что означает слово яко
Значение слова «яко»
Я́КО, союз. Устар., теперь шутл., ирон.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Я’КО, союз (книжн.-церк. устар., теперь шутл., ирон.). Как, что; ибо, потому что. Я. благ, я. наг, я. нет ничего. Шутл. поговорка. Лакей Готлиб, я. немец, получал с едой четыреста восемьдесят рублей в год. Салтыков-Щедрин.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
1. устар. точно, словно, как ◆ Видел, видел нечестивых, // Вознесённых яко кедр; // Но по неких днях бурливых // Я их места не обрел. Державин, «Утешение добрым», 1804 г.
2. устар. будучи кем-либо или чем-либо, в качестве кого-либо или чего-либо, как ◆ И того ради, существенная видится в том нужда, дабы можно было мне, яко градоначальнику, издавать для скорости собственного моего умысла законы, хотя бы даже не первого сорта (о сём и помыслить не смею!), но второго или третьего. Салтыков-Щедрин, «История одного города», 1870 г.
3. устар. так как, поскольку, оттого что, потому что ◆ Яко всякое даяние благо, и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Тебе, Отца Светов. Заамвонная молитва на Литургии
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: детальность — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Что означает слово яко
Смотреть что такое «ЯКО» в других словарях:
яко — (2) 1. Сравнит. союз. а) Присоединяет слова и предложения, служащие сравнением как: А поганаго Кобяка изъ луку моря отъ желѣзныхъ великыхъ плъковъ Половецкыхъ, яко вихръ выторже (Святослав). 21 22. А ты, буи Романе, и Мстиславе! храбрая мысль… … Словарь-справочник «Слово о полку Игореве»
ЯКО — ЯКО, союз (книжн. церк. устар., теперь шутл., ирон.). Как, что; ибо, потому что. Яко благ, яко наг, яко нет ничего. шутл. погов. «Лакей Готлиб, яко немец, получал с едой четыреста восемьдесят рублей в год.» Салтыков Щедрин. Толковый словарь… … Толковый словарь Ушакова
яко — ровно, будто, что, словно, как, будто бы, словно бы, точно, в качестве, подобно как, потому что, как бы, так, как будто Словарь русских синонимов. яко см. как бы 2 Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е … Словарь синонимов
яко — ЯКО, арх., Как, словно; чтобы как. – Пошто хоронишься, яко зверь? (2. 59); …И к тому к таковым злым не помешаютца да не в горшее впадут тяжести ж ради греха опитемьям подлагаемы да будут, яко да явитца истинное тех покаяние (3. 394 395) … Словарь трилогии «Государева вотчина»
яко — яко, союз … Русский орфографический словарь
яко — союз. Устар. 1. Присоединяет сравнительные обороты; словно, точно, как. Увидел меня и исчез, яко дым. Мудрый, яко змий, и кроткий, яко голубь. 2. Присоединяет обороты, имеющие оттенок сравнения; в качестве, как. Взятки берёт, но яко благодарность … Энциклопедический словарь
яко — союз.; устар. 1) Присоединяет сравнительные обороты; словно, точно, как. Увидел меня и исчез, яко дым. Мудрый, яко змий, и кроткий, яко голубь. 2) Присоединяет обороты, имеющие оттенок сравнения; в качестве, как. Взятки берёт, но яко… … Словарь многих выражений
яко — присл. Св. Наче; як; так як; подібно як; о скільки. Яко отец ти то гварю, жебы с пішов вчытися … Словник лемківскої говірки
Что означает слово яко
яко союз устар. 1) Точно, словно, как. 2) Будучи, в качестве, как. 3) Так как, поскольку, оттого что, потому что.
188 Яко (2) 1. Сравнит. союз. а) Присоединяет слова и предложения, служащие сравнением — как: А поганаго Кобяка изъ луку моря отъ желѣзныхъ великых. смотреть
Яко (2) 1. Сравнит. союз. а) Присоединяет слова и предложения, служащие сравнением — как: А поганаго Кобяка изъ луку моря отъ желѣзныхъ великыхъ плъков. смотреть
союз. устар., теперь шутл., ирон. 1. сравнительный. Присоединяет сравнительные обороты; означает: словно, точно, как.[Пар], поклубившись по харчевне, в. смотреть
Я́КО, спол., заст.Як (див. як³).Розлилася кров гаряча, Яко вода по землі (П. Чубинський);Він завжди був певним, що заслуги його, яко патріота, не загин. смотреть
яко я́ко»как», церк., укр. я́ко, др.-русск. ɪако «что, так как, так что, чтобы, потому что», ст.-слав. ако, ѩко (подробно см. Дильс, Aksl. Gr. 76 и сл. смотреть
1) Орфографическая запись слова: яко2) Ударение в слове: `яко3) Деление слова на слоги (перенос слова): яко4) Фонетическая транскрипция слова яко : [`а. смотреть
союз уст., теперь шутл., ирон.1) сравнит. como, igual que2) присоед. como, en calidad de
‘яко, союз Синонимы: будто, будто бы, в качестве, ибо, как, как будто, как бы, подобно как, поелику, понеже, потому что, ровно, словно, словно бы, так. смотреть
— что, потому что, как, так как, так что.Синонимы: будто, будто бы, в качестве, ибо, как, как будто, как бы, подобно как, поелику, понеже, потому что. смотреть
союз уст. шутл. 1) сравн. come; a / in guisa di 2) присоед. come, tale quale Итальяно-русский словарь.2003. Синонимы: будто, будто бы, в качестве, ибо, как, как будто, как бы, подобно как, поелику, понеже, потому что, ровно, словно, словно бы, так, так как, точно, что. смотреть
яко союз (1) другим наставникам повелено хранить его яко зеницу ока.Пр11.
ЯКО союз (книжн.-церк. устар., теперь шутл., ирон.). Как, что; ибо, потому что. Яко благ, яко наг, яко нет ничего. Шутл. поговорка. Лакей Готлиб, яко немец, получал с едой четыреста восемьдесят рублей в год. Салтыков-Щедрин.
Яко нар. Какъ. Употр. преимущ. въ выраженіи: яко мо́га. Изо всѣхъ силъ. См. Як. Біжи, яко мога; щоб там ні кричало, — не оглянься. Шевч. 16. Словарь української мови: в 4-х тт. / За ред. Б. Грінченка. — К., 1907—1909.— Т. 4. — С. 539. смотреть
И если посмотрим чрез истории, АКИ чрез зрительныя трубки,
на мимошедшие веки, увидим все худшее в темных,
нежели в светлых учением временах
[Петр I]. Регламент или устав духовной коллегии (1721)
1) Существующая этимология
Этимология по А. Е. Аникину (Русский этимологический словарь, 2007)
Происходит от ст.-слав. ак «как, как-бы», «что». Широкое распространение аки в народной речи препятствует его пониманию только как церк.-слав. (книжн.) слова. Возможно, наряду со ст.-слав. ак рус. аки возникло из праслав. *ako (см. ако, там же и об отношении к формам на j- ср. др.-русск. кы акы) под влиянием образований типа ст.-слав. мал «мало», ст.-слав. страх «из страха», исходно форм. твор. мн. Допускается также происхождение из прасл. *a + част. *ky, ср. *ako *a + *ko.
б) Викисловарь/яко. Значение: устар. точно, словно, как… Этимология – нет.
в) Викисловарь/як II. Значение: как. Этимология по Максу Фасмеру (не точно передана)
Происходит от праслав. *ka-, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. какъ, какыи, како, ст.-слав. какъ греч. tis, poios, како pos,opos, болг. како «как», сербохорв. како, као «как», словенск. kak «какой», kak, kаkо «как», др.-чешск. kaky «qualis», kаkо, др.-польск. kaki. Праслав. форма восходит к праиндоевр. *kwo- «тот, какой, который», ср. лит. koks «какой», ирл. сaсh «каждый», кимр. раwb.
2) Применение термина в русском языке
а) Словарь русского языка XI-XVII вв., М., 1975, вып. 1; http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_1.pdf
Акъ, союз. Как. «Имеи съверьстьники аки братию меньшяя акъ чада: стареишая акы отьця. Изб. Свят., 1076 г.
б) Традиция – русская энциклопедия; https://traditio.wiki/
«Ак»/«як» [jak] — краткая форма и/или сокращение от «аки» и древнее диалектическое слово в современном русском значении «как», до сих пор используется в некоторых славянских наречиях и диалектах (болгарском, просторечно-русском и в части литературно-русского, украинском, польском и т.д.).
в) Национальный корпус русского языка
* А. С. Пушкин. История Пугачева (1833): «Наш всемилостивейший монарх, АКИ орел поднебесный, во всех армиях на один день бывает; а с нами всегда присутствует».
* А. П. Чехов. Экзамен на чин (1884-1885): «Он вспыхнул, и с той поры восстает на меня, АКИ Саул».
3) Обобщение и вывод
Союз «акъ» (аки) применялся в переводах Библии, богослужебных текстах, в литературных переводах, светских актах и в более поздних литературных произведениях с момента возникновения русского языка и по настоящее время.
Мы не знаем праславянского и славянского языка, следовательно, объяснить логически этимологию «союза» не представляется возможным, не с чем сравнивать.
Вывод
Целесообразно, рассмотреть союз «акъ, аки, як, яко» в связи с терминологией иврита. Нет ли там подобного.
4) Терминология иврита
См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878
http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_202.htm
б) Библейский образ (примерно 3500 случаев применения слитного предлога)
Бытие 6:22: «И сделал Ной все: как (КЕ) повелел ему Бог, так он и сделал».
Религиозные нормы формируют этнокультурную традицию, которая влияла и влияет на жизнедеятельность людей, в т.ч. и на формирование лексикона, хотя большинство людей этого не осознают. «Что бы ни воображал индивид о своей самостоятельности, он не может выпрыгнуть за пределы исторически сложившейся на территории религии» (Гегель).
Значение слова яко
Яко в словаре кроссвордиста
яко — город и городская коммуна в Буркина-Фасо, в Северной области страны. Расположен на севере центральной части страны, в 109 км к северо-западу от города Уагадугу, на высоте 301 м над уровнем моря.
1.Употребляется при присоединении сравнительных оборотов и сравнительных придаточных предложений, соответствуя по значению сл.: как, словно, точно. отт. Употребляется при выражении сравнения с оттенком приравнивания, соответствуя по значению сл.: подобно тому как, так же как. отт. Употребляется при выражении условно-предположительного сравнения.
2.Употребляется при присоединении слов и словосочетаний с оттенком сравнения, характеризующих объект по его сущности или функции, соответствуя по значению сл.: в качестве, будучи. отт. Употребляется при присоединении предложений, уточняющих, раскрывающих или дополняющих содержание ранее сказанного.
Большой современный толковый словарь русского языка
союз устар.
1) Точно, словно, как.
2) Будучи, в качестве, как.
3) Так как, поскольку, оттого что, потому что.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
яко союз устар.
1) Точно, словно, как.
2) Будучи, в качестве, как.
3) Так как, поскольку, оттого что, потому что.
Толковый словарь Ефремовой
союз (книжн.-церк. устар., теперь шутл., ирон.). Как, что; ибо, потому что. Яко благ, яко наг, яко нет ничего. Шутл. поговорка. Лакей Готлиб, яко немец, получал с едой четыреста восемьдесят рублей в год. Салтыков-Щедрин.
Толковый словарь русского языка Ушакова
Полный орфографический словарь русского языка
точно, словно, как будучи кем-либо или чем-либо, в качестве кого-либо или чего-либо, как так как, поскольку, оттого что, потому что такой как
Даруй им семя класяно, да всякое самодовольство имуще, изобилуют на всякое дело благое и тебе благоугодное; и да узрят сыны сынов своих, яко новосаждения масличная окрест трапезы их; и благоугодивше пред тобою, воссияют, яко светила на небеси, в тебе, господе нашем.
Приими убо и мене, Человеколюбче Господи, якоже блудницу, яко разбойника, яко мытаря и яко блуднаго, и возми мое тяжкое бремя грехов, грех вземляй мира, и немощи человеческия исцеляяй, труждающияся и обремененныя к Себе призываяй и упокоеваяй, не пришедый призвати праведныя, но грешныя на покаяние.
Согрей сердца наша теплотою Духа Твоего Святаго, да не тща будет молитва наша за души от нас преставльшихся раб Твоих, и даждь убо нам со дерзновением и неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, яко Ты еси упование наше и прибежище; припадаем пред Тобою, в Троице покланяемый и прославляемый Боже наш, и Тебе единому приносим молитву нашу в скорбех и болезнех наших, в радости и печали, яко ты еси утешение наше, радование наше, сокровище наше и жизни нашея Податель: от Тебе бо исходит всяко деяние благо и всяк дар совершен.
будьте то, что вы были.Тысяща лет во очах твоих, Яко вчерашний день,И яко строжа нощная.Лета наши яко сон проходят:По утру они яко зеленеющая трава:По утру она цветет и зеленеет,И сгорая от солнца, ввечеру засыхает.Живем, тебя гневим и разрушаемся:И вдруг от ярости твоея исчезаем.Представлявши пред себя беззакония наши,И сокровенныя наши прегрешения пред светом лица твоего.Сего ради дни наши погибают предо гневом твоимОкончаем лета наши, яко краткий разговор.Время жизни нашея у некоторых семьдесят лет:Да и сия толь краткая жизнь наполненна попечениями и горестьми.Так резко по морю бежит корабль и отлетает от него.Кто познавает величие твоего гнева,И ярость твою тако, чтобы он боятися тебя научился?Научи нас исправно исчисляти дни наши;Дабы мы премудрое получили сердце!Доколе не обратишися к нам?
На войсковой раде командиром отряда выбран полковник Яков Сидловский, яко муж заслуженный и по части морских походов известный, есаулом к нему приставлен Василий Пишмич, хорунжим — Яков Качалов.
Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Крест Господень, прогоняй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшего силу диаволю, и даровавшаго нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякого супостата.
Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшаго силу диаволю, и даровавшаго нам тебе, Крест Свой Честный, на прогнание всякого супостата.
Старейшимъ себѣ честь воздавай и поклонение твори, среднихъ яко братию почитай, маломожных и скорбных любовию привечай, юнейших яко чада люби — вс яко му созданию Божию не лихъ буди.
Удивительно, что самое нужное в человеке коснее и позднее созидается, яко сердце есть существом человеческим, а без него он чучелом и пнем есть.
Григорий Саввич Сковорода
Иные також все вязни от зачатия нынешней войны пойманные, так духовные, яко и мирские, шляхта и войсковые люди, старшие и молодшие и челядь разная вс яко го чину и полу и богомолия люди, также казаки Украинские, Татарове, под Королевским Величеством живущие, земляне и иные все служилые, хотя и в молодых летах будучие, так вкоруне Польской, как и в Великом Княжестве Литовском, в местностях, или в домах, или в бою, в замках, в местах, и где ни есть пойманные, хотя б ныне, в вязенье были, или на службе Его Царского Величества и у Господ Бояр заставали, хотя б там в Государстве Его Царского Величества с Русскими особами поженились, или на веру Русскую перекрестились, либо на дворах Князей, во владении Его Царского Величества будучих, или у мещан по городам в работе обреталися, также и Жидов тех, которые в веру Русскую не крестилися, всех с женами и с детьми и с животами их, ни кого не тая, и к заставанию не принуждаючи, доброю верою в сторону Его Королевского Величества и Речи Посполитой взволить и выпустить Его Царское Величество укажет; и которые б из них похотели в сторону Его Царского Величества добровольно остаться, то им вольно иметь быть. А которые Польского и Литовского народу женский пол и Жидовки вышли замуж за Русских людей: и тем оставаться в сторону Его Царского Величества при мужьях своих. — Цит. за Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. Том 1. С 1649 по 1675. СПб., 1830. с. 662.)
И возсия ныне стольный и преславный град Москва, яко вторый Киев, не усрамлю же ся и не буду виновен нарещи того, — и третий новый великий Рим, провозсиявший в последняя лета, яко великое солнце в велицей нашей Русской земле(Памятники литературы Древней Руси: середина XVI века, М., 1985, с. 312)
Егда на Крымских Татар Росииския царския полки ходиша, аз смиренныи о всем вышеписанном яко старец сыи глаголах необинуяся оучих и молих и доносих началствующим, с молением и написании, еже бы еретикам, иноверцам над христианы въ полках началниками не быти и мене благородная государыня царевна София Алексеевна в том послушати тогда не изволила, такожде и князь Василии Голицын, вождь бывшии въ те походы царского пресветлого величества премногих полков, не сотвори сего (цитата с сайта Библиотека Яко ва Кротова)
Сий преподобный отецъ нашъ Стефан бѣ убо родом русинъ, от языка словеньска, от страны полунощныя, глаголемыя Двиньскиа, от града, нарицаемаго Устьюга…… Но кудесникъ, часто приходя, — овогда убо втаю, овогда же яве — развращаше новокрещеныя люди, глаголя: «… Мене слушайте, а не слушайте Стефана, иже новопришедшаго от Москвы… Лѣпо вы есть мене слушати паче: аз бо есмъ вашъ давной учитель, и подобаше вамъ мене послушати, старца суща и вам аки отца, паче, нежели оного русина (то есть Стефана), паче же москвитина (москвича), и млада суща пред мною врьстою телесною и малолѣтна, уна суща возрастом, лѣты же предо мною яко сына и яко внука мнѣ.
Тогда же по случаю бѣжа плѣнникъ ис Казани, некий отрок, русинъ, и, западше, лежаще, утаяся в дубровѣ, по страну путя того, ждущий, докуду минетъ весь полкъ татарский, чтобы востати от места того и паки бы побѣжать, не блюдяся, к Руси.И егда отрокъ слыша поюща стихь, и, воставъ от лежания своего, и мнѣвъ поюща его стихь быти русина, не бояся, радостен изыде оттуду, и потече из дубровы на путь свой, и явися тому, окаянному варвару, прежде бывшему попу. Он же, видя отрока ярыма своима очима звѣриныма, и похватив мечь нагъ, и хотѣ отроку главу отсѣщи. Пленник же паде на землю з горкими слезами, милости прося у него, чтобы не убиенъ былъ от него. И сказа ему о себѣ, яко «Плѣнникъ есмь, русинъ, бѣжа ис Казани на Русь, и слышах тебя, по-руски поюща великий стихь Богоматере, еже любезнейши есть той стихь всѣх стиховъ Богородичных, и у нас его на Руси честно поють, славяще Пресвятую Богородицу, молитвенницу и заступницу нашу, и чаяхъ тебя русина быти и явихся, господине, лицу твоему, не бояся!»
И бияхуся с русию, выѣзжая по седьмь дней, не дадяху руси ко граду приступовъ чинити. Рустей же силе велице суще и всегда казанцев прогоняху, биюще: на единаго бо казанца сто русинов, а на два двѣсте.…И много сѣкшеся казанцы, и многих от вой руских убивше, и сами ту же умроша, храбрыя, похвално на земли своей. Како бо можаху битися казанцы с такими рускими силами многими, яко быти на единаго казанца русинов 50!…Воин же той русинъ остави то все в мечети грабити и тече к дружине своей и повѣда имъ о цари, с ними же и поскочи на царя, а иныя на жены устремишася.…И воина же русина, приведшаго царя, и други его, сребром и златом ис казны своея понемалу одаривъ и свѣтлая портища подавъ имъ, и паки отпусти их на сѣчю казанцевъ. И радостно потече з друзи своими, вземше корысть добычи своея от самодержцевы казны.
Пришедъше бо римляне, плѣниша Иерусалимъ и разбиша ú до основаниа его. Иудейство оттолѣ погыбе, и законъ по семь, яко вечерьнѣи зарѣ, погасе, и расѣяни быша иудеи по странамъ, да не въкупь злое пребываеть.
Слово о законе и благодати
Аще наказание терпите, тогда яко сыном обретается вам бог. Аже ли без наказания приобщаетеся ему, то выблядки, а не сынове есте.