чем убивает людей шурале вставь пропущенное слово
Шурале — описание мифического существа
В представлении башкир, татар и других народов Азии, все леса находятся под защитой некоего духа-защитника (божества низшего разряда). У него много названий: Шурале, Ярымтык, Урман иясе. Он имеет человекоподобный вид, но выделяется шерстью на теле и небольшим рогом на лбу.
Внешний вид
У разных народов свое представление о Шурале. Но в общих чертах он выглядит следующим образом: это антропоморфное существо, издалека напоминающее человека. У него вытянутые руки, достигающие колен. Он имеет острые и длинные когти, царапающие землю во время ходьбы.
Если люди в лесу видят 5 параллельных линий или засечек на деревьях, то считают их отметинами лесного духа.
В одних преданиях у божества 5 пальцев, в других — только 3. Сами пальцы твердые, как свинец, очень сильные, с морщинистой кожей и кривыми когтями.
Мужские особи, как правило, имеют густую пушистую шерсть. Но на ладонях она отсутствует. Женские особи часто описываются без шерсти, с длинными отвисшими грудями. Чтобы они не мешали во время ходьбы или бега, существа закидывают их за спину.
В одних источниках, лесной дух предстает низким, его рост меньше человеческого, а в других, наоборот, он гораздо выше. Но в обоих вариантах он сутулый, с маленькой головой и большими глазами, с козлиной бородкой. Уши очень длинные. Посреди лба растет прямой либо закрученный рог небольших или средних размеров.
В подмышках у Шурале есть отверстие, через которое видны внутренние органы: лесной житель никогда не поднимает руки вверх, чтобы туда не попала ветка.
По народным поверьям, если в схватке надавить пальцами посильнее в отверстие, то существо погибнет.
Повадки
Шурале сами по себе — очень смешливые существа. Они любят подурачиться, но при этом агрессивно настроены против людей. Будучи лесными духами, они защищают природу, поэтому неприязненно относятся к лесорубам, охотникам, да и ко всем жителям.
Согласно преданиям, поймав человека, они могут защекотать его до смерти.
Считалось, что божества испытывают страсть к катанию на лошадях. Для этого они отбивают кобылу или жеребца от табуна и ездят на нем, пока скакун не падет без сил. Поэтому, если какому-либо селу начинает докучать Шурале, у леса привязывали лошадь, спину которой намазывали липкой смолой. Лесной дух не мог удержаться от соблазна покататься, садился на коня и прилипал к нему. Существо оказывалось в ловушке.
Интеллектом духи не блещут. Они очень наивные и доверчивые, поэтому при встрече их можно перехитрить, чем и пользуются герои многих народных сказаний.
Он любит поиграть с жертвой, поэтому старается заболтать человека, дурачится, задает разные вопросы. Эту особенность повадки можно использовать против него самого: встречные загадки могут поставить его в тупик и дать время придумать спасительный план или какую-либо хитрость. Шурале боится:
По слухам, если искупаться в ручье в одежде, или облить себя водой из бутылки, божество не тронет.
Легенда о существе
Согласно преданиям народов Поволжья, Урала и отчасти Средней Азии, изначально Шурале был духом смерти и засухи, сыном Тама и Улят.
По мере распространения исламской культуры, он стал прообразом Шайтана — Дьявола. Именно ему принадлежит сотворение всего материального мира, даже людей. Только духовный мир ему не подвластен — бессмертную душу в человека вселил бог Тангра.
В народном фольклоре Шурале выступает в качестве демонически-комического существа, озорника, плута, часто со злобными намерениями.
О мифическом существе в 1907 году написана популярная поэма “Шурале” (автор — Габдулла Тукай— поэт из Казани), на основе данного произведения создан одноименный балет и мультфильм.
По сюжету, деревенский парень отправляется в лес запастись дровами. Однако в лесу дровосек натыкается на Шурале. Дух хочет защекотать молодого человека (егета по-татарски) до смерти, однако парень прибегает к хитрости. В качестве последнего желания он просит, чтобы Шурави помог перебить ему клин в бревне. Существо соглашается и засовывает пальцы в щель, чтобы ее разжать. Егет ловко выбивает клин, щель схлопывается и прищемила лесному духу пальцы. Парень и был таков.
Мифология
Мифический лесной житель согласно представлениям башкир, татар, казахов, понимает человеческую речь и при встрече не прочь пообщаться.
В народных сказаниях он выступает в качестве антагониста крестьянам, охотникам, лесорубам. Чинит им козни, но из-за собственной глупости сам часто попадает в ловушки. В славянской мифологии этому образу отчасти соответствуют дух-хозяин лесов Леший, а также божество рода Щур, или Чур, Шурик.
Распространено поверье, что он панически боится потоков воды. Если за кем-то увязался злобный дух, достаточно перепрыгнуть через ручей или переплыть через реку, чтобы избавиться от преследователя.
Хотя Шурале считаются лесными духами-покровителями, все же это живые существа из крови и плоти. Они, как и люди, создают семьи, ухаживают за потомством. Живут в пещерах или землянках, присыпанных ветвями, лапками, мхом. В жаркие летние дни стараются не покидать убежищ. В лесу их якобы можно встретить в сырую погоду весной и осенью, чаще всего в период равноденствия.
В некоторых источниках указывается, что Шурале испытывают страсть к сокровищам. По преданиям, в каждом их жилище припрятан клад, который они самоотверженно охраняют. Многие алчные люди пытались завладеть богатой добычей, из-за чего погибали. В этом плане существо сходно с персонажем ирландского фольклора — лепреконом.
Шурале —популярный сказочный персонаж. Его памятники, скульптуры, резные композиции можно встретить в различных уголках Татарстана и Башкирии. Статуэтки, магнитики, открытки с изображением божества пользуются большим спросом у туристов и местных жителей.
Ответы на Культурный марафон на Яндекс.Учебнике — 2020 год 10-14 лет
С 1 октября по 1 декабря (продлён до 15 декабря) 2020 года на Яндекс.Учебнике прошёл Культурный марафон для детей от 7 лет, а также всех взрослых, кому это было интересно. К сожалению призы уже разыграны, но вопросы марафона доступны и после завершения, возможно кому-то будет очень интересно ответить на них. Пройти марафон можно по ссылке
Вопросы и ответы на Культурный марафон на Яндекс.Учебнике — 2020 (2)
Мультимедийный тест. Для начала надо зарегистрироваться, а далее вам будет доступен марафон из трёх уровней сложност:
Ответы на 1 уровень 7–10 лет по ссылке
Ответы на 2 уровень 10–14 лет по ссылке
Ответы на 3 уровень 14+ лет по ссылке
2 уровень: 10-14 лет
Для ответа доступны 13 вопросов, каждый имеет свои условия, так что будьте внимательны!
1 вопрос — надо расставить музыкальные группы по регионам
Послушай несколько групп и попробуй догадаться, из каких они регионов России. Поможет в этом звучание их песен: в них рок-музыка сочетается с местным фольклором — якутскими шаманскими мотивами, тувинским горловым пением, кавказскими ритмами и традиционной бурятской музыкой, на которую большое влияния оказали соседи — Монголия и Китай.
Страны: Ингушетия, Якутия, Бурятия, Тува
Правильный ответ: Намгар — Бурятия, Чолбон — Якутия, Ят-ха — Тува, ЛКН — Ингушетия
Верно! Группа «Чолбон» из Якутии, «Намгар» — из Бурятии, «Ят-ха» играет свою версию тувинской музыки, а группа «ЛКН» сочетает рок-музыку с ингушским фольклором.
2 вопрос — о предназначении песни
У многих старинных песен было конкретное прикладное назначение — их пели только в определенных ситуациях. Существовали песни для уборки урожая, езды на лошади, выкорчевывания деревьев, ритмичной гребли, врачевальные песни для лечения болезней. Послушай песню, которую пели черкесские воины, и попробуй догадаться, для чего она использовалась.
Песню можно найти на Ютуб: Нагъой Заур — Щэхэх орэд
Правильный ответ: Это врачевальная песня для вытаскивания пули из раны
Точно! Под эту песню вытаскивали пули из ран. Воин не мог стонать, показывая, что ему больно, но в нужных местах песни мог подпевать, издавая сдавленный звук. Вот как о ней рассказывает сам исполнитель, Заур Нагоев.
3 вопрос — найти в ритме музыки лезгинку
Посмотри видео с лезгинкой, обрати внимание на ритм и отметь те музыкальные отрывки, в которых он используется. Вопрос от Мурада Османн
Надо выбрать по цифрам, правильный ответ: 1, 2, 3, 4 в примерах 1-4 слышен ритм лезгинки. На песни терских казаков, живших на Северном Кавказе, заметно повлиял фольклор народов, с которыми они жили бок о бок. Песня сестер Царикаевых — пример современной осетинской эстрады: ритмы лезгинки, в той или иной версии, популярны по всему Кавказу. Но этот же ритм можно услышать и в язвительном сочинении Дмитрия Шостаковича. А песня «Кавкасиури», несмотря на то, что поётся она на русском — это версия кавказской (грузинской) баллады.
4 вопрос — найти пропущенное слово в описании дунга
На песни терских казаков, живших на Северном Кавказе, заметно повлиял фольклор народов, с которыми они жили бок о бок. Песня сестер Царикаевых — пример современной осетинской эстрады: ритмы лезгинки, в той или иной версии, популярны по всему Кавказу. Но этот же ритм можно услышать и в язвительном сочинении Дмитрия Шостаковича. А песня «Кавкасиури», несмотря на то, что поётся она на русском — это версия кавказской (грузинской) баллады.
Правильный ответ: Раковина (чтобы послушать, как она звучит, найдите на Ютубе «A sikkimese monk blowing conch shell»)
Верно! Дунг — это большая морская раковина, один из самых древних инструментов в мире. Самым старым раковинам-горнам, найденным в ходе археологических раскопок, более 5 тысяч лет. Если подуть в такую раковину, раздастся сильный звук. В Тибете такие раковины, украшенные серебром, называются дункарами.
5 вопрос — для чего нужно круглое отверстие в юрте
Прочитай текст, восхваляющий тооно, — круглое отверстие в верхней части калмыцкой, монгольской и бурятской юрт. Для чего делают это отверстие? Отметь все правильные ответы.
Берёзовое дерево сгибая,
его смастерили,
Воплотило оно в себе свет солнца и луны,
И [бога] Хурмаст-тенгри.
Цитата: Басангова Т.Г. Вербальный компонент обрядов жертвоприношения огню // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2015. с. 169.
Правильный ответ: Чтобы через него уходил дым из очага; Для дневного освещения; Чтобы узнавать время.
Главное предназначение тооно — дать выход дыму из юрты. Но оно выполняет и другие функции. Через тооно, как через своего рода окно, в юрту попадает солнечный свет. Поэтому люди используют его ещё и как часы: точное время можно понять по тому, на какую часть круга падает световой луч.
6 вопрос — найти бело-голубую гжельскую посуду
Сможешь ли ты опознать по описанию бело-голубую гжельскую посуду среди похожей керамики из других стран? Соедини описание с изображением.
На первом фото ваза с большим цветком — Это ваза с популярным узором в технике гжели — розой-«агашкой». По одной из легенд, название ей дали в честь мастериц фабрики, многих из которых звали Агафьями. — На этих фарфоровых изделиях изображали птиц, животных и разные цветочные орнаменты, но главный для них узор — это «гжельская роза».
Вторая ваза с пятью горлышками — Вот это — фарфоровая ваза специально для тюльпанов. Под каждый цветок есть свое горлышко. Такие делают в голландском городе Делфте. Та, что на фото, — XVIII века! — Главные цветы Нидерландов, тюльпаны долгое время оставались предметом роскоши, а такие вазы — подчеркивали достаток владельца.
Третья ваза полностью разрисована — Это бело-голубая керамика из Китая. Ваза была сделана в XIV веке, когда Китай был главным производителем таких изделий. — Завитки пионов восходят к древним китайским традициям, а стилизованные лепестки лотоса намекают на образы индо-гималайского искусства.
7 вопрос — чем убивал шурале
Посмотри на изображение шурале — татарского лесного духа, и прочитай отрывок из посвященной ему поэмы поэта Габдулы Тукая. Чем убивает людей шурале? Вставь пропущенное слово.
Он похож на человека, очень тонкий и нагой,
Узкий лоб украшен рогом в палец наш величиной.
У него же в пол-аршина пальцы на руках кривых,—
Десять пальцев безобразных, острых, длинных и прямых.
И в глаза уроду глядя, что зажглись, как два огня,
Дровосек спросил отважно: «Что ты хочешь от меня?»
«Молодой джигит, не бойся, не влечёт меня разбой,
Но хотя я не разбойник — я не праведник святой.
Почему, тебя завидев, я издал весёлый крик?
Потому, что я *** убивать людей привык.
Правильный ответ: Щекоткой
Верно! У шурале неслучайно длинные пальцы: он щекочет людей до смерти:
Почему, тебя завидев, я издал весёлый крик?
Потому, что я щекоткой убивать людей привык.
Каждый палец приспособлен, чтобы злее щекотать,
Убиваю человека, заставляя хохотать.
8 вопрос — что Игорь Моисеев заставлял надевать артистов
Создатель ансамбля народного танца Игорь Моисеев заставлял своих артистов надевать для танцев настоящие, а не упрощённые сценические костюмы. Что бы выбрал Моисеев для каждого номера? Выберите правильный ответ для каждого изображения.
1 Изображение: Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева, Матросский танец «Яблочко», 2018 год
Варианты ответа:
2 Изображение: Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева, Русский танец «Лето», 2018 год
Варианты ответа:
Правильный ответ в первом случае — портянки, во втором — Тяжёлое шерстяное платье с подъюбником и отдельной съёмной юбкой
Верно! Вместо носков и тем более гольфов в России традиционно использовались портянки — плотный кусок ткани, который нужно оборачивать вокруг ступни. В обиходе военных и моряков они дожили до конца XX века. А платье деревенской девушки обычно состояло из нескольких элементов, так как их проще было отдельно сшить.
9 вопрос — надо под танец найти описание
Соотнеси танец и его описание.
Танцы — описание с правильными ответами:
Верно! Девичий хоровод по описанию узнать проще всего. Кадриль и перепляс похожи своей соревновательностью, но кадриль — это прежде всего соревнование пар (не случайно от него произошло слово «кадрить»), а перепляс — групп и одиночек-солистов.
10 вопрос — найти общее брейк-данса и трюков в народном танце
Посмотри видео и определи, что общего у брейк-данса и мужских трюков в народном танце? Отметь правильный ответ.
Представлены к просмотру два видео, которые можно найти на Ютуб
Правильный ответ: Ноги «выбрасываются» наверх как будто из-под тела
Брейк-данс и народный танец объединяет техника исполнения: и там, и там ноги нужно подбросить и сложным образом задержать в воздухе. Специальное покрытие для этого не нужно, садиться на шпагат и носить обтягивающие штаны тоже не потребуется. Зато нужно много мастерства: танцевать народные танцы ничуть не проще, чем брейк-данс.
11 вопрос — найти ритуальную скульптуру с Чукотки
12 вопрос — соотнести дизайнерские идеи с орламентами и узорами
Дизайнеры часто находят вдохновение в старинных орнаментах и узорах. Соедини оригинальный декор и его дизайнерскую версию. Вопрос от Дмитрия Аске
Изображения орламента — дизайнерская версия:
Хохломская роспись соединяется с 3 изображением, четыре круга соединены вместе
Биссерные украшения хантов и манси соединяется с 4 изображением девушки в сарафане
Пазырыкская культура соединяется с 1 изображением палатки
Дымковская игрушка соединяется с 2 изображением кофтой и штанами
13 вопрос — какими элементами народного танца вдохновилась Софья Гайдукова
При создании своего спектакля Apples & pies хореограф Софья Гайдукова вдохновлялась элементами народных танцев. Посмотрите видео и отметьте, какие движения вы можете увидеть в этом отрывке?
Правильный ответ: Собирают яблоки, Стегают лошадь, Переставляют снопы, Выдергивают репу, Косят сено.
Вот движения, которые использует хореограф в этой работе.
Танцовщики:
— «Собирают» яблоки
— «Косят» сено
— «Переставляют» снопы
— «Выдергивают» репу
— «Стегают» лошадь
Шурале
Есть аул вблизи Казани, по названию Кырлай.
Даже куры в том Кырлае петь умеют… Дивный край!
Хоть я родом не оттуда, но любовь к нему хранил,
На земле его работал — сеял, жал и боронил.
Он слывет большим аулом? Нет, напротив, невелик,
А река, народа гордость, — просто маленький родник.
Эта сторона лесная вечно в памяти жива.
Бархатистым одеялом расстилается трава.
Там ни холода, ни зноя никогда не знал народ:
В свой черед подует ветер, в свой черед и дождь пойдет.
От малины, земляники все в лесу пестрым-пестро,
Набираешь в миг единый ягод полное ведро.
Часто на траве лежал я и глядел на небеса.
Грозной ратью мне казались беспредельные леса.
Сколько синих, желтых, красных там цветов переплелось,
И от них благоуханье в сладком воздухе лилось.
Улетали, прилетали и садились мотыльки,
Будто с ними в спор вступали и мирились лепестки.
Птичий щебет, звонкий лепет раздавались в тишине
И пронзительным весельем наполняли душу мне.
Здесь и музыка и танцы, и певцы и циркачи,
Здесь бульвары и театры, и борцы и скрипачи!
Этот лес благоуханный шире море, выше туч,
Словно войско Чингисхана, многошумен и могуч.
И вставала предо мною слава дедовских имен,
И жестокость, и насилье, и усобица племен.
Летний лес изобразил я, — не воспел еще мой стих
Нашу осень, нашу зиму, и красавиц молодых,
И веселье наших празднеств, и весенний сабантуй…
О мой стих, воспоминаньем ты мне душу не волнуй!
Но постой, я замечтался… Вот бумага на столе…
Я ведь рассказать собрался о проделках шурале.
Я сейчас начну, читатель, на меня ты не пеняй:
Всякий разум я теряю, только вспомню я Кырлай.
Разумеется, что в этом удивительном лесу
Встретишь волка, и медведя, и коварную лису.
Здесь охотникам нередко видеть белок привелось,
То промчится серый заяц, то мелькнет рогатый лось.
Много здесь тропинок тайных и сокровищ, говорят.
Много здесь зверей ужасных и чудовищ, говорят.
Много сказок и поверий ходит по родной земле
И о джинах, и о пери, и о страшных шурале.
Правда ль это? Бесконечен, словно небо, древний лес,
И не меньше, чем на небе, может быть в лесу чудес.
Об одном из них начну я повесть краткую свою,
И — таков уж мой обычай — я стихами запою.
Как-то в ночь, когда сияя, в облаках луна скользит,
Из аула за дровами в лес отправился джигит.
На арбе доехал быстро, сразу взялся за топор,
Тук да тук, деревья рубит, а кругом дремучий бор.
Как бывает часто летом, ночь была свежа, влажна.
Оттого, что птицы спали, нарастала тишина.
Дровосек работой занят, знай стучит себе, стучит.
На мгновение забылся очарованный джигит.
Чу! Какой-то крик ужасный раздается вдалеке,
И топор остановился в замахнувшейся руке.
И застыл от изумленья наш проворный дровосек.
Смотрит — и глазам не верит. Что же это? Человек?
Джин, разбойник или призрак — этот скрюченный урод?
До чего он безобразен, поневоле страх берет!
Нос изогнут наподобье рыболовного крючка,
Руки, ноги — точно сучья, устрашат и смельчака.
Злобно вспыхивая, очи в черных впадинах горят,
Даже днем, не то что ночью, испугает этот взгляд.
Он похож на человека, очень тонкий и нагой,
Узкий лоб украшен рогом в палец наш величиной.
У него же в пол-аршина пальцы на руках кривых, —
Десять пальцев безобразных, острых, длинных и прямых.
И в глаза уроду глядя, что зажглись как два огня,
Дровосек спросил отважно: «Что ты хочешь от меня?»
— Молодой джигит, не бойся, не влечет меня разбой.
Но хотя я не разбойник — я не праведник святой.
Почему, тебя завидев, я издал веселый крик?
Потому что я щекоткой убивать людей привык.
Каждый палец приспособлен, чтобы злее щекотать,
Убиваю человека, заставляя хохотать.
Ну-ка, пальцами своими, братец мой, пошевели,
Поиграй со мной в щекотку и меня развесели!
— Хорошо, я поиграю, — дровосек ему в ответ. —
Только при одном условье… Ты согласен или нет?
— Говори же, человечек, будь, пожалуйста, смелей,
Все условия приму я, но давать играть скорей!
— Если так — меня послушай, как решишь — мне все равно.
Видишь толстое, большое и тяжелое бревно?
Дух лесной! Давай сначала поработаем вдвоем,
На арбу с тобою вместе мы бревно перенесем.
Щель большую ты заметил на другом конце бревна?
Там держи бревно покрепче, сила вся твоя нужна.
На указанное место покосился шурале
И, джигиту не переча, согласился шурале.
Пальцы длинные, прямые положил он в пасть бревна…
Мудрецы! Простая хитрость дровосека вам видна?
Клин, заранее заткнутый, выбивает топором,
Выбивая, выполняет ловкий замысел тайком.
Шурале не шелохнется, не пошевельнет рукой,
Он стоит, не понимая умной выдумки людской.
Вот и вылетел со свистом толстый клин, исчез во мгле…
Прищемились и остались в щели пальцы шурале.
Шурале обман увидел, шурале вопит, орет.
Он зовет на помощь братьев, он зовет лесной народ.
С покаянною мольбою он джигиту говорит:
— Сжалься, сжалься надо мною! Отпусти меня, джигит!
Ни тебя, джигит, ни сына не обижу я вовек.
Весь твой род не буду трогать никогда, о человек!
Никому не дам в обиду! Хочешь, клятву принесу?
Всем скажу: «Я — друг джигита. Пусть гуляет он в лесу!»
Пальцам больно! Дай мне волю! Дай пожить мне на земле!
Что тебе, джигит, за прибыль от мучений шурале?
Плачет, мечется бедняга, ноет, воет, сам не свой.
Дровосек его не слышит, собирается домой.
— Неужели крик страдальца эту душу не смягчит?
Кто ты, кто ты, бессердечный? Как зовут тебя, джигит?
Завтра, если я до встречи с нашей братьей доживу,
На вопрос: «Кто твой обидчик?» — чье я имя назову?
— Так и быть, скажу я братец. Это имя не забудь:
Прозван я «Вгодуминувшем»… А теперь — пора мне в путь.
Шурале кричит и воет, хочет силу показать,
Хочет вырваться из плена, дровосека наказать.
— Я умру! Лесные духи, помогите мне скорей,
Прищемил Вгодуминувшем, погубил меня злодей!
А наутро прибежали шурале со всех сторон.
— Что с тобою? Ты рехнулся? Чем ты, дурень, огорчен?
Успокойся! Помолчи-ка, нам от крика невтерпеж.
Прищемлен в году минувшем, что ж ты в нынешнем ревешь?