Что обозначает слово алтарь
Значение слова «алтарь»
1. Место для жертвоприношений у первобытных народов; жертвенник.
2. Восточная часть церкви, где находится престол, отделенная от общего помещения иконостасом. [Смотритель] поспешно вошел в церковь: священник выходил из алтаря; дьячок гасил свечи, две старушки молились еще в углу. Пушкин, Станционный смотритель.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
АЛТА’РЬ, я, м. [латин. altare]. 1. Жертвенник. Потух огонь на алтаре. Пшкн. 2. Главная часть церкви. || перен. Церковь, религия (книжн. поэт. устар.). Он сердцем почитать привык а. Пшкн. ◊
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
алта́рь
1. место жертвоприношений; жертвенник ◆ Потух огонь на алтаре. Пушкин
2. религ. главная, восточная часть христианского храма, отделённая алтарной преградой, в православных храмах — иконостасом ◆ Татьяна Борисовна целовала племянника в лоб и распутывала узелок: свиток раскрывался и представлял любопытному взору зрителя круглый, бойко оттушёванный храм с колоннами и алтарём посередине. Тургенев, «Татьяна Борисовна и её племянник»
3. книжн. поэт. устар. перен. церковь, религия ◆ Он сердцем почитать привык алтарь. Пушкин
АЛТАРЬ
Смотреть что такое «АЛТАРЬ» в других словарях:
АЛТАРЬ — (лат. altare, от altus высокий). 1) жертвенник у древних. 2) в христианских храмах та часть, в которой находится престол. 3) вообще в значении святыни, напр., алтарь отечества. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А … Словарь иностранных слов русского языка
АЛТАРЬ — АЛТАРЬ, алтаря, муж. (лат. altare). 1. Жертвенник. «Потух огонь на алтаре.» Пушкин. 2. Главная часть церкви. || перен. Церковь, религия (книжн. поэт. устар.). «Он сердцем почитать привык алтарь.» Пушкин. ❖ Возложить или принести на алтарь чего… … Толковый словарь Ушакова
Алтарь — (лат. altaria, от altus высокий), жертвенник, а также важнейшая часть христианского храма. Первоначально место для жертвоприношений на открытом воздухе. В Древней Греции и Риме отдельные сооружения, украшенные мрамором и рельефами. В… … Художественная энциклопедия
алтарь — служитель алтаря.. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. алтарь жертвенник, святилище Словарь русских синонимов … Словарь синонимов
Алтарь — (лат. alta ага зн. высокий жертвенник) называетсяжертвенное место, или жертвенный очаг. Первоначально А. были из землиили дерна, впоследствии, когда начали воздвигать храмы, их делали болееискусно из камня, или металлов. Они стояли на восточной… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
АЛТАРЬ — муж. олтарь, жертвенник, возвышение разного вида, на котором народы, каждый по вере своей, приносили Богу жертву. | В хр. церкви возвышение с приступками в глубине церкви; | в православной: восточная оконечность церкви, отделенная иконостасом и… … Толковый словарь Даля
Алтарь — И отправился Уттанка в Хастинапуру, чтобы встретиться с царем Джанамеджаей, только что возвратившимся из Такшакашилы с великой победой Увидев владыку, окруженного советниками, юный брахман поздравил его с победой, а затем сказал … … Энциклопедия мифологии
АЛТАРЬ — (латинское altaria, от altus высокий), жертвенник; первоначально для жертвоприношений на открытом воздухе. В Древней Греции и Риме отдельные сооружения; в христианских храмах столы ( престолы ) для совершения таинств, в католических декоративные… … Современная энциклопедия
АЛТАРЬ — (лат. altaria от altus высокий), жертвенник; первоначально место для жертвоприношений на открытом воздухе. В Др. Греции и Риме отдельные сооружения; в христианских храмах столы ( престолы ) для совершения таинства, в католических декоративные… … Большой Энциклопедический словарь
Алтарь — см. Жертвенник … Библейская энциклопедия Брокгауза
Алтарь
Алта́рь (лат. altarium ) — жертвенник (от altaria — навершие жертвенника, приспособление для сжигания жертвы: altus — высокий, ara — возвышенное место для жертвоприношения; жертвенник).
Содержание
У древних язычников
Распространено мнение, что у древних народов алтарь был местом, где они приносили жертву своим божествам. Это ошибка. Жертвы приносили на специальных жертвенниках, а алтарь был символом божества и местом, где располагались священные предметы. Случаев совмещения алтаря и жертвенника известно немного, в основном у античных греков и семитских народов. Обычно сооружался из природных материалов (камней, земли, глины и т. д.) в святых местах: на полянах, у ручья, в роще, то есть там, где впервые или наиболее ярко произошло взаимодействие с божеством. В Древней Греции приобрёл вид храмов (см., например, известный Пергамский алтарь в Берлине).
В христианской Церкви
В христианстве термин «алтарь» имеет два значения.
На Востоке
На православном христианском Востоке алтарём называют восточную часть христианского храма, находящуюся на возвышении, предназначенную для священнослужителей и обычно отделённую от средней части храма иконостасом. В центре алтарной части храма находится престол в виде квадратного стола, на котором обычно находится антиминс, крест и Евангелие. Под престолом или в антиминсе находится часть святых мощей — в соответствии с древней христианской традицией совершать литургию на гробницах мучеников в катакомбах. В алтаре обычно находится также жертвенник или особый стол для совершения проскомидии. В храме может быть несколько алтарей и престолов. На одном престоле дозволяется в день служить литургию только один раз.
По канонам Восточной Церкви, в алтарь дозволяется входить только священно- и церковнослужителям и при совершении таинства Крещения. На практике делается исключение для помогающих в алтаре мужчин (алтарников); в женских монастырях их заменяют, согласно канонам, монахини преклонного возраста (15 правило Никифора Исповедника). Бывают и другие исключения.
Таким образом, алтарь восточной церковной традиции наследует свойства Адитума языческих храмов.
В России
В дореволюционной России, в принципе, как и сейчас, в алтаре во время богослужения мог присутствовать, по благословению настоятеля, кто-либо из особенно известных и уважаемых прихожан.
На Западе
На Западе алтарём называется сам престол, на котором совершается Евхаристическая Жертва; часть храма, в которой он находится, именуется пресвитерием.
Часто алтарем называется также алтарный образ или алтарная композиция — живописное изображение или композиция из живописных, скульптурных и архитектурных элементов, размещенная над престолом (напр., «Гентский алтарь» Яна ван Эйка).
См. также
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Алтарь» в других словарях:
АЛТАРЬ — (лат. altare, от altus высокий). 1) жертвенник у древних. 2) в христианских храмах та часть, в которой находится престол. 3) вообще в значении святыни, напр., алтарь отечества. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А … Словарь иностранных слов русского языка
АЛТАРЬ — АЛТАРЬ, алтаря, муж. (лат. altare). 1. Жертвенник. «Потух огонь на алтаре.» Пушкин. 2. Главная часть церкви. || перен. Церковь, религия (книжн. поэт. устар.). «Он сердцем почитать привык алтарь.» Пушкин. ❖ Возложить или принести на алтарь чего… … Толковый словарь Ушакова
Алтарь — (лат. altaria, от altus высокий), жертвенник, а также важнейшая часть христианского храма. Первоначально место для жертвоприношений на открытом воздухе. В Древней Греции и Риме отдельные сооружения, украшенные мрамором и рельефами. В… … Художественная энциклопедия
алтарь — служитель алтаря.. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. алтарь жертвенник, святилище Словарь русских синонимов … Словарь синонимов
Алтарь — (лат. alta ага зн. высокий жертвенник) называетсяжертвенное место, или жертвенный очаг. Первоначально А. были из землиили дерна, впоследствии, когда начали воздвигать храмы, их делали болееискусно из камня, или металлов. Они стояли на восточной… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
АЛТАРЬ — муж. олтарь, жертвенник, возвышение разного вида, на котором народы, каждый по вере своей, приносили Богу жертву. | В хр. церкви возвышение с приступками в глубине церкви; | в православной: восточная оконечность церкви, отделенная иконостасом и… … Толковый словарь Даля
Алтарь — И отправился Уттанка в Хастинапуру, чтобы встретиться с царем Джанамеджаей, только что возвратившимся из Такшакашилы с великой победой Увидев владыку, окруженного советниками, юный брахман поздравил его с победой, а затем сказал … … Энциклопедия мифологии
АЛТАРЬ — (латинское altaria, от altus высокий), жертвенник; первоначально для жертвоприношений на открытом воздухе. В Древней Греции и Риме отдельные сооружения; в христианских храмах столы ( престолы ) для совершения таинств, в католических декоративные… … Современная энциклопедия
АЛТАРЬ — (лат. altaria от altus высокий), жертвенник; первоначально место для жертвоприношений на открытом воздухе. В Др. Греции и Риме отдельные сооружения; в христианских храмах столы ( престолы ) для совершения таинства, в католических декоративные… … Большой Энциклопедический словарь
Алтарь — см. Жертвенник … Библейская энциклопедия Брокгауза
АЛТАРЬ — АЛТАРЬ, я, муж. 1. Восточная возвышенная часть христианского храма (в православной церкви отделённая от общего помещения иконостасом). 2. В старину: то же, что жертвенник. Принести свою жизнь на а. отечества (перен.: пожертвовать своей жизнью во… … Толковый словарь Ожегова
Значение слова алтарь
Словарь Ушакова
алт а рь, алтаря, муж. (лат. altare).
2. Главная часть церкви.
Средневековый мир в терминах, именах и названиях
1) Культовое сооружение, находящееся в передней (восточной) части христиан, храма, в виде высокого, узкого параллелепипеда или столика. Символизирует жертвенник. Ведет происхождение от жертвенных холмов, на которых представители различных языческих культов разводили жертвенные костры, и от жертвенных камней, на которых производились заклания жертв и которые также располагались на высоких местах. В христианстве а. превратился в вещественный символ возвышения и жертвенности, на нем устанавливались священные культовые предметы — свечи, крест, распятие и др., на него клались богослужебные книги, что вызвало изменение формы и наклона верхней крышки алтарей (вместо горизонтальной она стала сооружаться под углом 30—45° и была снабжена невысокой (7—10 см) балюстрадой — ограждением по нижнему краю этой крышки), чтобы книга или распятие не соскальзывали.
2) Вся вост. часть храма, отделенная алтарной перегородкой.
Этимологический Словарь Русского Языка
Старославянское – алътарь, олътарь.
В древнерусском языке слово встречается с XI в., чаше в форме «олтарь».
Слово заимствовано из позднегреческого, где altari (ov) восходит к латинскому altare, altar – «жертвенник» от altus – «высокий», «возвышенный», расположенный на высоте, на возвышении». К латинскому altare восходят однокоренные слова в романских языках: французское autel, немецкое Altar, испанское altar, итальянское altare, английское altar.
В русском языке «алтарь» означает «стол, престол», а также «главная, восточная часть православного храма, отделенная иконостасом и предназначенная для совершения христианского таинства».
Культурология. Словарь-справочник
в античную эпоху: возвышение для сожжения жертвоприношений богам; в христианском храме: место для богослужебных действий священников.
Католическая Энциклопедия
(лат. altare, altar, от alta ara — высокий жертвенник) — камень, плита или иное возвышение, предназначенное для совершения жертвоприношений.
Время появления А. в рел. культах неизвестно. А. для принесения жертв, совершения возлияний и воскурений с целью умилостивления богов или поминовения предков существовал в большинстве культов политеистических религий (политеизм). В дохристианских религиях А. имел вид стола, столба или колонны.
В текстах ВЗ упоминается А. в виде возвышения из земли (Исх 20, 24), отдельно взятого камня (Быт 28, 18), сооружения из камней (Исх 20, 25). В храме Соломона находились два А.: жертвенник всесожжений, сделанный из меди (2 Пар 4, 1), и жертвенник курений — деревянный стол, покрытый золотом, т.н. «золотой жертвенник» (Исх 30, 1–5; 37, 25–28; 3 Цар 7, 48). В НЗ в сравнении с ВЗ символическое значение А. снижается, поскольку н.-з. жертва освящается без А. Новая Жертва — Иисус Христос — освящает Своих учеников Самим Собой (ср. Ин 17, 19). В текстах апост. посланий термин А. прямо не используется, ап. Павел говорит о причащении Тела и Крови Христовых, не упоминая об А. (1 Кор 10, 16–17). Смысл слов «мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии» (Евр 13, 10) не вполне ясен, по-видимому, автор Послания к евреям говорит о превосходстве н.-з. культа, развивая основную тему послания. В Откровении Иоанна Богослова говорится о небесной скинии, а понятия А. и «храм» отождествляются с Царством Бога и Агнца (Откр 21, 22 и др.).
В христ. храме А. — место совершения таинства Евхаристии, т.е. место реального присутствия Христа и как Жертвы, и как Первосвященника. В зап. церк. традиции под А. понимается стол, за которым совершается Евхаристия. В вост. церк. традиции термин А. (в широком смысле) относится ко всему пространству, где находится престол, отделенному в ряде литург. обрядов алтарной преградой или иконостасом от прочей части храма (соответствует пресвитерию в зап. традиции); А. в узком смысле слова именуется обычно «престолом».
Историческое развитие христианского А. С самых ранних времен христиане использовали трапезные столы (mensa) для молитвенных собраний в память о Тайной вечере. Но в силу того, что на этих собраниях также совершалась память о крестной жертве Иисуса Христа, эти трапезные столы получили название А. и со временем стали предназначаться исключительно для храмовых богослужений. В первые три века истории христианства А. представляли собой, как правило, деревянные переносные столы, реже использовались каменные неподвижные А. Неподвижные А. получили распространение в IV в., когда камень и железо стали преимущественным материалом, использовавшимся для их изготовления. Хотя Эпаонский собор в Бургундии (517) запретил деревянные А., их отдельные образцы просуществовали вплоть до XII в. Почитание мучеников дало новое направление в истории развития типов А. В силу укоренившейся в церк. традиции связи А. и мощей, церкви и А. стали воздвигать над местами захоронений мучеников. Поскольку не все новые церкви могли быть построены над гробницами мучеников, мощи или частицы мощей стали помещать в А. (получившая широкое распространение на Востоке практика разделения и перенесения мощей стала общераспространенной также и на Западе). Это породило новые типы А.: появились полые кубические А. с дверцей на передней или задней части для доступа к реликварию, а также массивные кубические А., которые воздвигались над гробницами мучеников и святых; для доступа к мощам, находившимся под А., служили специальные крипты, называвшиеся confessio (досл. исповедание). В А., сохранявших форму столов, мощи помещались либо в основание главной опоры, либо в выдолбленную нишу в алтарной доске (mensa). В эпоху высокого Средневековья возобладал обычай положения мощей в алтарную доску. В 1596 канон. правило обязало иметь ковчежец с мощами в каждом А. Переоборудованные из саркофагов или имеющие их форму А. стали появляться только в XVI в. и получили широкое распространение в церк. архитектуре барокко и рококо. Переносные деревянные А., используемые миссионерами, упоминаются не ранее VI в., переносные каменные А. стали широко употребляться только в XIV в.
В первых христ. храмах III–IV в. существовал лишь один А. На Западе несколько А. в храме появились в V–VI вв. Первоначальной причиной этого стала необходимость обеспечить должное почитание мощей различных святых. В VII в. распространение практики вотивных месс и рукоположения монахов стали дополнительными факторами устройства в зап. храмах нескольких А., особенно в силу того, что сохранялось правило ежедневного служения только одной мессы на А. К кон. Средневековья наряду с главным А. в западных храмах устраивалось несколько боковых А., напр. кафедральный собор Магдебурга и храм Пресв. Девы Марии в Данциге (совр. Гданьск) имели по 48 А. Древний принцип существования только одного А. в храме сохранялся на Западе в значении наличия главного А. в каждой катол. церкви.
Пространство, отделявшее верующих от алтаря, было в дальнейшем обозначено посредством канцеля (cancellus) — низкой балюстрады, разграничивавшей пресвитерий (где находился клир) и неф (где находились миряне), а также скульптурного или живописного изображения Распятия с предстоящими Богородицей и св. Иоанном Крестителем. Развитие этой тенденции на Востоке привело к появлению иконостаса, практически скрывшего А. от взоров молящихся. На Западе А. оставался открытым, однако со временем канцель превратился в монументальное сооружение с колоннами и архитравом, украшенным скульптурами. Канцель в осн. исчез из церк. архитектуры в эпоху барокко, его рудиментом в совр. храме является алтарная преграда (balaustra).
С XVI в. дарохранительница (tabernaculum) стала неотъемлемым компонентом А. К сер. XVIII в. положение дарохранительницы, возвышавшейся над А., стало общепринятой нормой, а в 1863 Конгрегация обрядов запретила все иные формы дарохранительниц. В эпохи Возрождения и барокко особенное распространение получили алтарные картины и ретабло, украшавшие А. С IV в. над А. часто сооружался киворий (алтарная сень); впоследствии это стало нормой при сооружении главных А. кафедральных соборов.
Инструкция по должному применению Конституции о священной Литургии Sacrosanctum Concilium, опубликованная Конгрегацией обрядов 26.09.1964, предписывала такое расположение А., чтобы месса могла совершаться священником лицом к молитвенному собранию. Однако окончательное решение этого вопроса оставлялось на усмотрение местных церк. властей. Статуи и другие худож. произведения инструкция рекомендовала располагать в отдалении, чтобы они не отвлекали внимание от самого А. Инструкция определяла как предпочтительное место хранения Св. Даров специальную Евхаристическую часовню или же отдельный А. Восстановление практики литург. сослужения нескольких священников сняло необходимость сооружения малых (боковых) А. В соответствии с Римским миссалом 1969, на А. должна совершаться только Евхаристическая литургия. Для совершения Литургии слова предусмотрен амвон.
Литург. нормы предписывают, чтобы А. был покрыт по меньшей мере одним покровом, а на А. (или вблизи него) находились свечи и крест.
Типология А. А. называется неподвижным (постоянным), если он прочно крепится к полу и потому недвижим, напротив, передвижной А. (напр. petra sacra) может быть перемещен в другое место. В вост. литург. традиции эквивалентом передвижного А. является антиминс. Согласно ККП, в каждом храме должен быть неподвижный А., в других местах, предназначенных для совершения священнодействий, — неподвижный или передвижной А. (CIC 1235 § 2).
Папскими А. являются главные А. пяти Римских патриарших базилик, а также главные А. базилик Св. Франциска и Ангельской Божией Матери (Санта Мария дельи Анджели) в Ассизи (Италия). Для совершения богослужений на этих А., предназначенных специально для Римского епископа, требуется особое разрешение. А. исповедания (altare confessionis) называется папский А. в базилике Св. Петра в Ватикане.
ККП 1983 запрещает помещать под А. тело усопшего (не провозглашенного блаженным или святым); в противном случае мессу на таком А. совершать нельзя (CIC 1239 § 2). Это требование не распространяется на те случаи, когда в криптах, расположенных под А., могут находится человеческие захоронения.
Освящение А. С кон. V в. церк. каноны предписывали совершать освящение А. В ККП говорится о том, что неподвижные А. должны быть освящены (dedicanda sunt), а переносные — освящены или благословлены (dedicanda aut benedicenda), согласно обрядам, предписанным в литургических книгах (CIC 1237 § 1). Неподвижный А. освящается епарх. епископом, однако в исключительных случаях освящение может совершить делегированный епископом священник. Благословение А. совершает ординарий или же делегированный им священник. В чин освящения А. входит специальная молитвенная формула, обряд помазания А. священным миром и окаждение А. В наст. время соблюдается древняя традиция положения под неподвижным алтарем мощей святых (CIC 1237 § 1). Вместе с тем Чин освящения церкви и алтаря (Ordo dedicationis ecclesiae et altaris) напоминает, что не мощи святых облагораживают А., но сам А. наделяет благородством гробницы святых, поскольку достоинство А. состоит в том, что он является местом Трапезы Господней и символизирует Самого Христа.
Художественное оформление А. Внешние стороны А. часто украшаются элементами накладного декора (колонками, полуколоннами или пилястрами), декоративными филенками, реже — орнаментом, крайне редко — скульптурным рельефом. Частым атрибутом декоративного убранства А. являются надписи: монограммы имени Иисуса Христа IHS, монограммы из греч. букв А и н (ср. Откр 1, 8), реже — монограммы имен святых, чьи реликвии находятся внутри А. Скульптура и живопись играет особую роль в оформлении пространства вокруг А. — апсидной стены, дарохранительницы, пресвитерия. С оформлением алтарного пространства связаны специальные жанры, в т.ч. алтарная картина. В наст. время традиция оформления А. развивается в сторону бóльшей строгости и лаконичности, поскольку ничто не должно отвлекать молящегося от совершаемого на А. таинства. В устройстве вост. храма важное композиционное и символическое значение имеет иконостас.
Лит-ра: Чукова Т.А. Алтарные преграды в зодчестве домонгольской Руси // Литургия, архитектура и искусство византийского мира. СПб., 1995, с. 273–287; Беляев Л.А. Христианские древности. СПб., 2000; Bishop E. The Christian Altar // Liturgica historica. Ox., 1918, p. 20–39; Braun J. Der christliche Altar in seiner geschichtlichen Entwicklung. MЯ., 1924. 2 Bd.; DACL 3, 3155–89; Righetti M. Manuale di storia liturgica. Mi., 1964, vol. 1, p. 490–553; Diekmann G. The Place of Liturgical Worship // Concilium 2 (1965), 67–107; Bouyer L. Liturgy and Architecture. Notre Dame (Ind.), 1967; NCE 1, 343–51; NCE 16, 7–8; Napier C. The Altar in the Contemporary Church // Clergy Review 57 (1972), 624–632; NDDC, 13–14.