Что обозначает слово молитва

Значение слова «молитва»

Что обозначает слово молитва. Смотреть фото Что обозначает слово молитва. Смотреть картинку Что обозначает слово молитва. Картинка про Что обозначает слово молитва. Фото Что обозначает слово молитва

1. Действие по глаг. молиться (в 1 знач.). Обращаясь на восток, Зовут к молитве муэдзины. Лермонтов, Демон. || Обращение к богу, святым, сопровождаемое чтением определенных текстов.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

На их основе можно предложить следующее определение: моли́тва — «важная часть духовной жизни верующего человека», обращение «человека к Богу, богам, святым, ангелам, духам, персонифицированным природным силам, вообще Высшему Существу или его посредникам», важнейшее проявление общественной и частной религиозной жизни в словесной либо мысленной форме, подразделяется «на славословия, прошения и благодарения».

МОЛИ’ТВА, ы, ж. 1. Действие по глаг. молиться. Итти на молитву. 2. Канонический словесный текст, произносимый верующими при обращении к их богу. Читать молитву.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

моли́тва

1. действие по значению гл. молиться; хвалебное, благодарственное или просительное обращение верующего (священника или мирянина) к Богу, Богородице или святым ◆ Идти на молитву. ◆ Мусульмане говорят, что пятницу чтил сам пророк Мухаммед, совершавший в этот день публичную молитву. «Мусульманские праздники», 2003 г. // «Отечественные записки» (цитата из НКРЯ)

2. религ. текст, читаемый или произносимый верующим (священником или мирянином) при таком обращении ◆ Читать молитву. ◆ В минуту жизни трудную // Теснится ль в сердце грусть: // Одну молитву чудную // Твержу я наизусть. Лермонтов, «Молитва :»В минуту жизни трудную…»», 1839 г.

Делаем Карту слов лучше вместе

Что обозначает слово молитва. Смотреть фото Что обозначает слово молитва. Смотреть картинку Что обозначает слово молитва. Картинка про Что обозначает слово молитва. Фото Что обозначает слово молитваПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова куцый (прилагательное):

Источник

Что такое молитва – происхождение и современное значение

Что обозначает слово молитва. Смотреть фото Что обозначает слово молитва. Смотреть картинку Что обозначает слово молитва. Картинка про Что обозначает слово молитва. Фото Что обозначает слово молитва

Всем привет! Сегодня поговорим о том, что такое молитва, о происхождении слова, его смысле и этимологии.

Молитва в моей жизни занимает далеко не последнее место, сам процесс молитвы доставляет мне огромную радость, но поскольку мой неспокойный ум постоянно озадачен различными вопросами, то, в конце концов, он озадачился и таким вопросом как «что такое молитва на самом деле?». Мне стало интересно, что думают и пишут об этом ученые мужи.

Этимология слова молитва – каноническое значение

Этимология, или происхождение слова молитва, как обычно и бывает, не имеет однозначного толкования. Исследователи считают, что основой для слова стал корень mel/mol, осложненный суффиксом d: meld/mold. Значение корня переводится как «мягкий, нежный».

Глагол с этим осложненным корнем первоначально звучал в общеславянском как molditi, т.е. делать мягким, смягчать, умягчать.

Затем, в результате перестановки, оно изменилось в modliti. Почему произошла перестановка букв, не уточняется. Просто переставились, и всё. От глагола образовалось существительное modlitva.

В западнославянских языках сохранилось сочетание dl, поэтому в польском molic, modlic sie, modlitwa, в чешском modlitise, modlitba; в южнославянских и восточнославянских языках dl упростилось в l, поэтому в русском молить, молиться, молитва, в сербском молитва.

Исторически являются родственными слова молить, умолять и молод, молодой. Молодой первоначально означало мягкий, нежный (к примеру, молодая зелень).

Общеславянское звучание корня этих слов — mold (русское молод, старославянское младь).

Таким образом, нас пытаются убедить в том, что слово «молитва» произошла от слова mold в значении — делать мягким, умягчать, т.е. просить.

Не поэтому ли, в массовом сознании, значение слова молитва равносильна беспардонной просьбе к всевышнему. Дай мне это, дай мне то, сделай так, сделай эдак.

В большинстве своем, народ воспринимает молитву как некий универсальный инструмент, с помощью которого можно сделать всё, что обычными инструментами сделать уже не получается.

К примеру, молитва чтоб выйти замуж, молитва чтоб не болеть, молитва чтоб родить и т.д и т.п.

В данном контексте интересно рассмотреть слово «умолять». Каждый русский говорит это слово с корнем «мал», а не «мол». Попробуйте сами, произнесите вслух это слово, и вы поймете, что умолять это то же самое что умалять. То есть, умоляя, мы осознанно себя умаляем перед тем, у кого чего-то просим.

Об этом же говорил один из героев книг В. Мегрэ, цитата «Творящий никогда просить не станет. Творящий отдавать способен сам. Просящий ты, а это значит, ты в скорлупе неверия. » конец цитаты. То есть, прося чего-то у Бога, мы тем самым несём во вселенную мысль о том, что мы несовершенны, маленькие, бледные беспомощные.
При этом, совершенно забываем о том, что человек создан Богом «по образу и подобию» творца!

Что обозначает слово молитва. Смотреть фото Что обозначает слово молитва. Смотреть картинку Что обозначает слово молитва. Картинка про Что обозначает слово молитва. Фото Что обозначает слово молитва

Есть другое значение слова молитва

Если вспомнить почти забытое слово «молва» — разговор, «молвить» — говорить, то становится ясно видно, что значение слова молитва – это разговор. Есть мнение, что «мол» не единственная значимая часть этого слова. Лито, в греческом, имеет значение «камень», вспомните литосфера – одна из оболочек земли. Таким образом, получаем разговор-камень. Разговор с камнем, это трактуют как обращение к камням, т.е. каменным идолам.

Есть слово «молебен», в привычном нам значении это служба (богослужение) в церкви. Если разложить это слово на составляющие, то получим уже знакомое нам «мол» и «еб».

Понимаю, что современная культура вполне определенно толкует этот корень «еб». Однако порывшись немного глубже, я обнаружил, что такое значение у этого корня не случайно. Есть древняя руна «Гебо», главное её значение – взаимообращение, партнерство. Другое, менее значимое, но так же имеющее место быть, это знак мужской силы и потенции.

Следовательно значение слова молебен можно переводить как взаимоважный разговор. Общение равных, или равное общение. Если делать перевод по второму значению руны Гебо, то получим нечто совершенно иное. Я, честно говоря, не смог дать интерпретацию этого слова со смыслом потенции или мужской силы.

Не лишним будет вспомнить подзабытое слово «крамольник». В школе нас приучали к тому, что значение этого слова сродни «безбожник». Крамольниками называли мятежников, бунтовщиков, тех, кто нес крамолу в народ, то есть какую-то ересь, неправду.

На наше счастье, слово «крамола» очень легко раскладывается на понятные каждому русскоговорящему составляющие. К-ра-мола. Об этом слове я уже писал в статье о происхождении русских слов, но не лишним будет повториться. Крамола, это молитва к солнцу.

Ра, это не только египетский бог солнца, из школьной программы, «Ра» это самое что ни на есть, наше родное солнышко и в русском языке есть множество слов, которые освещаются этим слогом.

Таким образом, получаем, Ра – солнце (высшее божество), Молва – разговор, К – направление, от одного к другому. Крамола – молитва (разговор) человека с солнцем (верховным божеством).

Что обозначает слово молитва. Смотреть фото Что обозначает слово молитва. Смотреть картинку Что обозначает слово молитва. Картинка про Что обозначает слово молитва. Фото Что обозначает слово молитва

Молитва и церковь

В современной церковной риторике молитвой считается смиренное, с душевной кротостью, обращение к Богу. Молитву называют беседой души с Богом, она выражает душевный порыв ввысь.

Молитва, т.е. разговор с Богом, может быть разной, это и просьба, и раскаяние, и благодарность.

Молитва как благодарность

В различных источниках я нашел замечательные примеры молитвы как благодарности. Мне они очень понравились, поэтому я хочу привести их вам целиком. Меня всегда поражали люди, которые умеют так тонко чувствовать. Ниже, молитва святого Франциска (1182 — 1226 гг.). Вот как он обращался к Богу, будучи уже тяжело больным человеком: «Высокий, добрый, всемогущий Боже, Тебе хвала, и слава, и все благословения: благословенны, Господи, с Тобой Твои создания, особенно и прежде всех брат солнце, что греет нас и веселит Тебе на славу. Прекрасный, лучезарный, в светлом нимбе — Тебя он, Высочайший, отраженье. Твои, о Господи, сестра луна и сестры звезды — Ты создал в небе их пресветлых, драгоценных. Благословен будь и за брата ветра, за дождь, и ясный день, и всякую погоду, какой даруешь Твоим тварям пропитанье. Благословен будь за сестрицу нашу воду, что так щедра, смиренна, драгоценна и невинна. За брата нашего огня благословен будь, Боже, которым освещаешь ночь беззвездну. Благословен будь, Господи, за матерь нашу, землю, что кормит и растит нас, дает плоды, и пестрые цветы, и травы».

Как пример хочу привести и слова православного священника Григория Петрова, ушедшего в мир иной в 40х годах двадцатого века. «Господи, как хорошо гостить у Тебя: благоуханный ветер, горы, простертые в небо, воды, как беспредельные зеркала, отражающие золото лучей и легкость облаков. Вся природа таинственно шепчется, полна ласки, и птицы, и звери носят печать Твоей любви. Благословенна мать земля с ее скоротечной красотой, пробуждающей тоску по вечной отчизне, где в нетленной красоте звучит: Аллилуйя!

Не могу обойти своим вниманием еще одну молитву. Это молитва Анастасии из книги В. Мегрэ. В свое время она оказала на меня огромное влияние. После её прочтения я впервые понял, что молитва к Богу не должна быть просьбой.

Отец мой, существующий везде!

За жизни свет Тебе спасибо,
За явь спасибо царства Твоего,
За волю любящую.
Быть добру.

За пищу каждодневную Тебе спасибо!
И за Твоё терпенье,
И за прощенье прегрешений
на Твоей земле.

Отец мой, существующий везде,
Я дочь Твоя среди Твоих творений.
Не допущу греха и слабости в себе,
Стану достойной я
Твоих свершений.

Отец мой, существующий везде,
Я дочь Твоя,
для радости Тебе.
Твою собою славу преумножу

Грядущие века все будут жить
в Твоей мечте.

И будет так!
Я так хочу!
Я дочь Твоя,
Отец мой, существующий везде.

Молитва, это понятие межконфессиональное. Молятся все, и мусульмане, и христиане, и кришнаиты, и иудеи, и буддисты. Даже атеисты, в моменты наивысшей опасности начинают молиться.

Это исходит из самых глубин человеческой природы. Думаю, что рано или поздно, каждый осознает, что он не один, что есть во вселенной высшее начало, которое служит отправной точкой всему, и нам, неверующим, в том числе.

Изучая вопрос о молитве и её значении для людей, я неожиданно для себя обнаружил, что молитва играет довольно значительную роль в жизни современного общества. Различные запросы в яндексе, в которых, так или иначе, присутствует слово «молитва» приближается к трём миллионам в месяц.

При этом, богом интересуются почти 4 миллиона человек, а душой более 4х миллионов. Неплохие цифры. Но, в то же время, «дом 2» запрашивают более 16 миллионов раз в месяц. Эта статистика очень ясно показывает, куда направлено внимание людей в наше время. Интересно будет проследить динамику через год, два.

Итак, что такое молитва – это обращение человека к Богу, разговор по душам. Смею полагать, что несмотря на всю свою непознаваемость и необъятность, Бог это личность. Вспомните про «по образу и подобию». Поэтому, не может быть такого, что слова нашей благодарности стукаются как горох о стену.

Несомненно, что он их слышит, чувствует и отвечает нам своей бесконечной любовью. Молиться или нет, своими словами или молитвами из молитвословов, это личное дело каждого, но если мы так много от него хотим, почему бы не дать ему сначала немного своей любви!

Источник

Значение слова молитва

Словарь Ушакова

мол и тва, молитвы, жен.

1. Действие по гл. молиться. Итти на молитву.

2. Канонический словесный текст, произносимый верующими при обращении к их богу. Читать молитву.

Фразеологический словарь русского языка

Библейская энциклопедия арх. Никифора

вообще есть возношение ума и сердца к Богу, являемое благоговейным словом человека к Богу. Образцом для всех молитв или общею христианскою молитвою несомненно должно назвать Молитву Господню: Отче наш и т. д. (Мф 6:9-13), которой Господь наш Иисус Христос научил апостолов и которую они передали всем верующим. Она разделяется: на призывание, семь прошений и славословие.

Энциклопедия иудаизма

Молитва является основой богослужения, т. е. служением Богу сердцем. Сказано у мудрецов наших: И служить Ему всем сердцем вашим. А что такое служение сердцем, как не молитва? (Та’ан. II). М. вызывает душевный подъем, приближает душу к ее Создателю, побуждает человека удалиться от зла и приблизиться к добру. В М. еврей выражает свою скорбь и жалобы на преследования и гонения: Воззри с небес и увидишь, как мы стали посмешищем и позором между народами, уподобились овцам, которых ведут на заклание. М. пробуждает в еврее надежду, что мольба его будет услышана, и не оставит Господь народ Свой и удел Свой не покинет.

Согласно еврейской вере, молящийся не нуждается в посреднике между собой и Богом: «Смотри, как высоко Он стоит в мире Своем, но человек входит в синагогу и молится шопо-том, а Господь слышит его молитву», как сказано: «А Хана говорит в сердце своем, только уста ее шевелились, и не было слышно голоса ее» (I Сам. 1,13), но Господь внял ее М.

Сохранились очень древние М., такие как М. Ханы, М. Шломо; вся книга Псалмов является сборником М. В эпоху Храма священники читали «Шма», молитву «Шмонэ-Эсрей»*, «благословения Когенов» и др. Со временем эти М. перешли в синагоги и стали, вместе с чтением Торы*, основной частью богослужения.

В древности М. подразделялись на три основных вида: принятие власти Царства небесного, общественные М. и мольбы (просьбы личные).

Принятие власти Царства небесного

В этой молитве общество просит даровать благословение и избавление стране и народу. Хазан* произносит молитву вслух, а присутствующие говорят «Амен» после каждого благословения. К М. «Шмонэ-Эсрей» добавились «Благословения когенов» и «Кдуша». Вначале Когены* благословляли народ только в Храме, но со временем обряд этот перешел в синагоги, и соответствующая М. произносится ежедневно, перед последним благословением из «Шмонэ-Эсрей». Позднее хазал постановили произносить «Благословения когенов» в диаспоре* только по праздникам, а в Эрец Исраэль, по обычаю, когены благословляют ежедневно.

«Кдуша» состоит из нескольких стихов, взятых из книги Исайи.

Мольбы

После М. священников в Храме народ падал ниц, и каждый произносил свои личные мольбы. Впоследствии и эта М. перешла в синагоги. Содержание ее не было строго регламентировано, и каждый молился по-своему.

После разрушения Храма все богослужение перешло в синагоги. Ранее синагоги были предназначены, главным образом, для изучения Торы. С разрушением Храма М. стала основой богослужения и заменила жертвоприношения. Это новое положение символизируют слова пророка Гошеа: «Принесем жертвы устами нашими» (Гош. XIV, 3), хотя мудрецы подчеркивали, что только добрые деяния способны заменить жертвоприношения в Храме.

Все же синагоги рассматривались как «Малый Храм», который должен занять место разрушенного Храма. Поэтому М. назначены на те же часы, которые служили прежде для общественных жертвоприношений в Храме.

М., как и галахот*, не были записаны, а передавались устно. Поэтому каждый хазан мог менять их текст по своему разумению, пока р. Гамлиэль* не утвердил формальный текст М. «Шмонэ-Эсрей». Он постановил, что вначале

общество произносит эту М. шопотом, а затем хазан повторяет ее вслух. Он также постановил произносить эту самую М. и вечером.

Библейский Словарь к русской канонической Библии

О молитве в Священном Писании имеется более 40 различных указаний. Важнейшие из них следующие:

молиться нужно с верою ( Мат.21:22 ; Иак.1:6 ),

втайне ( Быт.24:63 ; Мат.6:6 ; Лук.9:18 ),

кратко ( Неем.2:4 ; Мат.6:7 ; Иоан.12:28 ),

тихо ( Неем.2:4 ; Пс.5:2 ),

постоянно ( Мат.26:41 ; Лук.18:1 ; Еф.6:18 ; 1Фес.5:17 ),

в любое время ( Пс.118:62 ),

обо всех людях ( 1Тим.2:1 ), в том числе и о царях и о начальствующих, как об отдельных человеках ( Езд.6:10 ; 1Тим.2:2 ) (но не о «правительстве», особенно в тех странах, в которых оно является воплощением атеистической, богоборческой идеологии, см. церковь),

даже и о врагах ( Мат.5:44 ),

также и о том месте, куда нас могут против нашей воли переселить ( Иер.29:7 ),

особенно же о всех святых ( 1Иоан.5:16 ; Еф.6:18 ).

Источник

Молитва

Молитва

I. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

1) евр. тефилла, «молитва», «обращение к Богу»; глагол атар имеет значение «молиться», когда речь идет о человеке, и значение «снисходить к просьбе», когда речь идет о Боге; греческие слова: деэсис, «просьба»; просэухэ, «молитва»; проскюнейн, «молиться (преклонив колени)»;

2) во все времена у всех народов было принято совершать М. Человек — высшее из живых существ. Он создан по образу Божьему ( Быт 1:27 ) и предназначен для общения с Ним (→ Адам, I,1). Этим объясняется стремление людей — в т.ч. и язычников — к общению с Богом. История религии знает немало примеров проникновенных, искренних М., которые возносились и возносятся не только иудеями или христианами;

3) М. язычников и христиан близки по форме и тем чувствам, с которыми произносятся. Духовно возрожд. христианин только в М. получает возможность общаться с Богом. Человек обладал этим изначально, о чем свидетельствует Быт 3 и след. Но с грехопадением и изгнанием его из рая он лишился общения с Господом. Только пережив рождение свыше, «новый человек» смог поклоняться Богу «в духе и истине» ( Ин 4:24 ). Христианин произносит М. не по собств. воле, а по побуждению Св. Духа ( Рим 8:15 ), Которым он исполнен (см. Лк 1:41.46–80 ; Лк 2 и след.). Св. Дух свидетельствует о Себе верующему и обнаруживает Себя в М., даже Сам молится в человеке «воздыханиями неизреченными» ( Рим 8:26 ) и ходатайствует за него пред Отцом. Отсюда очевидно, что истинная христ. М. — не обязанность, а свидетельство христианина о своей приверженности Богу, выражение его духовной общности с Господом. Тем самым опровергается представление о том, что М. — это только монолог души. Обращение к Богу — это образ жизни, атмосфера, в которой живет духовный человек. М. выражает то, чем живет верующий: хвалу и благодарность ( Пс 102 и след.); благоговение пред Всевышним ( Деян 4 и след.); сыновнюю любовь к Отцу ( Рим 8:15 ; Гал 4:6 ); любовь к ближнему и ходатайство за него ( Кол 1:9 ; 1Тим 2:1 ); сомнение, нужду и искушение ( Пс 21:1 ; Пс 72 и след.; Пс 73 и след.; Пс 101:1 и след.); жалобы, просьбы и даже упреки ( Пс 63:2 ; Пс 88:39.47 ; Пс 101:2 ). М. жизненно необходима христианину, и ап. Павел настаивает, чтобы Церковь постоянно молилась ( Рим 12:12 ; Кол 4:2 ; 1Фес 5 — «непрестанно молитесь» и др.). Под М. здесь подразумевается не только разговор с Богом, но и жизнь, исполненная Божиим присутствием ( 1Фес 5:10 ).

II. ОСНОВЫ И УСЛОВИЯ МОЛИТВЫ

1) Бог Сам повелевает нам взывать к Нему ( Пс 49:15 ; Ис 55:6 ; Мф 7:7 ; Лк 18 и след.; Ин 14 и след.) даже в тех случаях, когда в силу своего характера, состояния или греховности мы считаем для себя невозможным обращаться к Нему ( Быт 18:27 ; Дан 9:18 ; Лк 18:13 ). Этому повелению Господа соответствует Его обещание внять искренней М. ( Пс 49:15 ; Мф 7:7.9–29 ; Мк 11:24 ; Лк 11:13 ). Многочисл. библ. примеры (напр., Быт 18 и след.; 4Цар 20 и след.; Пс 117:5 ; Деян 12 и след.) и свидетельства Церкви на протяжении многих столетий подтверждают, что Бог исполняет Свое обещание и внемлет М.;

2) в Библии оговариваются условия, при которых М. человека может быть услышана Богом. Но эти условия не подразумевают автоматизма в совершении М. (если я сделаю все правильно, то у меня должно все получиться): а) как видно из начальных слов молитвы «Отче наш» ( Мф 6 → Отче наш), рассчитывать, что его М. будут услышаны, может лишь тот, кто принял усыновление верою Духа и тем самым признал Бога своим Отцом ( Рим 8:15 ; Гал 4:5 ). Ходатаем за такого человека пред Отцом является Иисус Христос ( Ин 14:13 ). Подобный человек обретет все, о чем он просил во имя Иисуса, т.е. в соотв. с Его волей ( Ин 14:14 ; Ин 15:17 ; Ин 16 и след.). Также будут услышаны М. смиренного ( Лк 18 и след.), ищущего Бога ( Евр 11:6 ), просьбы нуждающегося ( 2Пар 33 и след.; Пс 49:15 ); б) Иисус призывает Своих учеников молиться во имя Его, Иисуса ( Ин 14:13 ; Ин 16:24.26 ; ср. Мф 18:20 ). При этом, видимо, имеется в виду не только та М., которую молящийся совершает в соотв. с Его заповедью, но и М., в которой он, помня о страданиях и смерти Иисуса Христа, ходатайствует пред Богом за погибающий мир (см. Рим 8:32 ), самостоятельно подбирая для этого нужные слова, и пробуждает Божье милосердие. Смысл такой М. заключается не только в том, чтобы добиться от Бога исполнения наших желаний. Именно в М. может и должно произойти соединение нашей воли с волей Божьей; в) М. человека, который опирается на Божье обетование, требует веры ( Мф 21:22 ; ср. Мф 17 и след.) и твердости духа ( Рим 4 и след.; Рим 8:32 ). Такая М. будет услышана. Вера требует повиновения (см. Рим 1:5 ; Рим 14:25 ), и поэтому М. — это также проявление послушания, духовное действие, основанное на слове Библии. Вера — не плод набожного сознания, иначе и воздаяние было бы, в конечном счете, заслугой человека. Согласно ВЗ, верить означает «укрепляться» в Боге, т.е. искать у Него помощи. Иисус не отказывает в ответе на М. и колеблющимся в вере ( Мк 9:24 ). Поскольку ответ на М. не всегда бывает очевиден, конечный результат нельзя ставить в зависимость от веры; г) искренность наших М. и вера в обетования часто испытываются Богом. Поэтому Иисус советует взывать к Отцу постоянно, вновь и вновь обращаясь к Нему, до тех пор, пока М. не будет услышана. Свой совет Он подкрепляет притчами о настойчивом друге ( Лк 11:8 ) и о докучливой вдове ( Лк 18:8 ). Здесь указывается на могущество и милость Бога, т.е. на то, что отличает Его от человека. Даже настойчивая М. плодотворна не сама по себе, а по воле слышащего ее Бога. Если человек пытается управлять Божьей волей, его М. не может произноситься во имя Иисуса. На М. распространяется общее правило: мы призваны служить Богу, а не Он нам; д) молящийся взывает к Богу: «Да будет воля Твоя» ( Мф 6:10 ). Вера человека не должна поколебаться, если на его М. Бог ответит не так, как он ожидал. Основа М. — смирение, которое не позволит усомниться в Боге даже тогда, когда Он, желающий Своим чадам только добра, однажды, как нам может показаться, не услышит нашей молитвы (или услышит, но ответит не так, как мы ожидаем). Нам обещано, что Господь слышит все наши М. ( 1Ин 5:14 ), а также то, что Отец Небесный «даст блага просящим у него» ( Мф 7:11 ). Ап. Павел на свою настойчивую М. получил от Господа ответ: «Довольно для тебя благодати Моей» ( 2Кор 12:9 ).

III. ПОЗЫ, ВРЕМЯ И МЕСТА ДЛЯ МОЛИТВЫ

1) внутр. состояние молящегося и его отношение к Богу внешне выражаются в определ. молитв. позах: а) согласно вост. придворному церемониалу, подданный опускался перед своим повелителем на землю вниз лицом ( Есф 3:2 ). Он лежал перед царем плашмя до тех пор, пока тот не поднимал его или не приказывал ему подняться. Это положение упоминается в Библии и в качестве молитвенной позы ( Нав 7:10 ). Греки называли такую позу проскюнейн; б) в знак смирения и преклонения перед вост. повелителями опускались на колени. При М. коленопреклонение также выражает смирение молящегося ( 2Пар 6:13 ; Езд 9:5 ; Пс 21:30 ; Ис 45:23 ; Мк 15:19 ; Лк 5:8 ; Еф 3:14 ; Флп 2 и т.д.); в) часто М. произносили стоя ( Мк 11:25 ), что могло быть выражением искренности ( Быт 18:22 ), при этом руки с раскрытыми ладонями простирали к небу ( 3Цар 8:22 ; Пс 140:2 ; Ис 1:15 ); г) молясь, человек возводил руки вверх ( Исх 17:11 ; Пс 133:2 ; Пс 140:2 ; 1Тим 2:8 ), как бы для принятия Божьих даров ( Исх 9:29 ; 3Цар 8:22 ; Пс 89:14 ; 1Тим 2:8 ). Мытарь же, напротив, сознавая пред Богом свои грехи, ударял себя в грудь ( Лк 18:13 ). Складывать руки во время М. стали лишь в средние века; изнач. это выражало принесение обета верности и послушания;

2) обычно М. совершается утром ( Пс 5:4 ; Пс 87:14 ; Пс 118:147 ), днем ( Деян 10:9 ) и вечером ( Езд 9:5 ; Пс 54:18 ). Но и ночные М. также обращены к Богу ( Пс 41:9 ; Пс 118:55 ) — Иисус иногда молился в течение всей ночи ( Лк 6:12 ). Ап. Павел не связывал М. с определ. временем суток, призывая Церковь молиться непрестанно ( Рим 12:12 ; Кол 3:17 ; 1Фес 5:17 ; ср. Лк 18:1 ). Даниил молился в определ. часы, которые, видимо, соответствовали времени жертвоприношения в Иерусалимском храме ( Дан 6:10 ; ср. Пс 54:18 ; Пс 140:2 );

3) для М. существовали специальные места. Это могла быть горница ( Дан 6:10 ), кровля дома ( Деян 10:9 ), а также «комната» ( Мф 6:6 ) — вероятно, небольшое помещение на плоской кровле (см. 4Цар 4:10 и след.,33). Святилище, храм, явл. не только местом богослужения, сюда часто приходили верующие — чтобы помолиться в одиночку ( 1Цар 1:3.10–28 ; Лк 2:37 ; Деян 3:1 ). Вне храма люди молились, повернувшись лицом в направлении святилища ( 3Цар 8:38 ; 2Пар 6 и след.), а за пределами страны — в направлении Израиля ( 3Цар 8:48 ; Дан 6:10 ). После пришествия Мессии важным стало не место, где совершается М., а духовное состояние молящегося ( Ин 4:20–26 ).

IV. ФОРМЫ МОЛИТВЫ

V. ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ МОЛИТВ

К М. Библия относит славословие, благодарение, прошение и моление ( Флп 4:6 ; 1Тим 2:1 ): 1) ВЗ богат славословиями, обращ. к Господу. Не только народ Израиля призван почитать Бога и поклоняться лишь Ему ( Исх 20:5 ; Втор 4:19 ), но и язычники обратятся и будут поклоняться Богу в М. ( Пс 21:28 ; Ис 45 и след.). Ангелы также взывают к Господу ( Ис 6:3 ) и восхваляют Его ( Лк 2:14 ) всем небесным воинством ( Неем 9:6 ). Даже Сам Сын молится Отцу ( Мф 11:25 ) как Тому Единственному, Кому принадлежит всеобщее поклонение. Молитв. славословиями Господу наполнены все послания ап. Павла: здесь и хвалебные гимны, и скромные благодарения ( Рим 11:36 ; Гал 1:5 ; Еф 3:21 ; 1Тим 1:17 ; 2Тим 4:18 ). Но лишь совершенная Церковь вознесет Творцу совершенную хвалу и М. ( Откр 5 и след.; Откр 7 и след.; Откр 11 и след.; Откр 19:1 );

2) если славословие превозносит Божье величие, то благодарение — это М., восхваляющая Божью любовь ( Быт 29:35 ; Ин 11:41 ; Рим 1:8 ; Еф 5 и др.). С благодарения начинаются почти все послания ап. Павла ( Рим 1:8 ; 1Кор 1:4 ; 2Кор 2:14 ; Еф 1:16 ; Флп 1:3 и др.). Павел призывает церкви постоянно возносить Богу благодарения ( Еф 5:4 ; Еф 5:20 ; Кол 4 и т.д.) и «бодрствовать в молитве» ( Кол 4:2 );

4) каждый христианин по своей сущности — священник и потому должен совершать священнич. М. — моление. Моления о ближнем и о народе Божьем совершаются всеми библ. молящимися. Высочайший образец ходатайств. М. — моление Иисуса о Его врагах ( Лк 23:34 ). По примеру Иисуса поступил и Стефан ( Деян 7 и след.). Авраам выступил в роли священника, принеся Господу моление о своем племяннике Лоте и о городах Содоме и Гоморре ( Быт 18 и след.). Почти мессианское отношение проявляют к народу Израиля Моисей и Павел, готовые пожертвовать своим блаженством ( Исх 32:32 ; Рим 9:3 ) ради избавления израильтян от Божьего гнева и гибели. Хотя моления встречаются и в ВЗ (напр., 1Цар 7:5 ; 1Цар 12:19 ; Иер 7:16 ; Иер 11:14 ; Иер 14:11 ; Дан 9 и др.), наивысшей полноты и глубины они достигают лишь в НЗ (см. Ин 17:17.20 ), особенно в посланиях ап. Павла. Читатель проникается его молениями о церквах ( Еф 1:16 ; Еф 3 и след.; Флп 1:4.9–30 ; Кол 1:9 ), о начальстве ( 1Тим 2 и след.) и об отдельных христианах. кроме того, Павел просит, чтобы общины поддержали своими М. не только его самого, но и его соратников ( Кол 4:3 ; 1Фес 5:25 ).

VI. К КОМУ ОБРАЩЕНА МОЛИТВА

В ВЗ молитвы обращены к Богу ( Быт 24 и след.; Исх 34 и след.; 2Цар 12:20 ; Пс 28:2 ; Пс 95 и др.). Иисус также возносит М. к Отцу, Господу в небесах ( Мф 11:25 ; Мф 26:39 ; Лк 10 и т.д.). Самому Иисусу еще при Его жизни, когда Он совершал чудеса ( Ин 9:38 ), и после Его воскресения стали воздавать божеств. почести и обращать к Нему М. ( Мф 28:17 ; Ин 20:28 ). В Своих прощальных наставлениях Христос говорит о молитв. просьбах, которые будут обращены к Нему ( Ин 14:14 ). Тем самым современники Иисуса и первые христиане (см. Деян 7:59 ; 2Пет 3:18 ) подтверждали, что они почитают Иисуса Сыном Божьим, к Которому следует обращаться с М. так же, как и к Его Отцу ( Ин 5:23 ). И в конце дней, когда Иисус передаст все Отцу ( 1Кор 15:28 ), небесная Церковь вознесет Ему свою хвалу и М. ( Откр 5 и след.). Слова Иисуса: «Никто не приходит к Отцу, как только через Меня» распространяются и на М. ( Ин 6:44 ; Ин 14:6 ). В НЗ большинство М. обращено к Богу Отцу во имя Иисуса Христа. VII. БИБЛЕЙСКИЕ МОЛИТВЫ К числу самых известных в ВЗ молитв, или песен, относятся песнь Моисея ( Исх 15 и след.) и М. Моисея ( Втор 32 и след.). Похожую песнь воспели Девора и Варак после победы над Иавином ( Суд 5 и след.). Среди ветхозаветных пророков-молитвенников следует назвать Самуила ( 1Цар 7:5.9 ), Илию ( 3Цар 18 и след.), Иеремию ( Иер 7:16 ; Иер 11:14 ; Иер 14:11 ) и Даниила ( Дан 9 и след.). Из царей это прежде всего Давид (см. хвалебную песнь Давида в 2Цар 22 и след. и его исповедь в Пс 50 ), Соломон ( 3Цар 8 и след.) и Езекия ( 4Цар 19:15 ; 4Цар 20 и след.). В НЗ Иисус, величайший муж М., оставил нам «Отче наш» ( Мф 6:9 и след.), первосвященнич. М. ( Ин 17 и след.), М. в Гефсиманском саду ( Мф 26:39.42.44 ) и М. на кресте ( Мф 27:46 ; Лк 23:34.46 ). К числу самых поэтичных М. в НЗ принадлежат хвалебные песни Захарии ( Лк 1:64.67–80 ), Елисаветы ( Лк 1 и след.), Марии ( Лк 1:46–55 ) и Симеона ( Лк 2 и след.). Со времен ранней Церкви известны хвалебная песнь, запис. в Деян 4 и след., а также последние слова Стефана ( Деян 7 и след.). В посланиях ап. Павла, и особенно в их начальных словах, встречаются М. о разных церквах ( 1Кор 1 и след.; 2Кор 1 и след.; Еф 1 и след.; Флп 1 и след.; Кол 1 и след.; 2Фес 1 и след.), а также вероисповедные М., вероятно, певшиеся как гимны ( Рим 8 и след.; Рим 11 и след.; Еф 3 и след.). Неудивительно, что в конце Библии, в книге Откровение Иоанна, приводятся молитв. песни ( Откр 5 и след.; Откр 11 и след.; Откр 19 и след.), ведь возрожденная Церковь предстоит здесь пред лицом Бога и Агнца и возносит в своих М. совершенную славу и хвалу Отцу и Сыну во веки веков. М. — одна из центр. тем Откровения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *