Что означает вайнах на чеченском языке слово
Вайнахи
Всего: свыше 2,5 миллионов человек
Вайна́хи, вайна́х, на́хские наро́ды — этническая общность народов и народностей Северного Кавказа (небольшая часть в Грузии) — чеченцы (нохчий), ингуши (галгай), аккинцы (аккий), орстхойцы (орстхой), бацбийцы (бацой), кистинцы (кей-йиста). Говорят на родственных нахских языках. Общая численность — свыше 2,5 миллионов человек.
Содержание
Общие сведения
Легендарные версии происхождения
Происхождение
Средневековым термином, объясняющим родство этих племен является термин «вaйнах», наш народ.
4 тысячелетие до н. э.
2 тысячелетие до.н. э.
В этногенезе вайнахов возможно приняли участие позднее вторгавшиеся и/или селившиеся на Северном Кавказе индоиранцы, скифы, сарматы и др. народы, с неясным происхождением и языковой принадлежностью.
Носители Кобанской культуры, часто сближается исследователями с Западным Кавказом — Колхидской культурой, однако ряд учёных связывает происхождение протовайнахов и с Северо-Восточным Кавказом, где в эпоху перехода от Бронзового века к Железному, господствовала Каяхентско-Хорочоевская культура, таким образом возводя вайнахские народы к нахско-дагестанской культурной общности.
Несколько иное мнение у В. И. Марковина, который писал [6] : «… работами многих археологов и специалистов смежных дисциплин доказано, что под наименованием сарматов и алан скрывался значительный вайнахский компонент».
Создатели и носители Кобанской культуры могли принадлежать к разным этнолингвистическим группам, а именно :
Генетика
Гаплогруппа J2 зародилась примерно 18000 лет назад на Ближнем Востоке и затем распространилась на Балканы и в район Средиземноморья. Представители гаплогруппы J2, вероятно, составляли значительную часть населения мезолитических ближневосточных культур, связанных, по мнению многих исследователей, с изобретением земледелия и скотоводства (например, Натуфийская культура, ассирийцы, финикийцы, этруски[1]).
Гаплогруппа J2 вейнахов\ингушей под 90 процентов. гаплогруппа вайнахов\чеченцев J2 под 60 процентов. язык крайне тюрказирован [источник не указан 242 дня]
Состав
Вайнахи: чем на самом деле чеченцы отличаются от ингушей?
Известно, что ингуши и чеченцы – один народ, разделенный в силу исторических и социально-политических причин. Тем не менее, за недолгий период своего размежевания чеченцы и ингуши успели накопить немало отличий.
В современной этнологии чеченцев и ингушей принято объединять общим термином – «вайнахские народы» (чеч. «вайнах», ингуш. «вейнах» – «наши люди»). Именно так идентифицируют себя представители двух кавказских этносов.
Чеченцы и ингуши не создали своей письменности, в связи с чем их история изучалась по летописям соседних народов.
Зачастую эти сведения были обрывочны и не всегда объективны. Тем не менее, сегодня ученые с полной уверенностью могут сказать, что чеченцы и ингуши являются одними из древнейших жителей Кавказа, принадлежащих к вайнахской языковой группе нахско-дагестанской семьи.
Предков ингушей (самоназвание галга́и) историки находят среди племенного союза аланов, учувствовавшего в Великом переселении народов.
Антрополог Виктор Бунак уверен, что среди ингушей древний кавказский (или кавкасионский) тип сохранился «более чем у кого-либо из других северокавказских народов».
Вот как ингушей описывает Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: «По наружному своему виду ингуш сухощав, строен, среднего роста, с резкими чертами и быстрыми глазами на бледном, смуглом лице; цвет волос по преимуществу черный, нос орлиный, движения торопливы и порывисты».
Чеченцы (самоназвание но́хчий), по одной из гипотез, на исторической сцене появились раньше ингушей. Некоторые исследователи, в том числе антрополог Валерий Алексеев, считают чеченцев потомками хурритов, живших во 2 тысячелетии до нашей эры в северной Месопотамии.
В армянских источниках VII века чеченцы упоминаются как «нахча матьян» («говорящие на языке нохчи»). В документах XVI-XVII столетий можно встретить племенные названия чеченцев – ичкеринцы, ококи, шубуты. В русском языке слово «чеченец» стало транслитерацией терминов бытовавших в среде соседних народов – «цацане», «шашены», «чачане».
Внешний облик чеченцев согласно словарю Брокгауза и Ефрона такой: «высокого роста и хорошо сложены. Женщины отличаются красотой. В антропологическом отношении Чеченцы представляют тип смешанный. Цвет глаз варьирует от чёрного до более или менее тёмно-карего и от голубого до более или менее светло-зелёного. В цвете волос замечаются переходы от чёрного к более или менее тёмно-русому. Нос часто вздёрнутый и вогнутый».
Генетические исследования показали, что современные чеченцы и ингуши хоть и относятся к одной и той же гаплогруппе, в этническом плане неоднородны. Генетик Хусейн Чокаев, опираясь на последние данные исследований, пишет, что общий предок значительной части чечено-ингушского этноса — это представитель субгруппы J2a4b (М67), которая зародилась на территории современной Турции примерно 11,8 тыс. лет назад. Носителями такого гаплотипа были, в том числе, карийцы, минойцы и пеласги. Но если ингуши соответствуют группе J2a4b (М67) на 87%, то чеченцы только на 58%.
Со временем чеченцы большей частью расселились по правым притокам Сунжи и Терека. В равной степени местами их проживания стали горы, предгорья и равнины. Ингуши сосредоточились к западу от чеченских поселений, главным образом в верховьях Сунжи.
Первые признаки разделения единого вайнахского этноса, по мнению исследователей, наметились после 1770 года, когда ингуши приняли российское подданство. Вхождение в состав империи привнесло свои особенности в жизненный уклад этого народа. Размежевание между ингушами и чеченцами еще больше усилилось во время Кавказской войны, с перерывами продолжавшейся с 1817 по 1864 годы.
В годы войны именно Чечня стала главным оплотом сопротивления и очагом военно-религиозного движения мюридизма. Согласно этому учению нравственное и политическое возрождение ислама было возможно лишь после свержения иноверного русского ига. Мюридистская пропаганда Кази-Муллы, Гамзата и Шамиля дала богатые всходы на чеченской почве, в то время как ингуши остались в стороне от «войны за веру».
После окончания Кавказской войны обжитые ингушами места для приграничного спокойствия были заселены казаками, которые оставались там вплоть до прихода на Кавказ Советской власти. В 1921 году на территории бывшей Терской и части бывшей Кубанской областей Российской империи возникла Горская АССР, а в 1936 году на карте появилась Чечено-Ингушская АССР.
После распада Советского Союза чеченцы и ингуши снова пошли разными дорогами: в Чечне активизировались радикальные течения, призывавшие к независимости, а Ингушетия решила остаться в составе России. В новой ситуации граница между Чечней и Ингушетией перестала быть условной и со временем разделила два субъекта федерации – Республику Ингушетия и Чеченскую Республику.
Господствующая религия ингушей и чеченцев – ислам суннитского толка. Впрочем, степень его влияния на оба народа разная. Несмотря на то, что ислам в Северный Кавказ начал проникать еще со времен нашествия Чингисхана, большинство жителей Чечни прияли его только в XVIII столетии. В период Кавказских войн через мюридистское движение ислам настолько укрепился в Чечне, что породил там настоящий религиозный фанатизм.
В Ингушетии ислам адаптировался лишь к середине XIX столетия, однако не пустил там глубоких корней. До недавнего времени немало ингушей все еще оставалось во власти древних домусульманских верований, неотъемлемой частью которых был культ семьи и предков. Этот культ обязывал чтить свои святыни, такие как очаг и надочажную цепь. Возле очага готовили пищу, обсуждали важные вопросы, совершали обряды. Надочажная цепь также сохранила связь с традициями. Когда в ингушский дом входил посторонний человек и хватался за надочажную цепь – он попадал под покровительство хозяина, а если к ней прикасался кровник, то он избавлялся от мести.
Современная Ингушетия в значительной степени живет в русле политической и религиозной свободы, что оказывает влияние и на вероисповедание. Если в Чечне официально признан лишь суфийский ислам, то в Ингушетии большое число сторонников салафизма, который многими воспринимается как радикальное течение ислама.
В отличие от ингушей на религиозное сознание чеченцев оказала влияние напряженная социально-политическая обстановка последних десятилетий, из-за чего салафизм не прижился в общественном пространстве Республики. В свою очередь, особенно среди молодежи, растет интерес и стремление к истинному исламу, в строгом соблюдении всех предписаний Корана и религиозных обрядов.
По мнению этнографов, чеченская культура в большей степени, чем ингушская утратила связь с традиционными ритуалами характерными для вайнахов. Так, ингушей возмущает чеченский обычай давать гостю суп, а не специальное мясное блюдо из баранины, куриного или индюшачьего мяса, что практиковалось испокон веков.
Тоже самое можно сказать и о семейных взаимоотношениях. Ингушский мужчина обычно не знакомится со своей тещей, они не видятся на сватовстве, не пересекаются на семейных торжествах и других мероприятиях. Ингуши очень гордятся эти фактом и считают, что их семьи гораздо крепче чеченских.
Есть отличия и в свадебных обрядах. К примеру, если у чеченцев после показа гостям невеста весь день находится в отдельной комнате, то у ингушей принято, чтобы молодая до вечера стояла в углу главного зала и принимала подарки. Ингушки нередко свадебному платью предпочитают национальные наряды, чеченки в этом плане более современны.
Жизненный уклад чеченцев и ингушей в значительной степени определяется тейповой (клановой) структурой. Ингушские тейпы приято называть еще и «фамилиями». Если чеченский тейп может насчитывать сотни фамилий, то ингушский чаще всего ограничивается несколькими десятками, при этом ингушские фамилии чаще всего имеют доисламские корни, тогда как чеченские преимущественно мусульманские.
Ингушский тейп обычно экзогамен. Браки внутри тейпа конечно встречаются, однако не приветствуются. Чеченцы напротив предпочитают создавать браки внутри своего тейпа, чтобы прочнее сохранять родовые связи.
В Чечне тейпы подчиняются крупным военно-политическим объединениям – тукхумам. Всего их девять. У ингушей такого деления нет. В вайнахской среде ингушей традиционно называют «десятым тукхумом», подчеркивая тем самым близость двух соседних народов.
На данный момент в мире насчитывается около 1 млн. 700 тыс. чеченцев. Кроме Чечни они проживают в Ингушетии, Дагестане, Ставропольском крае, Волгоградской области, Калмыкии, Астраханской, Саратовской, Тюменской области, Северной Осетии, за рубежом их больше всего в Турции, Казахстане, Франции, Австрии, Бельгии.
Общая численность ингушей около 700 тыс. человек. Помимо России они также живут в Киргизии, Украине, Белоруссии, Латвии, Турции, Сирии, Иордании, Ливане.
Источник
История вайнахов! Можно ли говорить о том, что чеченцы и ингуши являются единым народом?
Здравствуйте, уважаемые читатели блога «Танцы народов Кавказа». В этой статье я расскажу вам о двух кавказских народах, исторические судьбы которых тесно переплетены. Все мы слышали слово «вайнах» и, скорее всего, вы даже знаете, что так называют чеченцев и ингушей.
Знаете, до поры, до времени мне тоже этих знаний было достаточно. Но, все изменилось, когда в мою роту (я заместитель командира роты, подробнее читайте — здесь) прибыли служить солдаты из Ингушетии. Несколько человек во время ознакомительной беседы сказали, что они вайнахи. Именно в этот момент, мне стало понятно, что я практически ничего не знаю о них. Для того, чтоб пользоваться авторитетом у солдат, нужно еще и уважительно относиться к истории и культуре их народа. Тогда я задался следующими вопросами:
Я потратил кучу сил и времени для того, чтоб найти ответы на эти вопросы. Порой попадались очень интересные статьи на данную тему, но было и такое, что мнения авторов полностью не совпадали. Результатом моего анализа является данная статья. Поверьте, после ее прочтения у вас в голове отложится четкое и структурированное понимание общности и культуру народов, которые называют себя вайнахами.
Вайнахи – краткий исторический очерк
Если открыть словарь чеченского языка, можно увидеть, что слово «вайнах» состоит из двух частей: «вай» — наш, свой; «нах» — люди, народ. Таким образом, в дословном переводе получаем — «наш народ». Многие историки относят вайнахов к древнейшим жителям Северного Кавказа. На это есть основания, ведь археологические раскопки в ауле Нашх доказывают такое мнение.
На сегодняшний день существует несколько распространенных теорий о том, как и где впервые появились вайнахи. В статье о народах Северного Кавказа я уже упоминал о генеалогический схеме грузинского историка Леонтия Мровели, который предложил свое видение появления кавказских народов. Должен отметить, что многие ученые признают его труды.
Это была официальная версия, которая, однако, не может считаться правдивой. Просто, как я отметил выше, некоторые историки придерживаются этих взглядов. Но, сами чеченцы и ингуши рассказывают о самых различных и интересных преданиях о своем происхождении. Есть чеченцы, которые считают, что их прародителем стал Турпал Нахчуо. В фильме в конце этой статьи очень интересно рассказано на данную тему. Я же раскрою вам два других, не менее интересных и правдивых предания, которые тоже имеют своих сторонников и противников.
Первая легенда рассказывает о том, что был некий человек сирийского происхождения, которому грозила кровная месть. Боясь за свою жизнь, он бежал из Сирии и поселился в предместьях аула Нашх. Есть два очень интересных момента в этой легенде. Первый момент указывает на то, что чеченцы и ингуши, все-таки, народы более южные, чем остальные кавказские народы. Второй же момент явно говорит о том, что данная легенда, вполне возможно, была придумана позднее арабами, которые желали распространить среди чеченцев ислам.
Вторая же легенда выглядит намного правдоподобней первой. Она гласит, что чеченцы получили название от местности вблизи аула Нашх (то есть, не было никакого беженца). Кстати, в доказательство этому утверждают, что именно поэтому самоназвание чеченцев звучит как – нохчи. Более того, представители, так называемых, «чистых» тайпов (мы привыкли называть — тейпы) утверждают, что они вышли из аула Нашх. Если вы обратили внимание, я употребил понятие «чистые тейпы».Итак, для справки:
Тайп, тейп (нахск. тайпа: «род, племя») — единица организации вайнахских народов, самоидентифицирующаяся общим происхождением входящих в неё людей, вероятно, изначально имела характер территориального и родоплеменного объединения. От других тайпов отличается чеченский тайп — он не является родом в этнографическом понимании и в некоторых случаях объединял людей по принципам, не обязательно связанным с кровным родством. Тайповые структуры прослеживаются со времён средневековья и к современному историческому периоду продолжают иметь важное значение для большой части вайнахского этноса, хотя в разных районах Чечни и Ингушетии данный термин может восприниматься немного по-разному. Весь период существования тайпа происходили изменения в его организации, а также не прекращалось расселение вайнахов по «не родным» районам своей страны и другим регионам, в результате сегодня в чеченских, ингушских и некоторых дагестанских селениях можно встретить представителей десятков различных тайпов.
На данный момент в Чечне насчитывается свыше 150 тейпов, но основными и самыми древними считаются только 20 из них. Они и называются «чистыми». Мне один чеченский аксакал как-то рассказывал, что в старину очень часто возникали споры и ссоры по поводу того, какой тейп может считаться «чистым». Все споры разрешались благодаря котлу в ауле Нашх. На нем были выгравированы названия всех «чистых» тейпов. Никто не имел права сомневаться в правдивости того, что написано на котле.
Да, ингуши имеют свое самоназвание – гIалгIай. Об этом напишу большую и интересную статью, материал уже готовлю. Подпишитесь на обновления блога, чтоб получать все новые статьи на свою электронную почту. Конечно же, было бы глупо с моей стороны утверждать, что вайнахи осели только на территории современных Ингушетии и Чечни. На самом деле, следы присутствия вайнахов обнаружены в Передней Азии, Иране и на территории Турции. Но там, в силу объективных исторических причин, они были ассимилированы другими народами.
Вайнахи – можно ли говорить о том, что чеченцы и ингуши являются единым народом?
На Северном Кавказе уже давно существует неофициальный термин – Страна вайнахов. Расположена она на Северо-Восточном Кавказе. На данный момент вайнахи являются самым многочисленным горским народом Северного Кавказа. По переписи 2010 года в Чечне проживает 1269095 человек, а в Ингушетии – 412997 человек (всего — 1682092). Кроме того, несколько десятков тысяч человек проживают на Ближнем Востоке. Смотрите видео о чеченцах, проживающих в Израиле.
Думаю, я привел достаточно фактов, которые показывают общность исторических судеб чеченцев и ингушей. Кроме того, можно говорить о том, что культура народов идентична (например, чеченскую лезгинку часто называют вайнахской), хотя, есть существенные различия в некоторых моментах. Оба народа относятся к «нахским», имеют примерно одинаковый язык. Действительно, любой чеченец поймет ингуша, также и наоборот. Вообще, некоторые историки предполагают, что именно языковая идентичность стала важной предпосылкой образования единой общности этих народов.
Но, можно ли утверждать, что чеченцы и ингуши – единый народ? Спросите у них и вы тут же получите ответ. Я бы со своей стороны, не смотря на схожести, не стал бы так однозначно утверждать. Есть много различий у этих народов. Например, в том же языке – разные диалекты, чеченский язык – более «мягкий». Но, есть то, что действительно явно свидетельствуем о том, что эти два народа являются родственными. Заметьте, я не сказал, что они являются единым народом. Как вы думаете, что это?
Перелопатив массу литературы на эту тему, я пришел к выводу, что самый важный фактор, послуживший единению ингушей и чеченцев – это религия. Да, именно Ислам стал той нитью, которая породнила эти народы. Это то, с чем нельзя спорить. У этих народов идентичны, в первую очередь, не язык, культура и обычаи, а Шейхи, которых чтят и ингуши, и чеченцы. И те, и другие чтят суфийских Шейхов – Устазов (наставников) – их еще называют «последниками тарикатов». Таким образом, я делаю вывод, что основополагающую роль в образовании вайнахской общности на Кавказе сыграла религия. Да, важную роль сыграли язык, адаты (традиции и обычаи), общая трагедия (насильственная депортация в 1944 году). Но, самое главное – это религия! Поэтому, делаю вывод, что вайнахи – это, в первую очередь, религиозное сообщество с близкими диалектами нахского языка.
Теперь, думаю, можно заканчивать статью. Надеюсь на то, что она оказалась для вас полезной и интересной. С этого момента слова «вайнах» и «вайнахи» должны быть для вас почти родными. Друзья, мне будет очень интересно прочитать ваше мнение в комментариях, готов обсудить все ваши взгляды на предложенную тему.
Да, чуть не забыл. Есть еще один народ, который можно также относить к вайнахам – это бацбийцы. Но, о них я расскажу в следующих статьях. Станьте читателем блога, чтоб не пропустить новые статьи блога.
Что означает вайнах на чеченском языке слово
Чечнцы (самоназв. нхчий) — северокавказский народ, проживающий на Северном Кавказе, основное население Чечни.
Самоназвание чеченцев — нохчий, (в единственном числе нохчо), на сегодняшний день учеными неоспоримо доказана древность происхождения этого этнонима[26], например в форме нахчаматьяне, упоминающемся в «Армянской географии» VII века.
Вайнхи, вайнх, нхские нарды — этническая общность народов и народностей Северного Кавказа (небольшая часть в Грузии) — чеченцы (нохчий), ингуши (галгай) и бацбийцы (бацой). Говорят на родственных нахских языках. Общая численность — свыше 2,5 миллионов человек.
Кто такие Нахи? Это очень тонкий и интересный вопрос. Дело в том, что каждый из нас думает, что, если произносится слово – Нах, то это обязательно, чеченец или ингуш. Нах, это – Люди. Народ. Человечество. А вот чеченцы и ингуши, есть – Вайнахи. Слово – Вай, в переводе с чечено-ингушского языка, означает – Наш! Вай – Наш. Нах – Народ, люди. Наш Народ. Наши Люди. Они, Вайнахи, говорят на Языке Пророка Ноха.
Уже многие годы ученые умы и чеченцев, и грузин, и армян, а может, и других народов трудятся над толкованием самоназвания НОХЧИ. В своих сочинениях некоторые из них выразили мысль, что «нохчи» означает Ноев народ или Народ Ноя, да приветствует его Бог Единый. Эту мысль поддержали и чеченские ученые, которые подтвердили, что на чеченском Нох (Ноах) – это имя Ноя. Что же касается второй составной слова – «чи» или «чий», то здесь мы сталкиваемся с расхождением ученых в объяснении смысла этой частицы. Часто на нее даже не отвлекаются, считая вполне достаточным сам корень «Ноах». На пути к расшифровке данной частицы мы столкнулись с удивительными «совпадениями», которые, впрочем, могут оказаться совсем не совпадениями, а истиной, скрытой многолетней пеленой истории.
Все, что будет сказано далее, ведёт к одной концепции: ЧИ или ЧИЙ означает «люди» или «народ».
ЧИЙ – неоднократно встречается в чеченском языке как форма множественного числа и обозначает некое «скопление, собрание, народ» К примеру, слово ХЬОЗА (птица) – ХЬОЗАР-ЧИЙ (птицы), СЕДА (звезда) – СЕДАР-ЧИЙ (звезды), СТУ (бык) – СТЕР-ЧИЙ (БЫКИ). Таким образом, мы подводим читателя к тому, что, основываясь на вышесказанном, нет никакого сомнения: частица ЧИЙ в слове НОХ-ЧИЙ имеет смысловой, а может и дословный перевод «люди» или «народ». А само слово НОХЧИЙ переводится как «народ Ноя».
Здесь возник еще один вопрос. Дело в том, что «нох» на чеченском означает ещё и «плуг». И тогда выходит, что нохчий дословно переводится как «пахари». Это оказалось было серьёзной пробкой в исследованиях учёных, если бы не был известен один примечательный нюанс: в Библии говорится, что после убийства Каином Авеля, земля была «проклята» и Каин не смог заниматься своим излюбленным делом – земледелием. Своего рода наказание. После же потопа, Господь вновь сделал землю плодородной, и потомки Ноя могли бы заняться возделыванием ее почвы. Здесь-то и пришёл на помощь Ной (Ноах), который вновь воссоздал плуг и научил людей пахать землю. В честь Ноя плуг был назван собственно «нох». Интересно, что эта Библейская история очень похожа на нахское предание о турпале-Нохчо, который фактически сделал то же самое, что и Ной. И я не исключаю, чтолегендарный Нохчо – и есть Ной. Но… Ва ЛлахIу аIламу, Аллах об этом знает лучше.
Каково же было наше удивление, когда подтверждение данному выводу (о значении слова «нохчий») мы нашли и в языке соседнего нам народа – русского. Русские (славяне) – это древний северный сосед нахов, обитавших на Кавказе. Нет никакого сомнения, что уже не первое столетие между нами идёт усиленный культурный обмен. Многое связывает и общая история. Но, на столько ли мы знаем эту общую историю, на сколько она в действительности имеет место быть?
Уважаемый читатель, взгляните: Москва и… к примеру, Томь. Как зовут жителя (уроженца) того и другого города? И так: москвич и томич. Да да! Москви-ч и томи-ч. Напомним, что в чеченских словах последняя гласная подлежащих не произносится?: так, например, слово ДОЗА имеет на конце А, но она не произносится. Итак, москви-ч и томи-ч. Не получается ли, что первое означает «(ча) человек из Москвы», а второе «человек из Томи». Но, что самое интересное, взгляните на форму ихмножественного числа: москви-ЧИ, томи-ЧИ. И вновь, да да! В данном случае мы видим ту же ситуацию, что и в чеченском языке. И таких примеров десятки: смоленичи, новгородичи, комичии многие многие – это система! И если мало этих примеров, то взгляните на данное наблюдение: трюка-ч (человек, делающий трюки)* трюка-ЧИ! Лиха-ч (человек, по нраву лихой) * лиха-ЧИ! Тяга-ч (человек, тянущий за собой)* тяга-ЧИ! Стука-ч (человек, доносящий)* стука-ЧИ И даже названия древних славянских племен: радими-ЧИ, вяти-ЧИ, криви-ЧИ.
Но, как же объяснить такие сходства в двух столь разных языках? Мы скоро подойдём к этому вопросу.
То, что слово ЧА в русском сохранилось и в доподлинном месте тоже можно доказать: ЧЕЛОВЕК. Это слово происходит от ЧЕЛО – лоб. А что за происхождение имеет слово чело? Удивительно, но ЛО в данном случае – это суффикс! Этот суффикс есть и в других русских словах, и нам легко доказать, что слово ЧЕЛО состоит из корня Ча и суффикса ЛО. Итак, слово МЕРИ-ЛО. Происходит от слова мерка. Смотрим: мерка – это действие. В слове мери-ло «мери» означает действие, то есть саму мерку. Но, что же значит ЛО? Смотрим логически… именно! «прибор»! или «предмет» и т.п. Примечательно, что на чеченском ЛО означает ДАЕТ. И выходит, что мери-ло имеет дословный перевод – дающий мерить! не верите? Вот еще пример: свети-ло! Свети (свет) – ло (дает)! И выходит – дающий свет! Разве это не очевидно!? Взгляните, в некоторых чеченских словах (так называемый V-вокал) при спряжении корневая А переходит в Е. этим объясняется переход чАло в чЕло. Этому есть доказательство и среди русских слов: ЖЕРЛО (вулкана)! Жар – ло: дающий жар! И здесь жАрло переходит в жЕрло.
Такая же аналогия и в чеченском: СА (свет) – серло (светило)! То есть «свет дающий». Это поразительно, но это так. Суффикс ЛО присутствует и в названиях тейпов (кланов) у чеченцев: Гучанкхал-ло, саьрба-ло, кIеса-ло, чIебир-ло, гIоьрда-ло, айткхал-ло, энакхал-ло, тIер-ло. В данных случаях ЛО подразумевало принадлежность человека к тейпу.Таким образом, мы подвели читателя к тому, что и в русском языке слово ЧА – человек, сохранилось в первичном варианте. А ЧЕЛО изначально понималось, возможно, как авторитет. Чело значит «дающая человечность». Недаром Лобным местом называли главное место.
Ещё один пример: толма-Ч, толма-ЧИ. Это слово вызывает у нас особенный интерес. Рассмотрим его и однокоренное ему то «толковать». В слове «толмач» корень – ТОЛ. В слове толковать – «ть», «а», «ов» и «к» – это известные и распространенные суффиксы, корень же – ТОЛ. Посмотрите, ТОЛковать означает «объяснять», а толмаЧ – человек, который объясняет, то есть толкует, переводчик. А теперь скажем, какое слово на чеченском соответствует данному? Именно! Талла! Наблюдается один корень. Скажете совпадение?»…
Итак, теперь ясно, что слово «ча» означает «человек», а «нохчи» — «Люди Ноя». Возникает вопрос: совпадение ли это? Или реальное самоназвание чеченцев? Мы не станем делать какие-то выводы. Да и не желаем этого. Ох уж эта история! Ох уж эти языки. Вы окончательно запутали наши беспокойные умы…