Бизнес юнит что это простыми словами

Юнит-экономика: руководство по расчету

Что такое юнит-экономика простыми словами

Модели юнит-экономики

Транзакционная модель

Клиентская модель

Как считать юнит-экономику

Бизнес юнит что это простыми словами. Смотреть фото Бизнес юнит что это простыми словами. Смотреть картинку Бизнес юнит что это простыми словами. Картинка про Бизнес юнит что это простыми словами. Фото Бизнес юнит что это простыми словами

Бизнес юнит что это простыми словами. Смотреть фото Бизнес юнит что это простыми словами. Смотреть картинку Бизнес юнит что это простыми словами. Картинка про Бизнес юнит что это простыми словами. Фото Бизнес юнит что это простыми словами

Бизнес юнит что это простыми словами. Смотреть фото Бизнес юнит что это простыми словами. Смотреть картинку Бизнес юнит что это простыми словами. Картинка про Бизнес юнит что это простыми словами. Фото Бизнес юнит что это простыми словами

Бизнес юнит что это простыми словами. Смотреть фото Бизнес юнит что это простыми словами. Смотреть картинку Бизнес юнит что это простыми словами. Картинка про Бизнес юнит что это простыми словами. Фото Бизнес юнит что это простыми словами

Бизнес юнит что это простыми словами. Смотреть фото Бизнес юнит что это простыми словами. Смотреть картинку Бизнес юнит что это простыми словами. Картинка про Бизнес юнит что это простыми словами. Фото Бизнес юнит что это простыми словами

Расчет юнит-экономики по методу Ильи Красинского

Пример расчета юнит-экономики

Бизнес юнит что это простыми словами. Смотреть фото Бизнес юнит что это простыми словами. Смотреть картинку Бизнес юнит что это простыми словами. Картинка про Бизнес юнит что это простыми словами. Фото Бизнес юнит что это простыми словами

Бизнес юнит что это простыми словами. Смотреть фото Бизнес юнит что это простыми словами. Смотреть картинку Бизнес юнит что это простыми словами. Картинка про Бизнес юнит что это простыми словами. Фото Бизнес юнит что это простыми словами

Что учитывать при расчете юнит-экономики

Заключение

Полное руководство по YouTube Аналитике Статья

Как сделать конверсионный лендинг: все важные моменты Статья

Как составить коммерческое предложение: алгоритм с примерами Статья

Спасибо! Юнит экономика стала вещью модной, при этом венчурные инвесторы все чаще требуют от стартапов показателей в ее метриках. Возникает очень важный Вопрос: «Как посчитать Юнит Экономику, когда ещё нет продаж, когда стартап формирует вообще новый вид услуги, который пока не имеет аналогов? «

Ольга, спасибо Вам за положительный отклик! 🙂 Тема действительно актуальна для любого бизнеса.

Как провести розыгрыш в Instagram: пошаговый план Статья

6 способов привлечь трафик в интернет-магазин Статья

Психология покупателя в интернете: 6 эмоциональных крючков и 5 методов влияния на клиентов Статья

Модерация Яндекс.Директ: как ее пройти? Статья

Полезные лайфхаки таргетолога при настройке рекламы Вконтакте Статья

Как построить систему собраний в патентном бюро: отзывы и опыт бюро Лабарум Статья

Источник

Зачем малому бизнесу юнит-экономика

Юнит-экономика бывает двух видов: классический анализ и юнит-анализ стартапов. Само слово «юнит» переводится как единица, а под единицей понимают товар или человека. Получается, юнит-экономика — это экономика одного товара или человека. Основы юнит-экономики можно использовать везде: будь то высокотехнологичный стартап, небольшой интернет-магазин, кофейня, завод или школа. Давайте разбираться!

Бизнес юнит что это простыми словами. Смотреть фото Бизнес юнит что это простыми словами. Смотреть картинку Бизнес юнит что это простыми словами. Картинка про Бизнес юнит что это простыми словами. Фото Бизнес юнит что это простыми словами

Что такое юнит-экономика

Юнит-экономика показывает, сколько компания зарабатывает с одного юнита — товара или человека. Чтобы узнать это, надо посчитать:

Разница между тем, сколько потратили и сколько заработали, и будет нашей юнит-экономикой. Традиционно юнит-экономику считали в производстве на единицу товара, но с появлением айти и интернет-сервисов стали считать на клиента.

Общее правило такое: если у компании есть товар, юнит-экономику можно считать и по товару, и по клиенту. Если товара нет, тогда только по клиенту.

По товару

Завод радиаторов считает, сколько вложил в производство, рекламу, логистику и хранение одного радиатора и понимает, сколько нужно выпустить и продать товаров и по какой цене, чтобы окупить бизнес и получить прибыль

По клиенту

Парикмахерская считает, сколько денег вложила, чтобы привлечь одного клиента, и сколько денег он принес и понимает, сколько клиентов нужно привлечь, чтобы получить прибыль

Юнит-экономику придумал американский инвестор Дэвид Скок. Он вкладывал деньги в стартапы, но перед этим ему нужно было понимать, на чём и как эта компания будет зарабатывать. Сначала стартапы заполняли многостраничные прогнозы: писали, сколько клиентов ждут, кто их клиенты, почему клиенты будут платить.

Но такие прогнозы написать новому бизнесу очень сложно. Представьте, пекарня, которая планирует ассортимент на день открытия. Ей нужно ответить на вопрос: сколько булочек испечь, чтобы всем хватило, но осталось по минимуму. Пекарня может пойти в похожую пекарню на соседнюю улицу и спросить: сколько у вас было клиентов в первый день? сто? а сколько булочек они купили?

Можно собрать информацию по нескольким пекарням и понять, к чему готовиться. Но если компания запускает новый продукт и ничего такого раньше не было, откуда ей знать, кто ее клиенты, как они будут платить и какие расходы планируются.

Когда инвесторы просили многостраничные отчеты, компании в какой-то моменты стали выдумывать цифры, а это никуда не годилось. Инвестор Дэвид Скок подумал и перевернул принцип подсчета: была единица товара, стал человек.

Как считать

Итак, посчитаем юнит-экономику одного клиента компании «Лосось». Для этого сначала посчитаем, сколько потратили на его привлечение, а затем — сколько с него заработали.

Сколько потратили на привлечение клиента, считаем по формуле:

Все затраты на клиентов / количество клиентов = сколько потратили привлечение одного клиента.

500 000 рублей / 100 клиентов = 5000 рублей стоит один клиент.

Сколько заработали по формуле:

Валовая прибыль от клиентов / количество клиентов = сколько заработали с одного клиента.

Здесь валовая прибыль — это разница между выручкой и себестоимостью услуги. В себестоимости мы не учитываем постоянные расходы.

1 000 000 рублей / 100 клиентов = 10 000 рублей приносит один клиент.

Получается, что мы тратим на привлечение клиента 5000 рублей, а зарабатываем с него 10 000 рублей. Правда, признаемся, в жизни так бывает редко.

Мы привели пример базового расчета юнит-экономики по клиенту, так же считают и по товару: рассчитывают себестоимость, прибыль и соотносят.

В юнит-анализе клиента экономику не считают до копейки, а постоянные расходы компании не учитывают. Потому что это неважно — важно понять в целом, прибыльный бизнес или нет. Дело в том, что постоянные расходы меняются медленнее, чем число клиентов и доходы с продаж.

Меняются только расходы, которые связаны с продажами, — переменные. Например, банковский эквайринг или проценты менеджеру по продажам. Чем больше продаж, тем больше этих расходов. Вот их и учитывают.

Какие показатели отслеживать

Формула, по которой мы считали выше, показывает, зарабатывает компания с одного клиента или нет. Но она не показывает, почему у компании убыток или как ей расти дальше. И вот здесь появляются дополнительные надстройки к основной формуле, их называют метриками. Мы собрали основные:

Метрика
Что значит
Как считать

Стоимость одного клиента

Сколько компания тратит на одного человека

Рекламный бюджет на канал / количество клиентов с этого канала

Стоимость одной регистрации

Сколько компания платит, чтобы потенциальный клиент зарегистрировался на сайте

Рекламный бюджет на канал / количество регистраций с этого канала

На какую сумму в среднем покупают клиенты за один раз

Сумма заказов / количество заказов

Средняя выручка с клиента

Сколько компания заработала в среднем с одного клиента

Выручка за период / количество клиентов

Жизненная ценность клиента

Сколько клиент приносит денег за период — это может быть месяц, год или с момента первого знакомства с компанией

Средний чек * количество покупок за период * валовая прибыль от покупки

Человек, который посмотрел сайт, — потенциальный клиент, а кто купил товар — уже клиент. Конверсия показывает, сколько людей из потенциальных становятся реальными клиентами

(Количество покупателей / количество потенциальных покупателей) * 100%

Каждая метрика работает сама по себе и в совокупности с другими. Рассмотрим отдельно метрику «жизненная ценность клиента».

Юнит-экономика фокусируется не на разовой продаже, а на том, сколько приносит клиент за всё время. Для этого в течение месяца фиксируют всех новых клиентов и потенциальных клиентов, а затем наблюдают, что происходит в течение года.

Все эти метрики нужны, чтобы глубже понимать бизнес. Сравните:

Вложили в рекламу 100 000 рублей

Посчитали, что пришли 100 новых клиентов

Посчитали, что каждый купил на 1500 рублей

Заработали 150 000 рублей

Юнит-экономика: +50 000 рублей

Вложили в рекламу 100 000 рублей

Посчитали, что пришли 100 новых клиентов

Посчитали, что каждый купил на 1500 рублей

Проследили за клиентом дальше и посчитали жизненную ценность

Узнали, что каждый совершил еще одну покупку на 1500 рублей

Заработали 300 000 рублей

Юнит-экономика: +200 000 рублей

Как работают показатели

Разберем еще одну метрику. Например, метрика «конверсия» показывает, как потенциальный клиент — его еще называют лидом — переходит в реального клиента с деньгами. Это важная метрика, потому что часто предприниматели не разделяют лидов и клиентов.

У компании «Винтик» есть пять сотрудников и прибыль в пятьсот тысяч рублей. Руководитель компании Иван Иванович думает, как сделать, чтобы через два месяца получить прибыль в два миллиона рублей. Он вкладывает сто тысяч рублей в рекламу, получает много звонков и заявок и уверен, что дело удалось. Через два месяца прибыль Ивана Ивановича стала даже меньше обычной.

Реклама приводит потенциального клиента, но этот человек еще не отдал компании свои деньги — это нужно помнить.

Иван Иванович решает, что реклама плохая, дает другую, на которую тратит уже двести тысяч рублей. Он получает много звонков, но снова ноль клиентов. Иван Иванович увольняет менеджера по рекламе со словами: «Ты не можешь даже нормальную рекламу дать».

Иван Иванович не задумался — может, менеджер и реклама тут ни при чём. И чтобы правильно развивать бизнес, нужно разделить зоны ответственности. Без этого Иван Иванович не сможет понять, за счет каких метрик юнит-экономики он сможет вырасти.

Однажды Иван Иванович услышал, как менеджеры по продажам разговаривают с потенциальными клиентами, и понял, что команда ничего не знает о продукте, говорит чушь, грубит.

Реклама может работать отлично, попадать на сто процентов в целевую аудиторию, но дальше конверсия будет маленькой — потому что менеджер плохо разговаривает с людьми, на сайте не работают нужные ссылки или нет возможности оплатить заказ картой.

Если компания считает конверсию и видит, что цифра маленькая, она может начать проверять, что пошло не так и какие проблемы в продукте. В любом случае одна метрика дает толчок к поиску проблемы.

Как юнит-экономика влияет на решения

Пример с конверсией показывает, что юнит-экономика — история не про экономику, а про решения. Часто юнит-экономика не сходится, и нужно искать, что изменить.

Компания «Убер» в привычном нам виде появилась, потому что первоначальная юнит-экономика не сошлась. Основатели компании хотели охватить как можно больший сегмент рынка в Нью-Йорке, но для этого им нужно было предложить то, чего ни у кого нет. Предложить только низкие цены нельзя, рынок ограничен: есть предельное количество клиентов, и они не покроют вложения.

Значит, надо расширять рынок — для этого нужно выйти за пределы города. Но чтобы люди ездили с ними, цены всё равно должны быть низкими. Значит, надо охватывать как можно больше городов, чтобы в совокупности клиенты принесли прибыль. И удешевить вложения: будут ездить не такси, а частные водители, а это минус затраты на лицензию.

Убер мог остаться в границах Нью-Йорка; поставить высокие цены, чтобы окупить вложения; пытаться конкурировать с таксопарками. Но у них была идея сделать поездки дешевыми, и они придумали способ, как сохранить концепцию и сделать так, чтобы экономика сошлась.

В юнит-экономике стандартные вопросы для принятия решений такие:

что мне нужно сделать, чтобы достичь цели?

как мне понять, заработал ли мой бизнес?

какие параметры мне отслеживать, чтобы понять состояние бизнеса?

что должны показать мои метрики, чтобы в итоге я заработал вот столько?

я зарабатываю уже столько, как мне заработать больше?

Например, у компании «Шпунтик» есть 10 клиентов, и зарабатывает она 10 000 рублей. Компания хочет зарабатывать 100 000 рублей — получается, ей нужно 100 клиентов. У нее есть варианты:

В каждом случае будут разные затраты, разные цифры и разный итог. Поэтому юнит-экономика — это не про цифры, а про решения, которые базируются на этих цифрах.

С чего начать

Юнит-экономика отвечает на вопрос «сколько стоит клиент?» Но чтобы получить ответ, нужно собрать информацию о клиентах.

Если вы только открываете бизнес или пока не ведете учет, нужно начать собирать и хранить информацию по каждой продаже — и не так важно, в интернете она произошла или физически.

По опыту, многие компании не хранят данные клиентов, только записывают, сколько денег пришло за день. Лучше записывать информацию о людях, даже если оплата была наличными в кассе. Вот что нужно зафиксировать:

А еще нужно записывать не только клиентов, но и лидов — так можно узнать, какой процент из них становится клиентами, на каком этапе взаимоотношений они уходят, почему.

Вся эта информация поможет провести любой юнит-анализ: узнать, кто клиент, его жизненную ценность, средний чек, сколько денег приносит. Даже если сейчас вы не умеете этого делать, информацию нужно собирать и хранить, чтобы в любой момент использовать для бизнеса.

Источник

Доход сам себя не посчитает. Что такое юнит-экономика и как ей пользоваться

Цель любого бизнеса ― прибыль. Чтобы проект приносил деньги, нужно подробно рассчитать затраты. Конечно, можно прислушаться к своей интуиции и поступить так, как велит сердце, но цифры куда надёжнее. Юнит-экономика ― это отличный помощник в планировании бизнеса, в этой статье мы и поговорим о нём.

Бизнес юнит что это простыми словами. Смотреть фото Бизнес юнит что это простыми словами. Смотреть картинку Бизнес юнит что это простыми словами. Картинка про Бизнес юнит что это простыми словами. Фото Бизнес юнит что это простыми словами

Что такое юнит-экономика

В умных книжках и профессиональных пабликах присутствует ожесточённая полемика, постоянно выпускаются курсы. Из-за всего этого может показаться, что это сложный вопрос. Действительно, здесь много терминов и с теорией нужно здорово поработать. Но если вам не важна терминология, а только практическая сторона вопроса, использовать unit-экономику не так сложно.

Юнит-экономика (unit-экономика) ― это инструмент, который позволяет оценить прибыльность проекта, найти «узкие места» и точки кратного роста. За основу берётся отдельная единица ― юнит, которая должна приносить прибыль. Юнит — это базовая единица, генерирующая доход, и у каждого бизнеса она своя. Это может быть единица товара, один клиент и т. п.

Кому нужна юнит-экономика

Как определить свой юнит

Это один из самых важных элементов, от которого зависит формула, которую нужно будет применять при расчётах. Именно этот элемент вызывает сложность у начинающих бизнесменов.

Вид бизнес-юнита зависит от специфики деятельности компании. Исчерпывающей схемы, для кого и какой вид подойдёт, нет. Мы можем дать только общие рекомендации.

Первый вид юнита ― единица товара. Этот вид подходит организациям, которые занимаются продажей товаров (неважно, производят продукт сами или является дистрибьютором). За основу берётся один товар. Это самый простой и распространённый вид юнита.

Второй вид юнита ― клиент. Этот вид подойдёт для интернет-провайдеров, когда юнитом будет каждый клиент, который пользуется услугами интернета. Также этот вид юнита подойдёт организациям, которые работают по абонентской плате, для работников с почасовой оплатой (аутсорсеров).

Третий вид ― контракт. Этот вид юнита подходит фирмам, которые продают дорогостоящее оборудование. На продаже дорогих инструментов заработать трудно, поэтому основной доход ― это продажа дополнительных услуг: установка и обслуживание.

Как рассчитать Unit-экономику

Бизнес юнит что это простыми словами. Смотреть фото Бизнес юнит что это простыми словами. Смотреть картинку Бизнес юнит что это простыми словами. Картинка про Бизнес юнит что это простыми словами. Фото Бизнес юнит что это простыми словами

Формул для подсчёта юнит-экономики много. Каждая формула подходит под определённый вид бизнеса и задачи. Некоторые формулы нужно дорабатывать в зависимости от процесса производства. Сказать точно, какая формула подойдёт какому-то конкретному бизнесу нельзя. Поэтому, чтобы найти подходящую, изучите все возможные методы расчёта и проанализируйте, какие метрики вам подходят больше. Используйте несколько формул, чтобы с разных сторон рассмотреть финансовую ситуацию своего бизнеса.

Перед тем как разбирать конкретные формулы, рассмотрим несколько важных терминов, которые понадобятся нам дальше:

UA (User Acquisition)

Число привлечённых пользователей. Например, сколько посетителей пришло на сайт с рекламы в соцсетях. Это основной показатель, который используется в большинстве расчётов.

Вся выручка за выбранное время.

CPA (Cost Per Acquisition)

Затраты на привлечение покупателя

Количество целевых действий

Итак, с мелкими показателями разобрались, теперь перейдём к тяжёлой артиллерии и рассмотрим формулы, которые помогут спланировать бизнес-процесс.

COGS — это самая важная метрика для юнит-экономики и в целом для ведения бизнеса, которую должен рассчитывать каждый владелец бизнеса. COGS (Cost Of Good Sale) — это себестоимость товара. В себестоимость входят затраты на сырьё, логистику, стоимость работы всех членов организации и многое другое. Единой формулы для этого показателя нет, так как каждый производитель использует для производства своего товара абсолютно разные вещи. Важно учесть абсолютно все вложенные ресурсы в продукт, иначе при планировании бюджета появятся нестыковки.

CAC (Customer Acquisition Cost) — это средняя сумма, которую вы тратите на привлечение каждого нового клиента. Метрика поможет учесть затраты на рекламу, маркетинг, ПО для реализации рекламных и маркетинговых кампаний, работу дизайнеров и т. д.

CAC = Затраты на привлечение клиентов / количество новых клиентов

LTV (LifeTime Value) — прибыль, которую вы получаете от клиента за всё время сотрудничества с ним.

LTV = Доход от одного клиента за весь период / расходы на его привлечение и удержание

LTV не всегда используется розничными продавцами, так как отношения с клиентами могут быть непродолжительными и считать этот показатель нецелесообразно. Ниже в примерах мы покажем подобную ситуацию.

ARPU (Average Revenue Per Client) — средний доход с пользователя/клиента. Показывает, сколько организация зарабатывает с продаж за выбранный период. Формула не учитывает затраты на маркетинг.

Самый простой вариант рассчитать показатель ARPU — поделить выручку за определённый период времени на количество пользователей за этот же период времени.

ARPU = R ÷ UA

ARPU поможет вам понять, каким должен быть трафик на сайт, чтобы вы вышли в плюс. Особенно этот показатель полезен при повышении цен. Зафиксируйте ARPU до и после поднятия стоимости товара. Если ARPU упал, значит, повышение цен было плохой идеей.

ARPU с учётом рекламы

Стандартный ARPU, как мы говорили выше, не учитывает затраты на продвижение продукта или услуги. Учитывая то, что реклама ― это неотъемлемая часть любого бизнеса, хочется использовать метрику, которая всё-таки исключит это недочёт в расчётах.

В этом случае поможет показатель CPA (Cost Per Acquisition). Это затраты на привлечение покупателя. Например, вы платно разместили на сайте рекламный баннер. Чем больше кликов сделали потенциальные покупатели, тем лучше окупилась реклама. То же самое работает с распечатанными флаерами, таргетированной рекламой.

Если показатель отрицательный, компания не зарабатывает.

Contribution Margin (CM)

Contribution Margin (CM) — переводится как маржинальный доход и показывает, может ли выручка компании покрыть переменные затраты и обеспечить прибыль.

Формула для расчёта эффективности вычисляется по формуле:

Юнит-экономика: примеры расчёта

Давайте попробуем использовать каждую вышеописанную формулу на практике. Для примера сделаем расчёт юнит-экономики для интернет-магазина по производству мебели средней ценовой категории.

Начнём с показателя CAC. Допустим, на рекламу нашего интернет-магазина за месяц мы потратили 100 000 рублей. После рекламной кампании мы получили 100 регистраций. По нашей формуле 100 000 / 100 = 1 000 рублей мы потратили на привлечение одного клиента. Много это или мало зависит от ценового сегмента и вида товара.

Показатель LTV в нашем примере считать неэффективно. Этот показатель больше подойдёт интернет-провайдерам, хостинг-провайдерам, то есть тем компаниям, которые получают абонентскую плату. Такие виды бизнеса очень долго контактируют с потребителем. В нашем случае покупки будут редкие, ведь мебель люди покупают далеко не на год.

Если LTV для нашей организации считать не нужно, то ARPU очень даже полезно. Например, за 6 месяцев мы продали мебели на 5 млн руб. За это время у нас было 500 покупателей. 5 000 000 / 500 = 10 000 руб. Получается, что в среднем с каждого пользователя наша компания получает по 10 000 руб.

И напоследок рассчитаем маржинальный доход (CM) на 1 месяц. За месяц мы привлекли 90 клиентов. По формуле получается 90 x 9 000 = 810 000 руб. Это и есть наш маржинальный доход за месяц.

Ошибки при расчёте юнит-экономики

Самая частая ошибка при расчёте юнит-экономики ― подсчёт доходов для всей компании в целом. Каждый канал привлечения клиентов может приносить разный вклад в ведение бизнеса. Instagram может приносить один профит, а рекламные баннеры ― другой. Если считать всё вместе, можно упустить убыточный канал продвижения, поэтому делать расчёты нужно для каждого канала отдельно.

Вторую ошибку допускают реже, однако ленивцы находятся до сих пор. Ни в коем случае нельзя не учитывать стоимость привлечения клиента. Особенно это важно для IT-сферы, так как именно в этой области чаще всего заработок осуществляется за счёт абонентской платы. На привлечение одного пользователя может тратиться 2 000 руб., а услугой за 200 руб. клиент может попользоваться всего 3 месяца. Таким образом, привлечение такого пользователя не окупиться, и компания провалится в минус.

Калькуляторы для расчёта

Можно делать все расчёты по старинке на бумаге или в Excel, но есть и множество сервисов-калькуляторов.

Вот небольшой список:

Как бы много формул мы ни привели, смысл юнит-экономики ― детально рассмотреть потраченные ресурсы и доход, который можно получить от продажи. Вся соль кроется в расчёте расходов. В любом бизнесе происходит продажа, но вот какую цену вы заплатили за знакомство с клиентом, как много акций и скидок вы предложили, чтобы убедить его купить товар или услугу, может значительно повлиять на доходность бизнеса.

Источник

Расчет unit-экономики

Бизнес юнит что это простыми словами. Смотреть фото Бизнес юнит что это простыми словами. Смотреть картинку Бизнес юнит что это простыми словами. Картинка про Бизнес юнит что это простыми словами. Фото Бизнес юнит что это простыми словами

Понятие unit-экономики все плотнее входит в лексикон владельцев бизнеса. Но ее считают «сложным зверем» — якобы рассчитать все самостоятельно под силу разве что математическим гениям. А мы докажем, что понять как это работает может каждый: дадим формулы, научим ими пользоваться и поделимся ссылками на шаблоны таблиц и калькуляторы, где вы сможете потренироваться в расчетах.

Бизнес юнит что это простыми словами. Смотреть фото Бизнес юнит что это простыми словами. Смотреть картинку Бизнес юнит что это простыми словами. Картинка про Бизнес юнит что это простыми словами. Фото Бизнес юнит что это простыми словами

Суть юнит-экономики

Юнит-экономика — это инструмент, который позволяет оценить прибыльность проекта через прибыльность конкретной единицы (одного вида товара, одной услуги, одного клиента).

С помощью unit-экономики легко отследить и спрогнозировать влияние различных решений на конечный результат и понять, в каком направлении выгоднее развиваться компании. Лучше всего юнит-экономика подходит для digital-сферы.

А теперь «на пальцах». Допустим, вы продаете букеты с доставкой. Запустили рекламную кампанию и льете трафик на лендинг. Расчет юнит-экономики покажет:

То есть вы сможете увидеть слабые места своего бизнеса и просчитать, какие действия приведут к увеличению прибыли, а какие принесут убытки.

Unit-экономику проекта стоит считать, если вы:

Как оценить успешность бизнеса

Главная цель любого бизнеса — прибыль. А прибыль — это доходы минус расходы. Но так получаем довольно плоскую картину — непонятно какие показатели влияют на конечный результат. Юнит-экономика помогает «расщепить» прибыль и расходы на мелкие составляющие и увидеть, как изменение каждого из них повлияет в итоге на прибыль.

Формулы для расчета прибыли:

Бизнес юнит что это простыми словами. Смотреть фото Бизнес юнит что это простыми словами. Смотреть картинку Бизнес юнит что это простыми словами. Картинка про Бизнес юнит что это простыми словами. Фото Бизнес юнит что это простыми словами

Получаем:

Бизнес юнит что это простыми словами. Смотреть фото Бизнес юнит что это простыми словами. Смотреть картинку Бизнес юнит что это простыми словами. Картинка про Бизнес юнит что это простыми словами. Фото Бизнес юнит что это простыми словами

То есть бизнес приносит прибыль, если маржинальная прибыль выше постоянных затрат.

Эти формулы помогут грубо рассчитать unit-экономику проекта, понять связь между основными показателями. Чтобы увидеть полную картину бизнеса и тончайшие взаимосвязи между показателями, придется «копнуть» глубже.

Как правильно рассчитать юнит-экономику

Рассчитывают микроэкономику отдельно по каждому юниту (каналу рекламы, каждому продукту, каждой группе покупателей и т.д.). Если у вас магазин с большим ассортиментом и нет возможности просчитать каждый продукт (что желательно), то можно объединить товары в группы.

Для начала нужно разобраться в понятиях, которыми дальше будем оперировать.

Бизнес юнит что это простыми словами. Смотреть фото Бизнес юнит что это простыми словами. Смотреть картинку Бизнес юнит что это простыми словами. Картинка про Бизнес юнит что это простыми словами. Фото Бизнес юнит что это простыми словами

Метрики

Все метрики (показатели), которые применяются при расчете юнит-экономики, обозначаются аббревиатурами от английских названий, что не всем может быть понятно. Поэтому мы собрали их в одну таблицу и объяснили, что каждая означает.

Бизнес юнит что это простыми словами. Смотреть фото Бизнес юнит что это простыми словами. Смотреть картинку Бизнес юнит что это простыми словами. Картинка про Бизнес юнит что это простыми словами. Фото Бизнес юнит что это простыми словами Бизнес юнит что это простыми словами. Смотреть фото Бизнес юнит что это простыми словами. Смотреть картинку Бизнес юнит что это простыми словами. Картинка про Бизнес юнит что это простыми словами. Фото Бизнес юнит что это простыми словами

Базовые формулы расчета юнит-экономики

Повторимся: бизнес считается успешным, если прибыль превышает расходы. В отношении digital-проектов это утверждение будет звучать так: если затраты на привлечение клиента (СРА) превышают прибыль, полученную от него (LTV), — проект терпит убытки.

При этом считается, что масштабировать бизнес можно тогда, когда прибыль от клиента превышает расходы на его привлечение в 3 раза.

Мы можем посчитать, сколько прибыли принес каждый клиент за время жизни (взаимодействия с компанией) по формуле:

Бизнес юнит что это простыми словами. Смотреть фото Бизнес юнит что это простыми словами. Смотреть картинку Бизнес юнит что это простыми словами. Картинка про Бизнес юнит что это простыми словами. Фото Бизнес юнит что это простыми словами

А самую простую формулу для расчета юнит-экономики вывел Илья Красинский:

Бизнес юнит что это простыми словами. Смотреть фото Бизнес юнит что это простыми словами. Смотреть картинку Бизнес юнит что это простыми словами. Картинка про Бизнес юнит что это простыми словами. Фото Бизнес юнит что это простыми словами

А если средний доход от привлеченного пользователя разложить как:

Бизнес юнит что это простыми словами. Смотреть фото Бизнес юнит что это простыми словами. Смотреть картинку Бизнес юнит что это простыми словами. Картинка про Бизнес юнит что это простыми словами. Фото Бизнес юнит что это простыми словами

То получим чуть более подробный вариант расчета:

Бизнес юнит что это простыми словами. Смотреть фото Бизнес юнит что это простыми словами. Смотреть картинку Бизнес юнит что это простыми словами. Картинка про Бизнес юнит что это простыми словами. Фото Бизнес юнит что это простыми словами

А так как затраты на привлечение одного пользователя у каждого бизнеса складываются из разных «частей», то и формула может быть расширена другими необходимыми метриками. Например, такими:

Бизнес юнит что это простыми словами. Смотреть фото Бизнес юнит что это простыми словами. Смотреть картинку Бизнес юнит что это простыми словами. Картинка про Бизнес юнит что это простыми словами. Фото Бизнес юнит что это простыми словами

Шаблоны в таблицах и калькуляторы

Мы понимаем, что сразу вникнуть во все эти формулы сложно, поэтому дадим ссылки на готовые шаблоны в Excel-таблицах и онлайн-калькуляторы для расчета unit-экономики:

Вам останется только подставить свои значения и, изменяя значения в формулах, наблюдать, как эти корректировки будут влиять на конечную прибыль проекта.

Еще есть Телеграм-бот от Ильи Красинского, который учит самостоятельно рассчитывать юнит-экономику через различные материалы (кейсы, видео, статьи), и Симулятор стартапа (от Даниила Ханина), который покажет весь процесс расчетов от идеи до анализа результатов.

Бизнес юнит что это простыми словами. Смотреть фото Бизнес юнит что это простыми словами. Смотреть картинку Бизнес юнит что это простыми словами. Картинка про Бизнес юнит что это простыми словами. Фото Бизнес юнит что это простыми словами

Пример расчета

Вернемся к нашему примеру, где мы продаем букеты с доставкой через лендинг.

Допустим, что мы привлекаем клиентов через один рекламный канал (РСЯ) и потратили на него в месяц 100 000 р.:

СРА = 100 000 р.

Пришло на лендинг 50 посетителей:

UA = 50

Из 50 посетителей 10 сделали заказ. Из них семеро купили по 1 букету и трое — по 2. Каждый букет стоил 2 000 рублей. Получаем средний доход с каждого клиента:

ARPU = ((7+6) * 2 000 р.) / 10 = 1 300 р.

То есть сейчас наш проект терпит убытки в 35 000 рублей.

Что мы можем сделать, чтобы исправить ситуацию:

Проверим все 3 гипотезы.

Profit = 50 * 1 300 р. — 50 000 р. = 15 000 р.

То есть наш проект начнет приносить небольшую, но уже прибыль.

Profit = 50 * 3 333 р. — 100 000 р. = 66 6550 р.

Наш проект выйдет в прибыль.

Profit = 50 * 5 200 р. — 100 000 р. = 160 000 р.

Прибыльность проекта резко возрастет. Но нужно понимать, что сохранить конверсию на прежнем уровне при такой цене букета будет крайне сложно.

Это, конечно, грубые расчеты, но они наглядно показывают, как, выстраивая гипотезы и проверяя их, можно спрогнозировать изменения результатов работы проекта. Юнит-экономика поможет и вам принимать верные управленческие решения. А регулярные расчеты помогут всегда «держать руку на пульсе» и не допустить снижения доходов.

Хочешь получать еще больше полезных материалов, информацию о бесплатных вебинарах, скидках и новых курсах Like Центра?
Оставь свой email 😉

Like Centre — это не просто компания, занимающаяся созданием образовательных курсов, это настоящее сообщество предпринимателей, которые нацелены на развитие и готовы внедрять новые подходы ведения бизнеса.

Блог Лайк Центра помогает молодым стартаперам и опытным владельцам бизнеса черпать свежие идеи, первыми узнавать об эффективных инструментах и способах масштабирования своего дела. Это платформа для смелых, инициативных предпринимателей, которые не боятся рисковать, но риск этот должен быть оправданным и обоснованным.

В блоге в свободном доступе находится информация, которая помогает:

Мир меняется очень быстро, завладеть вниманием потребителя становится не так просто как раньше. Поэтому Лайк Центр делится актуальной информацией, которая помогает держать руку на пульсе и всегда оставаться в курсе изменений на рынке. При этом не забывает и об основных постулатах — нетленном своде правил, который помогает становлению и развитию бизнеса.

Новые технологии, маркетинговые приемы, дополненная реальность, соцсети с молниеносно изменяющимися алгоритмами — все это способно поставить в тупик. Поэтому Like Centre взял на себя обязательство пролить свет на все важные аспекты построения успешной компании, которая уверенно занимает высокие позиции на современных рынках, быстро подстраивается под нестабильную обстановку и неизменно выходит на новый уровень даже в кризисное время.

Безусловно, поддержка бизнеса не строится только на статьях из блога. «Лайк Центр» предлагает и обучающие курсы ведения бизнеса, которые содержат не только полезную информацию, но и реальные кейсы по выведению компании из кризиса, максимизации ее прибыли и решению других глобальных проблем.

Обучение ведения бизнеса подойдет тем, кто готов последовательно прилагать усилия, хочет всегда оставаться в курсе последних новостей и не бояться внедрять тенденции в работу.

Like Centre blog — это база знаний, позволяющая рассмотреть проблемы комплексно, оперативно их выявить и решить. А для тех, кто готов продвинуться дальше, Лайк Центр готов оказать помощь в ведении бизнеса в Москве и любом другом регионе России.

В блоге мы много рассказываем об этом, но лучше один раз попробовать самостоятельно. За 3 дня мы дадим все инструменты, чтобы начать. Четко, структурировано. Ничего лишнего.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *