Божье провидение что это своими словами
Что такое «Проведение Божие»?
Божественное провидение является средством, при помощи которого Бог управляет всем во вселенной. Это включает вселенную в целом (Псалом 103:19), физический мир (Матфея 5:45), судьбу народов (Псалом 65:7), рождение и участь людей (Галатам 1:15), успехи и неудачи человека (Луки 1:52) и защиту верующих в Него (Псалом 3:8). Эта доктрина прямо противоречит теории о том, что вселенная управляется волей случая.
Цель Божественного провидения состоит в осуществлении Его воли. Чтобы обеспечить исполнение Своих планов, Бог руководит делами людей, используя естественный порядок во вселенной. Законы природы являются ничем иным, как иллюстрацией работы Бога во вселенной. Они как не имеют внутренней силы, так и не работают независимо. Это – правила и принципы, учрежденные Богом для управления миром.
Это же относится и к человеческому выбору. Мы, в прямом смысле, не являемся свободными выбирать или действовать отдельно от Божественной воли. Всё, что мы делаем, и всё, что мы выбираем, находится в полном согласии с Его волей – даже наши грешные намерения (Бытие 50:20). Бог контролирует наши решения и действия (Бытие 45:5; Второзаконие 8:18; Притчи 21:1), но Он совершает это таким образом, который не нарушает нашу ответственность как свободных моральных личностей и не подрывает реальность наших решений.
Доктрина о Божественном провидении может быть лаконично изложена следующим образом: «Бог из вечности, по намерению Своей собственной воли предопределил все, что должно произойти; в то же время, Бог ни в коем случае не является автором греха и не снимает ответственность с человека». В первую очередь, Бог осуществляет Свою волю при помощи вторичных средств (например, законов природы, человеческих решений и т. д.). Иными словами, Бог работает непрямо, используя эти средства.
Провидение Божье
(Providence of God). Слово «провидение» не встречается в Библии, но тем не менее олицетворяет библейское учение. Евр. эквивалента этого слова нет; греч. словоpronoia означает лишь человеческое предвидение (Деян 24:2; Рим 13:14; словоргопоео встречается в Рим 12:17; 2К0р 8:21; 1 Тим 5:8). В Библии употребляются описательные выражения: «Дает пищу всякой плоти. » (Пс 135:25); «Ты послал источники в долины. » (Пс 103:10), говорящие о могущественных Божьих деяниях.
Не следует представлять себе провидение как нечто абстрактное и отдельное от Христа. Было бы возможно, опираясь на нек-рые псалмы и Нагорную проповедь, разработать учение о Божьем участии в Его творении отдельно от Христа. Но такое истолкование заведомо неверно, поскольку связь между творением и Творцом осуществляется в Иисусе Христе. В Иисусе Христе Бог обещает довести до триумфального завершения то, что являлось целью творения. Первый завет с Адамом, а потом с Ноем (Быт 8:2122) был в той же мерет Christo (во Христе), как и завет с Авраамом или Моисеем. Посредник- воплощенное Слово- устанавливает эту связь, и в Нем Бог становится Богом людей, а они- Его народом. (Посредник устанавливает и иную связь между Богом и творением, помимо связи с человеком.) Как их Бог Он берет на себя ответственность за земное существование людей.
Учение о промысле можно рассматривать с трех сторон.
(3) Бог, дающий жизнь, хранит человека, пока он живет на земле. Бог заботится не только о душе, но и о теле. В Мф 6:2534 Создатель напоминает ученикам об их зависимости от Бога, поэтому они освобождены от забот о земном существовании. Другие твари (птицы небесные и полевые цветы) были поставлены в определенную зависимость от Бога, и Он верно хранит их и заботится об их нуждах. Неужели Бог меньше заботится о человеке, к-рый поставлен выше всех остальных тварей (ср. Пс 7:68)? Человек «прославляетсвоегоСоздателя, ежедневно принимая Его дары» (Д. Бонхёффер. «Ценаученичества»).За этим учением стоит всеобъемлющая и исполненная любви Божья свобода.
Итак, учение о промысле Божьем говорит о том, что мир и наша жизнь управляются не случаем и не роком, а Богом, Который раск-рывает цели промысла в воплощении своего Сына.
Т. H.L.Parker (пер. А. К.) Библиография:»Providence» in HERE, HDB, and Sacramentum Mundi V, 13033; J. Calvin, Institutes 1.1618; H. Heppe, Reformed Dogmatics; K. Barth, Church Dogmatics, III/3,48; G.C. Berkouwer, The Providence of God; W. Eichrodt, Theology of the ОТ, II, eh. 17.
Читайте также
VII. Велико провидение Божье о нас
VII. Велико провидение Божье о нас Бог — попечительный хозяин, Он на своих руках содержит все великие и богатые жизненные потребности и сокровища. По фигуральному выражению одного из учителей, Бог имеет при Себе три ключа, которых никому не вверяет: один ключ от хранилища
VIII. Провидение Божье о Праведниках
VIII. Провидение Божье о Праведниках Утешительное обещание дал Бог исполняющим волю Его: «касающийся вас, касается зеницы ока Моего» (Захар. 2:8).Вот одно из доказательств тому, в каком величайшем попечении имел Бог отрока, избранного псалмопевца Своего; от скольких бед, столь
Во всём следует признавать Провидение Божье
Во всём следует признавать Провидение Божье Один благочестивой жизни Авва, сердечно веривший в провидение Божье и всегда поручавший себя и все дела свои ему, все, что имел, раздал нищим. Один раз случилось, что двоим убогим, которые стояли перед воротами монастыря,
IX. Провидение Божье о друзьях и врагах
IX. Провидение Божье о друзьях и врагах Есть древняя басня, в которой говорится о провидении Божьем так.Возле источника вод мальчик занимался детскими играми, бегая среди цветов; потом утомясь беганьем, сел на удобном месте на самом берегу и задремал. И вот ему
Верящий в Божье провидение не обращает внимания на нападки людей
ПРОВИДЕНИЕ О ЦАРЕГРАДЕ ***
ПРОВИДЕНИЕ О ЦАРЕГРАДЕ *** Пророчество о судьбе Константинополя, известное ещё в средневековой Руси как «Провидение о Цареграде», включено в «Житие Андрея Юродивого» – памятник византийской церковной литературы, творцом которого считается константинопольский монах
Д. Провидение
Д. Провидение Слово «провидение» происходит от латинского providere, которое означает «предвидеть». Хотя это слово не является библейским, понятие провидения является одним из ключевых в Писании и подразумевает откровение о том, что Бог управляет миром и Вселенной. Таким
3. Провидение
3. Провидение «В исторических летописях взлет и падение империй представлены так, как будто все это происходило благодаря воле и мудрости полководца, а ход событий определялся его властью, честолюбием или капризом. Но Слово Божье раздвигает перед нами завесу, и мы
А. Превозмогающее Провидение
А. Превозмогающее Провидение Предполагаемое свидетельство Бога через израильский народ, призывающее мир готовиться к пришествию обетованного Искупителя, по большому счету как будто бы не удалось. Однако «предвечное определение» Бога (Еф. 3:11) не знает неудач. Невзирая на
Заключение: Божье провидение в служении Павла
Заключение: Божье провидение в служении Павла Послание к Римлянам 15:14 — 16:27 Итак, завершена грандиозная панорама апостольского благовествования (главы 1 — 11) и научения (12:1 — 15:13). Читатели могут подумать, что двумя благославлениями (15:5, 13) заканчивается Послание к
Заключение: Божье провидение в служении Павла
Заключение: Божье провидение в служении Павла Послание к Римлянам 15:14—
Заключение: Божье провидение
Заключение: Божье провидение Многие читатели Деяний, не находя никаких проблем в главе 28 (прибытие Павла в Рим и его служение там), обнаруживают массу сложностей в понимании главы 27 (морское путешествие Павла, шторм и кораблекрушение). Зачем же Лука столько внимания уделил
Провидение божие
Провидение божие Соломон Давидович сидел у рабочего стола и занимался своим делом: писал.Вошла его жена:— К тебе, Соля, пришел человек. Говорит, старый твой товарищ.— Старый товарищ? Что ж, проси его.Вошел седой, с окладистой бородой человек и с подчеркнутой
Провидение
Провидение Провидение (дщвзд) — ключевой термин иудаизма. Само слово дщвзд означает «контроль», в качестве термина сводится к тому, что Бог вмешивается в жизнь людей. Слово это используется в Писании в следующем контексте: «С небес смотрит Господь и видит все деяния
ПРОВИДЕНИЕ О ЦАРЕГРАДЕ ***
ПРОВИДЕНИЕ О ЦАРЕГРАДЕ *** Пророчество о судьбе Константинополя, известное ещё в средневековой Руси как «Провидение о Цареграде», включено в «Житие Андрея Юродивого» – памятник византийской церковной литературы, творцом которого считается константинопольский монах
Божье провидение что это своими словами
Что такое Божественное провидение?
Божественное провидение является средством, при помощи которого Бог управляет всем во вселенной. Это включает вселенную в целом (Псалом 103:19), физический мир (Матфея 5:45), судьбу народов (Псалом 65:7), рождение и участь людей (Галатам 1:15), успехи и неудачи человека (Луки 1:52) и защиту верующих в Него (Псалом 3:8). Эта доктрина прямо противоречит теории о том, что вселенная управляется волей случая.
Цель Божественного провидения состоит в осуществлении Его воли. Чтобы обеспечить исполнение Своих планов, Бог руководит делами людей, используя естественный порядок во вселенной. Законы природы являются ничем иным, как иллюстрацией работы Бога во вселенной. Они как не имеют внутренней силы, так и не работают независимо. Это – правила и принципы, учрежденные Богом для управления миром.
Это же относится и к человеческому выбору. Мы, в прямом смысле, не являемся свободными выбирать или действовать отдельно от Божественной воли. Всё, что мы делаем, и всё, что мы выбираем, находится в полном согласии с Его волей – даже наши грешные намерения (Бытие 50:20). Бог контролирует наши решения и действия (Бытие 45:5; Второзаконие 8:18; Притчи 21:1), но Он совершает это таким образом, который не нарушает нашу ответственность как свободных моральных личностей и не подрывает реальность наших решений.
Доктрина о Божественном провидении может быть лаконично изложена следующим образом: «Бог из вечности, по намерению Своей собственной воли предопределил все, что должно произойти; в то же время, Бог ни в коем случае не является автором греха и не снимает ответственность с человека». В первую очередь, Бог осуществляет Свою волю при помощи вторичных средств (например, законов природы, человеческих решений и т.д.). Иными словами, Бог работает непрямо, используя эти средства.
Бог также иногда работает непосредственно. Эта работа является тем, что мы называем чудесами (то есть, сверхъестественные события). Чудо – это Божественное вмешательство, на продолжении краткого периода времени, в естественный порядок вещей для осуществления Своей воли и целей. Из двух примеров в книге Деяний Апостолов можно увидеть прямую и непрямую работу Бога по осуществлению Своей воли. В Деяниях 9 гл. мы читаем об обращении Савла из Тарса. При помощи ослепляющей вспышки света и голоса, услышанного только им, Бог навсегда изменил его жизнь. Бог желал использовать Павла для дальнейшего осуществления Своей воли, и Он применил прямые средства для обращения Павла. Поговорите с любым обращённым христианином, и вы, вряд ли услышите историю, похожую на эту. Большинство из нас приходят к Христу через услышанную проповедь, чтение книг или через продолжительное свидетельство друга или члена семьи. Кроме этого, обычно имеют место жизненные обстоятельства, которые готовят почву – потеря работы, утрата члена семьи, неудавшийся брак, вредная зависимость. Обращение Павла было непосредственным и сверхъестественным.
В Деяниях 16:6-10 мы также видим, как Бог осуществляет Свою волю непрямо. Это произошло во время второго миссионерского путешествия Павла. Бог хотел, чтобы Павел и его попутчики отправились в Троаду, но, следуя из Антиохии в Писидию, Павел решил отправиться на восток в Азию. Библия говорит, что Святой Дух запретил им говорить в Азии. Тогда они захотели отправиться на запад, в Вифинию, но Святой Дух опять воспрепятствовал им, поэтому в конечном итоге они направлялись в Троаду. Это было написано в ретроспективе, и, вероятно, в то время существовали определенные логические объяснения, почему они не могли отправиться в те два региона. Тем не менее, со временем они осознали, что именно Бог направлял их туда, куда Он хотел – это было провидением. Притчи 16:9 говорят об этом: «Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его».
С другой стороны, кое-кто может возразить, что идея о том, что Бог прямо или непрямо управляет абсолютно всем во вселенной, исключает любую возможность для свободной воли. Если Бог владеет полным контролем, как мы можем быть истинно свободными в принимаемых нами решениях? Иными словами, для того, чтобы понятие свободной воли имело смысл, должны быть некоторые аспекты «вне досягаемости» Божьего контроля – например, случайность человеческого выбора. В интересах дискуссии предположим, что это правда. Что же тогда? Если Бог не владеет полным контролем над всеми случайностями, тогда как Он может гарантировать наше спасение? Павел говорит в Послании к Филиппийцам 1:6, что: «начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа». Если Бог не контролирует все вещи, тогда это обещание и все другие библейские обетования несостоятельны. Мы не сможем быть полностью уверены, что доброе дело спасения, начатое в нас, будет доведено до конца.
Более того, если Бог не контролирует всё вокруг, тогда Он не владеет верховной властью, а если так, тогда Он не является Богом. Итак, цена удержания свободной воли вне пределов Божьего контроля ведет к тому, что Бог вовсе не является Богом. И если наша воля может превысить Божественное провидение, тогда кто, в конечном итоге, является Богом? Мы! То есть, очевидно, что это неприемлемо для тех, кто следует христианским или библейским убеждениям.
Божественное провидение не уничтожает нашей свободы. Оно, скорее, дает нам возможность использовать эту свободу должным образом.
Авторские права
При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта
Материалы размещены с разрешения правообладателя.
Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.
Божественное провидение или случайность?
Приветствую вас, дорогие читатели.
Извечный вопрос в нашей жизни – это не “быть или не быть”, который мучал Гамлета. А что управляет этим миром: Божественное провидение или случайность?
Когда я только стал христианином, у меня было очень много вопросов. Я постоянно задавал их верующим людям, которые уже что-то понимали в Библии и христианской вере. Но главная дилемма для меня заключалась в том, чтобы понять – кто или что управляет судьбой человека.
Многие люди называют разными словами события в жизни, которые происходят будто бы случайно. Это может быть рок, судьба, фатум или еще какие-то определения. Но суть, в общем-то, одна. Мы ли либо направляемы во всех ситуациях Божьей рукой, или ветер жизненных перемен несет нас как листок, упавший с дерева.
То ли мы сами принимаем решения и получаем, то, что имеем. То ли за нас решают неумолимый рок и несправедливая судьба. Или все же за всем стоит Всемогущий и Суверенный Бог.
Философы, верующие люди и атеисты спорят друг с другом, пытаясь доказать свою точку зрения. Но факты, как тающий снег в наших руках, утекают сквозь наши пальцы.
Что такое Божье провидение
Но мы, как христиане, опираемся на то, что Бог сотворил этот мир из ничего. И верующие разных деноминаций согласны, что Бог является Творцом нашей вселенной. Разногласия начинаются в вопросах, как Господь это сделал и продолжает ли Он участвовать в судьбе мира.
Я объясню, как понимаю слово “судьба”, чтобы не возникло недопонимания того смысла, который в него вкладываю. Просто, когда некоторые люди говорят: рок, фатум, судьба. Они подразумевают события, которые неизбежны и произойдут в любом случае, независимо от нашего желания. Но за этими жизненными событиями никто не стоит, кроме обезличенного понятия.
Но я верю в другую судьбу. Ту, которую предопределил для нас Бог. Именно Он стоит за всеми происшествиями, людьми и случайностями. Да, даже случайности в Божьем плане являются инструментом в Его руке.
С небес призирает Господь, видит всех сынов человеческих;
с престола, на котором восседает, Он призирает на всех, живущих на земле:
Он создал сердца всех их и вникает во все дела их.
Давайте, определим, что такое Божественное провидение. Слово провидение происходит от латинского слова “providere”, буквально означающего «предвидеть». Но в его значении заложено нечто большее, чем просто знание о будущем. Оно подразумевает предопределение будущего.
Итак, теперь мы подходим к вопросу, который также тревожил умы философов и религиозных людей. Продолжает ли Бог присутствовать в этом мире и управлять им? Или же Он сотворил его и покинул на произвол судьбы?
Факт творения неопровержим, если посмотреть на все вокруг. Не нужно быть ученым, чтобы увидеть красоту и порядок, мудрость и любовь Бога к нам. Но неопровержим и факт, что Бог сохраняет, направляет и управляет этим миром.
Бог сохраняет и направляет мир
Но есть верующие люди, которые считают, что Бог сотворил мир, установил законы природы и покинул свое творение. Я слышал мнения, что Бог не участвует в жизни людей, а наблюдает за нами со стороны, не вмешиваясь в ход истории.
Получается, что Бог похож на часовщика, Который сделал часы, завел их, и они продолжают тикать. Только проблема в том, что часы часто ломаются. И если Господь не сохраняет мир и не управляет им, то мы в большей опасности, чем думаем.
Ведь, законы природы, однажды могут выйти из-под контроля. Солнце может взорваться, и мы останемся без света и тепла, как будто отключат свет в нашем доме. Вот только без солнечного света мы замерзнем и погибнем. Земля может столкнуться с метеоритами или произойдут другие катаклизмы. Мы все успели посмотреть фильмы про Армагеддон, и у нас достаточно фантазий на этот счет.
Если это правда, то Бог похож на Творца, который дал начало миру и подтолкнул его к движению, как мяч. И он продолжает катиться к неведомой ему цели. Но Господь не только начал движение вселенных, но и продолжает направлять их ход.
Если земля крутится вокруг солнца только потому, что Творец однажды направил ее, но не поддерживает дальнейшее движение. То завтра она может остановиться, как сломавшийся автомобиль на середине дороги.
Учение о Божественном проведении, учит нас тому, что Божественная рука направляет все в этом мире. Бог сохраняет каждый объект: планеты, растения, животных и людей. И управляет всем как полновластный хозяин в своем доме.
Сказано, что Бог сотворил все Своим Словом. И Он продолжает держать все существующее Своим Словом.
В послании Евреям 1:3 о Христе сказано: «…Держа все Словом силы Своей».
Греческое слово, переведенное здесь как «держать», – это слово φέρω – «нести». Оно означает не просто «держать» или «поддерживать». Оно обладает значением активного, властного контроля над вещью, переносимой с места на место. Иисус «постоянно несет все» в мире Словом Своей силы. Христос действенно вовлечен в труд провидения.
Наше представление о Боге будет слишком далеко от реальности, если мы предположим, что его творческий акт длился недолго и по сотворении мира окончательно завершился. Так думают язычники и невежды; мы непременно должны отмежеваться от них и заявить, что творческая сила Бога неизменно присутствует в мире — в нынешнем его состоянии, как и при сотворении.
У меня мама любит заниматься летом огородом на даче. Сажает картошку, огурцы, помидоры. Но год от года отличается. В этом году было много огурцов, а в прошлом их почти не было. Урожай и неурожай не в наших руках. Дождь и солнце не в нашей воле. Мы, конечно, научились предсказывать погоду. И в нашем городе во время праздников и парадов, стреляют из пушек по облакам, чтобы разогнать грозовые тучи. Но на климат это точно мало повлияет. Бог дает солнце и дождь, засуху и изобилие.
Есть одна юмористическая история про одного священнослужителя. Однажды священник собрался уехать в отпуск. Сосед предложил ему поливать газон во время его отсутствия. «Благодарю вас за заботу, — ответил священник, — но я уже принял другие меры в этом отношении». И затем, сосед после его отъезда увидел, что дождь льется на газон священника, а на примыкающие к нему дворы и участки не проливается.
Бог управляет миром
Когда я говорю, что Бог управляет этим миром, то имею в виду, что у Него есть цель. Господь хранит и направляет творение к Своей благой цели. И Бог использует законы природы, которые Сам установил.
Допустим, течет река в определенном направлении. И людям необходимо направить ее в другое русло. Так начинается строительство канала. Канал – это искусственное сооружение, в котором находится вода. Например, транспортные каналы. Они создаются для сокращения водных маршрутов. Могут соединять акватории двух океанов, морей, озер или рек. Люди не могут изменить природу реки, но могут направить воду в необходимое место.
Бог держит в Своей руке сердце каждого человека. И поворачивает его в нужном Ему направлении. Но кто-то сейчас возможно думает: А как же свободная воля человека? Я понимаю ваше желание защитить свободу людей. Я и сам, в начале христианской жизни, защищал ее с пеной у рта.
Нашу свободу даровал нам Бог. И никогда ее не забирал. Мы все действуем без принуждения. А если кого-то принуждают, то это уже называют рабством. Но Господь направляет нашу человеческую волю по необходимому Ему руслу, как реку.
Человек идет по жизни свободно, как ему хочется, поэтому мы ответственны за наши решения. Но Господь направляет наши ноги по пути, который Он определил.
Верховная власть Бога не противоречит свободной воле человека. Просто наша свобода не контролирует волю Бога. Но Господь контролирует творение и исполняет все, что запланировал и предопределил.
Мне иногда становится странно, когда говорят, что в стране происходят события, за которые президент не ответственен. Но с человеческой властью такое происходит.
Но наш Бог восседает на престоле и управляет этой вселенной.
Итак, прежде всего, надлежит признать следующее: когда речь идет о Божьем провидении, то вовсе не имеется в виду, что Бог праздно наблюдает с небес за происходящим на земле. Скорее Он подобен хозяину корабля, управляющему и распоряжающемуся всем на борту. Так что Провидение — это и рука Бога, и Его очи.
Божественное провидение в определенном смысле занимает центральное место в христианской жизни. Оно дает нам уверенность в том, что Бог присутствует и действует в жизни каждого из нас. Мы находимся на Его попечении и потому можем смотреть в будущее с доверием, зная, что ничто не происходит случайно.
Мы можем молиться, зная, что Бог слышит наши молитвы и отвечает на них. Мы можем смотреть в лицо опасности, зная, что происходящее не скрыто от Него, и Он не остается безучастным.
Джон Пайпер
“Здравствуйте, пастор Джон! Я ищу определения понятий «Божья суверенность» и «Божье провидение», но не могу понять между ними разницу. Пожалуйста, не могли бы вы объяснить её, пастор Джон? Это синонимы? Как бы вы определили каждую из этих славных истин?”
Реальность в высоком разрешении
Это отличный вопрос, и ниже я на него детально отвечу. Но вначале хочу отметить несколько важных вещей об определениях слов, в особенности слов, которые не встречаются в Библии. Провидение — это слово, которое не найти в тексте Писания. Таким образом, оно сродни словам Библия, библейский, Троица, ученичество, евангелизм, экспозиция, душепопечение, этика, политика, харизматы.
Ни одного из этих слов нет в Библии, и это говорит о том, что реальность, на которую они указывают, важнее самих слов. При этом мы не можем обойтись без слов, они драгоценны, а в случае с Библией — они ещё и вдохновлены и даны Богом. Богодухновенные слова указывают на существующую реальность. Эта реальность может быть так вплетена в полотно Писания, что бывает полезно использовать слово, объединяющее в себе нити этой реальности. Полезно, даже если это слово не используется в тексте самой Библии.
Итак, в свете этого, каковы последствия для определений слов, о которых меня спросили? Слово «провидение» не используется в конкретных библейских отрывках, поэтому мы не можем просто сказать: «Библия определяет провидение следующим образом…». Мы могли бы так говорить, только если бы Библия действительно использовала слово «провидение».
Когда вы задаете вопросы типа «Что значит …?», а именно: «Что значит провидение? Что значит оправдание? Что значит вера?», подразумевается, что существует некто, определяющий значение. Без этого приписываемое значение не будет иметь никакого обоснования. Таким образом, если библейские авторы не определяют значение слова, то, когда я использую слово провидение, его значение должен определить я. Именно это я и делаю в первой главе книги о провидении. Я не даю произвольного значения; если вы так поступите, то вас никто не поймет. Приписав произвольное значение слову, вы лишите его всякого смысла для всех других людей. Поэтому я стараюсь быть максимально схожим с другими людьми из истории церкви, которые определяли значение этого слова. И все же именно я выбираю значение.
Вы можете понять последствия для нашего разговора о библейском взгляде на провидение. Задача, которая перед нами стоит, заключается не в том, чтобы разобраться в значении слова провидение. Я даю определение в своей книге и дам ниже в этой статье, но вот наша настоящая задача: «Существует ли реальность, которую я вижу в Библии и называю провидением, на самом деле?» В этом суть вопроса.
Нет смысла спорить о том, является ли слово провидение наиболее подходящим для описываемой им реальности. Это относительно неважно. Вопрос первостепенной важности — существует ли в Библии реальность (что подразумевает и реальность во вселенной), которая соответствует моему описанию цели, природы и охвата Божьего провидения?
Всемогущий Бог, всеблагой Даятель
Вот мои ответы на заданные вопросы. Нет, суверенность и провидение — это не одно и то же. Божья суверенность — это Его право и могущество совершить всё, что Он пожелает совершить. «Знаю, что Ты всё можешь, и что намерение Твоё не может быть остановлено» (Иов 42:2). Но заметьте: ничто в этом определении не говорит о Божьей мудрости или Его замыслах. Речь идёт лишь о праве и могуществе: Бог имеет право и могущество делать всё, что Он пожелает. Когда Он решает что-то сделать, Он это делает и никто не в силах Его остановить. Это суверенность.
Для того, чтобы говорить о суверенности как о христианской концепции, а не просто философской, необходимо привнести другие истины, известные нам из Библии, такие как мудрость и справедливость, праведность и благодать. Провидение, однако, включает в себя нечто, что суверенность не подразумевает. Провидение, как понимаю его я и большинство христиан в истории, — это суверенность Бога на службе Его мудрых намерений. Можно также сказать, что провидение — это мудрая и целенаправленная суверенность. В силу того, что Божье намерение играет центральную роль в Его провидении, я посвящаю 150 страниц книги тому, чтобы разъяснить, что Библия говорит о высшем Божьем намерении.
Латинская фраза pro vide, от которой произошло слово провидение, может означать «предвидеть» или «предусмотреть». Я думаю, что это очень полезный парафраз для Божьих деяний провидения. Это значит, что Бог предусматривает абсолютно всё необходимое для осуществления Его намерений. «Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времён то, что еще не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и всё, что Мне угодно, Я сделаю» (Ис. 46:10). Другими словами, Бог говорит: «Я предусмотрю, чтобы всё во вселенной свершилось так, что осуществятся все Мои замыслы и цели для мира».
Из отеческой руки Его
Позвольте завершить мой ответ прекрасным примером из истории. Это вопрос 27 из Гейдельбергского катехизиса (1563).
Вопрос: Как вы понимаете Божье провидение?
Ответ: Как всемогущую и вездесущую силу Божью, которой Он хранит небеса, землю и все творения Его, и так правит ими, что злаки и травы, дожди и засухи, урожайные и бесплодные годы, еда и питие, здоровье и болезнь, богатство и бедность — всё это приходит к нам не случайно, но из отеческой руки Его.
Итак, Божье провидение – это Его мудрая и целенаправленная суверенность.