Биксеноновые фары что это такое
Чем отличается ксенон от биксенона
ДЛЯ НАЧАЛО ОПРЕДЕЛИМ ЧТО ТАКОЕ КСЕНОН И БИКСЕНОН:
• Ксеноновая лампа наполнена газом, от обычных ламп она отличается главным образом тем, что не имеет нити накаливания. Принцип работы лампы заключается в следующем: между двумя электродами проходит высокое напряжение, это вызывает свечение газа, находящегося в лампе. Ксеноновая лампа обладает постоянным излучением, менять его направление не способна.
• Биксеноновая лампаявляется той же ксеноновой лампой, но снабжена механизмом, который может менять направление свечения. В роли такого механизма выступает металлическая шторка, которая перемещается под действием магнита, открывая при этом разные участки лампы.
СРАВНЕНИЕ КСЕНОНА И БИКСЕНОНА:
В чем же отличия биксеноновых ламп от ксеноновых? Если говорить по-простому, то ксеноновые лампы могут давать только ближний свет, а вот технология биксеноновых ламп устроена таким образом, что свет здесь можно переключать с ближнего на дальний. Биксеноновое освещение построено на изменении фокусного расстояния (дальний и ближний фокус) обычной ксеноновой лампы, которая может менять свое положение, используя «плавающую колбу» или переключающий рефлектор-шторку.
Ксеоновыми фарами оснащаются представительские автомобили, которые оборудованы чуть ли не проблесковыми маячками. Такие фары обеспечивают отличное освещение дороги. Заменив привычные галогенки на ксеон, вы просто удивитесь, как могли передвигаться без них раньше. Не забывайте, что яркость света – непременное условие безопасной езды. Свет таких ламп не ослепляет встречных водителей, они очень экономичны и служат минимум два года.
У ксенона и биксенона принцип формирования свечения одинаковый, по показателям яркости свечения, надежности и экономичности они не различаются. Но если в вашей машине не предусмотрена раздельная оптика, есть смысл обратить внимание на биксеоновые лампы. Установить их можно и самостоятельно, если следовать инструкции. При покупке стоит обратить внимание на обозначение цоколя лампы.
Таким образом, определили, что разница между ксеноном и биксеноном заключается в следующем:
1. Ксенон и биксенон имеют одинаковый принцип формирования свечения.
2. Стандартный ксенон можно устанавливать как в ближний, так и в дальний свет, биксенон совмещает в себе ближний и дальний свет в одном корпусе.
3. Переключение биксенона осуществляется за счет механизма, который меняет направление света.
4. Биксенон устанавливают вместо двухнитевой лампы.
5. Стоимость оборудования биксенона дороже ксенона.
О биксеноновых линзах
Биксеноновые линзы – это полностью самостоятельная система, качество света которой абсолютно не зависит от оптического разрешения штатной фары автомобиля. Одним из основных преимуществ такой линзы является точная фокусировка световой линии на дороге в двух световых режимах (дальний, ближний), а так же отсутствие искривленных излучений, которые слепят водителей встречных автомобилей, при неправильной регулировке фар.
Сегодня, на современных авто, довольно часто можно увидеть линзовую оптику с галогеновым или ксеноновым светом. Освещение у таких машин представляет собой безукоризненно ровную, четко направленную линию с хорошей дальностью.
Линзовые системы в автомобильной оптике стали применяться в середине 80–х годов прошлого века. Родоначальником в этой области стал концерн Volkswagen – Audi, который первым на своих автомобилях установил линзовую оптику.
В современном мировом автопроме, все ведущие производители пользуются линзовой и билинзовой оптикой, оснащая ими топовые комплектации своих автомобилей. Этот факт связывают с тем, что линзовая оптика (которая так же называется прожекторной) в отличие от рефлекторной, в полной мере удовлетворяет требованиям и стандартам, предъявляемым к автомобильному свету. Коэффициент полезного действия такой оптической системы может достигать 62% против 35 – 42% рефлекторной оптики, что придает хорошую освещенность, сбалансированное распределение светового потока, а так же четкую зримую границу света и тени при включенном ближнем световом режиме.
БИКСЕНОНОВЫЕ ЛИНЗЫ: КАК ЭТО РАБОТАЕТ?
Биксеноновый модуль — светотехническое устройство, состоящее из: корпуса, фокусирующей линзы, ксеноновой лампы, отражателя светового пучка и подвижной металлической шторки, отсекающей излишний поток света в режиме ближнего света и открывающая его при переключении в режим дальнего. В качестве приятного дополнения на многих современных биксеноновых линзах имеется светодиодная габаритная подсветка в виде «ангельских глазок» (свет по круглому контуру линзы).
Отсекая часть генерируемого ксеноновой лампой света, шторка формирует правильную ступеньку света, исключая ослепление встречных водителей, а также водителей попутно идущих машин (например, при обгоне). На текущий момент биксеноновые линзы гарантируют наилучшую фокусировку ксенонового луча, обеспечивают четкую границу светового пучка как в режиме ближнего света, так и при переключении в режим дальнего. При этом важно, что при переключении в режим дальнего света, ближний никуда не пропадает, оставаясь неизменным (что соответствует требованиям ГОСТ к фарам с газоразрядными источниками света).
Благодаря своей универсальности биксеноновые линзы получают все большее признание среди автолюбителей, желающих качественно улучшить/исправить штатный свет своего авто. Особенно актуальны преимущества биксеноновых линз для:
— праворульных авто («японцы», «британцы»). Биксеноновые линзы – оптимальный вариант переделки кривого «праворульного» света в европейский, без замены фар;
— американских авто, ведь не секрет, что на многих «американцах» штатный свет недостаточно яркий, что доставляет их владельцам известный дискомфорт при движении по неосвещенным и слабоосвещенным трассам;
— некоторых европейских авто с недостаточно удачной штатной оптикой. Оснащение автомобиля биксеноновыми линзами позволяет привести оптику автомобиля в соответствие с ожиданиями его владельца.
— фар с потускневшим/осыпавшимся отражателем, которые более не способны качественно формировать пучок света.
БИКСЕНОНОВЫЕ ЛИНЗЫ: УСТАНОВКА
Установка биксеноновых модулей осуществляется в следующем порядке:
— снятие внешних элементов фары (таких как пластик и стекло);
— установка биксеноновых модулей (линз) с наружной стороны в обычное посадочное место;
— фиксация биксенонового модуля в установленном месте, с помощью зажимной гайки с обратной стороны;
— подключение блоков питания и розжига по установленной схеме;
— проверка работоспособности и корректировка направления светового луча;
— установка внешних элементов фары на свои места с помощью герметика.
Подводя итог, хотелось бы отдельно выделить преимущества, которые мы получаем используя биксеноновые линзы. Самым главным является то, что благодаря этим устройствам, свет становится более насыщенным, а это значительно увеличивает предельную зону видимости. Так же в отличие от обычного биксенона в режиме дальнего света, хорошее освещение получает и ближняя и дальняя зоны. И в заключении хотелось бы добавить, что благодаря биксенону, автомобиль получает более респектабельный и уникальный вид.
Головной свет, часть 1: Би-ксенон в фары
Итак, мой первый пост в БЖ (сиди не сиди на драйве, а начинать надо ©)
Букав будет много, фото тоже много, я бы больше постнул, но ограничение в 20 фото на пост…
В поисках ништяков на машину, мой старший брат albsk наткнулся на интересный лот на ebay: линзы Hella для би-ксенона D2S (или же билинзы), т.е. комплект для установки заводского ксенона, по очень вкусной цене, и попытался купить их. Лот он проиграл, но это дало пищу для размышлений. Его предыдущие изыскания на тему «правильного» или «околоправильного» (т.е. неслепящего, с правильной светотеневой границей) ксенона, привели к выводу, что в фару может быть смонтирована 2.5-дюймовая линза, с управляемой шторкой. Более того, идея не нова, и есть различные способы ее реализации.
Что такое би-ксенон?
Би-ксенон — это способ организации головного света, когда для ближнего и дальнего света в фаре используется одна и та же лампа, просто механическим способом изменяется световой поток испускаемый фарой. Способов этих два:
1. Открыть/убрать шторку-ограничитель светового потока, позволив тем самым светить фаре не только вниз и вперед, как в ближнем, но и вперед и вверх
2. Сместить лампу в фаре (вдвинуть или выдвинуть), тем самым поставив ее в фокус рефлектора фары, или убрав из фокуса
Наверное первый способ применяется для линзованных фар, второй — для рефлекторных, точно не знаю — это лично мое умозаключение 🙂
Что мы хотим получить на выходе этой доработки/доукомлектации/колхоза?
На выходе планируется получить следующее:
1. Дополнить машину более новым и уже не дорогим инженерным решением головного света, потому что таких опций в 96 году просто не существовало, и инженеры были ограничены технологиями своего времени
2. Ксенон с правильной светотеневой границей в виде «ступеньки», вместо галогеновой «галки»
3. Би-ксеноновый дальний свет
4. Возможность использования штатного рефлекторного галогенового дальнего света, при потушенном ксеноне, чтобы иметь возможность подавать сигналы дальним светом при выключенных фарах. Идея была подсмотрена на одном из роликов на ютубе.
Что потребуется для внедрения:
1. Собственно би-ксеноновые линзы, пара
Для данной конкретной реализации были выбраны китайские линзы с управляемой электромагнитом шторкой, размером 2.5 дюйма, за 66$ с доставкой. Они чуть-чуть меньше, чем оригинальные линзы (оригинальные по замерам дают порядка 2.8 дюйма или около 73 мм), полное сравнение будет чуть ниже. Были выбраны линзы под ксенон H1.
D2S отпал после озвучивания двух постулатов:
а) этот ксенон никогда не будет как в оригинале;
б) D2S дороже ровно в два раза, и если у обладателей заводского ксенона нет выбора, кроме как платить за D2S (ну или тот, что им нужен), то в данном случае у меня это выбор есть, и переплачивать «спасибо, что-то не хочется…» © Чеширский Кот
2. Переключающее реле, с монтажом прямо в фару, чтобы можно было использовать штатный дальний свет наравне с би-ксеноном. По нашему с братом мнению, запаливать би-ксенон, и штатный дальний одновременно — это крайне негуманно, я бы честно говоря был бы просто ослеплен во всех смыслах на дороге, поэтому сам я делать так не буду.
Реле было выбрано китайское, форм-фактора для монтажа на плату, потому что оно выглядело достаточно цельным и герметичным, а это важно, т.к. оно будет стоять в фаре, которая защищена, от влаги и грязи, но не герметична.
На самом реле было написано, что оно выдерживает 12 А (до 20 А в пике) при напряжении 14 В. Несложный подсчет ввиде деления 55 Вт (мощность лампы H1) на 14 В (напряжение бортовой сети) дает в итоге около 4 А (ток, потребляемый лампой), т.е. в общем запас мощности есть.
3. Проставочные пластины, для крепления линзы в фаре. Штука на самом деле полностью кастомная, изготовление было штучное, 3 комплекта для таких линз. Делал их мой отец на заводе, одним пакетом, а я уже допиливал напильником до нужной кондиции.
Описание процесса реализации
Итак, начнем:
1. Снимаем фары:
1) Снимаем ресничку под левой фарой, открутив саморез у основания фары. Для тех у кого стоит омыватель фар, сначала выдвигаем форсунку на себя, потом снимаем крышечку с форсунки, вытаскиваем ресничку из крыла, и аккуратно продев через отверствие, снимаем ресничку с форсунки. Форсунку из подъемного механизма вытаскивать не нужно.
2) Снимаем поворотник, отверткой освободив стопор, который держит его на фаре (суем отвертку в дырочку, поворачиваем то что осталось от стопора против часовой стрелки и отщелкиваем стопор), отсоединяем провода
3) Откручиваем 2 самореза над фарой, и два под фарой, аккуратно достаем фару на себя вперед, оч-ч-чень аккуратно, чтобы не обломать два верхних крепления, уж больно падлы хрупкие… затем отцепляем прямоугольную фишку корректора, и круглую фишку питания ламп.
2. Разбираем фары
1) Снимаем заднюю крышку фары
2) Снимаем электрокорректор, поворотом в сторону от фары, и после этого тянем нижнюю часть корректора вверх, чтобы высвободить шток из гнезда в подвижном отражателе фары (сам шток пойдет вниз и выйдет из зацепления фары)
3) Снимаем проволочный держатель, удерживающий декоративный уплотнитель фары. Для этого пассатижами выдергиваем крючок из нижней петли, а потом высвобождаем его и из верхней петли
Чем отличается ксенон от биксенона? Давайте разберемся
Для автолюбителей одна из главных задач — организация головного света, способного осветить дорогу и свести к минимуму риск аварийности.
На этом фоне более востребованы ксеноновые лампы, которые по параметрам обошли «галогенки» и стали выбором большей части производителей.
Через время появилась еще одна технология — биксенон с расширенной функциональностью.
В чем же особенности ксенона и биксенона? Каковы отличия устройств? Чему отдать предпочтение?
Принцип работы ксеноновых и биксеноновых ламп
Чтобы понять принцип действия биксенона и ксенона, стоит разобраться в особенностях каждого из них.
Лампа внутри которой содержится инертный газ. Главное отличие от привычных лампочек — отсутствие нити накаливания.
Принцип работы прост и гениален. Внутри лампы газ ксенон и пара электродов. Между ними появляется разряд высокого напряжения, который заставляет газ светиться.
Как следствие, возникает яркий пучок света определенного направления. Получается, что главный источник света — газ.
Если говорить подробнее, то внутри стеклянной емкости, имеющей размер спичечной головки, содержится смесь солей металла и инертного газа (ксенона).
Разряд высокого напряжения появляется между электродами, которые помещены в колбу, что способствует появлению яркого свечения смеси.
Главный плюс такой конструкции — минимум энергозатрат при качественном освещении.
Сложность ксенона заключается в организации электросети. Принцип действия прост, чего не скажешь о схеме построения.
Для пуска ксенона и появления разряда между электродами должно быть создано напряжение в 25 000 Вольт. Чтобы гарантировать горение, необходима поддержка переменного тока с напряжением в 330 Вольт и частотой 330 Герц.
Вот почему при монтаже ксеноновых фар не обойтись без установки дополнительных узлов, один из которых — блок поджига.
Главный плюс ксенона — отсутствие спирали. Но такая отличительная черта привела к появлению новой проблемы — ослеплению водителей встречных автомобилей.
В «галогенках» схема проще. Там, чтобы исключить ослепление, стоит переключить нити накаливания, сменив режим с дальнего на ближний.
В случае с ксеноном проблема решается установкой дополнительного экрана, отсекающего «лишний» световой пучок.
Кроме этого, большим спросом пользуется биксенон. Он позволяет перейти на ближний (дальний) свет, не теряя в качестве освещения дороги.
Такая лампа считается одной из разновидностей классического ксенона.
Главная особенность — наличие внутри механизма, способного менять направление излучения.
Речь идет о металлической шторке, перемещаемой под действием магнитного устройства. За счет действия магнита происходит открытие различных зон биксеноновой лампы.
Принцип действия биксеноновой линзы следующий. Лампочка серии D2S (лампы такого типа монтируются в ксеноновые линзы) направляет пучок света на овальный рефлектор.
Последний отражает свет в сторону линзы, которая получает поток с отражателя и распределяет его. После этого шторка закрывает часть света для создания «ближнего» режима.
Переключение способствует получению равномерного света с четкими границами, без «лишних» засветок по краям.
Конструктивные особенности ламп
Как уже упоминалось, принцип действия двух устройств (ксенона и биксенона) идентичен. И в обоих случаях источником освещения является инертный газ. Разница только в конструктивных особенностях и способности биксенона переключаться с ближнего на дальний свет и обратно.
Промежуточный вывод следующий:
Конструкция Bixenon может быть различной. В одних устройствах переключение осуществляется за счет подвижных электродов, которые перемещаются внутри колбы, а в других — с помощью специальной шторки (экрана). В последнем случае главным действующим элементом является электромагнит, открывающий или закрывающий доли лампы. Биксенон отлично подходит для машин, где применяются совмещенные режимы освещения.
Главные отличия
Безопасность водителя и пассажиров стоит на первом месте, поэтому главное внимание уделяется освещению автомобиля. Вопрос только в том, какому из вариантов отдать предпочтение — ксенону или биксенону.
Принципиальное отличие устройств — в особенностях фокусирования (о чем упоминалось выше).
Что касается главных параметров — надежности, экономичности и яркости света, то здесь разницы нет.
Если в автомобильной оптике не предусмотрено разделение, то стоит монтировать Bixenon, монтаж которого реально сделать и самостоятельно.
Что требуется, так это выбрать товар, внимательно изучить инструкцию и следовать рекомендациям. Главное — не забывать о точной настройке биксенона, позволяющего переключать режимы освещения и получать сразу два режима (ближний и дальний).
Одно из главных различий биксенона и ксенона — цена, которая для многих становится ключевым фактором при выборе.
Так, минимальная стоимость комплекта ксенона с учетом монтажных работ составляет 2000 рублей и более.
Что касается биксенона, то здесь затраты на покупку и монтаж возрастают в среднем на 50-70%.
Вот почему автолюбители часто отдают предпочтение более экономному — «смешанному» варианту исполнения, когда ближний свет обеспечивает ксенон, а дальний — «галогенка».
Причина в том, что дальний свет необходим только за городом, в дальних путешествиях, а для повседневного применения используется классический «ближний».
Стоит отметить отличие ксенона и биксенона и по параметру цветовой температуры. В отличие от галогенных ламп, ксеноновые осветительные устройства выдают 4,3 тысяч Кельвинов и выше. Для сравнения у «галогенки» только 3000-3200 К.
Для лучшего освещения участка дороги ночью стоит использовать лампы, имеющие желтоватый или белый оттенок. Что касается синего свечения, то оно характерно для высокого показателя температуры и считается «модным». Минус в том, что такое освещение будет напрягать зрение, что приведет к сильному утомлению человека за рулем.
Рост температуры в Кельвинах приводит к большей активности рассеивания света. Как следствие, возрастает частота волновых колебаний. В итоге собирающая линза не способна решить задачу объединения отдельных лучей в один пучок.
Наличие же металлического экрана способствует преобразованию картинки в требуемом направлении.
Еще раз стоит отметить вопрос цены. Действительно, ксенон считается вариантом более доступным. Но здесь стоит учесть ряд критериев — световую температуру и производителя.
Так, в дорогих устройствах дуга между электродами является статичной, что способствует получению яркого светового пучка. Бюджетные модели таким свойством не отличаются.
Итоги
Если проанализировать сказанное выше, то стоит подвести следующую черту:
Остальные характеристики двух типов осветительных устройств остаются неизменными.
Что именно покупать, решает каждый автолюбитель лично с учетом комплектации машины и наличия необходимой суммы в кармане.
Оба типа ламп при правильном монтаже и настройке гарантируют качественное освещение дороги. Разница только в том, что ксенон делает это исключительно в «ближнем» режиме.
Таким образом, биксенон — альтернатива классическим галогенным лампам с двумя режимами освещения.
При этом часто автолюбители идут на хитрость и устанавливают в автомобиле ксеноновые лампы, но с монтажом так называемых «би-линз».
В этом случае световой поток регулируется за счет перемещения экрана в кожухе линзы.
Плюс такой конструкции — низкая стоимость в сравнении с классическим вариантом исполнения Bixenon.
Как установить на автомобиль биксеноновые фары
Лет двадцать назад ксеноновые фары были большой редкостью на наших дорогах – машины с ярким белым или голубым светом воспринимались как символ роскоши, принадлежности к элитному классу. Сегодня ситуация резко изменилась, но, к сожалению, биксеноновые фары всё ещё не стали общемировым светотехническим стандартом. Тем не менее подобное оборудование можно приобрести в любом более-менее крупном автомагазине по вполне демократичной стоимости и установить его на свой автомобиль. Но насколько легальна установка биксеноновых фар в нашей стране, и можно ли выполнить операцию их монтажа самостоятельно – вопрос, остающийся малоизученным. Мы попробуем восполнить этот вопиющий пробел.
Что такое биксенон
Мы уже привыкли, что принцип действия осветительных приборов может быть разным – лампы накаливания в настоящее время уверенно вытесняются другими, более экономными источниками света.
Газоразрядные лампы, а именно к этому классу принадлежит ксеноновая и биксеноновая оптика, известны давно – до сих пор они использовались преимущественно для уличного освещения, но сейчас происходит их активное внедрение и в автомобилестроительную отрасль. Название ламп указывает на то, какой конкретно инертный газ используется при их изготовлении. Сама лампа представляет собой стеклянную колбу, в которую под большим давлением закачан ксенон. Розжиг осуществляется двумя электродами, которые подсоединены к блоку розжига, представляющему собой высоковольтный блок питания.
А теперь рассмотрим, как работает биксенон. В сущности, генерируемый ксеноновой лампой свет представляет собой горение дуги в среде, заполненной инертным газом. Можно сказать, что этот процесс чем-то напоминает дугу, даваемую сварочным аппаратом. В отличие от ламп накаливания, электроды здесь никоим образом не страдают, ведь инертный газ потому так и называется, что никак не реагирует с окружающими его материалами (в отличие от кислорода, водорода, азота и других газов, присутствующих в атмосферном воздухе).
Такая дуга горит непродолжительное время и потому нуждается в постоянной подпитке током, причём формируемое блоком питания напряжение должно иметь номинал порядка 60-80 В.
А поскольку бортовая сеть работает на напряжении 12 В, именно БП ответственен за многократное усиление характеристик тока, причём для этого требуется определённое время. Так что работу ксеноновой фары можно представить себе не как постоянное горение, а как непрерывную череду разрядов, происходящий с такой частотой, что мы этого не замечаем.
По сравнению с галогенными лампами ксеноновые намного безопаснее и экономичнее – их средний срок службы составляет около 2-3 тысяч часов – это примерно 3-4 года при ежедневной 2-3-часовой работе.
Для установки таких ламп в автомобиль требуется специальная линза – без неё свет окажется настолько интенсивным, что будет ослеплять водителей встречных ТС.
Биксеноновые фары отличаются от ксеноновых тем, что в их конструкции предусмотрена специальная шторка, посредством которой меняется направление луча. Это значит, что биксенон может использоваться для генерации как ближнего, так и дальнего света, в то время как ксеноновая оптика умеет светить только в одном направлении.
Преимущества использования биксеноновых фар
Сегодня достаточно большое количество моделей в топовых комплектациях оснащаются ксеноновой/биксеноновой оптикой. И это уже отнюдь не вопрос престижа: такая светотехника обладает достаточно большим числом важных преимуществ перед другими автомобильными лампами:
Главным недостатком ксенона/биксенона является высокая стоимость таких комплектов, что и заставляет автопроизводителей отказываться от их установки на бюджетные авто.
Среди других минусов можно отметить следующие:
Законодательные ограничения
Большая часть недостатков биксеноновой оптики в принципе позволяет их использование, за исключением последнего пункта. Дело в том, что, согласно части 03 пункта 12.05 КоАП РФ, эксплуатация автомобилей, на которых установлена светооптика, не соответствующая установленным нормативам по режиму работы, цвету луча и другим характеристикам, не допускается.
Наказание за данное нарушение предусматривает изъятие такого светотехнического оборудования (что само по себе неприятно из-за его высокой стоимости) и лишение ВУ сроком на 0.5-1 год.
Отметим, что срок, на который водителя лишаю прав, определяется только судом.
При этом протокол правонарушения, составляемый работниками стационарного/передвижного поста ГИБДД, должен содержать следующие сведения:
Протокол должен быть дополнен актом сверки светотехники, а также копией сертификата, удостоверяющего соответствие нормам оборудования, используемого для проверки.
Согласно закону, изъятие установленных незаконно светотехнических устройств производится в момент выявления нарушения, при этот составляется соответствующий акт, где перечисляется, что конкретно было изъято с фиксацией фото- или видеоаппаратурой или в присутствии двух понятых.
Протокол впоследствии будет передан в суд для определения степени вины автовладельца.
Отметим, что денежный штраф за подобные нарушения не взимается (за исключением случаев, когда ксеноновая оптика устанавливается на грузовые ТС, принадлежащие юрлицу).
Обычно водителей мототехники за самостоятельную установку ксенона лишают ВУ на более длительный срок, поскольку эта разновидность автотранспортных средств считается более опасной, чем легковые/грузовые авто. Так что вопрос, разрешён ли биксенон, остаётся открытым – всё зависит от того, насколько правильно осуществлялась его установка. Разумеется, если такая светотехника – штатная для конкретной модели автомобиля, ни о каких наказаниях не может быть и речи.
Способы легализации ксенона
Опишем схему, позволяющую без нарушения закона установить ксеноновую оптику на свой автомобиль.
Первое, что нужно сделать – получить разрешение на подобные действия со стороны специализированной организации (обычно это НАМИ – орган, занимающийся сертификаций автомобильного оборудования).
Для этого составляется заявление, в котором приводятся следующие данные:
На основании этого заявления проводится предварительная экспертиза на предмет возможности монтажа оборудования на автомобиль заявителя, стоимость которой – порядка 4000 рублей.
Если результаты проведения экспертизы будет положительным, автовладельцу выдаётся на руки соответствующее заключение. Отметим, что проверка соответствия светотехнического оборудования нормативным требованиям выполняется уже после проведения монтажных работ.
С заключением экспертизы необходимо обратиться в ГИБДД. В заявлении на переоборудование автомобиля указывается следующая информация:
После рассмотрения сотрудниками ГИБДД заявления на документе ставится отметка, указывающая на возможность/невозможность монтажа биксеноновой оптики.
Вместе с заявлением в Госавтоинспекцию подаётся соответствующий пакет документов, включающий:
Если ГИБДД разрешило устанавливать ксенон на ваш автомобиль, остаётся его приобрести и установить, при этом во время покупки светотехнического оборудования важно наличие сертификатов на приобретаемую продукцию – в противном случае результаты проведения экспертизы соответствия окажутся отрицательными.
Сам монтаж можно производить либо в автосервисе (обычно длительность процедуры составляет 1-3 суток), либо самостоятельно. В последнем случае следует соблюдать установленный порядок, требующий монтажа дополнительного оборудования.
Процесс установки ксеноновых фар своими руками мы опишем позже, но в любом случае после проведения подобных работ требуется заполнить декларацию, в которой отразить объемы выполненных работ и другую информацию:
Завершающие стадии легализации ксеноновоё светотехники – прохождение ТО, на основании которого автовладелец получает заключение, подтверждающее соответствие модифицированного автотранспортного средства установленным требованиям, после чего потребуется получение регистрационного свидетельства с внесёнными изменениями.
Проведение техосмотр потребует предоставления всего вышеперечисленного перечня документов, включая квитанцию об уплате соответствующей госпошлины. Проверка автомобиля при проведении ТО будет заключаться в следующем:
Если замечаний к техсостоянию автомобиля не будет, автовладелец получит на руки диагностическую карту, являющуюся основным документом, подтверждающим исправность автомобиля в целом и нового оборудования в частности.
Наконец, имея диагностическую карту, можно обратиться в ГИБДД для получения свидетельства, подтверждающего, что модификация головного света соответствует нормативным требованиям. Данный документ и является гарантией того, что вас не будут привлекать к админответственности за установку биксеноновых фар, а значит, сертификат всегда должен находиться в машине.
Но если внести соответствующие изменения в регистрационное свидетельство автотранспортного средства, сертификат можно и не предъявлять. Для этого следует обратиться в отделение Госавтоинспекции с соответствующим заявлением и полным набором документов. Сама процедура осуществляется достаточно быстро (не дольше 45-60 минут).
В изменённом регсвидетельстве в графе «особые отметки» указывается, что ТС было переоборудовано под использование ксеноновых/биксеноновых фар определённой конструкции.
В процессе легализации ксенона автовладелец может столкнуться с рядом затруднений:
Как видим, процедура легализации биксеноновой оптики может потребовать от автомобилиста немалых усилий и времени, но мы не озвучивали стоимость такой операции. Примерный перечень платных услуг с указанием стоимости:
Таким образом, установка биксеноновых фар обойдётся вам в 21-60 тысяч рублей. Сэкономить около 6000 рублей можно на самой процедуре монтажа/регулировки биксенона.
На что обращать внимание при покупке биксенона
Поскольку ксеноновые лампы производятся только на предприятиях, оснащённых высокотехнологичным и дорогостоящим специализированным оборудованием с применением сложных технологических циклов, даже полукустарное их производство, не говоря о кустарном, практически невозможно, и это сильно отражается на конечной стоимости оборудования.
Представленные на отечественном рынке ксеноновые/биксеноновые светотехнические автомобильные приборы можно условно разделить на две большие категории:
Штатно на автомобили в заводских условиях устанавливают преимущественно качественную ксеноновую оптику, характеризующуюся следующими свойствами:
Качество недорогих изделий намного хуже:
Разумеется, экономия в таких случаях выглядит весьма сомнительной.
Впрочем, очень многие автовладельцы руководствуются не столько доводами экономической целесообразности, сколько текущими финансовыми возможностями, отдавая предпочтение вариантам, входящим в более доступную ценовую категорию.
В любом случае следует принимать во внимание, насколько глобальными будут предстоящие изменения. Если предстоит простая замена штатных лампочек или блоков розжига, это даже при выборе дорогостоящего оборудования окажется вполне посильной задачей для большинства автовладельцев. А вот если потребуется установка ксенона «с нуля» — это качественно иной уровень расходов.
На что нужно обращать особое внимание?
Присмотритесь к обозначению цоколя биксеноновой лампы – обычно на нашем рынке представлены изделия с маркировкой h1/h4, которые подходят к большинству современных моделей авто. Но лучше не рисковать и обязательно изучить руководство пользователя, чтобы не ошибиться при выборе. Отметим, что иногда даже на одной машине левые/правые фары могут оснащаться разными цоколями. В качестве примера можно привести Audi A3, у которых оптика ближнего света оснащается цоколями типа h7, дальнего света – h1, противотуманок – h3.
Пример схемы подключения биксенона
Когда мы говорили о приобретении комплекта ксенонового головного света, то вскользь упоминали и о необходимости покупки дополнительного оборудования. Имелись в виду компоненты, необходимые для подключения ксеноновой оптики к бортовой цепи автомобиля – это, строго говоря, этап, выполняемый отдельно от собственно монтажа фар и имеющий ряд особенностей.
Перед тем, как приступить к описанию схемы подключения биксенона, имеет смысл рассмотреть график зависимости силы тока от напряжения при работе стандартной ксеноновой лампы.
Включение ксенона – процесс многоэтапный, включающий:
В момент розжига на цоколь подаются штатные 12 А, а общее потребление блока розжига составляет порядка 150-160 Вт. После розжига оно падает до 60 Вт, а после выхода на рабочий режим – 45 Вт.
Использование некачественной проводки может отрицательно сказаться на работе блока, поскольку она не имеет запаса, необходимого для работы в быстро сменяющихся режимах (разница в скачках напряжения может достигать 25 КВ, потребляемого тока – до 15 А). К тому же дешёвые китайские провода подвержены быстрому окислению разъёмов, что приводит к неработоспособности БР уже спустя несколько месяцев после установки.
Итак, приводим пример правильной схемы (но не единственной) подключения ксеноновых фар:
Пример схемы подключения биксенона
Как видим, блоки розжига запитываются через предохранитель отдельными проводами, причём в схему подключения входит также силовое реле. На вход питание подаётся порционно. Подобная схема считается практически идеальной. Не полностью идеальной, поскольку при микроскопическом несовпадении характеристик ёмкости конденсаторов и обмоток реле будет наблюдаться и едва заметная задержка между включением левой и правой фары.
Для реализации такой схемы потребуется приобретение следующих компонентов:
Распространённой вариацией этой схемы является её упрощённый вариант, при котором используется одно силовое реле, запитывающее оба блока розжига. Однако при этом возрастает риск подгорания контактов реле, что приводит к залипанию и неработоспособности устройства в целом.
Монтаж биксеноновых ламп
Перед тем, как приступать к подключению биксенона своими руками, необходимо убедиться в соответствии приобретённого комплекта штатным установочным габаритным размерам. Проверка соответствия габаритов ксеноновых/биксеноновых ламп производится одинаково независимо от типа используемого цоколя.
Рассмотрим для примера лампу с цоколем типа h4. Она имеет длину в 56.0 мм при диаметре 15.0 мм. Если в фаре вашего автомобиля расстояние от посадочного места до рассеивателя меньше длины лампы, её установка становится практически невозможной, и вам придётся идти в магазин, чтобы произвести замену оборудования, и далеко не всегда продавцы охотно идут на такой шаг.
Что потребуется для выполнения монтажных работ:
Соблюдение мер безопасности при самостоятельном монтаже ксеноновых фар – обязательное условие:
А теперь рассмотрим алгоритм, описывающий, как подключить биксенон своими руками:
Отметим, что в большинстве случаев возможны два симптомы, свидетельствующие о наличии проблем при монтаже высоковольтного светотехнического оборудования: либо оно вообще не работает, либо отсутствует переключение между дальним/ближним светом фар (или оно перепутано).
Диагностика системы включает следующие пункты:
Напоследок приведём несколько советов, которые позволят вам продлить срок эксплуатации биксенона:
Как видим, подключить ксеноновые/биксеноновые фары к своему автомобилю своими руками несложно – достаточно иметь минимальные знания в электротехнике. Гораздо сложнее легализовать такую оптику. Разумеется, стоимостной фактор при этом также играет немаловажную роль. Так что именно два последних фактору и являются основной преградой на пути массового распространения в автомобилестроении ксенонового оборудования.