, владельцев или казны сборов, пошлин и акцизов за что бы то ни было, причем изъятия из этого правила в каких-либо видах и отношениях могут быть допущены только по высочайшей воле. Это пользование в пределах Б. ограничивается некоторыми особыми правилами. Так, сплавляемые на плотах и судах товары не могут быть продаваемы вне городов, пристаней, ярмарок и вообще населенных мест раздробительно или рознично ни с бечевника, ни с судов, за исключением выгруженных где-либо на бечевнике вследствие бедствия судна или плота малоценных и неспособных к сухопутной перевозке товаров, как хлеб всякого рода, лен, пенька, дрова и лесной материал; однако передача от лица к лицу на законном основании как гуртом целого груза судна или целых плотов, так и самых судов дозволяется и во время сплава на всем пространстве водяных сообщений, равно как и различная продажа с Б. на суда жизненных и всякого рода судовых припасов в видах устранения монополии со стороны прибрежных селений. Кроме того, в случае постройки судов на Б. оставшиеся от того лес и щепы должны быть немедленно по спуске судов убраны и вообще всякое повреждение Б. производством на нем или близ него каких-либо хотя и дозволенных работ или иным образом должно быть немедленно исправляемо. Устройство и содержание искусственных Б. относится к обязанностям казны; устройство же и поддержка Б. естественных остается на земской повинности обывателей. Впрочем, обделка и содержание тех частей Б., которые прилегают к допущенным на нем мельницам и прочим вододействующим заведениям, относятся к обязанности владельцев сих заведений; исправление же повреждений, причиненных работами или иным образом, лежит на виновных в них. При этом казна оказывает обывателям помощь безденежным отпуском из казенных дач потребного для работ на Б. леса и в случае необходимости исполнения на Б. каких-либо значительных и искусственных работ — производством и ремонтом таковых на счет ведомства путей сообщения. Все вышеизложенные правила о Б. вне населенных мест относятся и к Б. в городах, селениях и прочих населенных местах, однако для облегчения тех городов, селений и жилых мест, где открытие десятисаженного Б. требовало бы сноса значительных строений, дозволяется, за исключением тех мест, где производится выгрузка и складка дров и леса, сплавляемых россыпью, вместо Б. оставлять для надобностей судоходства набережную, т. е. прибрежное вдоль уреза воды пространство в той только ширине, которая необходима для удобного по берегу реки прохода с бечевой и проезда как в межень, так и весной. Когда Б. в черте жилых мест заменяется набережной, для причала судов выгрузки и нагрузки товаров и прочих надобностей судоходной промышленности должны быть отведены особые места под названием пристаней. Относительно устройства и содержания набережных и пристаней, а равно и пользования ими установлены в законе особые правила (см. Набережные и Пристани). Там, где введено в действие городовое положение 1870 года относительно устройства и содержания Б., набережных и пристаней, соблюдаются правила, изложенные в городовом положении (изд. 1886 г. ст. 103). Наши уголовные законы за нарушение правил об исправности Б., а также за повреждение их угрожают виновным денежным взысканием не свыше 25 рублей; начальникам же дистанций за ненаблюдение надлежащим образом за содержанием в исправности Б., бечевых мостов и каналов — замечаниями или выговорами более или менее строгими или даже удалением от должности в тех случаях, когда от их нерадения неисправность Б. причинит остановку в судоходстве. Если же чиновник, состоящий в государственной или общественной службе, будет производить какой-нибудь незаконный сбор с водоходцев, судов их, плотов или клади на пристанях, набережных и Б., а также и за развод мостов, то он подвергается наказаниям, определенным за вымогательство (см. это сл.). Ср. Св. Зак. т. X, ч. 1 ст. ст. 437, 438, 441; т. XII ч. 1. Уст. путей сообщения, ст. ст. 358—390 и продолж. 1886, 1887 и 1889 г.; т. XV, ч. 1 Улож. о наказ. угол. и исправ., ст. ст. 1089 и 1091; Устав о наказ., налаг. мир. суд., ст. 81.
БЕЧЕВНИК
Смотреть что такое «БЕЧЕВНИК» в других словарях:
Бечевник — на Финовканале, соединяющем реки Одер и Хафель (Германия). По назначению использовался ещё в начале XX в. Бечевник (бичевник, бечевая … Википедия
бечевник — берег, полоса Словарь русских синонимов. бечевник сущ., кол во синонимов: 2 • берег (37) • полоса … Словарь синонимов
БЕЧЕВНИК — полоса суши вдоль берегов водных объектов общего пользования. Каждый вправе (без использования транспорта) передвигаться и пребывать у таких объектов, заниматься рыболовством и причаливать на плавательных средствах. Ширина Б. согласно Водному… … Юридический словарь
Бечевник — беч евник, бечевн ик м. Береговая полоса вдоль рек, озер, используемая для нужд судоходства и сплава (ранее для бечевой тяги). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
БЕЧЕВНИК — (Tow path) береговая полоса земли, прилегающая к внутренним водным путям сообщения, как естественным (рекам), так и искусственным (каналам); предоставляется в интересах судоходства в общее пользование. Название произошло от слова бечева. Самойлов … Морской словарь
БЕЧЕВНИК — полоса суши вдоль берегов водных объектов общего пользования; ширина бечевника не может превышать 20 м ( Водный Кодекс Российской Федерации ) EdwART. Термины и определения по охране окружающей среды, природопользованию и экологической… … Экологический словарь
БЕЧЕВНИК — Полоса суши вдоль берегов водных объектов общего пользования; ширина бечевника не может превышать 20 м Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
БЕЧЕВНИК — (от слова бечева, т. е. веревка, при помощи которой тянут суда, плоты), береговая полоса земли, прилегающая к внутренним водным путям сообщения, как естественным (рекам, озерам), так и искусственным (каналам), и предоставленная в интересах… … Большая медицинская энциклопедия
бечевник — Прибрежная полоса вдоль судоходных внутренних водных путей, используемая для нужд судоходства и лесосплава [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] EN right of way path reserve DE Treidelpfad FR bande d… … Справочник технического переводчика
бечевник — Узкая береговая полоса у подошвы высокого берега реки, ограниченная по высоте уровнями межени и половодья, в прошлом полоса вдоль судоходной реки или канала, использовавшаяся бурлаками, которые тащили суда вверх по течению … Словарь по географии