что регулируют словообразовательные нормы русского языка
План-конспект факультативного занятия в 10 классе на тему:«Правильность речи. Словообразовательные нормы современного русского литературного языка»
Данная разработка готова в использованию.Содержит теорию, практические задания, проверочный тест.
Содержимое разработки
План-конспект факультативного занятия в 10 классе
Тема: «Правильность речи. Словообразовательные нормы современного русского литературного языка»
Цель: Обобщить и систематизировать знания уч-ся о словообразовании, развивать навыки словообразовательного разбора, воспитывать любовь к русскому языку
2.Актуализация знаний уч-ся по теме.
Словообразование – это раздел науки о языке, который изучает структуру слова (из каких частей оно состоит, каково значение этих частей, какую позицию они занимают в слове) и способы образования слов.
Словообразовательные нормы регулируют выбор морфем, их размещение и соединение в составе нового слова.
Способы словообразования – способы образования новых слов.
Морфологические способы словообразования :
Приставочный способ. При образовании слов приставочным способом приставка присоединяется к исходному, уже готовому слову, при этом новое слово относится к той части речи, что и исходное слово. Например: удача – неудача, мощный – сверхмощный, что – кое-что, сколько– нисколько, читать – дочитать, ныне – доныне, завтра – назавтра, весело – невесело, верх – вверх.
Суффиксальный способ образования заключается в том, что к основе исходного слова прибавляется суффикс. Слова, образованные суффиксальным способом, как правило, являются другой частью речью. Данный способ является основным для образования имен существительных, прилагательных и наречий. Например: заготовить – заготовка, внук – внучок, нарезать – нарезка, раздражительный – раздражительность.
Приставочно-суффиксальный способ заключается в одновременном присоединении к основе исходного слова приставки и суффикса. Наиболее часто образуются этим способом существительные с суффиксами –ник, –й(е), –ок (нахлебник, наездник, напильник, наследник, наставник, подснежник, бездорожье, подарок, затылок), глаголы с суффиксом –ся (разворчаться, разбушеваться, разъехаться, размечтаться), наречия с приставкой по– и суффиксами –и, –ому, –ему (по-братски, по-деловому, по-солдатски, по-мужски, по-старому).
Способ сложения заключается в соединении в одном слове: 1) целых слов (диван-кровать, платье-костюм, булочная-кондитерская, ракета-носитель); 2) основ слов без соединительных гласных (партбилет, стенгазета, пол-Европы, полдыни, агитбригада); 3) основ слов с помощью соединительных гласных О или Е (новостройка, хлебозаготовка, кубометр, овощехранилище, жилищно-бытовой, агропромышленный); 4) основ с одновременным присоединением суффикса (земледелие, пятилетка, трехэтажный); 5) слиянием слов (вечнозеленый, труднодоступный, нижеподписавшиеся).
Сложение сокращенных основ – способ образования многих слов путем сложения сокращенных основ исходных слов (высшее учебное заведение – вуз). Сложносокращенные слова образуются: 1) сложением слогов или частей слов (специальный корреспондент – спецкор, командир батальона – комбат, полномочный представитель – полпред); 2) сложением названий начальных букв (Московский государственный университет – МГУ); 3) сложением начальных звуков (Московский художественный академический театр – МХАТ); 4) смешанным способом (главный комитет – главк, районный отдел народного образования – районо).
Бессуффиксный способ заключается в том, что от слова отбрасывается окончание (зеленый – зелень) либо одновременно отбрасывается окончание и отсекается суффикс (отлететь – отлет, повторить – повтор).
Неморфологические способы словообразования :
Разложение многозначного слова на омонимы (долг (задолженность) – долг (обязанность)).
Переход слова из одной части речи в другую (он сегодня дежурный – дежурный сотрудник).
Слияние сочетания слов в одно слово (сегодня сложено из: сего дня)
5.Словообразовательный разбор слов
Сделайте письменный словообразовательный разбор слов.
Добежать, десантник, сотрудник, бездомный, уцелеть, лесовоз, охотничий, бездорожье, сверхмощный, кто-то, нуждаться, водонепроницаемый, долгоиграющий, столовая, перелет, издалека, быстро (идти), по-новому, книголюб, землепашец, видоизменить, просмотр, ООН, старпом, красноречие.
Упражнение 2.
Сделайте письменный морфемный и словообразовательный разбор следующих слов.
Давление, докрасна, утомленный, гостиная, гордость, скоропортящийся, приземление, выступ.
Упражнение 3.
Запишите несколько примеров слов, образованных:
а) приставочным способом;
б) суффиксальным способом;
в) приставочно-суффиксальным способом;
г) способом сложения.
Прочитайте текст и выполните задания.
Задания к упражнению 4
1. Из выделенного предложения выпишите:
а) слова, не имеющие окончания;
б) слова с нулевым окончанием;
в) слова с формально выраженным окончанием.
Укажите для последних двух групп слов, какое грамматическое значение имеют окончания.
7.Проверочный тест по теме «Словообразование»
1. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
А) приехать,
Б) читатель,
В) неизбежный,
Г) виднеться.
2. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
А) восход
Б) заповедник
В) выполнение
Г) насухо
3. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
А) по-хорошему,
Б) новизна,
В) охотник,
Г) отнести.
4. Какое слово образовано суффиксальным способом?
А) прочитать,
Б) преодолеть,
В) походка,
Г) разрушение.
5. Какое слово образовано суффиксальным способом?
А) сторожка,
Б) нерешительный,
В) по-зимнему,
Г) полив.
6. Какое слово образовано приставочным способом?
А) купленный,
Б) где-нибудь,
В) доверху,
Г) размешать.
7. Какое слово образовано приставочным способом?
А) синь,
Б) управляемый,
В) распланировать,
Г) семилетка.
8. Какое слово образовано бессуффиксным способом?
А) кожаный,
Б) отлет,
В) водолаз,
Г) напольный.
9. Какое слово образовано бессуффиксным способом
А) синеть,
Б) наладчик,
В) лесоруб,
Г) подъезд.
10. Какое слово образовано способом сложения?
А) международный
Б) обороноспособный
В) перекресток
Г) сверхъестественный
11. В каком слове допущена ошибка в определении способа образования слова?
А) пересчитать – приставочный,
Б) разбег – бессуффиксный,
В) лесоруб – бессуффиксный,
Г) зевота – суффиксальный.
12. У В каком слове допущена ошибка в определении способа образования слова?
А) усиленно – приставочный,
Б) пробежать – приставочный,
В) выход – бессуффиксный,
Г) горение – суффиксальный.
13. кажите способ образования слова ПРИЗЫВ
А) приставочный,
Б) суффиксальный,
В) бессуффиксный,
Г) переход
14. Укажите способ образования слова ВОСХОД
А) приставочный,
Б) бессуффиксный,
В) суффиксальный,
Г) переход
15. B каком предложении есть слово, образованное путем перехода из одной части речи в другую?
А) Я композитор, но сейчас выступаю как пианист.
Б) Когда я вошёл в переднюю и заглянул в залу, я увидел умилительную картину.
В) Вытряхнули из шкафа остатки хлеба, муки и крупы, чтобы не развелись мыши.
Г) Потом она надела очки и прочитала несколько слов пришедшей накануне телеграммы.
Словообразовательный анализ и разбор слова по составу.
Лекция
Тема: Способы словообразования. Словообразовательные нормы
Выполнить задание: записать конспект лекции в тетрадь, придумать по 5 примеров на каждый из способов словообразования.
Работа будет оцениваться – зачтено – не зачтено
Работа, написанная неразборчивым почерком, оцениваться не будет.
1)Словообразование (от лат. derivatio — отведение) — это образование нового слова на базе однокоренного слова (или слов) по существующим в языке словообразовательным моделям.
Словообразование — это раздел науки о языке, который изучает строение слов и способы их образования.
Словообразовательные нормы — это нормы образования и употребления производных слов. Эти нормы отражены в толковых, грамматических, словообразовательных словарях.
2) Состав слова Слово состоит из основы и окончания. В основу входят приставка, корень, суффикс. Части слова называются морфемами.
Кроме материально выраженных, в языке иногда встречаются нулевые морфемы, т.е. морфемы, материально не выраженные, но обладающие грамматическим значением, например, в слове дом материально не выражено окончание, а в слове нес — окончание и суффикс прошедшего времени – л.
Главной морфемой слова является корень (общая часть родственных слов), соотносящийся с понятием и предопределяющий лексическое значение слова. Корень обязательно присутствует в слове, он может употребляться и без аффиксальных морфем, тогда как аффиксы без корня употребляться не могут.
Аффикс — это служебная морфема, видоизменяющая значение корня или выражающая отношение между словами в словосочетании и предложении. В классификации служебных морфем учитывается не только их местоположение по отношению к корневой морфеме, но и выполняемая ими функция, а также способность сочетаться с другими элементами этого же уровня.
Значимыми морфемами слова являются корень, приставка, суффикс.
Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными. Однокоренные слова могут относиться к одной части речи (дом, домик, домишко, домовой) или к разным частям речи (свет, световой, светить, светло).
В слове может быть один корень (земляной) или два корня (землекоп, землемер).
Морфема, стоящая перед корнем, называется префикс (от лат. praefixus — приставленный впереди) или приставка.
Приставка служит для образования новых слов или форм слов (ход — вход; добрый — предобрый).
В слове могут быть не одна, а две и более приставки: выход, безвыходный.
В русском языке большая часть приставок исконно русские (без-, от-, под-, над-, в-), но, есть и иноязычные приставки; суб-, анти-, контр-, экс-/ например: субъект, контракт, экс-президент.
Некоторые приставки имеют несколько значений, например: приставка при- может обозначать приближение (приплыть), близость (прибрежный), неполное действие (прилег).
Морфема, стоящая после корня, называется суффиксом (от лат. suffixus — подставленный). Суффикс также служит для образования новых слов (школа — школьник) или новых форм (играть — играл).
Морфема, стоящая в конце слова и служащая для связи слов в словосочетании или предложении, называется окончанием или флексией (от лат. flexio — сгибание).
Окончание выражает разные грамматические значения: у существительных, числительных и личных местоимений — падеж и число; у прилагательных, причастий и некоторых местоимений — падеж, число, род: у глаголов — лицо и число.
Окончание может быть нулевым, т.е. таким, которое не выражено звуками, например: нос, конь.
Способы словообразования.
В языках мира существует несколько способов словообразования. Среди них выделяются следующие:
1. морфологический (наиболее продуктивный способ словообразования во всех славянских языках): он заключается в создании новых слов путем сочетания морфем по существующим в языке правилам. Данный способ включает в себя приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксалъный, бессуффиксный, сложение;
Приставочный способ.
При образовании слов данным способом к исходному слову присоединяется приставка. Новое слово относится к той же части речи, что и исходные. Таким способом образуются имена существительные: ход — выход, свет — рассвет; имена прилагательные: большой — небольшой, вкусный — безвкусный, звуковой — сверхзвуковой; местоимения: кое-кто, некто, никого; глаголы: ходить — заходить, выходить, подходить, уходить; наречия: всегда, навсегда.
Суффиксальный способ.
При суффиксальном способе к основе исходного слова присоединяется суффикс.
Слова, образованные данным способом, могут быть как той же части речи (лес — лесник), так и другой (лес — лесной).
Приставочно-суффиксальный
При этом способе к исходному слову одновременно присоединяются приставка и суффикс: приусадебный, подорожник, Подмосковье, наездник.
Чаще всего данным способом образуются имена существительные: предпосылка, подоконник; глаголы: расписаться, увлечься; наречия: по-весеннему, по-русски.
Бессуфиксный способ заключается в том, что от слова отбрасывается окончание (черный — чернь) или может одновременно отбрасываться окончание и отсекаться суффикс: отдыхать — отдых, бранить — брань.
Сложение
Сложение — это образование нового слова путем объединения в одно словесное целое двух слов или двух и более основ. Слова, образованные в результате сложения, называются сложными. Сложные слова образуются:
1)путём сложения основ: вольнонаемник, сухофрукты, грузоподъёмник, генерал-майор, Екатеринбург, носорог, первоисточник, самозащита, долголетие, жизнелюбие, скалолаз, тепловоз, солнцепёк, тяжелодум;
2)путем сложения основ с одновременной суффиксацией (сложносуффиксальный способ): первоклассник (первый + класс + суффикс –ник), красногвардеец (красн-ая +гвард-ия + суффикс –ец);
3)путём сложения целых слов: телефон-автомат, школа-интернат;
2) неморфологический способ образования слов называется аббревиация, которая предполагает сокращение основ и образование новых слов в результате сложения сокращённых элементов или сокращённого элемента и целого слова. Возникающие таким образом слова называются аббревиатурами или сложносокращёнными словами. Например: главбух (глав-ный бух-галтер), МОСУ (Московский общественный социальный универстиет). Аббревиатуры создаются:
1) сложением сокращённых элементов слова или сокращённого элемента и целого слова (слоговой): главбух, завуч, медбрат, медсестра, студсовет;
2) сложением начальных букв (буквенный): МГУ, АТС, СНГ, ФРГ;
3)сложением начальных звуков (звуковой): тюз, МХАТ, ООН, США, СОШ, ссуз, вуз;
морфолого-синтаксический: образование нового слова путем перехода его из одной части речи в другую: столовая, мороженое. Слово при этом приобретает новые грамматические признаки;
лексико-синтаксический, который заключается в создании нового слова путем слияния в одну лексическую единицу сочетания слов: вечно-зеленый, сей-час — вечнозеленый, сейчас.
Словообразовательный анализ и разбор слова по составу.
Различают два вида анализа структуры словообразовательно мотивированных слов: морфемный анализ, т.е. разбор слова по составу, и словообразовательный анализ. Первый предполагает выделение всех составляющих слова, второй требует установления словообразовательной структуры слова, т.е. представить словообразовательную цепочку.
Сущность словообразовательного анализа заключается в толковании лексического значения производного слова на основе сопоставления значения и структуры двух близкородственных слов, в результате которого выясняется исходная единица и часть слова, прибавленная к ней при образовании этого слова. На основании этого определяется способ его образования.
Например: слово деревянный обозначает «сделанный из дерева», значит, его производной базой является слово дерево.
Разбор слова по составу связан с пониманием лексического значения данного слова, он предполагает подбор однокоренных слов, чтобы правильно выделить корень, в котором и заключается лексическое значение слова.
Дата добавления: 2020-04-25 ; просмотров: 667 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Пособие по Стилистике и культуре речи. Учебнометодический комплекс по дисциплине Русский язык и культура речи
§19. Словообразовательные нормы современного русского языка
Словообразование – это раздел науки о языке, который изучает структуру слова (из каких частей оно состоит, каково значение этих частей, какую позицию они занимают в слове) и способы образования слов.
Словообразовательные нормы регулируют выбор морфем, их размещение и соединение в составе нового слова.
Способы словообразования – способы образования новых слов.
§20. Морфологические нормы современного русского языка
Морфологические нормы– это нормы, которые регулируют образование форм слова в современном русском языке.
Морфологические нормы имени существительного
I. Определение рода у несклоняемых имен существительных
1. Неодушевленные несклоняемые существительные в подавляющем большинстве относятся к среднему роду, например: ателье, бра, желе, жюри, интервью, кашне, кашпо, меню, пенсне, попурри, рагу, ралли, рандеву, табу, шасси, шоу и др. (в орфоэпическом словаре зафиксировано около 300 таких слов).
От ведущей закономерности есть некоторые отступления. Колебания в роде у этой группы слов возникает под влиянием близких по значению склоняемых слов или общих названий смысловых групп:
а) к мужскому роду относятся названия ветров (сирокко, торнадо, солоно),
б) колебания между мужским и средним родом наблюдается в названиях танцев (липси, сиртаки, шимми), спиртных напитков (бренди, мартини); под влиянием синонимичного склоняемого слова (допустимо пенальти – мужского рода (удар);
в) колебания между средним и женским родом под влиянием склоняемых слов наблюдаются в словах: кольраби (капуста), авеню (улица), салями (колбаса).
2. Одушевленные несклоняемые существительные, называющие лиц, обычно мужского рода (атташе, буржуа, конферансье, маэстро, янки – в словаре таких слов около 40), но могут быть и женского рода (леди, пани, фрау, мадам, мисс). Несколько одушевленных несклоняемых существительных, называющих лиц, относятся к общему роду (ультра, хиппи, визави).
Несклоняемые одушевленные существительные – названия животных – тоже чаще относятся к мужскому роду (какаду, пони, фламинго). Некоторые допускают согласование по мужскому и женскому роду (прискакал кенгуру, прискакала кенгуру). Иногда это различие используется для обозначения самки и самца. Некоторые существительные относятся к женскому роду: иваси (рыба), колибри (птица), цеце (муха).Здесь также влияет род слов-аналогов русского языка: рыба, птица, муха.
3. Несклоняемые собственные имена, обозначающие географические названия, относятся к тому же роду, к которому принадлежат нарицательные существительные, обозначающие соответствующее родовое понятие, например: жаркий Батуми (город), широкая Колорадо (река), американский Колорадо (штат).
II. Определение рода у аббревиатур
Чтобы определить род аббревиатур, необходимо вначале определить тип сложносокращенного слова. Выделяют звуковые (образованные из сочетаний звуков слов) и буквенные (образованные из сочетаний начальных букв слов) аббревиатуры. Звуковые аббревиатуры бывают изменяемыми (вуз, ЗАГС, ТЮЗ) и неизменяемыми (УПИ, МаГУ). Буквенные аббревиатуры являются неизменяемыми (СНГ, ГКЧП).
У звуковых изменяемых аббревиатур с твердым согласным в конце слова род определяется по форме слова, например: вуз склоняется как существительное мужского рода с нулевым окончанием типа стол, поэтому вуз мужского рода – родной вуз. У остальных аббревиатур род определяется по стержневому слову: Например: ММК – Магнитогорский металлургический комбинат (главное слово – м.р.).
Иностранные аббревиатуры всегда среднего рода: ЮНЕСКО – ср.р.
III. Определение рода у имен существительных, обозначающих названия лиц по профессии, должности, званию
1. Большинство существительных, обозначающих названия лиц по профессии, должности, званию, употребляются только в мужском роде (юрист, судья, педагог, доцент, мастер спорта). Парных образований, признанных нормой, очень мало (ткачиха – ткач). Формы типа: докторша, кондукторша, врачиха запретны, так как а) фамильярны; б) обозначают и название женской профессии, и название жены человека с такой профессией.
Можно запомнить и редкое исключение из общей направленности. Слова балерина, машинистка, сиделка, маникюрша не имеют формы мужского рода. Вместо такой формы используют, описательный оборот (мастер по маникюру, премьер Большого театра и др.).
2. При существительных мужского рода, называющих профессию, должность, звание, но обозначающих женщину, сказуемое ставится в форме женского рода: Ректор университета регулярно выступала перед сотрудниками.
3. Согласование определений в женском роде с такими существительными (наша референт. ) носит разговорный характер (Правильно: наш референт…, молодой прокурор Иванова…, опытный экономист Петрова….)
4. При подлежащем, выраженным сочетанием нарицательного и собственного имени, сказуемое согласуется с последним: Референт Иванова помогласоставить директору отчет.
IV. Окончания имен существительных в именительном падеже множественного числа
Предлагаем запомнить следующие формы имен существительных:
Родной язык. Словообразовательные нормы. Материал лекции
Лекционный материал к занятию
Просмотр содержимого документа
«Родной язык. Словообразовательные нормы. Материал лекции»
Словообразовательные нормы. Особенности употребления суффиксов и приставок в текстах
Словарный состав языка пополняется, в первую очередь, в результате образования новых слов, которые требуются для наименования появляющихся новых понятий или иного называния уже существующих. Русский язык имеет богатый ресурс словообразовательных средств. Научиться ими пользоваться в соответствии с существующими в языке традициями, выработанными моделями, нормами — задача каждого образованного человека.
Словообразовательные нормы — это нормы образования и употребления производных слов. Эти нормы отражены в толковых, грамматических, словообразовательных словарях.
Широко распространённым способом словообразования в русском языке является морфемный способ, то есть образование слов с использованием различных словообразовательных (деривационных) морфем: суффиксов, приставок (префиксов), приставок и суффиксов одновременно, сложения основ и др.
Имена существительные активно образуются суффиксальным способом:
1) от основ прилагательных с помощью суффикса
-юг-): толстяк, умник, глупец, трудяга, хитрюга;
2) от основ глаголов с помощью суффикса
— путём отсечения суффикса: перелететь — перелёт, заикаться — заика;
3) от основ имён существительных с помощью суффикса
-ёныш): мышонок, котёнок, собачата, змеёныш;
— со значением лица мужского пола по роду деятельности (-ник,
-ец (-инец): Архангельск — архангелогородец, архангелогородцы, Астрахань — астраханец, астраханцы, Багдад — багдадец, багдадцы, Баку — бакинец, бакинцы, Белгород — белгородец, белгородцы, Белград — белградец, белградцы, Бишкек — бишкекец, бишкекцы, Вена — венец, венцы, Волгоград — волгоградец, волгоградцы, Выборг — выборжец, выборжцы, Генуя — генуэзец, генуэзцы, Екатеринбург — екатеринбуржец, екатеринбуржцы, Индия — индиец, индийцы, Лондон — лондонец, лондонцы, Люксембург — люксембуржец, люксембуржцы, Нижний Новгород — нижегородец, нижегородцы, Нью-Йорк — ньюйоржец, ньюйоркцы, Орехово-Зуево — ореховозуевец, ореховозуевцы, Пхеньян — пхеньянец, пхеньянцы, Санкт-Петербург — петербуржец, петербуржцы, Сочи — сочинец, сочинцы, Ставрополь — ставрополец, ставропольцы, Таганрог — таганрожец, таганрожцы, Тбилиси — тбилисец, тбилисцы, Тель-Авив — тельавивец, тельавивцы, Токио — токиец, токийцы, Феодосия — феодосиец, феодосийцы, Ханты-Мансийск — хантымансиец, хантымансийцы, Элиста — элистинец, элистинцы, Ярославль — ярославец, ярославцы;
-анин, (-янин): Афины — афинянин, афиняне, Варшава — варшавянин, варшавяне, Вологда — вологжанин, вологжане, Иркутск — иркутянин, иркутяне, Калуга — калужанин, калужане, Крым — крымчанин, крымчане, Курск — курянин, куряне, Минск — минчанин, минчане, Мурманск — мурманчанин, мурманчане, Париж — парижанин, парижане, Псков — псковитянин, псковитяне, Рига — рижанин, рижане, Рим — римлянин, римляне, Хабаровск — хабаровчанин, хабаровчане, Харьков — харьковчанин, харьковчане;
-ич: Вятка — вятич, вятичи, Кострома — костромич, костромичи, Москва — москвич, москвичи, Омск — омич, омичи, Томск — томич, томичи;
-як: Пермь — пермяк, пермяки, Сибирь — сибиряк, сибиряки;
От названий некоторых городов наименования жителей не образуются или образуются с трудом, поэтому в таких случаях следует употреблять описательные обороты, например: жители Буэнос-Айреса, Рио-де-Жанейро, Хайфы, Осло, Анапы, Хмельницкого, хутора Коржевского.
Часть имен существительных образуется:
1) префиксальным ( приставочным) способом от основ имён существительных — с помощью приставки
— со значением высокой степени интенсивности, превосходства (раз-, сверх-, супер-, архи-, ультра-, гипер-, экстра-): разумница, сверхприбыль, супермодель, архипорядок, ультразвук, гипервитаминоз, экстракласс;
— со значением противоположности, отрицания (анти-, противо-, контр-, де- (дез-), не-, а-, дис-, ин- (им-, ир-)): антизащита, противодействие, контрудар, демилитаризация, дезинформация, недруг, алогизм, дискомфорт, индетерминизм, имманентность (внутренняя какому-либо явления, происхождению из его природы), иррационализм;
— со значением неистинности, ложности (псевдо-, квази-): псевдооткрытие, квазидоказательства;
— со значением совместности (со-): соавтор;
— со значением подчинённости (под-, суб-): подгруппа, субпродукты;
2) префиксально-суффиксальным (приставочно-суффиксальным) способом — от основ имён существительных при помощи одновременного присоединения приставки и суффикса (конфикса)
— с пространственным значением (под+ник, на+ник, за+j, при+j, пред+j): подстаканник, наручник, Зауралье, приморье, предгорье;
— с временным значением (меж+j, без+j, пред+j): межсезонье, безвременье, предзимье;
— со значением отсутствия (без+иц, без(бес)+j, анти+ин): безработица, безденежье, бескультурье, антигриппин;
— со значением слабой степени обнаружения признака (про+отсечение суффикса): прозелень, проседь;
— со значением совместности (со+ниj(иj), со+нулевой суффикс): созвучие, соучастие;
4) путём сложения основ имён существительных, числительных, местоимений: вольнонаемник, сухофрукты, грузоподъёмник, генерал-майор, Екатеринбург, носорог, первоисточник, самозащита;
5) путем сложения основимён прилагательных и существительных или существительных и глаголов с одновременной суффиксацией: первоклассник (первый + класс + суффикс -ник), долголетие, жизнелюбие, скалолаз, тепловоз, солнцепёк, тяжелодум;
6) путём аббревиации: слоговой (полпред, студсовет), буквенной (МГУ, СПбГУ, СНГ, ИЧП, ФРГ, РСФСР), звуковой (вуз, ООН, США, МОУ, МДОУ, СОШ, ВАК), смешанной (УрГУ, СурГУ, СПбГУСЭ);
7 путём усечения производящей основы: рок (от рок-н-рол), зам (от заместитель), мерс (от мерседес), Афган, спец, комп (от компьютер).
Имена прилагательные образуются суффиксальным способом:
1) от основ имён существительных с помощью суффикса
— со значением свойственности ряду лиц или животных (-j-,- ин-,
2) от основ имён прилагательных с помощью суффикса
— со значением объективной оценки слабости, неполноты проявления признака (-оват-): глуповатый;
-им-): разрезной, горелый, тряский, шипучий, сидячий, влюбчивый, поджаристый, рассыпчатый, возбудимый;
4) от основ наречий с помощью суффикса –н- (и интерфикса (межморфемной прокладки –ш-): вчерашний, сегодняшний.
Часть имен прилагательных образуется префиксальным (приставочным) способом — от основы прилагательного при помощи приставки
— со значением интенсивности, полноты проявления признака (пре-, раз-, (раз-), архи-, сверх-, супер-, экстра-, ультра-): наиумнейший, преглупый, развесёлый, расчудесный, архисложный, сверходарённый, супермодный, ультрасовременный;
— со значением отрицания, противоположного качества (не-, анти-, противо-, ин-, им-, ир-, а-): нерентабельный, антинаучный, противовоспалительный, ирреальный, имморальный (=аморальный), инвариантный; в) со значением ложности, мнимости признака (квази-, псевдо-): квазиизвестный, псевдонаучный;
— со значением “в интересах чего-либо” (про-): проамериканский, профашистский;
— со значением “находящийся между” (интер-): интернациональный;
— со значением “движущийся через что-либо или расположенный за чем-либо” (транс-): трансконтинентальный;
— со значением “все” (пан-) паневропейский.
Имена прилагательные образуются префиксально-суффиксальным (приставочно –суффиксальным)способом:
— от основ глаголов при помощи приставки и суффикса со значением невозможности подвергнуться действию (не+н, не+м): неразрывный, непереносимый.
Часть прилагательных образуется:
— путём сложения основ: засухоустойчивый, зимостойкий, хлебо-булочный, сине-зелёный;
Глаголы в русском языке образуются суффиксальным способом
б) от основ имён прилагательных при помощи суффикса
— -и- (со значением “делать каким-либо”): злить, чернить, синить;
— -е- (со значением “становиться каким-либо”): добреть, чернеть, синеть;
— –ова-, –нича- (со значением “делаться каким-либо, казаться каким-либо”): пустовать, важничать;
в) от основ глаголов совершенного вида при помощи суффиксов
г) от основ местоимений, междометий, звукоподражаний при помощи суффикса –а-: якать, тыкать, выкать, охать, ойкать, нукать, мяукать;
Продуктивен префиксальный (приставочный) способ образования глаголов:
а) от основ глаголов при помощи приставок
— со значением направленности действия (в-, вз-, до-, за-, на-, о-, от-, пере-, при-, про-, с-, у-): вбежать, взлететь, донести, заехать, налететь, обежать, отрезать, перевезти, прибить, проскакать, спрыгнуть, уплыть;
— с количественно-временным значением (за-, по-, вз- (вс-), от-,
до-): заговорить, поехать, взреветь, вскричать, отцвести, дочитать;
— со значением окончания действия с оттенком полноты и качества его выполнения (раз- (рас-), пере-, на-, про-, вы-): разбаловать, расцеловать, перекормить, наговорить, проварить, выстроить;
— со значением полной исчерпанности предмета действия (вы-, из-, за-, с-, от-, про-): вырубить, измылить, зашить, скрутить, отлежать, проплакать;
— со значением дополнительного, добавочного действия или неполноты действия (до-, под-, при-, над-, недо-): докупить, подкрасить, привстать, надрубить, недодумать.
Многие глаголы образуются префиксально-суффиксальным способом (приставочно-суффиксальным)— при помощи приставки и суффикса:
а) от глагольных основ
— с разнообразными значениями при помощи приставки (в-, за-, на-, из- (ис-), до-) и суффикса (постфикса) –ся: вдуматься, зачитаться, нагуляться, исписаться, дозвониться;
б) от основ имён существительных с помощью приставки за-, об-, раз- (рас-), при, обез- (обес-) и суффикса -и-: заземлить, облесить, раскулачить, пригубить, обезжирить;
г) от основ числительных с помощью приставки у- и суффикса -и-: удвоить;
д) от основ наречий с помощью приставки пере- и суффикса -ива-: переиначить, перетакивать;
Небольшая часть глаголов образуется путём сложения основ местоимения и глагола: самоустраниться, самовоспламениться.