Что нужно подготовить к садику
Как подготовить ребенка к детскому саду
Для всей семьи начинается трудный и ответственный период – необходимо организовать начало самостоятельной жизни малыша, ввести его в первый коллектив, помочь ему обрести социальный опыт. Это событие может кардинально поменять привычные отношения родителей и крохи. У него может быстро развиваться потребность делать все самому или он начнет манипулировать чувствами близких, плакать и капризничать. В этот период появляется множество проблем: кто будет отводить чадо в садик по утрам, кто встречать; какое дошкольное заведение лучше выбрать и как быстро собрать целый пакет документов и справок. Но за этой суетой нельзя забывать главный вопрос – как морально подготовить ребенка к детскому саду? Об этом и расскажем в нашей статье.
Для чего нужны дошкольные заведения
Когда малыш находится в коллективе, попадает в непривычные для него условия, он приобретает умения и развивает полезные качества:
С чего начать подготовку ребенка к садику
С выбора дошкольного заведения и получения в нем места.
Для этого необходимо учитывать следующие моменты:
Памятка для подготовки ребенка к детскому саду
Для того, чтобы адаптация прошла успешно, необходимо обратить внимание на многие аспекты.
Перед тем как подробно уделить внимание каждому пункту, узнаем, что может произойти, если не будет подготовки ребенка в садик. В период привыкания могут быть обнаружены следующие нарушения:
Все эти изменения не зависят от прихоти малыша, каждый переживает по своему, поэтому взрослые могут только поддержать свое чадо и помочь ему заблаговременно адаптироваться.
В каком возрасте нужно начинать подготовку в детский сад
Детские психологи считают оптимальным возрастом 2,5 – 3 года. К этому моменту вырабатываются навыки общения, осознается разница между сверстниками и старшими, появляется готовность принимать авторитет воспитателя. На этот же период приходится пик любознательности и активного познания мира, дошкольное заведение поможет утолить жажду новых знаний и получить необходимые навыки социального общения. Но не у всех мамочек есть возможность сидеть в декретном отпуске несколько лет, поэтому они принимают решение отвести малыша в дошкольное заведение раньше.
Если вы идете в садик уже в 1,5 – 2 года, то необходимо подготовить ребенка как следует, нельзя надеяться на самостоятельную легкую адаптацию. Нужно учесть, что в этом возрасте привыкание будет идти дольше, поэтому нужно запастись терпением и маленькими шажками идти к цели. Также особенностью возраста является то, что детки хоть и обладают некоторыми навыками общения, но скорее являются внимательными слушателями чем активными собеседнику, поэтому акцент нужно сделать на устных рассказах. Чаще рассказывайте о том, как там хорошо, как много игрушек дают воспитатели, как много ребятишек, с которыми можно играть. Остальные советы остаются прежними.
Как правильно подготовить ребенка к детскому саду в период адаптации
Закаливание
Этот термин в педиатрии отличается от процедур для взрослых людей. Не стоит спешить растирать снегом малыша. Чтобы укрепить его здоровье, необходимо лишь понемногу расставаться с привычкой укутывать свое чадо в три одеяла. Для начала, можно оставлять форточку в детской комнате приоткрытой даже в прохладное время.
При этом нужно соблюдать ряд условий:
Хорошо отразится на ребенке умывание прохладной водой. Снижать температуру нужно постепенно, пока отметка не достигнет 17° – 18°. Эта же цифра оптимальна для обливаний после принятия ванны. Пусть малыш купается в привычной температуре, но перед тем, как вечерняя процедура завершена, облейте его из ковшика более прохладной водой.
Займитесь физической подготовкой: водите его в бассейн, приучите к утренней зарядке, делайте ему массаж. Ежедневно устраивайте долгие прогулки на свежем воздухе и активные игры. Зимой играйте в снежки и катайтесь на горке, а летом – загорайте вместе и купайтесь в открытых водоемах. Основным правилом для каждой процедуры является постепенность. Начинайте прививать каждую привычку с нескольких минут, затем увеличивая время.
Режим дня
Большой проблемой для ребенка является вырабатывание привычки дневного сна и принятия пищи по часам. Помогите ему и сделайте это заранее, постепенно. Организуйте в семье ранний подъем, чтобы было легче собираться по утрам, для этого ложитесь не позднее 21-00. После пробуждения отведите малыша на горшок, чтобы пищеварение также подстраивалось под график. Этому также будет способствовать обязательный прием пищи в установленное время. Для этого вам нужно будет организовать в первую очередь себя – ваше чадо всегда оглядывается на старших. Труднее всего обстоит с дневным сном. Чтобы уложить непоседу в постель, нужно активно провести время до обеда, играть в подвижные игры, чтобы усталость взяла свое. Со временем организм сам будет контролировать внутренние часы.
Самостоятельность
В утренний ритуал умывания и сборов на прогулку должен быть максимально вовлечен малыш. Не нужно обращаться с ним как с куклой. Позвольте сделать ему выбор, какого цвета колготки сегодня надеть, это развивает его веру в собственные решения. Сюда же относится умение аккуратно кушать ложкой и вилкой, при этом не играя с едой. Приучите его пользоваться туалетной бумагой, мыть руки с мылом, а также сморкаться в платочек. Все эти навыки спасут его от сложностей в коллективе.
Психологическая адаптация
Трудно бывает расставаться с мамой. Чтобы это проходило безболезненно, оставляйте иногда его на несколько часов с родственниками или с подругой, у которой есть сын или дочка по возрасту близкие к вашему малышу. В 2 года как физически, так и морально подготовить ребенка к садику труднее, так что нужно делать это поэтапно. Поэтому не спешите оставлять его в первый день на долго. Для начала посмотрите вместе с ним, как играют дети: посидите в стороне, пока он будет на прогулке или в песочнице. Затем постепенно оставляйте его на 2, 3, 4 часа, пока он не почувствует себя защищенным в новом пространстве.
Когда уходите, делайте это быстро, не нужно долгих прощаний, это наводит на мысль о длительном расставании. Не показывайте свой собственный страх. Если вы не доверяете воспитателям, ребенок это почувствует и сам станет бояться. Обязательно обсуждайте с малышом каждый день, делитесь положительными моментами, хвалите за успехи, показывайте, что вы гордитесь им. Узнавайте о его переживаниях, помогайте советом, как избежать проблем, покажите, что вам не все равно.
Важно поддерживать родственную связь. Рассказывайте ему о крепких узах, которые связывают его с мамой, папой, бабушками и дедушками. Делитесь историями, в которых он – неотъемлемая часть. Займитесь чем-то общим, например, составлением генеалогического древа, где он является центром, к которому протягивают ветви близкие и дальние родственники. Компания «Дом Родословия» поможет вам в этом. Она предоставляет услуги по созданию фамильной книги, в которой будут объединена вся ваша семья с ее богатой историей. Вам будут предоставлены архивы и оказана помощь при работе с ними. Вместе с малышом можно познавать тайны прошлого своей фамилии, это объединяет и не дает ему почувствовать себя оставленным.
Детский сад – это важный период жизни ребенка, помогите пройти ему адаптацию безболезненно и приятно, тогда каждое утро он будет с улыбкой собираться к своим друзьям.
Что нужно взять с собой в детский сад: список одежды и важных вещей для ребенка на первое время
Впервые отправляя ребенка в детский сад, молодые родители не очень понимают, какой набор вещей собрать малышу. Список необходимых принадлежностей и одежды стоит составить и приобрести заранее, чтобы не покупать в последний момент первое попавшееся. Итак, что нужно ребенку в детский сад?
Практичная и удобная одежда, обувь
Главным критерием выбора одежды для детского сада является ее удобство. Ребенку должно быть комфортно находиться в вещах, поэтому изначально рекомендуется отказаться от узких брюк, синтетических костюмов, нарядов со сложным кроем и многоярусными юбками.
Оптимальным комплектом одежды для мальчиков является:
Подобный набор одежды удобен тем, что ребенок легко сможет самостоятельно (или при минимальной помощи воспитателя) переодеться на прогулку: снять бриджи, надеть теплый свитер и теплый комбинезон. Если в качестве верхней одежды используется термокомбинезон, важно предупредить воспитателя о том, что надевать под него.
Комплект одежды для девочек практически не отличается от аналогичного для мальчиков: вместо шорт можно предложить юбку на широкой резинке или сарафан, который ребенок сможет самостоятельно снять при необходимости. Подбирая гардероб для девочки, стоит отказаться от вариантов, излишне декорированных всевозможными бусинами, бантами.
Наряжать ребенка в сад не стоит – одежда должна быть удобной и практичной, чтобы ребенок мог сам ее снять или надеть
Для нахождения в группе оптимальная обувь – тапочки с задником на нескользящей подошве. Детям постарше подойдет обувь с липучками, которая надежно фиксирует стопу. Отказаться изначально стоит от моделей по типу сланцев, резиновых шлепок, которые могут спровоцировать падение во время бега или активных игр в группе. Хорошим выбором являются тапки с ортопедической стелькой, в которых предусмотрены супинаторы для правильного расположения стопы и распределения нагрузки.
Одежда для прогулок
На прогулку детей выводят обычно в той одежде, в которой их привели родители утром, поэтому имеет смысл заранее выбирать такую верхнюю одежду, которую ребенок сможет надеть самостоятельно без проблем. Для зимы и демисезонного периода нужно позаботиться о дополнительной паре варежек (не перчаток), т.к. есть большая вероятность, что они останутся мокрыми.
Оптимальная модель шапки для ребенка младшего возраста – это шлем. Шарф стоит выбирать средней длины, его можно заменить манишкой, надежно закрывающей шею малыша от холода и не мешающей ему во время игр (рекомендуем прочитать: вязание манишки для детей спицами: видео-уроки). Если все же используется шарф, завязывать его лучше сзади. Альтернативой шлему могут быть модели теплых шапок с фиксаторами в виде липучек, варианты на завязках неудобны в том плане, что ребенку сложно будет надеть или снять их, а воспитателю одевать их ребенку – долго.
Итак, в разные сезоны года стоит позаботиться о таких вещах:
Одежда для занятий
В детском саду проводится ряд занятий с малышами, наиболее популярные из которых – это музыкальные и спортивные. На творческих занятиях дети поют, танцуют. Для них ребенку необходимо приобрести чешки подходящего размера (обычные кожаные или вязаные). Для спортивных тренировок понадобится удобные кеды или кроссовки (без шнурков).
Дети младших групп на спортивные занятия обычно ходят в той же одежде, в которой находятся в саду. Старшим дошкольникам может понадобиться специальный комплект одежды для занятий спортом (футболка, шорты или спортивные штаны, которые будет удобно одевать). В качестве оптимального материала для подобных комплектов выступает хлопчатобумажная ткань, хорошо пропускающая воздух.
Одежда для праздничных мероприятий
В каждом саду регулярно поводятся всевозможные утренники, праздничные мероприятия, на которых дети должны выглядеть по возможности нарядно. Для мальчика универсальным комплектом такой одежды является:
В гардеробе девочки для праздничных мероприятий удобно иметь два нарядных платья: одно длинное, (можно пышное), второе – попроще. Первый вариант – это универсальный выбор для новогодних праздников и мероприятий, в которых по сценарию не будет танцевальных номеров (в длинном платье девочке будет неудобно), второй – классический наряд на любой праздник в садик. Его надевать можно и для фотографирования.
Желательно подобрать девочке нарядное, но при этом удобное платье, которое не будет сковывать движения
Маркировка детской одежды
Нередко возникают ситуации, когда ребенку надевают в саду не его вещь. Чтобы воспитателям легче было ориентироваться в гардеробе каждого ребенка, рекомендуется маркировать такие вещи. Среди наиболее практичных и доступных способов маркировки можно выделить следующие:
Дополнительные вещи для сада
Полезным будет и наличие дополнительных вещей для группы, особенно если ребенок первый раз отправляется в сад:
Канцелярия для занятий в саду
Перечень всего необходимого для творческих и развивающих занятий обычно предлагают воспитатели. Стандартно в такой набор входят следующие позиции:
Списки с канцелярией чаще всего выдаются родителям в начале учебного года. Дополнительно могут быть нужны и другие материалы, особенно если речь идет об учебных учреждениях с определенным уклоном в учебной программе.
Что не нужно брать в сад?
Перечень того, что не рекомендуется приносить в группу обычно озвучивает воспитатель. Из того, что остается под «табу» стоит выделить:
Что рекомендуется дать с собой малышу в группу, воспитатели обговаривают с родителями, делают акцент на важных мелочах и дают собственные рекомендации, исходя из опыта работы с детьми. Предлагаемые списки всего необходимого могут отличаться в разных учреждениях, поэтому начинать покупки стоит после обсуждения данного вопроса в конкретном детском саду и группе. В некоторых учреждениях существует определенная форма одежды (например, одинаковые спортивные костюмы для занятий гимнастикой). Если четких рекомендаций относительно внешнего вида малыша в детском садике не дают, родители должны руководствоваться тем, чтобы ребенку было максимально комфортно в предлагаемой одежде, по сезону тепло (не жарко).
Все о подготовке ребенка к детскому саду: полезные советы
Определить малыша в ясли или детсад или пережить перевод в другой садик для мамочек порой становится большим испытанием. Разом на родителя сваливается масса вопросов: что нужно знать при подготовке к садику, что нужно купить, какие собрать справки и чему научить ребенка. Большую часть ответов дает действующее законодательство.
Из этой статьи вы узнаете
«Детсадовские» законы
Право ребенка на получение дошкольного образования в России гарантируется Законом «Об образовании» (ст. 3, 10), а также отмечены основные принципы государственной политики в сфере образования:
В отечественных реалиях, молодым родителям желательно изучить этот документ подробно, чтобы знать свои права. К сожалению, иногда приходится отстаивать права ребенка и свои собственные в общении с представителями учебного заведения.
Зачем нужен детский сад
Информация к размышлению. Ребенок проводит в детском саду от 3 до 8 часов. Трехлетний кроха находится под присмотром воспитателей треть суток, ещё треть – спит. Выходит, что семья и сад почти поровну делят ответственность за развитие ребенка.
Главная цель дошкольной системы образования — всестороннее развитие ребёнка от 0 до шести-семилетнего возраста и подготовка к следующей ступени образования — начальной школе.
Для этого группа временного пребывания (ранее – ясельная группа) и детсад должны по закону:
Учит ли садик плохому? Матерные слова ребенок может «принести» домой от одногруппников, но только мама и папа ответственны за то, будет ли ребенок использовать нецензурную лексику впредь. Культура общения прививается, в первую очередь, через семью. То, что малыш видит дома, он транслирует в группу сверстников. Поэтому меньше вините садик и чаще говорите с малышом о «хорошем» поведении.
В зависимости от возрастных особенностей психического и физического развития малышей формируются группы в дошкольных учреждениях. В каждой из них должен работать воспитатель, знающий и учитывающий эти особенности. Для каждой возрастной категории разработаны специальные образовательные стандарты и программы.
Педагоги и воспитатели призваны не только присматривать за детскими играми, но и обучать воспитанников коммуникативным и бытовым навыкам. Очень многое в маленькой личности зависит от участия, мнения и культуры воспитателя. Именно воспитатель становится тем самым значимым взрослым, кроме мамы, который влияет на:
Это далеко не полный перечень зон ответственности дошкольных педагогов, и всё это в рамках закона. Однако не стоит перекладывать на садик те проблемы, которые могут быть решены только внутри семьи.
Кого принимают в садики
Важный документ. Все подробности ответа на этот вопрос вы найдете в Приказе Минобрнауки России от 08.04.2014 N 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования»
За каждым детским садом закреплены определенные адреса – территория. Если вы с малышом проживаете по прописке на этой территории, то имеете первоочередное право на обеспечение местом в группе. Если свободные места есть, то прием ведется весь год.
Группы здоровых деток формируются по возрасту. Когда есть проблемы, задержки, дисгармонии в психическом развитии, учитываются и индивидуальные особенности. Но в любом случае, малыша в три года никто не определит в группу полуторагодовалых. Деткам с серьезным отставанием предложат специализированный сад или группу.
Какие нужны документы
Чтобы подготовка ребенка к детскому саду не затянулась из-за юридической стороны вопроса, заранее изучите перечень документов для определения в детский сад:
В медицинской карте должны быть обязательные исследования и отметки медицинского осмотра у специалистов, список которых всегда есть у участкового доктора. Обычно среди них стоматолог, невролог, уролог-андролог или гинеколог, хирург, ортопед, офтальмолог и кардиолог, но у отдельных детских садов могут быть и иные требования к медосмотру.
Если приходится менять садик, обязательно уточняйте их у администрации учреждения. Врач детского сада в любом случае должен проверить наличие прививок по возрасту. Необходимо также предъявить оригиналы и предоставить копии:
На основе этих документов ДОУ заключает с родителями договор, и в течение 3-х рабочих дней ребенок должен быть зачислен в группу по возрасту. Двухлетний кроха будет определен в группу временного пребывания, а в три года – в сад полного дня.
Благотворительные взносы. Взносы на «ремонт крыши», «закупку штор и шкафчиков» не относятся к числу обязательных, они добровольные. Всем необходимым детские сады обеспечиваются из бюджета. Вы не обязаны срочно вносить платежи, кроме оплаты за услуги по договору. Покупать что-то в группу, если такое решение не было принято на родительском собрании, вы тоже не должны.
Предстоящие покупки
Не пытайтесь обеспечить малыша отдельным гардеробом для посещения группы. Вполне подойдут обычные домашние вещи. Тем более, что при количестве детей в группе больше 12 даже самая опытная нянечка пропустит момент, когда на новую рубашку будет перевернут борщ, а на белых колготках испытаны фломастеры.
Самое необходимое из одежды
Лучше избегать джинсов и каждое утро идти в сад в зависимости от сезона – в брюках или шортиках с мягким поясом и х/б рубашке.
Ребенку должно быть удобно самостоятельно одеваться и раздеваться. В индивидуальном шкафчике должна храниться смена белья, маленькое полотенце, а зимой – запасные варежки. Сменная обувь – надежная, дышащая, удобная (не тапочки или шлепки!).
Парадно-выходная форма: обычно достаточно соблюсти требование «темный низ, светлый верх». Обувь для мероприятий – закрытая кожаная. Это одеяние потребуется 3-4 раза за год на официозах: 1 сентября, день учителя, день российского флага, день Конституции. Обучающиеся младших групп в таких мероприятиях участвуют редко. Карнавальные костюмы для утренников и дополнительные аксессуары – на усмотрение родителей.
Совет. Подготавливать одежду задолго до начала учебного года не стоит. Сначала уточните требования к повседневной и парадной форме непосредственно в учреждении. К тому же дети с 2 до 6 лет очень быстро растут и покупки лучше делать размер-в-размер в течение всего года.
Подготовка к садику: возрастные нормы
Чем младше малыш, тем живее для него течет время, тем больше новой информации о мире он усваивает в единицу времени. Адаптация к детскому саду проще всего происходит у детей около 3-4 лет, когда они морально готовы к новым контактам и самостоятельности, а иммунитет наиболее устойчив.
Раньше – им трудно стать независимым от мамы, старше – сложно «влиться» в новый коллектив и научиться коммуникации.
Ясли от 0 до 1,5 лет: мнение психолога. Никакое раннее развитие не заменит ребенку второго года жизни уютную домашнюю возню внутри семьи. Ранняя потеря контакта с родным человеком может обернуться для ребенка психической травмой. Ясельная группа – спасение лишь для очень занятых мам.
Независимо от того, будет ли малыш посещать детский сад, дома он приобретает общекультурные и бытовые навыки, познает основные законы жизни:
Дополнительно к тому, что дитя познает и чему обучается в процессе естественного взросления в кругу семьи и в ближайшем окружении, для подготовки к поступлению в детский сад нелишним будет обратить внимание на рекомендации психологов и педагогов: психологически, физически и морально подготовить ребенка к новому распорядку.
Советуем вам посмотреть видео детского психолога Марины Романенко о том, как правильно подойти к вопросу подготовки к детскому саду:
Физическое развитие
О том, как подготовить ребенка к детскому саду, врачи и педагоги не имеют общего мнения. Одни уповают на возможности иммунитета и стараются, чтобы малышу пришлось как можно меньше болеть. Другие стремятся максимально обезопасить детскую психику от резкого изменения ситуации, поэтому советуют постепенно приучать малыша к группе, воспитателю и садиковскому режиму.
Те и другие по-своему правы, но задача родителя – помочь малышу развиваться гармонично.
Поэтому обратите внимание на все аспекты подготовки.
Кстати. Редкие врачи (самый известный – Комаровский) придерживаются комплексного подхода и считают, что и психика, и иммунитет в равной степени уязвимы и в равной степени стимулируются началом посещения детского сада. Слезы, насморк и легкие капризы – спутники нормальной адаптации.
2-3 года
Учите ребенка сохранять правильную осанку, устойчивость. Играйте с мячиком. Малышу под силу удерживать мяч двумя ручками, бросать, катать, переносить. Несложные подвижные игры будут совершенствовать моторику (ползание, лазание, ходьба, бег, бросание, катание). Предложите попрыгать как зайчики; показать, как птички пьют воду, клюют зерно и т.д.
3-4 года
Развивайте разнообразные виды движений. Учите ребенка двигаться, не опуская головы, не шаркая ногами (это может быть условием простой сюжетной игры). Хорошим подспорьем в физическом развитии будут санки, лыжи, велосипед. Уже можно показать, как правильно приземляться при прыжках. Подвижные игры уже должны быть с правилами. Учите действовать по сигналам «стой», «лови», «беги».
4-5 лет
Обратите внимание на согласованность движений рук и ног во время бега и ходьбы. Полезно научить бегать в определенном ритме. Этому поспособствует музыкальное сопровождение или ритмичные стихи.
Лазанье нужно разнообразить пролезанием, подлезанием, перелезанием через препятствия. В прыжках научите малыша использовать взмахи руками, помогающие сделать прыжок выше и длиннее.
В играх с мячом учите бросать, ловить его кистями рук, отбивать о землю то правой, то левой рукой.
Трехколесный велосипед заменяем двухколесным. Учим ездить по прямой и по кругу. В подвижных играх используем скакалку, обруч, мяч. Важно поощрять активность и инициативу ребенка.
5-6 лет
Используйте игры-соревнования с преодолением простых препятствий, метанием мяча одной рукой, лазанием, прыжками, ориентированием в пространстве. Подберите игровой вид спорта после консультации с педиатром.
6-7 лет
Следите за осанкой ребенка в любых видах деятельности. Подбирайте упражнения на гибкость, равновесие, координацию движений, ориентировку в пространстве. Здесь хороши и танцы, и элементы борьбы. Во время игр и выполнения упражнений важно обратить внимание на формирование личностных качеств ребёнка: смелости, решительности, выдержки, организованности, самостоятельности, инициативности.
Социальное развитие
В плане социализации и нравственного воспитания детей любого возраста родителям важно:
2-3 года
Малыши этого возраста уже должны получить опыт поведения среди сверстников. Хорошо, если ребенок умеет называть свое имя, использовать вежливые слова.
Во время игр с другими малышами обращайте внимание вашего ребенка на особо доброжелательных детишек. Объясняйте, кто поступает хорошо, а кто плохо.
3-4 года
Граница возраста младенчества и раннего возраста ознаменована переходом к предметной деятельности, формированием интеллекта на основе совершенствования восприятия и развития точных движений. Одновременно с этим быстрыми темпами развивается речевое общение.
Речь пока еще не является средством мышления, но имеет огромное значение в установлении контакта со взрослыми в совместной деятельности. Учите и активно используйте пальчиковые игры. Припомните хотя бы «Сорока-сорока» или «Кулачок».
Живые примеры хорошего поведения по-прежнему актуальны, как и общение в группе. Поощряйте стремление пожалеть, помочь, поделиться. Учите общаться без крика, быстро реагировать на просьбы и замечания, использовать вежливые слова.
4-5 лет
Накапливается информация не только о самом себе но и об окружающих. Формируется самооценка. Огромную роль в представлении о самом себе и результате своих действий имеет оценочное воздействие взрослых. Все большую роль начинает играть общение со сверстниками. Социально-личностного развитие этого периода имеет значимые новообразования:
Подбирайте книги, мультфильмы, сюжетные иллюстрации нравственной направленности. Формируйте у ребенка личностное отношение к плохим и хорошим поступкам.
Организуйте домашний театр. Учите быть полезным в групповой деятельности. Приучайте к помощи по дому, уходу за домашними растениями и животными.
5-6 лет
Усложните сюжеты домашнего театра. Проигрывайте простые «пьесы» о дружбе, помощи малышам, уважении к взрослым, о сочувствии и скромности. Знакомьте с произведениями фольклора (загадки, потешки, пословицы, поговорки). По-прежнему тщательно подбирайте телепередачи и книги.
6-7 лет
Поощряйте инициативу ребенка в организации коллективных игр, совместного труда, стремление договариваться, помогать. Учите представлять перспективы задуманных действий.
Развитие познавательных способностей
Развитые познавательные способности помогут освоить школьную программу в будущем, а в детсадовском возрасте послужат основой личностного роста.
2-3 года
Развитие сенсорики: использование сенсорных поверхностей для ходьбы босиком, предметы различных форм из различных материалов для ощупывания как с открытыми, так и с закрытыми глазами. Хорошо для этих целей подходит такое изобретение, как бизиборд, который можно сделать своими руками.
С 2,5 лет и до самого конца дошкольного возраста используйте игры с песком. Это прекрасное средство для развития тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, которые связаны с становлением речи и мышления.
В этом же возрасте начинаем знакомить малыша с музыкой и музыкальными инструментами (барабаном, колокольчиком, детским ксилофоном, дудочкой и т. п.).
Познавательные игры с различными, доступными для восприятия малыша предметами: кубиками, мячиками, матрешками, колечками от пирамидок. Покажите малышу, как эти предметы объединяются в группы по форме, размеру. Произносите медленно и отчетливо одновременно с действием: маленькие мячики, большие мячики; маленькая матрешка, большая матрешка.
Знакомьте малыша с окружающим пространством: водите по квартире, называя комнаты. Предлагайте малышу показывать ушки, глазки, носик, ротик, ручки, ножки, животик у себя самого и у других (мамы, папы, куклы, собачки, котика). Слушайте и обсуждайте звуки природы и простые музыкальные произведения. Поощряйте интерес к рисованию и лепке.
3-4 года
Учите ребенка видеть общий признак нескольких предметов: эти кубики все большие, а эти все — маленькие; эти мячики все зеленые, и т. д. Малыш уже способен усвоить понятия один и много, ни одного, больше, меньше. Произносить эти слова, отвечая на вопросы взрослого «Сколько?», «Чего больше?»
Поставьте в один ряд несколько предметов одной группы (например, кубики). Предложите малышу поставить столько же предметов другой группы (матрешек), устанавливая их рядом с первыми (парами).
Затем усложните задачу. Установите в два ряда (парами) предметы из разных групп, одних на 1-2 меньше, чем других. Предложите малышу сделать так, чтобы предметов стало столько же, одинаково.
В другой игре из набора парных предметов берите по одному, показывайте ребенку и просите показать (взять, переложить) такой же.
Для активного развития сенсорики: подготовьте набор парных предметов (в парах они должны быть абсолютно одинаковыми). Например, два одинаковых мячика, два одинаковых кубика, два одинаковых колечка, две одинаковые палочки.
Одну часть игрушек спрячьте в домашней песочнице (или в коробке с дырочкой для руки, в непрозрачном мешочке, ванночке с пеной), другую дайте для ознакомления ребенку. Пусть осмотрит, ощупает. Затем показывайте по одной игрушке и предлагайте найти на ощупь такую же.
Обращайте внимание малыша на смену дня и ночи. Учите произносить название времен суток. Учите определять и называть пространственные понятия: вверху, внизу, позади, впереди, справа, слева. Читайте ребенку как можно больше. Побуждайте к заучиванию стихов. Начинайте знакомить малыша с буквами и счетом в пределах трех.
4-5 лет
Продолжайте играть в ориентировочные и пространственные игры. Например, найти игрушку по подсказкам взрослого. Можно начинать осваивать счет. Пока — до 5. Считать конкретные предметы. Сравнивать количество предметов сопоставлением (поровну, на 1 меньше, на 1 больше). Сравнивать предметы по величине. Определять и называть геометрические формы.
Чтение, как и прежде должно занимать большую часть совместных со взрослым занятий. Знакомимся с новыми буквами (и, возможно, слогами). Помимо понятий и названий времён суток учить различать «вчера», «сегодня», «завтра».
5-6 лет
Учим порядковый счет до 10. Сравниваем количество предметов. Полезно объяснить малышу, что количество предметов не зависит от их признаков и расположения в пространстве. Учите делить предметы на равные части.
Полезно потренировать ребенка выполнять различные действия по образцу. Учите устанавливать последовательность событий (на конкретных примерах, по картинкам). Читаем, учим наизусть, составляем короткие простые рассказы. Фантазируем, придумывая сказки.
6-7 лет
Учим порядковый счет до двадцати. Продолжаем сравнивать количество предметов в непосредственных действиях с игрушками, уравнивать их количество путем добавления или изъятия предметов. Называем числа в прямом и обратном порядке. Играем с монетками, набирая необходимое число денег, разменивая.
Полезно познакомить малыша с вариантами измерений (вес, длина, объем) в условных единицах (например, измеряем длину полоской бумаги в клеточку), показать, как работают весы. Путем сворачивания листа бумаги (квадратного, круглого, прямоугольного) изучаем деление целого на равные части.
Для развития умения ориентироваться в пространстве познакомьте ребенка с картой, планом, схемой, маршрутом. Для представления о времени – знакомство с часами. Покажите последовательность дней недели, месяцев, времен года.
Поощряйте стремление к художественно-прикладной деятельности, конструированию. Учите слушать и понимать музыку; видеть и понимать произведения искусства.
Еще больше советов от психолога смотрите в видео Натальи Горбатовой:
Грамотно подготовленный к детскому саду ребенок очень легко переживет период адаптации. Умение и желание учиться и общаться, отсутствие страха перед трудностями, адекватная самооценка – результат кропотливой работы родителей в первые два-три года жизни малыша. Как только появляются какие-то сомнения, старайтесь посоветоваться с педагогом-психологом или будущим воспитателем.
ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/otveti/kak_podgotovit_rebenka_k_detskomu_sadu.html
Если вам понравилась статья — поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!