Что обозначает слово логопед
«Логопед — это кто и чем он занимается?»
Михайловская Ольга
«Логопед — это кто и чем он занимается?»
Речь – одна из важнейших психических функций, «зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, средство самореализации и вхождения в социум. Речь лежит в основе овладения грамотой и всем процессом обучения, а так же играет большую роль в поведении и деятельности ребёнка на всех этапах его развития. Следовательно, можно сделать вывод о том, что среди неуспевающих школьников начальных классов большую часть составляют дети с различными отклонениями в развитии речи.
В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы по предупреждению речевых нарушений учителя-логопеда с родителями (законными представителями).
2 миф: «Обращаться к логопеду необходимо не раньше пяти лет». Эти данные устарели, сегодня наука стоит на позициях ранней коррекции. Первый раз проконсультироваться с логопедом можно уже в 2,5 года. Логопед выяснит, соответствует ли речевое развитие возрасту ребенка, даст рекомендации. С детьми, которые совсем не говорят, заниматься нужно уже в три года.
3 миф: «Если подрезать уздечку, ребенок сразу заговорит»! Очень распространенный миф. Укороченная уздечка – это анатомический дефект, который мешает произношению шипящих (ш, ж) и сонорных звуков (л,ль,р,рь). Но в целом на речь она влиять не может.
4 миф: «Логопед занимается постановкой звуков». Звукопостановка – это наиболее заметная для окружающих часть работы логопеда. Но мы работаем над развитием речи в целом,а это: звуковая сторона речи, фонематическое восприятие, лексика (расширение и активизация словарного запаса, грамматика, просодика (интонация, дикция и прочее). Мы работаем над всеми компонентами речи и работать над отдельными из них гораздо сложнее, чем поставить звук ребенку.
5 миф: «Логопед «залезает» в рот разными штучками и (зонды и зондозаменители)». В ряде случаев это необходимо, в таком случае логопед проводит свою работу очень деликатно, не вызывая у малыша никакого дискомфорта. Но хочется отметить, что в большинстве случаев, звуки мы ставим по подражанию, не прибегая к механической помощи, используя профессиональные «секретики».
6 миф: «Логопед волшебник». Быстрые и качественные результаты всегда зависят не только от специалиста, но и от работы и помощи родителя, и конечно же от самого ребенка! Если не выполнять рекомендаций и домашних заданий, результат от занятий все равно будет, но не так скоро, как вы ожидаете. Тут все,как с обычными тренировками: чем чаще и упорнее, тем ближе к победе. И мотивация ребенка, как вы понимаете, играет ключевую роль!
1. Если у ребенка в самом раннем возрасте (до года) нет гуления, лепета (звуков типа «кххх», «гыгы», «агу», «агы», затем повторяющихся слогов типа «диди», «гиги», «бубу», «тата»). В таком случае уже в год стоит обратиться к логопеду. Обязательно проконсультироваться с неврологом.
2. Если у ребенка в возрасте 2-х лет слишком мало слов, еще нет фраз или ребенок совсем не говорит.
3. Если ребенок не говорит простые звуки или заменяет их другими (например, «к» заменяет на «т»: кот- «тот»).
4. Если ребенок до 3-х лет говорит на своем языке, причем много и очень активно, а понятных простых слов почти нет.
5. Если ребенок все понимает, а говорить не хочет, «очень упрямый».
6. Если в возрасте 3-х лет вас хоть что-то настораживает в речи вашего ребенка. Вы сравниваете с речью сверстников и слышите разницу.
8. Ребенок начал говорить с запинками, повторяет первые звуки, слоги, слова, заикается.
9. Ребенок старше 6-ти лет не произносит правильно какие-то звуки. К этому возрасту у ребенка полностью сформирована фонетическая система, поэтому проблем быть не должно.
10. Ребенок старше 6-ти лет не может ответить на вопрос, с трудом учит стихотворения, не может запомнить и пересказать рассказ, в длинных словах переставляет или пропускает слоги.
11. Если у ребенка в школе проблемы с письмом или чтением. Чаще всего учителя это замечают во 2-3 классе.
Если к Вашему ребенку относится хоть один из перечисленных пунктов, Вам необходимо обратиться за консультацией к учителю-логопеду. Не допустите дальнейшее наслоение школьных проблем на уже существующие.
Уважаемые родители, помните, грамотная, хорошо поставленная речь в будущем принесет Вашему ребенку только пользу!
«Кто спортом занимается — тот силы набирается!» Спортивный праздник в старшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное Учреждение № 10 детский сад «Орленок» Уренского муниципального района Нижегородской.
Дидактическая игра «Кто чем питается?» ЦЕЛИ: *Закрепить знания детей о разных видов питания животных (насекомых, земноводных, птиц, зверей). *Активизировать знания детей о животных,.
Фотоотчет по теме недели «Кто как передвигается, кто, чем питается». Драматизации сказки «Кто сказал «Мяу» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №100 города Тюмени С 15 по 28 октября в нашей группе прошла.
Использование элементов ТРИЗ при ознакомлении с окружающим миром в старшей группе «Я это кто?» Использование элементов ТРИЗ при ознакомлении с окружающим миром. Старшая группа Тема Я это кто? Цель: Используя генетический подход показать.
Использование элементов ТРИЗ при ознакомлении с окружающим миром. Конспект занятия «Я — это кто?» (старшая группа) Использование элементов ТРИЗ при ознакомлении с окружающим миром. Старшая группа Тема Я это кто? Цель: Используя генетический и функциональный.
Конспект НОД для детей 4–5 лет «А кто это вот в жаркой Африке живёт?» Интеграция образовательных областей: • социально- коммуникативное развитие, • речевое развитие, • художественно- эстетическое развитие,.
Музыкально-дидактическая игра «Кто на чем играет?» Цель: расширять представление детей о музыкальных инструментах и способах игры на них. Задачи: 1. Закрепить знания детей о музыкальных инструментах,.
Спортивное развлечение в старшей группе «Кто спортом занимается, тот силы набирается» Цель: Совершенствовать физические качества у детей во всех видах двигательной деятельности. Задачи: Развивать ловкость, быстроту.
Эссе воспитателя «Воспитатель в детском саду: кто это?» Кто такой воспитатель в детском саду? Многие, отвечая на этот вопрос, начнут искать умные формулировки в интернете и научной литературе.
Значение слова «логопед»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ЛОГОПЕ’Д, а, м. (спец.). Специалист по логопедии.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
логопе́д
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова акселерация (существительное):
Ассоциации к слову «логопед»
Синонимы к слову «логопед»
Предложения со словом «логопед»
Сочетаемость слова «логопед»
Понятия, связанные со словом «логопед»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «логопед»
В конце книги вас ждут чек-листы, позволяющие определить, требуется ли вашему ребёнку помощь логопеда, и ответы на самые популярные вопросы, которые родители задают специалистам.
Традиционно с этой проблемой работают логопеды, так как заиканиесвязано с судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Точно так же хороший логопед должен быть специалистом в области речевой патологии и при этом уметь распознать другие факторы, которые могут влиять на речь клиента.
Кто такой логопед и когда ребенку необходима его помощь?
Как гласит старинная мудрость: лучше предупредить болезнь, чем потом лечить ее. Данная истина относится и к логопедии. Профилактические занятия с логопедом помогут устранить массу потенциальных проблем в будущем. А в некоторых случаях помощь специалиста является необходимой. Ранние занятия с малышом благоприятно воздействуют на его психическое развитие, формируют правильные артикулярные движения, обогащают словарный запас, развивают фразовую речь.
Логопед – кто это и зачем он нужен?
Логопед – это специалист, который занимается устранением и корректировкой речевых нарушений у детей. С его помощью можно правильно «поставить» звуки, устранить заикания и другие дефекты разговорного жанра.
Помимо этого поход к логопеду открывает массу дополнительных возможностей в плане развития ребенка: физическое формирование речевого аппарата, концентрация зрительного и слухового внимания, проверка соответствия возраста малыша и его интеллектуальной развитости. Диагностика и обучение проходит в форме и игры, которая, без сомнения, придется ребенку по вкусу.
Занятия с логопедом помогут ребенку правильно и быстро формулировать свои мысли. Это дает более широкие возможности для познания окружающей действительности и общения со сверстниками. К логопеду рекомендуется обратиться при наличии следующих нарушений:
Когда следует посещать логопеда – ориентируемся на возраст малыша
На самом деле рекомендуемого возраста для профилактических занятий с врачом – нет. Начать посещение логопеда можно уже к концу первого года жизни ребенка. Для того чтобы малыш начал говорить вовремя, необходимо выяснить степень понимания речи окружающих, какие психологические функции уже развиты, о какие необходимо стимулировать.
Развитие речи имеет четкие временные рамки. Иными словами в определенном возрасте ребенок должен овладеть теми или иными вещами. Если этого не происходит – родителям необходимо обратиться к специалисту.
Нормы:
Главные заблуждения родителей:
Все исследования и необходимые консультации, Вы и ваши дети, можете пройти в Клинике «Заботливый Доктор». Записаться на прием можно по телефонам 244-88-74, 8- 951-661-77-44
Что обозначает слово логопед
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Логопедия – это наука о нарушениях речи, о методах предупреждения нарушения речи, выявление их, устранения средствами специального обучения и воспитания.
Статья:
Логопедия – это наука о нарушениях речи, о методах предупреждения нарушения речи, выявление их, устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптомы, структуру нарушений речи, систему коррекционной работы. Цель логопедии – разработка научно обоснованной системы обучения, коррекции, а также профилактика нарушений речи. В основе успехов отечественной логопедии лежат современные исследования отечественных и зарубежных авторов. (Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС)
КТО ТАКОЙ ЛОГОПЕД
Современная логопедия – это междисциплинарная наука, требующая от практикующего логопеда широкой общей эрудиции и познаний в определенных сферах медицины, педагогики и психологии. Логопед – это специалист, работающий с людьми, имеющими проблемы в речевом развитии. Специалист проводит коррекцию и устраняет недостатки речевого развития, стимулирует развитие речи при ее отсутствии или восстанавливает речь в случае ее распада. Логопед — это речевой тренер. Это специалист с высшим педагогическим дефектологическим образованием, который занимается не только выявлением и устранением нарушений речи, но и развитие внимания, мышления, памяти, то есть всех составляющих, необходимых для образовательного процесса.
Большинству кажется, что научиться говорить – это легко, но не у всех формирование речи происходит гладко. Нарушения речи тормозят развитие ребёнка, угнетают его психику и ведут к возникновению различных отклонений в его поведении. Тяжелые нарушения речи могут влияют на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.
С появлением логопедов появилась возможность избавиться не только от комплексов, вызванных неправильной речью, а и развития у детей всех психических процессов (зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти, мышления), что непременно способствует развитию ребенка и его познавательной деятельности, открытию возможности полноценно общаться с окружающими. Работа логопеда эффективна только в том случае, если она построена на фундаменте медицинских и психолого-педагогических знаний. Вместе с тем в силу специфики своей деятельности логопед должен знать и уметь использовать специальные приёмы общения, способствующие налаживанию и поддержанию контакта с ребёнком и его родителями.
Профессиональная деятельность учителя-логопеда заключается в оказании медико-педагогической помощи ребёнку, который имеет расстройства речи, для его полноценной социализации в обществе. Эта помощь состоит в организации системы занятий по исправлению аномалий произношения, вызванных врождёнными или приобретёнными нарушениями органов речи. Основной задачей специалиста является развитие, обучение, коррекция и воспитание детей с речевыми нарушениями. Личность логопеда в обстановке обучения и коррекции занимает первое место, те или другие его профессиональные качества будут повышать или понижать его рейтинг.(Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС)
Логопед, к сожалению, не может быть таким же приятным и добрым, как обычный учитель, ведь исправлять речевые нарушения довольно трудно, и как бы интересно они не старались работать, они все равно несут в своей работе и медицинский подход. Но логопед однозначно гораздо приятнее для ребенка, чем доктор, который делает уколы и другие малоприятные процедуры.
В развитых странах Европы и Северной Америки логопеды, как и врачи, выполняют контролирующую функцию, следящую за здоровьем и развитием ребенка.
Как это выглядит на практике.
Если родители не заботятся об исправлении речевых нарушений, логопеды обязаны сообщить об этом социальным службам, так же как об этом сообщают врачи если родители подвергают здоровье ребенка опасности.
Логопедами, как и врачами, заграницей, могут работать только специалисты с высшим специальным образованием.
ЛОГОПЕД ИЛИ ДЕФЕКТОЛОГ
— учитель-логопед (чаще их называют логопед-дефектолог)
— логопед-психолог
— сурдопедагог (занимается детьми с нарушением слуха)
— олигофренопедагог (часто именно их называют дефектологами)
ЛОГОПЕД ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ
Многие люди ищут отдельно логопеда для детей или логопеда для взрослых.
На самом деле, образование у логопеда для детей и взрослых абсолютно одинаковое, и каждый логопед для детей может работать и со взрослыми. Для этого ему нужно:
— адаптировать материал для взрослых,
— научиться объяснять все взрослым, потому что взрослые без объяснения мало что делают,
— быть максимально доброжелательным и терпимым, чтобы не спровоцировать агрессию со стороны занимающегося, так как психологические отклонения у них присутствуют также, как и у детей. А агрессия взрослого сильно отличается от агрессии трехлетнего ребенка. Из-за этого многие логопеды не хотят браться за работу со взрослыми.
ЛОГОПЕД БЮДЖЕТНЫЙ ИЛИ ЧАСТНЫЙ
— индивидуальная работа
— использование необходимого количества времени, исходя из потребностей ребенка, а не из приказов гос.учреждений,
— адаптирование учебных методик программы под знания и возможности каждого ребенка
— снижение кол-ва ошибок, за счет большого опыта работы,
— большое кол-во учебного материала, пособий, дидактических материалов, которые позволяют проводить занятия с ребенком эффективнее,
— благодаря работе в «бюджете», появляется умение находить контакт с ребенком, заинтересовывать его
Так что работа в «бюджете» является школой для частного логопеда, но существуют частные логопеды, качество работы которых не отличается от бюджетных логопедов:
— это логопеды, которые, как привыкли работать в детском саду, так и работают частно. Другими словами, они не адаптируют программу под детей, соответственно, качество их работы ничем не отличается от бесплатного, бюджетного. Они забыли, что в ВУЗах их учили индивидуально работать иначе, а не по приказам директоров детских садов.
ЛОГОПЕДЫ РАЗНОГО УРОВНЯ
Многие задаются вопросом, как найти хорошего профессионала.
— Логопеды хорошего качества готовятся в педагогических университетах на дефектологических факультетах. В Украине начали готовить логопедов в медицинских университетах, со сроком обучения 6 лет.
— В настоящее время, ввиду возросшего числа речевых нарушений, в России (единственной стране в мире) разрешили работать логопедом на основании сертификатов, полученных на краткосрочных курсах или даже без образования, как такового. Не знаю, стоит ли этим гордиться.
ЛУЧШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ, ГДЕ ГОТОВЯТ ЛОГОПЕДОВ
Профессия логопеда предусматривает наличие высшего образования. Логопедов готовят в педагогических вузах на факультетах «Дефектология», «Дошкольная педагогика», «Специальная педагогика».
В Украине логопедов готовят такие высшие учебные заведения:
В России логопедов готовят такие высшие учебные заведения:
ПРЕДМЕТЫ, КОТОРЫЕ ИЗУЧАЛИ ЛОГОПЕДЫ В СОВЕТСКИХ ВУЗАХ
Каждые несколько лет предметы, изучаемые логопедами в ВУЗах меняются.
От того, какой университет готовит специалистов, зависит их список, поэтому для студентов лучше посмотреть перечень предметов в своем ВУЗе.
Ниже вы можете увидеть перечень предметов, которые изучали логопеды в 90-х годах, то есть, предметы, которые были актуальны при советской системе образования:
ПРЕДМЕТЫ, КОТОРЫЕ ИЗУЧАЛИ В УКРАИНЕ (2010 ГОД)
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЛОГОПЕДИИ
Исторически сложилось так, что логопедия развивалась с опорой на знания, накопленные педагогикой и медициной. С 17 века серьёзно задумывались над проблемой речевых нарушений, но считали, что исправить недостатки речи могут только врачи. Научное изучение речевой патологии и ее коррекции началось сравнительно недавно, с тех пор как стали известны основные анатомо-физиологические механизмы обеспечения речевой деятельности, т.е. примерно с середины XIX в. Пионерами науки о речевых расстройствах являются невропатологи П.Брока (1861) и К.Вернике (1873), первый из которых показал, что моторные функции речи локализуются в заднем отделе третьей лобной извилины левого полушария (у правшей) головного мозга, а второй описал центр сенсорной стороны речи — в задней трети левой височной извилины. Эти открытия положили начало дискуссии о том, с какими отделами мозга связана работа речевой системы. Эта дискуссия длилась несколько десятилетий. Одни ученые настаивали на строгой привязке этих функций к определенным центрам, другие утверждали, что за эти функции отвечает весь мозг.
Расцвет логопедии приходится на начало 20-го века. Открываются правительственные учреждения, в которых оказывается помощь аномальным детям – только для глухих (училища, дома презрения).
Уже в 1900 г. Наталия Александровна Рау, Федор Федорович Рау, Федор Андреевич Рау, Елена Юрьевна Рау организовали детский сад для глухих детей дошкольного возраста. А в 1915 г. директором Московского Арнольдо-Третьяковского училища для глухих стал Федор Андреевич Рау, и он же организовал краткосрочные курсы по подготовке логопедов.
В 1920 г. в Петрограде при институте дошкольного образования открывается институт детской дефективности. Его руководитель — Фельдберг Давид Владимирович (по его инициативе возникли классы для приходящих глухих детей, логопедические пункты при школах для детей с лёгкими расстройствами речи, а при поликлиниках — для детей с более серьёзными речевыми нарушениями. Под руководством Д. В. Фельдберга разрабатывались новые средства и методы дифференцированного обучения глухих, позднооглохших, слабослышащих детей, а также детей с различными нарушениями речи).
В 1927 г. Наркомпросом РСФСР был издан приказ «О мерах по борьбе с речевой дефективностью у детей школьного и дошкольного возраста».
В 1929 г. в Харьковском институте оториноларингологии Л.А. Квинтом и М.О. Пайкиным был создан первый отдел по логопедии, в котором проводилась большая научно-исследовательская и практическая работа, связанная с патологией речи.
В тридцатых годах организован сектор логопедии и специальная школа для детей с нарушениями речи и слуха. Первой заведующей стала Роза Евгеньевна Левина. Самым масштабным достижением Р.Е. Левиной является построение концепции общего недоразвития речи. Ею разработана классификация общего недоразвития речи. Под руководством Р.Е. Левиной проведены фундаментальные исследования, которые определили дальнейшее развитие отечественной логопедии. Ею разработаны методы своевременного распознавания возможных проблем в готовности ребёнка к обучению и пути их устранения. Она отмечала, что для построения педагогической классификации нарушений речи необходимо учитывать как состояние речевых средств, так и свойства речевого поведения. В результате исследований Р.Е. Левиной и её сотрудников в логопедии появилось понимание речевой деятельности как сложного единства, составные части которого зависят одна от другой и обуславливают друг друга. Были разработаны методики преодоления речевых нарушений, составляющие главное содержание логопедии. В 1951 г. опубликовала книгу «Опыт изучения неговорящих детей (алаликов)», где впервые в логопедии были последовательно изложены принципы системного анализа речевой и психической недостаточности алаликов. В 1968 г. опубликовала широко известную логопедам книгу «Основы теории и практики логопедии».
В апреле 1939 г. Для решения ряда неотложных вопросов дефектологии была созвана первая Всесоюзная дефектологическая конференция. Основная ее мысль – логопед должен заниматься не столько самой болезнью, сколько преодолением ее последствий для гармоничного развития личности. Подчеркивается важность совместной работы для диагностики и комплексной реабилитации лиц с нарушениями речи. По итогам конференции устанавливалась связь между различными специальными учреждениями.
В 1940 г. Наркомздравом в штаты детских поликлиник были введены ставки логопедов.
В 1944 г. на Всесоюзном совещании обсуждались вопросы восстановления речи при травматической афазии и заикании у инвалидов Великой Отечественной войны. Широкую известность получили работы А.Р. Лурия «Травматическая афазия» (1947 г.).
В 1956 г. Трауготт Наталия Николаевна возглавляет лабораторию патологии высшей нервной деятельности Института эволюционной физиологии им. И. М. Сеченова. В 1964 г. Наталия Николаевна защищает диссертацию на степень доктора медицинских наук по теме: «О сенсорной афазии и алалии». В сферу ее научных интересов входило изучение межполушарного взаимодействия. Впервые в истории науки она экспериментально изучала работу анализаторов человека при локальных поражениях головного мозга, изучила работу слухового анализатора при детской тугоухости, алалии и афазии. Ей удалось дифференцировать сенсорную алалию от тугоухости по специфике нарушений слуховой функции.
В 1958 г. на совместной конференции НИИ психиатрии Украинского научно-исследовательского психоневрологического института решались вопросы практической помощи детям с нарушениями речи. Расширилась сеть дошкольных и школьных учреждений. Создаются сады с 5-дневным пребыванием.
В 1963 г. Филичева Татьяна Борисовна под руководством профессора Р.Е. Левиной и кандидата педагогических наук Г.А. Каше проводит экспериментальное исследование по разработке содержания коррекционного обучения дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием. При ее участии открываются первые логопедические группы в детских садах общего типа. В 1983 г. опубликовала книгу «Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи в старших группах специального детского сада».
С 1972 г. неуклонно растет число дипломных (выпускных) работ по логопедии.
Начиная с 1975 г. в связи с Постановлением правительства «О мерах по дальнейшему улучшению обучения, трудового устройства и обслуживания лиц с дефектами умственного и физического развития» происходит интенсивное развитие сети дошкольных учреждений в системе просвещения — организуются логопедические детские сады и группы в массовых детсадах, в которые направляются через отборочные медико-педагогические комиссии дети с различными нарушениями речи, в том числе заикающиеся. В системе здравоохранения также начинает активизироваться эта работа, продолжается организация логопедических кабинетов в детских поликлиниках, вводятся ставки логопедов в домах ребенка, организуются специализированные санатории.
В восьмидесятых годах Хватцев Михаил Ефимович впервые все причины речевых нарушений разделил на внешние и внутренние. Он также выделил органические (анатомо-физиологические, морфологические), функциональные (психогенные), социально-психологические и психоневрологические причины. Михаил Ефимович разрабатывал классификацию речевых нарушений. Много сделал для создания системы коррекции нарушений звукопроизношения.
В 1989 г. По поручению Министерства просвещения СССР Лариса Степановна Волкова (разработала новое направление в логопедии: изучение и коррекция системных речевых расстройств у детей с нарушениями зрения) стала автором и научным редактором учебника «Логопедия».
В 1989 г. Лалаева Раиса Ивановна защитила докторскую диссертацию «Нарушения речи и система их коррекции в процессе логопедической работы во вспомогательной школе». Ею была разработана классификация дислексии и дисграфий.
В истории формирования научной школы логопедии прослеживаются три основных этапа:
— поиск и становление педагогических основ логопедии;
— обоснование и развитие комплексного медико-педагогического подхода к изучению и преодолению разных речевых расстройств;
— выделение и совершенствование психолого-педагогических основ логопедии, поиск путей оптимизации психолого-педагогического изучения и коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями речи. Еще пятьдесят лет назад профессия логопеда считалась редкой.
(В.Н. Селиверстов, Ю.Т. Гаубах. Педагогические истоки логопедии. Методические разработки. М., 1984.)
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ЛОГОПЕДА
Признаками профессионализма логопеда является:
— понимание предназначения профессии, ее социальной значимости;
— овладение компонентами педагогической техники и мастерством;
— адекватное использование логопедических технологий;
— достижение высоких результатов в логопедической коррекции и их стабильность;
— осознанные, творческие действия в профессиональной среде;
— осознание индивидуальной ответственности за результаты деятельности;
— устойчивость к профессиональным перегрузкам, отсутствие, симптомов «эмоционального сгорания»;
— отнесение себя к профессиональной общности.
— высокий уровень концентрации и переключения внимания (способность в течение длительного времени сосредотачиваться на одном предмете при одновременном отключении от других и способность быстро переходить от одного вида деятельности к другому);
— высокий уровень развития логопедического творческого мышления;
— хорошее развитие кратковременной и долговременной памяти;
— готовность к изменением, способность видеть недостатки в собственной работе и способы их преодоления;
— умение вызывать интерес к результатам своей профессиональной деятельности;
— глубокие знания психологии детей определенного возраста;
— обладание системой общетеоретических и специальных профессиональных знаний, совокупность и широта которых формирует у него представления о типологии и структуре аномального развития, о способах предупреждения и преодоления речевой недостаточности, о методах психолого-педагогического воздействия;
— конструктивные способности: умения планировать коррекционно-образовательную работу, прогнозировать свои действия в будущем, проектировать преодоление нарушений речи каждой личности, подбирать необходимый материал;
— повышение качества своей деятельности;
— готовность постоянно обучаться, развиваться и совершенствоваться;
— увлеченность своей работой;
— профессиональная честность и порядочность;
— умение отыскивать к каждому особый подход.
— умение найти наилучшие средства коррекции, развития и восстановления речи.
ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ЛОГОПЕДА
Сфера профессиональной личности логопеда должна включать позитивные индивидуальные качества:
— интерес к профессии, устойчивость профессиональной мотивации, продуманное профессиональное поведение;
— адекватная самооценка;
— гибкость вариативность мышления и речи, стремление к творчеству;
— принятие себя как профессионала, стремление к мастерству;
— непрерывное профессиональное самообразование, профессиональная обучаемость;
— преобладание эмоционально-положительного настроя и отношения к профессии, удовлетворенность работой.
— социальная и нравственная зрелость;
— овладение нормами морали, культурой педагогического общения и коммуникативной этики;
— чуткость, деликатность, доброжелательность, терпимости, но и требовательность;
— умение слушать и понимать собеседников, а также концентрировать их внимание, поддерживать интерес к занятиям;
— коммуникабельность, компетентность профессиональной коммуникации (владение вербальными и невербальными средствами коммуникации);
— инициативность;
— чувство юмора;
— чувство интуиции;
— бескорыстность;
— доброжелательность;
— оптимизм;
— тактичность;
— эмпатия;
— любовь к детям;
— энергичность.
(Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС)
ЗАДАЧИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДА
К задачам профессиональной деятельности логопеда относится:
— организация своевременного выявления речевых нарушений, проведение дифференциальной диагностики различных форм нарушений речи, осуществление углубленного психолого-педагогического обследования лиц с нарушениями речи;
— проектирование и организация коррекционно-педагогического процесса лиц с нарушениями речи в различных типах образовательных учреждений;
— планирование, организация и проведение логопедических занятий в различных типах учреждения образования и здравоохранения;
— консультирование лиц с нарушениями речи, родителей и педагогов;
— осуществление психолого-педагогической деятельности по профилактике нарушений в психофизическом развитии, речевых нарушений; предупреждение социальной дезадаптации детей с нарушениями речи;
— осуществление просветительской деятельности, разработка методических материалов по вопросам коррекционно-педагогической работы;
— взаимодействие с другими специалистами, сопровождающими ребенка с нарушениями речи;
— использование элементов научно-исследовательской деятельности, организация и осуществление процесса профессионального самообразования.
Задачи профессиональной деятельности учителя-логопеда определяются обществом, носят общественный характер, но у каждого педагога трансформируются в индивидуальную установку, которую он пытается реализовать в своей деятельности.