Блок незнакомка стихотворение о чем
Анализ стихотворения «Незнакомка» Блока
Всего получено оценок: 266.
Всего получено оценок: 266.
“Незнакомка” – самое известное и самое глубокое стихотворение Блока, которое стало переходным в его творчестве. Ранний этап, когда он мог воспевать неземные идеалы, завершается, его поэзия становится ближе к реальности, но в то же время он продолжает ждать чуда. Краткий анализ “Незнакомка” по плану раскрывает этот период творческого развития Блока и может быть использован на уроке литературы в 11 классе.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Незнакомка.
История создания – стихотворение написано в 1906 году, причём был даже зафиксирован непосредственно момент его создания. Это сделал друг поэта Андрей Белый.
Тема стихотворения – столкновение мечты с реальностью.
Композиция – произведение состоит из двух частей и строится на контрасте: в первой поэт реалистично описывает пошлый мир петербургского пригорода, а во второй показывает свою мечту, прекрасную незнакомку.
Жанр – рассказ в стихах.
Стихотворный размер – ямб с пиррихиями.
Эпитеты – “горячий воздух”, “пьяные окрики”, “весенний и тлетворный дух”, “детский плач”, испытанные остряки”, “очарованный берег”.
Метафоры – “дух правит окриками”, “бессмысленно кривится диск”, “стан, шелками схваченный”, “дыша духами и туманами”.
Сравнение – “как я, смирен и оглушен”.
История создания
Это стихотворение написано в 1906 году, когда в жизни Александра Блока наступил сложный период. История создания этого произведения тесно связана с личными переживаниями поэта: его любимая жена увлеклась Андреем Белым, с которым Блок был дружен, и между ними завязался роман. Не в силах перенести душевных страданий, поэт отправлялся бродить по петербургскому пригороду. Так он открыл для себя Озерки и маленький ресторанчик, где пьянствовали местные. Он приходил туда каждый вечер, заказывал вино и пил до тех пор, пока не начинал немного забываться.
И вот после одной из таких прогулок он вернулся домой и принёс мятый листок с выстраданными строчками, которые показывали его разочарование в действительности. Свидетелем возвращения пьяного Блока, который показывал жене стихи, стал второй виновник его страданий – Андрей Белый, который позже описал этот случай в своих воспоминаниях.
Оно включено в поэтический сборник под названием “Город”, а напечатано впервые в 1907 году, в сборнике “Нечаянная радость”.
Стихотворение посвящено конфликту реальности, которую поэт видит как захудалую забегаловку в пригороде Петербурга, и мечты, воплощенной в образе прекрасной незнакомки, которая зачем-то туда приходит. Главный герой даже не знает, действительно ли это живая женщина или плод винных грез.
Композиция
Композиционно это произведение делится на две части.
Первая полностью посвящена реальности, которую поэт видит как захудалый ресторанчик, куда приходят только выпить, так что там есть только пьяные. Да и сам лирический герой ничем не отличается от них: он сидит с бокалом вина, оглушённый алкоголем. Даже солнцу не хочется смотреть, что происходит в этом месте.
Вторая часть противопоставляется первой: в ней поэт описывает прекрасную незнакомку, которая кардинально отличается от местного сброда. Лирический герой может детально описать её образ и всё же не уверен, что она не является плодом его фантазии. Она – то сокровище, которое он хранит в своём сердце. И всё же заканчивается стихотворение печально: даже такая прекрасная мечта не в силах вырвать героя из винного плена.
Для Блока невозможно совместить эти два мира, мечта и реальность навсегда останутся на разных берегах.
Это классический рассказ в стихах, неважно, описывает ли он реальность или грёзы лирического героя. Блок намеренно придал своему полумистическому произведению такую приземлённую форму, чтобы подчеркнуть свою идею о том, что Вечная Женственность не существует в реальности, её место – в духовных эмпиреях. Оно написано четырехстопным ямбом с пиррихиями. В выборе стихотворного размера также прослеживается стремление к намеренной простоте. Перекрёстная рифма помогает подчеркнуть и выделить важные для понимания произведения мысли и также делает его простым для понимания.
Средства выразительности
Как и всегда, поэт использует в стихотворении яркие выразительные средства, их много и все они работают на художественную идею. Основные – это:
Особенно ярко в этом произведении работают эпитеты: намеренно грубые и некрасивые сравнения используются в первой его части, описывающей действительность, а поэтические и романтические – во второй.
Cмысл стихотворения Блока «Незнакомка»
Александр Блок удивительный «глубокий» поэт, переживший сложную и вместе с тем интересную, яркую жизнь.
Стихотворение «Незнакомка» было написано в 1906 году в сложный кризисный период, в который писатель переживал измену жены, прозябал в пьянстве, не имел надежды и цели.
По этой причине в стихотворении мы находим столкновение противоположных миров — вымысла и реальности.
Структура стихотворения
Литературоведы разделяют сюжет на две части: в начале прослеживается описание действительности, которая передается максимально реалистично, благодаря резким неприятным образам, «визгам», «крикам», «скрипам».
Однако всё меняется с появлением той самой загадочной и очаровательной незнакомки.
Скорее всего она одинока, как и сам лирический герой. При этом только им одним доступна особая «даль», которая уносит их от мест ужаса, пошлости, бедности, описанной поэтом в самом начале.
И несмотря на то, что существует вероятность возникновения этого образа незнакомки именно в опьяненном состоянии, автор лелеет ее образ и относится к этому образу как к сокровищу.
О жанре и средствах выразительности
Стихотворение — классический «рассказ в стихах», который имеет, несмотря на свое полностью реалистическое содержание, имеет очень приземленные формы.
Это помогает понять, что возвышенная женственность в реальности не существует.
Для максимальной выразительности и красочности поэт использует самые разные образные выражения (очарованный лирик, горячий воздух), сравнения, метафоры (бессмысленный кривится диск), всё содержание пропитано едкими фразами, словами, звуковыми средствами выразительности.
Тема и основная мысль (идея)
В столь красочном и атмосферном стихотворении подчеркивается обстановка злачного заведения, при этом именно посетительница, появившаяся в кабаке, имеет духовную силу и психологическую устойчивость к жизненным испытаниям, которая помогает ей не опускаться до пьянства и до вина.
Все стихотворение построено на приеме антитезы (противопоставления темного и светлого). Лирический герой здесь — сам автор, который запивает свое горе и тут же встречает духовную, сильную, прекрасную незнакомку.
При этом пошлость, грязь, не могут запятнать и испортить образ девушки, которая отражает мечту автора о чистой и беззаветной любви, которая (возможно) и не существует вовсе в жизни.
Несмотря на заключение всего стихотворения фразой (Истина в вине) — образ незнакомки оставляет надежду на светлое будущее и дает веру в светлое начало жизненного пути.
Стихотворение нельзя забыть и оно не оставит равнодушным никого. Поскольку каждая строчка, каждый эпитет, каждое сравнение — трогают до глубины души и оставляют надежду на то, что не может быть такого, что любви и красоты не существует.
Незнакомка — это очень знакомая, близкая, одухотворенная женщина. Лирический герой питает к ней особые чувства, возносит ее, боготворит и ждет. И каждый раз она заходит к нему в кабак (возможно лишь в мечтах) и наполняет этот кабак чем-то волшебным, неземным, божественным.
Знакома ли ему эта Незнакомка? Уверена, что да.
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 1.5 / 5. Количество оценок: 2
Это произведение является визитной карточкой Блока. Все мы изучали его в рамках школьной программы, наслаждались красотой и романтичностью строк. Наша статья посвящена анализу стихотворения «Незнакомка» Блока. Попробуем понять, как произведение о грязных улицах и пьяницах превратилось в манифест чистой любви.
«Незнакомка» Блока. Анализ по плану
В школе нас учат разбирать стихотворения по схеме, анализируя три важных составляющих: историко-биографическую, литературоведческую (композиция, тематика, образы, стиль) и художественную (средства выразительности, рифма, звукопись). Их можно менять местами в зависимости от стоящих задач. Проведем анализ стихотворения «Незнакомка» Блока по плану, указанному ниже:
История создания
Чтобы в процессе анализа «Незнакомки» Блока выявить основную мысль текста, обратимся к времени написания стихотворения. Оно родилось в 1906 году и вошло в сборник стихов «Нечаянная радость». Поэт переживал тяжелый период своей жизни.
Композиция. Первая часть произведения
Анализ стиха «Незнакомка» Блока позволяет разделить его на две части. В первой из них царит хаос и бездуховность. Действие разворачивается на фоне упадочного вечернего пейзажа. Воздух здесь несвеж и горяч, улицы пыльные, весна приносит с собой не обновление, а «тлетворный дух». Вокруг слышна какофония звуков: кричат пьяные, плачет ребенок, визжат женщины.
Моральные устои полностью утрачены. Дамы перестали быть возвышенными, они гуляют между канав с «испытанными остряками». Последние «заламывают котелки», которые носили только люди высшего сословия. Верхушка общества тоже погрязла в пошлости, убожестве. Луна, так часто воспеваемая в поэзии, у Блока «бессмысленно кривится» и сравнивается с неживым диском.
Вторая часть стихотворения
Анализ «Незнакомки» Блока доказывает, что произведение построено на антитезе, противопоставлении. Если в первой части преобладала низкая лексика, то вторая звучит возвышенно. Появляется незнакомка, которая окончательно опьяняет лирического героя. Трудно понять, живая женщина это или призрак, прекрасное видение.
Образ возникает в туманном окне из ночной темноты, медленно идет между пьяниц, не привлекая их внимания. В отличие от тлетворного воздуха, разлитого вокруг, незнакомка дышит «духами и туманами». Она садится у окна в одиночестве. Ее образ лишен конкретики, зыбок, непрочен. Лицо скрыто за темной вуалью, шелка «веют», словно под порывом легкого ветерка, и вспоминаются «древние предания», сказки. Она кажется вышедшей из другого, возвышенного мира. Траурные перья на шляпе символизируют трагичность ее существования.
Поэт вслед за ней уходит в «очарованную даль», выпитое вино помогает ему в этом. Он забывает низкую действительность, погружаясь в мир «глухих тайн», «дальних берегов», солнца, «синих бездонных» очей и душевных сокровищ. Незнакомка становится символом любви, надежды, высоких устремлений, красоты, которые теплятся в раненной душе.
Художественные средства
Продолжим анализ «Незнакомки» Блока. Кратко рассмотрим средства выразительности, с помощью которых поэту удалось сделать стихотворение таким мелодичным и красивым. Написано оно пятистопным ямбом. Рифмовка перекрестная, женские и мужские рифмы чередуются друг с другом.
В первой части они рваные. Используется сниженная лексика, слышится много резких согласных звуков. Во второй части рифма становится плавной, среди согласных преобладают сонорные, привнося в стихотворение гармонию. Лексика высокая, что подчеркивает недосягаемость призрачной Незнакомки.
«Я» лирического героя
Основная мысль
Анализ «Незнакомки» Блока помогает понять, что хотел сказать автор своим стихотворением. Перед нами предстает конфликт низменного быта и высоких устремлений, примирить которые невозможно. Герою душно в мире пошлости, он стремится к идеалу, красоте, счастью, которых не видит вокруг, но вдруг обретает в загадочной, ускользающей Незнакомке.
Отзывы критиков
Подходит к концу анализ стихотворения «Незнакомка» Блока. Кратко рассмотрим отзывы литературных критиков на него. Не все из них поняли вульгарное описание дачного поселка, эфемерность образов. И. Анненский и А. Измайлов, наоборот, видят успех стихотворения в неожиданном сочетании обыденного и неземного. М. Гофману описание ресторана напомнило атмосферу романов Достоевского. В. Жирмунский проводит аналогии с творчеством Гофмана и Эдгара По, у которых мы тоже находим мотивы опьянения, посредством которого раздвигаются привычные грани сознания.
Анализ стихотворения «Незнакомка» Блока помогает нам осознать извечное стремление души к прекрасному идеалу. Среди обыденной жизни мы иногда внезапно сталкиваемся с ним. Он предстает перед нами в моменты искреннего счастья, когда мы влюблены или восхищены чем-то. Это чувство мимолетно, хрупко, впоследствии оно кажется «чудным видением», но благодаря ему мы находим силы идти по жизни дальше.
Анализ стихотворения «Незнакомка» (А. Блок)
Одно из самых прекрасных стихотворений Блока «незнакомка» было написано в 1906 году, в тяжелый для поэта период. Блок переживал измену жены, погряз в пьянстве, утратил все надежды и цели. Именно поэтому в стихотворении сталкиваются два противоположных мира: мечта и реальность.
История создания
Факт создание стихотворения был зафиксирован бывшим другом Блока, Андреем Белым в 1906 году в Озерках. В период создания стихотворения Блок переживал уход жены, его жизнь была разрушена, однако, благодаря таким тяжелым переживаниям был создан шедевр, всеми любимое стихотворение «Незнакомка».
Прототип незнакомки существует, но его ФИО утрачено. Образ девушки поэт нашел в одном из баров, которые часто посещал. Восхитительное создание настолько восхитило Блока, что он решил посветить прекрасной незнакомке стихотворение.
Семейная жизнь А. Блока и Л. Менделеевой была не из счастливых, потому что автор изначально видел в супруге лишь музу и не притрагивался к ней и пальцем, боясь развеять иллюзию. Зато плотские утехи он находит в изменах, которые, однако, ничуть не мешали ему любить лишь одну супругу. В конце концов, женщине надоело такое обращение, и она решила искать счастья на стороне, раз уж в их браке это не считалось позорным. Однако поэт был оскорблен подобным поведением музы, ведь он-то думал, что она — идеал, возвышенное и недосягаемое совершенство. Словом, именно в период разочарования в одном идеале он начал искать другой — тот, в котором невозможно разочароваться. Главное, чтобы он был настолько далек, чтобы нельзя было разобрать ни одной приземленности или пошлости в его недосягаемой святости и чистоте.
Жанр, направление и размер
Блок был представителем модернистского течения под наименованием «символизм», в своих произведениях он использовал образы-символы, намеки и другие приемы для создания эффекта загадочности, таинственного изображаемого предмета.
Стихотворение написано ямбом с элементами пиррихия, рифма- перекрестная.
Жанр стихотворения «Незнакомка» — рассказ в стихах.
Композиция
Стихотворение состоит из двух частей: мечты и реальности. Поэт играет на противоположности двух миров, в этом заключена особенность композиции произведения. В реальности Блок описывает Петербург, грязные заведения и вечно пьяных людей. Мечта — это девушка, которая внезапно появляется на пороге, она будто из другого мира, таинственна и загадочна. Она как глоток свежего воздуха для блуждающей души поэта.
Одна часть стихотворения противопоставлена другой — это прием контраста, который позволяет показать конфликт ожиданий и действительности, идеала и реальности, разрывающий каждого из нас надвое.
Образы и символы
Образ лирического героя пронизан одиночеством и отчаянием. Он утратил интерес к жизни, его постоянно окружает дешевая обстановка, отвлекают от раздумий пьяные люди, что еще больше подавляет героя. Тоску и заброшенность отражает замечание героя о том, что его единственный друг отражен в стакане — это и есть он. Только вино, а не компания, помогает ему забыться и найти утешение.
И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной,
Как я, смирен и оглушен.
Незнакомка появляется каждый вечер, как будто видение во сне. Герой даже не уверен, существует ли она на самом деле. Она словно пробуждает лирического героя ото сна, она становится его мечтой, его недостижимым идеалом. В финале он даже признает, что истина в вине, то есть понимает, какая сила воскрешает пленительный образ снова и снова. Быть может, и не было никакой женщины в траурной шляпе с перьями. Это лишь пьяный бред, в котором, тем не менее, родилась чистая и святая иллюзия, которая просто не сможет его разочаровать, ибо не соприкасается с реальностью своим существованием.
Образ прекрасной девушки полон таинственности. Кто она? Как и зачем оказалась в этом отвратительном заведении? Ответов на эти вопросы у нас нет. Девушка вызывает в душе героя давно забытые чувства, он обретает новые идеалы и тут же с иронией замечает, что его мечта — полет сдобренной вином фантазии.
Стихотворение богато образами-символами:
Темы, настроение и проблемы
Основная идея
В стихотворении герой жаждет новой жизни, ведь находит в своей душе сокровища, ключ от которых не у того, кого он потерял, а у него самого. Видя таинственную и совершенную красоту женщины, он находит в себе силы закрыть глаза на окружающую его убогую действительность. Есть в этом мире то самое высокое и прекрасное, ради чего стоит жить! Это.и есть главная мысль произведения. Неудивительно, что после написания «Незнакомки» Блок уже не так сильно реагирует на проблемы, происходящие в его жизни. Стихотворение занимает особое место в биографии поэта. Он пережил тяжелый этап, и именно «Незнакомка» помогла ему справиться.
Необходимо отметить двусмысленность последней реплики лирического героя: «Истина в вине!». Автор дает нам возможность поразмышлять: все это пьяный вымысел или же отказ героя от прежней жизни. Может, вино помогло ему смириться с утратой и забыть огорчения, и в этом забытие он видит истину. Может, сама незнакомка была навеяна винными парами, и он выдумал ее, но именно в воображении поэт узрел смысл бытия — искать сокровищницу своей души.
Средства художественной выразительности
Для более красочного изображения происходящего поэт использует множество эпитетов, они сменяют друг друга.
Также стихотворение кишит сравнениями: «пьяницы с глазами кроликов», «как я, смирен и оглушен» и метафорами: «бессмысленно кривится диск», «дыша духами и туманами».
«Незнакомка». Анализ произведения Александра Блока
Меню статьи:
Текст стихотворения
По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.
Вдали над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздается детский плач.
И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.
Над озером скрипят уключины
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный
Бессмысленно кривится диск.
И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной
Как я, смирен и оглушен.
А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino veritas!»* кричат.
И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.
И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.
В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.
История написания
«Незнакомку» Александр Блок написал в 1906 году, в то время, когда прервал отношения с символистами. Серьезные перемены в жизни поэта не прошли бесследно. В те же годы поэт написал “Страшный мир”, в котором Блок выражает свой протест против мира в котором все продается и покупается, миру безверия, пустоты и грубой материальности. Это время, в котором все стихи поэта пропитаны тоской, мрачностью и усталостью от всего, что он видит вокруг себя.
Любочка – его любимая жена и первая любовь увлеклась Андреем Белым и ушла. Жизнь Александра рухнула. Поэт запил. Он не мог сидеть дома и уходил бродить по пригородам Петербурга, засиживаясь в дешевых барах или ресторанах, пытаясь «залить» свое горе вином.
Известен даже сам момент написания стихотворения. Андрей Белый находился в доме Блока, когда тот пришел домой, держа в руках помятый листок бумаги с написанным стихом и показал его жене. Блок написал стих, сидя в баре со стаканом вина. Позже Александр написал об этом в своих воспоминаниях.
Поэт осознавал, что его жизнь катится под откос и ничего не мог изменить, но не позволил себе опошлиться и изменить своим принципам и идеалам. Его любовь осталась вдохновением, но из волшебной музы она превратилась в мучительную и сжигающую страсть.
Стихотворение было впервые опубликовано в сборнике «Нечаянная радость» в 1907 году под названием «Город».
Место, описанное в стихотворении
Место описываемого действия – ресторан. Но в данном случае символизм, в котором поэт писал дает о себе знать. Ресторан для него становится образом грязи, глухоты и пошлости большого города. Здесь даже луна теряет свою романтическую красоту, которую много лет воспевали поэты всего мира. Ресторан находится не в самом городе, а в дачном массиве на окраине, но для поэта это место явилось техногенным и бездушным образом города.
Блок показал место написания стихотворения молодому литератору Евгению Иванову, который описал их совместную поездку в своем дневнике 9 мая 1906 года.
Александр Блок отвез парня в дачный поселок Озерки, который находился недалеко от станции Финляндской железной дороги. Они бродили у озера, о котором Блок упоминал: “скрипят уключины” и “визг женский”. Спутник Блока увидел то, что описывал поэт в своих стихах: ничем не примечательное озерцо, которое вызывало у поэта лишь скуку и навевало тоску безысходности.
Затем Блок отвел товарища к вокзалу, где из окна виден был шлагбаум и железная дорога о которой Блок упоминал в своем стихе.
Поэт без объяснений показывал, что не могло быть иначе. Из этой грубой прозаичности просто необходим был выход, который он нашел в своей «Незнакомке».
«Потом Саша с какой-то нежностью ко мне указывал на позолоченный крендель булочной, на вывеске. Все это он показывал с большой любовью, как бы желая ввести меня в тот путь, которым велся он тогда, в тот вечер, как появилась “Незнакомка”». – пишет Иванов.
Когда проносились поезда, в окне то появлялась, то исчезала синева неба, словно опять напоминая – в серой безысходности, рядом с грохотом и грубостью железных вагонов есть синева небес, есть выход и красота. «Незнакомка» должна была прийти и напомнить о выходе из тупика. Она словно напоминание о небесной синеве и другой, прекрасной жизни.
Тема стиха
В этом стихе мечта сталкивается с реальностью. Для многих людей, живущих в мечтах, подобное столкновение становится крахом. Но Блок, напротив, начинает с описания грубой реальности. Он находится среди пьяниц, которые утверждают, что истина находится в вине. Рядом пошлость, скука и грязь. Поэт сам выбрал это окружение, но сознает, что он не на своем месте и сам он другой.
…Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено…
Понимая, что находится не в том месте, где должен находиться по призванию и к чему тянется его душа, поэт все же сознает, что не готов выйти из ресторана и прервать связь с губительным для него вином. Разочарование и горе опустило его в омут, из которого сейчас нет сил выбраться
…И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино…
Ответственность и важность своего призвания поэт понимает, но не справляется с пагубной привычкой. И все же понимает, что не вписывается в этот круг пьяниц, опускающихся на дно жизни.
…В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!…
Как в библейской книге Притчей, в наставлении матери звучит: «Не царям пить вино! Не царям, Лемуил, не царям пить вино, и не князьям – сикеру, чтобы, напившись, они не забыли закона и не превратили суда всех угнетаемых»(Прит.31:4,5).
Поэт призван звать мир к красоте, и Блок не опускается до пошлости. Даже во время срыва, когда нет сил справиться с потерей и разочарованием, когда вино кажется единственным выходом и друг, которого он видит в отражении стакана, кажется единственным, Блок не опошляется. Он тянется к прекрасному образу незнакомки, чистой, к которой не пристала грязь кабака. Она остается напоминанием поэту о настоящем мире, о его стихии и зовом в этот мир прекрасного.
Но стих заканчивается реальностью данного момента – Александр не может оторваться от вина:
«…Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине»
Композиция
Стих можно разделить на две части. В первой поэт описывает монотонность и грубость жизни петербургского пригорода.
«Вдали над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач…»
Сквозь свое горе и разочарование поэт не видит красоты природы, он замечает только пошлость «испытанных остряков», слышит скрип уключин, женский визг и плач детей.
Поэт не слышит птиц, которые должны были петь в это время, не ощущает чистоты воздуха на природе. Его оскорбленная и раздавленная горем душа выбирает только то, что еще глубже уводит его в мир отчаяния и тоски, которую поэт заливает вином.
Во второй части стихотворения появляется Незнакомка. Она не из этого грубого мира, чиста, прекрасна, и ничто из пошлости окружения не прилипает к ней. Автор даже не уверен, что девушка не является плодом его воображения.
Прекрасной незнакомке не место в душном ресторане среди пьяниц, но она приходит. Эта прекрасная женщина словно свет в окне манит поэта уйти из тьмы, в которую он погрузился, вспомнить свое высокое предназначение, вернуться в мир прекрасного и забыть о вине.
«…И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна…»
Поэт цепляется за этот образ, не желает отпускать, хотя продолжает пить. Но образ приходит и зовет его каждый вечер. Этот «маяк» остается напоминанием о настоящем мире, к которому поэт чувствует призвание. И все же в данный момент побеждает сиюминутная слабость. Он остается с «истиной в вине».
Если бы это решение осталось по жизни – поэт не приехал бы с другом, чтобы показать место, где он написал свое стихотворение. Призвание победило, и поэт выбрал мир прекрасного и любви к Родине, хотя этот выбор и стоил ему жизни. Блок не покинул страну после революции.
Главный герой
Главный герой произведения поэт, описывающий вечер. Он одинок, находится там, где ему не место. Все вокруг навевает тяжелую тоску и разочарование. Даже луна – не образ романтики в его глазах, а скривившийся диск, приученный ко всему.
Лирический герой наблюдает за всем, что происходит вокруг и за собой – картина не радует его. Все, что он видит вокруг, его душа отторгает как чуждое и чужое.
Но вот появляется прекрасная незнакомка, и он откликается на чистую красоту. Девушка не пьет и не флиртует. Она не участвует в окружающей пошлости и пустоте, лишь смотрит в окно. Ее образ зовет поэта в мир прекрасного и чистого.
И все же лирический герой не уходит из ресторана, он остается со своим стаканом вина. Соглашаясь с девизом «пьяниц с глазами кроликов», поэт ставит себя с ними в один ряд, причисляя себя к их обществу. В мире сотни гениев и талантливейших людей убили свой талант и свою жизнь «на дне стакана». Алкоголь – беспощадный враг, убивший больше талантов, чем война.
Поэт вернется в свой мир, но позже, когда время немного излечит его «оглушенность».
Второстепенные герои
В стихотворении несколько второстепенных героев.
Весенний тлетворный дух описывается как действующее существо, который правит пьяными окриками.
Испытанные остряки, гуляющие с дамами среда канав, подчеркивающих грязь, не имеющую ничего общего с прекрасной и чистой любовью.
О диске луны поэт говорит, как о герое повествования, словно он живой, приучен ко всему и кривится.
Отражение в стакане также поэт описывает как живое существо. Оно – единственный друг поэта и также «смирен и оглушен».
Сонные лакеи и пьяницы «с глазами кроликов».
Прекрасную незнакомку можно назвать как вторым главным героем, так и второстепенным. Она важна и заметна только для главного героя. Это его муза и его видение. Ей поэт уделяет особое внимание, рассматривает ее, следит за ней каждый вечер, но не подходит и в конце стихотворения делает свой выбор между прекрасной незнакомкой и стаканом вина в пользу последнего. «… я знаю, истина в вине…»
Главная идея стиха
В стихе поэт противопоставляет реальный мир, в котором сейчас он разочарован, и мечту.
Настоящая реальность соткана из грубого и прекрасного. Она бывает разной, и поэзия также является частью реальности. Но в момент написания стиха Александр Блок считает ее отвратительной, пошлой и ложной. Для автора, пережившего измену и разочарование, реальность ужасна. Он замечает только отрицательные ее стороны, пропуская все прекрасное и доброе.
Автор противопоставляет этой грязной реальности, мечту в образе прекрасной незнакомки.
На первый взгляд прекрасной девушке совсем не место в грязном заведении, также как и поэту, но она приходит в него каждый день. Поэт рассказывает об этом, подчеркивая контраст между пьяницами «с глазами кроликов» и ее синими бездонными очами.
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна
Девушка одинока, как и поэт.Поэт позволил мечте очаровать себя на миг и вновь возвращается в грубую реальность, не желая смешивать свое настоящее и мечту.
Он не хочет претворять мечту в реальность и идти к ней. Блок не идет к незнакомке, не пытается узнать ее поближе, он остается у своего стакана, предпочитая издали любоваться мечтой и чистой красотой.
Именно поэтому сознание
«…В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!…»
не меняет ничего в жизни поэта, и он остается со своей «истиной в вине».
Раньше, когда поэт пытался изменить мир, создавая красоту, его мир менялся и также менялись жизни тех, кто окружал поэта. Но разочарование в жизни и в цели лишило поэта этой силы – менять реальность. И поэтому он остается с «истиной пьяниц с глазами кроликов». В жизни поэта сбывается простой закон жизни: «Если мы не влияем на свое окружение, тогда оно будет влиять на нас».
Стихотворение относится к рассказам в стихах. Написано стихотворение ямбом с элементами пиррихия
Средства выразительности
В стихотворении употребляются сравнение: “как я, смирен и оглушен”.
Аллитерации – нагромождение согласных звуков в описании улицы, меняются на ассонансы – повторение гласных звуков, при описании образа незнакомки:
«…Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Её упругие шелка…»
Шипящие звуки позволяют нам услышать шелест шелка, употребление звуков (у) и (е) создают чувство возвышенности изображенного женского образа.
Прекрасная незнакомка всегда одна, также, как и поэт и это создает впечатление их общности и родственности.
«И странной близостью закованный,
Смотрю за тёмную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль»
Поэт не может оторвать взгляда от незнакомки, но по какой-то причине не пытается сократить расстояние между ними, предпочитая оставить ее только мечтой.
Также поэт использует эпитеты: “пьяные окрики”, “весенний и тлетворный дух”, “горячий воздух”, “детский плач”, “очарованный берег”. «испытанные остряки».
Метафоры – “бессмысленно кривится диск”, “дух правит окриками”, «странной близостью закованный».
Употребление архаизма (вышедшее из употребления слово «очи») создает некоторую дополнительную, особую возвышенность образу девушки.
В стакане вина и в этом захудалом ресторанчике автор ищет возможности сбежать от действительности. Но незнакомка находит его в этом месте и возвращается каждый вечер.
Кто эта девушка? Вымысел или реальность? Автор не пытается это выяснить. Он наблюдает и описывает образ, точно также как описывает себя, не пытаясь ничего изменить. Разочарование отнимает силы действовать. Поэт оставляет незнакомку и свою тайну только образом, не пытаясь реализовать свой потенциал.
«…Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено…
…В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!»
Не реализовывая мечту, поэт возвращается в грубую реальность, к правде пьяниц:
Особенности стиха
«Незнакомка» – стих, ставший одним из переломных в творчестве и в жизни поэта. Образ прекрасной, одухотворенной девушки, не прикоснувшейся к алкоголю даже там, куда приходят для того, чтобы напиться – попытка удержать высоту и красоту мыслей на фоне разрушающейся жизни поэта. Этот образ показывает разницу между тем, как он сейчас живет и тем, что он делал раньше. Поэт понимает, что с рождения получил дар, который не каждому достается, и эта высота зовет его к себе.
«Незнакомка» – народное произведение, ведь оно стало визитной карточкой писателя. Это произведение превратилось в символ романтики. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием
Стихотворение одно из самых особенных стихов этого времени. Оно не оставляет равнодушных. Контраст уличных сцен и возвышенной красоты заставляет остановиться и задуматься. Даже в сообществах, где все сводится к грубым, животным интересам и пошлости, можно найти выход, заметить прекрасное и выйти из ситуации, найти высокие цели в жизни. Как на одной грядке может вырасти арбуз и горький перец, питаясь одними удобрениями, так и люди могут в одном месте найти грязь или красоту.
Красота проявляется даже на самом дне человеческого общества, и на навозной куче может вырасти прекрасная роза.
В пьяной компании, с разбитым сердцем и надорванной душой поэт сумел написать красивый стих.
Александр Блок так и не сумел совместить мечту и реальность и через все произведение проходит мысль об опьянении. Автор описывает место, где люди «заливают» свои радости и беды. Его прекрасная незнакомка так и остается вопросом, реальная ли это девушка или плод опьяненного сознания и к концу поэт опять возвращается к вину. Александр Блок не сумел в мире трезвости и реальности найти утешение для своей боли и разочарования.
Критики
И. Анненский и А. Измайлов считали, что успех «Незнакомки» кроется в резком и неожиданном сочетании возвышенного и грубого, небесного и приземленного, а М. Грофману стихотворение напомнило атмосферу произведений Достоевского. Но все мнения сходятся к одному – «Незнакомка» покорила тысячи сердец.
«Незнакомка» является одним из самых любимых стихотворений Блока. Его знают и помнят даже люди, далекие от литературы модернизма и замысловатой элитарной поэзии. В этом смысле оно стало подлинно народным произведением. А все потому, что эта утонченная лирика стала символом романтичности, веры в красоту и любовь, без которых немыслима жизнь человека.
«… даже мотив вульгарного опьянения, придающего крылья забитому городскому неудачнику, дающему возможность приобщаться сквозь кабацкую пошлость к бездонной сини глаз прекрасной Незнакомки, оставался попыткой одушевить земную юдоль средствами мистического преображения».
О, читайте сколько хотите раз блоковскую “Незнакомку”, но если вы сколько-нибудь Петербуржец, у вас не может не заныть всякий раз сладко сердце, когда Прекрасная Дама рассеет и отвеет от вас, наконец, весь этот теперь уже точно тлетворный дух. И мигом все эти нелепые выкрутасы точно преображаются.
Я не знаю у Блока другого, более кокетливого, но и более мужского стихотворения. Это – вовсе не эротика, но здесь – вся стыдливая тайна крепких и нежных объятий.
Источник «Книга отражений»
Образ Незнакомки
Незнакомка – Очаровательная Дама, легкая хрупкая, изящная женщина, “Очи синие бездонные”, одета в черное платье. Дама сидит у окна, ведь это место предназначено только для нее. Незнакомка появляется словно сон, окутанная таинственностью и манящей красотой. Героиня стихотворения выделяется из окружающих, нежностью, непорочностью, не пьянствует в отличие от окружающих. Писатель отразил романтические мечты в Незнакомке. Для лирического героя Незнакомка считается спасительным кругом бездонной пучины, благодаря очаровательной женщине, герой отвлекается внимание тяжелой жизни, которая уходит на второй план. Благодаря собственному стихотворению “Незнакомка” поэт перестал пьянствовать и жизнь.
Главная мысль
Анализ “Незнакомки” Александра Блока помогает понять, что хотел сказать автор написанным стихотворением. Герою душно в мире пошлости стремится к идеалу, красоте, счастью, но вдруг обретает в загадочной, очаровательной Незнакомке. В стихотворении Блок описывает конфликт низменного быта и устремлений, примирить которые невозможно. Стихотворение Александра Блока ведет читателей трагическому выводу: войти в мир поэзии и тайны невозможно. В душе героя вспыхнула надежда, герой очарован Незнакомкой, но вынужден в итоге расписаться в собственном бессилии. Главный герой представлен частью мира “пьяных чудовищ”, куда не ступит Незнакомка. Мечта входит вспышкой в нашу обыденность, перевернув душу, но так же мгновенно исчезнут, возвращая человека назад в жизнь.
Стихотворение «Незнакомка» занимает главное место в творчестве Александра Блока. Здесь отражены искренние ощущения и размышления автора в период острого душевного и жизненного кризиса. Сделана попытка найти выход из этой губительной ситуации.
Размер стихотворения “Незнакомка”
Стихотворение написано двусложным ямбом (то есть ударение падает на парные слоги). Автором удачно используется перекрестная рифма АбАб (рифмуемые строки идут поочередно).