Что обозначает слово понева
Значение слова «панёва»
ПАНЁВА и поня́ва (или понёва), ы, ж. 1. Род домотканной шерстяной клетчатой или полосатой юбки, поверх к-рой посреди вшивается или надевается кусок материи, т. н. занавеска (обл.). Стоит старуха хозяйка в новой клетчатой паневе. Тургенев. 2. Домотканная клетчатая материя (спец.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
панёва
1. юбка из трех полотнищ шерстяной, обычно полосатой или клетчатой яркой ткани, носимая крестьянками
2. спец. домотканная клетчатая материя
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова догмат (существительное):
Синонимы к слову «панёва»
Предложения со словом «панёва»
Цитаты из русской классики со словом «панёва»
Отправить комментарий
Предложения со словом «панёва»
Тогда и повстречал её, светлокосую девчонку в длинной холщовой рубахе и линялой красной панёве.
– Не пущать их! – пронзительно визжит коренастая баба в залатанной панёве; круглое некрасивое лицо её искажено от ярости.
Домотканые, из холста и пестрядины, белые и цветные рубахи, сермяжные, армячинные зипуны мужиков, синие, алые льняные и бязевые панёвы и сарафаны баб, чёрные рясы монахов, грязно-серые рубища нищих, чудные одежды иноземцев – всё смешалось.
Синонимы к слову «панёва»
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Как на Руси девушек в поньку загоняли, и Что можно было узнать о женщине по её одежде
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Что такое понёвы и как по ним отличить девушку от замужней бабы
Понёва, длинная крестьянская юбка из нескольких кусков ткани, хоть и была традиционным элементом женского костюма, но носить ее следовало по правилам. В исследованиях этнографов можно найти упоминания о цветах этой одежды. Например, красный — для повседневного ношения, черный или «чернушка» — во время грустных событий жизни, а именно после смерти близкого родственника (это называлось «большая печаль»). Синий цвет символизировал грусть при «меньшей печали», то есть когда закончился годичный траур по усопшему. Строгого закрепления цветов не было, к тому же в различных областях они могли означать разные ситуации.
В разных губерниях были свои предпочтения. Под Смоленском носили понёвы-растополки, то есть те, у которых бока были открыты. Рязанские жительницы предпочитали гофрированные модели, а под Тамбовом и Орлом в ходу были так называемые кульки, понёвы, подтыкаемые за пояс.
По виду понёвы можно было судить о возрасте ее обладательницы. К примеру, замужние женщины нередко обшивали подол снизу шерстяными нитками, а для девушек, которые еще не были замужем подходили атласные ленты. Но самым точным признаком был рисунок, наносимый на ткань. Если женщина недавно родила и при этом она проживала в Воронежской губернии, то на ее понёве обязательно находился рисунок в виде «орлиного глаза».
Женщины шили одежду своими руками и носили ее очень аккуратно. Часто понёвы передавались по наследству дочери или внучке. Молодые девушки заготавливали этот вид одежды как приданое. По количеству понёв судили о достатке семьи.
Как девочек «в поньку загоняли»
Были и ограничения, правда касались они совсем маленьких девочек — они не носили понёву. Надевали на будущих невест холщовые рубашечки, а поясок был красного цвета. Так продолжалось до тех пор, пока девочка не достигала половой зрелости. И вот тогда на нее надевали понёву, но не просто так, а в процессе особенного ритуала.
Проходил он очень интересно. Когда наступал день именин, родители приглашали в гости всю родню. Девочку же ставили на широкую лавку, по которой она должна была прохаживаться. Мать же двигалась параллельно с дочерью, держа в руках распахнутую понёву и одновременно призывая свое чадо «вскочить» в одежду. По традиции девочка должна была долго и упорно игнорировать эти просьбы, но после быстро «запрыгнуть» в понёву. Все, наступал долгожданный момент, когда ее можно было звать замуж. Так как этот предмет одежды являлся символом физической зрелости, готовности к вынашиванию и рождению ребенка. Назывался этот ритуал «загнать в поньку». Подменить мать могли братья девочки, если они были старшее ее, но чаще всего все же придерживались первого варианта. Исследователи считают, что этот обряд был не только символическим, но преследовал также и практические цели: когда у женщины бывали критические дни, то длинная и плотная юбка скрывала возможные казусы от посторонних глаз.
Венчальные понёвы – и в них извольте с разбегу заскакивать
На Руси девушки редко засиживались в девках и достигнув совершеннолетия быстро выходили замуж. Есть немало этнографических исследований, где понёва описывается как одежда невесты. Например, Борис Куфтин отмечает, что в некоторых областях девушкам не разрешали носить такой наряд до свадьбы. Иначе говоря, существовали венчальные понёвы, которые шили специально для этого торжественного события и хранились в сундуке до поры, до времени. Интересно, что надевали ее примерно так же, как и во время обряда «загона в поньку». Только в этом случае держала в руках одежду и всячески уговаривала молодую впрыгнуть в нее не родная мама невесты, а ее крестная. Дальше все было как обычно — невестушка ходила взад-вперед по лавке, делая вид, что не собирается исполнять просьбы крестной, и лишь потянув хорошенько время запрыгивала в поньку.
Бывало, что девушка охотно прыгала в понёву, ведь после этого ее торжественно вели под венец. Это случалось, когда брак заключался по любви. К сожалению, такие случаи не были слишком распространенной практикой на Руси. В отдельных селениях были свои правила: венчалась девушка в своей обычной одежде, а вот новую понёву торжественно надевала только после того, как брак был заключен.
Не только маленьким девочках приходилось ходить без понёвы, в рубашке. Это ограничение распространялось еще на некоторую прослойку женского населения. Ходить всю жизнь в рубахе, надевая сверху девичью юбку, носящую название «подол» или специальный фартук (его называли запон) должны были вековухи. Так называли женщин, которые не вышли замуж. Грустное правило, ведь таким образом можно было сразу понять, каков статус девушки. Возраст уже немалый, а одета в рубаху — понятно, что перед вами так называемая старая дева.
Монахиням тоже категорически запрещалось надевать понёву. Это было следствием добровольного отказа от мирской одежды и принятия обета безбрачия. Когда монашка облачалась в черную одежду, это приравнивалось к символическому наложению венца. Девушка навсегда отказывалась от земных плотских радостей, от супружества. Она не выходила замуж, не рожала детей. Монахинь называли христовыми невестами, это были другие, не мирские женщины. Понёва же символизировала замужество и рождение малышей, потому о ней скромным и набожным служительницам церкви даже думать было нельзя.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Русская понева
Понёвой (далее – понева) называется один из предметов исконно русского народного гардероба, а именно юбка. Носили ее исключительно замужние женщины и шили ее из кусков материи (чаще из шерсти клетчатой расцветки). Носить поневу можно было и уже просватанным девушкам, а также при достижении зрелости. Что же означает слово «понева»? Само слово переводится с древнего славянского как «полотенце» или «кусок ткани». Понева была популярна больше на юге Руси, а также в Белоруси. По данным ученых, первые поневы возникли в деревнях в девятнадцатом веке. До этого же женщинам приходилось носить рубаху с сарафаном.
Носить такую юбку-поневу было принято с кичкой. До надевания поневы девочки до пятнадцати-шестнадцати лет носили рубахи, которые опоясывали поясами из шерсти. При взрослении девочек проводился специальный обряд по надеванию поневы, к котором участвовала мать. Во время этого обряда девушка буквально «вскакивала» в юбку. После этого к девушке можно было посылать сватов.
Обычно женщина, надевшая поневу, уже не снимала ее в течение всей жизни. Однако с возрастом менялся покрой, а именно количество ярг (кусков ткани). У рядовой крестьянки в те времена было около десяти-пятнадцати понев. Каждая имела свое предназначение (Пасха, Рождество, похороны, поездки и другие поводы).
Разновидности понев по покрою и расцветке
Саму ткань делали на специальном станке, ширина которого была около 35 сантиметров. Поэтому чаще всего понева состояла из трех кусков (трехполая). Надевать юбку нужно было сверху рубахи, обернуть ее вокруг бедер. Специальным шнуром из шерсти – гашником, юбка укреплялась. То, как именно носили юбку, значительно отличалось в зависимости от региона. Иногда на поневу надевали фартук или передник. В зависимости от покроя понева могла быть «открытые» или «глухие». Первые – распахивались, а вторые – нет.
Таким образом, «наборную» поневу изготавливали из четырех частей. Три – из клетчатой расцветки, прошву – из одноцветной шерсти. Детали соединяли при помощи шнура-вздержки. Место, где была прошва, украшали вышивкой или тканью с орнаментом.
Важна была и расцветка поневы. Обычно она была своя в зависимости от региона. Но теперь четко установить принадлежность сложно.
Были следующие виды понев:
Что таила в себе юбка-понева?
Интересно, что по орнаментам и цветам можно было определить сколько лет хозяйке, какой у нее достаток, сколько у нее детей и другое. Юбки-поневы носили женщины вплоть до двадцатого века. Длина поневы была до середины голеней и даже до щиколоток. Это также зависело от района проживания. Но, если юбка мешала во время работы, то можно было ее подворачивать или поднимать за пояс. Делали это не только на работе, но и на праздниках. Так женщина хвасталась красиво расшитым подолом. Вначале, как только эта одежда появилась, составные части между собой не сшивали. Держались они только с помощью пояса.
Поневы были двух видов: повседневные и праздничные. Первые шили из грубой шерсти, они были короткими и имели мало узоров и украшений. Вторые были целым искусством! Брали дорогую, качественную шерсть. Юбка-понева для праздников была длинной, вся усыпанная блестками, обшитая кружевами или тесьмой, шнурами. Но располагались все эти элементы не хаотично, а строгими полосками по горизонтали, и по вертикали (на месте стыков кусков ткани). Разумеется, у молоденьких женщин были самые расшитые и яркие поневы.
Таким образом, понева у наших предков была далеко не обычной одеждой. Одно только ее надевание сопровождалось целым обрядом. А какие цвета, узоры, особенности ткани, украшения! Понева в свое время была «опознавательным» признаком: по ней можно было определить стала ли девушка взрослой, сосватана она или уже замужем. Ведь женщины отличались большой скромностью, чтобы открыто говорить о своем желании выйти замуж.
Значение слова «понёва»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Существовал обряд — одевание поневы, который говорил о том, что девушка уже могла быть просватанной.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
понёва
1. элемент русского народного костюма, женская шерстяная юбка замужних женщин из трёх (или более) кусков ткани (как правило, тёмно-синей клетчатой или полосатой) с богато украшенным подолом ◆ Спустя несколько дней, у Марфы завёлся новый передник, запонка, серьги и позумент на подоле понёвы. Д. В. Григорович, «В ожидании парома», 1857 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Понёва в Рязанской, Тамбовской, Тульской, а отчасти и в Курской губерниях ― юбка из трёх разнополосных полотнищ. П. И. Мельников-Печерский, «На горах. Книга вторая», 1875–1881 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Скромные старушки в белых платках, и серых кафтанах, и старинных понёвах, и башмаках или новых лаптях стояли позади их. Лев Толстой, «Воскресение», 1899 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: анекдотичный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Понёва – традиционный элемент женской одежды на Руси
Понёва – юбка из шерсти, состоящая из 3 и более тканевых кусков. Характеризуется богатой расцветкой, украшенным подолом. Юбка закреплялась на талии посредством шерстяного шнурка (гашника) и оборачивалась вокруг бедер. Понёва носилась женщинами, достигшими замужнего возраста. Нередко она выступала в качестве элемента свадебного наряда.
«ПОНЁВА. Домотканая шерстяная юбка старая национальная одежда белорусских и южнорусских крестьянок». (Толковый словарь Ожегова).
Что означает слово «понёва»?
Правильное название этого элемента – «понёва». В некоторых источниках встречаются и другие версии произношения: «панева», «понява» и т.д. В различных губерниях буква «ё» могла произноситься по-разному, отсюда и такое разнообразие названий.
Изначально исследователи считали, что слово «понёва» имеет следующие значения:
Согласно одной из версий считалось, что такое название имел не сам элемент одежды для женщины, а материал, то есть шерстяная ткань, украшенная клетчатым рисунком.
Большинство историков и этнографов сходятся во мнении, что это слово все же обозначает набедренную одежду.
Отличие поневы от другой одежды
Понева – одежда, которая похожа на юбку, но имеет свои уникальные отличительные черты. Она изготавливалась из лоскутов ткани, которая изготавливалась на ткацком станке. Его ширина превышала 35 сантиметров, поэтому не удивительно, что для одной юбки требовалось сразу нескольких полотен.
Главным элементом народного костюма выступала рубаха. Ее носили, и молодые девушки, и женщины в возрасте. Поверх рубахи надевались другие элементы. На юге Руси таким предметом одежды и была понёва. Существовал даже обряд – когда женщина выходила замуж, то надевала шерстяную юбку. В дополнение к ней шла особая нагрудная, а также плечевая одежда, головной убор. Этот комплект назывался понёвный.
«. наряд составляют: белая рубашка, клетчатая тёмно-синяя шерстяная понёва, с синею прошвою напереди, с обшивкою из красного кумача и позумента вокруг подола и с 2 продольными полосками сзади…» (Н.И. Второв)
Лоскуты ткани могли сшиваться не полностью. Некоторые юбки имели разрез сбоку или спереди. Длина юбки поневы соответствовала рубахе и могла достигать щиколоток, икр. Зависело это от традиций в конкретном регионе. Юбку поднимали до груди или опускали ниже линии талии. В процессе работы подол подворачивали и засовывали за пояс. Этот прием использовали и на праздничных мероприятиях. Таким образом, женщина могла продемонстрировать, как красиво была вышита ее рубаха.
Делали юбку поневу обычно дома, хотя можно было заказать ее у других мастериц, купить на рынке. Выкройка для юбки не требовалась, так как для изготовления нужны были только обычные прямоугольные полотна. Единственная хитрость заключалась во вставке гашника.
Ткань для поневы ткали из крапивы, конопли и шерсти. Допускалось использовать холщовую подкладку. Пояски делали из льняных, либо крученых шерстяных ниток. Обычно они имели вид шнура, но некоторые мастерицы изготавливали гашники с тонкой тесьмой, украшая их кистями.
Юбка понева в разных губерниях
Юбка понева в 20 столетии позволяла определить принадлежность к конкретной деревни, уезду или губернии. Знающему человеку хватало одного взгляда, чтобы узнать, приехала женщина из Москвы или Тульской губернии.
В каждом регионе был свой подход к оформлению юбок:
Указанные данные подтверждаются многочисленными археологическими находками и этнографическими экспедициями.
Шерстяная юбка понева отражала достаток семьи, позволяла определить возраст и количество детей. На это указывал цвет вышивки, количество и сложность узоров, наличие дополнительных украшений.
Варианты кроя женской поневы
Отличалась женская понева не только по расцветке, но и крою. Выделяют следующие варианты юбок:
Оба варианта встречались в южной части России. Распашные поневы подразделялись на растополку и разнополку. Первый вариант шерстяной женской поневы имел три полотна – одно находилось спереди, а остальные – сзади. Растополка предполагает сразу два открытых бока.
Разнополка также представлена 3 полотнами, но уже разной длины. Самое короткое находилось справа. Трети остальных отворачивали, после чего закидывали за пояс. Такой способ ношения назывался подтыком.
В Курской, Пензенской, Тамбовской и некоторых других губерниях понёва носилась с открытым полотнищем спереди, при этом углы затыкали за пояс.
Полностью глухие поневы были больше всего похожи на традиционные юбки. Они включали четвертое тканевое полотнище. Оно называлось прошвой. Делали его из отличающихся видов ткани. Прошва имела меньшую длину и была похожа на передничек. Прошва украшалась разными видами вышивки. Узоры и цвет зависели от возраста женщины. Самые нарядные были у еще незамужних девушек, молодых жен. Если в семье был траур, то надевалась юбка с белой прошвой и аналогичного цвета вышивкой. В зависимости от региона, значение цвета могло отличаться.
Понева с прошвой появилась вначале 20 века. Ее одевали крестьянки, которые направлялись в город. Носить подотканную юбку в городе было зазорно.
Варианты украшения понёвы
Женская понева подразделялась на праздничную и будничную. Будничная была максимально простой, практически не украшалась. Исключение составляла тесьма, которой пришивали по подолу. Праздничные юбки были ярче и разнообразней. Количество и тип украшений говорил о богатстве семьи, а также таланте мастерицы. На юбку пришивали разноцветные пуговицы, нашивки, делали вышивки. Украшали русскую понёву и бубенчиками, блестками. Самые «богатые» юбки были у замужних женщин. Понева могла быть абсолютно разной, но обязательно включала полосы красного, черного и белого цветов. Это основные цвета, особо почитаемые среди славян.
В некоторых регионах Рязанской губернии делали гофрированные юбки поневы. Для этого готовую вещь складывали по клеточкам и прочно перевязывали веревкой. Затем ее укладывали под хлеб, который только достали из печи. В итоге получались естественные складки, которые не расходились со временем.
Русская понева – смена моды
Изначально поневу носили женщины из разных сословий, но в 20 столетии пришла новая мода. Из городской одежды эта юбка стала атрибутом крестьянского быта. Если дворовая девушка попадала в немилость, то она должна была носить поневу.
Несмотря на новые тенденции в моде, русская понева заняла свое место в истории, как один из самых красивых компонентов традиционного народного костюма. Это была очень практичная и удобная вещь. Сегодня элементы народных костюмов снова набирают популярность. Понева – это одна из тех вещей, которую можно легко сделать на современный лад и использовать в повседневной жизни.