что делать если ребенок не понимает слово нельзя
Консультация для родителей «Как научить ребёнка 1–2 года правильно реагировать на слово «нельзя»
Татьяна Скобкарева
Консультация для родителей «Как научить ребёнка 1–2 года правильно реагировать на слово «нельзя»
Год лучший возраст, чтобы научить ребёнка слову «нельзя». С одной стороны в этом возрасте малыш становится настолько активным и самостоятельным, что родителям волей-неволей приходится использовать различные запретительные слово, чтобы вносить коррективы в его поведение. С другой стороны, годовалый ребёнок уже способен понять значение этих слов и правильно на них среагировать. Но зачастую родительские ошибки приводят к тому, что ребёнок вообще перестаёт реагировать на словесные запреты, продолжает выполнять неугодное родителям действие. О том, в чем заключаются основные ошибки политики запретов, а также том, как, когда и в каких ситуациях лучше говорить «нельзя» я сегодня и расскажу.
Ошибка №1 Слишком много нельзя
Нельзя драться, кричать, отбирать чужие игрушки, бегать по дому,прикасаться к плите, утюгу, розеткам, ломать вещи и игрушки, лезть в холодильник, шкаф и духовку брать ножи, ножницы, мусорить крошить хлеб…. Это – только малая часть «нельзя» которые среднестатистический родитель говорит своему ребёнку ежедневно.В итоге в головке малыша появляется мысль: «А что же тогда можно?» и начинается бунт…. Тем более родители делают большинство тех вещей, которые запрещают своему ребёнку.
Список запретов можно сократить до минимума. И тогда редкое, произносимое только в крайних опасных ситуациях, слово нельзя приобретёт для ребёнка значительный смысл.
Количество запретов, по мнению психологов не должно превышать 4-5.
А дети до года вообще не воспринимают слово нельзя. Детей данного возраста лучше отвлекать и переключать внимание.
Ошибка № 2 запреты без объяснения причины.
Ошибка №3 Не последовательные запреты.
Если сегодня – нельзя, а завтра можно, если обычно – нельзя, а когда поплачешь можно, если у мамы с папой – нельзя, а у бабушки – можно, значит можно всегда – примерно так рассуждает маленький ребёнок, встречая непоследовательность действий своих родственников.
Поэтому запрещать ВСЕМ и ВСЕГДА и даже в ответ на крик и слёзы ребёнка – лучший способ дать понять ребёнку, что нельзя – это значит нельзя, а не можно если настоять на своём.
Ошибка №4 Запрет без альтернативы.
Чтобы ребёнок не чувствовал разочарования от того, что ему что-то не разрешили, лучше сразу предложить ему достойную замену. Отвлечь внимание можно новой игрушкой, интересным занятием, просто переходом в другую комнату. А ещё лучше купить или создать для ребёнка детский аналог взрослых вещей, объяснив при этом, что это мамино, это папино, а это – Катино.
Ещё выделила одну ошибку с которой столкнулась наблюдая на прогулке за поведением некоторых родителей…
Ошибка №5 Агрессивное поведение родителей. «бьют ребёнка по рукам
Вывод: Таким образом, сократив список запретов до минимума, но сделав их обязательными во всех ситуациях, объяснив малышу причины запретов и придумав достойные альтернативы запрещаемых действий, вместо упрямства и желания сделать назло можно встретить у ребёнка понимание и послушание.
А сейчас мы с вами разберём ситуацию, попытаемся выделить ошибки и наметим пути решения данной проблемы.
Как справиться с упрямым ребенком, игнорирующим слово «нельзя»? (1год 7 месяцев). Например, ситуация во дворе — дочка увидела у девочки яркую игрушку, и побежала, чтобы взять ее и посмотреть. Девочка, явно не хотела делиться игрушкой, они с мамой встали и пошли. Даша бежит за ними. Я ее беру за руку говорю — пошли Дашенька, это игрушка девочки, идем покатаемся на качельках, идем мама даст тебе другую игрушку. А она даже не слышит меня, вырывается, начинает кричать. Совершенно не реагирует на мои просьбы. Бежит за ними, я даже на руках не могу удержать ее, она вырывается, кричит. Начинаю строже — говорю сейчас домой пойдем, больше не будем гулять — а ей все равно на мои слова — вот ей захотелось что-то и все! Я взяла ее через силу понесла домой, она еще час в истерике ревела — хотела на улицу. И так изо дня в день все повторяется. Как научить ее слушаться, не игнорировать слово «нельзя»?
1. Большое количество запретов (более 5 в течение дня). «Не трогай», «Не лезь!», «Нельзя пачкать» и т. д. И такой ребенок, постоянно одергиваемый, в конце просто перестает реагировать на ваши окрики. Слово «нельзя» потеряло значение и поэтому малыш его игнорирует.
1.Непоследовательность в воспитании: «Сегодня нельзя, а завтра можно». В этом случае малыш просто не понимает смысла противоречивых указаний. Слово «нельзя» также утрачивает силу, а кроха начинает «шантажировать» вас своим поведением, провоцируя вас на всплеск негативных эмоций и проверяя, в каком случае его упрямство сработает.
1. Продумайте стиль воспитания, постарайтесь ограничить число запретов до минимума (5 самых основных в течение дня, касающихся здоровья и безопасности ребенка, учитесь находить привлекательные альтернативы в спорных моментах («это нельзя, а вот так — можно»). Старайтесь не ругать там,где можно потерпеть: пролила сок, к примеру,спокойно говорите: «Не страшно, вот мы с тобой возьмем тряпочку и вытрем», т. е. показываете приемлемое поведение, учите ее отвечать за свои действия и устранять последствия. Это важно для ребенка.
2. Если поведение становится неуправляемым — единственный способ, схватить ее в охапку и пойти в уединенное место. Дождаться молча, пока она успокоится, не предпринимая ничего. Просто будьте рядом. Как только она успокоится, скажите ровным голосом, что «отнимать игрушку было нельзя, девочка уходила домой с мамой», «бежать к раскачивающимся качелям опасно – они могут ударить и будет больно» и предложите погулять. Такое объяснение в спокойном состоянии дочки воспринимается гораздо доходчивей, чем в состоянии ее аффекта. Это эффективно работает. Она поймет, что ее поведение – просто не приемлемо и тогда отнимание игрушек и многие аналогичные ситуации перестанут быть такой проблемой.
Спасибо за внимание!
Как научить ребенка понимать слово «нельзя». Памятка для родителей 1. «Нельзя» должно быть немного. Пусть это будет пять основных из того, что опасно для жизни и здоровья малыша. Естественно, что под «нельзя».
Презентация для родителей «О вранье» В презентации в доступной форме рассказывается о «детском вранье». Раскрываются причины этого повсеместного явления. Даются рекомендации.
Ребенок не понимает слово нельзя, как с этим справиться
«Будь послушным!» — самое частое пожелание ребенку при поздравлении. Родители всегда хотят лучшего для своих детей. Вырастить их воспитанными и вежливыми, чтобы слушались и выполняли все с первого раза. Ближе к годику малыш начинает активно познавать окружающий мир. Самостоятельно обеспечить себе безопасность он не может, поэтому родители прибегают к первым запретам: «нет» и «нельзя». В этой статье вы узнаете, как правильно приучать малыша к этим словам. Как можно себе помочь, если ребенок не понимает слово нельзя.
В каком возрасте ребенок начинает понимать запрет
До полутора лет малыш не способен в полной мере осознавать ваши запреты. Но без ограничений не обойтись. Мама должна быть всегда бдительной, чтобы он не взял что-то в рот или не уронил на себя. Если ребенок проявляет упорство, мама может погрозить ему пальцем или более строго повторить. В этом возрасте вряд ли это будет иметь силу. Дети чувствуют, что мама сердится, но не воспринимают причину ее беспокойства.
Совет: в возрасте до полутора лет лучше всего переключать внимание ребенка с опасного действия. Малыш легко отвлекается, а у вас появляется возможность убрать предмет или увести его.
Лучше заранее позаботиться о том, чтобы в квартире было безопасно:
Мама сказала: «Нельзя!»
Я часто наблюдаю картину: мама с малышом гуляют. Ребенок норовит все потрогать ручками, побегать, поиграть чужими игрушками, взять что-то, погладить пробегающую собачку. Его мама в напряжении, боится за него: «Не бегай по лужам, промочишь ножки! Не бери, это не наше! Это грязь, нельзя трогать! Нет, не подходи, собачка больно кусает! Нельзя это кушать!» Проходя мимо, иногда сама вздрагиваю от неожиданных и строгих: «Нет!» и «Нельзя!»
Родители беспокоятся о детях, готовы защитить их от любой угрозы. Вот только чаще всего ответной реакцией на запреты бывает громкий плач малыша, либо от испуга, либо от несогласия с запретом. Воспитание — дело нелегкое, но вполне приятное, когда знаешь, как поступать верно.
Эффективные и правильные знания по воспитанию детей можно получить на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.
Важно: Использование избыточных и частых запретов вводит детей в состояние стресса. Реагировать на этот фактор они могут непослушанием и агрессивным поведением.
В этом возрасте легко обесценить запрет «нельзя», часто его используя. В дальнейшем ребенок может не реагировать на замечания родителей или учителей по поводу неправильного поведения. Как избежать ошибок воспитания и вырастить послушного ребенка, читайте в статье.
Счастливая мама — послушный ребенок
Посмотрим с другой стороны на эту ситуацию. Жизнь очень стремительна, не дает возможности отдышаться. Даже находясь в декрете, постоянно приходится решать массу вопросов. Иногда даже совмещать работу и ребенка. Постоянное раздражение и стресс, сил и терпения не хватает подолгу разбираться с непослушанием. Пытаешься достичь быстрого результата: «Нет, я сказала!» Но вместо тишины и покоя получаешь истерику.
Ребенок, как некий барометр, чувствует состояние матери. Когда мама раздражена, малыш также неспокоен, так как до шести лет они связаны психологической пуповиной. Поэтому мамы, прошедшие тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана отмечают результаты у своих детей.
«Кажется, что надо воздействовать на ребенка. А на самом деле нужно начать с себя, и, возможно, этим и закончить», — выдержка из следующего видео-отзыва:
Как правильно вводить запрет
Зачастую родители задаются вопросом: ребенок не понимает слово нельзя — что делать? Использовать слова «нет» и «нельзя» надо правильно, анализируя суть запрета. Используя слово «нельзя», лучше руководствоваться следующими принципами:
Подробнее об этом говорится в следующем видео:
Совет: оба родителя должны быть солидарны в воспитании. Чтобы решение одного не отменялось другим.
Более 1300 людей получили свои результаты по воспитанию детей, получив знания о том, как вырастить из детей умных и талантливых людей и как стать счастливыми родителями самим. Приходите на бесплатные онлайн-лекции, регистрация здесь
Если хотите узнать больше, записывайтесь на бесплатный тренинг
«Системно-векторная психология» Юрия Бурлана
Как научить ребёнка понимать слово «нельзя»?
Перефразируем знакомую всем фразу: «Запретить нельзя разрешить». Куда вы поставите запятую?
Правильный ответ: запрет или разрешение мы каждый раз определяем взвешенно и осознанно. Каковы же принципы этого решения? Давайте сформулируем эти «правила спокойного родительства».
Но прежде поговорим о возрастных особенностях детей. Малыши до года не могут адекватно воспринимать указания взрослых, но они различают мимику, жесты и интонации, и отчасти понимают, что не понравилось маме. Уже в этом возрасте нужно устанавливать границы дозволенного: нельзя щипать и дергать за волосы, например, а то некоторые родители стоически терпят боль, потому что считают, что ребенок пока не понимает, что делает, и запрещать ему бессмысленно.
От года до трех ребенок активно познает мир, и запреты ему жизненно необходимы. В этот период уже имеется кое-какой негативный опыт. Однако, если вы видите, что ребёнок тянется к стакану с горячим чаем или пытается залезть на неприспособленную для этого поверхность, сразу же бегите его спасать. Не рассчитывайте на силу слова «нельзя».
Дети старше трех лет уже имеют четкие понятия о правилах поведения, и прежде чем ругать их за заведомо запрещенные действия, стоит задуматься о причинах. Возможно, малыш не ощущает достаточного внимания с вашей стороны и таким образом привлекает его.
«Правила спокойного родительства»
1. Не используйте запреты слишком часто. Если ребёнок будет слышать их каждые 5 минут по поводу и без, то перестанет воспринимать.
По-хорошему безапелляционное «нельзя» должно звучать только в тех ситуациях, когда действия ребёнка несут угрозу жизни или здоровью.
В остальных случаях, прежде чем запретить, задайте себе вопрос: «Почему я это запрещаю?”. Если ответ кроется в вашем неудобстве, но при этом ребёнок не делает ничего страшного, не мешайте ему.
2. Произносите «нельзя» серьёзно и спокойно. Эффективность сказанного будет зависеть от интонации. Если вы будете умиляться самостоятельностью своего малыша, он не воспримет запрет всерьёз.
3. Объясняйте, почему «нельзя». Используйте понятные слова и формулировки.
«Не трогай эту игрушку, мы потом не расплатимся» — сложное объяснение.
«Эту игрушку трогать нельзя, она чужая и ценная. Ты можешь её повредить». Это ребёнку понять проще.
4. Будьте последовательны. Иногда мы неосознанно путаем ребёнка. Например, сегодня есть можно только на кухне, а завтра: «иди с печеньем в свою комнату и не мешай мне говорить по телефону». Старайтесь избегать таких ситуаций.
Если у вас есть строгие правила, лучше проговорить их и с другими людьми, ухаживающими за ребёнком.
5. Предлагайте альтернативу. Будет здорово, если, запретив что-то ребёнку, вы сгладите его огорчение не менее интересным занятием. Нельзя рисовать на обоях? Зато можно на бумаге. Нельзя бить других детей? Можно постучать палкой по дереву.
6. Намного приятнее и эффективнее учить ребёнка не через наказание, а через похвалу.
Вместо того, чтобы ругать за непослушание, отмечайте правильные поступки. Ребенку будет приятно, что его хвалят, и он с большей охотой станет выполнять просьбы.
Чем старше ребёнок, тем важнее использование этих правил. Подросткам надо и объяснять причины запретов, и предлагать альтернативу, да и в целом много разговаривать.
В избыточном использовании запретов кроется серьёзная опасность. Если ребёнка постоянно ограничивают и не дают возможности иметь свое мнение, то он к этому привыкнет: станет нормальной ситуация, когда к нему не прислушиваются и не воспринимают всерьёз. Со временем он перестанет пытаться проявить себя, не будет иметь собственных желаний и целей.
Ни один родитель не захочет такого сценария жизни для своего ребёнка, поэтому не стоит перегибать палку с запретами.
Почему ребенок не понимает слово нельзя
Ребенок не понимает слово нельзя. С этим обязательно надо что-то делать. Слово «нельзя» имеет двойственную природу. С одной стороны существуют жизненные ситуации, в которых этот ограничитель может сыграть крайне важную роль, но не все люди его понимают и, более того, даже не стремятся выполнять. С другой стороны, причины неправильного восприятия этого слова кроются в заложенных в детстве стереотипах.
Родители дошкольников часто сталкиваются с одной достаточно распространенной проблемой: ребенку говоришь «нельзя», а он делает все наоборот или начинает капризничать и впадать в истерику. Пользоваться этим словом надо осторожно, чтобы не навредить и не направить развитие характера в ненужную сторону.
Как возникает понимание запретов у ребенка
Младенец еще не осознает, что есть вещи, совершать которые запрещено и опасно. До того, как ребенок встал на ножки, это и не имеет смысла, ведь малыш не лезет никуда. Однако с началом ходьбы проблем у родителей прибавляется: приходится постоянно останавливать подвижного ребенка. Некоторые взрослые делают ошибку, постоянно, много раз, повторяя слово «нельзя». Избыток ведет к обратному эффекту – малыш перестает его воспринимать, это слово становится просто фоном ворчливой мамы или бабушки. В итоге управлять поведением ребенка становится все тяжелее.
Ситуация осложняется в возрасте 3-х лет, когда наступает кризисный период. В это время многие дети резко изменяют свое поведение, перестают слушаться взрослых, иногда могут биться в истерике, если не получают то, что хотят. Резкие окрики, одергивание, использование слов с частицей «не» эффекта не имеет. Родители хотят знать, когда ребенок начинает понимать слово нельзя, чтобы его эффективно использовать. К трехлетнему возрасту малышу известны уже некоторые запреты, но ему бывает сложно контролировать себя из-за естественного любопытства, толкающего на исследования окружающего мира.
Понимание этого слова зависит и от способов, которыми обучали ребенка, методов воспитания и воздействия. Обычно спокойные родители, которые вдумчиво и в положительном ключе объясняют ребенку, что разрешено, а что нет, добиваются наилучших успехов в воспитании, а дети быстрее понимают, что при слове «нельзя» следует остановиться.
Как правильно использовать слово нельзя в воспитании детей
Слова – это воздействие на поведение и мысли. Применять их необходимо разумно. Есть несколько правил, которые помогут правильно использовать слово нельзя в воспитании ребенка.
В некоторых семьях бывает так, что мама говорит нет, а бабушка разрешает. Получаются разногласия, которые приводят к тому, что малыш перестает слушаться, а в итоге риск несчастных случаев повышается.
Для того чтобы реже произносить запрещающее слово с негативной окраской, следует как можно лучше обезопасить квартиру и убрать вещи, которые ребенку трогать не следует. Конечно, невозможно оградить ребенка от неприятностей полностью, но это и не нужно.
Зная, как сказать ребенку нельзя, родители смогут гораздо эффективнее им управлять, но при этом воспитывая личность, не боящуюся запретов, а сильную и независимую.
Почему ребенок не понимает слово «нельзя»?
Дети постарше активно пытаются бороться за то, что вы им запрещаете.
Ну, а школьники могут вообще устроить саботаж.
Прежде всего, когда вы столкнулись с такой проблемой, подумайте, что из нее понял ребенок. Ему, чтобы выполнить ваши указания, нужно понимать 2 вещи:
— что не надо делать
Теперь посмотрите на ситуацию глазами ребенка. Что он видит в тот момент, когда вы говорите ему «нельзя»? Чаще всего он видит эмоционирование мамы, которая угрожает, шантажирует, уговаривает.
Но вот вопрос: чувствует ли ваше чадо границу, за которую переходить нельзя? Есть ли у него в голове четко сформированное правило поведения? Звучит ли в вашем тексте конкретное указание, что ему сейчас НАДО делать?
С какого возраста ребенок понимает слово «нельзя»?
Когда вы говорите «нельзя», малыш в возрасте до 1,5 лет реагирует на вашу мимику и эмоции. Если мы говорим «нельзя» нежно или шуточно, то чадо улавливает эту двузначность и воспринимает такие слова, как игру.
Слово «нельзя» должно стать руководством к действию, причем таким сильным, чтобы остановить импульс ребенка и его любопытство.
И вот здесь нужны два условия.
1. Достаточный возраст малыша.
Ребенок становится способным использовать слово, как руководство к действию примерно к 2,5 годам.
Тогда у малыша достаточно развит самоконтроль, чтобы преодолеть свои сиюминутные желания или интерес, а остановить эту силу внутри, ох как непросто!
2. То, как вы говорите «нельзя».
Чтобы словесный запрет заработал дистанционно, нужно формировать четкую связку между словом «нельзя» и конкретным телесным действием.
Это значит, что в течение минуты после того, как вы что-то запретили, подтвердите слова на уровне «физики»: к примеру, отведите ребенка в сторонку от того, что запрещено и переключите на другую задачу.
Чем последовательнее и спокойнее вы действуете, тем раньше ребенок начинает реагировать на ваши слова.
Алгоритм, который вам поможет
1. Продумайте, в каких ситуациях ребенок не понимает «нельзя». Например, начинает требовать «купи в магазине»
2. Сформулируйте, как звучит правило поведения в этой ситуации. Озвучьте его заранее.
3. Продумайте поощрение, которое ребенок получит за выполнение этого правила. Например, медаль из фольги, жетон, который можно обменять.
4. Определите санкции за нарушение этого правила. Например, сидение на штрафном стуле или неполучение того же жетона.
5. Фокусируйтесь на ситуации перед тем, как она возникнет, напоминайте правила и поощрение, но будьте готовы привести в действие санкции, если понадобится.
Если нужно дать быстрый запрет на конкретное действие, используйте такие шаги:
— Важно сказать «нельзя» твердо и строго, но не угрожающе.
— В течение минуты предпринять какое-то действие, чтобы реально ограничить то, что вы запретили.
— Перенаправить ребенка на что-то другое, потому что ваше повышенное внимание вызывает у малыша желание действовать вопреки и закрепляет интерес к запретному.
Этот подход дает быстрые плоды, потому что вы четко показываете границу ребенку.
Конечно, поощрения и санкции символические, но более понятные, чем хаотические эмоции, которые не дают чёткого ориентира и, тем более, мотивации прислушиваться к вашим словам. Это только один из методов.