Богемный образ жизни что это означает

Что такое богема и существует ли она сейчас

Впервые понятие богемы возникло во Франции. Так в 1851 году в своей книге писатель Анри Мюрже назвал студентов, учившихся в Сорбонне, за то, что они вели себя шумно и свободно, вели довольно беззаботный образ жизни. Ведь Boheme по-французски означает «цыганщина». А само это слово возникло еще в XV веке, когда во Францию прибыло много цыган из Богемии (так тогда называлась часть нынешних Австрии и Венгрии).

Богемный образ жизни что это означает. Смотреть фото Богемный образ жизни что это означает. Смотреть картинку Богемный образ жизни что это означает. Картинка про Богемный образ жизни что это означает. Фото Богемный образ жизни что это означает

Словечко прижилось, но стало применяться уже не только в отношении студентов, а вообще к тем людям, которые живут в свободном графике, ведут себя раскованно, легко относятся к своей неустроенности и бедности. А такими людьми всегда были молодые художники и вообще люди из артистического круга.

Богемный образ жизни что это означает. Смотреть фото Богемный образ жизни что это означает. Смотреть картинку Богемный образ жизни что это означает. Картинка про Богемный образ жизни что это означает. Фото Богемный образ жизни что это означает

Богемный образ жизни что это означает. Смотреть фото Богемный образ жизни что это означает. Смотреть картинку Богемный образ жизни что это означает. Картинка про Богемный образ жизни что это означает. Фото Богемный образ жизни что это означает

По сути, богема живет, как бабочка-однодневка, не думая о последствиях своих поступков. Она самовыражается здесь и сейчас, получая сиюминутное удовольствие от чего угодно, в том числе запретного.

Сексуальные эксперименты, тяга к aлкоголю, нaркoтикам и т.д. типичны для богемного образа жизни. Особенно ярко богемность проявила себя на рубеже XIX-XX веков в Европе и России. Типичными представителями богемы были в Испании Сальвадор Дали и Гарсиа Лорка, например. А признанным центром богемы был тогда Париж, куда со всего мира стекались молодые непризнанные гении. В России расцвет богемной жизни был связан с 10-ми годами прошлого века. Тогда богема собиралась в многочисленных кафе и кабачках.

Богемный образ жизни что это означает. Смотреть фото Богемный образ жизни что это означает. Смотреть картинку Богемный образ жизни что это означает. Картинка про Богемный образ жизни что это означает. Фото Богемный образ жизни что это означает

В ХХ веке богема изжила себя. Да, остались неустроенные художники, непризнанны артисты, красавицы, льнущие к подобным людям, и т.д. В некотором смысле можно назвать отголоском богемы молодых рок-музыкантов в 70-80-е годы в Ленинграде. пока они еще не стали признанными, не остепенились, не разбогатели и не уверились в своей значимости.

Сейчас вместо богемы мы имеем тусовку. А это совсем другое явление.

Источник

Богема

При Советской власти в СССР получила наименование «творческая интеллигенция».

Богемный образ жизни что это означает. Смотреть фото Богемный образ жизни что это означает. Смотреть картинку Богемный образ жизни что это означает. Картинка про Богемный образ жизни что это означает. Фото Богемный образ жизни что это означает

Богемный образ жизни что это означает. Смотреть фото Богемный образ жизни что это означает. Смотреть картинку Богемный образ жизни что это означает. Картинка про Богемный образ жизни что это означает. Фото Богемный образ жизни что это означает

Содержание

История

Богемный образ жизни что это означает. Смотреть фото Богемный образ жизни что это означает. Смотреть картинку Богемный образ жизни что это означает. Картинка про Богемный образ жизни что это означает. Фото Богемный образ жизни что это означаетНа заре своего существования богема была маргинальной средой, олицетворяющей собой отказ от норм протестантской этики, культа труда и прочих завоеваний христианства. [2]

Происхождение термина

Одно из названий цыган во французском языке — bohémiens — буквально «богемцы», жители Богемии, области на территории нынешней Чехии, где в Средние века жило много цыган; таким образом, неприкаянная жизнь артистов сравнивалась с жизнью цыган (кроме того, многие цыгане сами были актёрами, певцами и музыкантами).

Термин появился во Франции в первой половине XIX века и приобрёл большую популярность после появления сборника Анри Мюрже «Сцены из жизни богемы» (1849), а особенно знаменитых опер Пуччини (1896) и Леонкавалло (1897) с одинаковым названием «Богема». Фундаментальный историко-социологический труд о французской литературной богеме (1964) принадлежит Сесару Гранье.

Примечания

См. также

Полезное

Смотреть что такое «Богема» в других словарях:

БОГЕМА — (фр. la boheme). 1) странствующие толпы цыган; вообще бродячие толпы. 2) люди без определенных средств к жизни, живущие случайным трудом, умственным или физическим. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… … Словарь иностранных слов русского языка

БОГЕМА — БОГЕМА, богемы, мн. нет, жен. (франц. boheme, букв. цыганщина). 1. собир. Необеспеченные актеры, художники, литераторы и т.п. интеллигенты, ведущие беспечную и беспорядочную жизнь. Литературная богема. 2. Беспорядочный быт такой среды (разг.).… … Толковый словарь Ушакова

Богема — С французского: La boheme. Стало популярным после публикации «Сцен из жизни богемы» французского писателя Анри Мюрже (1822 1861). Слово «богема» образовано от другого французского слова ип Bohemien, то есть «цыган» (обычно ассоциировалось с… … Словарь крылатых слов и выражений

Богема — социальная группа, играющая и до сих пор значительную роль в истории литературы. В средние века цыгане, народ бродячий, народ изгой, считались выходцами из Богемии (Чехии). Б. литературная цыганщина в смысле социальной деклассированности и… … Литературная энциклопедия

Богема — Артистическая среда с присущей ей особой атмосферой, нравами, жаргоном, манерой одеваться, способами общения. Происходит от bohemia цыганский. Для характеристики артистической среды стало применяться с середины XIX в. Возникнув у Мюрже («Сцены из … Энциклопедия культурологии

богема — цыганщина Словарь русских синонимов. богема сущ., кол во синонимов: 4 • кинобогема (1) • … Словарь синонимов

БОГЕМА — (французское boheme, буквально цыганщина), обозначение среды художественной интеллигенции (актеров, музыкантов, художников, литераторов), ведущей беспорядочную и необеспеченную жизнь; образ жизни, быт таких людей … Современная энциклопедия

БОГЕМА — (франц. boheme букв. цыганщина), не имеющая устойчивого обеспечения художественная интеллигенция (актеры, музыканты, художники), ведущая беспорядочную жизнь, а также такой образ жизни, быт, среда этих людей … Большой Энциклопедический словарь

Богема — (цыганщина, неурядица). Ср. На свою невѣстку. княгиня всегда смотрѣла, какъ на безпорядочную особу, безъ правилъ, съ наклонностью къ «богемѣ», съ рѣзкими манерами. Боборыкинъ. Ходокъ. 1, 1. Ср. Bohème (c’est une maison vie de Bohème). Пер.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

БОГЕМА — БОГЕМА, ы, жен. Не имеющие устойчивого обеспечения интеллигенты (актёры, художники, музыканты, литераторы), ведущие беспорядочную жизнь, а также такой образ жизни, среда таких людей. | прил. богемный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов … Толковый словарь Ожегова

Источник

Богемность Богемный

Вы богемный художник? — Да. — Сколько стоит эта ваша картина?

— 80 тысяч долларов. — Ни фига себе! Можно подумать, что вы в штате

президентской администрации или умерли лет 200 назад!

Друзья заметили, что на стенах в доме Пикассо нет ни одной картины хозяина.
— Тебе не нравятся твои картины? — Очень нравятся, но мне они не по карману…

Богемность как качество личности – склонность, принадлежать среде актеров, музыкантов, художников, литераторов, вести особый, отличный от привычного для большинства людей, беспечный, беспорядочный образ жизни, не иметь устойчивого материального обеспечения.

Богемность – жизнь в компании бедолаг, заражённых творчеством. Монмартр – негласная столица богемы. Жил на Монмартре скромный буржуа, ненавидящий абстракцию, которая стала стабильно входить в моду. И решил он подшутить. Поставил посреди улочки осла, рядом с ним ведра с краской и холст. Осел махал хвостом, задевая краски и холст. Так и получилась картина, которую никто не смог отличить от модных шедевров. Однако нашлись шутники, которые решились пойти дальше — назвали эту картину «Закат над Адриатикой» и продали на аукционе. Когда обман раскрылся, скандал разразился огромный.

Богемный художник Пикассо любил давать интервью журналистам за работой. Однажды, увлекшись процессом, он нечаянно испачкал краской костюм журналиста. Художник вежливо предложил оплатить чистку костюма, на что журналист ответил: — Не беспокойтесь, просто поставьте рядом вашу подпись!

В этимологическом словаре Крылова «богема» — это слово, имеющее значение «интеллигенты – художники, писатели, музыканты – не имеющие устойчивого материального положения, ведущие беспечный, беспорядочный образ жизни», заимствовано из французского, где boheme – «цыганщина» восходит к топониму Boheme – «Богемия», или Чехия, поскольку цыгане появились во Франции из Чехии.

Богемность – дитя Венеры, распространяющая цыганщину в искусстве. Интеллигентная беднота, которая артистически весело и беззаботно переносит лишения и даже с некоторым презрением относится к земным благам.

Богемность – торжество беспорядочности и, в то же время, уважение и преклонение перед вдохновением, творчеством и талантливостью. Боборыкин в «Ходоке» пишет: « На свою невестку… княгиня всегда смотрела как на беспорядочную особу, без правил, с наклонностью к «богеме», с резкими манерами».

Богемность – это когда человек, занимающийся творчеством, нуждается, соответственно, в творческом окружении. Для развития ему, как воздух, необходимо общение с творческими людьми. По какому бы пути человек не следовал, легче идти, когда есть наставник, когда есть соответствующее твоему миропониманию окружение.

Окрас богемности всецело зависит от того, под влиянием какой энергии находится человек: невежества, страсти или благости.

К примеру, ветряный легковер прочитал желтую прессу, ухватился за какую-то легкомысленную, поверхностную идейку и, приукрасив её выдуманными сюжетами из своей жизни, стал выдавать за свою. Вскоре он убедил себя в своей гениальности. Он – молодой гений, богемная молодёжь. Он начинает искать богемное общество таких же как он гениев. Находит. Все в обществе называют друг друга гениями и страшно опасаются, чтобы к ним случайно не проник настоящий профессионал того дела, в котором они считают себя гениальными.

Это невежественная богемная молодёжь. Главное для неё не творчество, а желание попиариться, утешить своё непомерное честолюбие, прославиться, отхватить какие-то почести, подхватить звёздную болезнь, вволю потщеславиться.

Философ Александр Хакимов рассказывает: — Давайте рассмотрим друг друга с материальной точки зрения, а потом снова спросим, а что мы вообще вместе делаем здесь с материальной точки зрения. С точки зрения профессий, материальных увлечений, хобби, образования, вкусов, интересов. И мы сразу заметим, что мы здесь совершенно разные люди, с материальной точки зрения, которые в таком составе никогда бы не собрались. Например, когда я был художником, мне нравились люди искусства, богемная атмосфера, но я бы никогда не пошел на встречу с математиками, например. Меня это никогда не привлекало, совершенно не пересекалось. Но здесь мы собираемся все вместе и даже, наверное, не знаем, кто мы, кто чем занимается. Мы даже не интересуемся этим, часто бывает такое, что приходит человек уже полгода и еще неизвестно чем он занимается, кто вообще он. Однажды к нам пришел новый человек. Немолодой, солидный вид, всегда в костюме, галстуке приходил. Сидел, слушал, потом стал помогать, мыть посуду. Через какое-то время выяснилось, что он директор какой-то фирмы в Петербурге, крупной очень.

Богемность в невежестве – это фальшивая, поддельная элита, презентующая себя в качестве сливок общества. На самом деле это помои общества. Легкомысленная молодёжь думает: — Как здорово жить как представители богемы. Кому же она хочет подражать? Деградантам, забывшим о чести, совести и порядочности? Невеждам? Людям, попавшим под влияние энергии невежества, готовым у алтаря громко испортить воздух, лишь бы мелькнуть в газетах, журналах или на телевидении? Людям, неоправданно причисляющим себя к элите общества? Настоящая элита не будет выставлять напоказ свою личную жизнь, не будет идти во главе нравственного беспредела, не будет хвастать беспорядочностью сексуальных связей, пристрастием к наркотикам и азартным играм.

Богемность в страсти – гадюшник, в котором каждый стремится, оттолкнув другого, занять место под солнцем, стать публичной личностью – известной и знаменитой. Богемность в страсти сделает кому-то гадость, и на сердце радость. Она сражается за роли, должности, тёплые места, хитрит, интригует, сплетничает и клевещет.

Богеме свойственны идеализации и иллюзии сознания. Психолог Руслан Нарушевич рассказывает: — Часто художники, которые пытаются создать мир свой, немножко отстраненные или музыканты, различные такие неформалы, как был такой термин, помните раньше. Люди такие идеалистические, они пытаются прибежище найти в поэзии или живописи. Это не значит, что поэзия или живопись – это плохо. Это значит, что это просто категория людей, которых называют эскаписты. Знаете, теория эскапизм такая есть, т.е. концепция. Escape – это бежать, сбежать. Попытка сбежать от реальности. Это люди эскаписты. Они не хотят принять свое положение, потому что все еще пытаются как-то создать свой мир. И поэтому часто отходят от исполнения обязанностей. Потому что они не находят сил для этого».

Богемность в благости – это торжество бескорыстия, самоотдачи, вдохновения и творческого энтузиазма. И всё ради служения людям, ради личностного роста, совершенствования, приближения а Абсолюту.

Источник

Богема: история и социокультурное значение

Богемный образ жизни что это означает. Смотреть фото Богемный образ жизни что это означает. Смотреть картинку Богемный образ жизни что это означает. Картинка про Богемный образ жизни что это означает. Фото Богемный образ жизни что это означает

Статья просмотрена: 9493 раза

Библиографическое описание:

Султанова, А. Н. Богема: история и социокультурное значение / А. Н. Султанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 6 (29). — Т. 1. — С. 186-189. — URL: https://moluch.ru/archive/29/3405/ (дата обращения: 25.12.2021).

Примерно к середине XIX века постепенно появляется новая, более привычная нашему современнику, классическая семантика термина «богема», который начинает применяться по отношению к художественной среде. Окончательно термин «богема» упрочился в своем классическом значении после выхода в 1851г. в свет книги Анри Мюрже «Сцены из жизни богемы» (Scenes de la vie de Boheme)[6], в которой изображается быт студентов Латинского квартала в Париже, ведущих образ жизни, подобный жизни кочующих цыган, т.е. совершенно отличный от обычного европейского буржуазного порядка. А.Мюрже описал жизнь богемы, появившейся в её классическом виде в 30-40 гг. XIX века.

Несмотря на свое недовольство окружающим миром, богема не стремится что-то менять вокруг себя, в обществе, в котором живет, у нее нет склонности к бунту, критике, изменениям, революции. Впоследствии оказывается, что мир меняется, в том числе и благодаря богеме, ее пассивному нонконформизму, без всяких сознательных целенаправленных усилий с ее стороны, просто благодаря ее заразительному примеру и таланту.

Можно сказать, что с богемой происходит нечто подобное тому, что происходит с некоторыми произведениями искусства в истории: первоначально они могут быть никем не понятыми и не принятыми, а спустя какое – то время объявляются шедеврами, в том числе и в том обществе, которое первоначально их безапелляционно отвергало.

Классическим периодом европейской богемы принято считать вторую половину XIX века – эпоху французских натуралистов, символистов и импрессионистов и первое двадцатилетие XX века, когда новое слово европейской мысли и искусства рождалось в транснациональной богемной среде, обосновавшейся в Париже. К 1870 году сфера влияния богемы ограничивалась Латинским кварталом, затем в нее попал весь Париж. С наступлением ХХ века из явления чисто французского богема превратилась в феномен мировой культуры.

В начале своего творческого пути истинный художник руководствуется исключительно своими внутренними ощущениями, невозможностью существования вне искусства. Начальная мотивация для творчества – само творчество, а не материальные ценности. Позже многие артисты отказываются от богемного образа жизни и стремятся сделать свое творчество доходным, но это потом, позже.

Однако условия в ходе истории человечества меняются. Постепенно появляются предпосылки к тому, что человек может выжить и в относительном одиночестве, отпадает жизненно необходимая доселе потребность существовать в обществе, которое регламентирует образ жизни каждого и контролирует его. Само общество становится более свободным. Это происходит в первую очередь в городах. Кроме того, по мере развития средств производства человек получает возможность заботиться не только о хлебе насущном и трудиться на радость себе и, вообще, творить свою судьбу.

Творческий процесс богемной личности не ограничен ничем: ни мнением обывателей, ни заботой о надлежащем положении в системе социальных отношений. Не имеет значения ничего, кроме непрерывного самосозидания. «Жить в мире искусства и мерить все мерой поэзии» можно назвать манифестом богемы. Богемный художник мало думает о назначении своего творчества, он творит, не умея жить по-другому, это тот самый случай, когда целью процесса является, главным образом, сам процесс, а не его результат. Результат труда богемной личности не известен заранее, труд в данном случае – жизненная необходимость, средство самореализации и самоидентификации. Богема – особый тип чувствования, внешний и внутренний мир богемы сливаются в единое целое.

Несмотря на всю размытость понятия, богема обладает собственными опознавательными признаками. Среди черт, органически присущих богемной личности, можно выделить:

— особый стиль жизни, характеризующийся имморализмом и экспериментами (порой чрезвычайно рискованными) в области так называемой «пограничной нравственности»[1, с.57];

— переживание собственного изгойства как избранничества, рода «духовного аристократизма»;

— уверенность в том, что именно свобода творчества (а не, к примеру, свобода политическая) занимает наивысшее место на шкале человеческих ценностей;

— демонстативно презрительное отношение ко всему, что составляет «толпу»;

— легкомысленность, эстетизм, ирония и приватная задушевность;

— неприятие сложившихся в обществе художественной иерархии и системы литературных авторитетов, однако, это пассивный нонконформизм;

— авантюризм, театральность существования;

— независимость от материального;

— установка на оригинальность;

— жизнь сегодняшним днем;

Богемная личность свободна от страха быть другой, от страха оторваться от привычных стереотипов и оправиться на поиски неведомого в себе и в мире, она открыта для нового опыта. Если смотреть на богему скозь призму ницщеанства, то очевидна ее полярность массе как нетворческому, эстетически и этически несовершенному большинству. Однако массовое сознание иногда может становиться богемным в том смысле, что богема выступает генератором идей и, таким образом, некоторые идеи богемного сознания впоследствии проникают в массовое. Функции массовой культуры в конце XIX – начале XX вв. изменились вместе с каналами ее передачи: из системы средств смысловой адаптации она стала поглотителем и заменителем элитарной культуры.

Богемность может уходить постепененно, когда искусство из образа жизни превращается в ремесло, когда художник исходит из того, что спрос рождает предложение и начинает ориентироваться на этот спрос в своем творчестве. Происходит опредмечивание богемы, богема начинает стремиться к наличию материального в первую очередь. Технический прогресс ведет к тому, что общество все больше начинает стремиться к символически значимым вещам и это преподносится как богемный образ жизни.

С началом эпохи промышленного переворота предметы, выполненные вручную, заменяются их механическими копиями, а история искусств вытесняется историей успеха. «Культура становится заложницей экономики».[4, с.159]. Сама история искусств пережила свой богемный период. Богема исчезает, когда желание быть меняется на желание иметь.

Язык с течением времени меняется: преобразовывается лексика, мутируют смыслы. За многовековую историю своего существования слово «богема» давно перестало обозначать то, что именовало собой в момент рождения, да и сама среда, называемая богемой, изменилась. Некоторые черты богемности могут появляться или сохраняться, однако, необходимо помнить о том, что представляет собой богема в классическом виде: эйдос, идеальный тип, рожденный во Франции в среде романтиков.

В XX веке богемность становится искусственным стилем поведения, навязываемым социальными стереотипами людям, занимающимся искусством. Например, участники «Битлз» до сих пор воспринимается поклонниками этой группы как светлые личности, светлые в повседневной жизни, а их повседневность воспринималась через их песни. И это, несмотря на достаточное количество фактов, говорящих о том, что жизненный путь далеко не каждого из них был действительно светлым. Дж. Леннон заявил однажды: «Мы стали популярнее Иисуса Христа». Участникам группы было необходимо соответствовать высокому статусу и представлениям поклонников, поддерживать взятый курс на романтизм и эта цель ими была достигнута.

С начала XX века, богема, конструируемая повседневностью, противостоит культуре. В процессе становления авангарда не только происходит перенос сюжетов и образов из богемной жизни в искусство, но существует и обратная тенденция – выстраивание действительности по законам художественного произведения. Европейская и особенно русская богемная повседневность насыщена знаками и символами искусства. В начале двадцатого века искусство парижской богемы начинает превращаться в модный товар, признанный и конвертируемый. Богема, если опираться на инструментарий биологического подхода, исчезла в соответствии с законами эволюции, растворившись в новом социальном пространстве, где господствует массовая культура, выжить она не могла, однако, она исчезла не бесследно, оставив некоторые свои черты новым поколениям.

Таким образом, с течением времени богемные образцы поведения стали коммерческим товаром массового спроса и богема в сознании публики почти уравнялась со своими внешними признаками. Переход от культурного многообразия к социотехническому монизму знаменует конец богемы.

В сегодняшнем мире случаются попытки создания богемных образов, однако, богемности чужда подобная искусственность. Есть личности, которые пытаются играть в богему, современная псевдобогема представляется эпигоном того, что было когда-то, в XIX веке. Современная «богема» поражает полной несамостоятельностью, поверхностностью, стремлением быть модными, вторичностью, отсутствием оригинальных идей. Сегодня «создаются не художественные произведения, а продукция, производство которой продиктовано не соображениями художественно-эстетического порядка, а расчетами на прибыль».[4, с.196]

Сегодняшние творцы испытывают потребность быть услышанными, увиденными, «продаваемыми». У богемы подобных амбиций не было. Современная севдобогема представлена в большей степени ритуалистами, когда внешние черты, присущие богеме, стиль поведения, например, пвсевдобогемой абсолютизируются, а о подлинном искусстве, которым живет богема, забывается. Внешняя, поверхностная линия поведения богемы копируется, формально – это все та же богема, все остальное никак не учитывается. Богемное поведение становится игрой, а не выражение внутренней сущности. Богемное сообщество превращается в обычную тусовку. Готово ли общество принимать такую игру? Если общество зрелое, то нет.

Кагарлицкая С.Я. Массовая культура и массовое искусство. «За» и «против».- М., 2003.

Источник

Значение слова богема

Словарь Ушакова

бог е ма, богемы, мн. нет, жен. (франц. boheme, букв. цыганщина).

1. собир. Необеспеченные актеры, художники, литераторы и т.п. интеллигенты, ведущие беспечную и беспорядочную жизнь. Литературная богема.

2. Беспорядочный быт такой среды (разг.). Дома у него настоящая богема.

Политическая наука: Словарь-справочник

не имеющая устойчивого обеспечения художественная интеллигенция (актеры, музыканты, художники), ведущая беспорядочную жизнь, а также такой образ жизни, быт, среда этих людей.

Культурология. Словарь-справочник

Эстетика. Энциклопедический словарь

В России начала XX в. ярким примером богемного стиля социокультурной, художественно-поэтической жизни можно считать литературное кафе «Бродячая Собака». Этот артистический клуб существовал с 1911 по 1915 гг. в Петербурге на площади близ Михайловского дворца (ныне площадь Искусств, д. 5). В названии была обыграна метафора Ш. Бодлера, который в стихотворении «Славные псы» сравнивал представителей богемы со свободными бродячими собаками. Кафе-кабаре стало центром неформальной худжественной жизни столицы, собравшим в своих стенах цвет русской поэзии серебряного века. В число его учредителей входили С. Судейкин, М. Добужинский, С. Сапунов, Н. Евреинов. У клуба были свой устав (автор А. Н. Толстой), гимн (автор М. Кузьмин) и герб, изображавший бродячую собаку, попиравшую своей лапой античную театральную маску (автор М. Добужинский).

Постоянными членами клуба были А. Ахматова, Н. Гумилев, О. Мандельштам, С. Городецкий, В. Хлебников, М. Лозинский, В. Маяковский, В. Нарбут. Его посещали К. Бальмонт, Ф. Солгуб, Тэффи, В. Шкловский, В. Жирмунский. Допускались и богатые поклонники талантливых завсегдатаев, нередко принимавшие на себя обязанности меценатов, что позволяло владельцу кафе Б. Пронину содержать его и обеспечивать его полноценную театрально-музыкальную и литературно-художественную жизнь с ее спектаклями, поэтическими вечерами, творческими дискуссиями, празднованиями юбилеев, приемами европейских знаменитостей и т. п. В жизни «Бродячей собаки» причудливо сочетались компоненты элитарности, богемности и своеобразного демократизма. «Бродячая собака» не была «башней из слоновой кости» (с самого начала идея «подвала» была как бы демонстративно противопоставлена надмирности всяких «башен», в том числе, можно думать, и «Башне» Вяч. Иванова), и стихия демократического искусства неизбежно врывалась под своды подвала, как это часто бывает при сознательном воскрешении древней карнавальной традиции. Но очевидно, что безмятежное и в целом уютное (несмотря на ряд конфликтов, ссор, разочарований) времяпрепровождение в «Бродячей собаке» резко контрастировало с теми историческими испытаниями, которые выпали надолюстраны в последовавшие годы» (Парнис А. Е., Тименчик Р. Д. Программы Бродячей собаки // Памятники культуры. Новые открытия,- Л., 1985.- С. 175)

Энциклопедический словарь

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *