Что нужно посмотреть в русском музее
Что нужно посмотреть в Русском музее в Санкт-Петербурге? — Самые знаменитые экспонаты
Государственный Русский Музей в Санкт-Петербурге обладает крупнейшим собранием российского искусства в мире. В экспозициях музея находятся знаменитые полотна великих российских художников, а также работы известных российских скульпторов.
Безусловно, каждому культурному туристу из России обязательно нужно выкроить время для посещения Русского музея в Санкт-Петербурге.
Русский музей занимает 5 зданий: Михайловский дворец (главное здание музея) с выставочным корпусом Бенуа, Михайловский (Инженерный) замок, Мраморный дворец, Строгановский дворец и Летний дворец Петра I.
О вкусах не спорят
Разумеется, о вкусах не спорят, например, кто-то очень восхищён полотном художника Александра Андреевича Иванова «Явление Христа народу», сюжет картины основывается на первой главе Евангелия от Иоанна (в Русском музее подлинник), тогда нужно увидеть это творение в первую очередь.
Кого-то пронизывает до глубины души и вызывает неподдельное чувство восторга картина Михаила Васильевича Нестерова «Видение отроку Варфоломею», первая и самая значительная работа из цикла, посвящённого Сергию Радонежскому. В Русском музее занимает почётное место.
Для кого-то произведение русского художника Николая Николаевича Ге «Тайная вечеря» самое завораживающее и проникающее в самое сердце, — это сильное, мощное произведение, изображающее известную библейскую сцену, к которой обращались многие художники: и классики вроде Рубенса и Леонардо да Винчи, и авангардисты, например, Сальвадор Дали.
В примерах мы затронули тему веры, а это самое главное для русского человека, поэтому и в Русском музее в Санкт-Петербурге этим произведениям отводится главенствующая роль. Православному христианину нужно увидеть эти творения в первую очередь. И если турист другой веры, то познакомиться с шедеврами, известными на весь мир, стоит.
Ну, а если кому-то хочется непременно увидеть пейзажи, в Русском музее можно сполна полюбоваться великими творениями. Например, вызывает массу восторгов картина русского художника Архипа Ивановича Куинджи «Лунная ночь на Днепре», в котором зеленоватая лента реки с отражением лунного света пересекает равнину и у горизонта сливается с тёмным небом, покрытым рядом лёгких облаков. Это полотно считается самой прославленной работой художника (в Третьяковской галерее копия).
Эти произведения, творения и шедевры и что ещё увидеть, в первую очередь, — самое главное, подскажем в этой публикации.
Что посмотреть в Русском музее в первую очередь
Самое основное, с чем желательно ознакомиться каждому православному русскому человеку — это полотна в залах с Древнерусской живописью. Здесь представлена огромная коллекция, позволяющая изучить всю историю иконописи на Руси. Сложно сказать, какой здесь образ достойнее другого, все они заслуживают особого внимания и притянет взор каждому туристу свой шедевр.
В разделе древнерусского искусства Русского музея широко представлены иконы XII—XV веков, например, Ангел Златые власы, Богоматерь Умиление, Дмитрий Солунский, Чудо Георгия о змие, Борис и Глеб и др. Выставлены произведения Андрея Рублёва, Дионисия, Симона Ушакова и других мастеров. Всего коллекция Русского музея составляет порядка 5 тысяч икон XII — начала XX века.
Ценные полотна Русского музея, которые нужно увидеть
Картины представлены, в основном, в Михайловском дворце и Корпусе Бенуа. В зале № 14 дворца находится крупноформатная картина русского художника Карла Брюллова «Последний день Помпеи» — на картине изображены события в Помпеях во время катастрофического извержения Везувия, которое произошло в 79 году нашей эры.
Напротив Брюллова «Последний день Помпеи» полотно Ивана Айвазовского «9 вал» — эти две картины удерживают в зале, его сложнее всего покинуть. Картину «9 вал» признают одной из самых известных работ великого российского художника, особенно любившего писать на морскую тематику.
Очереди к ней сопоставимы разве что с теми, которые не иссякают к картине «Последний день Помпеи» Карла Брюллова. Айвазовский говорил, что Брюллов оказал на него огромное влияние. Формально они не состояли в отношениях учитель-ученик, но Айвазовский во многом считал себя последователем Брюллова, который, в свою очередь, оценил талант мариниста уже в его студенческие годы.
Айвазовский близко дружил с Ильей Репиным. Художники не упускали случая друг над другом подшутить. Однажды Репин гостил у Айвазовского, хозяин пригласил гостя пройти в одну из комнат и пропустил его вперед. Репин распахнул дверь и вскрикнул: прямо на него «поднимался» «Девятый вал».
Очень желательно посмотреть на картины Ильи Репина «Торжественное заседание Государственного совета» и «Бурлаки на Волге». Насчёт первой — очень реалистична, огромные масштабы. Насчёт второй, знаете ли вы, что Илья Ефимович писал сначала реку с Невы в Петербурге? Ещё интересный момент, популярность полотна насчитывает столько же лет, сколько лет и самой картине. Её замысел возник у Ильи Репина еще в 1868 году, когда он был учеником Академии художеств в Петербурге. Но по-настоящему к работе художник приступил только после своего путешествия по Волге.
Уникально полотно Виктора Михайловича Васнецова «Витязь на распутье». В 1877 году Васнецов пишет этюд «Воин в шлеме с кольчужкой» с младшего брата Аполлинария. Сюжет картины возник под впечатлением былины «Илья Муромец и разбойники». В 1877 году была закончена работа над первым вариантом картины. Васнецов выставляет её на VI Передвижной выставке 1878 года.
Любопытно посмотреть на картину Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина «Берег». Полная гармонии и покоя сцена в прибрежном пространстве с множеством женских фигур — нагих и в античных драпировках, не связанных сюжетом, но ритмически объединённых друг с другом и с природными формами, магическое, завораживающее мерцание камней у их ног вызывают ощущение таинственного, грустно-просветлённого ритуала, священнодействия.
Уж не увидеть выставленный в Русском музее подлиннике «Красный квадрат» Казимира Малевича, будет не комильфо. Уточняющее название «Красного квадрата» — «Живописный реализм крестьянки в 2-х измерениях» — в определённом смысле расшифровывает концепцию Малевича. Воображение художника наделяет «Живописный реализм крестьянки» определенной семантикой.
Еще интересна картина Малевича «Авиатор». В этой картине художник создаёт свою систему не столько видимого, сколько расчисленного, изобретённого мира, существующего по своим, не подвластным обывательскому «здравому смыслу» законам. Более того, он охотно использует то, что можно было бы назвать игрой слов. Так, белый силуэт рыбы, пересекающий словно парящую в тяжелом, насыщенном кубистическом пространстве фигуру авиатора, приводит на память слово «воздухоплавание».
Сейчас в Русском музее экспонируется картина » Переход Суворова через Альпы в 1799 году» Василия Сурикова, которая очень впечатляет. На картине изображён один из эпизодов Швейцарского похода Суворова. Ещё в музее будет возможность увидеть уникальное полотно русского художника Бориса Кустодиева «Портрет Ф. И. Шаляпина», авторские названия — «Новый город», «Ф. И. Шаляпин в незнакомом городе»; также — «Ф. И. Шаляпин на ярмарке», «Шаляпин на ярмарке в Нижнем Новгороде». Художник Борис Кустодиев и оперный певец Фёдор Шаляпин высоко оценивали творчество друг друга.
Скульптурная сокровищница Русского музея
Русский музей хранит порядка 2000 скульптурных шедевров XVIII–XX веков, многие из которых можно увидеть и изучить в залах Михайловского и Строгановского дворца.
Стоит увидеть скульптуру Франческо Растрелли. «Анна Иоанновна с арапчонком» — одна из самых известных работ мастера. Выполненная в натуральную величину скульптура должна была стоять у Зимнего дворца. Но Анна Иоанновна умерла раньше, чем работа была закончена.
Интересен «Портрет Льва Толстого» Паоло Трубецкого, который принадлежит к числу лучших изображений писателя. Толстой сам общался с Трубецким в его московских мастерских на Мясницкой и у себя в Хамовниках, где и был сделан этот бронзовый бюст.
Посмотреть не мешало бы скульптуру «Фавн и вакханка» Бориса Орловского. Изначально Борис был крепостным. Скульптуре он обучался в Москве у С. Кампиони, а затем работал в Петербурге в мастерской П. Трискорни. За исполнение мраморного бюста Александра I был освобождён от крепостной зависимости и принят в Императорскую Академию художеств.
Уникально творение Михаила Козловского «Минерва и Гений художеств». Именно Козловский — автор «Самсона, раздирающего пасть льва», одной из скульптур, выполненной для Большого каскада в Петергофе. «Минерва и Гений художеств» выставлена в Новой передней Строгановского дворца и является своеобразным эпиграфом основной композиции.
Ещё привлекательна одна работа Козловского «Гименей», расположенная в Михайловском дворце. Скульптура выполнена ко дню бракосочетания второго сына императора Павла I великого князя Константина Павловича Юлией-Генриеттой-Ульрикой принцессой Саксен-Кобургской, которая после стала великой княгиней Анной Фёдоровной.
Непременно следует увидеть скульптуру Федота Шубина «Екатерина II — законодательница». В творчестве Шубина образ императрицы Екатерины Великой занимает особое место. Это произведение создавалось для праздника, устроенного Потёмкиным в честь императрицы в Таврическом дворце.
Также посмотрите «Венеру» Ивана Витали, скульптор обучался в мастерской мраморщика Трискорни в Петербурге и одновременно был вольноприходящим учеником Императорской Академии художеств. Он участвовал в создании скульптурного убранства сразу нескольких петербургских храмов: Исаакиевского собора, церкви Александра Невского и католического собора Святой Екатерины.
Заслуживают внимание скульптуры «Мефистофель» и «Иван Грозный» Марка Антокольского. Произведения сразу везде имело шумный успех. Пожалуй, самые знаменитые статуи Антокольского.
Скульптура «Иван Грозный» выставлена во флигеле Росси Русского музея. В 1872 году эта работа произвела фурор на Международной выставке в Лондоне, Кенсингтонский музей заказал для своего собрания гипсовый слепок. Скульптура стала первой работой русского мастера, попавшей в коллекцию зарубежного музея.
В завершении можно полюбоваться скульптурой «Петра I» неизвестного автора. Эта скульптура — из фамильной коллекции графов Воронцовых-Дашковых. Эксперты отмечают, что автор, наверняка, создал скульптуру под впечатлением памятника Людовику XIV работы Ф. Жирардона, находившийся на Вандомской площади в Париже по 1792 год.
Вот, в принципе, всё о самых-самых главных экспонатах Русского музея. Но заметим, что коллекция Русского музея насчитывает свыше 407 533 единиц хранения. Так, что всё можно ходить смотреть всю жизнь. Ещё работает виртуальный Русский музей, где есть возможность по интернету посмотреть его главные шедевры. Кстати, там же можно узнать в каких зданиях и залах находится та или иная картина или скульптура, чтобы вам точно знать, куда ехать и идти. Приятного путешествия!
Русский музей
Даже если в Петербурге исчезнет большинство музеев и останется только Русский музей, город сохранит за собой звание культурной столицы. Шедевров из этого музея с лихвой хватит на несколько городов. Поэтому, если перед вами возник выбор, что посмотреть в Петербурге за 1 день – отправляйтесь в Русский музей.
Филиалы
Коллекция Русского музея насчитывает свыше 400 000 экспонатов. Здесь хранится часть сокровищ Эрмитажа и Академии художеств, и шедевры из частных коллекций. Разместить такое количество предметов искусства в стенах одного здания невозможно. Русский музей – это несколько дворцов и замков 18-19 веков.
Основная экспозиция находится в Михайловском дворце и в корпусе Бенуа.
Русский музей. Последний день Помпеи @kuraevska
Легенды Русского музея
С Михайловским дворцом связаны красивые и пугающие легенды. По одной из них, некий монах предрек Павлу І рождение сына. Императору было сказано, что ребенка нужно назвать Михаилом и построить в его честь дворец.
Другой предсказатель обещал Павлу І столько лет жизни, сколько букв в цитате над главными воротами замка. Предсказание сбылось. И некоторые верят, что после смерти императора он остался в Михайловском замке. Говорят, что по ночам в его стенах слышны шаги и стоны, а в окне видно огонек свечи.
Что посмотреть в Русском музее
Здесь можно увидеть практически все картины, которыми украшают форзацы школьных учебников. Писали сочинение по «Бурлакам на Волге» или «Девятому валу» или «Витязю на распутье»? Тогда вам будет особенно интересно увидеть их в оригинале. Шедевры кисти Андрея Рублева, Бориса Кустодиева, Ильи Репина, Ивана Айвазовского хранятся в главном корпусе Русского музея.
Девятый вал. @olgadeyart
Как правильно гулять по Русскому музею
В Русском музее даже в пик туристического сезона нет такого наплыва посетителей, как в Эрмитаже. Поэтому здесь гораздо спокойнее, а атмосфера располагает к задумчивости и созерцанию.
Однако если вам пришла в голову мысль за один визит увидеть все сокровища Русского музея – гоните ее прочь. Опытные экскурсоводы советуют делать так. Один поход в музей – одна тема и несколько относящихся к ней экспонатов. Лучше, если последних будет не больше 7-9. Тогда вместо обрывочных воспоминаний у вас в голове сложится цельная картина.
Музей для детей
Русский музей часто выбирают родители, ищущие, куда сходить в каникулы с детьми. Помимо разовых экскурсий можно выбрать одну из секций для регулярных занятий. В музее проходят мероприятия, посещать которые можно начиная с четырех лет. Во время занятия дети активно участвуют в обсуждениях, учатся вести диалоги и беседовать об искусстве. Как правило, они включают тематическую экскурсию и творческую часть.
Русский музей @_baksana
Лайфхаки для посетителей
Хотите выбрать день, когда в музее меньше всего посетителей? Тогда приходите во второй половине дня в четверг или в пятницу. А если вы идете в «популярное» время, начинайте осмотр с корпуса Бенуа. Вы пойдете навстречу основному потоку людей. Самый неудачный день для посещения Русского музея – понедельник. В Эрмитаже в этот день выходной, а значит поток посетителей направится сюда.
Кстати, конец рабочей недели идеально подходит и для посещения Эрмитажа. Можно выбрать экскурсию по определенной теме или купить билет и осмотреть коллекцию самостоятельно.
Русский музей. Шедевры, билеты, лайфхаки
Второй главный художественный музей Санкт-Петербурга — Русский музей. Здесь нет таких толп туристов, как в Эрмитаже, но все же нужно знать нюансы, чтобы получить от этого царства русского искусства по максимуму. В этой статье разбираемся, когда стоит идти в музей, режим работы и как купить билеты.
Как не испортить впечатление
Парадный вестибюль Русского музея:
Санкт-Петербург — не только город дворцов и мостов, это город музеев. И если вы планируете много их посещать, то стоит заранее составить список музеев с режимом работы: так не будет неприятных сюрпризов (музей закрыт!) и можно составить график посещения.
Режим работы Русского музея
Выходной день — вторник.
Понедельник — с 10.00 до 18.00, основная экспозиция (Михайловский дворец и корпус бенуа) — с 10.00 до 20.00.
Четверг — с 13.00 до 21.00.
Среда, пятница, суббота, воскресенье — с 10.00 до 18.00.
Эрмитаж закрыт в понедельник, а Русский музей в это время работает (!). Удобно воспользоваться этим фактом (тем более, что большинство музеев закрыты в понедельник). Тем более, основная экспозиция в этот день открыта до поздна. Правда, очень многие туристы знают этот лайфхак, поэтому в середине дня в кассе может быть огромная очередь. Так что лучше идти с утра. Или купить билет заранее здесь.
Экскурсии в Русском музее
Дворцы и сады Русского музея
Русский музей так же, как и Эрмитаж, занимает несколько дворцов. Основная экспозиция, которую как раз и рвутся все посмотреть, находится в Михайловском дворце и корпусе Бенуа. Концентрация шедевров русской живописи здесь значительно выше, чем в Эрмитаже концентрация шедевров живописи зарубежной. И если в Эрмитаже приходится поломать голову над составлением маршрута по музею, то на Русский музей я рекомендую просто выделить столько времени, сколько не жалко, и в своем темпе посмотреть всю экспозицию. Если впечатлений не хватило, и вы готовы продолжить — в вашем распоряжении еще пять дворцов:
Музей предлагает комплексный билет, который действует в течение трех дней: по нему вы получаете доступ на все открытые на данный момент экспозиции. Цена — 1000 рублей (на 2020 год), что дает ощутимую выгоду (например, билеты в Михайловский дворец и одноименный замок стоят по 400 рублей!). Здесь же рождается еще один лайфхак: начать посещение не с основной экспозиции, а, например, с любого из дворцов — и тогда вы точно будете избавлены от очереди за билетами.
Шедевры Русского музея: что посмотреть в первую очередь
Каждый, кто собирается в Русский музей, обязательно интересуется, какие картины нужно посмотреть в первую очередь. Экспозиция устроена таким образом, что вы не пропустите ни одного шедевра. Все самое интересное — в основной экспозиции.
Обязательно покупайте билеты в корпус Бенуа! Здесь отличная коллекция русского искусства начала XX века, которая составит конкуренцию филиалу Третьяковки на Крымском валу. Это буйство авангардной и футуристической лихости завораживает, это нельзя пропустить (ну, право же, не одним девятнадцатым веком живо русское искусство).
Честно говоря, если бы у меня была необходимость выбирать — я бы пошла в Бенуа. Серьезно. Итак, нашему вниманию предстанут
Русский музей: как пройти, цены, экскурсии, залы, картины
Наверное Русский музей следует поставить одним из главных пунктов в списке посещения достопримечательностей Санкт-Петербурга. Особенно, если вы приехали в Северную столицу на один, два или чуть больше дней. “Почему?” – спросите вы.
Во-первых: здесь собрана действительно замечательная коллекция лучших работ русских художников, скульпторов и народных умельцев.
Во-вторых: в Русском музее нет такого ажиотажа и столпотворения как в Эрмитаже, а атмосфера музея вызывает чувство спокойствия и душевного равновесия.
В-третьих: сюда очень легко попасть (не нужно стоять в огромных очередях за билетом).
Русский музей. Еще совсем недавно, произнося эти слова, и горожане, и гости города, подразумевали только красивое здание в стиле ампир на площади Искусств. В Михайловском дворце в 1898 году открылся первый государственный музей национального искусства, и здесь располагаются основные экспозиции музея. Но за последние годы в состав музея вошли еще три дворца, имеющие знаменательное историческое и культурное прошлое.
Итак, Русский музей имеет в своем составе четыре здания: Строгановский дворец, Мраморный дворец, Михайловский дворец и Михайловский (инженерный) замок. Все эти дворцы расположены в разных местах Санкт-Петербурга и имеют в названии слова «Русский музей».
Для избежания путаницы назовем Главным зданием Русского музея – Михайловский дворец, расположенный по адресу улица Инженерная, 4. Именно здесь основные залы и экспозиции Государственного русского музея. Именно сюда и желают попасть гости Санкт-Петербурга, прибывшие в Северную столицу в первый раз.
Как попасть в Главное здание Русского музея.
До дворца очень легко пройти от станции метро «Невский проспект» (2-я, синяя линия).
Выйдя из метро, следуйте (по красной стрелке) по Михайловской улице в сторону памятника Александру Сергеевичу Пушкину, расположенному на Площади Искусств.
Сразу за памятником вы увидите Главное здание Русского музея – Михайловский дворец.
Режим работы Главного здания русского музея:
Понедельник, среда, пятница, суббота, воскресенье – с 10-00 до 18-00.
Четверг с 13-00 до 21-00.
Кассы закрываются за полчаса до закрытия музея.
Как бы не приятно было попасть в музей через парадный вход, всем посетителям по советско-российской традиции придется зайти через черный вход. Вам об этом сообщит небольшой указатель около мраморной лестницы со львами.
Ниже приведем схему Михайловского дворца. Он состоит из трех основных частей: Корпус Бенуа, Флигель России и, непосредственно, сам Михайловский дворец.
Попасть в Главное здание Русского музея также можно через второй вход в корпусе Бенуа.
Фотография ниже дает возможность быстро сориентироваться, где расположен второй вход – на Набережной канала Грибоедова, рядом с Воскресенским собором (Храм Спаса-на-Крови).
Оба входа приведут вас к кассам, где необходимо купить билеты на посещение Русского музея.
Для взрослых граждан РФ и Республики Беларусь билет обойдется в 350 рублей, для учащихся с 16 лет, студентов и пенсионеров – 170 рублей, для детей до 16 лет (вне зависимости от гражданства) – бесплатно.
Возьмите обязательно в кассе или у сотрудников музея бесплатную схему расположения экспозиций. С ней вам будет легче построить свой маршрут.
После касс, следуя указателям, вы попадаете на парадную лестницу музея. Здесь можно встретить группы школьников.
Если вы пришли к открытию, то можно воспользоваться небольшой хитростью для более комфортного просмотра. Начало экспозиции, согласно указателям, справа от лестницы на втором этаже. Но если вы пойдете в левую сторону, то будете практически в полном одиночестве рассматривать великолепные картины К.Брюлова, А.Иванова, И.Айвозовского и др. Затем вы в любом случае посмотрите начало экспозиции.
Ф.А. Бруни “Медный змий”.
Иван Константинович Айвазовский “Волна”.
Картина Карла Павловича Брюллова “Последний день Помпеи”. Николай I наградил художника лавровым венком, и последнего стали величать «Карлом Великим».
И.К. Айвазовский “Девятый вал”.
Григорий Иванович Угрюмов “Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами”.
Обратите внимание на лица двух плененных Александром Невским “безобидных” европейцев, казнивших несколько тысяч русских людей.
О. А. Кипренский “Портрет лейб-гусарского полковника Евграфа Васильевича Давыдова”. Это родственник знаменитого героя Отечественной войны 1812 года Дениса Васильевича Давыдова.
П.П. Соколов “Молочница с разбитым кувшином”.
Интерьеры помещений Михайловского дворца.
Ф.И. Шубин “Екатерина II законодательница”.
Дмитрий Григорьевич Левицкий “Екатерина II Законодательница”.
Скульптура М. И. Козловского «Психея», часто ее называют «Девочка с бабочкой». По легенде сама Афродита завидовала красоте юной Психеи.
Туристы с большим энтузиазмом фотографируются, держа Екатерину II за руку.
Борис Васильевич Суходольский “Живопись”.
Очень радует здесь большое количество детей. Для них работники Русского музея рассказывают интересные, запоминающиеся истории.
Антон Павлович Лосенко “Чудесный улов”.
После осмотра залов Михайловского дворца вы попадете во Флигель России, где увидите вживую знакомые с детства полотна.
Виктор Васнецов “Витязь на распутье”.
В. И. Суриков «Степан Разин». Художнику удалось показать внутреннюю напряженность русского героя-мятежника.
Небольшая картина Василия Сурикова “Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге” завораживает.
Василий Суриков “Переход Суворова через Альпы” (размер картины 4 на 5 метров). Вот настоящий военачальник, вместе со своими солдатами штурмует Альпы, чтобы побыстрее помочь “нашим любимым” европейцам. Кто сейчас в Европе вспомнит подвиги наших солдат?
Илья Ефимович Репин. “Портрет императора Николая II” 1896 год.
Портрет последнего императора России. Кажется, что Николай II уже знает о своей судьбе…
Илья Ефимович Репин “Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея”.
В. И. Суриков “Покорение Сибири Ермаком”.
А это Ермак сотоварищи с мушкетами покоряют север.
В картине “Письмо турецкому султану” привлекают внимание все персонажи. Репин прорабатывал образ каждого запорожца в отдельности, поэтому каждый герой картины получился со своим характером.
Илья Репин «Проводы новобранца». Сколько трагедии в картине. Молодого человека отправляют в армию на долгие 25 лет.
Напротив картины И. Репина «Бурлаки на Волге» всегда много посетителей, здесь установлен удобный мягкий диван.
У “Садко” школьникам рассказывали о картине на немецком языке.
А вот картина противоречие. Виктор Васнецов. Картина «Битва скифов со славянами».
Во-первых: скифы предки славян. Во-вторых: скифы и славяне разделены несколькими столетиями.
Это получается бой прапрадеда с внуком. Еще со средних веков уничтожались все доказательства древнейшего происхождения народов, заселяющих современную Россию.
Вот небольшой отрывок из работы профессора Анатолия Алексеевича Клёсова:
“К сожалению, в российской исторической науке традиционно продолжается разрушающий, деструктивный подход, касается ли это норманyизма или других периодов отечественной истории. Селективно выбираются и вводятся в «официальный» оборот только источники, преуменьшающие значение, роль славян в исторических процессах. Нет в этом обороте «Историографии» М. Орбини, нет трудов польского архиепископа Станислава Богуца (Stanislaw Bohusz, 1731-1826), выдающегося просветителя, в одном из трудов которого – «Исторические исследования происхождения славян и сарматов» – описываются славяне, проживающие в древние времена от Сирии до Понта Эвксинского (Черного моря). Нет десятков других книг, ставших в древности или в средние века классическими, где повествуется о славянах прошлых тысячелетий. Об этом же есть целая библиотека сербских историков прошлого, в которых славянами называют тех, кого российские (и западные) историки называют «скифами». Если против этого у историков есть возражения – где они? Или они живут по поговорке «Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу»?”
Илья Репин «Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных». Именно с этой картины начинается Русский музей при Александре III.
Лукиан Васильевич Попов “Наймичка”. Девочка все свое детство будет ухаживать за чужим ребенком…
Такое чувство, что Лев Толстой сейчас встанет и пойдет.
Николай Александрович Ярошенко “Курсистка”.
Алексей Данилович Кившенко “Сортировка перьев”. Девушки, набивающие подушки перьями немного поспорили…
Константин Егорович Маковский “Перенесение священного ковра в Каире”.
Каждая картина таит в себе историю. Вот картина Владимира Маковского “Ночлежный дом”. На Санкт-Петербург идет холодная буря. Бездомные пытаются попасть в ночлежку, все мерзнут и понимают, места хватит далеко не каждому.
В этом старике в шляпе и шарфе с папкой в руках можно узнать художника А. К. Саврасова. Конец жизни этот замечательный живописец провел в одиночестве и нищете, перебиваясь редкими заказами, скитаясь по углам и трущобам.
Маленькая девочка с голыми ножками в огромных ботинках плачет, возможно это последняя ночь в ее жизни. Но никто ей не сможет помочь…
Это хороший штрих к многочисленным современным статьям “Как хорошо жили при царе”.
К.Е. Маковский “Семейный портрет”.
Следующая картина совсем недавно висела рядом с “Ночлежным домом”, на ней изображена семья брата Владимира Маковского. Девочки такого же возраста, как и ребенок на предыдущей картине, но своим происхождением они заслужили жизнь в достатке. Сейчас эти картины разместили подальше друг от друга, в разные залы.
И.И. Шишкин “Корабельная роща”. Работы этого художника узнаваемы сразу.
Василий Верещагин «Шипка-Шейново (Скобелев под Шипкой)». Небольшой фрагмент празднования Победы.
А вот русские солдаты, навечно оставшиеся лежать за свободу болгар.
Василий Перов «Суд Пугачева». Тела казненных дворян лежат рядом с “судьей”.
Василий Григорьевич Перов “Монастырская трапеза”. Хорошая картина о жизни людей в рясах.
Генрих Семирадский «Фрина на празднике Посейдона в Элевсине». В древнегреческом городе Мегары 2500 лет назад жила женщина по имени Фрина. Ее красота и изумительная для южной страны белая кожа поразила многих художников и скульпторов. С нее лепили скульптуру Афродиты Книдской и написали Афродиту Анадиомену. На картине она сама сбрасывает с себя одежды, чтобы все могли быть ослеплены ее красотой.
Адриан Волков “Смерть Ивана Сусанина”.
В. Якоби «Ледяной дом». Потешная свадьба по приказу Анны Иоановны в ледяном дворце.
А.П. Рябушкин “Московская улица XVII века в праздничный день”. Дороги… Как мало они изменились за несколько столетий в России.
Леонид Позен “Скиф” – далекий предок россиян, которого хотят “вытравить” из нашей истории.
В Русском музее замечательно представлены изделия русских мастеров. Все правое крыло на первом этаже Михайловского дворца занято выдающимися работами старинных и современных мастеров.
Только представьте, сколько труда и мастерства необходимо, чтобы вырезать такую ажурную шкатулку из кости.
Или вот интересная работа из дерева “Как мыши кота хоронили” (конец 19 века).
В этом небольшом рассказе о Государственном Русском музее мы показали вам лишь малую часть представленных картин, скульптур, работ. Чтобы внимательно рассмотреть все экспозиции музея потребуется несколько дней.
Немного истории: Главное здание Русского музея.
«По величию наружного вида дворец сей послужит украшением Петербурга, а по изящности вкуса внутренней отделки оного может считаться в числе лучших европейских дворцов…», – так писал журнал “Отечественные записки” в 1825 году. В тот год каждый уважающий себя петербуржец обязательно побывал здесь, у только что законченного Михайловского дворца, построенного архитектором Карлом Росси для Великого князя Михаила Павловича и его жены Елены Павловны. Сейчас это главное здание Русского музея. Белый зал – единственное помещение, которое сохранилось после перестройки дворца под нужды музея именно таким, каким оно было при Росси. Прекрасные девушки, восседающие на колесницах – Музы, дочери богини памяти Мнемосины и Зевса, изображены на плафоне потолка; Великая княгиня Елена Павловна увлекалась живописью, музыкой, поэзией. Росписи выполняли прекрасные итальянские художники Джакомо Батисто Скотти и Антонио Виги. Все остальное – плод труда русских мастеров: столярного мастера Бобкова, бронзовщика Захарова, мебельщиков и паркетчиков Знаменского и Тарасова, скульптора Степана Пименова. Белый зал – истинный шедевр, в котором Росси продумал абсолютно все, – от расположения колонн, до мельчайших деталей орнамента и парадного сервиза. Счастливым образом все это сохранилось: живописная роспись стен, скульптурное убранство, наборный паркет – все осталось от времен Росси. Даже мебель стоит на тех же самых местах (ее количество и местоположение было определено самим архитектором). Зал был так хорош, что английский король Георг даже попросил изготовить с него уменьшенную копию.
Но не только своим внешним видом знаменит Белый зал. Здесь находился знаменитый музыкальный салон Великой княгини. Русское музыкальное общество, благодаря которому в 1860 году были открыты первые музыкальные классы, а затем – и первая в России консерватория, зародилось именно здесь, на этих вечерах. В Михайловском дворце дебютировал как дирижер Петр Ильич Чайковский, здесь исполняли свои произведения Гектор Берлиоз, Ференц Лист, Михаил Глинка. Эти стены слышали голоса Василия Жуковского и Ивана Крылова. Салон в течение многих лет был одним из важнейших кульминационных центров столицы.
«Музыкально-артистические вечера у Великой Княгини были чрезвычайно интересны, – вспоминал их первый участник, известный композитор, пианист Антон Рубинштейн. – Здесь собирались положительно лучшие артисты, которые оказывались в Петербурге. Часто среди гостей являлась величественная фигура Императора Николая».